Использование малых фольклорных форм в процессе математического развития дошкольников
статья по математике (старшая группа)

Опарина Татьяна Геннадьевна

   Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Следовательно, одна из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. А детство невозможно представить без потешек, считалок, загадок. Поэтому использование малых фольклорных форм поможет ребенку быстрее и легче усваивать образовательную программу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oparina_t.g.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опарина Т.Г., Пеленков А.И.

Лесосибирский педагогический институт – филиал ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», Россия

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Следовательно, одна из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. А детство невозможно представить без потешек, считалок, загадок. Поэтому использование малых фольклорных форм поможет ребенку быстрее и легче усваивать образовательную программу. Ребёнку на занятиях нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Фольклорный материал влияет на формирование произвольности психических процессов, на развитие произвольности внимания, на произвольную память.

Анализ научной, программной и методической литературы показал, что малые фольклорные формы близки и понятны по содержанию. Благодаря ним взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, включает его в активное общение, учит самостоятельно осмысливать описываемую математическую ситуацию, а также формирует у детей умение выделять существенные математические отношения, замаскированные в тексте. Именно поэтому произведения фольклора широко используются в работе с детьми для знакомства с новым материалом, активизации наблюдательности при закреплении этого знания и самостоятельного использования нового знания в практической и игровой деятельности, отвечающей интересам ребенка.

Работа с использованием малых фольклорных форм на занятиях по математическому развитию дошкольников нами проводилась по следующим разделам: «Форма», «Величина», «Количество и счет», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени». В каждом разделе использовались такие фольклорные формы как: загадка, сказка, скороговорка, пословица и поговорка, считалка, задача-шутка, потешка.

Загадка – это замысловатое иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания, с целью испытать сообразительность, развить наблюдательность к поэтической выдумке. Именно загадки служат исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т. д.), а также для закрепления, конкретизации знаний дошкольников о числах, величинах, отношениях. Предлагая детям какую-либо загадку в стихотворной форме, мы ставили одним из условий не только ее отгадать, но и самим вспомнить (или придумать) другую так, чтобы в ней были слова математического содержания.

Скороговорка как вид малых форм фольклора помогает научить быстро и четко выговаривать фразу, которая намеренно выстроена затрудненным для произнесения образом. Она способствует закреплению знаний о количестве и счете, величине, форме и т.д. Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математические термины, слова и обороты речи, связанные с развитием количественных представлений. Например, при знакомстве детей с числами и цифрами первого десятка нами использовались следующие скороговорки:

- У четырёх черепашат по четыре черепашонка.

- Опять пять ребят нашли у пенька пять опят и т.д.

Еще одной малой фольклорной формой, используемой на занятиях, были пословицы и поговорки. Пословица является кратким народным изречением с назидательным содержанием; народный афоризм, а поговорка – кратким устойчивым выражением, преимущественно образным, не составляющим, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом. Пословицы и поговорки использовать нами с целью закрепления количественных представлений. При чтении пословицы мы делали небольшую паузу и просили ребенка назвать пропущенные названия чисел. Например: «… пятниц на неделе» (семь), «Убил … зайцев» (двух).

Особый интерес у дошкольников вызывала работа со считалками – короткими рифмованными стихами, применяемых не только для определения, ведущего или распределения ролей в игре, но и способствующих развитию количественных представлений. Соревнования в произнесении считалок позволяли закрепить знания о числе, сформировать умения порядкового и количественного счета. При проведении работы аналогично использовались задачи-загадки, потешки, заклички и другие малые фольклорные формы.

Работа на занятиях по математическому развитию старших дошкольников с использованием малых фольклорных форм проходила в три этапа. На начальном этапе используемой нами методики основное внимание уделялось активному включению ребенка в анализ содержания прочитанного фрагмента, выделении в нем количественных характеристик, которые необходимы для дальнейшей работы. На втором этапе проводилось исследование того, насколько ребенком понимается смысл фольклорного жанра, какое значение он может иметь в практической жизни, а также как может быть преобразован в результате изменения своих значений. Третьим этапом, разработанной нами методики, являлось имитационное действие, содержащее количественные характеристики, выделенные ребенком изначально. Основными приемами на данном этапе являлись предметное моделирование, а также импровизированная сюжетно-ролевая и дидактическая игра.

В процессе проведения опытной работы с дошкольниками нами установлено, что малые фольклорные формы помогают воспитателю в воспитании и обучении детей, испытывающих трудности в усвоении математических знаний о числах, величинах, геометрических фигурах, ориентировки в пространстве и во времени. Применяемые на занятиях математического развития малые фольклорные формы разнообразят ход его проведения, формируют у дошкольников интерес к изучению математики.

Методика использования малых фольклорных жанров на занятиях по математическому развитию детей дошкольного возраста опирается как на имеющийся у ребенка опыт деятельности, так и предусматривает активное вовлечение его в деятельность, содержащую в себе элементы анализа условия, преобразования каких-либо данных, и дальнейшее использование этих данных в практической деятельности.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Бандель, Е.В. Использование устного народного творчества в математическом развитии дошкольников / Е.В Бандель // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников Аполлонова. – 2014. – № 14. – С. 1-6.

2. Виноградов, Г.С. Русский детский фольклор. Игровые прелюдии. – Иркутск, 2005. – 195 с.

3. Леушина, А.М. Обучение счёту в детском саду. - М.: Просвещение, 2008. - 216 с.

4. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 1981. – 159 с.

5. Травина, Н.А. Возможности формирования восприятия и осмысления математической действительности у детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества / Н.А. Травина // Гуманитарные науки и образование. - 2011. - №2. – С. 50-55.

6. Усова, А.П. Русское народное творчество в детском саду. Книга для воспитателей детских садов. Издание 3-е. - М.: Просвещение, 1972. - 78 с.

7. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений в 11 т. Т. 10. - М.: Сфера, 2006. - 667 с.

8. Шаталова, Е.В. Развитие количественных представлений у детей дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных жанров / Е.В. Шаталова // Дошкольное воспитание и образование. - 2007. - №9. – С. 12-17.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы по теме «Приобщение детей младшего дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии к истокам русской культуры в процессе использования малых фольклорных форм.

Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы по теме «Приобщение детей младшего дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии к истокам русской культуры в про...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР.

В сообщении представлен опыт работы педагога по использованию малых фольклорных форм для речевого развития детей с ОНР...

Авторское интерактивное пособие - презентация по развитию речи с использованием малых фольклорных форм "Милости просим" для старших дошкольников

Возраст целевой группы: старшие дошкольники 5-7 лет.Цель пособия: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи дошкольников с  использованием малых фольклорных форм. Задачи пособ...

Аттестационная работа "Использование малых фольклорных форм на занятиях со старшими дошкольниками"

Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. С их помощью...

Использование малых фольклорных форм в процессе общения с ребенком первого года жизни с особыми возможностями здоровья

Использование малых форм фольклора в процессе работы в группе СРП с детьми до года и помощи матери в установлении эмоционального контакта с ребенком, имеющим нарушения в развитии....

Малые фольклорные формы в процессе развития речи дошкольников

Знакомство человека с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства - определяющий э...

Использование воспитателем демонстрационных методов в процессе математического развития дошкольников.

Демонстрация - это наглядный показ какого-либо объекта. Ни одно словесное объяснение на занятиях в детском саду не будет эффективным, если оно не будет сопровождаться демонстрацией.  Использовани...