Использование воспитателем демонстрационных методов в процессе математического развития дошкольников.
статья по математике

Юрагина Екатерина Николаевна

Демонстрация - это наглядный показ какого-либо объекта. Ни одно словесное объяснение на занятиях в детском саду не будет эффективным, если оно не будет сопровождаться демонстрацией.  Использование демонстрационных методов в математическом развитии дошкольников позволяет их варьировать в зависимости от содержания материала, способствует развитию математических представлений, повышает мотивацию при изучении математики, формирует математические действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Математика для дошкольников23.25 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕМ ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Секция «Дошкольное образование. Проблемы, перспективы, достижения».

Юрагина Е.Н.

Старший воспитатель

Высшей квалификационной категории

МБОУ г. Астрахани «НОШ №60»

Ивченкова О.Н.

Воспитатель

Высшей квалификационной категории

МБДОУ г. Астрахани «Десткий сад №68 «Морячок»

Демонстрация - это наглядный показ какого-либо объекта. Ни одно словесное объяснение на занятиях в детском саду не будет эффективным, если оно не будет сопровождаться демонстрацией различных наглядных пособий. К ним относятся предметы, натуральные объекты; предметные или дидактические картинки; книжные иллюстрации; репродукции; макеты.

Метод демонстрации охватывает следующие дидактические приемы, которые используются при изучении математики.

  • Демонстрация предметов. Например, перед тем, как предложить определить форму, педагог предлагает хорошо рассмотреть и описать предметы, сравнить между собой и выявить разницу.
  • Демонстрация образца. Например, детям показывают образец написания элементов цифр и т.д.
  • Демонстрация способа выполнения действий. Педагог показывает, каким образом происходит присчитывание предметов, сравнение путем наложения и т.п.
  • Демонстрация иллюстраций и репродукций. Этот прием используется, когда нет возможности непосредственного восприятия объекта. Например, изучая цвета радуги, детям показывают картинку в книге.

Методы демонстрации можно использовать и во время экскурсий и ежедневных прогулок на свежем воздухе. Дети могут посчитать предметы, обозначить форму сходных предметов, изобразить математические символы на песке, снегу и т.п.

К демонстрационным материалам относятся:

- наборные полотна с двумя и более полосками для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных и т.д.;

- геометрические фигуры, карточки с цифрами и знаками +, —, =, >;

- мольберт для рисования, на котором крепятся две-три съемные полочки для демонстрации объемных наглядных пособий;

- магнитная доска с комплектом геометрических фигур, цифр, знаков, плоских предметных изображений;

- полочки с двумя и тремя ступеньками для демонстрации наглядных пособий;

- комплекты предметов (по 10 штук) одинакового и разного цвета, размера, объемные и плоскостные (на подставках);

- карточки и таблицы;

- модели («числовая лесенка», календарь и др.);

- логические блоки;

- панно и картинки для составления и решения арифметических задач;

- оборудование для проведения дидактических игр;

- приборы (обычные, песочные часы, чашечные весы, счеты напольные и настольные, горизонтальные и вертикальные, счеты-цифры и т. д.).

Большое значение при применении демонстрационных методов отводится техническим средствам и компьютеру. Это становится все более популярным в образовательной сфере и используется в случае необходимости продемонстрировать динамичный объект или какой-то процесс. Как правило, используются презентации, видеофильмы, компьютерные программы (игры с математической направленностью).

Применение ИКТ-технологий открывает широкие возможности для демонстрации свойств предметов, закрепления счета, сравнения величин и т.п. Использование ИКТ как демонстративного материала позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности.

Это способствует осознанному усвоению новых знаний. Обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим. В работе с компьютерными программами у детей развиваются психические процессы: внимание, мышление, память; речь, а также мелкая моторика.

В настоящее время существует множество компьютерных программ и электронных пособий «Арифметика-малышка» (Уроки тетушки Совы») «Занимательная математика для дошкольников», «Веселые уроки», «Путешествие в страну математики», «Школа гномов», «В гостях у Лунтика», «Помогите Незнайке», «Веселый счет с Машей», развивающие игры и упражнения для детей «Считалочка», «Сколько?», «Найди фигуру» и др.

В качестве демонстрационного материала могут выступать и изготовленные самими детьми аппликации, поделки на ручном труде,  карточки с изображением математических символов - цифр, знаков, действий, изготовленные вместе с родителями. Широко используются в качестве демонстраций пособия-аппликации (таблица со сменными деталями, которые закрепляются на вертикальной или наклонной плоскости, например с помощью магнитиков).

В настоящее время итогом работы по отдельным разделам математики, например количество и счет выступают лэпбуки.

Лэпбук - это папка, в которой собран материал по конкретной теме. Организация материала в таком пособии состоит в том, что педагог оформляет наглядность в форме мини-книжек, раскладок-гармошек, коробочках с подарками, окошечках или кармашках и пр.

У детей дошкольного возраста велика потребность в движении, причём по биоритмологическим показателям максимальный уровень двигательной активности у них наблюдается в интервале 8 – 12 часов, то есть в часы, когда проводятся обязательные занятия. Характер деятельности на занятиях требует сдерживания этой потребности, что приводит к снижению уровня и укорочению продолжительности периода устойчивости работоспособности. Поэтому как можно чаще необходимо проводить физкультминутки, релаксационные упражнения, правильно чередовать занятия, чтобы обеспечить выход накопившейся энергии, разрешить детям организовывать подвижные игры, которые сопровождаются положительными эмоциями и являются лучшим отдыхом, способствующим быстрому восстановлению работоспособности организма, но при этом выполняют функцию стимуляции мыслительных процессов.

Чтобы повысить их эффективность можно включить демонстрационные методы, в которых представлены алгоритмы-схемы выполнения действий, которые зашифрованы в символах (это не обязательно компьютерные презентации, но сменные карточки с изображениями фигурок и т.п. ).

На занятиях по математике широко используется демонстрация картинок, иллюстрации с изображением времени суток, демонстрационные модели часов, демонстрация способов измерения сыпучих и жидких веществ; модели–схемы, демонстрация экспериментов и опытов.

Анализируя методическую литературу по проблеме использования демонстрационных методов в математическом развитии дошкольников можно сделать ряд выводов.

Метод демонстрации охватывает приемы, которые включают в себя демонстрацию предметов, в том числе натуральные объекты; демонстрацию образца; демонстрацию способа выполнения действий; демонстрацию иллюстраций и репродукций.

Методы демонстрации можно использовать и во время экскурсий и ежедневных прогулок на свежем воздухе.

Дети могут посчитать предметы, обозначить форму сходных предметов, изобразить математические символы на песке, снегу и т.п.

Демонстрационные методы на занятиях по математике могут использоваться даже вовремя физкультминуток, когда демонстрируются картинки, символы с алгоритмом выполнения действий.

Одной из наиболее эффективных форм использования демонстрационных методов в обучении математике дошкольников являются мультимедийные презентации.

Они сочетают в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Использование мультимедийной презентации развивает внимание и память, воображение и мышление, что так необходимо для развития познавательной активности. Выполняя функции демонстрационного материала, презентации заменяют множество дидактических пособий и картинок, используемых в непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП, т.к. в отличие от обычных картинок могут ожить и заговорить с ребенком.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование демонстрационных методов в математическом развитии дошкольников позволяет их варьировать в зависимости от содержания материала, способствует развитию математических представлений, повышает мотивацию при изучении математики, формирует математические действия.

Список литературы

  1. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – СПб: Питер, 2016. – 197 с.
  2. Медведевских О.В. Демонстрация как метод обучения [Электронный ресурс]: URL: http://si-sv.com/publ/1/14-1-0-245 
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/29614.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование проблемно-поискового метода в математическом развитии дошкольников

Сообщение из опыта работы о возможности использования проблемно-поискового метода в работе со старшими дошкольниками по формированию элементарных математических представлений....

"Использование проблемно-поискового метода в математическом развитии дошкольников"

Сообщение из опыта работы о возможности использования проблемно-поискового метода в работе со старшими дошкольниками по формированию элементарных математических представлений....

Интегрированный подход, реализуемый в процессе математического развития дошкольников.

Интегрированный подход, реализуемый в процессе математического развития дошкольников....

Использование малых фольклорных форм в процессе математического развития дошкольников

 Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Следовательно, одна из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка инт...

семинар для педагогов : «Интегрированные занятия в процессе математического развития дошкольников».

Интегрированный подход в организации занятий по математике у дошкольников...

Методическая разработка "Использование игры - головоломки «Танграм» в процессе интеллектуального развития дошкольников"

Танграм – старинная китайская игра-головоломка.Методическая разработка раскрывает возможности её использования для развития у детей восприятия, внимания, памяти, воображения, а также с...

Дидактические игры в процессе математического развития дошкольников.

Дидактические игры в процессе математического развития дошкольников....