Дополнительная общеобразовательная программа
рабочая программа по математике

Кузнецова Надежда Вячеславовна

Актуальность.

        Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольные годы. Поэтому и возникла необходимость в альтернативных формах познавательного развития детей 

Исходя из запросов основных заказчиков образовательных услуг - родителей воспитанников и требований современной педагогической ситуации, была разработана программа дополнительного образования «Обучайка». 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchayka.docx45.07 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №87

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Социально-педагогической направленности

«Обучайка»

Возраст обучающихся 4-5 лет

Срок реализации 1 год

Разработчик программы

Воспитатель Кузнецова Н.В.

г. Калининград

2021

Пояснительная записка 

 

    Данная дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа разработана на основе следующих нормативных документов:  

- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ, 

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»  

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04 июля 2014г. №41 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.4. 3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»  

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам». 

Направленность – социально-педагогическая 

Актуальность. 

        Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольные годы. Поэтому и возникла необходимость в альтернативных формах познавательного развития детей 

Исходя из запросов основных заказчиков образовательных услуг - родителей воспитанников и требований современной педагогической ситуации, была разработана программа дополнительного образования «Обучайка». 

Целесообразность программы  продиктована необходимостью интеллектуальной готовности ребенка (наряду с эмоциональной и психологической готовностью), которая является приоритетной для дальнейшего  успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. 

Программа во главу угла ставит  формирование потребности ребенка в познании, что является необходимым условием его  полноценного развития и играет неоценимую роль в становлении детской личности. 

 Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. 

Форму занятий можно определить как работу по подгруппам.     

    При реализации  программы применяются словесные, наглядные, игровые и практические приемы и методы взаимодействия взрослого и ребенка (введение игрового персонажа, подвижные игры, экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения, графические, фонематические, грамматические игры, игры на развитие внимания, памяти); используется разнообразный дидактический материал (подвижная азбука ( наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами); фланелеграф; индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветным изображением звуков (красный –гласный, синий- согласный, зеленый- согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в клетку; мнемотаблицы; рабочие листы- прописи букв, цифр). 

                      Программа  реализуется с 1 сентября по 31 мая.  

Год 

обучения 

Кол-во 

Занятий 

в неделю 

Длительность 

занятий 

Кол-во 

часов  

в год 

Кол-во 

детей 

1год 

(4-5 лет) 

2 занятия 

Не более 

20 минут 

72 

От набора 

 

Цель программы: всестороннее  гармоничное развитие детей и подготовка  их к постепенному переходу на качественно новый этап развития от игровой к учебной деятельности, в соответствии с запросами и требованиями современной школы. 

 

Задачи: 

Воспитательные: 

- Воспитывать  организованность, самостоятельность, аккуратность; 

- Формировать культуру общения друг с другом; 

-Воспитывать положительное отношение к миру, к самому себе; 

Обучающие: 

- Формировать умения точно и ясно выражать свои мысли; 

- Формировать общеучебные умения (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.). 

Развивающие: 

- Активизировать творческий потенциал; 

-Развивать логико-математические представления, память, мышление, воображение, творческие способности; 

- Развивать любознательность, активность и инициативность в различных видах деятельности (познавательно-исследовательской деятельности, игре, общении и др.); 

 

Данная программа позволяет: 

- обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием; 

- устранить разноуровневую подготовку к обучению в школе в связи со снижением численности детей, посещающих дошкольные учреждения; 

- исключить дублирование школьной программы при подготовке детей к обучению; 

- сохранить здоровье малышей, готовящихся к обучению в школе. 

 

Программа для детей 4-5 лет  состоит из следующих разделов: 

«Игралочка» 

Планируемые результаты 

рисует вертикальные, горизонтальные и округлые линии, может штриховать несложные предметы; 

 выполняет упражнения для пальцев и кистей рук; 

-  умеет считать в пределах 8, отсчитывать 8 предметов от большего количества, соотносить запись чисел 1-8 с количеством предметов;  

- умеет находить место предмета в ряду, отвечать на вопрос: «На котором месте справа (слева)?»; 

 - умеет располагать числа по порядку от 1 до 8;  

- умеет узнавать и называть квадрат, прямоугольник, овал; 

-  находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме;  

-  умеет непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, толщине; раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними; 

-  умеет определять направление движения от себя (вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево); 

-  показывает правую и левую руки; называет части суток, устанавливает их последовательность. 

Для проведения занятий используются   наглядные пособия и рабочие тетради, раздаточный  и счетный материал, развивающие игры, геометрические и объемные фигуры и технические средства обучения. 

В результате обучения детей происходит воспитание  таких качеств, как организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Развивается умения самостоятельно объединяться  для игры и выполнения учебных заданий, оказывать друг другу помощь. Прививается интерес к учебной деятельности. 

 

 

                                                  Учебный план  для детей 4-5 лет 

 

 

Название раздела, темы 

Количество часов 

Формы контроля 

Всего 

 теория 

Практика 

1

Игралочка 

72

18

54

 

 

                                     Календарный учебный график 

Наименование 

Период 

Начало учебного года 

01.09.2021

Окончание учебного года 

31.05.2022

Каникулы  

01 06– 31.08.2021 

Всего недель  

36

Продолжительность рабочей недели 

5 дней 

Дни занятий 

Вторник, четверг  

Время проведения 

 

Недельная нагрузка 

2 занятия 

Длительность условного учебного часа 

Не более 20 минут (4-5 лет) 

 

 

                                Содержание программы для детей 4-5 лет 

 

Номер занятия 

Тема 

Содержание 

1 сент

Знакомство с блоками Дьенеша. Д/и «Найдите, такую же фигуру, как эта по цвету (форме, размеру)»

Знакомить с логическими блоками, повторить название геометрических фигур, основных цветов, понятия «большой – маленький».

2 сент

Повторение чисел и цифр 1-3  

Актуализировать математические представления по теме «Числа 1-3», тренировать мыслительные операции.  

3 сент

Д/и « Волшебный мешочек». Д/и «Что изменилось».

Учить детей находить геометрические фигуры на ощупь. Закрепить знание о цвете. Развитие у детей внимания, памяти и связной речи.

4 сент

Раньше-позже 

Сформировать понимание того, что с течением времени происходят изменения внешнего вида предметов.  

5 сент

Д/и «Найди не такую». Д/и «4-й лишний».

Продолжать знакомить с логическими блоками. Развитие умение выделить существенные признаки.

6 сент

Счет до 4-х. Цифра 4 

Сформировать представление о числе и цифре 4, умение считать до четырех.  

7 сент

Д/и «Продолжи ряд».

Учить находить закономерности в ряду картинок и продолжать этот ряд.

8 сент

Квадрат 

Сформировать представление о квадрате, умение распознавать квадрат в предметах окружающей обстановки.  

9 окт

Д/и «Найди пару».

Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы, объяснять, развивать связную речь

10 окт

Куб 

 

Сформировать представление о кубе.  

11 окт

Д/и «Второй ряд».

Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы, объяснять, развивать связную речь, умение находить закономерности.

12 окт

Вверху, снизу 

Уточнить пространственные отношения “вверху”, “внизу”, “верхний”, “нижний”.  

13 окт

Д/и «Клад». Д/и « Игра с одним обручем».

Развивать связную речь, память, внимание. Учить классифицировать по 2 признакам (цвет-цвет) развитие речи.

14окт

Шире, уже 

Сформировать представление о числе и цифре 5, умение считать до пяти.  

15 окт

Д/и «Чего не хватает». Д/и «Игра с двумя обручами»

Развитие мышления, внимания, учит делать умозаключения. Учить классифицировать по 2 признакам (цвет-форма).

16 окт

Счет до 5. Цифра 5. 

Сформировать представление о квадрате, умение распознавать квадрат в предметах окружающей обстановки.  

17 нояб

Знакомство с карточками с изображенными свойствами. Д/и «Кто быстрее соберет».

Познакомить детей с карточками с изображенными свойствами блоков.

18 нояб

Овал 

Сформировать представление об овале, способность к распознаванию овала и выделению фигур формы овала из множества фигур разной формы.  

19 нояб

Д/и «Заселим в домики»(2 признака)

Закреплять умение детей ориентироваться по карточкампризнакам. Учить детей классифицировать блоки по 2 признакам.

20 нояб

Внутри, снаружи. 

Уточнить понимание слов “внутри”, “снаружи”, их грамотное употребление в речи.  

21 нояб

Д/и «Переводчик». Д/и «Художник» 

Знакомить детей со знаками Развитие творческого мышления.

22 нояб

Впереди, сзади, между 

Уточнить понимание слов “впереди”, “сзади”, “между”, их грамотное употребление в речи.  

23 нояб

Д/и « На свою веточку».

Учить детей определять свойства блоков по карточкам.

24 нояб

Пара 

Уточнить понимание детьми значения слова “пара”.  

25 дек

Д/и «Кто хозяин».

Закрепить умение определять свойства блоков по карточкам. Развивать память, связную речь.

26 дек

Прямоугольник 

Сформировать представление о прямоугольнике, умение распознавать прямоугольник и выделять его из множества фигур разной формы.  где встречаются числа 7, 3. Создать у детей радостное настроение. 

27 дек

Д/и «Игра с двумя обручами».

Учить детей обобщать, классифицировать, развивать связную речь.

28 дек

Числовой ряд 

Сформировать представление о числовом ряде.  

29 дек

Д/и «Заселим в домики».(3 признака)

Учить детей классифицировать блоки по 3 признакам.

30 дек

Ритм 

Сформировать представление о ритме (закономерности)  

31 дек

Д/и «На свою веточку».

Закрепить умение определять свойства блоков по карточкам. Развивать память, связную речь.

32 дек

Счет до шести. Цифра 6 

Сформировать представление о числе и цифре 6, умение считать до шести.  

33 янв

Д/и «Волшебный мешочек».

Учить детей находить геометрические фигуры наощупь.

34 янв

Порядковый счет 

Сформировать представление о порядковом счете.  

35 янв

Д/и «Художник»

Развитие творческого мышления.

36 янв

Сравнение по длине 

Сформировать умение сравнивать предметы по длине с помощью приложения.  

37 янв

Один-много. Сравнение множеств и установление соответствия между ними

Закреплять умение сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, а где много.

38 янв

Счет до семи. Цифра 7 

Сформировать представление о числе и цифре 7, способность считать до семи.  

39 янв

Большой и малеький

Сравнивать знакомые предметы по величине (большой-маленький), объединять предметы по этому признаку.

40 фев

Времена года. Слева, справа

Закреплять знания о времени года; продолжать учить обозначать словами положение предмета по отношению к себе; учить ориентироваться на листе бумаги.

41 фев

Числа и цифры 1-7 

Тренировать умение считать до 7 в прямом и обратном порядке, соотносить цифры 1-7 с количеством, развивать.  

42 фев

Установление соответствия между числом и количеством предметов.

Учить устанавливать соответствия между числом и количеством предметов. Закреплять умение считать предметы; продолжать учить сравнивать предметы по величине

43 фев

Сравнение по толщине 

Формировать умение сравнивать по толщине.  

44 фев

Части суток. Слева, справа, в середине

Учить устанавливать равенство между группами, состоящими из одинакового количества разных предметов. Закреплять представление о частях суток; продолжать учить обозначать словами положение предметов по отношению к себе.

45 фев

Сравнение по высоте 

Тренировать умение сравнивать предметы по высоте  

46 фев

Высокий, низкий

Закреплять умение сравнивать 7 знакомые предметы по высоте, объединять предметы по этому признаку.

47 фев

План- карта 

Сформировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве.  

48 март

Соотнесение количества предметов с цифрой.

Продолжать учить соотносить количество предметов с цифрой. Упражнять в сравнении двух групп предметов; развивать представление о равенстве и неравенстве групп предметов

49 март

Счет до 8. Цифра 8 

Сформировать представление о числе и цифре 8, умение считать до восьми.  

50 март

Широкий, узкий. Прямоугольник

Закреплять умение сравнивать знакомые предметы по ширине; закреплять знания о геометрической фигуре прямоугольник, находить его среди множества других фигур.

51 март

Сравнение по ширине, длине, толщине 

Закрепить умение считать до 8, сравнивать предметы по ширине, длине, толщине.  

52 март

Положение предметов по отношению к себе

Продолжать учить определять положение предметов по отношению к себе. Развивать зрительное внимание.

53 март

Цилиндр 

Сформировать у детей представление о цилиндре, закрепить умение считать до 8.  

54 март

Большой, поменьше, самый маленький

Учить соотносить предметы между собой по величине, используя в речи слова «большой», «поменьше», «самый маленький».

55 март

Конус 

Сформировать представление о конусе, умение распознавать предметы конической формы в окружающей обстановке, закрепить счет до 8, представления о числе и цифре 8.  

56 апр

Влево, вправо

Учить определять и обозначать словами положение предмета относительно себя (влево, вправо)

57 апр

Далеко, близко. Геометрические фигуры

Формировать пространственные представления (далеко, близко); закреплять представления о геометрических фигурах круг, квадрат, треугольник

58 апр

Соотнесение цифры с количеством предметов.

Учить соотносить цифру с количеством предметов.

59 апр

Вверху, внизу, слева, справа, под.

Формировать представление о пространственных отношениях

60 апр

Слева, справа, посередине

Учить обозначать словами положение предметов по отношению к себе, закреплять знания о времени года

61 апр

Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами. Быстро, медленно

Учить видеть геометрические фигуры в контурах окружающих предметов; раскрывать на конкретном примере понятия «быстро-медленно»

62 апр

Знакомство с порядковыми числительными

Учить порядковому счёту в пределах 8, различать количественный и порядковый счёт, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счёту?»

63 апр

Верхний, нижний правый угол, середина

Учить ориентироваться на листе бумаги; учить видеть геометрические фигуры в предметах; формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно

64май

Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами. Развитие глазомера

Учить видеть геометрические фигуры в контурах предметов; продолжать учить сравнивать предметы разных размеров по величине и объединять их по этому признаку, употреблять эти слова в речи.

65май

Установление последовательности событий(части суток)

Учить решать логическую задачу на  установление последовательности событий; формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно

66май

Вчера, сегодня, завтра

Учить различать понятия вчера, сегодня, завтра; правильно пользоваться этими словами

67май

Соответствие цифры и количества

Учить соотносить цифру с количеством предметов. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно

68май

Призма и пирамида 

Сформировать представление о призме и пирамиде, умение распознавать предметы формы призмы и пирамиды в окружающей обстановке, закрепить счет до 8, представления о числе и цифре 8 .  

69май

Геометрические тела 

Закрепить представления детей о пространственных геометрических фигурах, о плане-карте, порядковом счете, числах и цифрах 1-8, тренировать умение соотносить цифру с количеством.  

70май

Повторение 

Задания, предложенные в этих занятиях, даны для повторения пройденного материала. Их можно выполнять в любом порядке по желанию детей.  

71май

Призма и пирамида . 

Сформировать представление о призме и пирамиде, умение распознавать предметы формы призмы и пирамиды в окружающей обстановке. 

72 

Повторение и закрепление пройденного материала 

Задания, предложенные в этих занятиях, даны для повторения пройденного материала. Их можно выполнять в любом порядке по желанию детей.  

 

 

 

                           Материально-техническое обеспечение программы: 

 

Наименование оборудования 

 

Количество 

Музыкальный центр  

Музыкальные диски 

Развивающие игры 

10 

Детские столы 

Детские стулья 

12 

 

                                                   Список литературы 

         1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации.        

             2. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников».  

 3.Е. Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ». 

4. Петерсон, Л.Г. Практический курс математики для дошкольников «Игралочка» / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова – М.: Баласс, 2004. – 176 с. 

5. Петерсон, Л.Г. Рабочая тетрадь «Игралочка» для детей 4-5 лет / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова – М.: Баласс, 2004. – 54 с. 

6. Колесникова Е.В.  От слова к звуку (рабочая тетрадь для детей 4-5 лет). – М.: «Ювента»,2013.  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Фантазеры»

Развитие творческих способностей у детей по средствам использования «Римейк» - технологии...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...