Занимательная математика для детей 5-6 лет
рабочая программа по математике (старшая группа)

Рабочая программа кружка "Занимательная математика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematika_5-6.docx118.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 53 «Ёлочка»

Программа дополнительного образования

«В стране занимательной математики»

 

                                                                                            Подготовила воспитатель: Хлопчур Лилия Сергеевна

 

Тамбов, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

І. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Обоснование необходимости разработки Программы

1.2. Цель и задачи программы

1.3. Целевые ориентиры и способы определения их результативности

ІІ. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

 

ІІІ. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

ІV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

V. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ЛИТЕРАТУРА

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Обоснование  необходимости  разработки Программы

В комплексном подходе к образованию дошкольников в современной дидактике и в соответствии с требованием ФГОС ДО немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск ответа, основанный на интересе к решению задачи, невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением творчески относиться к решению задачи, самостоятельно вести поиск ее решения, проявляя при этом собственную инициативу. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в познавательном развитии детей.

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

Разработанная программа «В стране занимательной математики» – это стремление педагога использовать возможности занимательного материала в познавательном (в частности математическом) развитии детей.

Направленность Программы

Образовательная программа по дополнительному образованию «В стране занимательной математики» имеет познавательную направленность.

Место и роль Программы в образовании детей

Разработка программы «В стране занимательной математики» (далее Программа) объясняется необходимостью использования активных методов и обучения занимательного, увлекательного, интересного для детей математического содержания в познавательном развитии дошкольников.

Нормативными документами разработки Программы являются:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12. 2012.

2. Примерные требования к программам дополнительного образования  детей. Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания

и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06 – 1844.

      3. Требования к содержанию и оформлению программы дополнительного образования детей Письмо Минобразования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-

484/16.

4. Устав МБДОУ «Детский сад № 53 «Ёлочка».

Новизна

Дополнительная образовательная программа «В стране занимательной математики»:

– предполагает решение проблем дополнительного образования  познавательной направленности на основе овладения детьми дошкольного возраста элементарными представлениями о математической деятельности в условиях проблемно-поисковых ситуаций математического содержания;

– содержание программы представлено различными формами организации математической деятельности через занимательные развивающие игры, упражнения, задания, задачи-шутки, загадки математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к познавательному материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

Актуальность Программы

Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, узнавать что-то новое. К тому же, развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться ими в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, логического мышления, воображения, связной речи, это развитие таких качеств

личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность. Неслучайно, обучению дошкольников элементарным математическим представлениям в современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин:   повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой ребёнком, и в связи с этим: стремление родителей, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ).

В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова, Ф.  

Фребель). Доказано, что ребенок дошкольного возраста может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных математических и логических задач.

Важную роль занятий математикой в умственном воспитании детей дошкольного возраста отмечали многие исследователи (Н.А. Арапова-Пискарева, А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, О.М. Дъяченко, Т.И. Ерофеева, Н.А. Козлова, Е.В. Колесникова, Л.П. Петерсон, Т.А. Фалькович, Е.И. Щербакова и др.). По их мнению, обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.

Опыт работы с дошкольниками в области математического развития показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Современные стандарты к дошкольному образованию также ориентируют педагогов на организацию развивающего образования, на использование новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. В данном контексте перспективным в обучении детей основам математики являются проблемно-поисковые ситуации, имеющие форму занимательных математических и логических задач. Проблемно-поисковые ситуации математического содержания способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

Организация математического обучения на основе использования проблемно-поисковых ситуаций способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника образовательной деятельности. Занятия по программе «В стране занимательной математики» также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.

Педагогическая целесообразность

Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации математический кружок, органично вписываясь в единое образовательное пространство дошкольной образовательной организации, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим познавательному развитию детей.

В Программе органично аккумулированы научные разработки в области современных методик формирования у дошкольников элементарных математических представлений и практический опыт работы педагогов с детьми в области организации познавательной деятельности на занимательном математическом материале.

Основная идея Программы: дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря, обеспечить процесс овладения знания с радостью, привить вкус к учению.

1.2. Цель и задачи программы

Цель Программы: создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.

Задачи  Программы:

- отрабатывать арифметический и геометрический навыки;

- развивать произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация), основных свойств внимания, доказательную речь и речь-рассуждение;

- воспитывать потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умение подчинять свои интересы определенным правилам.

Отличительные  особенности   Программы

Программа математического кружка «В стране занимательной математики» является адаптационной, разработанной на основе программ «Логика. Программа развития основ логического мышления у старших дошкольников» сост. Корепанова М.В., «Математика до школы» сост. Смоленцева А.А., Пустовойт О.В., Михайлова З.М., Непомнящая Р.Л. и учебных пособий: «Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста» Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко; «Чего на свете не бывает?» О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева.

Отличительной особенностью Программы является системно-деятельностный подход к познавательному развитию ребенка средствами занимательных заданий по математике.

В основу работы по программе положены следующие принципы:

– принцип природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуального развития, математической подготовки, предполагающий выполнение математических заданий различной степени сложности);

– принцип проблемности – ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной интеллектуальной деятельности;

– принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов математического развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого воспитанника;

– принцип психологической комфортности – создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка;

– принцип творчества – формирование способности находить нестандартные решения;

– принцип индивидуализации – развитие личных качеств посредством разноуровнего математического содержания.

Программа представляет систему занятий, организованных в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. На занятиях математического кружка активно используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления детей, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциям. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое. Формируются важные качества личности, необходимые в школе: самостоятельность, сообразительность, находчивость, наблюдательность, вырабатывается усидчивость.

Возраст детей , участвующих в реализации Программы

Программа ориентирована на детей от 5 до 6 лет.

Занятия проводятся в рамках дополнительного образования, при максимальном сочетании принципа группового обучения с индивидуальным подходом.

Сроки реализации Программы

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Формы и режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 25 минут, всего 72 занятия за учебный год. Рекомендуемый состав группы 10-12 человек. Большую часть Программы составляют практические занятия.

Формы обучения: занятия математического содержания.

Формы организации математической деятельности детей на занятиях: задачи-шутки, математические и логические загадки и задания, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

1.3. Целевые ориентиры и способы определения их результативности

Целевые ориентиры

К концу обучения по программе «В стране занимательной математики» у детей должны быть развиты:

 арифметический и геометрический навыки на основе зрительного, тактильного и слухового восприятия;

 произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания, доказательная речь и речь-рассуждение;

 основы логического мышления, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики;

 творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами;

 навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, умение подчинять свои интересы определенным правилам;

 желание заниматься математической деятельностью.

К концу учебного года дети должны уметь:

– составлять (моделировать) заданное изображение или фигуру из других геометрических форм или разных плоскостных элементов;

– определять взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже,

внутри фигуры, вне фигуры и др.);  

– выкладывать предметы в порядке убывания, возрастания;

– осуществлять упорядочивание и уравнивание предметов по длине, ширине, размеру разными способами, подбор предметов по цвету и форме;

– выстраивать продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу;

– «читать» план, осуществлять нахождение предмета по плану;

– создавать рисунок-схему, используя простейшие изображения;

– понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета;

– осуществлять объединение различных групп предметов, имеющих общий признак, в единое множество;

– устанавливать смысловые связи между предметами;

– выполнять сравнение фигур по величине (больше – меньше), по длине (длиннее – короче), по высоте (выше – ниже) по ширине (шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов);

– создавать постройки по рисунку, чертежу;  

– решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление

последовательности событий, анализ и синтез;

– располагать предметы в заданной последовательности;

– понимать задание и выполнять его самостоятельно;

– проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.

Способы определения результативности

Объектами контроля являются:

– математические умения;

– степень самостоятельности и уровень проявления математических способностей в процессе поиска решений на задачи-шутки, математические и логические загадки и задания, игры и упражнения с цифрами, знаками,

геометрическими фигурами.

Виды контроля

Для контроля реализации Программы определены следующие виды проверок:

 Текущая – на каждом педагогическом мероприятии проводится проверка выполняемой работы и ее оценка.

 Диагностические срезы на начало учебного года и на конец учебного года.

Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования по познавательному развитию детей с использованием занимательных игр и упражнений математического содержания.

Формы подведения итогов  реализации  Программы:

Основными формами подведения итогов реализации Программы являются: математический КВН, математическая викторина, мини-олимпиада.

ІІ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

   

Сроки

проведения

   Кол-во

часов

Тема занятий:

Задачи

Сентябрь

2

Головоломки

1. Учить составлять квадрат из разных геометрических фигур

2.Развивать восприятие и пространственные представления.

2

 Выложи сам

1.Учить анализировать форму предмета.

2. Развивать восприятие и внимание.

2

 Магазин ковров

1.Учить находить изображение по описанию.

2. Развивать внимание, мышление.

2

Архитектор

1. Учить раскладывать предметы в порядке возрастания, точно следуя проекту.

2. Развивать внимание, мышление.

Октябрь

2

Что такое длина, ширина, высота

1.Учить анализировать отдельные признаки предмета.

2. Развивать мышление и восприятие.

2

Волшебная палитра

1. Продолжать учить получать различные оттенки одного цвета.

2. Развивать творческие способности,

воображение.

2

Угадай, что спрятано

1.Учить представлять предметы по их словесному описанию.

2. Развивать восприятие внимание.

2

Угадай, как нас зовут

1.Учить точно, выполнять правила игры, умение выделять первый звук в слове.

2. Развивать слуховое внимание.

Ноябрь

2

Трудные виражи

1. Учить проводить непрерывную линию.

2. Развивать точность движений, мелкую моторику рук.

2

Пляшущие человечки

1. Учить выделять заданные объекты, умение пользоваться рисунком-схемой.

2. Развивать внимание.

2

Где ошибся Буратино?

1. Учить точно, следовать словесным

заданиям, уметь находить ошибки.

2. Развивать внимание, мелкую моторику рук.

2

Пары картинок

1. Учить устанавливать смысловые связи между предметами.

2. Развивать внимание, воображение.

Декабрь

2

Запишем сказку

1.Учить составлять сказку, опираясь на

рисунок-схему.

2. Развивать воображение, творческие способности.

2

Водители

1.Учить различать дорожные знаки, ориентироваться в пространстве.

2. Развивать мышление, внимание.

2

Собери пирамиду

1.Продолжать учить выполнять задание в соответствии с рисунком-схемой.

2. Развивать образное представление,

внимание.

2

Что означают знаки?

1. Учить различать дорожные знаки, уметь определять их значение, опираясь на рисунки-символы.

2. Развивать мышление, образное

представление.

Январь

2

Говорящие рисунки

1.Учить придумывать и зарисовывать

рисунки-схемы.

2. Развивать творческие способности,

воображение.

2

Дома зверей

1.Учить соотносить предметы по размеру.

2. Развивать внимание, восприятие.

2

Бывает - не бывает

1.Учить внимательно, слушать задание, четко его выполнять.

2. Развивать воображение, творческие способности.

2

Нарисуй и построй»

1. Учить создавать постройку по рисунку-чертежу, видеть соответствие одного другому.

2.Развивать внимание, пространственное воображение.

Февраль

2

  Что плавает, что тонет?

1.Учить делать элементарные умозаключения в ходе эксперимента.

2. Развивать любознательность,

наблюдательность, логическое мышление.

2

Секреты

1.Учить пользоваться планом, ориентироваться в пространстве.

2. Развивать логическое мышление,

воображение.

2

  Четвертый лишний

1.Продолжать учить классифицировать

предметы, обосновывать свое решение.

2. Развивать внимание, логическое мышление.

2

Чудесные превращения

1.Учить в деталях, видеть целое и уметь

дорисовывать их.

2. Развивать творческое мышление, воображение.

Март

2

Волшебный лес

1. Учить создавать рисунок-схему, на основе своего рассказа.

2. Развивать воображение, творческие способности.

2

Задом наперед

1.Учить делать элементарные умозаключения, действуя «задом наперед».

2. Развивать логическое мышление,

воображение.

2

Поезд

1.Учить анализировать предметы по отдельным признакам, объясняя свое решение.

2. Развивать логическое мышление.

2

Изобретатель

1.Учить анализировать назначение предметов, создавать предметы двойного назначения.

2. Развивать воображение, творческое

мышление.

Апрель

2

Назови

соседей

1.Учить называть предыдущее и последующее число.

2. Развивать память, внимание, логическое мышление.

2

Угадай

1.Учить решать задачи, определяя состав числа.

2. Развивать внимание, логическое мышление.

2

Волшебник

1.Учить определять заданное слово по набору картинок, выделяя первый звук.

2. Развивать слуховое внимание.

2

Разноцветные цепочки

1.Учить располагать предметы в заданной последовательности, используя «Блоки Дьенеша».

2. Развивать внимание, логическое мышление.

Май

2

Найди ошибки

1.Учить сравнивать рисунок и схему.

2. Развивать воображение, наглядно-образное мышление.

2

Звезды в небе

1.Учить соотносить схематическое изображение с художественным.

2. Развивать внимание, наглядно – образное мышление.

2

Разные дома

1.Учить сравнивать рисунок и чертеж

предмета.

2. Развивать внимание, наглядно- образное мышление.

2

Перевертыши

1. Продолжать учить создавать образы на основе рисунка-схемы.

2. Развивать внимание, наглядно-образное мышление.

 

 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

   

Сроки

проведения

   Кол-во

часов

Тема занятий:

Задачи

Методические приёмы

Сентябрь

2

Головоломки

1. Учить составлять квадрат из разных геометрических фигур

2.Развивать восприятие и пространственные представления.

Педагог помещает модели геометрических фигур на фланелеграф, вызывает ребенка и предлагает ему показать все фигуры и назвать их. Объясняет задание: «У каждого из вас такие же геометрические фигуры, которые нужно приложить друг к другу и получить целый квадрат». Выполнив задание, дети рассказывают, из какого количества частей они составили свой квадрат.

2

 Выложи сам

1.Учить анализировать форму предмета.

2. Развивать восприятие и внимание.

Ребёнку даётся контурное изображение предмета, составленного из нескольких геометрических фигур, и набор этих фигур. Необходимо выложить изображение из этих фигур. Сложность работы зависит от того, какое количество фигур дают ребёнку. Варианты игры: головоломки, разрезные картинки, кубики.

2

Чиним одеяло

1. Учить составлять геометрические фигуры из деталей. 

2. Развивать внимание, мышление.

   Для игры используется покрывало с прорезями в виде геометрических фигур, заплатки геометрических форм.

 Игру можно построить в виде рассказа.  «Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое краснее одеяло. Однажды Буратино ушел в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шушера в это время прогрызла в одеяле дыры. Сосчитай, сколько дыр прогрызла крыса? Теперь возьмите фигуры и помогите Буратино починить одеяло».

2

Архитектор

1. Учить раскладывать предметы в порядке возрастания, точно следуя проекту.

2. Развивать внимание, мышление.

Педагог использует полоски разной длины (до 10 градаций).

Вариант 1.

Полоски разложить в беспорядке. Предложить детям разложить их по порядку: от самой маленькой до самой большой или от самой большой до самой маленькой.

Вариант 2. 

Полоски разложить в беспорядке. Предложить детям нарисовать план лестницы, не трогая полосок. Затем, предложить взять полоски и выстроить лестницу по плану.

Октябрь

2

Что такое длина, ширина, высота

1.Учить анализировать отдельные признаки предмета.

2. Развивать мышление и восприятие.

«Сломанная лестница»
На фланелеграфе строится лестница из прямоугольников разной высоты. Дети отворачиваются. Педагог вынимает одну ступеньку и сдвигает остальные. Кто раньше других укажет, где лестница «сломана», становится ведущим. Если при первом проведении игры дети допускают ошибки, то можно использовать мерку. Ею измеряют каждую ступеньку и находят сломанную. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно вынуть две ступеньки в разных местах.

«Кто быстрее подберет коробки»
Коробки расставлены вперемешку: длинные, короткие, широкие и узкие, высокие и низкие. Дети берут по одной коробке и описывают их длину, ширину, высоту. Также детям может быть предложено, построить коробки в ряд (от самой высоко до самой низкой или от самой длиной до самой короткой).

2

Волшебная палитра

1. Продолжать учить получать различные оттенки одного цвета.

2. Развивать творческие способности,

воображение.

Смешивая краски во время рисования, можно получать различные оттенки цветов. Ребенок может изобразить, как светлеет небо на рассвете, с помощью синей и белой красок. Разбеливать синюю краску нужно на палитре, постепенно добавляя белила и последовательно нанося мазки на лист бумаги. Чем больше получится оттенков, тем лучше. Главное – добиться, чтоб оттенки изменялись как можно равномернее. Затем можно переходить к другим заданиям на получение оттенков, различающихся уже не по светлоте, а по цветовому тону. Предложите ребенку нарисовать как заходит солнце (переход от оранжевого к красному цвету), как желтеют листья.

2

Угадай, что спрятано

1.Учить представлять предметы по их словесному описанию.

2. Развивать восприятие внимание.

В этой игре от ребенка потребуется умение представлять предметы по их словесному описанию и самому давать описания разных предметов. Спрячьте какую-нибудь игрушку и опишите ребенку ее внешний вид, например: «Желтого цвета, туловище круглое, голова круглая, клюв острый» (цыпленок). Если ребенок догадается, вы отдаете ему спрятанный предмет. Следующим прятать и описывать предмет будет ребенок. Игру можно разнообразить, пряча предметы в «чудесный мешочек» и предлагая ребенку, после того как он отгадает, найти загаданный предмет на ощупь.

2

Преврати цифру в смешную фигурку

1. Закрепить знания об образе цифр.

2. Развивать мелкую моторику рук,  воображение. 

Педагог предлагает детям путем дорисовывания или прорисовывания превратить цифры в «человечков», «зверюшек» или другие смешные фигурки.

Ноябрь

2

Трудные виражи

1. Учить проводить непрерывную линию.

2. Развивать точность движений, мелкую моторику рук.

Педагог предлагает детям нарисовать дорожку, например, от магазина к дому. Обязательное условие: – нельзя отрывать карандаш от бумаги и «выезжать» за пределы дорожки. При этом, дорожки могут быть разной формы. Позже можно предложить детям написание графических диктантов.

2

Пляшущие человечки

1. Учить выделять заданные объекты, умение пользоваться рисунком-схемой.

2. Развивать внимание.

Педагог предлагает детям карточки со схематичными изображениями человечков, выполняющих различные гимнастические упражнения. Необходимо эти упражнения повторить (формирует знание схемы собственного тела – зеркальный перенос положения на себя).

2

Где ошибся Буратино?

1. Учить точно, следовать словесным заданиям, уметь находить ошибки.

2. Развивать внимание, мелкую моторику рук.

Педагог рассказывает детям о том, как Мальвина учила рисовать Буратино: она рисовала узор, а он должен был повторить, и приводит пример: рисует несложный узор (например, изогнутую линию), а с двух сторон от него по кружку. Ниже рисует версию Буратино: такую же изогнутую линию, но с одной стороны без кружка. Предлагает помочь Буратино исправить ошибку, то есть дорисовать недостающий элемент.

Для детей, которые легко справляются с обычной версией игры, есть усложнённая. Детям предлагается сложный узор и несколько «ошибочных» версий этого же узора. Дети должны в каждой версии найти и исправить ошибки.  

Постепенно игра усложняется более трудными элементами и увеличением их количества.

2

Пары картинок

1. Учить устанавливать смысловые связи между предметами.

2. Развивать внимание, воображение.

На доске вывешивается 4-6 карточек, парные к ним раскладываются на столе рисунками вниз. Педагог объясняет задание: «Сейчас мы поиграем в игру «Найди парную картинку». Тот, кого я вызову, возьмет одну из карточек на этом столе, назовет, какие фигуры на ней нарисованы и где они расположены. Затем найдет такую же карточку среди висящих на доске и поместит под ней свою».  

Декабрь

2

Запишем сказку

1.Учить составлять сказку, опираясь на

рисунок-схему.

2. Развивать воображение, творческие способности.

Педагог предлагает детям схему сказки и предлагает воспроизвести текст. Например,               https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/03e3/0009181a-b43e4790/img17.jpg

2

Водители

1.Учить различать дорожные знаки, ориентироваться в пространстве.

2. Развивать мышление, внимание.

Педагог предлагает детям вспомнить дорожные знаки, затем выкладывает перед детьми  вариант игрового поля со знаками, даёт одному из детей машинку и объясняет правила игры:

«Ты – водитель автомобиля, тебе надо посетить 3 пункта: бензоколонку, станцию ремонта автомобилей, больницу, а затем вернуться в гараж. Порядок посещения пунктов ты выбираешь сам, при этом обязательно нужно смотреть на дорожные знаки и «слушаться» их.

Ребёнок катит по дорожкам игрового поля машинку, а остальные дети наблюдают за его действиями. Если он нарушает предписания знака, или не посетил всех пунктов назначения, возвращается в гараж. Педагог объясняет ребёнку все допущенные ошибки, и ход передаётся другому.

2

Море волнуется

1. Закреплять умение детей следовать заданному алгоритму; точно выполнять словесную инструкцию.

2. Совершенствовать навыки измерительной деятельности.

 

Педагог использует палочки Кюизенера, предлагает детям вспомнить игру «Море волнуется» и изобразить руками движения морских волн. После этого ребята приступают к изображению волны по словесной инструкции педагога.

– Возьмите две не очень длинные палочки и сделайте из них волну.

– Следующую волну выложите рядом, но она должна быть выше первой. Повторите выкладывание волн еще два раза.

Вопросы

– Сколько волн получилось?

– Какая волна длиннее – первая или вторая? Как это можно узнать? (Измерить.)

– На сколько вторая волна длиннее первой? На сколько первая волна короче второй?

– Какое число обозначают палочки, изображающие первую волну? Какое число обозначают палочки, изображающие вторую волну?

2

Что означают знаки?

1. Учить различать дорожные знаки, уметь определять их значение, опираясь на рисунки-символы.

2. Развивать мышление, образное

представление.

«Собери дорожный знак»

Педагог приглашает детей к столу, где лежат схемы. Ребенок выбирает элементы, нужный шаблон знака и по схеме составляет дорожный знак. Выигрывает тот, кто за определенное время успеет правильно составить больше знаков.

«Назови дорожный знак»

Педагог дает ребенку в руку красный шарик, ребенок – называет запрещающий знак. Если зеленый шарик, называет знак разрешающий, предписывающий. Не называет – выбывает из игры.  

Январь

2

Говорящие рисунки

1.Учить придумывать и зарисовывать

рисунки-схемы.

2. Развивать творческие способности,

воображение.

«Рисуем дорожку к участку»

У детей листы бумаги с изображением плана территории д/сада (здание и участок д/сада).

Воспитатель предлагает детям составить карту: придумайте, как мы будем обозначать направления движения (прямой линией со стрелкой); положите треугольник посередине листа;  проведите прямую линию со стрелкой от прямоугольника до треугольника; положите круг посередине одной из боковых сторон листа (участок другой группы); проведите прямую линию со стрелкой от треугольника до круга; уточните дальнейшее направление движения до участка; проведите прямую линию со стрелкой от круга к участку.

Затем дети по очереди рассказывают о направлении движения от сада до участка, используя пространственные понятия.

2

Дома зверей

1.Учить соотносить предметы по размеру.

2. Развивать внимание, восприятие.

Для этой игры нужны изображения 6 зверей, различающихся по величине (например, слон, медведь, волк, заяц, еж и мышь). Сами рисунки должны быть одинакового размера. Кроме того, для зверей потребуются дома — 6 листов бумаги разной величины (например, квадраты, стороны которых равны 17, 15, 13, 11, 9 и 7 см). Разложите дома по порядку от большего к меньшему и предложите ребенку расселить зверей. Он догадается, что в самом большом доме будет жить слон, и положит его на соответствующий квадрат, в самом большом из оставшихся— медведь и т. д. После этого звери пойдут гулять (перемешайте картинки с их изображениями и отложите в сторону). На прогулке зайчик вдруг вспомнит, что он забыл дома морковку. Задача ребенка — помочь зайчику найти свой дом. Если это не сразу получится, предложите ребенку проверить, где дом зайчика. Для этого всем, зверям придется на время вернуться в свои дома. Конечно, с прогулки поодиночке могут возвращаться разные животные, причины для этого вы придумаете сами.

«Построим дома»

1-й вариант. Три картонных дома разной величины с прорезями для дверей и окон, без крыш; картонные окна, двери, крыши трех величин, соответствующие размерам домов.

2-й вариант. Маленькие картонные дома без крыш с прорезями для окон и дверей, элементы к ним (крыши, двери, окна) для каждого ребенка.

Дети должны «достроить» дома, соблюдая пропорции.

2

Бывает - не бывает

1.Учить внимательно, слушать задание, четко его выполнять.

2. Развивать воображение, творческие способности.

Эта игра требует как богатого воображения, так и здравого смысла. Ребенку надо представить себе ситуацию, которую вы описываете, и сказать, бывает ли то, о чем идет речь. Если он ответит правильно, его очередь загадывать вам загадку (фразу), а неправильно—очередь пропускается. Обязательно чередуйте реальные и нереальные варианты, например: «Волк бродит по лесу», «Волк на дереве сидит», «В кастрюле чашка варится», «Кошка по крыше гуляет», «Собака по крыше гуляет», «Лодка по небу плывет», «Девочка рисует домик», «Домик рисует девочку» и т. п. Можно использовать в игре мяч: игрок бросает мяч, произнеся фразу, а второй игрок ловит его, если то, о чем сказано, действительно бывает, и не ловит, если этого не бывает. Игра пройдет веселее и интереснее, если ваши фразы и фразы ребенка будут разнообразными и, может быть, неожиданными. Ошибайтесь иногда — это только сделает игру веселее.

2

Собери и построй

1.Закреплять умение детей узнавать и называть геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал). Выкладывать из геометрических фигур различные предметы. 

2.Развивать внимание, пространственное воображение.

Педагог использует кубик с наклеенными геометрическими фигурами, геометрические фигуры, вырезанные из картона; контурные образцы построек. 

Вариант 1.

Ребенок бросает кубик, называет фигуру, которую видит на верхней грани и берет такую же картонную любого цвета. Из фигур, набранных за несколько ходов, ребенок составляет любое изображение.

Вариант 2.

Ребенок выбирает фигуру по цвету. Форма, в этом случае может быть любой. Например: на верхней грани кубика выпал зеленый треугольник. Ребенку предлагается выбрать любую фигуру зеленого цвета. Из набранных фигур также составляется постройка.

Февраль

2

  Что плавает, что тонет?

1.Учить делать элементарные умозаключения в ходе эксперимента.

2.Развивать любознательность,

наблюдательность, логическое мышление.

Игра представляет собой игровое поле, разделенное на три колонки. В первой колонке изображены предметы. Вторая колонка для отмечания предметов, которые не тонут. Третья колонка для предметов, которые тонут. Дети, играя с водой, экспериментальным путем определяют, которые из предметов тонут, а которые нет. Результаты эксперимента дети фиксирует на игровом поле: если предмет не тонет – фишка кладется на против изображения предмета во второй колонке, а если тонет – то в третьей колонке.

2

Секреты

1.Учить пользоваться планом, ориентироваться в пространстве.

2. Развивать логическое мышление,

воображение.

«Ищем клад»

1-й вариант: выполнение задания основано на совместном творчестве взрослого и детей. Перед каждым ребенком лежит план микрорайона. Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие в поисках клада. Далее создается сказочная ситуация: Незнайка получил конверт с письмом, в котором сказано, что в нашем микрорайоне зарыт клад, и указано место, где его можно оттыкать (у аптеки – справа). Но до этого места нужно дойти, выполняя все задания.

2-й вариант: путь к кладу можно указывать, прокладывая себе дорогу с помощью цветных карандашей, рисуя направление от точки отсчета, которой является сам ребенок, к месту, где зарыт клад.

2

  Четвертый лишний

1.Продолжать учить классифицировать

предметы, обосновывать свое решение.

2. Развивать внимание, логическое мышление.

«Что лишнее»

Распечатать предлагаемые дидактические карточки, на которых находятся 4 разных изображения (живые и неживые предметы).

Ребенку предлагается любая из карточек. Он должен посмотреть и выделить среди рисунков карточки, три из которых классифицируются по одному признаку, один лишний предмет, который не подходит под единую классификацию.

 Также можно использовать словесную игру «Четвёртый лишний»

  1. заяц, ёж, лиса, шмель;
  2. трясогузка, паук, скворец, сорока;
  3. бабочка, стрекоза, енот, пчела и т.д.

2

Чудесные превращения

1.Учить в деталях, видеть целое и уметь

дорисовывать их.

2. Развивать творческое мышление, воображение.

«Незаконченные картинки»

У каждого ребенка лист бумаги, на котором 8 незавершенных рисунков. Чтобы закончить рисунок, необходимы предметы разных пропорций, соответствующие бумажные фигуры.

Март

2

Волшебный лес

1. Учить создавать рисунок-схему, на основе своего рассказа.

2. Развивать воображение, творческие способности.

Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незакон-ченные, неоформленные изобра-жения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными каранда-шами  лес, полный чудес, и рассказать  про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.

Для  задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие.

2

Задом наперед

1.Учить делать элементарные умозаключения, действуя «задом наперед».

2. Развивать логическое мышление,

воображение.

Педагог использует 10 пар рисунков, качество которых не имеет особого значения.  Пары картинок должны быть такими:  1/ гнездо с птичкой – яйцо; 2/ мальчик в постели – он же идет с портфелем; 3/ гриб  большой – гриб маленький; 4/  бабушка вяжет носки – носки связаны; 5/ мальчик грязный –  мальчик моется в душе; 6/ женщина стирает белье  – белье сушится; 7/ чистый лист бумаги перед мальчиком  – на листе рисунок; 8/ мальчик едет на велосипеде – велосипед сломан; 9/ дети играют в кубики, в комнате порядок  –  пустая комната, игрушки разбросаны; 10/ у мальчика воздушный шар – мальчик без шара, шар в воздухе.

Дети должны определить последовательность событий и составить короткий рассказ.

2

Поезд

1.Учить анализировать предметы по отдельным признакам, объясняя свое решение.

2. Развивать логическое мышление.

Для игры необходимы 10 картинок одинакового размера с разными предметами. Каждая картинка - это вагончик.

Педагог объясняет, что в поезде вагончики скрепляются друг с другом, поэтому нужно подбирать картинки, связанные по смыслу.

Например, ребенок берет картинку и называет предмет на этой картинке (ложка), 2 ребенок должен взять картинку, связанную по смыслу с первой картинкой и объяснить свой выбор. (Беру тарелку, т.к. ложка и тарелка – посуда).

Игру можно проводить многократно, меняя картинки.

2

Изобретатель

1.Учить анализировать назначение предметов, создавать предметы двойного назначения.

2. Развивать воображение, творческое

мышление.

Педагог использует 10 предметных картинок. Рассматривает с детьми каждый предмет и его функцию, затем предлагает поиграть в изобретателей и изобрести новые предметы. Например: вилка – нож; табуретка – книжная полка; молоток – клещи и т.д.

Затем обсуждается функция нового предмета.

Апрель

2

Назови

соседей

1.Учить называть предыдущее и последующее число.

2. Развивать память, внимание, логическое мышление.

«Какое число рядом»

Дети становятся в круг, в центре его - водящий. Он бросает мяч кому-нибудь и говорит любое число. Поймавший мяч называет предыдущее или последующее число. Если ребенок ошибся, его исправляют.

«Живые цифры»

На столе лежат два комплекта перевернутых цифр двух цветов. По сигналу дети берут по одной цифре и выстраиваются по порядку в две колонны в соответствии цвету цифры. Воспитатель дает задание: Выйдите «соседи» числа пять и назовите себя. После выполнения задания пары детей возвращаются на прежнее место. Игра продолжается.  

2

Угадай

1.Учить решать задачи, определяя состав числа.

2. Развивать внимание, логическое мышление.

Игра «Домики»

Педагог использует домики с окошками и набор цифр. На каждом этаже только одна цифра. Цифра на крыше обозначает количество жильцов на каждом этаже. Ребёнок должен подобрать и поставить цифру во второе окошко.

Игра «Числовик»

Для игры используется циферблат с двумя стрелками. Воспитатель называет любое число в пределах 10, а ребёнок указывает стрелками на числа, из которых можно составить это число.

2

Волшебники

1.Учить создавать новые образы.

2.Развивать эмоциональ-ность и творческое воображение.

Без предварительной беседы педагог предлагает детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

Игра «Чудесные превращения»

Воспитатель раздает детям картинки с изображениями заместителей предметов, на каждой нарисованы три полоски разной длины, три круга разного цвета. Детям предлагается рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своем листе цветными карандашами соответствующую картинку. Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по форме, цвету, величине, количеству).

2

Разноцветные цепочки

1.Учить располагать предметы в заданной последовательности, используя «Блоки Дьенеша».

2. Развивать внимание, логическое мышление.

Педагог предлагает от произвольно выбранной фигуры  построить наиболее длинную цепочку.

Варианты построения цепочки:

  • чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);
  • чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и толщине и т.п.);
  • чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.;
  • чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

Май

2

Найди ошибки

1.Учить сравнивать рисунок и схему.

2. Развивать воображение, наглядно-образное мышление.

Педагог использует картинки с изображением различных ситуаций. (Например: дети гуляют в лесу; играют во дворе; купаются и загорают около озера; катаются на горке; играют дома.) К каждой картинке изготавливают схему, на которой деревья, дети и разные предметы изображены условно. В каждой схеме намеренно сделаны ошибки, допущены неточности по сравнению с соответствующей картинкой.  

2

Звезды в небе

1.Учить соотносить схематическое изображение с художественным.

2. Развивать внимание, наглядно – образное мышление.

Воспитатель показывает детям картинки и рассказывает о созвездиях. Затем дети   рассматривают карточки с созвездиями, потом картинку, показываемую взрослым, и ищут нужное созвездие. В результате дети должны находить соответствие картинки созвездия с ее схематическим изображением.  

2

Разные дома

1.Учить сравнивать рисунок и чертеж

предмета.

2. Развивать внимание, наглядно- образное мышление.

Воспитатель рассказывает детям, что однажды строители строили по чертежу дом и допустили небольшие ошибки. И хотя дома получились красивые, они всё же отличались от чертежей. Предлагает рассмотреть каждую постройку и найти неточности. Воспитатель показывает первую схему и картинку к ней. Дети находят ошибку. Затем педагог показывает следующую картинку к этой же схеме, потом- третью. Далее переходят ко второй схеме и рассматривают последовательно ещё три картинки. Если дети не могут найти правильный ответ, воспитатель помогает им. Точно так же рассматриваются остальные рисунки и чертежи.

В этой игре можно использовать самые разнообразные схемы и рисунки.

2

Перевертыши

1. Продолжать учить создавать образы на основе рисунка-схемы.

2. Развивать внимание, наглядно-образное мышление.

Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения. Задание детям: каждую карточку  можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами  все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну  карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.

 

 

ІІІ. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Объединение различных групп предметов, имеющих общий признак, в единое множество.

Установление смысловых связей между предметами.

Создание постройки по рисунку, чертежу.

Деление предметов, фигур на несколько равных частей.

Сравнение фигур по размеру (больше - меньше, длиннее - короче, такой же по длине, выше – ниже, шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов). Упорядочивание и уравнивание предметов по длине. Подбор предметов по заданной длине. Подбор предметов по цвету и форме.

Определение взаимного расположения объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.).

Составление сказки с использованием рисунка – схемы.

Определение значений дорожных знаков, опираясь на рисунки – символы. Экспериментирование.

Сравнение группы однородных и разнородных предметов по количеству.

Раскладывание предметов в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах

Решение логических задач на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.

Создание рисунка-схемы, на основе своего рассказа. Анализ предметов по отдельным признакам. Устное составление задач по рисункам.

Решение задач с опорой на наглядный материал.

Задания на развитие внимания: лабиринты, ребусы, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, дидактические игры.

Задания на развитие воображения: деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую; подсчет общего количества изображений одной и той же фигуры на контурном рисунке; дополнение заданной фигуры до целого с выбором нужных частей из нескольких предложенных.

Задания на развитие памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного арифметического и геометрического материала; зрительные и слуховые диктанты на математическом материале с определением

закономерности следования элементов.

Задания на развития мышления: выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания; проведение простейших логических рассуждений, сравнение объектов по разным признакам, классификация объектов, чисел, геометрических фигур по заданным условиям.

 

ІV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Методическое сопровождение:

– консультация для родителей «Занимательная математика дома»;

– электронные математические игры для дошкольников;

– видео-презентации.

Дидактические материалы:

Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать наглядные пособия следующих видов:

 геометрические фигуры и тела;

 палочки Х. Кюизенера;

 наборы разрезных картинок;

 сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года;

 полоски, ленты разной длины и ширины;

 цифры от 1 до 9;

 игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка, пирамидка и др;

 фланелеграф, мольберт;

 чудесный мешочек;

 кубики Никитина;

 блоки Дьенеша;

 пластмассовый и деревянный строительный материал;

 геометрическая мозаика;

 счётные палочки;

 предметные картинки;

 знаки – символы;

 игры на составление плоскостных изображений предметов;

 обучающие настольно-печатные игры по математике;

 мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;

 геометрические мозаики и головоломки;

 занимательные книги по математике;

 задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы;

 простые карандаши; наборы цветных карандашей;  

 линейки и шаблоны с геометрическими фигурами;

 небольшие ножницы;

 наборы цветной бумаги;

 счетный материал;

 наборы цифр;

 конспекты.

Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностей.

V. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Помещение: Для занятия требуется просторное, сухое с естественным доступом воздуха, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Столы и стулья должны соответствовать росту детей. Учебная комната оформлена в соответствии с эстетическими нормами. Игры и канцелярские принадлежности находятся в доступных для детей индивидуальных шкафах. Подсобное помещение: шкаф для хранения материалов для организации математической деятельности.

Технические средства: ноутбук и мультимедийное оборудование.

 

Диагностический инструментарий

Сохранение количества и величины.  

Высокий - Ребёнок владеет навыками счета предметов (до 8-10), обнаруживает зависимости и отношения между числами. Владеет навыками наложения и приложения предметов с целью доказательства их равенства и неравенства. Устанавливает независимость количества предметов от их расположения в пространстве путём сопоставления, счета предметов (на одном и том же количестве предметов). Осмысленно отвечает на вопросы, поясняет способ сопоставления, обнаружения соответствия.

Средний - Ребёнок в достаточной степени владеет навыками счета предметов (до 4-7), пользуясь при этом приёмами наложения и приложения с целью доказательства равенства и неравенства. С помощью взрослого устанавливает независимость количества предметов от их расположения в пространстве. Затрудняется в высказываниях, пояснениях.

Низкий - Допускает ошибки при счета предметов (до 3-5).

Методика обследования.

Сосчитай, сколько здесь кругов (5 кругов расположены в беспорядке). Сосчитай, сколько здесь квадратов (4 квадрата расположены в ряд). Где фигур больше: там, где5, или там, где 4?

Что можно сосчитать в группе? Сосчитай.

а дома что у тебя можно сосчитать? Вспомни, сосчитай и скажи сколько?

Возьми круги (4) и квадраты (5). Как узнать, поровну ли их? Или квадратов больше, чем кругов? Какое число больше: 4 или5? Какое число меньше: 5 или 4?

Ребёнку предлагается посчитать (5) маленьких матрёшек и (5) больших мишек. Каких предметов больше: маленьких матрёшек или больших мишек; как проверить?

Ребёнку предлагается посчитать квадраты (4), расположенные по кругу и в линию. Где меньше квадратов: там, где они расположены в линию или по кругу? Как проверить?

Ребёнку предлагается посчитать грибы (5), расположенные близко и далеко друг к другу. Где грибов больше: там, где они стоят близко или далеко друг от друга?

Свойства предметов.

Высокий - Ребёнок оперирует свойствами предметов. Группирует предметы по одному, двум, трём свойствам, по наличию одного и отсутствию другого свойства. Различает геометрические фигуры и тела. Называет и показывает структурные элементы фигур: сторона, угол, их количество. В речи пользуется соответствующей терминологией.

Средний - Ребёнок различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам (все большие, все некруглые). Выполняет действия по группировке фигур. Затрудняется в высказываниях, пояснениях.

Низкий - Ребёнок различает предметы по форме, размерам, называет их, группирует с помощью взрослого.

Методика обследования.

Д/упр. "Найди самую длинную (короткую) ленточку; широкий (узкий) ручеёк; высокое (низкое) дерево; толстый (тонкий) карандаш; тяжёлый (лёгкий) шарик; глубокий (мелкий) стакан; большой (маленький) гриб".

Д/упр. "Найди прямоугольник, квадрат, треугольник, овал, круг". Сколько сторон у квадрата? Треугольника? Прямоугольника? Сколько у них сторон? Чем они отличаются друг от друга?

Найди в группе и назови предметы круглой, овальной, прямоугольной, треугольной, квадратной формы.

Д/упр. с блоками Дьенеша.

Найди все фигуры (блоки) как эта по цвету (форме, размеру);

Найди не такую, как эта по цвету (форме, размеру);

Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету);

Найди не такие фигуры, как эта по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру; по цвету, размеру и форме).

Отношения между предметами.

Высокий - Ребёнок самостоятельно устанавливает закономерность увеличения (уменьшения) размеров предметов по длине, толщине, высоте, толщине, весу, объёму, ориентируется в парных направлениях от себя, от других объектов, в движении в указанном направлении. Имеет представления о временных отношениях - в последовательности частей суток, протяжённости во времени: вчера, сегодня, завтра.

Средний - С небольшой помощью взрослого ребёнок устанавливает некоторые отношения групп предметов (длине, ширине, весу); пространственные и временные отношения.

Низкий - Ребёнок устанавливает некоторые отношения между предметами, пространственные и временные отношения только по подсказке взрослого.

Методика обследования.

Д/упр. "Разложи ленточки от самой длинной до самой короткой; поставь дома от самого низкого до самого высокого" и т. д.

Д/упр. "Что где?" (Ребёнку предлагается назвать, что находится впереди от него (сзади, вверху, внизу, слева, справа).

Д/игра на наглядном материале "Что сначала, что потом" (Ребёнку предлагается разложить картинки с изображением частей суток и деятельности людей, соответствующей этим отрезкам времени).

Беседа "Вчера, сегодня, завтра".

Д/упр. "Пойдёшь-найдёшь" (Ребёнку предлагается идти в заданном направлении и найти предмет. Например: "Сделай два шага вперёд, повернись налево, сделай три шага вперёд, повернись направо. Протяни руку. Что ты нашёл?")

Числа и цифры.

Высокий - Ребёнок самостоятельно устанавливает связи между числом, цифрой и количеством.

Средний - Допускает ошибки при установлении связей между числом, цифрой и количеством, но при помощи взрослого устраняет их.

Низкий - Не устанавливает связей между числом, цифрой и количеством.

Методика обследования.

Посчитай матрёшек (5). Сколько их? Поставь на стол столько же грибочков, сколько матрёшек. Что надо сделать, чтобы матрёшек стало больше? Сколько матрешек получилось? Найди цифру, которая обозначает это число.

Д/упр. "Кому какая цифра?". (Ребёнку предлагается к картинкам из игры "Лото" найти и подложить соответствующие цифры).

Преобразование, воображение, комбинаторские способности.

Высокий - Ребёнок проявляет интерес к играм на видоизменение фигур, составление силуэтов, комбинирование. Ориентируется на результат. Легко справляется с заданием на допридумывание, дорисовывание изображений.

Средний - Ребёнок с помощью воспитателя выполняет задания на преобразование фигур и комбинирование. С помощью наводящих вопросов взрослого додумывает, дорисовывает изображённые фигуры.

Низкий - Ребёнок равнодушен к заданиям на преобразование, комбинирование, проявление творчества и фантазии.

Методика обследования.

Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.

Ребёнку предлагается рассмотреть изображения предметов, выложенные из счётных палочек: телевизор, бантик, конверт, лодка и т. д. (каждый предмет выложен из 6-ти палочек). Затем ребёнку предлагается видоизменить фигуры так, чтобы получилось что-то новое. (Можно переложить палочки по - другому, а можно изменить количество палочек).

Ребёнку предлагается из плоскостных геометрических фигур выложить изображения и назвать их.

Д/игра "Дорисуй и назови предмет"

Проявление догадки, сообразительности при решении логических задач и установлении последовательности действий.

Высокий  - Пытается размышлять, доказывает ход своих мыслей. Поясняет последовательность действий.

Средний - Проявляет догадку, но допускает ошибки при решении задач на логику. Осуществляя заданную последовательность действий, допускает ошибки.

Низкий - Не пытается подумать, не принимает условий задачи.

Методика обследования.

Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.

Д/игра "Какая фигура следующая?" Д/игра "Собери цепочку"

ЛИТЕРАТУРА

Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:

1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение, 2002. – 385 с.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 2001. – 404 с.

3. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2003. – 312 с.

4. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников – М.: Просвещение, 2002 – 256с.

5. Логика. Программа развития основ логического мышления у старших дошкольников. / Сост. Корепанова М. В. – Волгоград, 2004.

6. Математика до школы. /Сост. Смоленцева А. А., Пустовойт О. В., Михайлова З. М., Непомнящая Р.Л. – СПб.: Детство-Пресс, 2000.

7. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, М.: Просвещение, 2010. – 187с.

8. Михайлова З. А. Математика – это интересно. Методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2002.

9. Михайлова З.А. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие. – СПб: Акцидент, 1997.

10. Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников. – СПб.: Феникс, 2006. – 123 с.

11. Петерсон Л.Г. Раз ступенька, два ступенька. – СПб: Феникс, 2008. – 418с.

12. Первые шаги в математику. Методическое пособие / Сост. Буланова Л.В., Корепанова М. В. и др. – Волгоград, 2004.

13. Мониторинг в детском саду/ под ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулехт. – СПб: Детство-пресс, 2011. – 297с.

14. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей дошкольника. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 267 с. 22

15. Учебное пособие Чего на свете не бывает?/ под редакцией О.М. Дьяченко и Е.Л. Агаевой. – М.: Просвещение, 2007. – 245с.

16. Харько Т. Г., Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста

3-7 лет. – СПб., 2007

Литература, рекомендуемая для детей и родителей: 

1. Васильева Н.Н.,. Новоторцева Н.В Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 374с

2. Волина В.В. Праздник числа – М.: Знание, 2003 – 180с.

3. Гаврина С.Е. Веселые задачки для маленьких умников. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 382с.

4. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 375с.

5. Дьяченко В.В. Чего на свете не бывает? – М.: Просвещение, 2011 – 208с.

Интернет-ресурсы

1. Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике – http://nsportal.ru/detskii-sad/matematika/zanimatelnyi-material-v-obuchenii-doshkolnikov-elementarnoi-matematike

2. Занимательные задачки для дошкольника! – http://www.baby.ru/community/view/30500/forum/post/38583820

3. Занимательная математика, занимательные задачи по математике. – http://www.myadept.ru/page/zanimatelnaya-matematika

4. Интересная математика и счет для дошкольников – http://kazinopa.ru/matematika/interesnaya-matematika-i-schet-dlya-doshkolnikov/

5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников – http://bib.convdocs.org/v14303


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика; для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Программа направлена на развитие логического мышления у старших дошкольников посредством развивающих игр математического содержания....

Программа дополнительной образовательной услуги «Развитие логического мышления у детей на основе занимательной математики для детей 5-7 лет»

Программа по дополнительной платной образовательной услуге «Логика» разработана на основе программ «Детство» авторы В.И. Логинова, Т.И. Бабаева; «Играя...

Авторская программа по дополнительному образованию дошкольников по формированию элементарных математических представлений «Занимательная математика» (для детей от 6 до 7 лет)

Авторская программа по дополнительному образованию дошкольников по формированию элементарных математических представлений «Занимательная математика»  (для детей от 6 до 7 лет)...

Занимательная математика для детей. "Математическое путешествие на воздушном шаре" для детей подготовительной группы

"Математическое путешествие на воздушном шаре" для детей подготовительной группы...

«Занимательная математика для детей среднего дошкольного возраста»

Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, объемом информации , стремлением родителей ка...

Конспект организованной образовательной деятельности по математике (ФЭМП) на тему «Занимательная математика» для детей подготовительного возраста.

Обобщение знаний по формированию элементарных математических представлений.  Учить самостоятельно, составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10, выделять условие, вопрос, реше...