Счет от 1 до 10
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Титова Галина Владимировна

Занятие по ФЭМП в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл schet_ot_1_do_10.docx24.17 КБ
Файл piratskaya_shkola.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное развитие. ФЭМП. Тема: «Обобщение и повторение количественного счета от 1 до 10».

Образовательные  области: Познание, интеграция, физическая культура, познавательно – исследовательская деятельность. 

Цель: Совершенствование навыков счета в пределах 10 с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить количественный счет  в  пределах  десяти, знание цифр.
  • Учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего предмета (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.
  • формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
  • Продолжить формирование закрепить умения видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).
  • Продолжить формирование временных представлений.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление, внимание, память, речь.

Воспитательные:

  • Воспитывать целеустремленность, усидчивость.

 Материалы и оборудование:

Демонстрационный: Буратино, Артемон, Тортилла, Шушера, кот Базилио (картинки); ленты разной длины; картонная полоска, шнурок; нитка; проволока; пять разноцветных конвертов с заданиями; мешочек с «монетами»; табличка «Поле Чудес».

 Раздаточный материал:  Математические картинки, ножницы, салфетки, 12 квадратиков из белой бумаги, простые карандаши (на каждого ребенка).

Предварительная работа: Чтение сказки А. Толстого «Буратино».

Ход НОД

1. Вводно – мотивационная часть.

Воспитатель:  Сегодня к нам пришелгость. Как вы думаете кто это?

На завтрак съел он только луковку,

Но никогда он не был плаксой,

Писать учился носом буковки

И посадил в тетрадке кляксу.

Не слушался совсем Мальвину

Сын папы Карло…                    (Буратино)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какой  праздник мы будем скоро отмечать?(8 марта). А кого мы будем поздравлять? Буратино тоже хочет поздравить Мальвину – устроить ей праздник. Но у него приключилась беда.  Хитрые кот Базилио и лиса Алиса выманили его денежки и закопали на Поле Чудес. А дорогу туда он не знает.

Но герои сказки решили помочь Буратино и дали ему конверты с заданиями, если Буратино выполнит все задания, то  он найдет Поле Чудес. Но Буратино не справиться одному, ведь он совсем не умеет считать — в школу ведь  он не попал. Ребята, сколько всего конвертов у Буратино? (5).

Правильно, раз  вы уже умеете считать и знаете цифры, то сможете помочь Буратино найти дорогу  на Поле Чудес. Ну что ж, отправляемся в путь.

2. Основная часть

 Разминка «Вопросы крысы Шушеры»

Воспитатель: Открываем первый конверт.  Кто дал его Буратино? Правильно, крыса Шушера, которая чуть не утащила Буратино в свою нору.

 Вопросы крысы Шушеры.

  • Какое сейчас время года?
  • Перечислите все зимние месяцы.
  • Какой сейчас месяц?
  • Какой месяц будет после февраля?
  • Какой день недели сегодня?
  • Если сегодня среда, то какой день недели будет завтра?
  • Какой день недели был вчера?
  • Сейчас утро или вечер?
  • Помогите сосчитать до десяти  1,2, 3,4 ….
  • Какие числа будут дальше 10,9, 8, 7…

Математические загадки кота Базилио – «Математическая  молчанка».

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, кто будет задавать вам загадки из этого конверта? Правильно – кот Базилио. Он хочет с вами сыграть в математическую молчанку. Самое главное условие – ответы говорить вслух нельзя, можно только показывать правильные цифры с помощью картинок.

  • Сколько пальцев на левой  руке?
  • Сколько пальцев на правой руке?
  • Сколько глаз у светофора?
  • Сколько углов у треугольника?
  • Сколько хвостов у двух котов?
  • Сколько раз в году бывает день рождения?
  • Сколько ушей у двух мышей
  • Сколько носов у трех котов?
  • Сколько монет дал Буратино Карабас Барабас?

 Игровое упражнение «Завяжи Мальвине бантик».

Воспитатель: Следующий конверт приготовила нам девочка с голубыми волосами. Правильно, зовут ее Мальвина. Мальвина готовится к празднику 8 Марта —  хочет заплести две косички и завязать бантики. У куклы уже есть одна ленточка и ей надо подобрать пару такой же длины.  

— У меня есть ленточка. Давайте сравним ее с ленточкой Мальвины. Какая ленточка длиннее, какая короче?

— Что значит длиннее? (Это значит больше по длине.)

— Что значит корче? (Это значит меньше по длине.)

— Как мы определили, какая ленточка длиннее, а какая короче? (Приложили ленточки друг к другу, наложили ленточки друг на друга.) 

Что нужно сделать, чтобы отрезать ленточку нужной длины?

— Удобно ли будет нам отмерить вторую ленточку для Мальвины при помощи приложения и наложения ленточек? (нет, ленточки скользят и распадаются).

У меня на столе лежат разные предметы, которые могут служить мерками, то есть предметы для измерения различных предметов: кусок веревки, тесьма, палочки, картонные полоски.

— Как вы думаете, какой меркой будет удобнее отмерять нашу ленточку? (Картонной полоской.) Запомните правила измерения при помощи мерки: начинать надо точно от конца, уложить полоску-мерку прямо.

При помощи картонной полоски воспитатель вместе с детьми отмеряет и отрезает ленточку нужной длины, сравнивает ее с первой ленточкой и завязывает кукле бантики.

 Физминутка.

Воспитатель: Я немного устала, а вы? Давайте отдохнем.

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник – рисовал. (изображаем рисование)

В среду долго умывался, («умываемся»)

А в четверг в футбол играл. (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)

Очень долго танцевал. (кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал.

(дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают)

«Салфетки для кукол».

Воспитатель: Сколько уже конвертов мы открыли? (3). А сколько еще осталось? (2).

Кто приготовил задание в четвертом конверте? Это —  пудель Артемон, верный пес Мальвины. К Мальвине в гости пришла подружка, и Артемон    хочет подарить Мальвине и ее подружке салфетки одинаковой величины.

Воспитатель: Ребята, у каждого из вас по одной салфетке.

— Какой формы салфетка? (Квадрат)

— Что нужно сделать, чтобы из одной салфетки получились две салфетки? (Нужно сложить ее пополам так, чтобы стороны совпали, и разрезать по линии сгиба).

Дети разрезают салфетку по линии сгиба пополам.

— Как проверить равенство салфеток? (Наложением или приложением.)

Дети проверяют равенство салфеток наложением.

-Одинаковые получились салфетки?

-Сколько частей получилось?

-Как можно назвать каждую часть? (Половина, одна вторая.)

— Что больше: целое или часть?

-Что меньше: часть или целое?

Дети дарят салфетки куклам.

«Секрет черепахи Тортиллы».

Обратите внимание

В последнем, пятом конверте находится задание от черепахи Тортиллы — тайный зашифрованный код для прохода на Поле Чудес.

Чтобы его разгадать, нам нужно пальчики размять.

Пальчиковая гимнастика:

На моей руке пять пальцев,  (повороты ладоней вверх-вниз)

Пять хватальцев,

Пять держальцев.        

Чтоб строгать и чтоб пилить,    (имитируют движения)

Чтобы брать и чтоб дарить.        ( сжимают и разжимают кулачки)

Их нетрудно сосчитать:               (пальцы – в замок)

Раз, два, три, четыре, пять!          (выбрасывают пальцы из кулачков)

Воспитатель: 

-А с кем у нас дружит прямоугольник? (С кругом, квадратам, овалом, треугольником.)

— Давайте мы найдем его друзей, в предметах, которые нас окружают. Я вам буду называть предмет, а вы должны изобразить его геометрической фигурой. Тайный код записываем на квадратиках бумаги простым карандашом.

Воспитатель: ТАРЕЛКА, ДВЕРЬ, КРЫША ДОМА, ОГУРЕЦ, ПОДУШКА.

Воспитатель: 

— Какие фигуры у вас получились? Назовите их.

— Как их можно назвать одним словом? (Геометрические)

— Сколько всего фигур? (5).

Ребята, я предлагаю вам ваш код выложить на кодовый замок в таком порядке, в  таком порядке, в каком находится наш секретный код. (Дети выполняют задание).

Воспитатель: Ребята, вы выполнили все задания и помогли Буратино. И  вот мы уже на Поле Чудес. Осталось только произнести волшебные слова КРЕКС — ФЕКС – ПЕКС. ( Дети находят мешочек с монетами)

3. Заключительная часть. Рефлексия.

Ребята, Буратино благодарит вас за помощь и дарит вам по одной золотой монете – посмотрите, теперь их стало не 5, а целых 20.

— Что позволило нам помочь Буратино?

— Зачем мы это делали?

— Важно ли то, что вы сегодня узнали (длина), и для чего это пригодится в жизни?

— Какое задание было самое трудное? Почему?

— Какое задание больше понравилось? Почему?



Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе по ФЭМП

Задачи:

Воспитывать самостоятельность, ответственность, умение доводить начатое дело до конца; дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Учить работать по карте используя знаки.

Учить детей определять какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Дать понять, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки.

Совершенствовать умение считать до 9, последовательно знакомить с образованием числа в пределах 9 на наглядной основе; получать равенства из неравенства, добавляя к наименьшему количеству один предмет.

Учить отсчитывать предметы из большего количества в пределах 10;

Учить устанавливать размерные отношения между геометрическими фигурами.

Развивать у детей геометрическую зоркость. Закреплять в речи детей геометрические понятия: конус, бруски, цилиндр

Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (впереди, слева, справа, между)

Развивать мыслительные операции, внимание память, речь, воображение, логическое мышление.

Ход занятия:

Мы сегодня попадём в сказку пиратскую школу

-Приветствую вас друзья! Догадались кто я? (Ответы детей).

-Меня зовут капитан Флинт! Вы любите далекие страны и путешествия?

-Во время моего последнего приключения я потерял всю свою команду. Приглашаю отправиться со мной на остров сокровищ. Хотите ко мне в команду?

-Смотрите, что у меня есть это карта. Я нашел ее пока к вам шел. Давайте внимательно ее посмотрим. Смотрите что на ней изображено? (Ответы детей) это подсказки которые нам помогут найти клад за каждое правильно выполнимое задание мы будем получать ключ, которым мы откроем сундук с сокровищами

— Но для это того похода мне нужны только самые смелые и смышленые ребята, Вы готовы к приключениям?

Тогда мне нужно проверить вас, справитесь ли вы с испытаниями, что ждут нас впереди.

Ребята найдите на нашей карте первое задание нужно отгадать загадки готовы, слушайте меня внимательно

загадки:

Я буду задавать, а вы быстро отвечайте. Готовы?

— Какое сейчас время года?

— Сколько всего времен года? Перечислите.

— А какой сегодня день недели?

— А какой был вчера? (вторник) Какой будет завтра? (четверг)

— А сколько всего дней в неделе? (7). Перечислите их по порядку.

— Как называется части суток,

— Сутки состоят из четырех частей: утро, день, вечер и ночь)

— Молодцы с этим заданием справились.

— Только этот клад находить очень далеко на необитаемом острове, но как же туда добраться? (ответы детей)

Найдём на карте нарисован корабль, но где же его взять? правильно мы его сделаем сами

.Конструирование: «Корабль»- собрать из частей целое, закрепить геометрические фигуры.

— Назовите детали из которых мы вы построили корабль

Дети собирают корабль из модульных геометрических фигур.

-Наш корабль готов. Можно отправляться в путь.

Полный в перед!

— Ребята мы приплыли к необитаемому острову посмотрите на карту и найдите третье задание Давайте посмотрим в подзорную трубу

Д/И » Справа, слева, между»

Кого ты видишь впереди? (животных, живущих на острове)

Кто находиться с права от обезьяны?

Кто находиться с лева от обезьяны?

Кто находиться между Жирафом и бегемотом?

Ребята посмотрите какой каменистый берег, давайте преодолеем препятствие и окажемся еще на шаг ближе к сокровищам и вам нужно присесть за столы.

Физминутка: Игра (МЕРСИБО) Пират и клад (пространственное ориентирование)

Ребята посмотрите на карту и найдите следующие задание

Слушайте меня внимательно.

— На верхнюю полоску положите 8 пальм, а на нижнюю столь ко же бананов

— сколько ты положил пальм на верхнюю полоску?

— сколько ты положил бананов на нижнюю полоску?

— Что можно сказать о пальмах и бананах?

— Положи на верхнюю полоску еще одну пальму

— Сколько стало пальм?

— Сколько у нас бананов?

— Чего больше пальм или бананов?

— На сколько больше?

_ какое число больше 9 или 8?

— Какое число меньше 8 или9?

— что можно сделать что бы пальм и бананов стало поровну?

Молодцы ребята вы справились и с этим заданием.

У нес проблема: замок с привидениями. Справимся? (Мерсибо). Ручные приведения. Пальчиковая гимнастика.

Ура мы справились. Идём дальше

Что нам делать дальше давайте посмотрим, что нам подскажет карта, найдите следующие задание, где-то здесь сундук с сокровищами вы его не видите?

Смотрите, под пальмой наш сундук с сокровищами. Смотрите у него замок и много разных ключей нужно подобрать нужный ключик которые мы набрали в нашем путешествии

В сундучке разные драгоценные камни

Синий — было тяжело

Красный — все понравилось

Зеленый- было тяжело ноя справился

Посмотрите в сундуке еще есть и волшебный камень он может выполнить одно ваше желание, какое желание вы загадаете?

— Мы хотим попасть в домой

— Закрывайте глаза 1 2 3 нас домой ты нас верни

вот вы и дома, а мне пора возвращаться к своим пиратам. До свиданья друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по Познанию (формирование элементарных математических представлений) на тему: "Счет в пределах 4. Порядковый счет до 4. Геометрические фигуры"

Непосредственно образовательная деятельность проходит в игровой форме. Дети оказываются в сказочной комнате, где их ожидают интересные игры....

Конспект занятия на тему: "Закрепление счета до 5. Порядковый и количественный счет. Понятия "слева", "справа", "спереди", "сзади".

Цели данного занятия: продолжать учить считать и отсчитывать до пяти; закрепить счет в пределах 5; связь числа и цифры; развивать память, мышление, сообразительность, воображение, цветовое восприятие,...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Количество и счет. Счет в пределах 10»

Очень интересное и увлекательно езанятие по математике детям от 6 лет.Им придется решать и преодолевать задачи и примеры, закрепить внимание и зрительную память. Т.е. выручать Буратино из беды....

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Количество и счет. Счет в пределах 10»

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Количество и счет. Счет в пределах 10» Цель: Воспитывать у детей стойкий интерес к математике, продолжать учить решать задачи, способствовать ф...