Развитие познавательных способностей у дошкольников с ЗПР в разновозрастной группе с помощью современных математических игр
методическая разработка по математике

Шишкина Светлана Владимировна

Опыт работы по развитию познавательных способностей у дошкольников с задержкой психического развития в разновозрастной группе с помощью математических игр. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx20.09 КБ
PDF icon buklet_matem.igry_1.pdf1002.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Развитие познавательных способностей у дошкольников с ЗПР в разновозрастной группе с помощью современных математических игр

           В математическом развитии дошкольников широко используется игра. Однако эффективным это средство становится в том случае, если применяется «в нужном месте, в нужное время, в необходимых дозах». Роль дидактической игры в коррекционно- образовательной деятельности недооценить нельзя, игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребёнку получить собственный опыт.  

    Большинство детей с ЗПР механически запоминают и воспроизводят последовательность числительных, не умеют свободно ориентироваться в натуральном числовом ряду, имеют слабые вычислительные навыки, с трудом запоминают цифры и знаки. У некоторых дошкольников имеются нарушения пространственной и временной ориентировки, а также наблюдается недоразвитие мелкой моторики пальцев рук. У них чаще встречается зеркальное написание цифр, смещение цифр и геометрических фигур. На обучении элементарных математических представлений не могут сказаться такие особенности слабоподготовленных детей, как:

 -сниженная познавательная активность,

-неравномерность деятельности,

- колебания внимания и работоспособности,

- недостаточное развитие основных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации),

- детей с ЗПР отличает бедность сенсорных впечатлений.  Например, дети воспринимают величину предметов недифференцированно, т.е. ориентируются лишь на общий объем предмета, не выделяя его длину, высоту, ширину.

Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы, её недостаточная практическая разработанность сформировали необходимость разработки дидактических игр математического содержания. Очень важно, что для развития познавательного  интереса к математике  необходимы  красочные,  яркие, современные дидактические игры, которые могут использовать дети разного возраста с ЗПР. Данные игры разработаны с учетом тактильного восприятия и развития мелкой моторики и преследуют следующие

Цели:

  • Организовать работу по ФЭМП  дошкольников в  разновозрастной группе в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр.
  •  Разработать дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у детей с задержкой психического          развития в разновозрастной группе.

Различают следующие виды игр по формированию математических представлений:

Цифры и числа;

Сенсорное восприятие;

Ориентировка в пространстве и времени;

Геометрические фигуры;      

Развитие логического мышления.

Данные дидактические игры могут быть включены в любой раздел программы и служить как для развития познавательной деятельности, так и для формирования собственной игры, поведения в коллективе (умения действовать сообща, наблюдать за действиями товарища, умения ждать, стремиться к совместной цели, соотносить свои действия с действиями своих сверстников)

В первую очередь для развития сенсорных впечатлений разработан «Сенсорный сундучок», где собран счетный материал разной текстуры. Дети воспринимают информацию тактильно-зрительно. Можно использовать цветные пуговицы и резиночки для плетения.

Игра «Бусеница» знакомит детей с порядковым расположением чисел по вертикали. Создается образ числового ряда, где у каждого числа есть своё определенное место. Ребенок ориентируется какое число стоит за каким, какое перед каким, какое число стоит между какими числами. Ребенок осознает последовательность чисел, расположенных в порядке возрастания. Это закладывает надежную основу для успешного овладения сложением и вычитанием. (Можно использовать цветные крышки от пластиковых бутылок)

Для запоминая цифр, их правильного написания используется деревянный планшет с ячейками и цифры на бумаге. Где ребенок может выкладывать предметы из сундучка на количественный счет, состав числа. Также, рисуя цифры или геометрические фигуры на манке, развиваются графомоторные навыки Дети среднего возраста выкладывают определенное количество по цвету. Планшет с ячейками используется и для выкладывания геометрических фигур. Если в «Бусенице» дети выкладывают фишки по вертикали, то на представленном листе - по горизонтали.

С помощью игры «Пушистики» у детей формируется порядковый и количественный счет, состав числа, логическое мышление, тактильное и зрительное восприятие, моторная ловкость, представление о геометрических фигурах. Как вариант пушистую проволоку можно заменить на шпажки, а бусинки – на разрезанные трубочки для сока.

Игры с прищепками, со скрепками, конструктором также ориентированы на решение таких задач как формирование порядкового и количественного счета, состава числа, логического мышления, тактильного и зрительного восприятия.

Игры с колпачками и крышками развивают внимание, зрительное и тактильное восприятие, ориентировку на листе, межполушарное взаимодействие у детей.

Игры с крышками от фруктового пюре развивают внимание, зрительное и тактильное восприятие, ориентировку в пространстве, формируют порядковый и количественный счет, состав числа, логическое мышление, моторную ловкость, графомоторные навыки.

Игры:

- выбрать фишки, соответствующие цвету поля;

- подобрать парочки по цвету;

- по образцу собрать из крышек разные предметы, узоры;

- по образцу собрать крышки в определенной последовательности или в обратном (отраженном) порядке;

- выкладывать числовую лесенку, числовую пирамиду;

- расположить крышки на листе бумаги о провести волны или зигзаги карандашом.

Игра «Паровозик» развивает мелкую моторику и сенсорное восприятие (цвет), счетные представления у детей среднего возраста. У детей старшего возраста закрепляются в игре навыки порядкового счета, понятия «больше», «меньше», «перед», «за». Дети 6-7 лет могут с помощью этой игры решать примеры.

В игре «Разноцветный круг» дети закрепляют знания о цвете, геометрических фигурах, величине (большой-маленький), количественном и порядковом счете.

С помощью предметов из Сундучка, игрушек из киндер-сюрприза, цветных маркеров, прищепок и крышек от фруктового пюре созданы игры на ориентирование в пространстве и во времени. Эти игры помогают совершенствовать умение определять направление от себя, двигаться в заданном направлении (вверх-вниз, направо-налево), обозначать словами положение предмета (слева-справа), закреплять представления о временах года, месяцах, днях недели, частях суток, их последовательности.

Набор карточек «Веселые цифры». Используя тактильное восприятие, дети лучше запоминают как пишется цифра. На занятии по ФЭМП дети выкладывают цифры из крупы и семян на бархатной бумаге.

Выкладывание цифр на планшете «Термомозайка» предлагается детям 6-7 лет. Для развития мышления предлагаются игры «Повтори узор», «Продолжи ряд», на состав числа.

Игра «Дерево». Для детей среднего и старшего возраста предлагаются игры на счет, сравнение количества (больше, меньше), закрепление цвета. Для детей 6-7 лет предлагается решение задач.

Игры с «Чудесным мешочком» также развивают тактильное восприятие, порядковый и количественный счет.

Игра «Цветные домики» предполагает задания на состав числа и закрепление цвета, используя предметы из Сундучка.

Игры с кубиками закрепляют у детей представления о геометрических фигурах, их свойствах, о последовательности чисел в ряду.

С помощью числовой линейки с крышками от сока у детей формируются представления о сложении и вычитании, о счетных операциях. Если в Бусенице дети выкладывают предметы по вертикали, то в данном случае – по горизонтали.

Использование дидактических игр хорошо помогает восприятию материала и, поэтому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 89 г. Челябинска»

Тема: Развитие познавательных способностей у дошкольников с ЗПР в разновозрастной группе с помощью современных математических игр

Выполнила: Учитель-дефектолог

Шишкина С.В.

Челябинск, 2020


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Психолого-педагогические основы развития познавательных способностей у дошкольников»

        Проблема   развития   познавательного   интереса   является   важнейшей   в   настоящее...

Развитие познавательных способностей старших дошкольников в процессе макетирования

Данный материал поможет воспитателям организовать совместно с детьми работу по созданию макетов, как естественно - научного содержания, так и игровых....

Отчет по самообразованию за 2015 - 2016 учебный год «Развитие познавательных способностей у дошкольников подготовительной к школе группы в процессе познавательно-исследовательской деятельности».

Отчет по самообразованию за 2015 - 2016 учебный год  «Развитие познавательных способностей у дошкольников подготовительной к школе группы  в процессе познавательно-исследовательской де...

Проект "Развитие познавательных способностей у дошкольников с ОВЗ , старшая группа

Цель проекта: развитие познавательной активности дошкольника, любознательности...