«Демонстрационные и раздаточные материалы по развитию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста»
консультация по математике

Иванова Галина Геннадьевна

 «Демонстрационные и раздаточные материалы по развитию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста»

  

    Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) - это одна из важнейших частей интеллектуального и личностного развития ребенка. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Что подразумевается под понятием ФЭМП у дошкольников - это распознавание величины предметов и сравнение этих величин; овладение счетом; развитие представлений о пространственных отношениях; знакомство с геометрическими фигурами; развитие представлений о времени; измерение и некоторые меры; доли; сравнение предметов.

    Современные требования математической подготовки детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС:

• Обеспечение системности в процессе формирования математических знаний у дошкольников.

• Повышение качества усвоения математических представлений и понятий детьми (осознанность, умение их использовать при решении практических задач).

• Формирование математических представлений, но и базовых математических понятий.

• Ориентация на развитие умственных способностей ребенка (формирование умений воспринимать, запоминать, рассуждать, анализировать, обобщать, делать выводы и т.п.)

• Создание благоприятных условий для развития математических способностей ребенка.

• Развитие познавательных процессов и способностей в процессе формирования математических представлений.

• Повышение уровня познавательной активности на занятиях по математике.

• Достижение высокого уровня готовности к изучению математике в школе.

• Овладение предметами учебной деятельности на занятиях по математике.

• Организация обучения детей с учетом индивидуальных способностей и др.

    Характеристика комплекта наглядного дидактического материала.

Обучение детей математике основывается на конкретных образах и представлениях в силу наглядно-образного и наглядно-действенного характера мышления. Поэтому большую роль играют наглядные дидактические средства.

Наглядность в математике характеризуется следующими особенностями:

  • внимание обращается только на те особенности демонстрируемых материалов, которые являются объектом изучения в математике;
  • постепенно наблюдается ослабление конкретного: натуральный предмет → изображение предмета в виде картинки → черточка → число; геометрическая фигура → абстрактный образ → схема, график, чертеж.

    Виды наглядности:

  • натуральная наглядность;
  • изобразительная наглядность (картинки, рисунки, таблицы, экранные наглядные пособия, модели предметов);
  • математическая наглядность (числовые фигуры, линии, стрелки, чертежи, диаграммы, схемы, знаки, графики, цифры, модели геометрических фигур и др.).

Традиционно комплект наглядного дидактического материала делится на два вида: демонстрационный (предназначен для показа всей группе детей) и раздаточный (предназначен для работы одного ребёнка, индивидуально).

К первому относятся: крупные игрушки, полочки для показа предметов, крупные плоскостные изображения, фланелеграф, магнитная доска, мультимедийная установка, мольберт, доска меловая, картины, таблицы крупные, крупные модели геометрических фигур, карточки с цифрами, знаками крупные, измерительные приборы (часы, весы, счеты), календари, слайды, ТСО, tv – программы и др.

Ко второму относятся: мелкие предметы, мелкие плоскостные изображения, карточки, наборы геометрических фигур в пеналах, цифры мелкие, счетные палочки, перфокарты, рабочие листы, тетради и др.

К наглядному материалу предъявляют ряд требований. Он должен соответствовать возрасту детей; в нем должны быть хорошо выражены особенности предметов; изображения не должны изобиловать деталями; наглядность должна быть привлекательной для детей, безопасной, устойчивой, прочной; отличаться разнообразием. Хранить дидактические средства необходимо отдельно от других предметов и игрушек. При демонстрации их необходимо размещать на уровне глаз детей.

 

    Занимательный математический материал.

Занимательный математический материал – это математические развлечения, игры, логические игры, задачи и упражнения, дидактические игры и упражнения, Занимательность математическому материалу придают элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь-то шахматы или самая элементарная головоломка.

Особое значение для развития интереса к математике, математических способностей имеет занимательный математический материал. Он позволяет решать серьезные учебные задачи в увлекательной форме, предупредить интеллектуальную пассивность, сформировать настойчивость и целеустремленность. Он должен быть разнообразным и использоваться систематически.

К занимательному математическому материалу относятся:

  • геометрические конструкторы: «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо» и др.
  • головоломки из объемных фигур: «Змейка Рубика», «Кубик Рубика», «Волшебные шарики», «Пирамидка», «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех» и т.п.
  • логические упражнения типа «Продолжи ряд», «Недостающая фигура», «Преобразование слов» и т.д.
  • задачи на нахождение признаков сходств и отличий
  • лабиринты
  • упражнения на распознавание частей в целом, восстановления целого из частей
  • задачи-головоломки с палочками
  • загадки, стихи и другой литературный материал с математическим содержанием и многое другое.

Требования к занимательному математическому материалу как дидактическому средству:

1. Материал должен быть разнообразным. Это требование вытекает из основной его функции, заключающейся в развитии и совершенствовании количественных, пространственных и временных представлений у детей. Разнообразными должны быть занимательные задачи по способам решения. Когда способ решения найден, то аналогичные задачи решаются без особого труда, сама задача из нестандартной становится шаблонной, ее развивающее влияние резко снижается. Разнообразить следует и формы организации работы с этим материалом: индивидуальные и групповые, в свободной самостоятельной деятельности и на занятиях, в детском саду и дома и т. д.

2. Занимательный материал должен использоваться не эпизодически, случайно, а в определенной системе, предполагающей постепенное усложнение задач, игр, упражнений.

3. Организуя деятельность детей с занимательным материалом и руководя ею, необходимо сочетать методы прямого обучения с созданием условий для самостоятельных поисков способов решения.

4. Занимательный материал должен отвечать разным уровням общего и математического развития ребенка. Это требование реализуется благодаря варьированию заданий, методических приемов и форм организации.

5. Использование занимательного математического материала должно сочетаться с другими дидактическими средствами по формированию у детей элементарных математических представлений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Демонстрационные и раздаточные материалы по развитию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста»

   

    Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) - это одна из важнейших частей интеллектуального и личностного развития ребенка. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Что подразумевается под понятием ФЭМП у дошкольников - это распознавание величины предметов и сравнение этих величин; овладение счетом; развитие представлений о пространственных отношениях; знакомство с геометрическими фигурами; развитие представлений о времени; измерение и некоторые меры; доли; сравнение предметов.

    Современные требования математической подготовки детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС:

• Обеспечение системности в процессе формирования математических знаний у дошкольников.

• Повышение качества усвоения математических представлений и понятий детьми (осознанность, умение их использовать при решении практических задач).

• Формирование математических представлений, но и базовых математических понятий.

• Ориентация на развитие умственных способностей ребенка (формирование умений воспринимать, запоминать, рассуждать, анализировать, обобщать, делать выводы и т.п.)

• Создание благоприятных условий для развития математических способностей ребенка.

• Развитие познавательных процессов и способностей в процессе формирования математических представлений.

• Повышение уровня познавательной активности на занятиях по математике.

• Достижение высокого уровня готовности к изучению математике в школе.

• Овладение предметами учебной деятельности на занятиях по математике.

• Организация обучения детей с учетом индивидуальных способностей и др.

    Характеристика комплекта наглядного дидактического материала.

Обучение детей математике основывается на конкретных образах и представлениях в силу наглядно-образного и наглядно-действенного характера мышления. Поэтому большую роль играют наглядные дидактические средства.

Наглядность в математике характеризуется следующими особенностями:

  • внимание обращается только на те особенности демонстрируемых материалов, которые являются объектом изучения в математике;
  • постепенно наблюдается ослабление конкретного: натуральный предмет  изображение предмета в виде картинки  черточка  число; геометрическая фигура  абстрактный образ  схема, график, чертеж.

    Виды наглядности:

  • натуральная наглядность;
  • изобразительная наглядность (картинки, рисунки, таблицы, экранные наглядные пособия, модели предметов);
  • математическая наглядность (числовые фигуры, линии, стрелки, чертежи, диаграммы, схемы, знаки, графики, цифры, модели геометрических фигур и др.).

Традиционно комплект наглядного дидактического материала делится на два вида: демонстрационный (предназначен для показа всей группе детей) и раздаточный (предназначен для работы одного ребёнка, индивидуально).

К первому относятся: крупные игрушки, полочки для показа предметов, крупные плоскостные изображения, фланелеграф, магнитная доска, мультимедийная установка, мольберт, доска меловая, картины, таблицы крупные, крупные модели геометрических фигур, карточки с цифрами, знаками крупные, измерительные приборы (часы, весы, счеты), календари, слайды, ТСО, tv – программы и др.

Ко второму относятся: мелкие предметы, мелкие плоскостные изображения, карточки, наборы геометрических фигур в пеналах, цифры мелкие, счетные палочки, перфокарты, рабочие листы, тетради и др.

К наглядному материалу предъявляют ряд требований. Он должен соответствовать возрасту детей; в нем должны быть хорошо выражены особенности предметов; изображения не должны изобиловать деталями; наглядность должна быть привлекательной для детей, безопасной, устойчивой, прочной; отличаться разнообразием. Хранить дидактические средства необходимо отдельно от других предметов и игрушек. При демонстрации их необходимо размещать на уровне глаз детей.

    Занимательный математический материал.

Занимательный математический материал – это математические развлечения, игры, логические игры, задачи и упражнения, дидактические игры и упражнения, Занимательность математическому материалу придают элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь-то шахматы или самая элементарная головоломка.

Особое значение для развития интереса к математике, математических способностей имеет занимательный математический материал. Он позволяет решать серьезные учебные задачи в увлекательной форме, предупредить интеллектуальную пассивность, сформировать настойчивость и целеустремленность. Он должен быть разнообразным и использоваться систематически.

К занимательному математическому материалу относятся:

  • геометрические конструкторы: «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо» и др.
  • головоломки из объемных фигур: «Змейка Рубика», «Кубик Рубика», «Волшебные шарики», «Пирамидка», «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех» и т.п.
  • логические упражнения типа «Продолжи ряд», «Недостающая фигура», «Преобразование слов» и т.д.
  • задачи на нахождение признаков сходств и отличий
  • лабиринты
  • упражнения на распознавание частей в целом, восстановления целого из частей
  • задачи-головоломки с палочками
  • загадки, стихи и другой литературный материал с математическим содержанием и многое другое.

Требования к занимательному математическому материалу как дидактическому средству:

1. Материал должен быть разнообразным. Это требование вытекает из основной его функции, заключающейся в развитии и совершенствовании количественных, пространственных и временных представлений у детей. Разнообразными должны быть занимательные задачи по способам решения. Когда способ решения найден, то аналогичные задачи решаются без особого труда, сама задача из нестандартной становится шаблонной, ее развивающее влияние резко снижается. Разнообразить следует и формы организации работы с этим материалом: индивидуальные и групповые, в свободной самостоятельной деятельности и на занятиях, в детском саду и дома и т. д.

2. Занимательный материал должен использоваться не эпизодически, случайно, а в определенной системе, предполагающей постепенное усложнение задач, игр, упражнений.

3. Организуя деятельность детей с занимательным материалом и руководя ею, необходимо сочетать методы прямого обучения с созданием условий для самостоятельных поисков способов решения.

4. Занимательный материал должен отвечать разным уровням общего и математического развития ребенка. Это требование реализуется благодаря варьированию заданий, методических приемов и форм организации.

5. Использование занимательного математического материала должно сочетаться с другими дидактическими средствами по формированию у детей элементарных математических представлений.