Программа работы кружка для детей cтаршего дошкольного возраста «Менталика»
рабочая программа по математике (подготовительная группа)

Фимушкина Мирослава Ивановна

Программа работы кружка  для детей старшего дошкольного возраста «Менталика» (Познавательное развитие детей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mentalika.docx39.72 КБ

Предварительный просмотр:

Программа работы кружка  для детей

Старшего дошкольного возраста

«Менталика»

(Познавательное развитие детей)

                                                                             Составлено:  восптателем

                                                                                                               Фимушкиной М.И.    

г.Воркута

2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Формирование математических представлений  - важнейшее средство интеллектуального развития дошкольника, его познавательных и творческих способностей.

Система обучения, сложившаяся в детских дошкольных учреждениях, может быть еще более ориентирована на развитие познавательных интересов и интеллектуальных умений детей в процессе изучения математики, что важно для повышения интереса, эмоционального отношения детей к обучению и положительно влияет на весь ход развития личности.

Изучение математики в детском саду предусматривает уверенную ориентацию детей в количественных и пространственных отношениях окружающей действительности.

Современное обучение математике в дошкольном возрасте во многом ориентируется на вербальные, то есть словесные методы, которые дают возможность формировать у детей конкретные знания, умения и навыки, и недостаточно используют те методы, которые содействуют развитию у них познавательных интересов и способностей, логического мышления.

Занятия по ментальной арифметике решают проблему отсутствия мотивации, повышения интереса к обучению, любознательности, а также развивают умственные и творческие способности ребенка, заставляя запоминать, учить, разбираться.

 Ментальная арифметика – это методика гармоничного развития интеллекта, при которой используется азиатская технология вычислений при помощи счетов абакус. Программу занятий составляют механические упражнения пальцами на счетах, счет в уме и упражнения на концентрацию внимания и логику. Ментальная арифметика помогает не только быстрее осваивать технику и навыки счета, но и значительно увеличивает скорость мышления и способность к творческим дисциплинам.

Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

А также для прочного усвоения материала  используются рабочие тетради на печатной основе с игровыми заданиями для ребенка, которые обеспечивают наглядно-практические действия ребенка по усвоению программного материала:

Все задания, предлагаемые для выполнения ребенком, приспособлены к детскому развитию, создают эмоциональный фон, при котором дети эффективнее усваивают учебный материал.

Данная программа также предусматривает системную работу с родителями, которая отражает такие формы работы как: консультации, практикумы, памятки.

Основная направленность программы.

Настоящая Программа обеспечивает укрепление физического, психического и психологического здоровья детей и обеспечивает психологическое раскрепощение ребенка.

Актуальность программы.

Данная программа позволяет в доступной  и интересной форме целенаправленно прослеживать материал. В ней прослеживается последовательный переход от простых к более сложным видам восприятия. Дети старшего дошкольного возраста в игровой форме учатся выделять и обобщать признаки предметов, чисел; определять последовательность событий; у детей развиваются мыслительные операции анализа и синтеза, корректно формировать восприятие.

Новизна программы.

Настоящая Программа содержит элементы нетрадиционной методики обучения детей дошкольного возраста устному счету с использованием арифметических счет абакус в рамках работы кружка. Программа ориентирована не только на развитие детей, но и на совершенствование профессионализма самого педагога.

Практическая значимость программы.

Особенность программы «Менталика» заключается в том, что ребенок не просто учиться считать, а овладевает элементами логических действий сравнения, классификации, обобщения. Сама программа построена таким образом, что делает весь процесс обучения интересным, поскольку кроме необычных заданий в ней существует множество занимательных упражнений. Ключевыми преимуществами программы являются включение интеллектуальных игр, развивающих внимательность и творческие способности, а также групповых и индивидуальных упражнений, направленных на полноценную работу правого и левого полушарий головного мозга. Работа по данной Программе направлена на формирование у дошкольников навыков, превышающих базовую образовательную программу, а также нравственно – волевые качества личности: настойчивость в достижении результата, выдержку, самоконтроль, умение действовать в коллективе.

Основные принципы программы.

Комплексность. Развитие ребенка – комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, счет) определяет и дополняет развитие других.

Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Программа обучения построена в соответствии с психофизическими закономерностями возрастного развития.

Постепенность. Пошаговость и систематичность в освоении и формировании учебно значимых функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.

Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности. Переход к новому этапу обучения только после полного усвоения материала предыдущего этапа.

Повторяемость. Цикличность повторения материала, позволяющая формировать и повторять полученные умения и знания.

Взаимодействия. Совместное взаимодействие педагога и ребенка направлено на создание условий для более успешной реализации способностей и повышения уровня познавательного и интеллектуального развития детей.

Цель программы: включает в себя несколько основных компонентов:

  • развивать творческие и интеллектуальные способности;
  • улучшать понимание математики;
  • убрать рассеянность и невнимательность;
  • развивать визуально-пространственное мышление;
  • тренировать память (в том числе и зрительную);
  • развивать нематематические навыки.

                     Задачи программы:

Образовательные:

  • дать представление о ментальной арифметике и основах системы счета на абакусе (соробане);
  • обогатить арифметические представления дошкольников;
  • формировать умения соотносить количество и число;
  • формировать вычислительные навыки;
  • обучить техникам устного счета;
  • обогащать словарный запас.

Развивающие:

  • развивать пространственное воображение, абстрактное, логическое мышление;
  • развивать умение применять навыки арифметического счета при решении практических задач;
  • развивать восприятие и воображение;
  • развивать скорость мышления и скорость обработки информации;
  • развивать зрительное и  слуховое внимание;
  • развивать все виды памяти: зрительную, аудиальную, кинетическую;
  • развивать наблюдательность. самостоятельность, инициативу, самоконтроль и активность личности в деятельности в целом.

Воспитательные:

  • воспитывать познавательную активность;
  • воспитание потребности  к  математическим занятиям;
  • воспитывать чувство коллективизма, товарищества.

Содержание программы.

       Программа  реализуется в рамках   интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Она направлена на развитие  познавательной активности, интереса к  математике, развитию  логического мышления, творческих способностей детей 5 – 7 лет. Данная программа отражает систему годового обучения, включая в себя цели, задачи, а также тематический план. Исходя из малой комплектности групп ( до 10 человек) программа базируется на индивидуализации обучения и развития ребенка.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, из расчёта 36 занятий в год.

Материально-техническое обеспечение

Основное оборудование

№ п/п

Перечень основного оборудования

1.

Комната – светлая, просторная, проветриваемая, отвечающая требованиям САНПиН.

2.

Демонстрационная магнитная доска или мольберт.

3.

Мебель (столы, стулья, шкафы для хранения учебного материала)

4.

Дезар

Тематическое планирование.

№ н/п

Название раздела

Количество часов

Количество

занятий

1

Знакомство с ментальной арифметикой. Абакус.

1 час

(60 мин)

2 занятия

2

Изучение цифр  на абакусе

8 часов

(480 мин)

16 занятий

3

Простое сложение

3,5 часа

(210 мин)

7 занятий

4

Простое вычитание

3,5 часа

(210 мин)

7 занятий

5

Простое сложение и вычитание

2 часа

(120 мин)

4 занятия

Всего:

18 часов

 (1080 мин)

36 занятий

  1. Знакомство с ментальной арифметикой. Абакус.

Правила действия на абакусе. Упражнения на абакусе двумя руками одновременно.

№ п/п

Тема

Количество

минут

Количество

занятий

1

Знакомство с ментальной арифметикой

30

1

2

Абакус и его конструкция.

30

1

Всего:

60

2

  1. Изучение цифр на абакусе

«Написание» на абакусе цифр. Работа с цифрами. Работа с карандашами. Работа с флеш-картами.

№ п/п

Тема

Количество

минут

Количество

занятий

1

Знакомство с цифрами

30

1

2

Изучение цифр 1-4 на абакусе

60

2

3

Добавление и вычитание цифр 1-4 на абакусе

90

3

4

Изучение цифр 5-8 на абакусе

60

2

5

Добавление и вычитание цифр 5-8 на абакусе

90

3

6

Изучение цифр 9-10 на абакусе

60

2

7

Добавление и вычитание цифр 9-10 на абакусе

90

3

Всего:

480

16

  1. Простое сложение.

Простое сложение на абакусе. Цифры  1-10. Решение примеров на сложение. Таблицы Шульте.

№ п/п

Тема

Количество

минут

Количество

занятий

1

Сложение на абакусе

150

5

2

Работа с флеш-картами 1-10

30

1

3

Таблица Шульте 1-9

30

1

Всего:

210

7

  1. Простое вычитание.

Простое вычитание на абакусе. Цифры 1-10. Решение примеров на вычитание. Таблицы Шульте.

№ п/п

Тема

Количество

минут

Количество

занятий

1

Вычитание на абакусе

150

5

2

Работа с флеш-картами 1-10

30

1

3

Таблица Шульте 1-9

30

1

Всего:

210

7

  1. Простое сложение и вычитание.

Выполнение заданий с чередованием задач на сложение и вычитание по программе с ментальной картой и без нее (в уме).

№ п/п

Тема

Количество

минут

Количество

занятий

1

Простое вычитание и сложение

90

3

2

Таблица Шульте 1-25

30

1

Всего:

120

4

Прогнозируемые результаты.

На конец учебного года дети должны уметь:

  • объединять группы предметов по общему признаку;
  • считать до 10 и обратно (количественный и порядковый счет);
  • называть числа в прямом порядке 1-10;
  • соотносить цифру и количество предметов;
  • пользоваться цифрами и математическими знаками;
  • различать величины: высоту, длину, ширину;
  • делить предметы на несколько ровных частей;
  • ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости;
  • умение производить сложение и вычитание 1-го и 2-го десятка.

На конец учебного года дети должны знать:

  • состав чисел первого 5 и 10 из двух меньших;
  • предыдущее число, следующее число и соседей числа;
  • как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из числа;
  • находить части целого множества и целое по известным частям;
  • соотносить цифру и количество предметов;
  • составлять и решать задачи на сложение и вычитание;
  •  пользоваться цифрами и математическими знаками;
  • различать величины: высоту, длину, ширину, объем, массу;
  • измерять длину предметов;
  • ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости;
  • освоить приемы счета на абакусе.

Методическое обеспечение программы

1.Михайлова З.А. «Игровые задачи для дошкольников»;

2..Михайлова З.А. «Математика – это интересно»;

3. Помораева И. А., Позина В. А. «Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа» – М.: Мозайка-Синтез, 2015;

4. Помораева И. А., Позина В. А. «Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная  группа». – М.: Мозайка-Синтез, 2015;

5. МедееваИ.Г.  «Дошкольная математика» Часть 1,«Арифметика». Часть 2, Серия «Школа до школы»;

6.НовиковаВ.П.«Математика в детском саду для детей 6-7 лет»;

7. БеляковаО.В. «100 лучших игр для подготовки детей к школе»;

8. АнтоноваО.П. «Умные игры. Умные дети. Развивающие игры и упражнения»;

9. Шалаева Г.П. «Решаем задачи», «Мера измерения»;

10. Цаплина О.В. «Технология развития познавательной активности дошкольника». – Детский сад от А до Я, 2016, №1.

11. Маулешева А.А., Сырланова С.Т. «Ментальная арифметика - нетрадиционный метод обучения устному счету дошкольников» - Международный научный журнал «Символ науки» №12-2, 2016.

12. Вендланд Д. «Ментальная арифметика» - издательский дом «Питер», 2019;

13. Вендланд Д. «Ментальная арифметика 2» - издательский дом «Питер», 2019;

14. Вендланд Д. «Ментальная арифметика 3» - издательский дом «Питер», 2019;

15. Сухова Д.С. «Ментальная арифметика. Часть 2. Простой счет. Книга 1. Книга 2». – КТК «Галактика», 2020;

16. Кац Е. «Необычная математика» - МЦНМО, 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья

Коррекционно-развивающая программа, обеспечивающая полноценное овладение фонетического строя русского языка, интенсивное развитие восприятия, лексико - грамматических категорий языка, развитие с...

Комплексно-тематическое планирование работы с детьми дошкольного возраста от 6 до 7 лет на 2013-2014 учебный год по программе "Разговор о правильном питании"

При разработке комплексно-тематического планирования непосредственно образовательной деятельности (НОД) по формированию культуры здоровья, здорового питания по теме: «Если хочешь быть здоров». И...

Рабочая программа для работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Рабочая программа содержит:1.Пояснительную записку.2. Тематическое планирование лексических тем.3. Тематическое планирование по формированию элементарных математических представлений.4. Диагностически...

примерные рабочие программы работы с детьми дошкольного возраста по программе "От рождения до школы"

Примерные рабочие программы для дошкольников  в первой младшей группе, во второй младшей группе, в средней групе, в старшей группе, в подготовительной группе по пограмме "От рождения до школ...

Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)

Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...

Программа Дополнительного образования (кружковая работа) Тема: «Су-Джок терапия как нетрадиционная форма повышения эффективности логопедической работы с детьми дошкольного возраста»

В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су-Джок метода. Су–Джок терапия является одним из эффекти...