Технологическая карта организованной образовательной деятельности «Измерение жидкостей условной меркой
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhidkosti.docx47.26 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта организованной образовательной деятельности

Тема

«Измерение жидкостей условной меркой»

Задачи:

  • учить измерять жидкость с помощью условной мерки;
  • работать со счетными палочками;
  • считать до 8;
  • учить получать оттенки одного и того же цвета, а также новые цвета путем смешивания красок; опытным путем показать, как вода из жидкого состояния превращается в твердое.
  • воспитывать у детей внимание, сосредоточенность, активное участие.

Материал: наборное полотно на каждого ребенка, два пузырька с розовой и белой водой, стакан и ведро, волк и волшебник (дети)

Интеграция образовательных областей

Речевое развитие, Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие.

Планируемые результаты

Дети научатся измерять жидкости с помощью условной мерки

        Ход занятия.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.Организационно-мотивационный  этап

Организация направленного внимания и формирование интерес у детей  к теме занятия

Воспитатель: Ребята к нам кто-то стучится. Появляется волк. На спине у него большая сумка, в ней два пузырька - с розовой и белой водой.                                              

Волк: Здравствуйте ребята! Не знаете ли кого-нибудь, кто хорошо бы отгадывал математические загадки?

Воспитатель: Тебе повезло, волк. Они перед тобой. А что случилось?

Приветствие

Внимательно слушают о проблеме Волка

Проявляет доброжелтельность

2.Основной этап

2.1. Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации

Волк: (плача) Доктор Айболит послал меня за живой и мертвой водой. Воду я достал, но забыл где какая…

Волк: У волшебника.

Воспитатель: А что он сказал, когда наливал воду?

Волк: (продолжая плакать). Ничего не сказал .Хотя ,подождите! Он предупредил, что живой воды должно быть больше. Но я не могу определить, где больше, а где меньше.

Воспитатель: Дети а как узнать где живая вода а где мертвая?

Вовлекает детей в диалог

Не плачь. Слезам горю не поможешь. Где ты взял воду?

Рассуждения детей:………

Умение вести диалог

Умение детей рассуждать

2.2. Этап ознакомления с материалом

Уточнение действий, Объяснение  с какой целью выполнять эти действия

Ой, я кажется догадался! Волшебник сказал. Что живой воды больше. Значит, надо узнать, в каком пузырьке воды больше.

Воспитатель: а как мы узнаем в каком пузырьке воды больше?

А чем будем измерять? Ответы детей.

Воспитатель: Дети что это?

Воспитатель: Этим стаканом мы сначала измерим розовую воду. Я буду наливать воду в кружку. А затем в ведро, а вы на наборном полотне на верхней полоске должны будете положить столько мячиков, сколько я вылью кружек. Итак, сколько у вас мячиков?

Дети: восемь.

Воспитатель: Значит розовой воды восемь кружек.(выливаем обратно в пузырек ).А теперь измерим белую воду. Только мячики будем класть на вторую полоску точно под первыми

Дети: Шесть

Воспитатель: А какое число больше восемь или шесть?

Дети: Восемь

Волк: Значит. Живая вода какого цвета?

Дети: Розового.

Волк: Вот молодцы! Как я вам благодарен! Мне надо спешить, доктор Айболит ждет меня.

Дети: А где живет волшебник?

Объясняет, как будут измерять количество жидкости

начинает переливать воду из кружки в ведро, а дети считают).

Ответы детей.(Ее надо измерить)

Дети: стакан и ведро.

Выполнение действий по измерению жидкости, отмечают количество  на наборном полотне

Дети посещают волшебника

Узнают, как узнать, где воды больше

Узнают, как измерить количество воды

2.3. Этап  практического решения проблемы

Усвоение, закрепление, систематизация знаний

Волк: Недалеко отсюда,  за углом. (забирает воду и убегает). За большим столом сидит волшебник и колдует: делает разноцветной воду.

Воспитатель: Здравствуйте ! Можно вам помочь?

Волшебник: Буду рад. Смотрите если взять много синей краски, то получится темно синяя вода, а если немножко-то голубая.

Волшебник: Хотите я вам покажу фокус? Смотрите! ( смешивает красную и желтую краски- получается оранжевая. Желтую с синей – зеленая, синюю с красной- фиолетовая).А теперь попробуйте вы.

Волшебник : Так возьмите воду там с ней и поиграете.

Приглашает детей к выполнению действий

Дети делают цветную воду.

Дети смешивают краски.

Дети научатся смешивая краски, получать новые цвета

3.Заключительный этап

Подведение итогов деятельности, обобщение

Воспитатель:    Кому мы сегодня помогали?

Что мы делали?

Смогли ли мы помочь?

Что  нам было трудно делать?

Активизирует детей на уточнение выполненных действий

Рассуждают, вспоминают, что было на занятии, делают выводы.

Дети научились рассуждать, измерять жидкости, смешивая воду получать новые цвета

 

, выполнять работу качественно и в срок.

Форма обучения: Коллективная, дифференцированная, индивидуальная работа.

Методы обучения: Практические, наглядные и словесные методы.

Оборудование:

Два прозрачных сосуда, которые одинаковые по объёму, но разные по признакам (один – узкий и высокий, а другой – широкий и низкий); коробка посылочного типа; набор стаканов; подкрашенная вода в большой посуде; литровая банка; две пол-литровые банки; литровые коробки из под молока и литровые бутылки из под молока; наборы геометрических фигур.

Предварительная работа:

Измерение объема жидкости с помощью условной мерки. Дидактические игры «Продолжи числовой ряд»«Назови соседей числа».

Словарная работа: обогащение и активизация.

Конспект занятия.

1. Введение в игровую ситуацию.

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Собрало друзей всех в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Чтобы умными нам стать,

Мало просто много знать.

Надо быть активным,

Смелым, добрым, сильным.

А еще желательно

Делать все внимательно!

Воспитатель вносит коробку.

- Сегодня я пришла к вам с посылкой! Давайте откроем её, посмотрим что там? Письмо от Незнайки! Он прислал свой портрет.

Воспитатель портрет показывает детям и прикрепляет его на фланелеграф. Достаёт письмо и читает.

-Дорогие ребята, у меня скоро день рождения и я хочу пригласить друзей! Но у меня возникли вопросы, на которые я не могу ответить, помогите мне, пожалуйста! Ну, что же поможем Незнайке?

-Да!

Воспитатель достаёт из коробки два прозрачных кувшина.

- Первый вопрос. Если налить в оба кувшина сок, то в каком кувшине сока будет больше?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель:

- Чем отличаются друг от друга кувшины?

Дети дают характеристику предметов. Воспитатель помогает уточнить.

- Слева: высокий и узкий, а справа: низкий и широкий.

Воспитатель заполняет до краёв оба кувшина подкрашенной водой, переливая её из большой посуды.

- В какой кувшин вошло больше воды?

- Не знаем.

- А что нужно сделать, чтобы узнать?

Измерить!

- Чем будем измерять?

- Меркой! (Дети видят, что на подносе стаканы)

Воспитатель ставит кувшины на разные столы, просит детей разлить воду по стаканам. Так как кувшины полные, налить в первые стаканы воспитатель помогает детям. Далее каждый из детей сам заполняет по одному стакану. Воспитатель обращает внимание детей на то, что наливать необходимо полностью, но не через край. Когда вся вода перелита в меры, воспитатель:

— Посчитаем, сколько стаканов получилось.

Показывают и считают вслух дети, стоящие за одним столом.

- Один стакан, два стакана, три стакана. Всего три стакана.

Далее аналогично считают стаканы дети, стоящие за другим столом.

Воспитатель:

- Что же мы ответим Незнайке?

Воспитатель напоминает вопрос.

Дети отвечают:

- Сока в обоих кувшинах будет одинаково.

Воспитатель достаёт из посылки коробки и бутылки из под молока и говорит

- Второй вопрос от Незнайки: «Пришёл я в магазин за молоком. Продавец спрашивает, сколько надо молока: литр или пол-литра? Не знаю. Ребята, объясните мне, сколько будет литр, а сколько будет пол-литра?»

Воспитатель: Давайте вместе будем разбираться.

Воспитатель ставит на стол литровую банку и говорит:

- Это литровая банка и помещается сюда литр воды.

Воспитатель заполняет её водой и говорит:

-Вот сколько воды содержится в одном литре. А как вы думаете, пол-литра это сколько будет воды?

- Половина этой воды.

-Верно!

Воспитатель достаёт две пол-литровые банки и говорит:

- В одну банку помещается половина литра воды (пол-литра) и в другую банку помещается половина литра воды (пол-литра воды). Давайте разольём из литровой банки воду по двум пол-литровым банкам. Кто желает из вас это сделать?

Вызывается по имени ребёнок и воспитатель помогает ему разлить воду. Воспитатель задаёт детям вопросы:

- Максим, повтори, что ты сейчас сделал?

- Что мы узнали?

- Литр – это пол-литра и ещё пол-литра!

Воспитатель:

- А можем мы узнать, сколько стаканов воды помещается в один литр?

- Да!

- Что надо сделать?

Измерить!

- Выходим к столу, наливаем воду из стаканов в литровую банку и не забываем считать.

Воспитатель контролирует выполнение детьми практической работы. Когда работа выполнена, воспитатель:

- В литр помещается пять стаканов!

Поднимите руки вверх те, чьи родители покупают молоко в коробках и бутылках. Дома вместе с родителями измерьте, сколько стаканов молока в них содержится.

Давайте решим с вами, что напишем Незнайке?

Дети высказывают свои предложения. Воспитатель уточняет как более точно и правильно сформулировать.

- Кувшины одинаковые по объёму, хотя разные по форме. Что бы узнать объем жидкости, надо измерить мерой. Литр — это пол- литра и ещё пол –литра. В литр помещается пять стаканов воды.

А давайте Незнайке отправим литровую и пол-литровую банки.

Воспитатель:

- А сейчас мы отдохнём. Физкульт. минутка.

Физкульт. минутка.

Раз - подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – нам нужно пошагать.

Семь и восемь – лень отбросим.

Девять, десять – будем дальше продолжать.

Дети встают в круг, бросают друг другу мяч и при этом называют числа от 1 до 10. Затем числа называются в обратном порядке. Далее воспитатель, бросая мяч, задает вопросы детям:

- Назови «соседей» чисел: 4, 2, 6.

- Назови число большее на 1, чем 5; больше на 2, чем 3; меньше на 1, чем 3 и т. д.

После окончания игры, воспитатель:

А вы помните, что у Незнайки день рождения? Давайте сделаем и отправим ему подарки! У вас на столах разные геометрические фигуры. Я предлагаю из них составить аппликации.

Дети работают в группах. Аппликации разноуровневого характера. Воспитатель приглашает детей за разные столы, называя их по именам, учитывая их уровень математического развития. В первую группу входят дети, которые имеют низкий уровень математического развития, работают с первой картинкой. В ней меньшее количество геометрических фигур. Во вторую группу объединены дети, имеющие средний уровень математических способностей. В третью группу входят дети, имеющие высокий уровень развития. Во время работы воспитатель контролирует работу детей. В заключении, каждый ребенок свою работу должен положить в посылку, но при этом назвать, сколько каких фигур он использовал.

  

Воспитатель:

- Ну, ребята, на вопросы Незнайки мы ответили, посылку ему собрали. Всем вам большое спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты организации детской деятельности "Измерение длины" и "Геометрические фигуры. Счёт в пределах 3."

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений, в соответствии с требованиями ...