Мастер – класс для воспитателей «Логико-математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников»
материал по математике

Татьяна Ивановна Пузикова

Мастер - класс для воспитателей "Логико - математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx39.96 КБ

Предварительный просмотр:

                Мастер – класс для воспитателей

«Логико-математические игры, как средство развития

                 логического мышления у дошкольников»

 

                                                                       

                                                                       

                                                       

                                                           2021 г.

Цель мастер-класса: повышение профессионального уровня педагогов по формированию умственных способностей и творческой активности в процессе игровой деятельности, продемонстрировать использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша.

Задачи:

Познакомить педагогов с опытом работы по использованию логико – математических игр в работе с детьми дошкольного возраста.

Обучить участников мастер – класса методам и приемам использования развивающих игр в педагогическом процессе.

Развивать интерес к оригинальной образовательной игровой технологии, инициативу, желание применять на практике данную технологию.

Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Демонстрационный материал: фотоматериал, игра «Блоки Дьеныша».

План:

1. Вступительное слово:

Актуальность темы.

2. Ознакомление участников мастер-класса с основными методами и приемами по использованию игр.

3. Викторина.

4. Технология игры  Блоков Дьеныша.

5. Физкультминутка.

6. Практическое занятие с участниками мастер-класса по использованию «Блоков Дьеныша».

7. Рефлексия (синквейн).

8. Итог.

 

1. Вступительное слово:   

                                 Без  игры  нет  и   не   может   быть   полноценного

умственного развития. Игра  –  это  огромное  светлое

                        окно, через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений, понятий.

     Игра  - это   искра, зажигающая  огонек  пытливости любознательности.”

В.А. Сухомлинский

Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех   психических    процессов,   которые    обеспечивают    ребенку    возможность

ознакомления с окружающей действительностью.

Хорошо, когда ребенок сохраняет свою природную интуицию, иррациональное   мышление.  Это  творческая   часть   его  сознания.  Однако жизненное пространство требует от человека здравого смысла, рациональности, логики. Ребенок учится не только чувствовать, но и объяснять события и действия, изучать  взаимодействие  между  предметами, рассуждать и делать свои умозаключения. Лучше всего это делать в игре!

В настоящее время, в эпоху компьютерной революции, точка зрения, выражаемая словами: «Не каждый будет математиком», безнадежно устарела. Развивающие игры делают учение интересным занятием для малыша, снимают  проблемы  мотивационного  плана,  порождают  интерес к приобретаемым  знаниям, умениям,  навыкам.  Использование развивающих игр в  педагогическом  процессе   позволяет   перестроить   образовательную деятельность:  перейти  от  привычных  занятий с  детьми  к познавательной

игровой деятельности, организованной взрослыми или самостоятельно. Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать   их,  догадываться   в   поиске   результата,  проявляя  при  этом творчество.

2. Ознакомление участников мастер-класса с основными методиками логико-математических игр.

В связи с этим работу с детьми нужно строить в увлекательной для дошкольников игровой форме;

·         особое внимание уделять введению детей в мир логики, моделирования; умению пользоваться символикой, знаками, схемами; выявлением закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира;

·         знакомить с математическим содержанием, закрепляю его через самостоятельную поисковую и практическую деятельность;

·         развивающие задачи решать с учётом индивидуальных возможностей развития ребёнка;

·         дети, независимо от возраста, включаются в решение творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, смоделировать, сгруппировать, установить соответствие.

Такой подход даёт возможность творчески отбирать материал в соответствии с материальным оснащением педпроцесса, количеством детей в группе, уровнем их подготовленности.

Игровой занимательный математический материал многообразен. Для работы с детьми есть следующие виды: логические игры и задачи (на поиск закономерности, недостающей фигуры, нахождение лишней фигуры, классификацию, словесные);  Игровые упражнения, основанные на применении дидактического материала – счётных палочек, палочек Кюизенера, логических фигур, блоков Дьенеша, квадрата Воскобовича, квадратов Никитиных.  Загадки, задачи-шутки, задачи – ловушки, занимательные вопросы.

Палочки Кюизенера.

Это пособие получило название от бельгийского педагога, создавшего его. Джордж Крюизенер разработал специальные брусочки, которые помогают осваивать законы математики. У игрового материала имеется второе название – «числа в цвете». В набор кюинзенера входят тросточки 10 разных цветов и размеров от сантиметра до десяти. Набор используется для того, чтобы развивать у ребенка интерес к математике в игровой форме.

Квадрат Воскобовича. -

игра-головоломка на трансформацию фигур. Она сделана в форме квадрата, который состоит из 16 равнобедренных треугольников. Кроме того, игры с Квадратом Воскобовича развивают умение различать геометрические фигуры, определять их свойства и размеры, ребята знакомятся с геометрическими понятиями: угол, диагональ, сторона, центр. Данные фигуры можно собирать по предложенным схемам или придумывать собственные образы. Вариантов сложения насчитывается более сотни!

 Игры Никитиных.

Игры и пособия Никитиных известны более 40 лет в России, Германии, Японии и других странах под названием «Развивающие игры Никитиных» или «Никитинский материал».

Особенность всех развивающих игр Никитиных заключаются в следующем:

1. Развивающие игры Никитиных представлены в виде головоломок, кубиков, конструктора, таблиц и логических задачек, решение которых способствует развитию у малышей логического и образного мышления. Игры имеют различный уровень сложности, их сложность должна возрастать по принципу от простого к сложному.

Примеры игр: «Сложи узор». Это самая простая игра. В наборе 16 кубиков с ребром 3 см. Каждая грань имеет определенную окраску.

«Уникуб». Игра состоит из 27 кубиков, грани которых раскрашены в 3 разных цвета. Существуют схемы, разработанные Никитиным, согласно которым нужно из кубиков сложить определенные объемные фигуры.

Еще одна игра, которая входит в основу методики Никитиных:

«Сложи квадрат». Игра на основе головоломки, когда из разных геометрических фигур необходимо сложить квадрат.

ТИКО или Трансформируемый Игровой Конструктор для обучения - это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате работы для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно.

3. Викторина.   ВИКТОРИНА «КВАДРАТ ИЛИ КРУГ»

 Отвечая на предложенные вопросы, вам нужно сделать выбор между квадратом и кругом, и только ими (или производными от них).

◘ Назовите самую известную картину Казимира Малевича

(«Чёрный квадрат».)

◘ Что появляется под глазами усталого человека?  (Круги)

◘ Одна из форм публичного обсуждения – это  (Круглый стол.)

◘ Как называют беспрерывное движение чего-либо?  (Круговорот)

◘ Как называют ответственность всех за каждого и каждого за всех? 

(Круговая порука)

◘ Как иначе называют секцию в школе?   (Кружок)

◘ Назовите способ посева ряда культур.  (Квадратно-гнездовой метод)

◘ Мера площади в 4 гектара - это ...  (Круг)

◘ Какую форму имеют предписывающие дорожные знаки? (Квадрата)

◘ Какую форму имеют запрещающие дорожные знаки?  (Круга)

◘ Каким бывает и полный дурак, и отличник, и сирота?

(Круглый дурак, круглый отличник, круглый сирота.)

◘ Назовите синоним фразе «Весь год».  (Круглый год.)

◘ Каре - это боевой порядок пехоты в виде ... Чего?

(Квадрата, одного или нескольких.)

◘ Как называют вторую степень числа?  (Квадрат)

◘ Как называется участок для взлёта вертолёта?    (Взлётный квадрат.)

◘ Назовите один из популярных видов уравнений.  (Квадратное уравнение.)

◘ Назовите предмет, который бросают человеку, оказавшемуся за бортом

(Спасательный круг)

◘ Чёрно-белый участок шахматной доски - это ...  (Квадрат)

◘ Как иначе называют юбилейную дату?  (Круглая дата.)

◘ Как ласково называют значительную сумму денег    (Кругленькая сумма.)

◘ Как называется геометрическая фигура, которую представляет собой семья?    (Круг - семейный круг.)

◘ Какая геометрическая фигура дала название некогда популярному танцу кадриль?     (Квадрат. Танец с чётным количеством танцующих пар, располагающихся одна против другой.)

◘ Как  движутся танцующие люди в хороводе?   (По кругу.)

◘ Как называют вид математической головоломки в виде таблицы с числами?

(Магический квадрат.)

А, сейчас, я хотела бы более подробно остановиться на «Блоках  Дьеныша» 

                                                       «Ум человеческий отмечается такой

                                                         ненасытной  восприимчивостью к познанию,

                                                       что представляет собой как бы бездну…»

                                                                                                       Я.А. Коменский

Одной из универсальных современных  педагогических технологий  является использование блоков Дьенеша. Блоки Дьенеша придумал венгерский психолог, профессор, создатель авторской методики «Новая математика» - Золтан Дьенеш.

Дидактический материал основан на методе замещения предмета символами и знаками (методе моделирования).

Золтан  Дьенеш создал простую, но в, то, же время уникальную игрушку,  кубики,  которую поместил в небольшую коробку. Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов нашей  страны.

Итак, логические блоки Дьенеша предназначены для детей от  2 до 8 лет. Как видим, относятся они к типу игрушек, с которыми играть можно ни один год путем усложнения заданий от простого к сложному.

Основная цель использования дидактического материала научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.

Основное умение, необходимое для решения логических задач - это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.

Формы организации работы с логическими блоками.

1.НОД (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.

Блоки используются в НОД, как часть занятия для закрепления  геометрических фигур, цвета, величины.  Это замечательный дидактический материал для решения логических задач по лексическим темам «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Животные», «Рыбы» т.д.  Например, используя обручи, мы сажаем огород, собираем грибы и ягоды, а также определяем объединение и пересечение множеств.

2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность  (дидактические игры, настольно – печатные, подвижные, сюжетно – ролевые игры).

Для дидактических игр – это  «Чудесный мешочек», «Найди клад», «Бусы», «Хоровод», «Найди пару», необходимы только логические блоки Дьенеша.

В подвижных играх можно использовать кодовые карточки – это ключи к гаражам, место в автобусе, ориентиры домиков и т.д. В сюжетно – ролевых играх  «деньги» в игре «Магазин»,  письма и открытки  в игре «Почта» и т.д.

Речь детей

Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: дети учатся рассуждать, вступают в диалог со своими сверстниками,   строят  свои  высказывания, используя в предложениях союзы «и», «или», «не», и др.,  

КАК РАБОТАТЬ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША

Итак, откроем коробку.

По большому делу основной недостаток этого методического пособия только один: скупая информация по методике работы с блоками, нет полного перечня игр (т.к. эти игры можно создавать буквально «с ходу»).

1 . Рассмотрите блоки.  Потрогайте.  Сравните блоки по цвету, форме, толщине, размеру.

2.  Покажите  квадрат.   Показали квадраты разные по цвету, толщине и размеру. Но все выделили такой признак,  как квадрат.

Покажите желтый круг. – Два признака.

Покажите синий  большой  треугольник – Три признака.

Покажите желтый маленький тонкий прямоугольник. – Четыре признака.

3.  Познакомимся с   кодовыми  карточками.  (Демонстрационный)

Цвет –  изображается пятном

Форма – контурами фигур

Толщина – условным обозначением человеческой фигуры

Величина –  силуэтами  домиков

Игровой    материал представляет собой  набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

1. Формой  - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;

2. Цветом - красные, желтые, синие;

3. Размером  - большие и маленькие;

4. Толщиной - толстые и тонкие.

И что?  Работа  с Блоками Дьенеша,  строиться  по принципу -   от простого к сложному.

Хочу предложить этапы работы.

1 Этап  «Самостоятельное  знакомство» . Установить, что формы имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

Отмечу, что на каждого ребенка дается комплект блоков (каждому своя коробка). В  комплекте нет ни одной абсолютно одинаковой фигуры. Каждая из фигур характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

2 этап   «Обследование»  Внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину).   Группировка  по цвету, размеру, форме и т. д. Такие способы обследования предметов имеют важное  значение для формирования операций сравнения, обобщения.

3 этап «Игровой»   Отмечу, что комплекс игр представлен в небольшой брошюре, которая прилагается к коробке с блоками.  (показ брошюры)

4 Этап «Сравнение»  Установка  сходства и различия между фигурами

(форма, цвет, размер, толщина).

5 этап «Поисковый»  На следующем этапе в игру включаются элементы поиска.  Осуществляется  поиск фигуры по одному заданному свойству, например,   по форме, по двум заданным свойствам (цвету и форме).

После этого - найти блок по трем заданным свойствам, например - синий большой квадрат (цвет, форма, размер).

И наконец, из двух фигур выбирается одна фигура  по всем четырем заданным свойствам (цвету, форме, размеру, толщине). В играх такого типа у детей формируется важнейшая мыслительная операция – абстрагирование.

6 этап «Знакомство с символами»  знакомство с кодовыми карточками.

Загадки без слов (кодирование).  (Показ карточек)

7 этап «Соревновательный» В игру с блоками  включился соревновательный  элемент.  Есть  такие задания к играм, где нужно быстро и правильно найти заданную фигуру. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется как при шифровке, так и при поиске закодированной фигуры.

Подобные игры позволяют моделировать такое понятие, как кодирование и декодирование информации, важное не только в математике, но и в информатике.

8 этап   «Отрицание» На следующем этапе игры с блоками  значительно усложняются  за счет введения   значка отрицания «не», который в рисуночном коде выражается перечеркиванием крест -  накрест соответствующего кодирующего рисунка «не квадрат», «не красный», «не большой» и т.д.   Показ – карточек.  

Так, к примеру, «небольшой» – означает «маленький», «немаленький» - означает «большой».  «не круг, не квадрат, не прямоугольник», «не красный, не синий»,  «не большой», «не толстый» - какой блок?  Желтый, маленький, тонкий треугольник.  Такие игры формируют у детей понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не».

   Строгое следование одного этапа за другим необязательно. А теперь игра

6. Практическое занятие с участниками мастер-класса по использованию «Блоков Дьеныша».

Каждый из нас хочет создать красивый город своей мечты. Вот и сегодня построим «Город N», где мы с помощью логических блоков Дьенеша выполнить все задания.

1. В нашем городе есть домики, но жители города — блоки — никак не могут расселиться в нем. А заселить дом надо так, чтобы у каждого жильца был свой уголок. Заселять по обозначениям.

                                                                           

3. Но вот беда, дом закрыт. Необходимо найти подходящую кнопку на замке.

(На замок выкладываются  3 фигурки. Две можно объединить по какому-то свойству, одна – лишняя)

Догадайтесь, на какую кнопку нажать и объясните, почему.

 

4. Как здорово, что блоки живут в  своих домиках. Они хотят, чтобы их город был красивым. Давайте посадим красивые цветы на клумбах. Каждый «садовник» выбирает себе клумбу большой цветной круг (На клумбе у него будут расти: 3 больших, красных, не треугольных цветка. Возможно, клумба будет выглядеть так: большой красный круг, большой красный квадрат, большой красный прямоугольник.

Молодцы!

   

 5.  На ваши цветочки прилетели стрекозы и бабочки (выкладываем стрекозу и   бабочку по схеме).

6.Но как же проехать в наш город. Необходимо проложить правильно дорогу.

Игра «Выкладываем дорожки»

Цель: умение анализировать, читать схему, кодировать и декодировать информацию, умение ориентироваться на плоскости, развитие памяти, внимания, умение работать в коллективе.

 

7. Здорово! Молодцы! Теперь в город могут проехать машины, можно построить новые дома и заселить жильцами.

Задача из блоков придумать дома, которые возможно будут стоять в городе. (игра на самостоятельное творчество).

Вопросы педагогам (рефлексивная оценка):

- Что нового вы узнали?

- Полезна ли вам была информация?

- Какие трудности вы испытали выполняя задания?

 - Игры с логическими блоками у детей вызывают живой интерес.

 А вам интересно было играть?

- А как вы считаете, какими мыслительными операциями овладевают дети в подобных     играх?

-Будите ли вы использовать на занятиях полученны знания?

- Ваши пожелания?

В настоящее время, время информационного бума, быстроменяющейся обстановки, обществу необходимо поколение молодых людей, с такими качествами личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения и я думаю, что занятия с  логическими блоками Дьенеша могут способствовать развитию таких качеств.

                                     5. Физкультминутка.

7. Рефлексия учебного материала  (синквейн).

8.  Итог.

Таким образом, при использовании логико-математических игр в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, ведёт к развитию логического мышления и повышения уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.

В. А. Сухомлинский писал: «Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Вэтой статье представлен материял о влиянии дидактической игры на развитие логического мышления у старших дошкольников....

Опыт работы по теме :"Интеллектуальные игры, как средство развития логического мышления старшего дошкольника"

Интеллектуальная игра – одно из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, они позволяют решить актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным...

Мастер-класс на тему: «Логико-математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников»

Мастер-класс на тему:«Логико-математические игры, как средство  развития логического мышления у дошкольников»...

Мастер-класс для воспитателей «Логико-математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников»

Мастер-класс для воспитателей на тему:«Логико-математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников»...

«Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников. Возможности материала «Логические блоки Дьенеша»

laquo;Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников. Возможности материала «Логические блоки Дьенеша»...

Мастер-класс «Логико-математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников»

Мастер-класс«Логико-математические игры,как средство развития логическогомышления у дошкольников»...