Консультация «Преемственность детского сада и начальной школы в математическом развитии дошкольников»
учебно-методический материал по математике (старшая группа)

Мячина Валентина Ивановна

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_femp_2021_g.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Преемственность детского сада и начальной школы в математическом развитии дошкольников»

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Однако это не означает, что основная цель дошкольного образования - это подготовка к школе.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.

Преемственность – это опора на пройденное, использование имеющихся у детей знаний, представлений, способов деятельности. Она означает расширение и углубление этих знаний

Преемственность выражается в том, что каждое низшее звено перспективно нацелено на требования последующего и обеспечивает непрерывность всех ступеней образования.

Обеспечение более высокого уровня математического развития детей, поступающих в первый класс, их предварительная подготовка, безусловно, существенно влияет на качество усвоения учебного материала в школе. Поэтому такое серьезное внимание уделяется правильной организации учебно-воспитательной работы в детских садах, особенно в старшем дошкольном возрасте.

Необходимость осуществления преемственности в обучении дошкольников элементарной математике между детским садом и школой обусловлена спецификой данной области знаний.

Математика, как область знаний довольно сложна, поэтому приобретение математических знаний в школе будет затруднено без опоры на изученное в ДОУ.

Содержание математического образования в дошкольном и младшем школьном возрасте определяется образовательными программами. В настоящее время существует множество вариативных программ на уровне детского сада и школы. Это существенно затрудняет установление преемственности в системе образования.

Если говорить о конкретном содержании математической работы, то и в детском саду, и в школе в него включаются разделы, связанные со сравнением предметов и групп предметов по размеру, величине и форме, усвоение последовательности чисел от 0 до 20; знаний о составе числа из единиц и двух меньших чисел; умение решать простые арифметические задачи в одно действие; пространственные и временные представления.

Ребенок в детском саду уже должен научиться воспринимать число как знак, как основное понятие математикиобозначающее количество предметов или порядковый номер местоположения предмета. Опираясь на эти представления, полученные в дошкольном возрасте, в школе ребенок усваивает дальнейшую последовательность чисел, овладевает умением записывать числовые выражения и арифметические действия. Знания состава числа в детском саду служат предпосылкой для усвоения таблицы сложения чисел в школе.

Ребенок, посещавший ДОУ, обычно приходит в школу, обладая умением оценивать свойства и качества предметов по их форме, величине, весу, зная сенсорные эталоны. Это способствует формированию начал геометрического мышления в школе. В детском саду ведетсяисследовательско-лингвистическая работа: дети усваивают простейшие математические термины, у них формируются умения делать выводы, умозаключения, обосновывать ход решения задачи путем рассуждения. Это является основой для дальнейшей работы в школе.

содержание работы в 1-м классе школы не должно являться идентичным подготовительной группе детского сада, а способствовать дальнейшему усложнению и усвоению знаний на основе полученных. Только когда работа в ДОУ будет направлена на такое развитие детей, которое отвечает требованиям, предъявляемым на последующих ступенях, а учителя начальных классов станут опираться на материал, ранее усвоенный детьми на занятиях, будет достигнута преемственность в работе детского сада и школы.

В настоящее время предъявляются высокие требования к системе воспитания и образования детей. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольные годы, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Таким образом, проблема преемственности между дошкольным и начальным школьным звеньями несомненно является актуальной.

Так, детям свойственна игра, как ведущий вид деятельности, высокая двигательная активность. Поэтому педагоги-методисты разрабатывают программы обучения таким образом, чтобы на уроках часто использовались разные дидактические игры, наглядное моделирование, реальные практические действия (темы «множество», «величины»).

Разработка всех методик имеет своей основой общие данные об интеллектуальном развитии старших дошкольников и младших школьников, об их здоровье и работоспособности

.

Преемственность в формах организации и методах обучения:

  • -отказ от жестко регламентированной направленности обучения в детских учреждениях (статичных поз на занятиях, расположения столов в ряд по типу школьных, ответы по поднятой руке, пресечение инициативных высказываний в дисциплинарных целях.);
  • -максимальное обеспечение двигательной активности детей на уроках физкультуры, больших переменах, а также в процессе внеклассной работы);
  • -использование многообразия форм обучения «неурочного типа», включающих специфически детские виды деятельности на интегративной основе, объединение по подгруппам, организация деятельности кооперативного типа;
  • -создание развивающей предметной среды, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе, функционально моделирующую содержание детской деятельности;
  • -широкое использование методов, активизирующих у детей мышление, воображение, поисковую деятельность, то есть элементы проблемности в обучении, задачи открытого типа, имеющие варианты «правильных решений».

Показатели усвоения материала по математике детей 6-7 лет

  • · Уметь ориентироваться в «свойствах» и «отношениях»
  • · Знать числа и цифры
  • · Алгоритмы
  • · Отношение объектов
  • · Воссоздание и преобразование форм предметов и геометрических фигур
  • · Уметь пользоваться условными обозначениями
  • · Ориентироваться во временных и пространственных отношениях
  • · Решать логические и арифметические задачи
  • · Знать последовательность чисел, и место в натуральном ряду
  • · Знать «больше», «меньше», «равенство», «не равенство»
  • · Уметь вставить пропущенное число.
  • · Знать количество и счет
  • · Величины
  • · Знать геометрические фигуры (плоские и объемные)
  • · Определять равные и неравные группы предметов
  • · Уравнивать не равные группы предметов
  • · Уметь обобщать, сравнивать
  • · Знать сложение, вычитание, деление
  • · Объединять предметы по группам и выделять целые части
  • · Деление целого на части
  • · Уметь измерять жидкие и сыпучие вещества
  • · Знать время по часам
  • Основные отличия в организации работы:

Школа

Детский сад

• Преобладает учебная деятельность.

• Преобладает игровая деятельность.

• Классная комната предназначена только для проведения уроков.

• Занятия проводятся в помещении с разнообразными функциями.

• Общение детей разного возраста (в том числе со старшеклассниками).

• Дети находятся в кругу сверстников.

• Строгая урочная система с разделением предметов.

• Гибкая система занятий (например, комбинированные).

• Четкое ограничение во времени (звонки).

• Возможность целесообразного выбора времени начала и длительности занятия.

•И др.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность детского сада и начальной школы

Преемственность детского сада и начальной школы...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с использованием ИКТ Тема: «Животные жарких стран в цирке» (в рамках реализации плана по преемственности детского сада и начальной школы)

Активизировать словарь по теме: “Животные жарких стран”. Продолжать учить различать гласные, согласные твердые мягкие звуки.Совершенствовать умение находить слова с заданным звуком, делить слова ...

план работы по преемственности детского сада и начальной школы на 2015-2016 уч. год

МДОУ как современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства....

Преемственность детского сада и начальной школы в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этог...

Консультация-практикум для педагогов "Обогащение самостоятельной игры дктей. Составление технологической карты СОД. Решение задач преемственности детского сада и начальной школы".

laquo;Решение задач преемственности детского сада и начальной школы. Обогащение самостоятельной игры детей.  Составление технологической карты СОД» .        ...

Преемственность детского сада и начальной школы в математическом развитии дошкольников»

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Однако это не означает, что основная цель...

КОНСУЛЬТАЦИЯ: - «Основы преемственности детского сада и начальной школы с реализацией ФГОС дошкольного воспитания и ФГОС начального образования»

laquo;Основы преемственности детского сада и начальной школы с реализацией ФГОС дошкольного воспитания и ФГОС начального образования»...