Формирование элементарных математических представлений у дошкольников
консультация по математике (средняя группа)

В материале представлены консультации для родителей по методике формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста , формирование понятия числа в процессе обучения детей счету, своеобрации обучения элементам математики дома, игровые ситуации и дидактические подвижные игры .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультации для родителей  по методике формирования элементарных математических представлений у дошкольников

Непосредственно Образовательная Деятельность.

Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа, время проведения 20 минут.

Программное содержание

Учить воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5) .

Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры-круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности-утро, день, вечер, ночь.

Воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу; в подвижной игре не мешать друг другу.

Материал

Демонстрационный материал: числовые карточки с кругами (от 1 до 5 кругов, вырезанные из бумаги скворечники с разными формами окошек (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные). Слайд презентация о частях суток.

Раздаточный материал. Наборы: кругов, квадратов, прямоугольников; геометрические фигуры для подвижной игры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Методические указания

Игровая ситуация «Письмо из мультфильма Маша и медведь».

1 часть. Игровое упражнение «Сделаем столько же».

В групповую комнату к детям приходит почтальон и приносит письмо, в котором Маша предлагает детям выполнить следующие задания:

- сделать столько же приседаний (прыжков, хлопков и т. д, сколько кружков на числовой карточке;

- отсчитать столько кругов (квадратов, прямоугольников, сколько услышали хлопков.

После выполнения каждого задания  уточнить, сколько движений дети выполнили и почему.

2 часть. Подвижная игра «Найди свой домик».

Миша просит помочь ему развесить скворечники для прилетающих птиц.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает скворечники с окошками разной формы и предлагает разложить их на стульчики. Затем дети делятся на 4 команды (у членов команды свои геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, соответствующие формам окошек скворечников) .

По сигналу дети начинают двигаться под музыку из мультфильма, а когда музыка перестает играть, дети находят свой «домик»: те, у кого квадрат, идут к квадратному окошку и т. д. Затем дети обосновывают свой выбор скворечника. Игра повторяется 3-4 раза и каждый раз воспитатель меняет скворечники местами, а команды меняются геометрическими фигурами.

3 часть. В этой части детям предлагается  просмотреть презентацию о частях суток, задает при просмотре вопросы.

В конце НОД  подводится итог, задавая вопросы: В какую игру мы играли? Что для вас было сложнее всего? Что понравилось больше всего?

Консультация для родителей

«Своеобразие обучения элементам математики дома»

Многие родители интересуются: как можно подготовить ребенка к школе в домашних условиях. Я хочу проконсультировать родителей о том, как необходимо формировать элементарные математические представления вне детского сада.

Уже в раннем детстве ребенок знакомиться с совокупностями предметов, множеством звуков, движений, воспринимая их разными анализаторами (зрительным, слуховым и т. д.) ; сравнивает эти совокупности, различает их по количеству. Сначала у ребёнка формируется представление о неопределённом количестве элементов, а затем о множестве как целостном единстве. Со временем ребёнок овладевает навыками счёта и понятием числа. Всё это происходит в практической деятельности, руководимой взрослым и имеющей своеобразный учебно-игровой характер.

Таким образом, создаются все предпосылки для того, чтобы, опираясь на чувственно - действенные восприятия, дети научились не только распознавать различные величины, но и правильно отражать свои восприятия и представления в слове, пользуясь соответствующими обозначениями.

Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребёнок познаёт в процессе своей разнообразной деятельности, в общении с родителями и под их обучающим руководством. А именно для математического развития детей очень важно, чтобы все представления и понятия детей о множестве и числе давались в определённой системе и последовательности.

Родители также могут создать такие условия дома и при этом ре быть учителями, а равноправными участниками в игре, чтобы ребёнок практически мог подтверждать свои предположения, догадки, связанные с математическими представлениями. Именно тогда ребёнок лучше усваивает математические представления и ре боится ошибиться. Только совместными усилиями воспитателя и родителей можно успешно развивать математические представления у детей.

Большое значение имеет использование привлекательных для детей наглядных пособий и также работе с дидактическим материалом. Дети дошкольного возраста способны выполнять довольно сложные действия, но если ребёнок не справляется с заданием, он быстро потеряет интерес к делу и отвлечётся от работы. Учитывая это, необходимо дать детям образец каждого нового способа действия. Только многократный показ и называние одних и тех же действий в разных ситуациях при смене наглядного материала позволяют детям усвоить способы действий. Знания, полученные в детском саду, должны закрепиться дома, в разных видах деятельности.

Первоначальные математические представления, полученные детьми, в большой степени определяют дальнейшее математическое развитие детей в детском саду и являются залогом успешной подготовки ребёнка к школе.

Н. К. Крупская говорила: «… математика – это цепь понятий: выпадет одно звено – и непонятно будет дальнейшее». И как бы не были малы знания из области математики, которые приобретают дети до школы, они должны усложняться постепенно, с учётом того, что можно и необходимо дать именно на данном этапе развития детей.

Вот почему обучение в детском саду является основной, ведущей формой развития у детей математических представлений. А упорядоченные представления и правильно сформированные первые понятия так же, как вовремя развитые мыслительные способности служат в дальнейшем успешной работе в школе.

«Формирование понятия числа в процессе обучения детей счёту» 

Основным понятием элементарной математики в детском саду является понятие числа. Натуральные числа- это числа, возникшие в процессе счёта отдельных предметов( 1, 2, 3… и т. д.) или измерения. Работа по формированию у детей этого понятия ведётся на протяжении 3-х лет (в средней, старшей и подготовительной группах) и далее продолжается в начальных классах школы.

Сначала детям необходимо совершить некоторые практические действия, а затем от практических действий с предметами дети постепенно переходят к их счёту, знакомятся с первыми десятью числами натурального ряда (их названиям и последовательностью, выясняют с помощью этих чисел, как образуется каждое число, учатся сравнивать их.

Научиться считать -значит уметь определять общее количество чего-то. При осуществлении счётной операции дети усваивают основные правила счёта: числительное называют по порядку; каждое названное числительное соотноситься с одним объектом или одной группой, последнее числительное соотносится с одним предметом, но является показателем общего количества объектов счёта.

При обучении детей педагогу важно самому чётко выполнять счётные действия: показывать на каждый предмет при назывании чисел и совершать круговой жест при назывании итогового числа («Всего четыре вазы», - говорит и показывает воспитатель) .

Обучение дошкольников счёту станет более успешным, если воспитатель будет использовать наглядные методы. Важно, чтобы ребёнок понял, как получится каждое новое число. Формирование понимания образования числа, отношений между числами осуществляется в процессе счёта на основе сравнения двух групп предметов, когда предметы каждой совокупности располагаются в ряд, друг под другом. Такое расположение помогает детям понять, почему каждая совокупность именуется другим числом. Педагог обращает внимание детей на равенство (неравенство) количества предметов и сравниваемых группах, указывает, что, прежде чем дать ответ на вопрос «Сколько? », надо посчитать. А при сравнении количества игрушек отмечают, каких игрушек больше, каких меньше, затем, сколько игрушек всего. Потом сравнивают числа, : каких игрушек больше и насколько; устанавливаются и обратные отношения, : каких игрушек меньше и на сколько. Счёт предметов, составляющих две совокупности, в одной из которых содержится больше элементов, чем в другой, служит основой для сравнения чисел, при сравнении чисел обращается внимание на взаимно обратные отношения. Постепенно на этой основе в сравнении чисел, дошкольники усваивают, что для получения следующего числа достаточно прибавить единицу к данному числу, а чтобы получить предыдущее, надо уменьшить (вычесть) число на единицу.

Первые знания дошкольники получают в упражнениях с дидактическим раздаточным материалом. Можно разложить в ряд 4 треугольника, отсчитать и разложить под треугольниками столько же кругов. А затем пересчитать: Сколько треугольников? Сколько кругов? Сказать, по сколько геометрических фигур в каждом ряду. Допустимы ответы: «по 4 треугольника и круга», «в ряду положено по 4 геометрические фигуры».

Закрепляя знание цифр и умение называть равенство разных групп предметов, можно давать такие задания: воспитатель показывает цифру, а дети должны отсчитать и положить столько же предметов. Воспитатель показывает другую цифру, дети отсчитывают и кладут соответствующее количество предметов. «По сколько игрушек вы положили? »- спрашивает он.

Дошкольников подводят к пониманию не только количественного, но и порядкового значения числа. Дети должны научиться понимать, что ошибки при счёте могут возникнуть, если будет пропущен один из пересчитываемых предметов или какой – нибудь окажется сосчитанным дважды. Обучая счёту, нужно приучать детей наблюдать окружающее, видеть различные количества предметов, явлений, уметь отвечать на вопросы: Сколько детей сидит за столом? Сколько столов в ряду? Сколько мальчиков в группе? Который по счёту твой шкафчик? Постепенно у дошкольников развивается понимание того, что при ответе на вопрос «Сколько? » можно считать не только слева направо, но и справа налево, с середины. Если правильно считать (не пропускал предмет, запомнить, с какого начал считать и какие уже посчитал, то результат всегда один и тот же. А при ответе на вопрос «Который? » дети должны помнить, что предметы всегда располагаются в ряд. Обычно считают слева на право, а если справа налево, то всегда надо знать в каком направлении считать. Ещё целесообразно составлять рассказы и с помощью картинок давать детям возможность упражняться в количественном и порядковом счёте, ведь наглядность для них всегда интересна.

Воспитатель ср.гр. «Зайчата»  Учар Е.Л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы "Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Опыт работы был представлен на региональном уровне в рамках проведения краевого конкурса "Воспитатель года Кубани - 2011"....

Педагогический КВН "Реализация занимательного материала в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников

Педагогический КВН "Реализация занимательного материала в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников" представляет одну из форм методической работы, напр...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью по теме "Птицы"

Занятие по формирование счётных навыков, умения наглядно сравнивать множества, уравнивать  их двумя способами. Направлено на формирование пространственных представлений, произвольного внимания, п...

выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...

Консультация для педагогов "Познавательно-математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников через игру в условиях внедрения ФГОС"

       Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательн-математических способностей дошкольников, ф...

МАСТЕР – КЛАСС "Использование современного математического игрового оборудования для формирования элементарных математических представлений у дошкольников".

Математика один из наиболее трудоемких предметов, и чем раньше мы начинаем её осваивать, тем лучше. Как сделать этот непростой труд знакомства с ЭМП дошкольниками более привлекательным и доступным?...

Познавательно-математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников через игру в условиях внедрения ФГОС

Познавательно-математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников через игру в условиях внедрения ФГОС...