Конспект занятия по ФЭМП "Большое космическое путешествие"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Шлейзингер Светлана Андреевна

Занятие по формированию элементарных математических представлений по теме Космос с элементами ориентирования на карте для детей подготовительной группы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«БОЛЬШОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по развитию элементарных математических представлений

Задачи

• Закреплять навыки сложения и вычитания чисел в пределах 10, упражнять детей в выполнении этих действий

• Закреплять понятия однозначного и двузначного чисел, отрабатывать понятия «единица» и «десяток»

• Учить детей сравнивать числа в пределах 100 с использованием «алгоритма сравнения»

• Развивать логическое мышление детей (анализ и синтез) путем решения задач на составление последовательности и на определение недостающего элемента

• Развивать творческую фантазию и воображение у детей

• Развивать интерес к математике, воспитывать позитивное отношение к учебе, желание узнать новое.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

• Карта-схема большого космического путешествия с передвижным космическим кораблем

• Карточки круглой, овальной и прямоугольной формы для каждого ребенка, простые карандаши

• Логическая таблица

• Чертежи различных этапов постройки космического корабля

• Модель космического корабля

• Наборы цифр от 0 до 9 для каждого ребенка

• Проектор, экран

Ход ЗАНЯТИЯ

ЧАСТЬ 1 Введение

В начале занятия проводится круговая игра «Волшебная палочка».1 На этот раз волшебная палочка может задавать как вопросы, связанные с устным счетом (сложение и вычитание в пределах 10), с понятием предыдущего и последующего чисел, так и вопросы, связанные с космосом и космонавтикой.

ЧАСТЬ 2 Приращение знаний

Погружение в проблему

Воспитатель Ребята, сегодня нам в группу принесли письмо! Кому: «Детям подготовительной группы».

А кто же послал нам это письмо? Посмотрите, на конверте изображена ракета! Неужели письмо от космонавтов? Давайте прочитаем!

Дорогие ребята!

Мы отправляемся в полет к далекой планете. Оттуда поступили к нам сигналы бедствия, просьбы о помощи. Да вот беда: сломался наш компьютер, и маршрут теперь неизвестен. Осталась только схема. Помогите нам в ней разобраться. Посылаем вам подсказки.

Подсказка №1. Сначала звездолет должен лететь к той из звезд, которая находится дальше от Земли.

Подсказка № 2. Чтобы не попасть в ловушку «черной дыры», расстояние между ней и кораблем должно быть больше 8 космических единиц.

Подсказка №3. У желтой звезды Beга сильное излучение, которое убивает все живое.

Подсказка №4. Нужно лететь к звезде с нечетным номером, расстояние до которой равно 8.

Подсказка № 5. Около этой звезды вращается несколько планет. Выберите нужную нам с помощью таблицы.

Сначала зачитывается только текст письма и ребята вместе с воспитателем рассматривают схему (см. 2 стр. обл.).

C:\Users\KOT\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\примеры.jpg

Подсказки зачитываются не сразу. К ним воспитатель прибегает постепенно, по мере необходимости.

Воспитатель: Итак, ребята, наши космонавты отправляются в путь, конечно же, с Земли. Вот наша планета на схеме. От нее, как вы видите, ведут две космические трассы - к желтой звезде Вега и к красной звезде Альдебаран. К какой же из них нам отправиться? Посмотрим на подсказки космонавтов.

Подсказка № 1. Сначала звездолет должен лететь к той из звезд, которая находится дальше от Земли.

Подсказка № 3. У желтой звезды Вега сильное излучение, которое убивает все живое.

На схеме расстояния до звезд указаны с помощью арифметических примеров. Значит, эти примеры мы должны решить. Возьмите, пожалуйста, овальные карточки и решите написанные на них примеры.

После решения примеров воспитатель, не уточняя расстояния до желтой и красной звезд, приглашает к схеме одного ребенка и просит его переставить космический звездолет к той звезде, расстояние до которой от Земли больше. Вызванный к доске должен доказать свое решение, объяснив, что расстояние до красной звезды - 5 космических единиц — больше, чем расстояние до желтой звезды — 3 космических единицы.

Воспитатель: Итак, мы с вами оказались у красной звезды Альдебаран. От нее идут две космические трассы - к голубой звезде Сириус и белой звезде Бетельгейзе. Но обратите внимание, ребята, на схеме указана и еще одна звезда, она помечена буквой Ч. Это так называемая «черная дыра». Это звезда небольшого размера, которая обладает огромной силой притяжения. Ее сила притяжения так велика, что черная дыра может притягивать к себе и расплющивать космические корабли, кометы и даже целые планеты, которые в своем движении окажутся слишком близко к «черной дыре». Послушайте, что говорится во второй подсказке.

Подсказка № 2. Чтобы не попасть в ловушку «черной дыры», расстояние между ней и кораблем должно быть не меньше 8 космических единиц.

Здесь, на схеме, показаны расстояния от корабля до «черной дыры», если он отправится по каждой из двух трасс. Возьмите, пожалуйста, карточку квадратной формы и решите записанные на ней примеры, а я эти же примеры запишу на доске.

Затем еще один ребенок переставляет корабль к той звезде, путь до которой, по его мнению, безопасен. Возможно возникновение дискуссии, разногласий между детьми по поводу выбора одной из двух звезд. Воспитатель должен добиваться того, чтобы ответы детей были доказательными. Каждый ребенок у доски или схемы должен объяснить свое решение товарищам.

Воспитатель: Итак, мы оказались около голубой звезды Сириус. Это одна из самых ярких звезд на нашем ночном небе. Эта звезда замечательна еще и тем, что она двойная. Оказывается, Сириус - это не одна звезда, а две. Но они находятся очень близко друг к другу, и, если смотреть на них с Земли, они как будто сливаются в одну. От Сириуса идут три космические трассы - к желтой звезде Вега, к белой звезде Бетельгейзе и красной звезде Альтаир. К какой же из них лежит наш путь? Заглянем опять в подсказки космонавтов.

Подсказка N° 2. Чтобы не попасть в ловушку «черной дыры», расстояние между ней и кораблем должно быть больше 8.

Подсказка № 3. У желтой звезды Вега очень сильное излучение, которое убивает все живое.

Пример на карточке прямоугольной формы поможет вам узнать, можем ли мы с Сириуса лететь к белой звезде Бетельгейзе. Решите его, пожалуйста.

Методом исключения дети должны прийти к выводу, что единственно возможный путь от Сириуса ведет к Альтаиру.

Воспитатель: Итак, мы оказались у красной звезды Альтаир. От нее опять идут три космические трассы к трем разным звездам.

Подсказка № 4. Нужно лететь к звезде, расстояние до которой равно 8 космическим единицам.

Возьмите, пожалуйста, карточку круглой формы. Решив примеры, написанные на ней, мы узнаем расстояния до звезд № 1, 2 и 3.

Все вместе определяют, что нужно лететь к звезде № 3.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а около этой звезды вращается несколько планет. К какой же из них лететь?

Подсказка 5. Около этой звезды вращается несколько планет. Выберите нужную нам с помощью таблицы.

Воспитатель вместе с детьми решает логическую таблицу на нахождение недостающего элемента (см. 2 стр. обл.). В том случае, если дети затрудняются в решении, можно предложить им несколько вариантов ответа для того, чтобы они выбрали нужный и обосновали свой выбор.

Воспитатель: Итак, мы определили, что цель космического путешествия - планета с одним кольцом внутри. Вы большие молодцы, справились с заданием! После занятия я свяжусь по космической связи с космонавтами и объясню им, по какому маршруту они должны лететь.

Физкультминутка

Раз, два - стоит ракета.                      Дети поднимают руки вверх,

Три, четыре - скоро взлет.                  разволдят руки в стороны,

Чтобы долететь до Солнца                 делают круг руками,

Космонавтам нужен год

Но дорогой нам не страшно,            руки в стороны, наклоны корпусом,

Каждый ведь из нас атлет.     присядая,  сгибают и разгибают руки

Пролетая над Землею                        в локтях поднимают руки вверх

Ей передадим привет.                      и машут

ЧАСТЬ 3 Сравнение двузначных чисел

Воспитатель: Зарядка закончена, прошу всех занять свои места. Опять на связи космический корабль.

Сообщение космонавтов можно записать на магнитофон. Его может также пересказать детям воспитатель.

«На связи звездолет «Заря»! На связи звездолет «Заря»! Ребята, с вашей помощью мы нашли планету, откуда к нам поступили просьбы о помощи. Эта планета называется «Больше-меньше», и живут на ней веселые инопланетяне, которые очень любят математику. Оказывается, они давно наблюдают за нашей Землей. А когда мы рассказали, что найти их планету нам помогли ребята из детского сада, они очень удивились. И сразу же захотели с вами подружиться. Но им все же не верится, что вы так хорошо знаете математику. Они посылают вам задание, чтобы проверить, хорошо ли вы знаете двузначные числа».

Воспитатель: Ну что ж, ребята, покажем инопланетянам, что мы не хуже их умеем составлять двузначные числа. Сначала давайте вспомним, какое число мы называем однозначным?

Дети с помощью воспитателя вспоминают, что однозначными называются числа, которые записывают с помощью одного знака или одной цифры.

Воспитатель: А какие же числа тогда называются двузначными?

Дети: Это такие числа, которые записывают с помощью двух цифр.

Воспитатель: Что же обозначает первая цифра в записи двузначного числа? И что обозначает вторая цифра?

Дети: Первая цифра обозначает, сколько в числе десятков, вторая - количество единиц.

Воспитатель: Правильно. А сейчас выложите цифрами из вашего рабочего набора число, в котором 3 десятка и 5 единиц. Как называется это число?

Дети: Это число тридцать пять.

Воспитатель: Правильно! А рядышком с ним выложите, пожалуйста, число, которое состоит из 8 единиц и 2 десятков.

Воспитатель может намеренно написать на доске неправильное число, «перепутав» количество десятков и единиц. Дети должны обнаружить ошибку и исправить ее.

Воспитатель: А теперь сравните эти два числа. Что значит сравнить два числа, напомните мне, пожалуйста?

Дети: Это значит определить, какое число больше, а какое меньше.

Воспитатель: Кто сможет мне хорошо объяснить, какое из двух чисел больше?

Дети сравнивают числа, используя «алгоритм сравнения»: сначала сравнивается число десятков, затем, если необходимо, число единиц. В нашем случае дети должны дать примерно такой ответ: «В числе 35 - три десятка, в числе 28 - два десятка. 3 десятка больше, чем 2 десятка. Значит, число 35 больше числа 28, а число 28 меньше числа 35».

Воспитатель: Кто из вас думает по-другому? Может, кто-то не согласен с таким результатом сравнения? Нет? Тогда составьте, пожалуйста, число 43. Сколько в этом числе десятков и единиц? Рядом выложите из цифр число 51. А в нем сколько десятков и единиц? Сравните, пожалуйста, эти два числа.

Как и в первом случае, воспитатель требует доказательного ответа, основанного на применении «алгоритма сравнения». Он заключается в том, что сначала у двух чисел сравнивают количество десятков и лишь потом, если десятков у них поровну, сравнивают единицы. После решения этих примеров опять включается космическая связь.

«На связи звездолет «Заря»! На связи звездолет «Заря»!

Молодцы, ребята! Вы нас не подвели, не ударили в грязь лицом перед инопланетянами! Они поняли, как много вы знаете, как хорошо решаете разные примеры и задачи. Инопланетяне с «Больше-меньше» просят вас о помощи. Они очень хотят прилететь на Землю - уже начали строить звездолет. Но кто-то перепутал все чертежи, и они теперь не знают, что должны делать сначала, а что потом. Помогите им разобраться с чертежами!»

Детям предлагается 6 рисунков-схем. Дети должны выстроить их в нужной последовательности, прикрепив к каждому рисунку порядковый номер.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему: « Космическое путешествие»

Занятие по математике в подготовительной группе...

Конспект занятия по ФЭМП "Космическое путешествие"

Конспект организованного вида деятельности по ФЭМП "Космическое путешествие" для детей подготовительной к школе группы. Образовательные области: приоритетная - "Познание", интегрированные - "Социализа...

Конспект занятия ПО МАТЕМАТИКЕ «Космическое путешествие».

ИНТЕГРИРОВАННОЕ  ЗАНЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ  Тема: «Космическое путешествие»...

Конспект занятий по рисованию «Космическое путешествие»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7211113","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]Программное содержание:Образовательные:1. Развивать конструктор...

Конспект занятия по грамоте «Космическое путешествие с Развивайкой»

Конспект занятия по грамоте с детьми стршей логопедической группы. В ходе занятия,  дети в увлекательной форме усовершенствуют навыки звукового анализа слов, познакомятся с понятием алфавит, обуч...

Конспект занятия на тему "Космическое путешествие"

Конспект занятия педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по математике «Космическое путешествие» в рамках календарно-тематического плана и темы недели

Предлагаю вашему вниманию занятие по математике, которое я приготовила для воспитанников старшей логопедической группы. В занятии в игровой форме ребята узнавали новый материал и закрепляли ранее полу...