Конспект занятия ФКЦМ
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Тлегенова Асия Мусаевна

Познакомить детей с процессом выращивания хлеба; о значении хлеба в жизни человека;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_hleb_vsemu_golova.docx51.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе.

Тема недели«Хлеб – всему голова!»

Тема НОД: «Хлеб – всему голова!»

Автор конспекта:Тлегенова А.М.

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие- ФКЦМ

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с процессом выращивания хлеба; о значении хлеба в жизни человека;
Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда; 

Развивающие: закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России. Развивать речь детей, активизировать в речи слова (хлеборобы, хлебопеки, ржаной, пшеничный, хлебозавод ).

Воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;

Предметно-пространственная развивающая среда (ППРС): мольберт, картинки  из серии «Выращивание хлеба», колоски пшеницы, мяч.; хлеб (белый, черный), хлебобулочные изделия.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, художественно –эстетическое развитие

Ход занятия.

Воспитатель: 
Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем говорить по ходу нашего путешествия, вы постарайтесь угадать:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб)

Дети:
Хлеб.
Воспитатель:
Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете. Сейчас мы с вами поиграем в игру:  «Какой хлеб?»

Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный)

Воспитатель:
Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?

Дети:
Его покупают в магазине.

Воспитатель: 
А, хотите, я расскажу, как он попал в магазин? Но  сначала, скажите мне, кто знает, из чего делают хлеб?

Дети:
Пекут из муки.

Воспитатель: 
А что такое мука, из чего её получают?

Дети:
Из зёрен.
Воспитатель: Правильно. Давайте поиграем в игру: «Назови  какой, какая, какое?» Я буду называть слова, а вы продолжите.

Хлеб из ржи – ржаной;                                                                                                     Хлеб из пшеницы – пшеничный;                                                                                   Каша из овса – овсяная;                                                                                                   Каша из пшена – пшенная;                                                                                       Каша из кукурузы - кукурузная;                                                                                      Каша из гречихи – гречневая;                                                                                     Поле с рожью – ржаное;                                                                                               Поле с пшеницей – пшеничное;                                                                                 Поле с овсом – овсяное;                                                                                                 Поле с ячменем – ячменное;                                                                                           Поле с кукурузой – кукурузное;                                                                                Поле с гречихой – гречишное;                                                                                          Поле с просом -  просяное

Воспитатель: 
Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?

Дети:
Да хотим.

Воспитатель: 
Выращивать и убирать людям хлеб помогают специальные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его?
Дети:
Тракторист.
Воспитатель: 
Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все  лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.

Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся,
И красавцем обернулся. (2 раза)
Воспитатель:
Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?
Дети:
Комбайнёр.

Воспитатель: 
Что же делает комбайн?
Дети:
Собирает колосья.
Воспитатель: 
Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы.

Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна.
А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?
Дети:
На мельницу.
Воспитатель: 
Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?
Дети:
На хлебозавод, пекарню.
Воспитатель: 
Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая, вставайте в круг.
               
Физкультминутка «Каравай»
(Сжимать руки в кулаки, и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто)

Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)
Переваливай, валяй.(2 раза)

И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб и спечется, его грузят на машины и везут в магазины.
А что еще пекут из муки кроме хлеба?
Дети:
Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.
Воспитатель: 
А как все эти продукты можно назвать одним словом?
Дети:
Хлебобулочные изделия.

Воспитатель: Сейчас я вам расскажу почему все хлебобулочные изделия называются по разному.

Батон - Думали ли вы о том, что нарезая батон, вы держите в руке … палку. Да, да, именно так. Ведь французское слово baton значит палка, жезл. Видимо по  внешнему виду и дали длинной булке, похожей на палку, французское название «батон».

Булка – А вот у булки другая история. Она находится в близком родстве с .. папской буллой. История этого родства такова. Слово «булка» заимствованно из польского языка. По –польски  bulka (булка) –это уменьшительное слово от bula (булла) – большой круглый хлеб. Определение круглый здесь играет главную роль, т.к. первоисточником  польского слова bula – шар, круглая печать. Поэтому папские грамоты, скрепленные печатями, называли буллами.

Калач -  это слово славянского происхождения, но и оно связано с круглой формой хлеба. Оно произошло от  корня коло (колесо).

Сайка - Это слово  пришло из эстонского языка. Эстонское слово sai ( белый хлеб) превратилось в сайку, которую у нас называют булку из специального теста.

Воспитатель: 
Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слов, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?
Дети:
(Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл).

«Без хлеба – нет обеда».
«Хлеб – батюшка, вода – матушка».
«Будет хлеб – будет и песня».
«Много свету – много хлеба».
«Хлеба надо брать столько, сколько съешь».
«Хлеб надо всегда доедать».
«Хлеб нельзя бросать на пол».
«Не велик кусок пирога, а стоит много труда».
Воспитатель: 
Дети, скажите, пожалуйста, какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?
Дети:
Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут.
Воспитатель:
Какие машины помогают хлеборобам?
Дети:
Трактора, комбайны, грузовые машины.
Воспитатель:
Как нужно относиться к хлебу?
Дети:
Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать, лучше остатки собрать и покормить птиц.

Воспитатель:
Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

 

 

Конспект НОД в подготовительной группе.

Тема недели«Хлеб – всему голова!»                                                               Тема НОД: «На чем люди ездят» («На чем бы ты хотел поехать»)

Автор конспекта:

Приоритетная образовательная область: Художественно-эстетическое развитие- рисование

Задачи:

Образовательные: формировать умение детей изображать различные виды транспорта, их форму, строение, пропорции (отношение частей по величине). Закреплять умение рисовать крупно, располагать изображение посередине листа, изображать легко контур простым карандашом (графитным) и закрашивать цветными.

Развивающие: развивать умение дополнять рисунок характерными деталями, доводить замысел до конца .

Воспитательные: воспитывать умение  оценивать свою работу.

Предметно-пространственная развивающая среда (ППРС):   картинки с изображением разнообразных транспортных средств, простой карандаш, цветные карандаши.                                                                                                     Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие

Ход занятия:

В: Ребята, многие из вас вместе с родителями путешествовали, ездили отдыхать в отпуск, в гости к родственникам.

В: Давайте вспомним, какой бывает транспорт? На чем мы ездим по земле? (такой транспорт называется – наземный) А на чем мы плаваем? (такой вид транспорта называется водный) А на чем мы можем полететь по воздуху? (такой транспорт называется воздушный)

Теперь мы знаем, что есть наземный, водный и воздушный транспорт, т.е. мы можем поехать на машине по дороге, поплыть на пароходе по воде, полететь на самолете по воздуху.

Ребята, как вы думаете, на чем лучше всего отправляться в путешествие, на каком виде транспорта? (на машине, т.к. можно увидеть много интересного, памятники, парки, природу и т.д.).

В: Ребята, попробуйте отгадать  загадку.  

Слушайте мою загадку:

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Для блестящих огонька. (Машина)

Да, это машина. Отгадали загадку. Машина – верный друг и помощник человека. Плохо пришлось бы человеку без машины. Для чего нужна машина? (ответы детей) Я вижу, вы любите путешествовать и кататься на машинах. (да)

Рассматривание транспорта (из чего сделаны, сколько колес, фар, стекла).

В: Ребята, вы хотите попробовать сделать такие интересные машины? (да) Ребята, мне на ушко машины рассказали о том, что в этом городке ни разу не было аварий. А знаете, почему? Потому, что следит за порядком здесь Светофор-Светофорович.

В: Ребята, выйдите из-за столов, и сейчас поиграем, проверим, хорошо ли вы запомнили слова Светофора-Светофоровича.

 Красный цвет – стоят на месте, желтый цвет – хлопают в ладоши, зеленый цвет – топают ногами.

В: Спасибо ребята, вы все будите соблюдать правила дорожного движения? А сейчас, мы с вами отправимся в мастерскую и будем изображать различные виды транспорта.

Самостоятельная работа детей .

В: У всех получились красивые машины. Вам понравилось быть мастерами? (да) Теперь у нас у каждого есть своя машина, и мы будем примерными водителями .И я думаю , что мы никогда не будем огорчать нашего друга Светофор- Светофоровича.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе.

Тема недели«Хлеб – всему голова!»                                                               Тема НОД: №5  познакомить с цифрой 4. количественным составом  числа 5 из единиц.

Автор конспекта:

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие- ФЭМП

Задачи:

Образовательные: познакомить с цифрой 4.

 Закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц.

 Закреплять умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине) с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.

Развивающие: развивать умение обозначать в речи свое местоположение относительно другого лица.

Воспитательные: Воспитывать желание показать полученные знания.

Предметно-пространственная развивающая среда (ППРС) Демонстрационный материал: Куклы, карточки с цифрами от 1 до 4, карточки с изображением предметов одежды и обуви (на карточке от 3 до 5 предметов).

Раздаточный материалКарточки с цифрами от 1 до 4 (для каждого ребенка), карандаши разного цвета (по 5 шт. для каждого ребенка), полоски бумаги разной длины.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, художественно –эстетическое развитие

 Ход занятия:

I.Вводная часть. Мотивационный момент:

Воспитатель: (дети стоят на ковре) Ребята, нас просят о помощи куклы. Они ничего не понимают, что это за цифры и как нужно найти предмет с помощью условной меры. Ну что поможем им?

II.Основная часть.

Игровое упражнение «Поможем куклам найти цифры».

   Куклы просят детей угадать, какие цифры они показывают (в пределах 3). Дети отгадывают, находят у себя такие же и выкладывают карточки на стол. Затем называют цифры по порядку.

   Куклы показывают детям четыре карточки с цифрой 1, предлагают определить, какое число они составили, и объяснить, как они его составили.

   Воспитатель выясняет у детей, какой цифрой можно обозначить число четыре. Куклы помогают найти цифру и уточняют у детей, на что она похожа. Дети находят карточки с цифрой четыре, кладут их рядом с другими карточками и называют цифры по порядку.

   Игровое упражнение «Составьте число правильно».

   Воспитатель предлагает детям составить число с помощью карандашей разного цвета. Он показывает детям карточки с изображением предметов одежды или обуви и просит определить, каким числом можно обозначить количество предметов, и составить это число с помощью карандашей.

   Игровое упражнение повторяется 3–4 раза.

   После каждого задания воспитатель спрашивает у детей: «Каким числом можно обозначить количество предметов на карточке? Сколько всего карандашей вы взяли? Сколько карандашей какого цвета взяли?»

    Физкультминутка

Все ребята дружно встали

Все ребята дружно встали        Выпрямиться.

И на месте зашагали.                Ходьба на месте.

На носочках потянулись,        Руки поднять вверх.

А теперь назад прогнулись.        Прогнуться назад, руки  положить за голову.

Как пружинки мы присели        Присесть.

И тихонько разом сели.                Выпрямиться и сесть.

Дети садятся за столы, в листочках  необходимо обвести цифры: 1, 2, 3, по точкам.

Игровое упражнение «Найди одинаковые полоски».

Воспитатель показывает условную мерку в виде красной полоски – на длину, желтую мерку – на ширину. Дети должны найти среди остальных полосок, равную условной мерке.

Игровое упражнение «Где расположен предмет?».

Воспитатель предлагает детям выполнить следующие задания: «Определите, где находится шкаф (часы, доска, кукольный уголок…) относительно вас. Где находится доска относительно меня?» (Шкаф находится слева от вас.)

Упражнение может проводиться в виде соревнования между двумя командами, задания могут давать дети (ведущие) по образцу воспитателя.

III. Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, кто просил вас о помощи? Для чего мы выполняли задания?

У вас все получилось или были трудности?


Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе.

Тема недели«Хлеб – всему голова!»                                                               Тема НОД:  № 6« Знакомство с количественным составом числа 6»

Автор конспекта:

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие- ФЭМП

Задачи:

Образовательные: познакомить с количественным составом числа 6 из единиц; познакомить с цифрой 5.

Закреплять умение последовательно называть дни недели.                               Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.

Развивающие: развивать логическое мышление

Воспитательные: воспитывать усидчивость ,умение слушать товарищей.

Предметно-пространственная развивающая среда (ППРС) Демонстрационный материал: Корзина с предметами: компасом, часами, кружкой, телефоном, клубком веревки, коробочкой, флажком; рюкзак, карточки с цифрами от 1 до 5, карточки с изображением различных предметов (от 1 до 5).

Раздаточный материал: Наборы геометрических фигур, «листочки» деревьев разного цвета (по 8шт на каждого ребенка), карточки с цифрами от 1 до 5.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, художественно –эстетическое развитие

 Ход занятия:

Игровая ситуация «Поход в лес».

1 часть. Игровое упражнение «На что похоже?».

Воспитатель обращает внимание детей на корзину с предметами, Он поочередно достает их и просит детей определить, на какую геометрическую фигуру похож тот или иной предмет. Дети показывают соответствующие геометрические фигуры.

2 часть. Игровая ситуация «Собираемся в поход».

Воспитатель предлагает детям собрать вещи в поход и уточняет, что необходимо взять с собой. На столе находится компас, корзина, рюкзак, часы, термос, кружка, компьютер, телефон. Воспитатель дает детям задание выбрать шесть предметов, которые им понадобится в походе. Дети выполняют задание под музыку. Затем уточняет: «Сколько каких предметов взяли? Какое число вы составили? Как составили число 6? (1 +1+1.....)

3 часть. Игровое упражнение «Собери осенний букет».

Воспитатель загадывает детям загадку:

Пришла без красок

И без кисти

И перекрасила все листья.

(Осень)

На полу «листочки» деревьев разного цвета. Воспитатель предлагает детям составить с их помощью число 6 так, чтобы один и тот же цвет не повторялся дважды.

Затем воспитатель спрашивает у детей: «Сколько всего листочков в вашем букете? Сколько листочков какого цвета? Как составили число 6?» (Дети Называют цвет и счет )

4 часть. Игровое упражнение «Поставим цифры в ряд».

Воспитатель читает детям стихотворение. Дети показывают соответствующие карточки с цифрами и выставляют карточки на доске.

Числа выстроились в ряд,

Мы считаем все подряд:

Нос – один (Показ цифры.)

И голова – одна. (Показ цифры.)

Глаза – два(Показ цифры.)

И уха – два. (Показ цифры.)

Втроем всегда богатыри, (Показ цифры.)

И поросенка тоже три. (Показ цифры.)

Четыре в комнате угла, (Показ цифры.)

Четыре ножки у стола. (Показ цифры.)

А.Усачев

Воспитатель спрашивает у детей: « Сколько пальцев на одной руке?» Воспитатель показывает карточку с цифрой 5 и поясняет: «Это цифра пять, она обозначает число пять. Найдите у себя карточку с цифрой пять и обведите ее пальчиком».

Воспитатель читает детям отрывок стихотворения С.Маршака

«Веселый счет»:

А потом пошла плясать

По бумаге цифра пять.

Руку вправо протянула,

Ножку круто изогнула.

Дети по заданию воспитателя показывают «ручку» и «ножку» у цифры 5.Воспитатель дополняет цифровой ряд карточкой с цифрой 5.Дети называют цифры по порядку. Затем они выкладывают цифры по порядку у себя на столе, находят похожие цифры (цифры5 и 2) и объясняют, чем они отличаются.

Затем воспитатель предлагает детям найти на доске карточку с изображением пяти предметов (на доске карточки, на которых изображено от 1 до 5 предметов) и говорит:

Пять пальцев ровно на руке,

И пять – отметка в дневнике.

5 часть. Игровое упражнение «Назови день недели».

Воспитатель спрашивает у детей: «Какой день недели сегодня? В этот же день ушли в поход школьники и вернутся через два дня на третий. В какой день недели вернутся из похода школьники?»

Воспитатель предлагает детям еще 2-3 аналогичных задания.

 Какие вы молодцы, все справились с заданиями.

Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе.

Тема недели«Хлеб – всему голова!»                                                                       Тема НОД: «Ваза с колоском»

Автор конспекта:

Приоритетная образовательная область: Художественно-эстетическое развитие- аппликация

Задачи:

Образовательные: закреплять умение работать ножницами.

Формировать умение  в вырезывании простых предметов из бумаги, сложенной вдвое (зерна, листья,ваза).

Развивающие: развивать умение красиво подбирать цвета(желтый, тёмно-желтый, оранжевый).Развивать чувство цвета, композиции. Учить оценивать свою работу и работы других детей по цветовому и композиционному решению.                                                                                                                 Воспитательные: Воспитывать художественный вкус, бережное отношение к хлебу.                                                                                                                  Предметно-пространственная развивающая среда (ППРС):   Игрушка-Незнайка; муляжи хлебобулочных изделий (пирожки, каравай, печенье,

пончики.); колоски пшеницы; зернышки; «баранки» из бумаги, костюм или

маска «колоска»; серийные картинки для игры “Что за чем?” мяч; картон; цветная бумага;

клей; ножницы.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие

Ход занятия.

Организационный момент

Чтение стихотворения Е. Кравченко «Чудесный

колосок»

Расскажу тебе, дружок,

Про чудесный колосок.

Тот, что зреет на полях –

Попадёт на стол в хлебах.

Сушки, плюшки и батон –

Хлеб приходит в каждый дом.

Стук в дверь, воспитатель вносит игрушку - Незнайку.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам на занятие пришел Незнайка.

Он спрашивает: «Что это за бусинки у вас на столах лежат?»

Дети: Это не бусинки, а зернышки пшеницы.

Незнайка: Их можно есть?

Дети: Нет!

Незнайка: Если зернышки есть нельзя, тогда чем у вас в группе так вкусно пахнет?

Дети: Это пахнет булочками и пирожками, которые получаются из таких зернышек.

Незнайка: Ребята, расскажите мне, пожалуйста, как может из такого маленького зернышка

получиться такой большой пирожок?

Воспитатель: Расскажем Незнайке?

Дети: Да.

Игра «Что за чем?»

Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением разных этапов появления на столе хлеба (зернышко, трактор пашет землю, колосья, комбайн убирает урожай, пекарь печет хлеб.). Ребенок выбирает карточку и дает объяснение, что изображено и почему

именно эту карточку он взял первой, второй и т. д. (Зерна сеют в землю, из них

вырастают колосья. Колосья собирают, обмолачивают и получают зерна. Из зерен на

мельницах делают муку, а уже из муки пекут хлеб).

Воспитатель: Незнайка, а хочешь с нами поиграть?

Незнайка: Конечно, хочу!

Игра «Собери колоски»

С помощью считалки выбирается водящий:

«Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай.

Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки»

Водящий надевает атрибут  колоска, получает корзину с «колосьями» (в качестве колосков можно использовать бумажные колоски). Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами:

«Чтобы новый хлеб испечь, пышен и высок,

Надо в поле уберечь каждый колосок!»

Водящий разбрасывает «колоски»

Участники игры, пока играет музыка, должны собрать как

можно больше «колосков».

Творческое задание аппликация «Чудесный колосок».

Воспитатель: Ребята, давайте сделаем колоски из бумаги, поставим их в вазочку, а

Незнайка посмотрит, как у вас получается.

Дети вырезают зерна колосков  из прямоугольной желтой бумаги, сложенной пополам   и наклеивают снизу вверх в виде колоска. Для вазы нам понадобится лист прямоугольной формы, сложенный

вдвое, из которого, дети вырезают вазу, используя симметричный метод по образцу. В

ходе занятия воспитатель направляет внимание детей на расположение композиций

на листе.

Динамическая пауза «В поле вырос колосок»

В поле вырос колосок (дети машут руками перед собой вправо-влево)

Он не низок не высок (сесть, встать, руки вверх)

По тропинке хлеборобы

Шли домой из далека (ходьба на месте)

Говорят: «Такого хлеба, не видали мы пока» (поднять плечи, покрутить головой из

стороны в сторону).

Чтение стихотворения Н. Тихонова «Берегите хлеб»

Зёрна наших дней, светитесь

Позолотою резной!

Говорим мы: «Берегите,

Берегите, Хлеб родной.

Не мечтали мы о чуде.

К нам с полей живая речь:

«Берегите хлеб, вы – люди!

Научитесь хлеб беречь».

Дети рассказывают Незнайке, что с хлебом надо обращаться бережно, нельзя его кидать,

если кто-то увидит хлеб на земле, надо поднять его и покрошить птичкам.

Подведение итогов:

Воспитатель: Ну, что Незнайка, ты нашел ответ на свой вопрос: как из такого маленького

зернышка получаются большие пирожки, булочки, баранки?

Незнайка: Да. Спасибо, вам ребята! Сегодня вы многому меня научили, мы с вами так

дружно и весело поиграли, если можно, я еще приду к вам.

Конспект НОД в подготовительной группе.

Тема недели«Хлеб – всему голова!»                                                                       Тема НОД:« От куда хлеб пришел».  Составление описательного рассказа

Автор конспекта:

Приоритетная образовательная область: Речевое развитие

Задачи:

Образовательные: Закреплять знания детей, что хлеб – ценнейший продукт питания, без которого не могут обходиться люди; как много труда надо затратить , чтобы получить хлеб.

Продолжать учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных.

Развивающие: Развивать связную речь, упражняя в употреблении сложных предложений                                                                                                          Воспитательные: Воспитывать у детей уважение к хлебу и труду людей, его выращивающих.

 Предметно-пространственная развивающая среда (ППРС):                          Колосья ржи и пшеницы.

Испечённый каравай.

Руль, изготовленный из картона для каждого ребёнка.

Рушник.

Мяч.

Интеграция образовательных областей:  познавательное развитие, физическое развитие,      

                                                                                                                                                       Ход занятия.                                                                                                1.Организационный момент:

Дети садятся за столы. Педагог задаёт загадку:

“ Рос сперва на воле в поле,
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто.
В магазине занял место. “ Хлеб”.

2. Беседа о хлебе.

- Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить? ( О хлебе).

- Откуда берется хлеб, который каждый день мы покупаем в магазине?

- Золотист и усат

В ста карманах сто ребят. ( Колос)

Педагог рассматривает с детьми колосья.

- Из чего состоит колос? ( Стебель, зёрна, усики).

- Чем похожи колосья ржи и пшеницы? ( Хлебные растения, растут в поле, из них делают хлеб).

- В чём отличия у этих колосьев? (Зерно пшеницы круглее, чем у овса; из пшеницы делают пшеничный, белый хлеб, манную крупу – манную кашу, а из овса готовят овсяную кашу, овсяные хлопья…).

3. Рассматривание сюжетной картины “ Уборка урожая” –

- Какое время изображено на картине?

- Как вы догадались?

- Как называется место, где выращивают пшеницу? ( Колхозное поле, поле).

- Что делают колхозники? ( Собирают урожай).

- Для этого они используют специальную технику. Какую?

- Кто работает на комбайне? ( Комбайнёры).

- Комбайнёры на своих мощных машинах перемалывают колосья и зерно, отделённое от стеблей пересыпается в грузовые машины.

- Куда везут зерно на машинах? ( На элеватор)

- Что такое элеватор? ( Здание , где храниться зерно)

- С Элеватора зерно везут на мукомольный завод, где из него получают муку

- Из муки замешивают тесто

- Тесто раскладывают по формочкам

- А затем выпекают хлеб

4. Физ. Минутка.

Педагог раздаёт детям рули. Дети становятся в круг и движутся по кругу за педагогом.

Едем в поле – (едут).
На кочку наехали – (подпрыгивают).
В ямку заехали – (присели).
Горки объехали – (“змейка”).
И на поле приехали.

- Ребята, посмотрите на какое огромное поле мы приехали, какие колосья на нём растут – они все разные:

- Одни высокие, а другие… (низкие)
- Одни большие, а другие … (маленькие)
- Одни толстые, а другие … (худые, тонкие ).
- Одни яркие, а другие… (бледные, тусклые ).
- Одни светлые, а другие… (тёмные).

5. Игра с мячом.

- Задаю вопрос – кидаю мяч, вы ловите и отвечаете.
- Какие зерновые культуры вы знаете? ( Рис, овёс, гречка…)
- Из пшеницы пекут хлеб, значит хлеб какой? ( Пшеничный).
- Изо ржи пекут лепёшки, значит лепёшка какая? ( Ржаная).
- Из кукурузы делают масло, какое? (Кукурузное).
- Из ячменя варят кашу, какую? ( Ячменную).
- Из кукурузы делают хлопья, какие? (Кукурузные).
- Каша из гречки, какая? ( Гречневая).
- Хлопья из овсянки, какие? ( Овсяные).
- Пудинг из риса, какой? ( Рисовый).
- Каша из риса? ( Рисовая).

6. Разбор пословицы.

- Объясните пословицу:

“Хлеб всему голова”.

Педагог дополняет ответы детей.

- Хлеб в доме является символом благополучия и богатства, так как хлеб не раз спасал от голода целые народы. Этот продукт наделяли и некой мистической силой: считалось, что если взять хлеб в дорогу, он не только всегда насытит, но и будет оберегать в пути. Какие бы блюда не входили в моду, какие бы продукты не становились популярны, хлеб всегда ставят во главу стола. Издревле хлеб считался той святыней, которую нужно было почитать и хранить в любой ситуации, и сколько бы не прошло веков, хлеб всегда останется символом самой жизни.

7. Беседа об отношении к хлебу.

- Как вы думаете, как надо, относится к хлебу?

- Почему?

8. Каравай.

Педагог выносит на рушнике каравай.

Вот он хлебушко душистый, с хрупкой корочкой витой,
Вот он тёплый, золотистый, словно солнцем налитой.
В каждый дом, на каждый стол он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье наше, сила, в нём чудесное тепло,-
Сколько рук его растило, охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зёрно хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно потрудились на земле. (С. Погореловский)

Наш народ  хлебосолен. Дорогих гостей встречают с хлебом - солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, сто принимая хлеб на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Издавна у славян существовал обычай: люди, переломив хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.

Педагог угощает всех гостей и детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФКЦМ "Знакомство с комнатными растениями"

В  данном конспекте дети знакомятся в растениями,которые находятся в группе. Учатся ухаживать за растениями: поливать, рыхлить почву, опрыскивать листики...

Конспект занятия по ФКЦМ «Цветочная поляна»

Конспект занятия по ФКЦМ в первой младшей группе "Цветочная поляна"...

Конспект занятия по НОД ФКЦМ тема: "Дикие животные"

Цель:Дать детям представление об одежде, которая защищает человека от холода и об "одежде" зверей, которая помогает перенести холодную зиму, защищает и маскирует от врагов. Познакомить с характерными ...

Конспект занятия ФКЦМ "Чудесная мука"

Конспект занятия ФЦКМ (формирование целостной картины мира) «Чудесная мука» (вторая младшая группа)...

Конспект занятия ФКЦМ в старшей группе на тему «Зимние виды спорта».

Конспект занятия ФКЦМ в старшей группе на тему «Зимние виды спорта»....