ФЭМП. Информация к педсовету
методическая разработка по математике

Анастасия Владимировна Пашинина (Попкова)

фэмп

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon информация к педсовету161.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на педсовете «Содержание познавательно – математической деятельности в режиме дня».

2019

Педагогический совет.  «Формирование математических представлений  дошкольников как части образовательной  деятельности дошкольников в условиях ФГОС»

Сообщение  «Содержание познавательно – математической  деятельности в режиме дня».

                                                                                                              

Каждый дошкольник- маленький исследователь с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Процесс применения математических знаний в дошкольном возрасте имеет свои особенности. Известно, что многие дети испытывают затруднение при усвоении математических знаний.  Причин этому много. Одна из них, возможно, наиболее серьезная, состоит в том, что они быстро теряют интерес к математике. И главная задача педагогов,  при ознакомлении с математическими понятиями, заинтересовать детей игровой деятельностью и сохранить к ней интерес. Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, которая открывает широкие возможности для воспитания  и обучения ребёнка.       Успех математического развития дошкольников во многом зависит от организации учебного процесса. И здесь важно иметь в виду, что  формирование элементарных математических представлений следует осуществлять  не только  в организованной образовательной деятельности,  но и  в режиме дня  с использованием игровых приемов.  А так же приобретаемые по математике знания следует использовать в разных видах деятельности детей.

Сегодня я хочу рассказать вам о том, какую работу я провожу на закрепление  математических представлений у детей в совместной  с детьми деятельности в ходе режимных моментов.

Чтобы работа по формированию элементарных математических представлений в игровой форме  была системной,  я использую  обычные режимные моменты. Это:

-проведение прогулок;                                                                                                  - разные  виды труда;                                                                                                    - проведение математических досугов и развлечений;                                             - проведение математических игр в свободной деятельности детей;                      - проведение  сюжетно-ролевых игр;                                                                         проведение игр – драматизаций;                                                                               - проведение утренней гимнастики и подвижных игр.

Прогулки  – богатейший источник для расширения математического кругозора детей. Одеваясь на прогулку дети  выясняют, какая туфелька больше, прикладывая подошвы друг к другу; определяют, много ли ребят пришло в куртках, в пальто и т.п. (классификация); сравнивают  шарфы, определяют, у кого шарф длиннее, а кого короче. Мы обращаем внимание на количество пуговиц и петель, длину пальто, форму платка, шарфа.

В  другой раз уточняем  с детьми понятие пара: пара сапог, пара варежек, пара детей, что пара – это два, двое

Во время прогулок мы обращаем внимание на количество, величину, форму, пространственное расположение объектов (сосчитай, сколько проехало машин, сравни по высоте дерево и дом, по величине голубя и воробья, сколько этажей в доме напротив).Собирая осенние листья, предлагаем детям выбрать красные, желтые, зеленые, коричневые.  Выкладываем   из них шарфики для осени (длинные и короткие).  Во влажном песке аккуратно делаем  отпечаток подошвы обуви ребенка и воспитателя, сравнить их по форме и по размеру. Упражняем в счете: считаем ведра, формочки, лопатки, листья,  кусты, цветы, насекомых,  птиц.  Наблюдая,  за транспортом уточняем  геометрическую форму частей автомобиля, цвет, направление и скорость движения.

Мы организуем наблюдения за изменениями, происходящими в разное время года, обращаем внимание на части суток,  долготу светового дня.

Особое внимание уделяем  постановке  проблемных вопросов, созданию проблемных ситуаций. Сколько шагов от скамейки до дерева? Почему получилось разное количество шагов? На глазах детей в очередной раз происходит важное открытие: количество шагов зависит от их размера.

Мы  создаем условия, в которых бы дети осознавали необходимость применить математические знания и самостоятельно решали задачи. Каких цветов больше на клумбе: белых или красных. Чего больше красных цветов или цветов всего?

Общественно-полезный труд, труд в природе, ручной труд являются теми видами деятельности, где эффективно мы  закрепляем  математические знания.

При сервировке стола, подготовке к занятиям создаем  ситуации, заставляющие ребенка прибегать к проверке равной численности множеств путем их сравнения. Чего больше ложек или вилок, столов или стульев, детей или приборов? Уточняем с детьми местонахождение столовых приборов и продуктов: тарелка стоит на столе, хлеб лежит на тарелке, суп налит в тарелку, ложка лежит справа от тарелки, вилка и нож – слева.

Руководя выполнением  трудовых поручений, закрепляем у детей пространственное расположение предметов по отношению к себе, совершенствуем умение группировать предметы по определенным признакам.

Работа в уголке природы тоже дает богатый материал для закрепления знаний о числе, счете, величине и способах ее измерения. Дети подсчитывают количество вновь распустившихся листьев, цветов. На глазах ребенка постоянно возникают задачи с арифметическим содержанием: «Вчера на ветке распустилось 3 листочка, сегодня еще1. Сколько всего?

Постепенно сам ребенок начинает находить в окружающей обстановке объекты для счета, измерения, сравнения. В уголке природы  имеются дидактические игры на закрепление знаний о временах года, месяцах, частях суток.

В подобных ситуациях знания детьми усваиваются не формально, а осознанно.

Математические конкурсы и досуги. Дошкольники очень любят соревнования и конкурсы, в том числе математические.

Вовремя проведения  развлечений дети  закрепляют  математические знания в игровойзанимательной форме.

В нашей группе были проведены развлечения:  «По грибы», «Построим зверятам домики»,  «Путешествие в страну математики». На таких развлечениях  мы использовали  разные виды дидактических игр:

- Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей таинственностью, неизвестностью («Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?»). Разгадывание загадок математического содержания – это увлекательная игра, вызывающая у ребенка радостное, приподнятое эмоциональное состояние. Одновременно это своеобразное умственное упражнение в выделении количества, формы, размера как общих признаков анализируемых предметов, определении простейших математических связей и зависимостей.

- Игры – соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть («Кто первый?», «Кто быстрее?», «Кто больше?» и т. д.)

Используем занимательные математические вопросы, которые способствуют развитию у детей смекалки и находчивости, учат детей анализировать, выделять главное, сравнивать.

Примерами таких занимательных вопросов могут служить следующие вопросы:

- У бабушки Даши есть внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша.)

- Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (7.)

Все эти игры и задания позволяют  нам  расширить и углубить  математические знания  дошкольников, активизировать их мыслительную  деятельность, воспитывать интерес к математике.

Важное место в формировании математических представлений дошкольников  отводим  использованию дидактических игр и упражнений в свободной  деятельности детей. С этой целью в группе создан Уголок математики.  Игровой материал в нем систематически обновляется и  меняется. Игра для ребёнка – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвет, форму, свойства предметов. С помощью игр уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах,  о временных и пространственных отношениях. Проводимые нами дидактические игры выстроены с учетом усложнения программных задач по ФЭМП.

  1. Игры с цифрами и числамидля совершенствования навыков счета.(«Убираем цифры», «Какой цифры не стало?», «Назови соседей», «Найди пару»и т. д)
  2. Игры путешествия во времени. («Круглый год», «12 месяцев», «Когда это бывает?», «Живая неделька», «Какой сегодня день», «Мои первые часы»)
  3. Игры на ориентирование в пространстве («Угадай, где стоит», «Нарисуй по описанию», «Найди предмет», «Как расположены фигуры»)
  4. Игры с геометрическими фигурами («Найди фигуру», «Составь предмет»)
  5. Игры на логическое мышление («Найди отличие», «Дорисуй фигуру», «Лабиринты»)
  6. Игры – головоломки («Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо»)

Сюжетно- ролевые игры.   Во время проведения  сюжетно- ролевых игр закрепляем основные математические понятия.

Игра «Магазин», в которую дети играют с удовольствием, позволяет закрепить с детьми знания о монетах, купюрах. Играя, дети незаметно для себя закрепляют  состав числа, количественный и порядковый счет, упражняются  ориентироваться  в пространстве.

Количественный состав числа из единиц осваивается в игре «Почта». Сортировщики и почтальоны раскладывают корреспонденцию по адресам, в соответствии с названными числами. В игре происходит различение порядкового и количественного счета, сравнение рядом стоящих чисел, тем самым происходит закрепление полученных на занятиях знаний.

Игра «Зоопарк» дает возможность закрепить порядковые и количественные числительные: « Сколько всего зверей в зоопарке? Сколько животных одного вида? Сколько особей находится в одной клетке?»

В работе с детьми особое место отводится играм – драматизациям  по сюжетам знакомых сказок.  С помощью фольклорных сказок  дети легче сравнивают  игрушки по величине: кто больше - зайка или мишка, кто меньше, кто такого же роста; устанавливают  временные отношения, закрепляют знания порядкового  и количественного  счёта, а также определяют  пространственное  расположение  предметов.

К тому же сказки помогают легче запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади), воспитывают любознательность, развивают память, инициативность.

При проведении подвижных, пальчиковых игр, утренней гимнастики используем считалки с математическим содержанием, так же закрепляем знания о временах года, учимся ориентироваться в пространстве (направо, налево, вперед, назад  и т.д. )

Всем известно, что фольклор создает эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность ребенка, поэтому постоянно использую загадки, пословицы,  скороговорки, стихотворения, сказки.  Они  дают большой эффект в обучении дошкольников    математическим понятиям.

Таким образом, введения  познавательно – математической  деятельности в режим  дня  дает возможность ребенку  учиться с интересом и удовольствием, постигать мир математики и верить в свои силы.

Литература.

1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»              2. «Математика для детей 6-7лет» Колесникова Е.В.                                                                                      3. «Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа» И.А.Помораева , В.А.Позина

Консультация на педагогический совет на тему

«Взаимодействие с родителями по формированию ФЭМП у старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

План:

Теоретическая часть:

  1. Значение работы с родителями по формированию элементарных математических представлений у дошкольников в условиях ФГОС ДО
  2. Основные принципы организации работы по развитию элементарных математических представлений с детьми дошкольного возраста в семье.
  3. Содержание и формы работы дошкольной организации с семьей по ФЭМП у дошкольников.
  4. Приложение( анкета для родителей, мастер – класс)

Практическая часть:

Консультация для родителей по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

1.Значение работы с родителями по формированию элементарных математических представлений у дошкольников в условиях ФГОС ДО

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Семья играет в воспитании ребёнка основную, важнейшую роль. Совместная работа детского сада с семьей - важное условие правильного математического развития детей. В своей работе педагоги прилагают все усилия к тому, чтобы знания и умения, полученные детьми в детском саду родители у детей, закрепляли дома.

Взаимодействие семьи и ДОУ играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольной и школьной ступеней образования. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается очень важной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Семьи нередко не удовлетворены качеством дошкольного образования, аргументируя это тем, что образовательные учреждения не помогают детям быть социально защищенными, не формируют у детей способностей к самореализации, не оказывают родителям необходимой психолого-педагогической помощи. Со своей стороны, ДОУ предъявляет серьезные претензии к родителям детей с проблемами в учении и поведении как недостаточно компетентным воспитателям, не выполняющим свои обязанности по отношению к собственным детям, не создающим необходимые условия для удовлетворения потребностей детей в защите, уходе, сохранении здоровья, в развитии своих интересов.

Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе своей разнообразной деятельности в общении со взрослыми и под их обучающим руководством. Без обучения, под влиянием взрослых, самыми авторитетными из которых являются родители, в повседневной жизни носит эпизодический характер и не может охватить всех детей. К тому же оно не обеспечивает систематизации приобретенных знаний. Для математического же развития детей очень важно, чтобы все представления и понятия детей о множестве и числе, представления о величине, форме, о времени и пространстве давались в определенной системе и последовательности: « … математика - это цепь понятий: выпадает одно зернышко и непонятно будет дальнейшее».

Положительным моментом, с современной точки зрения, является активизация родителей, но, вместе с тем, следует отметить уже упомянутые негативные стороны: в работе с родителями недоучет интересов, потребности в знаниях самих детей.

После изучения новой темы в дошкольном учреждении детям в семье должна быть предоставлена возможность самостоятельно мыслить и действовать, что влечет за собой стремление к нетрафаретным ответам и решениям, что ведет к развитию ребенка Задача родителей на данном этапе - утвердить малыша в мысли, что на поставленный вопрос существует несколько вариантов ответа.

Таким образом работа ДОУ с родителями должна быть направлена на

формирование грамотных представлений родительской общественности об особенностях использования образовательных ситуаций, игр и игрушек в семье для развития математики.

2. Основные принципы организации работы по развитию ФЭМП у дошкольников в семье.

Очень важно для педагога не только самому знать, чему и как обучать детей, но и уметь познакомить родителей своих воспитанников с задачами, содержанием, методами, приемами обучения сделать их своими помощниками. Работа воспитателя с семьей заключается не в том, чтобы переложить на родителей выполнение какой-то части программы. Родителей нужно привлекать к помощи, но делать это не в форме требований, а в виде конкретных советов и разъяснений.

Дошкольное учреждение ставит перед следующие цели взаимодействия с семьей:

1. Установить партнерские отношения с семьей ребенка, объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки;

2. Научить родителей жить и быть счастливыми вместе с детьми в современных условиях социума;

3. Способствовать улучшению детско-родительских отношений;

4. Изучить и обобщить лучший опыт семейного воспитания


Для наиболее эффективного развития ребенка в области математических представлений в семье дошкольному учреждению необходимо:

-Сделать ДОО и семью союзниками в развитии математических представлений.

- Обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие ДОО и семьи в осуществлении комплексного подхода в развитии познавательного интереса ребенка.

- Способствовать активному включению родителей в психолого-педагогическую работу детского сада п развитию познавательного интереса детей.

- Нейтрализовать возможное отрицательное влияние семьи на ребенка. θ Повышать уровень педагогической и психологической культуры родителей.

- Привлекать внимание родителей к интересам и потребностям ребенка.


-Формировать у родителей практические умения в воспитании, обучении и развитии детей в домашних условиях;

- Обогащать отношения детей и родителей в целях эмоционально-насыщенного общения.

Из поставленных целей и задач можно выделить несколько основных принципов организации работы по развитию элементарных математических представлений с детьми дошкольного возраста в семь

- принцип активности и сознательности – участие всего коллектива ДОУ и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей;

- принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;

- принцип сотрудничества - общение «на равных»;

- совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения;

- принцип согласованного взаимодействия - возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах.

Таким образом, я считаю, что Детский сад должен активно осуществлять психолого-педагогическое просвещение родителей и активизировать их действия по воспитанию и развитию ребенка области ФЭМП

3 Содержание и формы работы дошкольной организации с семьей по формированию ФЭМП у дошкольников.

Основные традиционные формы совместной работы детского сада и семьи по вопросам формирования элементарных представлений детей являются:

• доклады и сообщения на родительских собранияхс демонстрацией ООД по ФЭМП, математических викторинво время которых родителям дается возможность увидеть достижения своего ребенка, а также овладеть отдельными методическими приемами формирования у детей элементарных математических представленийкоторые можно использовать в индивидуальной работе дома

• индивидуальные и групповые консультации, беседы, в ходе которых педагог уточняет, с кем из членов семьи ребенок бывает чаще, какие методы используются в семейном воспитании, в частности по формированию элементарных математических представлений, ненавязчиво дает рекомендации, как эффективнее знакомить детей с математическими понятиями (количествоформа, размер, пространство, время);

• изготовление дидактических игр совместно с родителями;

• мастер-классы для родителей, выставки наглядных пособий и дидактических игр, знакомство с их задачами и содержанием;

• представление информации и рекомендаций на информационных стендах и папках-передвижках («Какие математические умения можно сформировать у ребенка во время прогулок?», «Как используются игры с детьми по формированию у них умения считать?», «Играем в математику»«Развиваем мелкую моторику» и т. д.)

• участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

• анкетирования, позволяющие:

- узнать, как часто родители уделяют внимание детям по развитию математических представлений;

определить уровень понимания родителями вопросов, связанных с математическим развитием дошкольников;

- выявить мнение родителей о работе воспитателей группы

по формированию элементарных математических представлений о детей.

В настоящее время необходимо использовать инновационные формы:

- Сайт детского сада.

- Проектная деятельность.

- Участие во Всероссийских, городских конкурсах детского творчества

Итак, использование различных форм работы ДОУ с родителями в области ФЭМП очень благоприятно влияет на развитие ребенка в данном направлении.


Список литературы:

1.Волкова Е, Антонова Г.,проблемы и поиск современных форм сотрудничестсва педагогов детского сада с семьей ребенка//Дошкольное воспитание.-1998.-№6.

2.Данилова Т, Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей//Дошкольное воспитание.-2000.-№1.-с.41, .2000.№2.-с.44

3.Дорогова Т.О О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей//Дошкольное образование.-2000.-№3.-с.87

4.Листраткина В. Индивидуальная работа семьей//Дошкольное воспитание.-1993.-№5

5.Михайлова З.А Теория и технология математического развития детей дошкольного возраста(Текст)/З.А Михайлова .-СПБ.:»Детство –ПРЕСС», 2008.-384с.

6.Скачкова З. Педагогика сотрудничества д/с –семья, общественность//Дошкольное воспитание.-1990.-№4

7. Фрейлах.Н.И, Методика математического развития (Текст0/Н.И Фрейлах-М.:ИД»ФОРУМ»:ИНФРА-М,2006-208с.:ил.-(Профессиональное образование0

8. Щербакова Е.И, Знакомим с математикой(Текст): учеб.пос./Е.И. Щербакова.

9. Ресурс - интернет







«Анкета для родителей по формированию элементарных математических представлений у детей»

Группа № _______

Начало формы

Уважаемые родители, предлагаем Вам ответить на 7 вопросов следующего содержания:

Как Вы считаете, получает ли ваш ребенок в детском саду достаточное развитие по математике и хорошую подготовку к дальнейшему обучению в школе?

да

нет

затрудняюсь ответить

Вы занимаетесь самостоятельно с ребенком по математическому развитию?

да

не всегда

нет

Следуете ли Вы тем рекомендациям, которые дает Вам педагог по домашним занятиям с детьми по математике?

да

иногда

нет

Как часто Вы используете в совместной игре загадки, считалки, занимательный материал?

при возможности

иногда

никогда

Приходя из детского сада, Вам ребенок рассказывает о своих достижениях на занятиях по математике?

да

иногда

нет

Какая помощь от педагогов детского сада Вам требуется по проблеме математического развития вашего ребенка?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На что, по вашему мнению, педагогу стоит уделять больше времени во время занятий по формированию элементарных математических представлений?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Мастер-класс для родителей:

изготовление дидактической игры для детей 4-7 лет по ФЭМП

«Пришей пуговицы к пальто и подбери шапочку с шарфиком»


Участники: родители, педагог.

Цель: расширение и углубление знаний родителей о пользе дидактических игр по математике для интеллектуального развития детей.

Задачи:

познакомить с изготовлением игры «Пришей» пуговицы к пальто и подбери шапочку с шарфиком»;

- рассказать о пользе и значении совместных игр (родитель – ребёнок) по развитию математических способностей;

- дать возможность проявить своё творчество в изготовлении игры.

Предварительная работа:

Выставка дидактических игр по математике.

Организация родителей на мастер-класс.

Оборудование и материал: цветной картон, клей, ножницы, шаблоны, фломастеры.

Ход мастер-класса.

Сегодня мы собрались с вами на мастер-класс, где я вам постараюсь рассказать и показать, как лучше и правильно заниматься и играть со своими детьми в домашних условиях. Как развивать интеллектуальные способности при помощи самодельных игр.

Дошкольный возраст — это начало всестороннего развития и формирования личности. Программа нашего дошкольного образовательного учреждения предусматривает физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей. При этом серьезное внимание обращаем на обучение детей первоначальным математическим навыкам. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей. Одной из задач данной образовательной области является: формирование элементарных математических представлений.

Играя, дети закрепляют счет в пределах 10, развивают умение распознавать цифры, закрепляют умение соотносить количество с числом, развивают умение соотносить предметы по цвету. Игра способствует развитию мелкой моторики, развитию внимания и логического мышления.

Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

И сегодня, я хочу предложить вам изготовить одну дидактическую игру для домашнего использования в развитии математических способностей вашего ребёнка «Пришей пуговицы к пальто и подбери шапочку с шарфиком».

Игра проводится, как индивидуально, так и всей семьёй. Играя, дети закрепляют счет в пределах 5, а в дальнейшем - 10, развивают умение распознавать цифры, закрепляют умение соотносить количество с числом, освоить состав числа, развивают умение соотносить предметы по цвету. Игра способствует развитию мелкой моторики, развитию внимания и логического мышления.

Игра очень проста в изготовлении. Нам понадобится: напечатанные цифры, цветной картон, ножницы, скотч, маркер или фломастеры, шаблоны.

1. По нарисованному шаблону вырезаем 10 пальто 10-ти цветов.

2. Заготовки превращаем в красивые пальто с разным количеством петель (от 1 до 10).

3. К нашим пальто вырезаем пуговицы соответствующего цвета.

4. Обводим по шаблону шапочки, обклеиваем цифры скотчем.

5. По шаблону вырезаем шарфики и наклеиваем картинки.

Наша игра готова! Теперь попробуем в неё поиграть. Перед ребёнком ставятся задачи:

- Подбери нужную шапочку к пальто (по цвету и положить на неё соответствующую цифру).

- Определи, какие пуговицы, к какому пальто нужно «пришить» (по цвету).

- Сосчитай количество петель на каждом пальто и определи, какое количество пуговиц будет нужно.

- Подбери к шапочке шарфик. Как ты это будешь делать, расскажи (по цвету).

- На шарфик положи столько кружочков, сколько петель на пальто или

-Также при помощи этой игры можно с ребёнком освоить состав чисел.

Варианты игры могут варьироваться, усложняться.

Уважаемые родители, я надеюсь, что сегодня вы узнали много нового и интересного для себя. Посмотрите, какая замечательная игра у нас получилась. Ваши дети будут рады поиграть в неё в математическом уголке



Консультация для родителей по формированию элементарных

математических представлений

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно, чтобы к началу обучения дошкольники имели следующие знания по математике:

·                  счет до двадцати в возрастающем и убывающем порядке, умение узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные (один, два, три...) и порядковые (первый, второй, третий...) числительные от одного до десяти;

·                  предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, умение составлять числа первого десятка;

·                  узнавать и изображать основные геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, круг, овал);

·                  основы измерения: ребенок должен уметь измерять длину, ширину, высоту при помощи веревочки или палочек;

·                  сравнивание предметов: больше - меньше, шире - уже, выше – ниже, длиннее – короче.

Основу из основ математики составляет понятие числа. Однако число, как, впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить дошкольнику, что такое число, цифра.

В математике важным является не качество предметов, а их количество. Операции собственно с числами на первых порах трудны и не совсем понятны ребенку. Тем не менее, вы можете учить детей счету на конкретных предметах. Ребенок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать. При этом считать предметы можно «между делом». Например, на прогулке вы можете попросить ребенка подсчитать встречающиеся вам по дороге предметы.

Известно, что выполнение мелкой домашней работы очень нравится ребенку. Поэтому вы можете обучать ребенка счету во время совместной домашней работы. Например, попросите ребенка принести вам определенное количество каких-либо нужных для дела предметов. Точно так же можно учить ребенка отличать и сравнивать предметы: попросите его принести вам большой клубок или тот поднос, который шире.

Наглядность - важный принцип обучения ребенка.

Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его математике значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность. Изготавливайте математические пособия, потому что считать лучше какие-то определенные предметы, например цветные кружочки, кубики, полоски бумаги и т.п. Хорошо, если вы сделаете для занятий математикой геометрические фигуры, если у вас будут игры «Лото» и «Домино», которые также способствуют формированию элементарных навыков счета у детей.

Школьный курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету. Следовательно, одной из наиболее важных задач подготовки ребенка к школьному обучению будет развитие у него интереса к математике. Приобщение ребенка к этому предмету в условиях семьи в игровой и занимательной форме поможет им в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса.

Играем, вместе с детьми

Счет в дороге.

Дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше?

Сколько вокруг машин?

Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: "Здесь больше мальчиков или девочек?", "Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке", "Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое", "Сколько этажей в этом доме?" и т. д.

Мячи и пуговицы.

Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.

Далеко ли это?

Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния, - какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту.

Угадай, сколько в какой руке.

В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов, в какой руке.

Счет на кухне.

Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан.


ОПЫТ РАБОТЫ «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»

«  ФЭМП  посредством дидактических игр»

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.  В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Актуальность

Математика обладает уникальным развивающим эффектом.  « Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум! ». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Изучив литературу по педагогике, я пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, использую дидактические игры, занимательные упражнения, задачи и развлечения .

Поэтому, для углубленного изучения я и выбрала тему: «ФЭМП посредством  дидактических игр».

Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.

Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:

-приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития

-формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;

-формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений;  овладение математической терминологией; развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка   формирование простейших графических умений и навыков; формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.) ;

Образовательно - воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей  я выстраиваю  с учётом следующихпринципов:

1) Доступность - соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

2) Непрерывность - на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.

3) Целостность- -формирование у дошкольников целостного представления о математике.

4)Научность.

5) Системность  – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

6) Преемственность - обучение продолжается в начальной школе.

Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников я использую следующие инновационные  методы и приемы:

·         • элементарный анализ (установление причинно-следственных связей) ;

·         • сравнение;

·         • метод моделирования и конструирования

·         • решение логических задач;

·         • экспериментирование и опыты

·         воссоздание и преобразование

·         информационно коммуникативные технологии

·         здоровьесберегающие технологии ( физминутки, динамические паузы, психогимнастики, пальчиковые гимнастики в соответствии с тематикой)

В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, образовательную деятельность  с воспитанниками я провожу вразличных формах:

• организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, занятие-детектив; интеллектуальный марафон, викторина; КВН, презентация, тематический досуг)

• демонстрационные опыты;

• сенсорные праздники на основе народного календаря;

• театрализация с математическим содержанием;

• обучение в повседневных бытовых ситуациях;

• беседы;

·         самостоятельная деятельность в развивающей среде

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является - игра. Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ”

Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и  являются дидактическая игра.

Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествия во времени

3. Игры на ориентировку в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.

1.К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет,  я знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" развивают у детей внимание, память, мышление.

2.Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени) . Они служат для знакомства детей с днями недели,  названиями  месяцев, их последовательностью.

3.  В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Моя задача - научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

4. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.).

5. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление.

Работая углубленно в данном направлении , я  всегда помню , что в дидактической игре  математического направления моя роль-роль воспитателя несравненно большая, чем в играх драгой направленности.  Именно Я- ввожу  детей в ту или иную игру и знакомлю  их с методом ее ведения. Участвую в ней, веду  ее так, чтобы использовать для достижения возможно большее число дидактических задач.

Отбирая игры, я исхожу из того, какие программные задачи буду решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности.

Вначале я разбираю игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие.

Забочусь о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время не превращали игру в занятие или упражнение. Я детально продумываю, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации.

Я всегда помню,  что руководство дидактическими играми осуществляется  в соответствии с возрастными особенностями детей.

Работая с детьми младшего возраста воспитатель должен сам  включаться   в игру. Вначале следует  привлекать детей играть с дидактическим материалом (башенки, кубиками). Воспитатель должен вместе с детьми разбирать и собирать их, тем самым  вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, желание  играть с ним.

Дети среднего дошкольного возраста уже имеют  некоторый опыт совместных игр, но и здесь я- воспитатель  должна принимать участие в дидактических играх. Я являюсь учителем и участником игры, учу детей и играю с ними, стремлюсь вовлечь всех детей, постепенно подвожу их к умению следить за действиями и словами товарищей, т. е. интересуюсь процессом всей игры. Подбираю такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить определенные понятия. Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины, пространственных отношений, звуков.

Дети старшего возраста  в  ходе дидактических игр  наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам, производят доступный им анализ и синтез, делают обобщения.

Считаю – что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.   Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют   расширять знания дошкольников,   закреплять их  представления   о количестве, величине, геометрических фигурах,  учат ориентироваться  в пространстве и во времени.

А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».

В своей работе применяю новаторские идеи и педагогические технологии следующих авторов: 1.Т.И. Ерофеева «Математика для дошкольников»

2. З.А. Михайлова «Математика от 3 до 7».

3. Т.М. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»

4. И.А. Пономарёва, В.А. Позина «ФЭМП»

5. В.В.Волина «Праздник числа»

6. Т.И. Ерофеева «Математика для дошкольников» и др.

Также  условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация предметно – пространственной, развивающей  среды в возрастных группах.

С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною был  оборудован   уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, создан центр познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал: блоки Дьенеша, полочки Кюизенера, простейшие варианты игр «Танграм», «Колумбово яйцо» , «Кубики и цвет» и т.д. Я собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению, загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты, кроссворды, ребусы, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием.

Организация развивающей среды осуществляется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.

Для определения эффективности своей работы я провожу педагогическую диагностику формирования элементарных математических представлений посредством дидактических игр у детей среднего дошкольного возраста.

Основная цель  которой - выявить возможности игры, как средства формирования усвоенного материала в  образовательной деятельности формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Проведённая диагностика показала, что регулярное использование в образовательной деятельности по ФЭМП системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей,  расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.

Я пришла к такому выводу, что большая часть дошкольников имеет высокий уровень развития элементарных математических представлений.

Я работаю в тесном сотрудничестве с воспитателями и узкими специалистами ДОУ. Регулярно выступаю на педсоветах и семинарах, даю индивидуальные консультации, провожу открытые мероприятия

( ОД, праздники и развлечения, проекты), провела мастер класс по данной тематике. Я рекомендую воспитателям чаще в своей работе использовать дидактические игры математической направленности.

И все же не возможно только на базе ДОУ дать полный объем знаний.

Семья играет в воспитании  ребёнка основную, долговременную и важнейшую роль. Использую разные формы работы  с родителями:

-общие и групповые родительские собрания

-консультации «Дидактическая игра в жизни ребенка». «Яркие и интересные игры»

-проекты  с участием родителей

- изготовление дидактических игр совместно    с родителями

-мастер-класс для родителей

Дни открытых дверей

-участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов

-совместное создание предметно-развивающей среды

-анкетирование «В какие игры любят играть ваши дети?»

Я прилагаю все усилия к тому, чтобы знания и умения полученные детьми в детском  саду - родители у дети закрепляли дома.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Я считаю что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

В заключение можно сделать следующие вывод: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

«Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений старших дошкольников».

Согласно ФГОС одной из составляющих образовательной области «Познание» является формирование элементарных математических представлений дошкольников, т.е. первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектах окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.  Приобретение этих представлений имеет существенное значение для умственного развития детей. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Великий ученый Карл Фридрих Гаус сказал: «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Действительно это так, изучение математики способствует развитию мышления, памяти, внимания, воображения и речи; формирует такие качества у детей как настойчивость и терпение.

Согласно программным требованиям, в старшем дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть математическими представлениями по основным разделам: количество и счет, форма, величина, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени.

В своей работе по формированию элементарных математических представлений я широко использую дидактические игры. Ведь все мы знаем, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном детстве. Как сказал В.А. Сухомлинский: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное   светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Дидактическая игра – это игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление и систематизацию знаний, овладение способами познавательной деятельности незаметным для ребенка образом.  Дидактическая игра имеет цели: ОБУЧАЮЩАЯ (которую преследует взрослый) и ИГРОВАЯ (ради которой действует ребенок).

Цель работы по данной теме: способствовать формированию у старших дошкольников элементарных математических представлений посредством дидактических игр.

Задачи:

  • изучить игровые технологии в обучении математике детей старшего дошкольного возраста;
  • составить подборку дидактических игр математического содержания;
  • использовать дидактические игры по ФЭМП в организованной образовательной деятельности и свободной деятельности детей;
  • повышать у детей интерес к математическим знаниям посредством дидактических игр;
  • способствовать совершенствованию познавательной деятельности детей, общего умственного развития.

Дидактические игры в формировании элементарных математических представлений:

  • являются одним из источников умственного и речевого развития.
  • способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления).
  • облегчают процесс усвоения и закрепления знаний.

Дидактические игры провожу как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.

В педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на:

  1. Игры с предметами.
  2. Настольно-печатные игры.
  3. Словесные игры.

Игры с предметами.

  • Игра «Волшебный мешочек»

Цель: формировать умение отсчитывать предметы по заданному числу, закреплять знание цифр, развивать умение согласовывать числительные с существительными.
Материал: мешочек, мелкие игрушки, карточки с цифрами.

Ход игры: в мешочек помещается более 10 мелких игрушек. Ребенку предлагают на ощупь отсчитать столько игрушек, сколько обозначает цифра, показанная воспитателем (или другим ребенком).

Настольно-печатные игры.

  • «Собери кружки»

Цель: закреплять умение считать в пределах 10, соотносить количество предметов с цифрой, развивать умение согласовывать числительные с существительными.

Ход игры: ребенку предлагается собрать кружки. Для этого нужно сосчитать предметы на одной половине кружка и найти другую половину кружка с соответствующей цифрой.

Словесные игры.

Часто словесные игры я сопровождаю бросанием мяча.

  • «Лови, бросай, дни недели называй»

Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели.

Материал: мяч.

Ход игры: дети образуют круг (полукруг). Воспитатель бросает кому-нибудь из детей мяч и говорит: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй!» Воспитатель называет любой день недели. Ребенок, поймавший мяч, продолжает называть дни до конца недели. Бросает мяч воспитателю обратно. Игра продолжается.


Также дидактические игры по ФЭМП можно разделить на следующие группы:

  • игры с цифрами и числами;
  • игры с геометрическими фигурами;
  • игры с величинами;
  • игры на ориентировку во времени;
  • игры на ориентировку в пространстве;
  • игры на логическое мышление.



Игры с цифрами и числами.

Способствуют: развитию умения считать в прямом и обратном порядке в пределах 10, пользоваться количественными и порядковыми числительными в пределах 10, сравнивать числа в пределах 10, закреплению знаний о составе чисел в пределах первого десятка, закреплению знаний цифр от 0 до 9.


«Число и цифра»

Цель: закреплять знание цифр, упражнять в счете в пределах 10, развивать умение соотносить цифру с количеством предметов.

Материал: числовые карточки, карточки с цифрами.
Ход игры: у каждого ребенка на столе числовые карточки с кружками от 1 до 10. Воспитатель показывает цифру и просит поднять карточку, на которой изображено столько кружков, сколько обозначает данная цифра.


«Посади бабочку на цветок»

Цель: закреплять знание цифр, упражнять в счете в пределах 10, развивать умение соотносить цифру с количеством предметов.

Материал: изображения бабочек с разным количеством кружков, изображения цветочков с цифрами.
Ход игры: детям предлагается посадить бабочек на цветы, для этого им нужно сосчитать кружки на бабочке и положить ее на цветок с соответствующей цифрой.


«В какой руке сколько»

Цель: закреплять знание состава числа из двух меньших.

Материал: мелкие предметы (бусинки, орешки, камешки и т.п.)

Ход игры: воспитатель показывает детям предметы, приготовленные для игры, пересчитывает вместе с ними. Затем так, чтобы дети не видели, раскладывает эти предметы в обе руки. Для того чтобы не замедлялся темп игры, воспитатель договаривается с детьми называть сначала, сколько предметов в левой руке, а потом – сколько в правой, затем говорить, сколько получается вместе. Например, «Три и четыре, а вместе семь», «Один и пять, а вместе шесть» и т. д. В руках у воспитателя камешки разложены так, что получается один из возможных вариантов состава числа. Дети, стремясь угадать именно этот вариант, перечисляют все возможные варианты, пока, наконец, не назовут задуманный воспитателем. Детям, которые правильно называют один из вариантов состава числа, но не тот, который задуман, воспитатель отвечает: «Три и три, вместе шесть. Так может быть, но у меня по-другому». Ребенок, который верно назовет, в какой руке сколько спрятано предметов, становится ведущим. Теперь он раскладывает предметы в две руки и вызывает детей до тех пор, пока кто-то не назовет задуманный им вариант состава числа.


Игры с геометрическими фигурами.

Способствуют закреплению знаний о геометрических фигурах.


«Соберем бусы»

Цель: закреплять знание геометрических фигур, умение читать схему.

Материал: комплекты геометрических фигур (блоки Дьенеша), карточки с символами, ниточки.
Ход игры: детям предлагается собрать бусы из геометрических фигур. Воспитатель показывает карточки с символами геометрических фигур, а дети выкладывают на ниточки соответствующие геометрические фигуры.


«Найди предмет такой же формы»

Цель: закреплять знание геометрических фигур, Продолжать развивать умение соотносить геометрические фигуры с формой предметов в окружающей среде

Материал: карточки с изображением геометрических фигур.

Ход игры: воспитатель показывает детям карточки с  геометрическими фигурами, дети находят и называют предметы похожей формы.


Игры с величинами.

Способствуют развитию умения устанавливать размерные отношения между предметами разной длины, высоты, ширины или толщины.

«Сестрички»

Цель: закрепить умение строить ряд по величине.

Материал:  10 бумажных матрешек разного размера.

Ход игры: воспитатель говорит детям: «Матрешки - это сестрички. Они собрались гулять. Первой пойдет самая старшая: она самая высокая, за ней пойдет самая старшая из оставшихся» и т.д.

«Лесенки»

Цель: развивать умение сравнивать величины по высоте, учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизенера.

Материал: комплекты палочек Кюизенера для детей, изображения животных (например, мышек)

Ход игры: Мышки поднялись по лесенкам. Вторая мышка поднялась на три ступеньки, первая мышка забралась на одну ступеньку ниже, чем вторая, а третья мышка забралась выше второй. Построй из палочек лесенки для каждой мышки.

Игры на ориентировку во времени.

Способствуют закреплению представлений о частях суток, днях недели, временах года, месяцах.

«Части суток»

Цель: закреплять представления детей о частях суток.

Материал:  карточки с изображением частей суток.

Ход игры: у детей карточки с изображением разных частей суток. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, затем называет определенные части суток. Дети должны поднять соответствующую карточку.


Игра «Живая неделя»

Цель: закрепить умение называть дни недели по порядку, соотносить цифру с днем недели.

Материал: карточки с цифрами.

Ход игры: цифры (от 1 до 7) перемешиваются и раскладываются на столе изображением вниз. Дети (7 человек) выбирают любую карточку, выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Они превратились в дни недели. Первый ребёнок слева делает шаг вперёд и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий?» И т.д.


Игры на ориентировку в пространстве.

Способствуют совершенствованию умения ориентироваться в окружающем пространстве, в том числе на плоскости.


«Составь картинку»

Цель: закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.

Материал: белые листы, наборы предметных картинок.

Ход игры: детям предлагается составить картинку, для этого воспитатель дает указания, куда положить названную предметную картинку (например, елочку положим с правой стороны листа и т.д.)

«Найди игрушку»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями.

Материал: игрушка.

Ход игры: «Ночью, когда в группе никого не было, - говорит воспитатель, -  к нам прилетел Карлсон и принес в подарок игрушку. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушку, а в письме он написал, как их можно найти». Распечатывает конверт и читает: «Надо встать перед столом, пойти прямо и т. д. »


Игры на логическое мышление.

Способствуют формированию умения рассуждать, делать умозаключения.

К этой группе можно отнести игры на нахождение отличий, поиск недостающей фигуры, нахождение лишней фигуры, продолжение цепочки фигур, цифр…


«Найди лишнюю фигуру»

Цель: способствуют формированию логического мышления.

Материал: картинка с изображением фигур, на которой все фигуры одинаковые, а одна из них отличается каким-нибудь элементом.

Ход игры: ребенку предлагается найти лишнюю фигуру на изображении и объяснить свой выбор.

«Найди недостающую фигуру»

Цель: способствовать формированию логического мышления.

Материал: картинка с изображением ряда фигур, на которой не хватает одной фигуры.

Ход игры: ребенку предлагается подобрать фигуру, которую нужно вставить в изображение, и объяснить свой выбор.

В основном дидактические игры по ФЭМП направлены на закрепление полученных знаний.

Также в ФЭМП я использую информационно-компьютерные технологии – игры с использованием презентаций, которые очень интересны детям.

Используя дидактические игры по ФЭМП в работе с детьми, я убедилась в том, что они дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике, повышают эффективность педагогического процесса. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись игрой, дети не замечают, что учатся: запоминают новое, повторяют уже известное, пополняют запас представлений, понятий. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием.

Надо добиваться, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шоу-викторина "Счастливый случай" ( педсовет по ФЭМП)

Песовет по ФЭМП проходил в форме шоу-викторины "Счастливый случай"...

Педсовет "Формы и методы, обеспечивающие ФЭМП у детей"

Математика-один из самых сложных учебных предметов в школе. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики. А дошкольники? Они не знают, что математика-трудная дисциплина. И не должны узнать об...

Экспресс информация к педсовету

Экспресс информация к педсовету...

выступление на педсовете по теме "Применение блоков Дьенеша для ФЭМП у дошкольников"

Краткое знакомство воспитателей с логическими блоками Дьенеша, цель использования....

Информация к педсовету

Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ...

Выступление на педсовете «Досуговая деятельность детей с ТНР по ФЭМП»

Досуговая деятельность по ФЭМП - приоритетное направление в организации жизни дошкольников на современном этапе, так как является основой формирования его общей культуры. Продуманная организ...

Понятия «информация» и «научная информация». Требования, предъявляемые к научной информации. Классификация научной информации. Свойства информации

В данной презентации Вы можете ознакомится с такой темой как. "Понятия «информация» и «научная информация». Требования, предъявляемые к научной информации. Классификация научной информации. Свойства и...