Интегрированный подход, реализуемый в процессе математического развития дошкольников.
методическая разработка (средняя группа) по теме

Интегрированный подход, реализуемый в процессе математического развития дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный подход,

реализуемый в процессе математического развития дошкольников.

Актуальность темы:

     В процессе образовательной деятельности в детском саду осуществляется математическое развитие ребенка, а основным результатом является формирование у детей основ математической культуры.

      В рамках образовательной области «Познавательное развитие» закладываются основы элементарных математических представлений, развивается логическое мышление,  речь, воспитывается ценностное отношение к математическим знаниям и умениям, т. е. осуществляется математическое образование дошкольников.

      Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Для лучшего усвоения математических представлений необходима интеграция математического образования дошкольников в ходе всего образовательного  процесса, одним из которых является прогулка.

     

Цель наполнения прогулок математическим содержанием:

  • Развитие математических способностей  дошкольников на основе интегрированного подхода.

Задачи наполнения прогулок математическим содержанием:

  • Усвоение и закрепление  математических знаний детей.
  • Укрепление здоровья детей, развитие двигательной   активность через    математические задания.
  • Формирование интереса к  математическим понятиям.
  • Развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира (цвет, размер, форма, величина, количество, ориентировка в пространстве и времени).

    Сезонные прогулки   развивают у ребенка чувство природы. Математика в природе для дошкольников, непосредственный контакт детей с природой обостряет восприятие, пробуждает воображение, творческую мысль, формирует заинтересованно - эмоциональное отношение к образовательной деятельности и к процессу их получения.

Прогулки в осенний период

     Задачи – ориентиры: Развитие умений наблюдать осенние признаки и явления природы, видеть красоту осенней природы.  Формирование навыков узнавания деревьев, кустарников по листьям, плодам.  Расширение представлений об овощах и фруктах. Развитие интереса к красоте родной природы.

 В ходе прогулок  с детьми мы: Сравниваем листочки по форме, величине, цвету,  наблюдаем за разнообразием цветов и их оттенков.  Собираем  шишки (сортируем, классифицируем, группируем), тренируемся  в порядковом счете.  Наблюдаем за деревьями, цветами, тучками.

Прогулки в зимний период

 Задачи-ориентиры:  Развитие умений наблюдать зимние признаки и явления природы.   Различать птиц по существенным признакам, классифицировать их на перелетных и зимующих.  Расширение представлений о связях между живой и неживой природой. Воспитание бережного отношения к птицам, желания помогать им выжить в зимнее время. Развитие исследовательского интереса к природе.

      В ходе прогулок  с детьми мы: Обращаем внимание на внешний вид деревьев и опушек. Упражняемся в умении ориентироваться в пространстве.  Изготавливаем кормушки для птиц,  ежедневно подкармливаем птиц.  Наблюдаем за продолжительностью светового дня зимой. Наблюдаем за снегопадом, рассматриваем снежинки, лепим из снега комочки  и рассматриваем их по величине, форме.  Сравниваем деревья. Наблюдаем за следами на снегу.  Проводим опыты со снегом.

Прогулки весенний  период

 Задачи-ориентиры: Развитие умений наблюдать весенние признаки и явления природы. Формирование способности выделять особенности весеннего состояния растений.  Расширение представлений о птицах, их образе жизни весной.  Развитие интереса к жизни насекомых весной.  Воспитание радостного, эмоционального, заботливого отношения к пробуждающейся природе.

     В ходе прогулок  с детьми мы: Осуществляем исследование  длины и ширины ручейков, сравниваем их.  Измеряем длину ручейков шагами. Измеряем глубину ручейков с помощью палочки. Наблюдаем за лужами. Пускаем  корабликов в лужи и ручейки.  Наблюдаем за сосульками.  Наблюдаем  за ветром и облаками. Рассматриваем   первые листочки, сравниваем их по величине.

Прогулки в летний  период

   Задачи-ориентиры:  Развитие умений наблюдать летние признаки и явления природы, выделять простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов.  Формирование представлений о жизнедеятельности растений и животных, способности выражать эмоционально-бережное отношение.  Развитие наблюдательности и любознательности в процессе ознакомления с неживой природой.

     В ходе прогулок с детьми мы: Осуществляем наблюдения за дождем, ветром,  облаками, солнцем, растениями, насекомыми, птицами. Осуществляем

игры с песком, водой, ветром, природным материалом.

 

    На сезонных ежедневных прогулках дети наблюдают за природными объектами и явлениями, учатся анализировать сезонные изменения в жизни окружающей природы,  занимаются различными видами детской деятельности.

Математическое развитие  на прогулке осуществляется через -  наблюдение, трудовую    деятельность, подвижные и малоподвижные игры:

Наблюдение

      Большое место на прогулках отводится наблюдениям  за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить как с целой группой детей,  так и  с отдельными малышами. В процессе наблюдения  можно знакомить детей с разными видами сенсорных эталонов (представление о цветах спектра,  геометрических фигурах, отношениях по величине) и способами обследования предметов (погладить, надавить, прокатить).   А так же формировать умение сравнивать предметы по основным свойствам (цвету, форме, размеру), устанавливая тождество и различие, подбирать пары и группы предметов на основе сходного сенсорного признака.

Трудовая деятельность

      В процессе трудовой деятельности детей я осуществляю плавный переход  от предметного восприятия и узнавания объекта («Что это? Кто это?»  к простейшему сенсорному анализу,  выделению ярко выраженных в предметах качеств и свойств (назначение предмета; его части и их название; материал, из которого  сделан предмет;  цвет, форма, размер).

Подвижные и малоподвижные игры

      Освоение задач математического развития детей осуществляется в  игровых,  развивающих ситуациях. Игры с песком, снегом, водой, с предметами и игрушками обогащают представления детей о разнообразных качествах и свойствах предметов окружающего мира, об их назначении, использовании, пробуждают  познавательную активность  и интерес к экспериментированию.

Создание условий для эффективного проведения прогулок

      Не мало важно,  для эффективного проведения прогулок иметь выносной дополнительный материал, который служит для  закрепления, уточнения, конкретизации новых знаний детей об окружающем мире, а так же тренирует их наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы.  В нашей группе имеется достаточное количество выносного игрового материала, который делает прогулку насыщенной, интересной и наполняет ее математическим содержанием. Так же, для активизации двигательной  активности  в зимний период времени, благодаря активной работе родителей, на участке возведены снежные  постройки: горка, русская печь, «лягушка» для метания мячей и снежков, которые дополняют и разнообразят математические игры,  задания и наблюдения.

       Итог: Различные математические понятия, внедренные в непосредственную образовательную деятельность   на прогулке,  воспринимаются  детьми   без осознания нагрузки, где дети с удовольствием считают, размышляют, думают. Интегрированный подход, реализуемый в процессе математического развития дошкольников, обеспечивает необходимый и достаточный уровень развития ребенка.

        В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования - образовательная программа основывается на ведущем виде деятельности - на игре, которая создает у ребенка положительный настрой, вводит ребенка в мир знаний.

       Разрабатывая  образовательный процесс в соответствии с новыми требованиями,  я учитываю   все эти  аспекты и  считаю,  что я на правильном пути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль занимательных математических игр в процессе интеллектуального развития дошкольников

Это доклад, подготовленный и прочитанный на заседании методического кабинета ДОУ о значении занимательных математических заданий и игр  в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста....

Технология построения образовательного процесса посредством педагогического проектирования в математическом развитии дошкольников

Технология  построения  образовательного процесса посредством педагогического проектирования в математическом развитии дошкольниковПедагогический проект «В стране Умных игр»Актуальность прое...

Логико-математическое развитие дошкольников в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в условиях реализации ФГОС ДО.

В «Законе об образовании Российской федерации» (статья 44) отмечается, что образовательные организации должны оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных способностей несовершеннолетних,...

Использование малых фольклорных форм в процессе математического развития дошкольников

 Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Следовательно, одна из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка инт...

семинар для педагогов : «Интегрированные занятия в процессе математического развития дошкольников».

Интегрированный подход в организации занятий по математике у дошкольников...

Дидактические игры в процессе математического развития дошкольников.

Дидактические игры в процессе математического развития дошкольников....

Использование воспитателем демонстрационных методов в процессе математического развития дошкольников.

Демонстрация - это наглядный показ какого-либо объекта. Ни одно словесное объяснение на занятиях в детском саду не будет эффективным, если оно не будет сопровождаться демонстрацией.  Использовани...