Опыт работы по теме :"Интеллектуальные игры, как средство развития логического мышления старшего дошкольника"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Интеллектуальная игра – одно из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, они позволяют решить актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, фантазии, инициативности, логического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Липаридзе Татьяна Александровна

Информация об опыте.

     Основной идеей исследования является всестороннее развитие      личности ребенка, развитие его логического мышления по средствам     интеллектуальной игры, воспитывать способность проявлять творчество в     различных видах деятельности.

Мною  были  определены  основные  принципы,  которые  легли  в      основу исследования:

  1. Принцип целенаправленности. Я учитываю, что цели и задачи моей работы строятся на единой концепции государственной политики в области дошкольного образования.
  2. Принцип систематичности и последовательности. Начиная с раннего дошкольного возраста «учу - играя», прививая знания, умения и навыки на практике.
  3. Принцип доступности. Опираясь на него, я учитываю возрастные особенности, потребности, интересы, уровни подготовленности детей, их небольшой жизненный опыт.
  4. Принцип наглядности обучения. Я продумываю:

  • дидактические цели исследования наглядности,
  • методику показа,
  • количество наглядности и последовательность демонстрации,
  • сочетание определённых видов наглядности,
  • включение детей в анализ наблюдаемых объектов,
  • соблюдение требований культуры показа и к оформлению наглядности.
  1. Принцип интегрированного подхода. Предлагаю план совместной работы с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, с учителем-логопедом, с психологом.
  2. Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Определяю ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую. В процессе работы побуждаю детей к самостоятельному поиску, к самостоятельному решению поставленных задач.
  3. Принцип прочности. Все сформированные умения и навыки применяю на практике; осуществляя индивидуально дифференцированный подход в процессе каждого занятия.

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.

    Интеллектуальная игра – одно из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, они позволяют решить актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, фантазии, инициативности, логического мышления.

Работу по «Интеллектуальной игре как средство развития логического мышления старшего дошкольника» в ДОУ я начала в 2012 – 2013 учебном году.

   Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

- Всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил.

- Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

- Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей.

- Увеличение объема внимания и памяти.

- Обеспечение активного интеллектуального развития ребенка.

- Подготовка детей к обучению в школе.

- Изучение позиции ребенка в интеллектуальной игре.

    Мною были изучены труды:

  • Л.В.Тюленева «Как ускорить интеллектуальное развитие».
  • Л.А.Никитина «Мы, наши дети и внуки».
  • А.А.Шароварова «Читать раньше, чем говорить».
  • Т.Домана «Дошкольное обучение ребенка».
  • В.Ф.Шаталова «Эксперемент продолжается».
  • А.И.Доровской «100 советов по развитию одаренности детей».

     Изучив проблему влияния интеллектуального развития и дидактической игры детей на формирование гармонично развитой личности человека в педагогической литературе я пришла к выводу, что во все времена человечество использовало игру, как ступень всестороннего воспитания и развития детей.

Мною были определены основные принципы, которые легли в основу переданного педагогического опыта.

  • Принцип целенаправленности. Я учитываю, что цели и задачи моей работы строятся на единой концепции государственной политики в области дошкольного образования.
  • Принцип систематичности и последовательности. Начиная с раннего дошкольного возраста «учу - играя», прививая знания, умения и навыки на практике.
  • Принцип доступности. Опираясь на него, я учитываю возрастные особенности, потребности, интересы, уровни подготовленности детей, их небольшой жизненный опыт.
  • Принцип наглядности обучения.
  • Принцип интегрированного подхода. Предлагаю план совместной работы с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, с учителем-логопедом, с психологом и родителями.
  • Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Определяю ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую. В процессе работы побуждают детей к самостоятельному поиску, импровизации.
  • Принцип прочности. Все сформированные умения и навыки применяю на практике; осуществляя индивидуально-дифференцированный подход в процессе каждого занятия.

Игра одно из действенных средств разностороннего физического и интеллектуального развития и воспитания ребенка, помогающих решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с:

  1. формированием интереса к познанию? Развитию внимания, памяти, речи, мыслительных операций;
  2. возникновением потребности в поисковой деятельности;
  3. применять полученные знания в повседневной жизни;
  4. развитием коммуникативных качеств личности;
  5. воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
  6. формированием умений пользоваться при решении разнообразных умственных задач знаками и символами;
  7. созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Интеллектуальная игра в детском саду – возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности.

1.3. Основные понятия «Термины в описании педагогического опыта». Краткая характеристика логических операций, доступных для детей старшего возраста.

Сравнение – относительно простая логическая операция, она заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам.

Анализ – логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части. Анализ проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов.

Синтез – можно охарактеризовать как мысленное соединение частей предмета в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете. Игры: «Сложи фигуру», «Дострой домик» и др.

Упорядоченность действий – логический прием, формирующий навыки последовательных действий. Игры: «Продолжи ряд» (с чередованием фигур), «Что сначала, что потом?» и др.

Классификация – более сложная логическая операция: распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков. Этот навык очень полезен при решении многих проблем, связанных с запоминанием, для развития творческого мышления.

Классификация включает 2 логических действия:

  1. выделение общего признака – основание классификации;
  2. деление на классы по основанию классификации.

Логическая связка «не» - очень важная для развития логического мышления и речи. С помощью «не» производится логическая операция отрицания.

Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка        

          Опыт педагогический –  совокупность полученных на практике навыков и приемов воспитания и обучения.

          Мотивация - общее название процессов, методов, средств побуждения к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

          Мотивом деятельности – называется то, что, отражаясь в голове человека, побуждает к деятельности, направляет ее на удовлетворение определенной потребности.

          Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо.

          Интеллект – это характеристика общих умственных способностей, необходимых для решения мыслительных  задач.

          Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.

          Средства обучения – разнообразнейшие материалы и «орудие» учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигнуть поставленной цели.

          Интеллект - общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.

          Интеллектуальное развитие — это уровень и скорость мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы.

          Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению… Компетенция это то, что порождает умение, действие. Компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, как способность найти, обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для проблемы.

          Развитие личности - процесс формирования личности  как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания.

          Экспериментирование − деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях.

Навыки — это полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля.

Педагогическая технология - это совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок.

Творческое мышление - это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи.

Критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения. Творческое мышление направлено на создание новых идей, а критическое - выявляет их недостатки и дефекты.

2. Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.

В формировании моего педагогического опыта принимали участие воспитанники детского сада старшей, а затем и подготовительной группы. В данной группе 27 человек: 11 девочек и 16 мальчиков. В процессе развития у детей данной возрастной категории постепенно углубляются  знания, развиваются умственные способности, формируется отношение  к окружающему миру, происходит становление личности.

В этом возрасте развивается память, закладываются основы мыслительной деятельности. Дети уже могут делать самостоятельные суждения, высказывать свое мнение.

В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Мотивы приобретают относительную устойчивость. Среди них выделяются доминирующие мотивы - преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии. Это ведет к появлению волевых усилий для достижения поставленной цели.

Теперь уже ребенок начинает понимать, что предмет не так прост, как ему казалось раньше, и  начинает изучать предметы, пытаясь проникнуть в их устройство и сущность. Эту особенность детей я решила использовать в интеллектуальном развитии дошкольников.

Мною был  проведен  мониторинг по теме «Интеллектуальные способности» (Приложение № 8), где я выясняла уровень знаний дошкольников по направлениям:

- Всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил.

-  Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

-  Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей.

-  Увеличение объема внимания и памяти.

-  Обеспечение активного интеллектуального развития ребенка.

-  Подготовка детей к обучению в школе.

-  Изучение позиции ребенка в интеллектуальной игре.

Выяснилось, что лишь 12,5% группы детей имели высокий уровень знаний по теме, а средний лишь 45%. Мною было решено, что необходимо в процессе непосредственной образовательной деятельности, бесед, наблюдений, опытов, игр,  работы с родителями дошкольников, пополнения развивающей среды группы повысить уровень знаний  детей. К окончанию проекта уровень освоения детьми материала вырос: высокий на 47,5%  (60%), средний  уровень (40%), так как увеличилось количество детей с высоким уровнем освоения материала, детей с низким уровнем освоения материала не выявлено.

Была запланирована   и издана «Домашняя игротека».

 ( Приложение № 4). Родителям ребенка была предложена серия интеллектуальных игр для дома, а также  даны рекомендации по организации игр, оказана помощь в проведении игр.

  1. Педагогический опыт

3.1.Описание новых методов, используемых в предоставляемом педагогическом опыте.

    Проработав с детьми, педагогами, родителями по теме: «Интеллектуальные игры, как средство развития логического мышления старшего дошкольника»; изучив результаты диагностики детей, я решила обобщить свой опыт работы, который поможет педагогам в дальнейшей деятельности по развитию логического мышления у дошкольников.

    В моем опыте отражены собственные разработки и методики, накоплен большой материал, который максимально способствует социальной адаптации, познавательному развитию ребенка через игру. Данный материал поможет реализовать организационную модель информационно-просветительской работы по данной проблеме в ДОУ, районе, социуме.

В свой опыт работы я внесла материал, предназначенный для реализации всестороннего развития и воспитания детей в условиях дошкольного образовательного учреждения, так как я считаю, что начинать работу по развитию интеллектуальных способностей необходимо с дошкольного возраста, пока личность ребенка еще самобытна и незакомплексованна

Я использовала новые методы и методики:

    1.Метод активного привлечения родителей к образовательному процессу.

Цель: Создать условия для объединения усилий семьи и дошкольного учреждения по развитию дидактических игр детей. Формировать индивидуальную воспитательную родительскую позицию, ответственность и инициативу.

  • анкетирование «Умеете ли вы играть», тесты и вопросники по игровой деятельности детей. ( Приложение № 9).
  • консультация для родителей «Воспитываем маленького гения».   (Приложение № 6).
  • индивидуальная работа в клубе молодой семьи, «Зачем родителям играть». ( Приложение № 6).
  • выпуск мини-газет для родителей «Игра – это интересно».
  • пожелания родителям «Играйте с детьми», «В помощь молодому родителю», «Родителям на заметку», «Зачем родителям гулять». (Приложение № 6).
  • выпуск домашней игротеки «Запомни узор», «Разноцветные шары», «Равенство», «Цыпленок», «Волшебный ключик», «Божья коровка», «Подари кукле ключик», «Определи и разложи по цвету», «Найди и разложи по форме», «Рыбка».( Приложение № 4).

2.Метод увеличения педагогической компетенции воспитателей по всестороннему развитию личности ребенка через дидактическую игру.

Цель: Создать условия для развития самостоятельной игровой деятельности детей.

  • Подбор литературы, методических пособий по ознакомлению детей с разными видами игр.
  • Консультации для педагогов: «Дидактические игры для старших дошкольников», «Учим, играя», «Игры-поручения».

 ( Приложение № 7).

  • Разработка авторских интеллектуальных игр на развитие логического мышления у старших дошкольников. ( Приложение № 3).
  • Непосредственно образовательная деятельность по развитию логического мышления у детей старшей группы «Солнце, солнце, загляни в оконце», «На море», «Путешествие по сказке», «Мы играем, сочиняем», «Морские путешествия», «Зоопарк».( Приложение № 5).

«Игра – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре познает мир» Мерзлякова С.И.

    Игра - наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки выражения эмоций, впечатлений (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев).

Интеллектуальная игра – одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе обучения. Игра – не пустое занятие. Педагог должен развивать и поддерживать детскую игру не только для того, чтобы доставить максимум удовольствия ребенку или высвободить свое время, а для решения более благородной задачи – воспитание полноценной личности. Большое значение игры в развитие личности ребенка дошкольника определяется не тем, что в ней, упражняются отдельные психические процессы, а тем, что отдельные психические процессы совершенствования игре, благодаря тому, что игра поднимает личность ребенка, его сознание на новую ступень развития. Ребенок в игре сознает своя «я», учиться действовать, подчиняя желанной цели свои действия и определяя их в зависимости от цели. В игре дети самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром, развивают воображение, фантазию, память, логическое мышление.

     Реализация работы по основной общеобразовательной программе дошкольного образования:

     Программа реализуется через:

-непосредственно образовательную деятельность: я использовала игры, которые помогали детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствовала раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы;

- свободную совместную деятельность детей и взрослых: это совместная деятельность детей на прогулке, вне занятий. Сюда включались игровые ситуации прогулок, организация игр-превращалок, строительные игры, отгадывание загадок (загадки учат логически мыслить). Использование логических блоков Дьенеша, игры с палочками Кьюзенера.

       Игры направленные на развитие восприятия, игры-рисования, конструирование, творческие игры.

-  самостоятельную деятельность детей.

-  подгрупповую, индивидуальную деятельность детей.

-  работу с родителями, где проводят совместные интеллектуальные игры, викторины, анкетирование, консультации для родителей, оформление стендов для родителей, проведение лекториев для родителей.

Организация работы по основной общеобразовательной программе дошкольного образования:

      Игровая деятельность проводилась в старшей и подготовительной группе ежедневно (в утреннее время, на прогулке, после сна и в вечернее время).

В начале и конце учебного года проводилась проверка освоения детьми программного содержания, при этом обращалось внимание ни сколько на запоминание, сколько на понимание, осознание, умение анализировать, делать умозаключения, на способность переживать, сочувствовать, применять свои знания в жизни.

      В группе я создала предметно – развивающую среду с приоритетом интеллектуального развития ребёнка, а также «тихий уголок», где ребенок может побыть один и самостоятельно выполнить то или иное практическое задание. При работе с детьми я выбрала дифференцированный подход.

Работа с детьми. Дифференцированный подход.

Развитие логического мышления детей – процесс длительный и весьма трудоемкий; прежде всего для самих детей – уровень мышления каждого очень специфичен.

Мысленно я распределяю детей на три группы:

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

    Такое разделение помогает ориентироваться в подборе занимательного материала и задач,  предупреждает возможные перегрузки детей с низким уровнем,  потерю интереса (ввиду отсутствия усложнения) – у детей с высоким уровнем развития.

    Детям, справляющимся с логическими задачами на среднем уровне, я предлагаю варианты побочных задач, а так же подключаю к играм соревновательного характера.

Особый подход необходим к детям с низким уровнем развития. Учитывая их психические и физические особенности, я стараюсь внушить им уверенность в себе, подвести к самостоятельному решению простых задач. В случае быстрого утомления, вид деятельности сменяется. С родителями ведется широкая консультационная работа. Особую роль играют дети с высоким уровнем: отлично справившись с конкретной задачей они, по моей просьбе (или самостоятельно) «подключаются» к тем, кто испытывает серьезные трудности.

      Такая форма взаимодействия педагога и воспитанников очень эффективна. Она помогает сплотить коллектив, дает возможность самоутвердиться успевающим детям и почувствовать уверенность в своих силах – более слабым.

Воспитатель

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

 Родители

Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на игру любого вида в зоне игровой деятельности я разместила разные виды настольно-строительных, практических заданий, выполнение различных видов логических операций, разместила схемы-рисунки, реквизит. Кроме того, периодически обновляла материал, ориентируясь на интересы разных детей. Это создало условия для персонифицированного общения с каждым ребенком.

Поскольку развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования, создала предметно-развивающую среду в группе с приоритетно-интеллектным развитием ребенка.

    Игровые занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающие функции. Поэтому через их содержание, форму и методы я стремилась к достижению трех основных целей:

- развитие познавательных способностей ребенка, как основы интеллекта;

- создание атмосфер в группе;

- социально-эмоциональному развитию детей.

Содержание моих занятий включают следующие цели: учить логически мыслить, развивать воображение, наблюдательность, мыслительная активность речи, самостоятельность.

- воспитывать работу, отзывчивость, дружеское взаимоотношение между детьми. Практическое действие каждого ребенка.

    Работа по всестороннему развитию детей через игровую деятельность будет эффективной, если ее проводить систематически, планомерно, творчески.

Основным в обучении считаю создание следующих условий:

- условия физиологические, т.е. наличие матер. Для творчества, игры и возможности в любую минуту действовать с ними;

- условия социально-экономические, т.е. создание взрослыми у ребенка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его достижения не получат. Отрицательные оценки взрослых и сверстников;

- психологические условия, сущность которых заключается в том, что у ребенка формируется чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его начинаний.

1.2. Актуальность педагогического опыта.

      Перемены, происходящие в системе народного образования, касаются и дошкольного образования, так как это первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Школьные проблемы, цели и задачи постепенно переместились в детский сад, потому что именно здесь закладываются и формируются качества успешного ученика, способного справляться с требованиями образовательных стандартов и вызовами времени.

     Из жизни современных детей постепенно уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером. Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая, используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждаются. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема произношения, проблема выразительности речи.

    Сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Куклы барби, роботы, монстры, киборги, компьютеры не способны компенсировать полное психическое и социальное развитие личности. Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание современным нетрадиционным дидактическим и развивающим играм адекватной социализации ребенка.

    Существует и другая важная проблема, волнующая меня как педагога: современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад. Они быстро решают логические задачи, но она значительно реже восхищаются и удивляются, сопереживают, все чаще проявляя равнодушие и черствость. Их интересы ограничены и на окружающий мир они смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

     Размышляя над затронувшими меня проблемами, поняла, что не всегда можно добиваться высокого уровня всестороннего развития детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Поэтому считаю: самый короткий путь решения этих проблем – это путь через интеллектуальную игру, логические операции, схемы-рисунки. Все это может дать дидактическая игра. Почему именно дидактическая игра? Дидактическая игра – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Большое разностороннее влияние дидактической игры на личность ребенка позволяет педагогу использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, позволяющее решать многие актуальные проблемы педагогического и психологического плана. Являясь наиболее распространенным видом деятельности детей – дидактическая игра - одно из наиболее эффективное средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Игра – одно из наиболее эффективных средств развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

    В каждой семье родители пытаются создать условия для игровой деятельности, но не всегда учитывают влияние игры на интеллектуальное развитие ребенка, отвлечь его от шалостей, капризов, непослушания. Порой игра замещается длительным, беспорядочным, без учета возраста ребенка, чтением детских книг, просмотром телепередач. Не всегда представляют родители и правила организации игр, не во всех семьях есть игровой уголок. Игровое хозяйство пополняется стихийно: подарки родителей, родственников, которые покупают игрушки, руководствуясь своими вкусами, интересами, желаниями, материальными возможностями. Критерии приобретения игр является ее яркость, внешняя привлекательность, а мотивами приобретения выступают желания порадовать, позабавить ребенка. Не понимая педагогического значения детской игры, родители не учитывают, что в игре малыши по своему осмысливают приобретенный опыт. Игровая деятельность ребенка в семье потому и бедна по содержанию и тематике, что лишь незначительное число отцов и матерей, бабушек и дедушек играют дома с младшими детьми, а со старшими – еще меньше.

Многие родители предлагают поиграть одному, они не понимают, что ребенку важно даже небольшое их участие в детской игре, чтобы чувствовать, что его понимают, что его игровые действия одобряют.

Родителям необходимо знать, что совместная игра обогащает внутрисемейные отношения, расширяют круг интересов семьи, эмоционально удовлетворяют взрослых и детей, дают возможность более глубоко понимать ребенка, целенаправленно осуществлять его развитие.

Если вы хотите развивать у ребенка образное мышление, воображение вам придут на помощь нетрадиционные техники рисования, потому что эта деятельность носит ярко выраженный характер. Ведь отпечаток ладони легко становится кактусом или грациозным лебедем, веселой рожицей или деревом. Конечно, немного помогут кисточка или отпечатки пальцев, тампонирование или набрызг. Но всегда нужно помнить, что при изображении предмета необходимо как можно точнее передать форму, величину предметов и их частей, строение и цвет.

   Родители должны развивать у ребенка способность слушать и слышать.

Важно сформировать у дошкольника умение фиксировать свое внимание сразу на нескольких предметах. Со своими детьми играйте в игру с убиранием предметов. Поставив на стол – пять-семь предметов, даем ребенку 1-2 минуты для внимательного рассматривания их. Затем просим его отвернуться, а сами убираем один из предметов. Когда ребенок повернется, просим его сказать, что изменилось.

Учите ребенка рассуждать и доказывать. Это необходимо специалисту любой отрасли знания и производства, это необходимо школьнику для успешного обучения в школе.

           Интеллектуальные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, техники дидактических игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

         Интеллектуальные игры помогают воспитателю, любящему своих детей, создавать радостную, непринужденную обстановку в группе. Занимаясь с детьми игрой, я ставила перед собой цель – сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Я стремлюсь к тому, чтобы навыки, в решении логических задач, практических занятий, я стремилась подготовить детей к обучению в школе.

       Актуальность заключается в :

- обобщении, систематизации методов, приемов развития логического мышления;

-  в подготовке дошкольников к усвоению математических знаний;

- формирование умения логически рассуждать, делать логические умозаключения;

- подготовка детей к успешному обучению в школе.

1.3. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.

1. Новизна данного опыта заключается в авторских разработках конспектов непосредственно образовательной деятельности и практических заданий.

2.   В привлечении родителей к изданию газет.

3.   В разработке авторских интеллектуальных игр на развитие

           логического мышления.

      4.   Использование развивающих программ и ЭКТ, мультимедийной  

установки, палочек Кьюзенера, просмотр развивающих фильмов «Тётушка сова».      

5.   В подборе и систематизации  разного рода игр, пособий, литературы, в комплексном использовании занимательного дидактического материала (математическое содержание) через организацию игровой деятельности (или организацию разнообразных форм детской деятельности). Каждое занятие направлено на поиск и использование средств воплощения замысла. Например, прием «превращения», дает ребенку возможность превратить себя, других детей, любой предмет в кого или во что угодно. Эти упражнения помогают лучше понять сущность вещей, учат владеть телом и развивают воображение. Этюды на взаимодействие с товарищем, с группой, с предметом или воображаемым предметом, с самим собой, с окружающим пространством развивают умение не только отстаивать свое мнение, но и уступать другим ради общего дела, находить единомышленников, приносить радость человеческого единения.

     Главными путями предлагаемые мною реализации задач являются игровые занятия по математике, беседы, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые с детьми.

Все разделы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель. Развития у детей логического мышления в нашем дошкольном образовательном учреждении занимает особое место. Интеллектуальные игры являются важным фактором развития детей. На протяжении 2-х лет мною, проводится целенаправленная деятельность по развитию логического мышления дошкольников.

Тема: «Классификация игр» в опыте

Средством достижения поставленной цели и задач я выбрала игры на развитие логического мышления, творческого и пространственного воображения.

Разделила их следующим образом:

  1. Предметные: - дидактические

(настольно-печатные) – на нахождение размера, цвета, формы, на классификацию предметов и др.

Роль игры – научить ребенка выполнять поставленную перед ним задачу,

действовать по правилам, стремиться к результату, играть самостоятельно

или со сверстниками.

Дети должны уметь объяснять правила игры, сразу замечать допущенные

ошибки и исправлять их.

Функции дидактических игр для детей старшего возраста разнообразны.

Это – игры на сравнение предметов по разным признакам (размеру, форме,

цвету, назначению и т.п.), группировку предметов на основе общих

признаков (это-посуда, это-обувь и др.). Составление целого изображения из частей, «рядов» из одинаковых предметов по убыванию и возрастанию того или иного признака (по размеру, по ширине, высоте и др.)

2.  Развивающие:

(т.е. имеющие несколько уровней сложности, многообразные в применении): Блоки ДЬЕНЕША, палочки Кьюизера.

3.  Игры на развитие пространственного воображения (игры со строительным материалом и игры с конструктором).

Игры со строительным материалом. Эти игры развивают пространственное воображение, учат детей анализировать образец постройки, чуть позже – действовать по простейшей схеме (чертежу). В творческий процесс включаются логические операции – сравнение, синтез (воссоздание объекта).

4. Игры со счетными палочками развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение. Во время этих игр можно развивать представления ребенка о форме, количестве, цвете. Предлагаются следующие задания (для детей  6-7лет).

  • выложить;
  • сосчитать количество палочек в каждой фигуре;
  • назвать геометрические фигуры, из которых составления фигура;
  • сосчитать геометрические фигуры, из которых составлена общая фигура (сколько треугольников, квадратов?);
  • сосчитать углы, входящие в фигуру;
  • построить фигуру по образцу;
  • самому придумать и сложить фигуру.

Игры с палочками можно сопровождать чтением загадок, стихов, потешек, считалок, подходящих по тематике.

5. Словесные: - загадки, - игры на развитие воображения (в том числе – по ТРИАЗ - технологии).

Большое место уделяется загадкам. Загадка учит логически мыслить. Тематический подбор загадок дает возможность формировать у детей начальные логические понятия.

6. Пальчиковые игры:

Эти игры активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «вверх», «вниз» и т.д. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок.

Для успешного усвоения детьми логических операций необходима работа в системе, как на занятиях, так и вне их.

Вся запланированная работа способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника.

Несмотря на сложность темы, при обучении детей использовала разнообразные методы и приемы.

В данной работе «интеллектуальной игры, как средство развития логического мышления старшего дошкольника» педагоги найдут материал, с помощью которого им удастся развить в ребенке интерес к игре, как средству подготовки детей к обучению в школе.

1.4.Технологичность представляемого педагогического опыта.

     Исходя из цели деятельности – создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению в школе, опираясь по требованиям программы «Детство» я сформулировала и решила следующие задачи:

- Создание условий для развития логического мышления;

- Развитие и совершенствование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщенные сравнения;

- Развитие интеллектуальных способностей.

Развитие логики ребенка дошкольного возраста зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность.

В связи с этим в группе создан математический уголок, где располагаются пособия для самостоятельной и совместной деятельности. В нем представляются различные дидактические игры, занимательные материалы: ребусы, лабиринты, головоломки, модели дней недели, частей суток.

Так же одним из условий развития логического мышления является развитие у ребенка всех мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизации.

     Прежде ребенка нужно научить выделять внешнее свойства предметов, потом внутренние: их функциональное назначение, родовую принадлежность. Для этого необходимо, чтобы дети научились классифицировать сначала предметы, потом изображения, а затем уже словесные обозначения. Важно, чтобы они умели проводить классификацию одних и тех же объектов по-разному, на основе различных критериев. Поэтому для развития всех мыслительных операций я провожу также игры, как «Составь узор», «Равенство», «Найди и разложи по форме» и другие. (Приложение № 1).

      Одним из условий развития логики является формирование речи, как средства общения. Для того, чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребенок должен усвоить выработанные человеком понятия, т.е. знания об общих и существенных признаках предметов и явлений окружающего действия, закрепленные в словах. В связи с этим я подобрала такие словесные игры как:

- скажи наоборот;

-  назови одним словом;

- часть-целое;

- сравни;

-логические концовки.

(Приложение № 2).

Участие родителей является неотъемлемым условием успешной работы. Взаимодействие осуществляется в разных формах:

- рекомендации;

- проведение бесед;

- организация совместных мероприятий. (Приложение № 6).

      Развитие логического мышления и других познавательных процессов у дошкольников вызывает интерес у педагогов, я провела консультации «Что такое логического мышления», «Законы логического мышления», тренинг для педагогов по развитию логического мышления семинар: «Значение занимательного материала для развития логического мышления дошкольника».( Приложение № 7 ).

    Опыт моей работы, в частности, подборка игр, практических заданий, загадок, дидактического материала, конспектов занятий используются педагогами ДОУ как во время организационной деятельности, так и в режимных моментах.

Ожидаемые результаты:

  1. Формирование интереса к познанию, развитие внимания, памяти, речи, мыслительных операций.
  2. Возникновение потребности в поисковой деятельности.
  3. Применение полученных знаний в повседневной жизни.
  4. Формирование умения пользоваться при решении разнообразных умственных задач знаками и символами.

    Главная идея опыта состоит в том, что в процессе интеллектуальной игры, дети становится более мобильными, у них развито мышление, фантазия, память, речь, дети более подготовлены к обучению в школе.

1.2. Результативность педагогического опыта.

     Интеллектуальные игры в детском саду – это возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, развития его логического мышления, памяти, воображения. В ходе проведенной работы дети научились логически мыслить, у них сформировался интерес к познанию, ребята могут выполнять различные мыслительные операции, у них возникает потребность в поисковой деятельности, могут пользоваться при решении разнообразных умственных задач знаками и символами, развито внимание, память, речь, воображение, дети применяют полученные знания в повседневной жизни.

Коллективная интеллектуальная деятельность воздействовала на личность ребенка, его раскрепощение, самостоятельность, развитие ведущих психических процессов, способствовала самопознанию и самовыражению личности; создала условия для социализации, скорректировала коммуникативные качества. Ребята с развитым интеллектом стали быстрее запоминать материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

     Интеллектуальный труд нелегок, педагоги должны помнить, что основной метод развития проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра.

Результаты проведенной работы отражены в диагностических картах.

Мониторинг уровня развития интеллектуальных способностей детей был проведен в подготовительной группе в сентябре и мае 2013г.

( Приложение № 5).

Я выделила следующие критерии:

- устойчивый интерес к интеллектуальной игре;

- владение выразительной речью;

- умение устанавливать связи между предметами,

- умение концентрировать мыслительный процесс на одном предмете, умение вводить его в самые различные ситуации и взаимосвязи;

- умение формировать четность и стройность мышления;

- умение концентрировать внимание на сути, отсекая все второстепенное;

- способность при решении задачи или осмысления какого-либо явления искать все возможные причины, чтобы можно было проработать самые различные версии и только после этого принять решение;

- способность находить в предмете как можно больше свойств и использовать их для поиска предметов с противоположными свойствами; сравнивать предметы друг с другом, выделяя в них общее и различное;

- способность быстро находить аналогами между различными и непохожими друг на друга предметами;

- умение выделять в предмете различные свойства и оперировать с каждым из них в отдельности;

- умение находить в разрозненном материале несколько общих моментов;

- способность устанавливать неожиданные связи между явлениями;

- способность быстро устанавливать разнообразные, иногда неожиданные связи между знакомыми предметами; создавать новые образы из отдельных элементов.

       Каждый критерий я оцениваю:

- высокий уровень – быстрое осмысление задания, точное его выполнение без помощи взрослых, активность, самостоятельность, творческий подход к выполнению задания.

- средний уровень – интерес, желание включить в интеллектуальную игру, но ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительного объяснения, показ, повтор.

- низкий уровень – не активен, относится к интеллектуальным играм, не способен к самостоятельности.

Мониторинг исследования положительный. На 60% повысился высокий уровень освоения детьми знаний, умений и навыков по данной теме, низкий уровень не выявлен.

     Используя интеллектуальные игры в системе обучения детей в ДОУ, я смогла решить комплекс взаимосвязанных задач:

- развитие разносторонних представлений о действительности;

- развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата;

- формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

- воспитание культуры познания;

- воспитание у ребенка уважение к себе, сознательного отношения к своей деятельности;

- обогащения словаря;

- развитие воображения;

- развитие логического мышления;

- развитие наблюдательности;

- формирование навыков учебной деятельности.

    Занятия интеллектуальной деятельностью состоит из трех направлений: дети, педагоги, родители.

Игра - основной вид деятельности ребенка, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности ребенка способствуют гармоничному развитию у него психических процессов, интеллекта, личностных черт. Касаясь вопроса о влиянии игры на развитие логического мышления у ребенка, Д.Б.Эльконин отмечал: «Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование логического мышления ребенка». Включение в процесс обучения более легким интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

     Взрослый призван помогать ребенку в обучении.

Справка

     О соответствии критериям передового педагогического опыта представляемого педагогического опыта работы воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 10 «Малышок» поселка Псебай муниципального образования Мостовский район

Липаридзе Татьяны Александровны

по теме: «Интеллектуальные игры как средство развития логического мышления»

  1. Данный опыт является актуальным, так как интеллектуальная игра, через которую всестороннее развивается ребенок – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в которой наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить -  играя. Не всегда можно добиться высокого уровня всестороннего развития детей, используя  традиционные методы и формы организации работы. Поэтому самый короткий путь решения этих проблем – это путь через интеллектуальную игру. Большое разностороннее влияние дидактических игр на личность ребенка позволяет педагогу использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, позволяющее решать многие актуальные проблемы педагогического и психологического плана. Игра развивает сферу чувств, учит детей думать, логически мыслить, эмоционально раскрепощает, снимает зажатость, развивает и активизирует речь. Интеллектуальные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования.
  2. Опыт имеет научные основы. Липаридзе Т.А. изучены работы:
  • Л.В.Тюленева «Как ускорить интеллектуальное развитие».
  • Л.А.Никитина «Мы, наши дети и внуки».
  • А.А.Шароварова «Читать раньше, чем говорить».
  • Т.Домана «Дошкольное обучение ребенка».
  • В.Ф.Шаталова «Эксперимент продолжается».
  • А.И.Доровской «100 советов по развитию одаренности детей».

Липаридзе Т.А. в своей работе сочетает проверенные временем и практикой традиционные, классические методы, формы, приемы обучения детей с современными информационно-коммуникативными технологиями, направляя это мощное средство на повышение эффективности педагогического труда, на развитие у детей воображения, памяти, мышления.

  1. Липаридзе Т.А. работает по теме «Интеллектуальные игры, как средство развития логического мышления старшего дошкольника» в течение года. Ею проведена определенная работа и имеются положительные результаты. Качество знаний воспитанников по сравнению с началом года повысилось на 60%.

Наблюдается положительная динамика усвоения программы по математическому развитию, грамматике. Игра – основной вид деятельности ребенка. Одна из характерных закономерностей детского развития. Игры и игровые упражнения делают процесс обучения более легким, интересным и занимательным. Интеллектуальные игры научили детей логически мыслить, решать логические задачи. Таким образом, интеллектуальная игра помогла ребенку развиться всесторонне.

  1. Данный опыт отличается новизной, так как Липаридзе Т.А. разработала авторские конспекты занятий по математике, практические задания на развития логического мышления, дидактические игры способствующие всестороннему развитию личности ребенка. Каждое занятие направлено на всестороннее развитие ребенка, на развитие его логического мышления.
  2. Данный опыт был изучен и рекомендован к использованию в работах педагогов дошкольного образования для всестороннего развития детей.

В данной работе «Интеллектуальные игры, как средство развития логического мышления у старшего дошкольника». Педагоги найдут материал, с помощью которого им удастся развить в ребенка интерес к математике, грамматике, развитию речи, к изучению художественной литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы на тему:Речевые игры,как средство развития любознательности и активности у старших дошкольников с ОНР.

В работе дана краткая аннотация дидактических  речевых игр и какие игры используем в работе....

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Вэтой статье представлен материял о влиянии дидактической игры на развитие логического мышления у старших дошкольников....

Статья на тему «Занимательный материал как средство развития логического мышления у дошкольников»

Использование занимательных игр для развития логического мышления дошкольников....

Опыт работы на тему:"Умение отгадывать загадки – путь развития логического мышления и связной речи дошкольника"

Одним из  средств всестороннего развития ребенка можно назвать обыкновенные загадки. Они становятся таковыми, когда  предстают перед детьми не просто как забава, а как веселое, но вполне сер...

Опыт работы на тему"Дидактическая игра как средство развития фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников»

    Предлагаемый материал может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений, при подготовке к обучению грамоте детей старших и подготовительных групп, учителям –...

Мастер-класс на тему: «Логико-математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников»

Мастер-класс на тему:«Логико-математические игры, как средство  развития логического мышления у дошкольников»...