Рабочая программа познавательной направленности по формированию математического и сенсорного развития с использованием ТИКО-технологий
рабочая программа по математике (подготовительная группа)

Ханбекова Наталия Викторовна

Пояснительная записка

Рабочая программа познавательной направленности по формированию элементарных математических представлений у детей группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет .

Цель программы: формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, развивать самостоятельность, инициативу, творчество в поиске ребенком вариативных способов сравнения, упорядочения, классификации объектов окружения, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости, способствовать проявлению исследовательской активности , в процессе решения задач разных видов.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_geometriya_podgotovitelnaya.docx65.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №18 «Ручеек»

Рабочая программа

Рассмотрена и принята

педагогическим советом № 1  

«31» августа 2020г.

 

УТВЕРЖДАЮ                                                                          Заведующий  МБДОУ «Детский сад № 18«Ручеек»

                                                                   Новикова Е.В.

Приказ от   31.08.2020 г. № 131        

Образовательная область: познавательное развитие

Основная  образовательная  деятельность: математическое и сенсорное развитие

Возрастная группа: 6-7 лет

Сведения о разработчиках: Ханбекова Н.В.

2020– 2021 учебный год

Тамбов

Пояснительная записка

Рабочая программа познавательной направленности по формированию элементарных математических представлений у детей группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет составлена  на основе Образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 18 «Ручеек», в соответствии с ФГОС ДО.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического пособия:

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» под ред. Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайловой, СПб «Детство-пресс», 2014.
  2.  Конструктор ТИКО

Режим реализации программы

Общее количество  образовательных ситуаций в год

Количество  непосредственно образовательных ситуаций в неделю

Длительность  непосредственно образовательной ситуации

Форма организации образовательного процесса

28

1

30 минут

групповая

 Программой предусмотрено проведение:

─ диагностических занятий - 6

─ практических   занятий   -  28

─ закрепление изученного материала по индивидуальному  плану педагога -2

Цель программы: формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, развивать самостоятельность, инициативу, творчество в поиске ребенком вариативных способов сравнения, упорядочения, классификации объектов окружения, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости, способствовать проявлению исследовательской активности , в процессе решения задач разных видов.

                                                           Задачи обучения:

                      Поисково- исследовательская деятельность

  • Развивать самостоятельность, инициативу в познавательно-исследовательской деятельности, поддерживать проявления индивидуальности в исследовательском поведении ребенка.

  • Совершенствовать познавательные умения . замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, использовать вариативные способы сравнения, с опорой на систему сенсорных эталонов, упорядочивать, классифицировать объекты действительности, применять результаты познания в разных  видах детской деятельности.

  • Развивать умение включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, представлять совместные результаты познания.

Величина

  • Закреплять умение считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
  • Закреплять умение делить предмет на 2-8 и более равных частей путем , используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
  • Формировать первоначальные измерительные умения. Развивать умение измерять длину, ширину, высоту , находить периметр плоской фигуры с помощью условной меры .
  • Закреплять умение детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.
  • Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.

Форма

  • Дать представления о многоугольниках.                
  • Учить различать и называть геометрические фигуры, выделять их свойства( квадрат, прямоугольник, равносторонний треугольник, равнобедренный треугольник, прямоугольный треугольник, ромб, трапеция, параллелограмм, куб. призма , пирамида, октаэдр и т.д), выделять структуру плоских и объёмных фигур)  
  • Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника), о прямой линии, отрезке,  прямой.
  • Закреплять умение распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам,   классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
  • Закреплять умение моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов — один большой прямоугольник; из частей круга — круг, из четырех отрезков — четырехугольник, из двух коротких отрезков—один длинный и т.д.; конструировать фигуры по словесному описанию и
  • перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.

Закреплять умение анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.

Ориентировка   в   пространстве

  • Учить детей ориентироваться на ограниченной территории , используя конструктор ТИКО; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).
  • Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
  • Формировать умение «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
  • Развивать логическое мышление

  Педагогический анализ знаний и умений детей проводится два раза в год.

Продолжительность диагностического периода:

Стартовая диагностика: 01.09.2020- 15.09.2020 г.,

Итоговая диагностика: 01.05.2021 - 30.05.2021 г.

Целевые ориентиры подготовки детей 6-7 лет по математическому и сенсорному развитию:

  •  Свободно различает величины: длину, ширину, высоту;  объем (вместимость), массу (вес предметов) и способы их измерения.
  • Измеряет длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимает зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения).
  • Умеет делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть.

Различает и называет геометрические формы: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.), шар, куб. Проводит их сравнение.

Ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначает взаимное расположение и направление движения объектов; пользуется знаковыми обозначениями.

  •  Различать  и называть плоские и объёмные геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, трапеция, параллелограмм, куб ,призма, пирамида и т.д.).\
  • Освоить способ воссоздания фигуры из частей, деление фигуры на части.
  • Выделять острые, тупые и прямые углы.
  • Находить периметр многоугольника.
  • Освоить умение выделять структуру объёмных геометрических фигур ( вершины, грани, ребра)
  • Понимать взаимосвязь между плоскими и объёмными фигурами.
  • Освоить классификацию фигур по  внешним структурным признакам.
  • Организовывать и осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с собственным замыслом

Календарно-тематическое планирование

Дата

Организованная образовательная деятельность

Игровые ситуации в процессе жизнедеятельности.

Тема

Занятий

Программные задачи

Содержание деятельности

1-2 неделя

сентябрь

                                                                                Мониторинг

1            

3 неделя

сентябрь

    Занятие №1

Знакомство с геометрией.

Формирование понятийного аппарата.

Многоугольники.

. Формирование «понятийного аппарата» в рамках исследовательской деятельности.

Познакомить с понятиями «цель», «задача», «гипотеза»,

«геометрия»

Исследование многоугольников. Изучение комплекции конструктора ТИКО:

 «многоугольники», «треугольники», «пятиугольник», «шестиугольник», «семиугольник», «восьмиугольник».

Формирование представлений о возможности определения в речи конечной цели деятельности на примерах, близких опыту детей.

 Формирование умений выдвигать предположение, связанное с достижением конечных результатов своей деятельности.

Учить систематизировать полученные данные путем заполнения таблицы.

1. Знакомство с геометрией.   Презентация «История геометрии»

2 . Знакомство с конструктором ТИКО. Инструкция по работе с конструктором.

3. Мультимедийная презентация «Королевство многоугольников»

3.  Физкультминутка «Буратино»

4. 3.Работа в тетрадях (задание №1). Заполнение предложенной воспитателем таблицы - «Название фигуры-количество углов- количество сторон». Формировать умение делать вывод на основе исследовательской деятельности.

5 Рефлексия

Развивающая игра «Сложи узор»

Игры с конструктором ТИКО

Дид игра «На что похожа фигура»

2

 

4 неделя сентябрь

 Занятие №2

Знакомство с геометрическими понятиями «линия», «точка».

.

Познакомить детей с геометрическими понятиями «точка», «линия», «прямая», «кривая», «ломанная». Расширять о обогащать знания о геометрических объектах и их свойствах.

Учить ориентироваться в пространстве.

1    Знакомство с точкой

2     Как её можно начертить?

. Что получится. Если след от карандаша (точки) продлить в сторону? Показать детям, что линия получится если точку (след от карандаша) продлить в любую сторону. Дать детям понятие, что линии бывают прямые, кривые и ломанные, что у них нет начала и конца, они бесконечны, их можно продлевать сколько угодно. Научить детей чертить разные линии. Отличать и называть их.

3 Работа в тетради. Задание №2

4 Физкультминутка «Кто живет у нас в квартире»

5 Диктант «Кот Шалун»» (НПО «РАНТИС» «ТИКО-конструирование. Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста» стр.36

  1. Рефлексия.

. 

Игра «На что похоже- дорисуй»

Подвижная игра «Найди пару»

3

1 неделя. октябрь

Занятие №3

Исследование многоугольников. Четырёхугольники - квадрат

Расширить и обобщить знания о квадрате, как прямоугольнике, у которого все стороны равны.

Продолжать учить правильно измерять стороны фигур при помощи линейки.

Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения.

Учить систематизировать полученные данные путем заполнения таблицы.

Учить ориентироваться в пространстве.

1.Предложить детям найти все прямоугольники в наборе конструктора. Среди них выделить квадраты.

2.Решение проблемных ситуаций в ходе исследовательской деятельности (постановка цели, задач, выдвижение гипотезы): если у прямоугольника все стороны равны, то это –квадрат.

3.Физкультминутка «Все умеем мы считать»

4.Исследовательская деятельность-измерить при помощи измерительного прибора- линейки стороны квадрата, исследования записать в таблицу и сделать вывод. Тетрадь -задание №3

. Графический диктант «Кот Пушок» «ТИКО-конструирование. Методические рекомендации по конструированию…»

стр. 35

5 Рефлексия

Игра «Кто быстрее назовёт углы»

Чтение геометрической сказки «Барон Квадрат».

4

   

2 неделя. октябрь

Занятие №4

Исследование многоугольников. Четырёхугольники - прямоугольник

.

Закрепить знания о прямоугольнике. Познакомить с понятиями «длина» «ширина», «противоположный».

Научить правильно измерять стороны фигур при помощи линейки

Упражнять в формулировке цели исследования, задач и выдвижении гипотезы.

Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения.

Учить систематизировать полученные данные путем заполнения таблицы.

Учить ориентироваться в пространстве.

1 Предложить детям найти все прямоугольники в наборе конструктора. Сравнить квадраты и прямоугольники.

2.Решение проблемных ситуаций в ходе исследовательской деятельности (постановка цели, задач, выдвижение гипотезы).

 3 При помощи линейки измерить стороны прямоугольника, исследования записать в таблицу и сделать вывод: у прямоугольника равны не все стороны, а только противоположные. Тетрадь –задание №4.

4 Физкультминутка «Все умеем мы считать»

5. Графический диктант «Кот Пушок» «ТИКО-конструирование. Методические рекомендации по конструированию…»

стр. 35

6 Рефлексия

Геометрические игры с конструктором ТИКО «Собери героев сказок»

 Настольная игра «Геометрический планшет»

Чтение геометрической сказки «Полезный Прямоугольник».

5

3 неделя октябрь

Занятие №5

Исследование многоугольников. Сравнительный анализ треугольников. Равносторонний треугольник

.

Закрепить знания о треугольнике.  

Познакомить с понятиями «вершина», «угол», «сторона»,

равносторонний треугольник.

Продолжать учить правильно измерять стороны фигур при помощи линейки.

Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения.

Учить ориентироваться в пространстве.

 

1. Предложить детям найти в наборе конструктора все треугольники.

2 Решение проблемных ситуаций в ходе исследовательской деятельности (постановка цели, задач, выдвижение гипотезы): Все ли треугольники одинаковые. Выделить равносторонние треугольники. Исследования записать в таблицу. (Тетрадь-задание №5)    Познакомить с понятием «равносторонний треугольник»

3 Физкультминутка «Все умеем мы считать»

4 Диктант «Кот Мурзик» (НПО « РАНТИС» « ТИКО-конструирование . Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста» стр.36

 5. Рефлексия

Конструирование зайца из конструктора ТИКО

 Настольная игра

«Сложи узор»

6

 

4 неделя

октябрь

Занятие №6

Исследование многоугольников. Сравнительный анализ треугольников

Равнобедренный треугольник.

 

.

  Закрепить знания о треугольнике. Продолжать закреплять понятия «вершина», «угол», «сторона»

 

Познакомить с понятием: «равнобедренный треугольник».

Продолжать учить правильно измерять стороны фигур при помощи линейки.

Развивать самостоятельные практические навыки, умение сравнивать и анализировать, делать выводы и умозаключения.

Учить ориентироваться в пространстве.

.

 1 Предложить детям найти в наборе конструктора все треугольники.  Выделить среди них равнобедренные треугольники по образцу. Предложить детям исследовать треугольник – измерить стороны при помощи линейки, результаты записать в таблицу и сделать вывод. Работа в тетради- задание № 6

2.Решение проблемных ситуаций в ходе исследовательской деятельности (постановка цели, задач, выдвижение гипотезы). Сделать вывод: треугольник, у которого две стороны одинаковые – называется равнобедренным треугольником.

 

3 Физкультминутка «Кинь, кинь, перекинь»

4 Предложить детям в тетради начертить равнобедренный и равносторонний треугольник.

 

5 Рефлексия

.

Дид игра «Помоги исправить ошибку».

Конструирование при помощи конструктора ТИКО.

Геометрическая раскраска.

7

1 неделя

ноябрь

Занятие №7

Исследование многоугольников. Сравнительный анализ треугольников.

Прямоугольный треугольник

        

.

. Закрепить знания о треугольнике.  

Познакомить с понятием «прямоугольный треугольник». Закрепить знания о прямом угле.

Продолжать учить правильно измерять стороны фигур при помощи линейки.

Упражнять в формулировке цели исследования, задач и выдвижении гипотезы.

Развивать самостоятельные практические навыки, умение сравнивать и анализировать, делать выводы и умозаключения.

Учить ориентироваться в пространстве

  - 1 Предложить детям найти в наборе конструктора все треугольники и прямоугольник. Вспомнить, почему прямоугольник имеет такое название.  

2 Исследовательская деятельность: Путем наложения друг на друга прямоугольника и прямоугольного треугольника сделать вывод, что у треугольника может быть один прямой угол и такие треугольники называются прямоугольными.

 Вспомнить, какой угол называется прямым. Найти все треугольники с прямыми углами. Познакомить с понятием «прямоугольный треугольник».

4 Начерти в тетради при помощи линейки прямоугольный треугольник. Задание №7

3 Физкультминутка «Раз – два – три – четыре – пять»

4 Предложить собрать логический квадрат из красных, желтых и зеленых ТИКО-квадратов.

5 Рефлексия

Конструирование и моделирование при помощи конструктора «ТИКО»

по технологическим картам.

П/игра «Кто быстрее сделает фигуры из резинок»

8

2 неделя

ноябрь

Занятие №8

Исследование многоугольников. Четырехугольники - ромб

. Продолжать закреплять знания о многоугольниках.

 Исследовать ромб. Учить сравнивать фигуры – ромб и квадрат, находить сходства и различия и делать соответствующие выводы.

Продолжать учить правильно измерять стороны фигур при помощи линейки.

Учить систематизировать полученные данные путем заполнения таблицы.

1 Вспомнить, какие бывают многоугольники. Среди всех фигур выделить все четырехугольники. Найти среди них квадраты и ромбы.

2 Исследовательская деятельность: Предложить детям сравнить квадрат и ромб. Предположить, чем они похожи и чем отличаются друг от друга. Проверить Длины сторон ромба при помощи линейки. Данные занести в таблицу (Задание 8) Сделать вывод. Путем наложения сравнить углы квадрата и ромба и сделать вывод:

ромб-это четырехугольник, у которого все стороны равны, а углы –нет.

3 Физкультминутка «Раз, два — стоит ракета»

4 Диктант «Олень» (НПО «РАНТИС» «ТИКО-конструирование. Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста» стр.39

5 Рефлексия

Дид.игра «Угадай, что спрятали»

Игры с блоками Дьеныша

 

Настольная игра «Математическое лото»

9

3 неделя

 ноябрь  

Занятие №9

Исследование многоугольников. Четырехугольники - трапеция

  Продолжать закреплять знания о многоугольниках.

Познакомить с понятием «трапеция».

Исследовать трапецию.  Учить выявлять ее основные свойства.

Упражнять в формулировке цели исследования, задач и выдвижении гипотезы.

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу

Развивать самостоятельные практические навыки, умение сравнивать и анализировать, делать выводы и умозаключения.

Учить ориентироваться в пространстве.

Учить систематизировать полученные данные.

1 Предложить детям найти в наборе конструктора фигуру по образцу (если в наборе трапеции нет-предложить сконструировать по образцу).

2. Исследовательская деятельность: измерить стороны трапеции линейкой и записать полученные результаты в тетрадь (задание №9)

 3. Учить делать вывод: «Трапеция- четырехугольник, у которого только две стороны равны»

4. Физкультминутка «На болоте две подружки»

5. Диктант «Птенец» (НПО « РАНТИС» « ТИКО-конструирование . Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста» стр.39.

6.   Рефлексия

Дид игра «Помоги исправить ошибку»

Речевая игра «Договорка»

10

4 неделя ноябрь

Занятие №10

Исследование многоугольников. Четырехугольники - параллелограмм

Продолжать закреплять знания о многоугольниках.

Познакомить с понятием «параллельный» «параллелограмм».

Исследовать параллелограмм.  Учить выявлять ее основные свойства: Не все стороны равны, стороны параллельны.

Упражнять в формулировке цели исследования, задач и выдвижении гипотезы.

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу

Развивать самостоятельные практические навыки, умение сравнивать и анализировать, делать выводы и умозаключения.

Учить систематизировать полученные данные.

 

 1 Вспомнить, какие бывают многоугольники. Среди всех фигур выделить все четырехугольники. По образцу предложить найти параллелограмм.

 

2 Физкультминутка «На болоте две подружки»

3 Исследовательская деятельность: измерить стороны параллелограмма линейкой и записать полученные результаты в тетрадь (задание № 10). Учить делать вывод: «Параллелограмм- четырехугольник, у которого не все стороны равны, Стороны параллелограмма параллельны.

4 Диктант «Черепаха» ( НПО « РАНТИС» « ТИКО-конструирование . Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста» стр.40

5 Рефлексия

Настольная игра «Построй из геометрических фигур»

Чтение геометрической сказки «Белочка и геометрические фигуры»

11

1 неделя

декабрь

Занятие №11

Исследование многоугольников. Пятиугольник и шестиугольник.

 

Продолжать закреплять знания о многоугольниках

Выяснить названия фигур с соответствующим количеством углов.

Познакомить с понятием «пятиугольник» и «шестиугольник»

Упражнять в формулировке цели исследования, задач и выдвижении гипотезы.

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу

Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения.

Учить систематизировать полученные данные

. Развивать конструктивные и творческие навыки.

1 В наборе конструктора предложить найти многоугольники с пятью углами.

Предположить, как они могут называться.

Сделать вывод: многоугольник, с пятью углами называется пятиугольником.

2 В наборе конструктора найти также шестиугольники. Выяснить, как называется многоугольник с шестью углами?

 

3 Предложить детям начертить в тетради пятиугольник и шестиугольник, путем соединения пяти и шести точек при помощи линейки (тетрадь задание №11)

4. Физкультминутка

5 Предложить сконструировать пяти- и шестиугольники путем замещения фигур (приложение 8)

6 Рефлексия

Дид. игра «Поезд из геометрических фигур»

Чтение геометрической сказки

«Как треугольник и круг познакомились с квадратом»

12

2 неделя декабрь

Занятие №12

«        Выявление закономерностей. Конструирование узоров и орнаментов»

Расширить и обобщить знания о таких понятиях, как «узор», «орнамент», «симметрия».

Упражнять в формулировке цели исследования, задач и выдвижении гипотезы.

Развивать самостоятельные практические навыки, умение сравнивать и анализировать, делать выводы и умозаключения.

Воспитывать интерес к конструированию.

1.Содержательная беседа: расширить, закрепить и обобщить знания детей об узорах и орнаментах, использование их в народном прикладном искусстве (использовать презентацию (Приложение №6)

2.Решение проблемных ситуаций в ходе исследовательской деятельности (постановка цели, задач, выдвижение гипотезы): Можно ли составить узор из геометрических фигур?

 

3 - Составление плоскостного узора на основе симметрии.

4 Формулирование вывода

5 Физкультминутка

6 Трансформация узора в объемной фигуре - конструирование предметов посуды – «чашка и блюдце»,  (  И.В. Логинова «Папка по ТИКО-моделированию. Технологические карты №1.Для создания объёмных конструкций.») Т.к.№25

7 Рефлексия.

Дид игра «На что похожа фигура»

Рисование «Геометрический лес»

13

3 неделя

декабрь

Занятие №13

Периметр.

Познакомить детей с понятием «периметр».

Научить правильно измерять стороны фигур при помощи линейки.

Упражнять в формулировке цели исследования, задач и выдвижении гипотезы.

Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения.

.

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу

Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения.

Учить систематизировать

 полученные данные. Учить ориентироваться в пространстве.

1 Мультимедийная презентация

«Периметр» (приложение 7, исследование

2 Дать понятие «Периметр»

3 Физкультминутка «Раз — мы встали, распрямились

4 Исследовательская деятельность: предположить, что у фигур

, больших по размеру, периметр больше и наоборот. Предложить детям измерить периметры большого и малого квадратов

, записать данные в таблицу. Задание №12.

 5.Сделать вывод.

(Измерения производятся в условных единицах-сторонах маленьких фигур-квадратов, из маленьких квадратов конструируется 2-один со сторонами размером в два маленьких квадрата, и один со сторонами три квадрата.)

6 Рефлексия

П/игра с мячом «Назови фигуру»

Настольно-дидактическая игра «Танграм»

14

4 неделя декабрь

Занятие №14

Периметр.Решение логических задач.

.

Закреплять понятие «периметр».

Упражнять правильно измерять стороны фигуры при помощи линейки.

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.

Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения.

Учить систематизировать полученные данные. Учить ориентироваться в пространстве.

1 Диктант «Мороженое» НПО «РАНТИС» «ТИКО-конструирование. Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста» стр.45

2 Предложить измерить периметр полученной фигуры.

3. Физкультминутка

4 Задания на развитие логического мышления: НПО « РАНТИС» « ТИКО-конструирование . Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста» №№1,2,3

5 Рефлексия

Дид.игра «Продолжи узор».

Загадывание загадок о геометрических фигурах.

15

3 неделя

январь

Занятие №15

Выделение частей и целого.

Учить выделять заданное количеств фигур из множества

Понятия - «целое», «часть».

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.

Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения.

Учить систематизировать полученные данные. Учить ориентироваться в пространстве.

Развивать логическое мышление.

1 Предложить сконструировать большой квадрат из четырех маленький. Выделить часть и целое.

2Дать понятие части и целого.

3 Логические игры и задания НПО «РАНТИС» «ТИКО-конструирование. Методические рекомендации по конструированию.»  стр58-59

4 Физкультминутка

5 Диктант «Фиалка» НПО «РАНТИС» «ТИКО-конструирование. Методические рекомендации по конструирован стр. 41. Выделить и назвать части полученной фигуры

6 Рефлексия

Конструирование домашних животных с помощью конструктора ТИКО.

Дид. игра «Придумай и раскрась»

 Изготовление из снега геометрических тел, украшение цветными льдинками.

 Лепка животных из снега. 

16

4 неделя  

январь

Занятие №16

Множества

Учить детей выделять множества и подмножества

 Знакомить с операциями «объединение множеств» и «пересечение множеств»      используя круги Эйлера.

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу

Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения

. Развивать логическое мышление.

Формировать конструктивные и творческие навыки.

Рассказать детям сказку о множествах. Дать понятия «множество»

2 Практическое задание: выделить подмножества в наборе конструктора ТИКО.

3 Игры с кругами Эйлера. Приложение 8.

4 Свободное конструирование с использованием фигур одного подмножества (прямоугольники, квадраты, треугольники, красные, синие, зеленые и т.д.)

5 Физкультминутка.

6 Диктант «Черепаха» (НПО «РАНТИС» «ТИКО-конструирование. Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста» стр. 40

7 Рефлексия

Игра «Отгадай

задуманную фигуру и нарисуй ответ»

Настольная игра «Математический планшет

. «Выпечка» тортов из снега, украшение цветными льдинками.

17

1 неделя февраль

Занятие №17

Конструирование гекзаэдра(четырехугольная призма, куб). Сопоставление геометрической формы с аналогичными предметами.

Познакомить детей с гексаэдром.

Закреплять понятия «многогранник», «куб», «грань», «ребро», «вершина», «развертка».

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу

Развивать самостоятельные практические навыки, Умение анализировать, делать выводы и умозаключения.

 Развивать логическое мышление.

Формировать конструктивные и творческие навыки.

1 Беседа «Путешествие в страну объёмных фигур»

2 Демонстрация гексаэдра.

3Беседа по вопросам:

 - Как называется фигура?

 - Плоская или объёмная?

 - Из каких плоских фигур сконструирован гексаэдр?

 -Сколько нужно взять квадратов, чтобы получить гексаэдр.

4 Дать понятие «развертка».

  Конструирование развертки куба по образцу.

5 Конструирование гексаэдра.

6 Дать понятия «ребро», «вершина», «грань»

7 Физкультминутка

7  Исследовательская деятельность: Исследовать гексаэдр и заполнить таблицу:/количество вершин-количество ребер-количество граней/( работа в тетради , задание №13)

8 Учить делать вывод.

9 Рефлексия

.

Дид игра «Подбери фигуру»

Игра «Продолжи узор»

18

2 неделя

февраль

Занятие №18

Исследование и конструирование многогранников

Прямоугольный параллепипед (четырехугольная призма)

 Познакомить детей с параллелепипедом.

Закреплять понятия «вершина», «развертка»,

«многогранник», «параллелепипед», «грань», «ребро

 Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу

 

. Развивать логическое мышление

. 1 Демонстрация параллелепипеда.

2 Выяснить, из каких фигур состоит многогранник.

3 Конструирование по образцу развертки прямоугольного параллелепипеда.

4 Конструирование параллелепипеда.

5 Закрепить понятия «ребро» , «вершина», « грань»

7 Поисково- исследовательская деятельность: исследование прямоугольного параллелепипеда и заполнение таблицы. (работа в тетради задание №14)

8 Конструирование куба и параллелепипеда. Сравнить многогранники.

9 Рефлексия

Чтение геометрической сказки «Купец Круг»

Логическая игра «Колумбово яйцо»

19

3 неделя февраль

Занятие №19

Исследование и конструирование многогранников

Треугольная и пятиугольная призмы

Познакомить детей с  призмой..

Закреплять понятия «призма», «вершина», «развертка» .

Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.

Закреплять умение ориентироваться в пространстве.

 

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу

и творческие навыки.

1 Демонстрация призмы.

2 Выяснить, из каких фигур состоит многогранник. Закреплять понятия «ребро», «вершина», «грань»

3 Конструирование по образцу развертки треугольной призмы.

4 Поисково-исследовательская деятельность: исследование треугольной призмы и заполнение таблицы (Задание №15)

5 Физкультминутка

6 Конструирование по образцу развертки пятиугольной призмы.

7 Поисково-исследовательская деятельность: исследование пятиугольной призмы и заполнение таблицы (тетрадь-задание №15).

8 Сравнение пятиугольной и треугольной призм.

9 Рефлексия

Речевая игра «Найди ошибку в описании фигуры»

Рисование «Геометрический город»

Конструирование по технологическим картам с конструктором ТИКО

20

4 неделя февраль  

Занятие №20

Исследование и конструирование многогранников

Шестиугольная и восьмиугольная призмы.

.

Закреплять понятия «призма», «вершина», «развертка».

Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.

Закреплять умение ориентироваться в пространстве.

 

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.

1 Демонстрация шестиугольной призмы.

2 Исследование шестиугольной призмы. Выяснить, из каких фигур состоит многогранник. Закреплять понятия «ребро», «вершина», «грань»

3 Конструирование по образцу развертки шестиугольной призмы.

4 Поисково-исследовательская деятельность: исследование восьмиугольной призмы и заполнение таблицы Задание № 15)

5 Физкультминутка.

6 Конструирование по образцу развертки восьмиугольной призмы.

7 Поисково-исследовательская деятельность: исследование восьмиугольной   призмы и заполнение таблицы.

8 Сравнение шестиугольной и восьмиугольной призм.

9 Рефлексия

Рельефная лепка «Аквариум с рыбками из геометрических фигур»

Настольная игра «Геометрическая мозаика»

21

1 неделя

март

Занятие №21

Многогранники

Многогранники. Треугольная пирамида

Объемное моделирование.

Исследование и моделирование предметов окружающего мира на основе пирамиды.

Познакомить детей с пирамидой.

Закреплять понятия «пирамида», «вершина», «развертка», «основание».

Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.

Закреплять умение ориентироваться в пространстве.

 

Развивать поисковую деятельность и интеллектуальную инициативу.

Учить ориентироваться в пространстве.

1 Рассказ воспитателя о Египетских пирамидах. Мультимедийная презентация

2 Демонстрация треугольной пирамиды

.

2 Исследование треугольной пирамиды ..Выяснить , из каких фигур состоит многогранник. Закреплять понятия «ребро», «вершина», «грань», «основание».

3 Конструирование по образцу развертки треугольной пирамиды.

4 Поисково-исследовательская деятельность: исследование треугольной пирамиды и заполнение таблицы (задание №16)

4 Физкультминутка.

5 Моделирование предметов окружающего мира на основе треугольной пирамиды.

6   Диктант «Трактор» (НПО «РАНТИС» «ТИКО-конструирование. Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста» стр.46

7 Рефлексия

Сюжетно-ролевая игра «В королевстве геометрических фигур»

Дид игра «Сосчитай, сколько треугольников»

22

2 неделя март  

Занятие №22

Многогранники

Четырехугольная и пятиугольные пирамиды

 

Исследование и моделирование предметов окружающего мира на основе пирамиды.

 

Закреплять понятия «пирамида», «вершина», «развертка» «основание», «четырехугольные», «пятиугольные»

Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.

Закреплять умение ориентироваться в пространстве.

 

Развивать поисковую деятельность и интеллектуальную инициативу.

1 Демонстрация четырехугольной пирамиды.

2 Закрепление понятий «ребро», «вершина», «грань»

3 Конструирование по образцу развертки четырехугольной пирамиды

 4 Поисково-исследовательская деятельность: исследование четырехугольной пирамиды и заполнение таблицы (работа в тетради, задание №16))

5 Физкультминутка

6 Конструирование по образцу развертки четырехугольной пирамиды.

 

7 Поисково-исследовательская деятельность: исследование пятиугольной пирамиды и заполнение таблицы (работа в тетради)

8 Сравнение четырехугольной и пятиугольной пирамид.

8 Конструирование предметов окружающего мира на основе пирамиды.

 

9 Рефлексия

Дидактическое упражнение          «Раскрась картинку из геометрических фигур»

 Творческая игра «Юный дизайнер» (составление моделей одежды из геометрических форм).

23

3 неделя март

Занятие №23

Многогранники.

Шестиугольная и восьмиугольная пирамиды

.  Закреплять понятия «пирамида», «вершина», «развертка», «шестиугольная», «восьмиугольная», «основание»

Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.

Закреплять умение ориентироваться в пространстве.

 

Развивать поисковую деятельность и интеллектуальную инициативу

Учить ориентироваться в пространстве.

1 Демонстрация шестиугольной и восьмиугольной пирамид.

2 Выяснить отличия шестиугольной и восьмиугольной пирамид.

3 Закрепление понятий «ребро», «

 вершина», «грань», «основание».

4 Конструирование по образцу развертки шестиугольной и восьмиугольной пирамид

5 Конструирование пирамид

6 Физкультминутка

7.    Диктант «Бабочка» (НПО «РАНТИС» «ТИКО-конструирование.    Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста» стр52

8 Рефлексия

Художественное творчество «Замки в стране Геометрии»

Конкурс на лучшую геометрическую сказку.

  24

4 неделя март

Занятие №24

Многогранники.

Конструирование октаэдра

.

Познакомить детей с октаэдром.

Закреплять понятия «октаэдр», «вершина», «развертка».

Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.

Закреплять умение ориентироваться в пространстве.

 

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу

и творческие навыки.

1Демонстрация образца

2 Знакомство с понятием «Октаэдр»

3 Предложить сконструировать развертку многогранника по предлагаемому чертежу.

4 Конструирование октаэдра из развертки.  

5 Исследовательская деятельность: исследование октаэдра и заполнение таблицы в тетради9задание № 17).

6 Свободное конструирование: предложить детям сконструировать предметы окружающего мира, основой которых может являться октаэдр.

7 Физкультминутка

8 Решение логических задач «Кроля и Васи» «ТИКО-конструирование.    Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста» стр. 61

9 Рефлексия

 Викторина «Занимательная математика».

Математический кружок «Весёлая математика».

25

1 неделя апрель

Занятие №25

Многогранники.

Конструирование додекаэдра

. Познакомить детей с додекаэдром.

Закреплять понятия «грань», «вершина», «развертка».

Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.

Закреплять умение ориентироваться в пространстве.

 

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу

и творческие навыки.

 

1Демонстрация образца

2 Знакомство с понятием «додекаэдра

3 Предложить сконструировать развертку многогранника по предлагаемому      чертежу.

4 Конструирование додекаэдра

 из развертки.  

5 Исследовательская деятельность: исследование додекаэдра и заполнение таблицы в тетради.

6 Свободное конструирование: предложить детям сконструировать предметы окружающего мира, основой которых может является додекаэдр

7 Физкультминутка

8.    Диктант «Ракетная установка» (НПО «РАНТИС» «ТИКО-конструирование.    Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста» стр48

 

Дид. Игра «Волшебный мешочек».

Игры с конструктором ТИКО.

26

2 неделя апрель

Занятие №26

Объём

Сравнительный анализ объёмов геометрических тел.
Куб и прямоугольный параллелепипед

 Познакомить детей с понятием «объём».

Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.

1. Исследовательская деятельность. Инструкция в

мультимедийной презентации «Объём»

2 Физкультминутка

3 Рефлексия

Дид игра

 «Математический планшет»

 Дид игра «Собери по образцу»

Чтение геометрической сказки «Самый важный»

27

3 неделя апрель  

Занятие №27

Многогранники

 

 

.

Продолжать закреплять умение распознавать и называть многогранники.

Закреплять умение ориентироваться в пространстве.

 

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу

и творческие навыки.

1.Познакомить детей с разновидностями многогранников и предложить сконструировать понравившийся (приложение 10 Мультимедийная презентация)

2 Физкультминутка

3.     Диктант «Джип» (НПО «РАНТИС» «ТИКО-конструирование.    Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Стр.44

4 Рефлексия

Дид. Игра «Геометрическое лото»

Речевая игра «Что бывает такой формы»

28

4 неделя

апрель

Занятие №28

Многогранники.

Закрепление.

Продолжать закреплять умение распознавать и называть многогранники.

Закреплять умение ориентироваться в пространстве.

 

Развивать поисковую деятельность и интеллектуальную инициативу.

1.Предложить детям сконструировать многогранники по замыслу и желанию.

 Продолжать формировать умение исследовать фигуры, определяя количество вершин, граней, ребер.

2. Физкультминутка

 3.Диктант «Лунатик» (НПО «РАНТИС» «ТИКО-конструирование.    Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста стр. 49

4 Рефлексия

     

Речевая игра «Три квадрата»

Настольно-печатная дидактическая игра

 «Выложи по образцу»

     

      май

                           мониторинг

Список используемой литературы:

1 Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» под ред. Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайловой, СПб «Детство-пресс», 2014.

2 Карпова Н.М., Логинова И.В., Николаева Т.Н. др. «ТИКО-конструирование» методические рекомендации конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста»  Николаева . ООО  «РАНТИС» ,СПб 2014 г.

3 Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. – СПб.: Речь, 2007.

4 Тихомирова Л .Ф «Упражнения на каждый день: логика для дошколят»-Ярославль: Академия развития.2004

5 Безруких М.М. «Ступеньки к школе. Учимся узнавать геометрические фигуры»  изд. Дрофа 2006

Интернет-ресурсы:

http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/tiko_konstruirovanie_v_nachalnoy_shkole/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие по математическому и сенсорному развитию с использованием интерактивной доски

конспект занятия с использованием интерактивной доски - игра "Умники и умницы"...

Дополнительная программа познавательной направленности по формированию временных представлений младших дошкольников от 3 до 4 лет "Знай минутам цену, а секундам счет"

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научится самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать ...

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Формирование целостного картины мира» образовательная область «Познавательное развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности  «Ознакомление с предметным и социальным окружением» образовательной области «Познавательное развитие» для детей...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область «Познавательное развитие» Модуль «Математическое и сенсорное развитие» (младшая группа, второй год обучения)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА Образовательная область  «Познавательное развитие» Модуль «Математическое и сенсорное развитие» (младшая группа, второй год обучения)...

«Чудеса сенсорики» Дополнительная образовательная программа познавательной направленности по сенсорному развитию с использованием дидактических игр для детей от 2 до 3 лет.

Программа представляет собой систему дидактических игр и упражнений, направленных на последовательное развитие у детей восприятия основных свойств предметов: цвета, величины, формы....

Конспект.Тема занятия: «Путешествие в страну Фрёбеля» Квест-игра по математическому и сенсорному развитию с использованием дидактического материала «Дары Фрёбеля»

Конспект  НОД Образовательная область: познавательное развитиеТема занятия: «Путешествие в страну  Фрёбеля» Квест-игра  по математическому и сенсорному развитию с использова...

Рабочая программа по образовательному компоненту «Формирование элементарных математических представлений» образовательной области «Познавательное развитие» для первой младшей группы

Рабочая программапо образовательному компоненту «Формирование элементарных математических представлений»образовательной области «Познавательное развитие»для первой младшей груп...