Кружок "Занимательная математика" 4 года обучения
рабочая программа по математике

Михайлова Анна Ивановна

Математика -это интересно!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа кружка

«Занимательная математика»

для детей 4–5 лет

Пояснительная записка

     В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.

    Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

   Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

  Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.

   Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

   Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.

    Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.

   Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.

   Рабочая программа составлена на основании программ:

 «Математика в детском саду. 4-5 лет» (В.П. Новикова) ,

«ФЭМП. Средняя группа» ( Помораева И.А.) ,

  рабочие тетради по методике Колесниковой Е.В.

Цель кружка «Занимательная математика»

Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.

Направленность программы.

Программа кружка направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность.

   Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те кто проявляет интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, стремление узнавать что-то новое. К тому же развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться ими в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, особенно важных для деятельности учения: логического мышления, воображения, связной речи. Это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.

Основные задачи программы:

Научить решать логические задачи на разбиение по свойствам;

Познакомить детей с новой геометрической фигурой- цилиндр;

Продолжать учить ориентироваться во времени (части суток, времена года). Познакомить с названиями дней недели.

Освоение способов измерения с помощью условной мерки;

Развитие количественных представлений, способность различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов;

Развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы и другие.

Продолжить учить понимать независимость числа от величины

Учить воспроизводить количество движений по названному числу.

• Учить различать и называть  цифры от 1 до 5 (10).

Учить, как из неравенства сделать равенство.

Работа распределяется по разделам:

Количество и счет.

Ознакомление с геометрическими фигурами.

Определение величины.

Ориентировка во времени и в пространстве.

Решение логических задач.

Участники:

2 год – дети 4-5 лет.

Работа с детьми строится на основе системы дидактических принципов:

- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности) ;

- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности) ;

- обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса) ;

- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире) ;

- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия (принцип вариативности) ;

- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества) ;

- обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).

Режим занятий.

2 год.- 1 раз в неделю 20 мин.

Формы проведения занятий:

- игровые занятия, которые включают различные виды деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную;

- в занятия включены: работа с занимательным материалом, работа в тетрадях, с карточками и перфокартами, физкультминутки.

Методы:

- словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);

- метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы);

- практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции) ;

- наглядный (с помощью наглядных материалов: картин, рисунков, плакатов, фото, показ мультимедийных материалов).



Предварительный просмотр:

Сентябрь

№,дата

Автор

Тема

Цель

Материал

1

(12)

Помораева И. А.

№1/12

1.Игра «Путешествие в осенний лес».

2. Игра «Найди пару».

1.Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты  сравнения словами  «поровну», «столько- сколько».

2. Закреплять умение сравнивать два предмета по величине.

Грибы, осенние листья.

Большие и маленькие шишки.

2

(19)

Новикова В.П.

№1

1.Игра «Разноцветные шарики».

2. Игра «Кто больше принесет?»

1.Учить сравнивать две группы предметов путем наложения и приложения.

2. Находить и называть предметы круглой и квадратной формы на заданном пространстве.

5 зелёных и 5 желтых шариков.

На подносе множество предметов различной  формы.

3

(26)

Помораева И. А.

№2 /13

№3/ 14

1.Игровое упражнение «Поможем мишке разложить картинки».

2. Игра «К нам приехал цирк».

1. Закреплять умение различать и называть части суток.

2. Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры : круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

 Сюжетные картинки.

Два клоуна, элементы костюмов отличаются по форме и цвету.



Предварительный просмотр:

C:\Users\днс\Desktop\шаблоны\c114c3b73e96t.jpg

                   

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА

«Занимательная математика»

на 2020-2021 учебный год

дата

Автор

Тема

Цель

Материал

1

Е.В Колесникова

№1 (14)

Числа и цифры от 1 до 10, математическая загадка, знаки больше- меньше, работа с счетными палочками.

1.Закрепить знания о числах от 1 до 10

2.Закрепить умение писать цифры от 1 до 10.

3.Устанавливать соответствие между количеством и цифрой.

4.Закрепить знания о квадрате и прямоугольнике.

5 Самоконтроль.

Тетрадь, цветные карандаши, ручка, счетные палочки.

2

Е.В Колесникова

№2 (16)

Знаки : равно, не равно, плюс, минус, математические задачи, ориентировка на листе.

1.Закрепить знания о знаках :равно, не равно.

2.Учить составлять задачи и записывать ее.

3. Сравнивать величину предметов.

4.Ориентироваться на листе бумаги.

5.Самоконтроль.

Тетрадь, ручка, цветные карандаши, набор знаков и цифр, набор геометрических фигур.

3

Е.В Колесникова

№3 (19)

Счет по образцу и названному числу, независимость числа от пространственного расположения предметов, геометрические фигуры, ориентировка во времени.

1.Умение считать по образцу и названному числу.

2.Умение понимать независимость числа от пространственного расположения предметов.

3.Знания о последовательности частей суток.

4.Самоконтроль.

Тетрадь, ручка, цветные карандаши, карточки с частями суток.

4

И.А. Помораева

№ 2 (18)

Множества

1.Упражнять в делении множества на  части и объединение частей в целую группу.

2.Считать в прямом и обратном порядке в пределах 10.

3.Работа со счетами.

4. Умение делить круг на 2,4,8 равные части.

Набор игрушек, 2 набора строительного материала.

На каждого ребенка квадраты по 5 шт. Счеты.

дата

Автор

Тема

Цель

Материал

5

Е.В Колесникова

№4 ( 21)

Знаки больше- меньше,  равно, не равно. Соотнесение количества предметов с цифрой, состав числа 6 из двух меньших. Логическая задача. Геометрические фигуры.

1.Умение понимать соотношения между числами и записывать с помощью знаков.

2. Знание о составе числа 6 из двух меньших.

3.Знания о фигурах: треугольник, трапеция.

4. Умение рисовать данные фигуры в тетради в клетку. 5.Самоконтроль.

Тетрадь, ручка, цветные карандаши, набор знаков и цифр, геометрические фигуры- треугольник и трапеция.

6

Е.В Колесникова

№5 ( 23)

Соотнесение количества предметов с цифрой, математическая загадка, ориентировка во времени.

1.Соотносить количество предметов с цифрой.

2.учить составлять вопросы к сюжетной картинке.

3. Продолжать знакомить с часами, их особенностями и назначением.

4. Самоконтроль.

Тетрадь, ручка, цветные карандаши.

Презентация о часах, напомнить детям о работе часовых стрелок.

7

Е.В Колесникова

№6 ( 25)

Установление соответствия между количеством предметов и цифрой, дни недели, логическая задача ориентировка в пространстве.

1.Понимать отношения между числами.

2.Закрепить знания о днях недели.

3.Умение определять слово положение предмета по отношению к себе, другому лицу.

4. Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

5. Самоконтроль.

Тетрадь, ручка, цветные карандаши. Флажок.

8

И. А. Помораева

№1 ( 27)

Число 6 из единиц

1.Продолжать учить составлять число 6 из единиц.

2.Учить понимать соотношения целого и частей.

3. Работа со счетами. Решение задач.

Корзина, муляжи фруктов. 2 тарелки, карточки с цифрами. Круг, ¼ часть круга, ножницы, грузовик, силуэт дерева. Схема маршрута.

Карточки-схемы задач.

дата

Автор

Тема

Цель

Материал

9

Е.В Колесникова

№7 (27)

Порядковый счет, счет по названному числу, логическая задача, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры.

1.Учить различать количественный и порядковый счет.

2.Закрепить с составом числа 6 из двух меньших.

3.умение рисовать овалы в тетради в клетку.

4. Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

5. Самоконтроль.

Тетрадь, ручка, цветные карандаши, набор знаков и цифр. Бубен.

10

Е.В Колесникова

№8 ( 29)

Арифметические задачи, величина, ориентировка в пространстве, решение примеров.

1.Учить решать арифметические задачи, записывать решение.

2.Учить измерять линейкой, записывать результат.

3.умение ориентироваться на листе бумаги.

4. Самоконтроль.

Тетрадь, ручка, цветные карандаши. Линейка.

11

И. А. Помораева

№6 (38)

Число 10 из единиц

1.Познакомить с составом числа 10 из единиц. Цифра 0.

2. Продолжать учить находить предыдущее число к названному, последующее число к названному.

3. Работа со счетами. Решение примеров.

 Цифровой ряд..

10 разноцветных бусинок.

3 ведерка с крупой.

Картинки «времена года».

Счеты, карточки примеров.

12

Е.В Колесникова

№9 (36)

Цифры от 1 до 10, число 11, логическая задача, ориентировка во времени.

1.Закрепить знания о числах и цифрах от 0 до 10.

2.Познакомить с образованием числа 11.

3. Познакомить с новой счетной единицей – десятком, условным обозначением.

4.Знакомить с часами, умение определять время.

5. Самоконтроль.

Тетрадь, ручка, цветные карандаши. Макет часов.

дата

Автор

Тема

Цель

Материал

13

Е.В Колесникова

10 ( 38)

Независимость числа от пространственного расположения предметов, математическая загадка, отношения между числами, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры.

1.Понимать независимость числа от величины предметов.

2.уение понимать отношения между числами. Правильно пользоваться знаками.

3.Умение составлять число 7 из двух меньших.

4.Самоконтроль.

Тетрадь, ручка, цветные карандаши, Набор знаков и цифр.

14

Е.В Колесникова

№11 ( 40)

Ориентировка во времени, логическая задача на установление закономерностей, геометрические фигуры.

1.Познакомить с образованием числа 12.

2.Учить записывать число 12.

3.Учить определять время на часах

4.Знания о геометрических фигурах.

5.Самоконтроль.

Доп. Ментальная арифметика.

Тетрадь, ручка, цветные карандаши.

Макет часов.

Набор геометрических фигур.

Карточки-задания для выполнения двумя руками.

15

Е.В Колесникова

№12 ( 42)

Отношения между числами, математическая задача, величина, состав числа из двух меньших, логическая задача, ориентировка во времени.

1.Учить понимать отношения между числами 11 и 12.

2.Учить, как из неравенства можно сделать равенство.

3.Учить составлять и решать ариф задачу. Записывать решение.

4.Закрепить осенние месяца.

5.Составлять число 8 из 2х меньших.

Тетрадь, ручка, цветные карандаши. Линейка.

Карточки- осенние месяца.

16

И. А. Помораева

№5 (55)

Состав числа 8.

1.Уметь составлять число 8 из двух меньших.

2 Закреплять навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 15.

3.Упражнять в измерении длины предметов с помощью условной меры.

4. Умение ориентироваться в тетради в клетку.

Карточки с цифрами, карточки волчат(15).

Полоски-дорожки, условные мерки.

Треугольник по 2 шт, круги по 8 шт.

дата

Автор

Тема

Цель

Материал

17

Е.В Колесникова

№13 ( 45)

Число 13, математическая задача, решение примеров, логическая задача на установление закономерностей, геометрические фигуры.

1.Познакомить с образованием числа 13.

2.Учить записывать число 13.

3. Учить решать примеры.

4.Самоконтроль.

Тетрадь, ручка, цветные карандаши.

Образец деления круга на 2,3,4 части.

18

Е.В Колесникова

№ 14 ( 47)

Решение примеров, знаки плюс и минус, логическая задача, геометрические фигуры.

1.Учить составлять примеры, читать записи.

2.Умение различать понятия: выше,глубже

3.Закрепить элементы геометрической фигуры(вершины, стороны, углы)

4.Самоконтроль.

Тетрадь, ручка, цветные карандаши. Набор знаков.

Фигура- треугольник.

19

Е.В Колесникова

№15 (49)

Число 14, дни недели, логическая задача.

1.Познакомить с образованием числа 14.

2.Учить писать число 14.

3. В двух неделях 14 дней.

4.Самоконтроль.

Доп. Ментальная арифметика.

Тетрадь, ручка, цветные карандаши.

Карточки-задания для выполнения двумя руками.

20

И. А. Помораева

№1(67)

Монеты.

1.Познакомить с монетами достоинством 1,2,5,10 рублей и 1,5,10 копеек.

2.Продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги.

3. Уточнить представления о многоугольниках и способах их классификации по виду и размеру.

 Буратино, купюры и монеты разного достоинства. Карандаш, ластик, тетрадь. .3 обруча одного цвета, геометрические фигуры.

дата

Автор

Тема

Цель

Материал

21

Е.В Колесникова

№16 (51)

Счет по образцу и названному числу, арифметическая задача, состав числа 9 из 2х меньших, геометрические фигуры.

1.Учить составлять геометрическую задачу.

2.Учить составлять число 9 из 2х меньших.

3. Умение дорисовывать прямоугольники до знакомых предметов.

4. Самоконтроль.

Тетрадь, ручка, цветные карандаши. Набор цифр.

Образцы предметов прямоугольной формы.

22

Е.В Колесникова

№17 ( 53)

Число 15, соотнесение количества предметов с цифрой, геометрические фигуры.

1.Познакомить с образованием числа 15.

2.Учить записывать число, читать запись.

3.Учить ориентироваться в тетради в клетку.

4.Самоконтроль.

Тетрадь, ручка, цветные карандаши. Карточка с цифрой по количеству детей.

23

Е.В Колесникова

№18 ( 55)

Числа от 1 до 15, решение примеров, логическая задача на анализ и синтез, геометрические фигуры.

1.Учить понимать отношения между числами в числовом ряду.

2.Решать примеры в пределах 2го десятка.

3.Дорисовывать овалы до знакомых предметов.

4.Самоконтроль.

Тетрадь, ручка, цветные карандаши. Образцы предметов овальной формы.

24

И. А. Помораева

№5(76)

Объем сыпучих предметов

1.Продолжать учить  измерять объем сыпучих веществ с помощью условной мерки.

2. Учить устанавливать время на макете часов.

3.Закреплять представления о многоугольнике (5,6).

Миска с мукой, банка, поднос, макет часов. Пяти- шести- семи- восьмиугольники.

дата

Автор

Тема

Цель

Материал

25

Е.В. Колесникова

№19 ( 57)

Число 16, величина, ориентировка во времени, логическая задача.

1.Познакомить с образованием числа 16.

2.Учить писать число 16.

3.Учить измерять линейкой, записывать результат измерения.

4.Учить определять время по часам.

5. Самоконтроль.

Тетрадь, ручка, цветные карандаши. Линейка.

26

Е.В. Колесникова

№20 ( 59)

Математическая загадка, знаки: плюс, минус. Состав числа 9  из двух меньших, геометрические фигуры.

1.Учить отгадывать математическую загадку.

2.Учить составлять число 9 из 2х меньших.

3. Учить дорисовывать треугольники до знакомых предметов.

4. Самоконтроль.

Доп. Таблица Шульта. До 15.

Тетрадь, ручка, цветные карандаши. Образы предметов треугольной формы.

Таблицы Шульта.

27

Е.В. Колесникова

№21 ( 61)

Число 17, решение примеров, счет по образцу и названному числу, логическая задача, ориентировка во времени.

1.Познакомить с образованием числа 17.

2.Учить писать число 17.

3.Решать примеры в пределах 2го десятка, с использованием счет.

4.Из неравенства делать равенство.

5. Самоконтроль.

Тетрадь, ручка, цветные карандаши.

Макет часов.

28

И. А. Помораева

№6 (77)

Измерение жидких веществ.

1.Подолжать знакомить с правилами измерения жидких веществ с помощью условной меры.

2.Отношения между числами натурального ряда.

3. Развивать чувство времени.

4. Умение моделировать геометрические фигуры.

Песочные часы (5 минут). Стихи о геометрических фигурах, карточки с цифрами, муз инструменты, непрозрачный кувшин, стакан, банка, полоска бумаги, миска прозрачная с отметкой.

Пластилин, веревка, счетные палочки, выкройка куба.

дата

Автор

Тема

Цель

Материал

29

Е.В. Колесникова

22 (63)

Число 17, ориентировка в пространстве, логическая задача, геометрические фигуры.

1.Продолжать знакомить с образованием числа 17.

2.Учить анализировать узор и продолжать его по образцу.

3. Определение расположение предметов на листе бумаги.

4. Рисовать символическое изображение.

Тетрадь, ручка, цветные карандаши.

30

Е.В. Колесникова

№23 (65)

Число 18. Состав числа 8, счет по названному числу, логическая задача, геометрические фигуры.

1.Познакомить с образованием числа 18.

2.Учить писать число 18.

3 Закрепить состав числа 8 из 2х меньших.

4.Понимать отношения между числами в числовом ряду.

5.Правильно пользоваться знаками.

6.Самоконтроль.

 Тетрадь, ручка, цветные карандаши.

31

Е.В. Колесникова

№25 (71)

Число 19, состав числа 10, величина, логическая задача.

1.Познакомить с образованием числа 19

2.Учить писать число 19.

3.Умение составлять число 10 из 2х меньших.

4.Сравнивать предметы по величине.

5. Самоконтроль.

Доп. Счеты, десятки до 50.

Тетрадь, ручка, цветные карандаши.

Счеты на каждого.

32

Дополнительное занятие

Ментальная арифметика.

Абакус

1.Познакомить с историей возникновения ментальной арифметики, особенности ее вычисления.

2.Познакомить со счетами Абакус.

.

Презентация о ментальной арифметики.

Счеты Абакус.

Карточки- задания. Набор цифр.

дата

Автор

Тема

Цель

Материал

33

Е.В. Колесникова

№26( 72)

Число 19, геометрические фигуры, величина, логическая задача.

1.Продолжать знакомить   с образованием числа 19.

2.Дорисовывать квадраты до знакомых предметов.

3.Измерять линейкой, записывать результат.

4. Рисовать символическое изображение.

5. Самоконтроль.

Тетрадь, ручка, цветные карандаши.

Образцы предметов квадратной формы.

34

Е.В. Колесникова

№27 (75)

Число 20, решение примеров, задачи, логические задачи.

1.Познакомить с образованием числа 20.

2.Учить писать число 20.

3.Решать примеры в пределах 20.

4.Записывать решение задачи.

5.Самоконтроль.

Тетрадь, ручка, цветные карандаши.

35

Е.В Колесникова

№28 (76)

Решение арифметической задачи, решение примеров, величина, логическая задача, ориентировка на листе бумаги, работа в тетради в клетку.

1.Продолжать учить решать арифметическую задачу.

2.Учить решать примеры.

3.Измерять линейкой.

4.Ориентироваться на листе бумаги.

5.Рисовать математический узор.

Тетрадь, ручка, цветные карандаши. Линейка.

36

Дополнительное занятие.

Ментальная арифметика.

Абакус

1.Продолжать знакомить с правилами работы на счетах Абакус.

2. Умение считать по карточкам.

Карточки с заданиями. Набор цифр на каждого ребенка.



Предварительный просмотр:

C:\Users\днс\Desktop\шаблоны\00661187.jpg

Программа кружка

«Занимательная математика»

для детей 6-7 лет

Пояснительная записка

     В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.

    Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

   Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

  Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.

   Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

   Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.

    Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.

   Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.

   Рабочая программа составлена на основании программ:

 «ФЭМП. Подготовительная группа» ( Помораева И.А.) ,

«Математика для дошкольников 6-7 лет» (Е.В. Колесникова)

  рабочие тетради по методике Колесниковой Е.В.

 

     Цель кружка «Занимательная математика»:

 Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять

полученные знания.

Направленность программы.

Программа кружка направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность.

   Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те кто проявляет интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, стремление узнавать что-то новое. К тому же развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться ими в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, особенно важных для деятельности учения: логического мышления, воображения, связной речи. Это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.

Основные задачи программы:

Научить решать логические задачи на разбиение по свойствам;

• Развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;

Дать представления о числах и цифрах от 10 до 20 на основе сравнения двух множеств.

• Продолжать учить считать по образцу и названному числу.

• Учить писать цифры от 10 до 20.

Учить записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков и цифр.

• Упражняться в различении количественного и порядкового счета в пределах 20.

Учить составлять числа от 3 до 10 из двух меньших на наглядном материале.

Учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.

Учить решать логические задачи на основе зрительного восприятия.

Продолжать учить решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.

Ознакомление с плоскими геометрическим фигурами - ромб, цилиндр, трапеция, конус, призма.

• Ознакомление с объемными геометрическими телами - цилиндр, конус, призма.

• Составление геометрических фигур из палочек и преобразование их.

* Рисование фигур, символические изображения из геометрических фигур в тетради в клетку. Рисование по точкам, в разном направлении.

* Продолжать учить считать на русских счетах до 100, умение выполнять простые арифметические задания в пределах 20.

* Познакомить с правилами работы с таблицами Шульта, вырабатывать скорость количественного счета до 20.

* Дать представление о ментальной арифметике, счеты Абакус и умение работать с карточками. Выполнение заданий на карточках  двумя руками.

Работа распределяется по разделам:

Количество и счет.

Ознакомление с геометрическими фигурами.

Определение величины.

Ориентировка во времени и в пространстве.

Решение логических задач.

Участники:

4 год – дети 6- 7лет.

Работа с детьми строится на основе системы дидактических принципов:

- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности) ;

- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности) ;

- обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса) ;

- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире) ;

- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия (принцип вариативности) ;

- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества) ;

- обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).

Режим занятий

3 год. -1 раз в неделю 30мин.

Формы проведения занятий:

- игровые занятия, которые включают различные виды деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную;

- в занятия включены: работа с занимательным материалом, работа в тетрадях, в карточках, в перфокартах, физкультминутки.

Методы:

- словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);

- метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы);

- практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции) ;

- наглядный (с помощью наглядных материалов: картин, рисунков, плакатов, фото, показ мультимедийных материалов).



Предварительный просмотр:

Перспективный план индивидуальной работы по математике

Цель: развивать интерес к математическому развитию, обеспечить активное участие всех детей в общей работе, что ведет за собой развитие их умственных способностей, внимания, предупреждает интеллектуальную пассивность у отдельных ребят, воспитывает настойчивость, целеустремленность и другие волевые качества.

Месяц. Содержание.

Сентябрь. Обследование детей. Выявить уровень знаний детей по математическому развитию.

Закрепить умение считать и отсчитывать предметы в пределах 10. Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечая на вопрос «сколько», «который».

Формировать умение сравнивать числа в пределах 10 получать равенства и неравенства, понимать отношения рядом стоящих чисел.

Сравнивать до 10 предметов разной величины, размещать их в ряд в порядке возрастания (убывания) длины, ширины, высоты; понимать соотношения между ними.

Закрепить знания о последовательности дней недели.

Совершенствовать умение работать с трафаретной линейкой, умение выполнять штриховки разного вида

Октябрь. Различать форму предметов: круглую, прямоугольную, квадратную, треугольную, четырехугольную.

Д/и «Чудесный мешочек».

Упражнять в умении выражать словами местонахождение предметов по отношению к себе и другим предметам.

Ориентировка на листе бумаги в клетку.

Знать последовательность времен года, называть текущий месяц.

Совершенствовать прямой и обратный счет.

Совершенствовать умение в обведение предметов по контуру и их штриховке.

Расширить знания о круге, не сравнивая его с овалом.

Совершенствовать умения называть геометрические фигуры развивать память, активизировать речь.

Ноябрь. Упражнять в умении называть предыдущее и последующее число к названному, определять пропущенное число

Закрепить понимание отношений между смежными числами. Д/и «Назови соседей»

Формировать умение увеличивать и уменьшать каждое из чисел на один в пределах 10.

Совершенствовать умение детей в штриховке.

Знать последовательность осенних месяцев, называть текущий месяц.

Совершенствовать умение работать по точкам.

Разгадывание кроссворда «Осень»

Декабрь. Закрепить представление детей о том, что число предметов не зависит от их размера и формы расположения.

Закрепить представление детей о том, что число предметов не зависит от расположения между ними.

Закрепить основное правило счета, считать предметы можно в любом направлении, но нельзя пропустить ни один предмет и ни один предмет не считать дважды.

Совершенствовать работу с счетными палочками, умение отсчитывать нужное количество палочек и умение выкладывать рисунок.

Закрепить знания о последовательности дней недели, месяцев.

Разгадывание кроссворда «Дни недели»

Январь. Закрепить представление детей о количественном составе из единиц чисел 5.6,7,8,9,10.

Д/и «Какой цифры не стало?» - закрепить знание образования числа шесть; познакомить с цифрой шесть, учить называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами

Ориентировка на листе бумаги.

Упражнять в сравнении предметов по высоте, толщине.

Закрепить знания о названиях зимних месяцев, временах года.

Работа в тетрадях в клетку.

Лабиринты

Решение задач-шуток

Февраль. Закрепление знаний о цифрах от 0 до 10. Д/и «Кто в домике живет?», «Не ошибись», «Числа, числа, бегите!»

Расширять знания детей о геометрических фигурах. Д/и «дорисуй картинку».

Ориентировка в пространстве

Работа в тетрадях в клетку.

Разгадывание кроссворда «Зима».

Отгадывание математических загадок.

Закрепить навыки нахождения чисел больше (меньше) любого названного числа (без указания, на сколько больше или меньше задуманного числа, ориентировки в числовом ряду в пределах 10.

Формировать умение группировать геометрические фигуры, абстрагируясь от цвета и величины

Март. Упражнять детей в умении делить предметы на части.

Закрепление понятия – четырёхугольник.

Знакомство с понятиями 1 копейка, 10 копеек, 50 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.

Совершенствовать знания об условной мерки.

Закрепление знаний названиях весенних месяцев.

Совершенствовать навыки сюжетной штриховки

Д/и «Найди пару»

Апрель. Закрепить знания о математических знаках «+»; «-»; «=».

Решение задач на сложение и вычитание

Формирование временных представлений и понятий: вчера, сегодня, завтра.

Знать названия текущего месяца, времени года.

Д/и «Собери из частей целое»; д/и «найди, что перепутал художник»

Май. Ориентировка на листе бумаги в клетку, упражнять в счёте и отсчёте клеток.

Закрепить такие математические понятия как: точка, линия, отрезок, кривая.

Упражнять в умении определять время по часам.

Разгадывание кроссворда «Части суток»

Работа с перфокартами

Д/и «Найди недостающую фигуру»

Д/и «Расскажи про картинку»

Июнь. Д/и Волшебная проволочка»

Закрепить умение различать время по часам.

Д/и «Чудесный мешочек» (закрепить геометрические фигуры: шар, куб, цилиндр, призма)

Д/и «Танграм»

Работа в тетраде в клетку-нарисуй точно такую же собачку.

Д/и «Прочитай письмо и найди дорожку к нужному домику»

Июль. Д/упр. «Нарисуй по клетке гусенка, но чтобы он смотрел в другую сторону»

Работа с счётными палочками.

Д/упр. «Кто больше выложит предметов за 1 минуту»

Д/и «Оживи фигуру»- работа с геометрическими фигурами.

Математическая викторина «Семь бед – один ответ»

Август. Д/и «Как Незнайка играл в прятки»

Конкурс математических загадок.

Кроссворд «Лето»

Дорисуй фигуру, используя существующую закономерность

Д/и «Занимательный квадрат»



Предварительный просмотр:

 «Учим математику  дома»

                                                                                      «Учиться можно только весело»          

                                                                                 Французский романист Анатоль Франс.
Начинать надо с воспитания у ребенка внимания, умения сравнивать и наблюдать. Подружиться ребенку с математикой помогают игры. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди - его родители. Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Однако в стремлении к знаниям важно не переусердствовать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.
Главное при обучении счету вовсе не овладение вычислительными навыками, а понимание того, что означают числа и для чего они нужны. Знания его будут прочнее, если вы будете их закреплять и дома. 
Стоит до школы научить ребенка различать:
-пространственное расположение предметов (вверху, внизу, справа, слева, под, над и т. д.);
- узнавать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
-величину предметов;
- понятия  "больше", "меньше", "часть", "целое". 
Формы обучения элементарным математическим представлениям - игра.
Игра "Наоборот" (толстый - тонкий, высокий - низкий, широкий-узкий). Игра «Пришли гости» (определение без счета равенства и неравенства двух групп предметов приемом наложения). Использовать термины «больше», «меньше», «поровну». Обратить внимание, чтобы ребенок не пересчитывал один и тот же предмет дважды.
Игра "Назови соседей" (взрослый называет число, а ребенок - его соседей). Например, взрослый говорит: «Два», а ребенок называет: «Один, три».
Игра "Подели предмет" (торт на 2, 4 и т.д. частей). Показать, что целое всегда больше части.
Составление задач целесообразно ограничить сложением, вычитанием в одно действие. Пусть ребенок сам примет участие в составлении задачи. Важно научить его ставить вопрос к задаче, понимать, какой именно вопрос может быть логическим завершением условий данной задачи.
Игра "Найди пару" (перед ребенком в ряд лежат числовые карточки, на которых нарисованы или наклеены предметы). Взрослый показывает цифру, а ребенок находит соответствующую карточку.


Игра "Какое число пропущено?" Называется пропущенное число.
Счет в дороге. Маленькие дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше?
Сколько вокруг машин? Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: "Здесь больше мальчиков или девочек?", "Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке", "Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое", "Сколько этажей в этом доме?" И т. д.
Мячи и пуговицы. Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.
Далеко ли это? Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния - какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту. 
Угадай, сколько в какой руке. В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов в какой руке.
Счет на кухне. Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан. Разнообразить задания можно до бесконечности.
Сложи квадрат. Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера - скажем, 10 х 10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой - уже на три. Самый сложный вариант для малыша - набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей, пусть он попробует восстановить из них целую фигуру.
Все это хорошо подготовит ребенка к учебе в 1-м классе школы и сделает ее интересной и познавательной.

C:\Users\днс\Desktop\документы 18-19\игры воскобовича\сжатые\IMG_20190429_162425.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

     Речевой материал на первом году обучения используется как в устной форме (слухозрительное предъявление и побуждение детей отражен...

Развёрнутое тематическое планирование по разделу «Социально – бытовая ориентировка» для дошкольников, имеющих нарушения зрения, второго года обучения в 2012 -13 учебном году учителя – дефектолога Иоселевой Н. В.

Перспективная сетка тематического планирования по развитию социально-бытовой ориентировкис дошкольниками, имеющими нарушения зрениявторого года обучения  в 2012 -13 учебном году....

Развёрнутое тематическое планирование по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения второго года обучения в 2012 -13 учебном году.

В предлагаемом развернутом тематическом планировании, разработанном по программе "Коррекционная работа в детском саду" под редакцией Л.И. Плаксиной для средней группы детей с нарушением зрения, ...

Учебно-методический комплекс. Тема: "Время года- осень" для детей с нарушением слуха 1 года обучения.

Состоит из 2 конспектов -  НОД по теме: «Время года- осень»(ознакомление с окружающим миром), НОД по теме: "Разноцветные листочки"(нетрадиционная техника ...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У», буква У,у).

Конспект занятия по обучению грамоте  для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе  «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У&raq...

Картотека по обучению игре для детей 1 и 2 года обучения с нарушениями интеллекта

Картотека по обучению игре для детей 1 и 2 года обучения с нарушениями интеллекта...