РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка"Посчитай-ка" старшей группы № 1 с 5 до 7 лет
учебно-методический материал по математике (старшая группа)

Торгова Полина Валерьевна

Целевой раздел

Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребёнка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это  ещё и развитие  способности видеть,   открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, символами. Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня это счётные палочки, наглядные модели и др. Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_torgovoy_1_gruppa.docx40.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личного

 направления развития воспитанников № 10 “Родничок”»

Принято                                                                        Утверждаю:

на педагогическом совете                                                          Заведующий МБДОУ                                                                                            

№ ____   от ___   2021г.                                                _________Ю.С.Батуева

             «__»____________2021 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка"Посчитай-ка"

старшей группы № 1

с  6   до  7  лет

на 2020-2021 учебный год

Ф.И.О. и должность автора программы:

Торгова Полина Валерьевна

Воспитатель

Озерский городской округ Челябинской области

2021


Содержание

  1. Пояснительная записка ……………………………………………….. 3
  2. Актуальность …………………………………………………………... 3
  3. Цель ……………………………………………………………………… 4
  4. Календарно-тематический план работы……………………………….. 6
  5. Используемая литература ………………………………………………. 10

I.   Целевой раздел

Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребёнка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это  ещё и развитие  способности видеть,   открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, символами. Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня это счётные палочки, наглядные модели и др. Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств.

Пояснительная записка

Программа кружка «Посчитай - ка» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Конституция РФ, ст. 43, 72.
  • Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
  • Закон РФ «Об образовании».
  • СанПиН 2.4.1.3049-13
  • Устав МБДОУ ДС №10
  • ФГОС ДО.

Занимательные игры вызывают у ребят  большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в счете предметов, в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по образцу, по собственному замыслу.

В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

Занимательные математические игры позволяют:

1. Охватить  более широкий диапазон психических процессов, начиная от таких сравнительно простых, как пространственное восприятие, и кончая более сложными (воображение, мыслительный анализ, сравнение, умозаключение и др.)

2. Стимулирование развития математических способностей.

3. Развитие умения наблюдать и сравнивать, сопоставлять и

анализировать.

4. Развивать конструктивное мышление

5. Способствовать развитию мелкой моторики, тем самым стимулировать развитие речи и интеллекта ребёнка.

На занятиях по формированию элементарных математических представлений такой материал включают в ход самого занятия или используют в конце его.

Во вне учебное время занимательные математические игры наряду с другими можно использовать для организации самостоятельной деятельности детей, основанной на их интересе.

Цель: использования дидактического игрового материала на занятиях и в свободной деятельности детей.

Занимательный математический материал способствует решению задач всестороннего развития и воспитания дошкольников: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять.

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточенность внимания на проблеме. Пропаганда среди родителей занимательного математического материала для занятий с детьми в домашних условиях. Воспитатели рекомендуют родителям собирать занимательный материал, организовывать совместные с детьми игры, постепенно создавать домашнюю игротеку. Единство в работе детского сада и семьи способствует всестороннему развитию детей, подготовке к обучению их к школе.

Математические игры:

  1. «Отгадай число».

Цель: Закрепление знаний числового ряда. Закрепление умения детей сравнивать числа.

По заданию ребенок должен назвать число меньше или больше какого-то числа, "соседей" числа. Какое число стоит между числами.

2.«Геометрическая мозаика». «Составь картинку» (Картинка из геометрических фигур).

Цель: Закрепление представлений о геометрических фигурах.

Задачи: Формировать умения раскладывать геометрические фигуры на группы по качественным признакам. Развивать внимания, логическое мышление, мелкую моторику. Воспитывать интерес к математическому развитию

 4. «Числовой ряд»

Цель: этого задания - закрепить знание последовательности чисел в натуральном ряду.

  1. «Расставь мячи».

Цель: развивать логическое мышление, воображение, внимание, мелкую моторику рук. Мячики нужно расставить в определённом порядке, следуя заданию. Например: расставь мячики так, чтобы синий мячики был справа от красного, а маленький жёлтый мячик был слева от синего и т. д.

6. «Составь фигуру из палочек».(Игры со счетными палочками)

Цель: Умение перекладывать палочки для составления геометрических фигур и изображений.

Задачи: Формировать умение добиваться нужного результата. Развивать логическое мышление, воображение, память. Воспитывать умение использовать полученные знания в самостоятельной деятельности.

  1. «Сосчитай и положи цифру».

Цель: Учить детей количественному счёту, учить соотносить количество предметов с числом.

  1. «Математические Кошки и Олени».

Цели: Способствовать развитию мелкой моторики рук с помощью

шнурования;закреплятьзнаниецифрот1до10;  закреплять количественный и порядковыйсчетот1до 10. Развивать память, внимание, усидчивость.

  1. «Угадай,  который  по счету».

Цель: закрепить навык порядкового счета.

Описание. На наборном полотне или на доске в ряд ставятся все герои сказки «Теремок». Задание: «Сейчас мы поиграем в игру «Угадай, которого по счету героя я спрятала?» Посмотрите, сколько всего героев? выслушав, ответы детей, объясняет задание: «Постарайтесь запомнить, в каком порядке расположены герои. Затем 1 –го героя, я спрячу, а вы скажете, который по счету он был. Кто хочет пересчитать героев по порядку? Ребенок считает: Первая — мышка, вторая – лягушка и т. д. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одного героя. Упражнение повторяется несколько раз.

  1. «Подбери листочек божьей коровке».

Цель: Развивает у детей логическое мышление, внимание, произвольность

Поведения. Обучает детей счётной деятельности. Упражняет детей в соотношении числа (цифры) и количества.

  1. «Закончи числовой ряд».

Цель: развитие логического мышления, внимания, зрительного

сосредоточения.

Задача: развитие умения видеть образец, шаблон; воспитание умения

самостоятельно выполнять задания; развитие мелкой моторики пальцев рук.

  1.  «Собери ромашку».

Цель:  закрепить знания о цифрах и их месте в ряду натуральных чисел.

  1.  «Подбери цифру».

Цель: закрепление знаний о соотношении количества и числа в пределах 10, повторение названий геометрических фигур, развитие мелкой моторики.

14. «Угадай, какой котенок потерялся».

Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.

Реализация кружка «Посчитай-ка» способствует созданию формирования интереса к занятиям математики.

Цель: расширять кругозор математических представлений у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1) развивать логическое мышление, внимание, память, творческие способности и мелкую моторику рук;

2) формировать наблюдательность, усидчивость, конструктивные умения, самостоятельность;

3) обогащать и активизировать словарь детей.

Организация занятий: проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня, длительность – 25 минут.

Ожидаемые результаты: занятия по формированию математических представлений  помогут детям накопить определённый запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции.

Календарно-тематический план работы

кружка «Посчитай - ка» на 2021-2022 уч. год

Месяц

Неделя

Занятия

Сентябрь

1 неделя

Мониторинг

2 неделя

Мониторинг

Октябрь

1 неделя

Цвет, форма

Игра: «Составим узор».

«Найди (назови) предмет такой же формы»

(Стихи)

Выявление простейших представлений у детей, умение различать предметы по цвету, форме расположению. Развитие речи, внимания, наблюдательности

2 неделя

Размер

Игра – аппликация: «Красивые флажки».

Уточнение имеющихся у детей представлений о размере, цвете, и числе предметов. Развитие внимания наблюдательности, мелкой моторики рук.

3 неделя

Игра «Фигурки спрятались»

Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закреплять навыки порядкового счета.

4 неделя

Д.и  «Подбери по форме»

(Загадки)

Закрепить свойства предметов.

Ноябрь

1 неделя

Игра «Измерь дорожки шагами», «О чем говорят числа?»

(Стихи)

Определять значение цветных палочек. Учить устанавливать логические связи и закономерности. Развивать зрительный глазомер.

2 неделя

Количество и счёт

Д.И«Сосчитай предметы»

«Собери цветок»,

( Стихи)

Совершенствовать умение считать в пределах 10. Закреплять навыки порядкового счёта.

3 неделя

Д.и«Составим число»,

«Считай дальше», «Найди пропущенное число».

Закреплять умение составлять число из единиц в пределах 10.

4 неделя

Величина

Ди«Шарфики для друзей», «Строим дорожки: широкую и узкую»,

Совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине (ширине, высоте) и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке. Развивать глазомер.

Декабрь

1 неделя

Интеллектуальная игра «Близкие по значению»

Игра помогает дошкольникам овладеть грамотностью речи значение противоположных слов, употребление их в речи.

2 неделя

Геометрические фигуры

Д.и.«Кто больше назовёт?», «Найди нужную фигуру», «Найди предмет такой же формы»,

Формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур. Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры и тела.

3 неделя

Д.и. «Узнай фигуру по описанию и покажи её», «Узнай на ощупь»,

Развивать мышление, внимание, комбинаторные способности

4 неделя

Сенсорное развитие. Дидактические игры»Черный, серый, белый», «Волшебные краски», Игра с крупой»Разбери гречку и рис»

Развивать мелкую моторику рук, закреплять знания об ахроматических цветах и цветах спектра.

Январь

1 неделя

Д игры «Определи на глаз», «Одинаковые или разные», «Что выше (шире) » Игра со счетными палочками» Выложи предмет по образцу,развитие умения анализировать форму предметовразвитие умения сравнивать по их свойствам развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции) ., закреплять знания о величине, развивать мелкую моторику

2 неделя

Задачи на смекалку.

Упражнять в счете групп предметов, в сравнении чисел и в определении, какое из двух чисел больше или меньше другого (7 — 9).

Развивать сообразительность, учить решать задачи на смекалку геометрического содержания.

3 неделя

Задачи на смекалку.

Повторить с детьми порядковый и обратный счёт; упражнять детей в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление; отчёт предметов по заданному числу; вспомнить с детьми пословицы, поговорки, где встречаются числа 7, 3. Создать у детей радостное настроение.

Февраль

1 неделя

Ориентировка в пространстве

«Найди предмет по плану», «Найди выход из лабиринта».

Развивать представления : «толстый», «худой», «высокий», «низкий», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Развитие внимания, речи.

Упражнять в умении двигаться в заданном направлении. Совершенствовать умения ориентироваться на листе бумаги.

2 неделя

«Что, где?», «Разложи правильно», «Где находится?»

3 неделя

«Реши головоломку», «Составь картину»

Игра: «Весёлые человечки».

Март

1 неделя

Ориентировка во времени

Игры – путешествие во времени.

«Когда это бывает?»

Расширять представления о частях суток и уточнение понятия «сетки». Формировать представления о последовательности дней недели.

2 неделя

«Дни недели», «Расставь по порядку».

3 неделя

Игра: «Что сначала, что потом».

( Стихи)

4 неделя

Игра «Что мы делаем?»,

(Стихи)

Апрель

1 неделя

Формирование навыков сложения и вычитания.

«Распредели числа в домики», «Угадай-ка»

Закрепление состава числа первого десятка

Развитие логического мышления, речи, внимания.

Закрепить представления о составе чисел от 1 до 10. Продолжать учить штриховки цифр.

2 неделя

Счет в пределах 10. Состав чисел от 1 до 10.

Игра «Чей домик».

3 неделя

Штриховка цифры, выкладывание образа цифры из различных предметов.

4 неделя

Игра «Составим число»,

«Отгадай число».

Май

1 неделя

Отгадывание загадок. Развитие логичности мышления

Закрепить навыки ориентировки в пространстве (справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10.

2 неделя

Математические задачки в стихах

3 неделя

Мониторинг

4 неделя

Мониторинг

Литература:

  1. З.А. Михайлова. Математика – это интересно. Методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2002 г.
  2. З.А. Михайлова. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Акцидент» 1997 г.
  3. В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань. Санкт-Петербург, 1997 г.
  4. В.П. Новикова. Математика в детском саду. Москва. «Мозаика

Синтез» 2000 г.

  1. В.П. Новикова. Математика в детском саду старший дошкольный возраст. Москва. «Мозаика-Синтез» 2009 г.
  2. Л.В. Минкевич. Математика в детском саду, старшая группа. Москва, изд. «Скрипторий 2003» 2010 г.
  3. Е. Черенкова. Лучшие задачки. Москва. Рипол Классик дом, 21 век 2007 г.
  4. Интернет - ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Говорушки" младшая группа

Кружковая работа позволяет занять детей в свободное от организованной образовательной деятельности время, раскрепостить детей, снять «установку» на образовательную деятельность, позволяет воспитателю ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА "ПОЧЕМУЧКИ"(СРЕДНЯЯ ГРУППА)

Цель программы:   создание условий для развития интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка и его трансформации  в процессе саморазвития путем формирования и совершенствов...

Рабочая программа кружка для средней группы "Умелые ручки".

Развитие мелкой моторики и творческого воображения очень важно для дальнейшего развития ребенка. Идея организации кружка была связана с тем, что мелкая моторика у детей развита недостаточно. А это отр...

Рабочая программа кружка «Семицветик» средней группы «Почемучки»

О значении искусства в жизни людей прекрасно сказал Н. К. Рерих в своем очерке «Врата в будущее»: «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно, искусство имеет мн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Игралочка». Возрастная группа первая младшая.

Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования воспри...

Рабочая программа кружка второй младшей группы "Семицветик"

Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений об предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию ор...

рабочая программа кружка в старшей группе и подготовительной

разв1.Пояснительная записка.     Рабочая программа  кружка по формированию элементарных математических представлений у детей старшей и подготовительной к школе  гру...