НОД по финансовой граммотности "Семейный бюджет"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

На занятии дети овладевают знаниями что такое семейный бюджет, какие бывают доходы, а какие расходы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Семейный бюджет18.83 КБ
Файл Семейный бюджет18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  «Семейный бюджет»

Цель: Познакомить детей с понятием «Семейный бюджет» и его  составляющими: пенсия, стипендия, заработная плата. Дать представления о доходе и расходе семейного бюджета. Развивать мышление. Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги, членам семьи.

           Программное содержание:

Образовательные задачи:

-   Познакомить с понятиями «доход», «расход», «бюджет».

-   Заложить основы планирования семейного бюджета.

- Обеспечить усвоение детьми понятия «бюджет» и его возможных составляющих (зарплата, пенсия, стипендия).

 

Развивающие задачи:

-   Продолжать развивать у детей экономическую грамотность;

- Развивать умения детей определять источники доходов и расходов, устанавливать зависимость между доходом и расходом семьи;

-  Раскрыть  понятие «бюджет» и составные элементы семейного бюджета.

 

Воспитательные задачи:

- Воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать дружелюбное отношение друг к другу;

-   Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги;

- Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики;

- Воспитывать культуру поведения, умение экономно и рационально тратить деньги.

 

Предварительная работа:

проведение работы с родителями по организации семейной экскурсии в супермаркет; экскурсия всей группы в магазин, организация общей недорогой покупки; помощь родителей в подборе сказок, пословиц, поговорок, помогающих объяснить детям понятие «бюджет».

Планируемый результат:

обогащение представлений детей о семейном бюджете, умение употреблять в речи слова «Бюджет», «Пенсия», «Стипендия» и др., проявление интереса к экономической деятельности взрослых.

Материалы: цветные таблицы с изображением модели семейного бюджета, изображение Гнома – Эконома и его семьи.

 

Ход занятия:

Вводная часть: ( мотивационный этап)

Воспитатель:

«Он весёлый, добрый,

Любит денежки считать

И хозяйство возглавлять.

Живёт с нами рядом,

Не тужит

И с экономикой дружит.

Кто это?» (Гном Эконом)

Ребята, сегодня к нам в гости пришел Гном – Эконом. Он услышал, как мама и папа обсуждали «Семейный бюджет». Это новое для него слово и он просит нас помочь ему разобраться, что же оно значит. Мы поможем Гному – Эконому?

 

Основная часть:( содержательный, деятельный этап)

 

Воспитатель: Ребята, прежде чем начать, давайте с вами вспомним, что такое экономика?  (Ответы детей)

Игра – упражнение«Всё это экономика» - с мячом.

Правила игры: Воспитатель предлагает детям устно определить, являются ли названные понятия предметом изучения экономики. Отвечает ребенок, получивший мячик от воспитателя.

Деньги – да

Профессии – да

Мяч – нет

Арбуз – нет

Цена – да

Производство – да

Завод – да

Стул – нет

Фабрика – да

Кошка – нет … (и т. д.).

 

Воспитатель: У каждого из вас есть семья. Давайте вспомним, из кого она состоит? (ответы детей). Семья Гнома – Эконома, например,  состоит из мамы, папы, бабушки, дедушки и старшего брата. Каждый из вас живет в доме или квартире, пользуется вещами, готовит пищу. Но для того чтобы иметь все, что нас окружает, необходимо иметь деньги.  А как вы думаете, для чего нужны вашей семье деньги?

Дети: Деньги нужны семье, чтобы покупать одежду, продукты, игрушки, сладости, лекарство, платить за детский сад.

 

Воспитатель: Где можно взять деньги? Расскажите, пожалуйста, как в вашей семье появляются деньги.  Где зарабатывают деньги ваши родители?

Дети: Папа и мама работают.

Воспитатель: Да, за то, что люди работают, им платят зарплату, так как каждый труд должен оплачиваться. Кем же работают ваши родители?

Ответы детей: профессии родителей

Воспитатель: Ребята, ваши бабушка и дедушка, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их прошлый труд выплачивает им деньги, а выплаты эти называются «Пенсия».

Воспитатель: А у кого-то в семье есть старший брат или сестра, как у Гнома – эконома? (Ответы детей)

Воспитатель: После окончания школы они учатся в училище, техникуме или институте, там им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом — стипендия.

Теперь мы с вами знаем, как в семьях появляются деньги.

А если сложить все вместе — зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, то получается семейный бюджет. Запомните это, ребята!

 

ФИЗМИНУТКА «МАЛЕНЬКИЙ ГНОМ»

Жил-был маленький гном (приседают, встают)

У гнома был маленький дом (изображают руками «крышу» над головой)

Гномик кашу варил («помешивают» кашу)

И всем – всем - всем говорил (показывают друг на друга)

«Все мы, и ты, и я – друзья! (кладут руку на плечо соседа)

В гости ко мне прибегайте (бег на месте)

Ноги вытирайте! («вытирают» ноги)

Садитесь за стол (приседают)

Кашей угощайтесь! (имитируют действия с ложкой)

И друг другу – улыбайтесь! (улыбаются)

 

Воспитатель: Дети, вы запомнили, что все деньги в вашей семье, которыми она может распоряжаться, называются бюджетом? А теперь давай те посмотрим на этот круг - вот это бюджет семьи Гнома – Эконома.

Воспитатель: Посмотрите схему. Кто пополняет бюджет семьи?

Дети: Мама, папа, бабушка с дедушкой, старший брат.

Воспитатель: Что делают мама и папа, чтобы пополнить бюджет семьи?

Дети: работают.

Воспитатель: А как называются заработанные родителями деньги?

Дети: зарплата.

Воспитатель: А как называются деньги, которые получают бабушка и дедушка, которые уже на пенсии?

Дети: пенсия.

Воспитатель: Посмотрите на схему. Старший брат Гнома - Эконома –студент и он увеличивает семейный бюджет деньгами, полученными за свою учёбу. Они называются стипендия.

Физкультурная минутка:

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше,

И легко, легко подышим.

 

Воспитатель: Просите ли вы своих родителей, когда они получают зарплату купить вам сладости или игрушки? (Ответы детей). А знаете ли вы на что нужно родителям израсходовать деньги в первую очередь? (Ответы детей). Оплата детского сада, покупка еды, одежды, оплата за квартиру, за свет, за воду, за электричество - всё это расходы семьи. И за всё это нужно заплатить вашим родителям.

 

Игра – упражнение «Кто в домике живет».

Воспитатель: Давайте разделимся на команды: «Бюджет» и «Расходы». Дети команды «Бюджет», получают монетки и складывают свои монетки под крышу дома называя источник дохода (зарплата мамы, папы, пенсия бабушки, дедушки, стипендия брата, сестры). Дети команды «Расходы» берут эти монетки и расселяют их по этажам: квартплата, продукты питания на месяц, плата за детский сад и учебу, кредит в банк, покупка новых вещей, развлечения и т. д.

Воспитатель: Достаточно нашего бюджета на расходы? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнали с вами, что у каждой семьи есть свой бюджет. Деньги не просто берутся в банкомате, их нужно зарабатывать, да и количество их не всегда большое. А столько всего нужно родителям купить! Помните об этом, когда просите своих родителей купить вам что-нибудь.

 

Заключительная часть:

Ребята, вы поняли что такое семейный бюджет? А ты, Гном – Эконом, понял?

А теперь давайте вспомним, с какими еще понятиями мы сегодня познакомились? (Ответы детей); Чем мы сегодня занимались? (Ответы детей); Что нового вы узнали? (Ответы детей); Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей). Молодцы, ребята! Мы с вами снова смогли помочь Гному – Эконому!

 



Предварительный просмотр:

Конспект НОД  «Семейный бюджет»

Цель: Познакомить детей с понятием «Семейный бюджет» и его  составляющими: пенсия, стипендия, заработная плата. Дать представления о доходе и расходе семейного бюджета. Развивать мышление. Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги, членам семьи.

           Программное содержание:

Образовательные задачи:

-   Познакомить с понятиями «доход», «расход», «бюджет».

-   Заложить основы планирования семейного бюджета.

- Обеспечить усвоение детьми понятия «бюджет» и его возможных составляющих (зарплата, пенсия, стипендия).

 

Развивающие задачи:

-   Продолжать развивать у детей экономическую грамотность;

- Развивать умения детей определять источники доходов и расходов, устанавливать зависимость между доходом и расходом семьи;

-  Раскрыть  понятие «бюджет» и составные элементы семейного бюджета.

 

Воспитательные задачи:

- Воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать дружелюбное отношение друг к другу;

-   Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги;

- Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики;

- Воспитывать культуру поведения, умение экономно и рационально тратить деньги.

 

Предварительная работа:

проведение работы с родителями по организации семейной экскурсии в супермаркет; экскурсия всей группы в магазин, организация общей недорогой покупки; помощь родителей в подборе сказок, пословиц, поговорок, помогающих объяснить детям понятие «бюджет».

Планируемый результат:

обогащение представлений детей о семейном бюджете, умение употреблять в речи слова «Бюджет», «Пенсия», «Стипендия» и др., проявление интереса к экономической деятельности взрослых.

Материалы: цветные таблицы с изображением модели семейного бюджета, изображение Гнома – Эконома и его семьи.

 

Ход занятия:

Вводная часть: ( мотивационный этап)

Воспитатель:

«Он весёлый, добрый,

Любит денежки считать

И хозяйство возглавлять.

Живёт с нами рядом,

Не тужит

И с экономикой дружит.

Кто это?» (Гном Эконом)

Ребята, сегодня к нам в гости пришел Гном – Эконом. Он услышал, как мама и папа обсуждали «Семейный бюджет». Это новое для него слово и он просит нас помочь ему разобраться, что же оно значит. Мы поможем Гному – Эконому?

 

Основная часть:( содержательный, деятельный этап)

 

Воспитатель: Ребята, прежде чем начать, давайте с вами вспомним, что такое экономика?  (Ответы детей)

Игра – упражнение«Всё это экономика» - с мячом.

Правила игры: Воспитатель предлагает детям устно определить, являются ли названные понятия предметом изучения экономики. Отвечает ребенок, получивший мячик от воспитателя.

Деньги – да

Профессии – да

Мяч – нет

Арбуз – нет

Цена – да

Производство – да

Завод – да

Стул – нет

Фабрика – да

Кошка – нет … (и т. д.).

 

Воспитатель: У каждого из вас есть семья. Давайте вспомним, из кого она состоит? (ответы детей). Семья Гнома – Эконома, например,  состоит из мамы, папы, бабушки, дедушки и старшего брата. Каждый из вас живет в доме или квартире, пользуется вещами, готовит пищу. Но для того чтобы иметь все, что нас окружает, необходимо иметь деньги.  А как вы думаете, для чего нужны вашей семье деньги?

Дети: Деньги нужны семье, чтобы покупать одежду, продукты, игрушки, сладости, лекарство, платить за детский сад.

 

Воспитатель: Где можно взять деньги? Расскажите, пожалуйста, как в вашей семье появляются деньги.  Где зарабатывают деньги ваши родители?

Дети: Папа и мама работают.

Воспитатель: Да, за то, что люди работают, им платят зарплату, так как каждый труд должен оплачиваться. Кем же работают ваши родители?

Ответы детей: профессии родителей

Воспитатель: Ребята, ваши бабушка и дедушка, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их прошлый труд выплачивает им деньги, а выплаты эти называются «Пенсия».

Воспитатель: А у кого-то в семье есть старший брат или сестра, как у Гнома – эконома? (Ответы детей)

Воспитатель: После окончания школы они учатся в училище, техникуме или институте, там им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом — стипендия.

Теперь мы с вами знаем, как в семьях появляются деньги.

А если сложить все вместе — зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, то получается семейный бюджет. Запомните это, ребята!

 

ФИЗМИНУТКА «МАЛЕНЬКИЙ ГНОМ»

Жил-был маленький гном (приседают, встают)

У гнома был маленький дом (изображают руками «крышу» над головой)

Гномик кашу варил («помешивают» кашу)

И всем – всем - всем говорил (показывают друг на друга)

«Все мы, и ты, и я – друзья! (кладут руку на плечо соседа)

В гости ко мне прибегайте (бег на месте)

Ноги вытирайте! («вытирают» ноги)

Садитесь за стол (приседают)

Кашей угощайтесь! (имитируют действия с ложкой)

И друг другу – улыбайтесь! (улыбаются)

 

Воспитатель: Дети, вы запомнили, что все деньги в вашей семье, которыми она может распоряжаться, называются бюджетом? А теперь давай те посмотрим на этот круг - вот это бюджет семьи Гнома – Эконома.

Воспитатель: Посмотрите схему. Кто пополняет бюджет семьи?

Дети: Мама, папа, бабушка с дедушкой, старший брат.

Воспитатель: Что делают мама и папа, чтобы пополнить бюджет семьи?

Дети: работают.

Воспитатель: А как называются заработанные родителями деньги?

Дети: зарплата.

Воспитатель: А как называются деньги, которые получают бабушка и дедушка, которые уже на пенсии?

Дети: пенсия.

Воспитатель: Посмотрите на схему. Старший брат Гнома - Эконома –студент и он увеличивает семейный бюджет деньгами, полученными за свою учёбу. Они называются стипендия.

Физкультурная минутка:

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше,

И легко, легко подышим.

 

Воспитатель: Просите ли вы своих родителей, когда они получают зарплату купить вам сладости или игрушки? (Ответы детей). А знаете ли вы на что нужно родителям израсходовать деньги в первую очередь? (Ответы детей). Оплата детского сада, покупка еды, одежды, оплата за квартиру, за свет, за воду, за электричество - всё это расходы семьи. И за всё это нужно заплатить вашим родителям.

 

Игра – упражнение «Кто в домике живет».

Воспитатель: Давайте разделимся на команды: «Бюджет» и «Расходы». Дети команды «Бюджет», получают монетки и складывают свои монетки под крышу дома называя источник дохода (зарплата мамы, папы, пенсия бабушки, дедушки, стипендия брата, сестры). Дети команды «Расходы» берут эти монетки и расселяют их по этажам: квартплата, продукты питания на месяц, плата за детский сад и учебу, кредит в банк, покупка новых вещей, развлечения и т. д.

Воспитатель: Достаточно нашего бюджета на расходы? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнали с вами, что у каждой семьи есть свой бюджет. Деньги не просто берутся в банкомате, их нужно зарабатывать, да и количество их не всегда большое. А столько всего нужно родителям купить! Помните об этом, когда просите своих родителей купить вам что-нибудь.

 

Заключительная часть:

Ребята, вы поняли что такое семейный бюджет? А ты, Гном – Эконом, понял?

А теперь давайте вспомним, с какими еще понятиями мы сегодня познакомились? (Ответы детей); Чем мы сегодня занимались? (Ответы детей); Что нового вы узнали? (Ответы детей); Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей). Молодцы, ребята! Мы с вами снова смогли помочь Гному – Эконому!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению основам финансовой грамотности «Потребности и семейный бюджет»

Формирование у детей элементарных экономических представлений; обобщение знаний....

Занятие по финансовой грамотности в старшей группе.Структура семейного бюджета (доход- расход)

Способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике...

НОД по финансовой грамотности "Семейный бюджет"

Конспект занятия по финансовой грамотности в формате квест-игры "Семейный бюджет"....

план-конспект занятия по формированию финансовой грамотности в подготовительной группе "Семейный бюджет"

Конспект по формированию финансовой грамотности. Содержит инновационные технологии: использование ИКТ, игровая деятельность, процесс взаимодействия детей друг с другом....

Финансовая грамотность «Семейный бюджет и расходы семьи»

Конспект ООД. Тема: «Семейный бюджет и расходы семьи» (для детей старшей группы)Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенси...

Финансовая грамотность "Бюджет"

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями....