Математика в движении
учебно-методический материал по математике

Мария Сергеевна Филиппова

Серия игр и упражнений по математике для детей от 4-6 лет по методике Е.Кац.

Цель: развитие познавательных умений у детей дошкольного возраста через математических игры и упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_matematike.docx17.66 КБ

Предварительный просмотр:

Серия игр и упражнений по математике для детей от 4-6 лет по методике Е.Кац.

Цель: развитие познавательных умений у детей дошкольного возраста через математических игры и упражнения.

Игры для детей 4 лет

 Навыки:

-  сортировать предметы по цвету и по форме;

-  выделять одинаковые предметы и замечать различия;

- строить по образцу или по схеме;

- продолжать последовательность, в которой чередуются два элемента, и находить ошибки;

- выражать одно и то же количество разными способами и др.

1. Ищем количества вокруг себя – «Сколько у тебя глаз? А чего еще у тебя по два? А что одно? А сколько ног у собаки? Муравья? А сколько крыльев у бабочки? А у птицы» и др.

2. Разминка с числами 1 – 2. Спрячь одну руку, две руки, одно ухо, одно плечо, одну коленку, две коленки, помаши одной рукой, двумя ногами.

3. Посчитай свои шаги. Пройди три шага и остановись. Главное соотнести счет и сами шаги. Можно переводить любые количества в серию из нужного числа движений – если видишь 2 кубика, сделай 2 шага, а если три мячика – три прыжка. Если покажу 1 палец, подними одну руку, а если 2 пальца – то подними 2 руки.

4. «Стоп -1, стоп - 2, стоп - 3, стоп - 4». Дети бегают по кругу  по периметру зала, ведущий командует им «Побежали», а потом неожиданно говорит, скажем «Стоп-один!». И Дети должны быстро остановиться - встать на одну ножку. А если ведущий говорит «Стоп-четыре», то дети должны встать на две руки и две ноги. А «Стоп-три» можно придумать по-разному: две руки и 1 нога, две ноги и 1 руку.

5. «Гав-мяу» - вперед – назад. Подвижная игра на двух ногах. Если говорю «мяу», надо прыгнуть один раз вперед. А если я говорю «гав», надо прыгнуть один раз назад. Если говорю «гав-гав» - два прыжка назад.

6. «Запретное число» - договориться с детьми какое число будет запретным, например, 4. Если водящий называет число 4, то его не надо показывать, а надо спрятать руки за спину. Водящий называет числа не подряд, а вперемешку: 2,10,1,5,3,6,4. Дети должны показать все числа, кроме последнего.

Игры для детей 5 лет

Навыки:

- умение соотносить количество и числа до 10;

- понимание схем и чертежей, условных обозначений и т.п.;

- умение считать по порядку вверх и вниз, в том числе – не с единицы;

- умение угадывать число, если известны его соседи;

- умение показывать числа 4,5,6,7,8 на пальцах разными способами.

1. Игры с монетами. Для этой игры понадобятся крупные игрушечные монетки с цифрами1, 2 и 3 и какой – либо счетный материал – палочки, пуговицы, кубики.  Мы меняем монету с цифрой 3 на три палочки, монету с цифрой 2 на две палочки, считаем, сколько палочек дадут на монеты 3+1, а потом даем ребенку несколько монет, например, 2+2+2 – просим эту сумму набрать при помощи счетных палочек.

2. «Мяу-Мяу», «Мяу-Мяу-Мяу» - покажи на пальцах. Просим детей сосчитать то, что нельзя потрогать, а именно звуки. «Гав - гав» - это два. «Хрю-хрю-хрю»- это три. Можно показывать на пальцах, сколько раз я сказала «мяу», можно наоборот.

3. Счетные палочки: повтори картинку. Ведущий рисует на доске картинки, а дети их выкладывают в любом порядке.

4. Счетные палочки: переложи ровно одну. Сложи из 5 палочек букву «Е», а потом, переложив всего одну палочку, превратить ее в букву «Р», а ту, в свою очередь, переложив всего одну палочку в букву «Н», потом в «П». Можно придумать, на что похожа та или иная конструкция из палочек.

5. «Выключатель». Выключатель будет нам показывать, можно ли нам сейчас топать или хлопать. Если я поднимаю правую руку, я включаю хлопки в ладоши. Опускаю правую руку – выключаю хлопки. Если поднимаю левую руку, я включаю топанье ногами. Опускаю левую руку – выключаю топот.

6. «Сколько шагов до кошки». Дети стоят в ряд, один из детей – кошка, он отходит на 5 – 7 шагов. Водящий спрашивает у одного из детей: «Сколько твоих шагов до кошки?». Ребенок должен сначала назвать число, потом пройти ровно столько шагов. Если угадал и погладил кошку, то он становится кошкой, а следующий угадывает число шагов. Потом можно предложить шаги – лилипуты.

7. Числа – соседи. Когда дети будут знать «соседей числа» можно придумывать задачки: «Моя подруга живет в высоком доме. У нее соседи снизу живут на пятом этаже, а соседи сверху – на седьмом. Кто сможет угадать, на каком этаже она живет?». «Рыцарь живет выше второго этажа, но ниже четвертого, какой у него этаж?».

8. Кидаем кубик и рисуем монстра. Для игры понадобится игральный кубик с точками. Ребенок на своем листе рисует овал  - туловище монстра. Потом бросает кубик первый раз, и сколько выпало на кубике – столько рисует монстру голов. Бросает кубик еще раз, и сколько выпало, столько рисует рук, 3й – сколько ног.

Игры для детей 6 лет

Навыки:

- умение пользоваться схемами, условными обозначениями, таблицами;

- умение продолжать узоры из бусин, мозаики, счетных палочек и умение рисовать схемы этих узоров;

- умение пользоваться разными мерками;

- умение добавлять до пяти и до десяти;

- умение соотносить количество и числа.

1. «Голодный крокодил». Голодный крокодил выбирает ту карточку, где больше еды. Можно играть не только с отдельными карточками, но ис парами карточек с каждой стороны. Карточки можно располагать не только горизонтально, а «рот крокодила» удобно выкладывать из двух счетных палочек.

2. «Раз, два три – смотри!». Ведущий за ширмой выкладывает мелкие одинаковые предметы, группами по 2, по 4, по 6 штук. Потом он ненадолго приоткрывает ширму, говорит: «Раз, два, три - смотри» - и снова закрывает. Ребенок должен отгадать количество. Удобно играть с прямоугольной коробкой из  - под шоколадных конфет.

3. «Сосчитай букву «А» в слове». Можно считать не только предметы, но и буквы в разных словах. Например, можно предложить детям подчеркнуть все буквы «А» в нескольких словах и потом посчитать, сколько «А» в каждом слове. Можно считать буквы не написанном слове, а на слух.

4. Счетные палочки: увеличь узор вдвое. Можно выдать каждому из детей по 10 палочек: 5 одного цвета и 5 другого или 5 разных цветов по 2 штуки. Можно складывать симметричные картинки, одна сторона узора красная, вторая синяя. А можно увеличивать узор: водящий складывает картинку из 5 палочек, а дети вместо каждой его палочки делают две.

5. «Птичка в клетке». Птичка сидит в клетке и двигается по стрелочкам. Надо отметить путь птички и закрасить клетку, где она остановится.

6. «Осторожная белочка»: дети – белочки должны выбежать из домика и собирать счетные палочки, рассыпанные на полу, пока водящий не скажет «стоп». Водящий заранее объявляет, когда наступит конец дня, скажем, после 8 будет «стоп». Он считает медленно, в одном темпе, от 1 до 8, после говорит «стоп». Кто в этот момент уже вернулся в домик, тому достаются все его орехи (собранные палочки), а кого «стоп» застал вне домика – отдает все орехи водящему и возвращается с пустыми руками.

7. «Свинка – 10». Карточная игра, развивающая навыки счета в первом десятке. Дает преимущество тем, кто легко видит, сколько надо добавить, чтобы стало ровно 10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика в движении.

Конспект занятия Математика в движении По формированию у детей пространственных отношений Выполнила воспитатель коррекционной группы МДОУ Детский сад №39 Артюкова Н.Б. Математика в движении Цель: Упра...

"Математика в движении"

Конспект интегрированной НОД в старшей группе....

Конспект «Математика в движении»

Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе МДОУ детский сад №2 «Солнышко» с.Лесное....

Семинар – практикум для педагогов «Математика и движение» (интеграция математики и физической культуры)

Дошкольный возраст несет в себе большие возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На занятиях и самостоятельной деятельности успешно развиваются самос...

Конспект занятия по математике “Математика в движении”

Тема: “Математика в движении”Цель: упражнять в счете в пределах десяти, составление целого из частей, в ориентировке на плоскости и в пространстве.Закрепить знания о геометрических ф...