Тема "Множество. части множества". старшая группа
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Воспитание познавательного интереса к занятиям математикой. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 1151"

Образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в старшей группе

«Множество. Части множеств».

Подготовила

Гришина М.А.

воспитатель старшей группы


2021г.

Тема: «Множество. Части множеств».

Развивающая задача:

Развивать внимание, любознательность, логическое мышление, мелкую моторику, зрительное восприятие и память.

 

Обучающие задачи:

1. Учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частями.

2. Закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина).

3. Совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: вперед, назад, слева, справа, вверху, внизу

Воспитательная задача:

 Воспитывать познавательный интерес к занятиям математикой, умение действовать сообща, доводить начатое до конца.

Здоровьесберегающая задача.

В целях охраны здоровья детей осуществлять смену статического положения на занятиях.

Предварительная работа:

1. Развивающая игра «Геометрические формы».

2. Дидактическая игра «Сложи из фигур».

3.Игровые упражнения «Отсчитай столько же», «Сосчитай фигуры».

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный материал:

1.Игрушки – кукла, мишка, буратино, 3 обруча, 2 пирамидки, 2 кубика, колокольчик.

2. Коробка с набором геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники и прямоугольники трех цветов, фигура каждого цвета в двух размерах

3.  5 конвертов разного цвета

4. Медальки по количеству детей.

Раздаточный материал:

1.Три коробки с набором геометрических фигур. На каждого ребенка по конверту с набором геометрических фигур: овал, квадрат, прямоугольник, круг, треугольник.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.

Организационный момент.

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.

А теперь пойдем налево, раз, два, три.

В центре круга соберемся, раз, два, три.

И на место все вернемся, раз, два, три.

Улыбнемся, подмигнем,

Заниматься мы начнем.

Основная часть.

В.: Ребята, у нас сегодня в гостях, удивительный мальчик. А кто это, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Вот, на встречу, нам идет
Деревянный мальчик.
Его из целого полена
Вырезал шарманщик.
С носом длинным, любопытным.
Он везде его суёт.
Неприятности на свете
Себе он быстро наживёт.
Какой — то дядька нехороший,
С чёрной, длинной бородой,
Всё кричит он на мальчишку
«Отдай ключик золотой».
Деревянного мальчишку
Знают все на свете!
Его имя … !

Б.: Здравствуйте ребята!

Д.: здравствуй буратино.

Б.: Ребята я очень люблю учиться. И вот сегодня я решил прийти к вам в гости. А вы любите учиться?

Д.: Да!

Б.: Вот сейчас мы это и узнаем. Предлагаю вам немного поиграть. Я буду вам задавать вопросы, а вы должны быстро на них ответить. Договорились? Готовы?

Д.: Да!

Б.:

- Какое сейчас время года?

- Какой месяц?

- Сейчас утро или вечер?

- Сколько частей суток?

- Назовите части суток.

- Сколько дней в неделе?

- Назовите дни недели по порядку.

- Сколько раз в году бывает день рождения?

- Кто громче мычит: петух или корова?

- Кто быстрее доплывет до берега: утята или цыплята? Почему?

Б.: Молодцы! Много вы уже знаете, хорошо отвечали. Но я пришел к вам не с пустыми руками, у меня в кармане для вас есть письма от моих друзей. Но письма не простые, а с игровыми заданиями.

Посмотрите внимательно и скажите:  Сколько писем?

Д.: 5  

Б.: Правильно 5 писем и все они…

Д.: разного цвета

Б.: Давайте откроем первое письмо. Какого оно цвета? –

Д.: красного.

Б.: В этом конверте находится такое задание – игра «Соберем игрушки».

В.:  Ставит на стол 2 кубика и 2 пирамидки.

В.: Сколько кубиков?

Д.: 2 кубика.

В.: Сколько пирамидок?

Д.: 2 пирамидки.

В.: Что можно сказать о количестве пирамидок и кубиков?

Д.: Пирамидок и кубиков поровну.
(Воспитатель ставит кубики и пирамидки вместе)

В.: Сколько всего игрушек у куклы?

Д.: Всего 4 игрушки.

В.: Чего больше: игрушек или пирамидок?

Д.: Игрушек больше, чем пирамидок.

В.: Чего меньше: игрушек или пирамидок?

Д.: Пирамидок меньше, чем игрушек.

В.: Чего больше: игрушек или кубиков?

Д.: Игрушек больше, чем кубиков.

В.: Чего меньше: игрушек или кубиков?

Д.: Кубиков меньше, чем игрушек.

В.: Кукла Таня наверно устала, пусть она не много поиграет с мишкой. А мы с вами разделим предметы между ними поровну (кукле – пирамидки, а мишке – кубики).

Б.: Молодцы! Хорошо справились с первым заданием.

А теперь открываем конверт с цифрой…2 (ответы детей).

Какого оно цвета? –

Д.: желтого.  

Б.: А в этом конверте находится уже следующее задание-игра «Не ошибись».

В.: Давайте разделимся на 3 команды. (Воспитатель ставит на ковер 3 коробки с геометрическими фигурами.)

В.: Скажите, пожалуйста, какие геометрические фигуры вы видите?

Д.: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

В.: Геометрические фигуры все одинаковой формы?

Д.: Нет.

В.: Скажите у круга какая форма? Есть у него углы?

Д.: Форма круглая, без углов.

В.: Какая форма у квадрата? Есть у него углы?

Д.: Форма квадратная, есть углы.

В.: Сколько углов у квадрата?

Д.: У квадрата 4 угла.

В.: У треугольника какая форма? Есть углы?

Д.: Форма треугольная, есть углы.

В.: Сколько углов у треугольника?

Д.: У треугольника 3 угла.

В.: У прямоугольника какая форма? Есть углы?

Д.: Форма прямоугольная, есть углы.

В.: Сколько углов у прямоугольника?

Д.: У прямоугольника 4 угла.

В.: Каким цветом геометрические фигуры?

Д.: красный, желтый, синий, зеленый.

В.: По величине они все одинаковы?

Д.: Нет.

В.: Какого они размера?

Д.: Маленькие и большие.

В.: Первая команда собирает все геометрические фигуры только синего цвета.

Вторая команда собирает все маленькие геометрические фигуры. Третья команда собирает геометрические фигуры только круглые.

В.: На сколько групп вы разделили геометрические фигуры?

Д.: На три группы.

В.: Первая, вторая, третья команда по какому признаку вы их разделили?

Д.: Первая команда – по цвету. Вторая команда – по величине. Третья команда – по форме. Игровое упражнение повторяется 2–3 раза со сменой задания.

Б.: Молодцы, вы были внимательны.

 И с этим заданием вы успешно справились.

Физкультминутка:

Быстро встали, улыбнулись

Выше – выше потянулись.

Ну – ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали.

И на месте побежали.

Б.: Следующее задание находится в конверте с цифрой 3.

Б.: Какого оно цвета? –

Д.: синего.

В.: А задание в этом конверте такое: «Чья команда быстрее перенесет геометрические фигуры из коробки в обруч».

Эстафета «Кто быстрее».
В.: 
Давайте разделимся теперь на две команды. Вам нужно каждой команде по сигналу перенести геометрические фигуры из коробки в обруч.

Готовы?

Б.: Молодцы! Хорошо выполнили и это задание.

Б.:  Теперь открываем следующее письмо  с цифрой 4.

Б.:  Какого оно цвета? –

Д.: оранжевого.

В.: И в нем находится такая игра: «Веселый круг».

В.: Давайте пройдем все на ковер и встанем в круг. Что у меня в руках?

Д.: Колокольчик.

В.: Сейчас мы с вами не много с ним поиграем. Вы закрываете глаза, я иду по кругу, останавливаюсь, звоню в колокольчик и вы определяете, где звенит колокольчик, впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу. 

Б.:  Саша скажи, между кем ты стоишь (Я стою между Димой и Мелиссой), Лера, кто справа (слева) от тебя? (Справа от меня Дима и Алиса), Лея, а с тобой рядом кто? (Со мной рядом Женя и Сема). Дети садятся за столы.

В.: Посмотрите, у вас на столах, в конвертах тоже есть геометрические фигуры. Разложите их на листе бумаги так, чтобы в середине был овал, слева от него квадрат, справа от овала прямоугольник, сверху овала треугольник, а снизу круг.

(когда дети выполнили задание, воспитатель показывает образец, и дети сверяют правильность выполнения своей работы с образцом.)

В.: Что находится справа, слева, вверху, внизу овала.

Дети выходят на ковер.

Б.: Молодцы! И это задание мы с вами успешно выполнили.

Б.: У нас осталось последнее письмо. Как про него можно сказать?

Д.: Пятое, последнее, зеленое.

Б.: А в этом письме спрятан сюрприз. Вы хотите узнать, что же за сюрприз находится в последнем письме? Тогда выходите на ковер, и я покажу свой сюрприз.

Заключительная часть.

Дети, вам понравилось занятие?

Какие задания вы выполняли?

Кому что понравилось?

Ну а теперь обещанный сюрприз. Вы мне, сегодня, очень понравились, и я хочу наградить вас такими медальками «Умники», чтобы вы и в дальнейшем занимались только на «отлично».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект руководства сюжетно-ролевой игрой «Пожарная часть» в старшей группе

Конспект руководства сюжетно-ролевой игрой «Пожарная часть» в старшей группе....

Перспективный план работы по обучению детей правилам безопасного поведения на проезжей части в старшей группе

Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения детей дошкольного возраста возможна через дополнительное образование детей, то есть через организацию кружковой работы. Поэтому мною была ра...

Экскурсия в пожарную часть детей старшей группы «Я б в пожарные пошёл, пусть меня научат!»

Цель экскурсии: Познакомить с опасной и интересной профессией пожарного....

Презентация "Деление квадрата на 4 равные части" для старшей группы

Образовательные задачи: познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть часть и сравнивать целое и часть; закреплять навыки деления квадрата на две равные части; продолжать учить сра...

Занятие по ФЭМП "Деление квадрата на 4 равные части" для старшей группы.

Программное содержание: 1) Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части части, сравнивая целое и часть. 2) Продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью...

Части суток.Старшая группа.Конспект

Конспект по теме "Части суток"...