Проект в старшей группе «Светлячки» «Веселая математика»
проект по математике (старшая группа)

Мауль Маргарита Вячеславовна

Проект

в старшей группе «Светлячки»

 «Веселая математика»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад «Теремок

Картинки по запросу математика в картинках для школьников

Проект

в старшей группе «Светлячки»

 «Веселая математика»

                                                             

Воспитатель:

Мауль Маргарита Вячеславовна

Апрель 2021г.

Учиться можно только весело»

 Французский романист Анатоль Франс.

Характеристика проекта:

Тема проекта: "Веселая математика"

Продолжительность проекта: краткосрочный, 12.04.21. – 23.04.21г.

Вид проекта: познавательно - творческий.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.

Актуальность.

     Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни.

     Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически. С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы), так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств. Так же, математическое развитие детей будет более эффективно при взаимодействии с семьями детей.

Чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

Цель проекта: формирование интереса к развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности детей.

Задачи:

  1. Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.
  2. Содействовать развитию умения считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
  3. Способствовать закреплению умения узнавать и называть геометрические фигуры.
  4. Содействовать совершенствованию умения выделять совокупности предметов или  фигур, обладающих общим свойством.
  5. Содействовать развитию мыслительных операций: логического мышления, смекалки, зрительной памяти, воображения, умения сравнивать и анализировать.
  6. Способствовать развитию интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия.
  7. Способствовать воспитанию самостоятельности, умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
  8. Содействовать повышению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
  9. Побуждать родителей к участию в реализации проекта и заниматься с детьми дома.

3110350.jpg

Содержание проекта

Этапы проекта:

Подготовительный этап:

- Определение темы проекта.

- Постановка цели и задач проекта.

- Подбор методической, художественной литературы по теме проекта.

- Создание математического уголка.

- Составление плана основного этапа проекта.

- Привлечение родителей к совместной работе над проектом

- Создание развивающей среды в группе

- Разработка конспектов НОД, викторин.

Основной  

Познавательное развитие

Математическая викторина «Веселая математика»

Непосредственно-образовательная деятельность по ФЭМП

Просмотр презентации «Веселая Математика», «Забавные фигуры».

Просмотр мультфильма  про веселый паровозик, Уроки тетушки Совы и др.;

Раскрашивание математических раскрасок, рисование цифр.

Конструирование.

Работа со счетными палочками.

Дидактические игры с математическим содержанием: «Математическое лото», «Лабиринты», «Какие цифры потерялись», «Веселые цифры», «Математические домики»,  «Геометрик», «Волшебные круги».

Речевое развитие

Чтение стихотворений «Десятка», «Веселый магазин».

Чтение сказок «Теремок», «Колобок», «Сказка о цифрах, которые любили спорить» , «Козленок, который умел считать до десяти»

Составление сказок на темы: «Путешествие цифр», составление рассказов по рисункам.

Социально-комуникативное

Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок.

Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин», «Почта», «Детский сад», «Аптека».

Лабиринты.

Художественно-эстетическое

Рисование «Забавные фигуры»,

Аппликация «Город геометрических фигур».

Лепка «Веселые цифры».

Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах.

Рисование геометрических фигур на песке.

Прослушивание и разучивание песни «Дважды два четыре».

Физическое

Подвижные игры:

П/И. «Неделя стройся!»

П/И «Найди пару»

П/И «Живые числа»

П/И «Встань на свое место».

Пальчиковые гимнастики.

Математические физкультминутки.

Работа с родителями

Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала» (игры).

Консультация для родителей «Занимательная математика дома в повседневной жизни ребенка».

Заключительный

- Тематическая выставка «Веселые цифры»

- Викторина с детьми «Веселая математика»

- Презентация проекта.

Ожидаемые результаты:

- Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

-  Активизация мышления, памяти, внимания, воображения. Сформировать навыки коллективного творчества, взаимопомощи, сотрудничества.

- Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.

Литература:

1. Кротова Т. В. «Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников. Метод проектов». «Справочник старшего воспитателя», №4 2007г.

2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ авт. – сос. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М., 2003.

3. В. П. Бедерханова «Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых». «Развитие личности». №1 2000. С. 24 – 36.

4. Полат Е. С. Метод проектов http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn3.php

5. Т. С. Комарова «Дети в мире творчества» /кн. для педагогов дошкольных учреждений. М., 1995г.

6. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова Методические разработки «Раз ступенька, два ступенька», «Игралочка»;

7. Л. С. Метлина «Формирование элементарных математических представлений»

8. З. А. Михайлова. Пособие «Игровые занимательные задачи для дошкольников», 2000г.

9. А. С. Галанов «Развивающие игры для малышей», Москва «АСТ-ПРЕСС», 2007г.

10. Рабочие тетради «Школа для дошколят». «Развиваем математические способности» 

sobranie_foto.jpg

Результаты проекта.

В ходе проекта дети проявили интерес к математике. Они с удовольствием знакомились с различными дидактическими играми.

Итогом проекта можно считать устойчивый интерес детей к использованию математики не только на занятиях, но и в повседневных играх. Воспитанники стали чаще самостоятельно играть в математические дидактические игры. Стоит отметить, что игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулирует развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.

Картотека математических пословиц и поговорок


Пословица 
— краткое выражение, содержащее народную мудрость. Пишется простым народным языком, часто обладает рифмой и ритмом.

1.

Одна пчела немного меду натаскает.

Одна мудрая голова ста голов стоит.

Один в поле не воин.

Один гусь поле не вытопчет.

Одной рукой в ладоши не хлопнешь.

Одной рукой и узла не завяжешь.

2.

Лентяй дважды работает.

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

Старый друг лучше новых двух.

Две пары сандалий сразу не наденешь

Одна голова - хорошо, а две - лучше.

Старый друг лучше новых двух.

Ум хорошо, а два лучше.

Старший брат, как второй отец.

3.

Хвастуну цена - три копейки.

Друг рядом лучше, чем три вдалеке.

Если у одной плиты три повара толкутся – обед пригорает.

Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года.

4.

Без четырех углов изба не рубится.

Четыре страны света на четырех морях положены.

5.

Один улей – улей, а пять – пасека.

Одна беда иль пять бед, а помощи все одно – нет.

6.

Три коровушки есть, отелятся – будет шесть.

Лапти растеряли, по дворам искали: было пять, а стало шесть.

7.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

У одной овечки семь пастухов.

Один с сошкой, а семеро с ложкой.

У семи нянек дитя без глаза.

8.

Осень – перемен восемь.

Марток – одевай восемь парток.

9.

Девять человек - все равно, что десяток.

Девять мышей вместе потянули – крышку с кадушки стянули.

10.

Чего не сделаешь один, сделают десятеро.

Думай десять раз, говори один.

Поговорка — образное выражение, метафора. Поговорки употребляются в предложениях для придания яркой художественной окраски фактам, вещам и ситуациям.

Одна нога тут, другая - там.

Один за всех и все за одного.

Уплетать за обе щеки.

Два сапога - пара. 

Как две капли воды.

От горшка два вершка.

В трех соснах заблудился.

Плакать в три ручья.

Жить в четырех стенах.

Четыре кола вбито, да небом покрыто.

Знать как свои пять пальцев.

Опять двадцать пять.

Три волосинки в шесть рядов уложены.

Семь бед - один ответ.

Семь пядей во лбу.

Семь пятниц на неделе.

Седьмая вода на киселе.

На будущую осень, годов через восемь.

Девять жизней у кошки.

За тридевять земель, в тридевятом (тридесятом) царстве.

У медведя десять песен и все про мёд.

Картотека математических загадок

Загадка – малый жанр фольклора, представляющий собой

"зашифрованное" образное описание предмета,

 явления или ситуации.

Зимой и летом одним цветом.   (Ель)  

Стоит Антошка на одной ножке. (гриб)

Много рук,  нога -  одна (дерево).

На одной ноге кружится, беззаботна, весела.

В пестрой юбке танцовщица, музыкальная … (юла).

Два конца, два кольца, а посредине гвоздик. (Ножницы.)

Два домика – теплушки

подарены Танюшке (варежки).

У него два колеса и седло на раме,

две педали есть внизу, крутят их ногами (велосипед).

У него глаза цветные, не глаза, а три огня,
он по очереди  ими сверху смотрит на меня (светофор).

Четыре братца под одной крышей стоят (стол).

Хоть у нас четыре ножки,
Мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки,
Мы не овцы и не свинки.
Мы не кони, хоть на нас
Вы садились сотни раз (стулья).

У двух матерей по пяти сыновей,
одно имя всем (пальцы).

И жужжит, и летит,
Есть шесть ног,
Но без копыт. (жук)

Ежедневно в семь утра,
я трещу: вставать порррррра! (будильник)

Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног, вот и весь я - ….(осьминог).

Есть у меня работники,
Во всем помочь охотники.
Живут не за стеной -
День и ночь со мной:
Целый десяток,
Верных ребяток! (пальцы)

Что за мягкие КВАДРАТЫ
Дарят сказки всем ребятам?
На кровати, как подружки,
Пухлощёкие… 
(Подушки.)

Небо, будто синий дом,
Есть одно оконце в нём:
Словно КРУГЛОЕ оконце

В небесах сверкает …
(Солнце.)

Картотека математических считалок.

Считалка – ритмично произносимый стишок, в результате которого определяются места участников в детских играх.

Жили-были сто ребят.
Все ходили в детский сад,
Все садились за обед,
Все съедали сто котлет,
А потом ложились спать — 
Начинай считать опять.

***

Жил в реке один налим,
Два ерша дружили с ним,
Прилетали к ним три утки
По четыре раза в сутки
И учили их считать — 
Раз, два, три, четыре, пять.

***

Вот грибочки на лужочке
В красных шапочках стоят.
Два грибочка, три грибочка,
Сколько вместе будет? —
Пять.

***

Подогрела чайка чайник.
Пригласила восемь чаек:
«Прилетайте все на чай!»
Сколько чаек, отвечай!

***

Чайки жили у причала,
Их река волной качала.
Раз, два, три, четыре, пять — 
Помоги их сосчитать!

***

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Это долька – для ежа,

Это долька – для стрижа,

Это долька – для утят,

Это долька – для котят,

Это долька – для бобра,

А для волка – кожура…

Он сердит на нас – беда!!!

Разбегайтесь, кто куда!

***

Раз-два, раз-два, раз-два-три!
Вслед за мною говори:
В понедельник, вторник, среду
В гости к бабушке поеду,
А в четверг и в пятницу
Санки к дому катятся.
За субботой – воскресенье,
В этот день пекут печенье.
Раз-два, раз-два, раз-два-три!
Всю считалку повтори!

***

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

  ***      

Начинается считалка:

«На березу села галка,

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей.

Завтра с неба прилетит

Синий-синий-синий кит.

Если веришь – стой и жди,

А не веришь – выходи!»

***

Раз, два, три, четыре, пять,

Надо солнышку вставать.

Шесть, семь, восемь, девять, десять,

Солнце спит, на небе месяц.

Разбегайся кто куда,

Завтра новая игра.

***

Сидели два медведя

На липовом суку,

Один читал газету,

Другой месил муку,

Раз ку - ку, два ку - ку.

Оба шлепнулись в муку.

***

Кошкина считалка 
Раз, два, три, четыре, пять.
Кошка учится считать.
Потихоньку, понемножку
Прибавляет к мышке кошку.
Получается ответ:
Кошка есть, а мышки нет.

***

Мышкина считалка 
Раз, два,
Три, четыре.
Посчитаем дыры в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит вкусным будет сыр.
Если в нем одна дыра,
Значит, вкусным был вчера!

Картотека математических скороговорок.

Скороговорка – шуточный жанр народного творчества,

фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов.

Я бродил один у горки, собирал скороговорки.

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке. 

Три сороки – три трещотки

Потеряли по три щетки:

Три – сегодня,

Три – вчера,

Три – ещё позавчера.

Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.

Во дворе четыре Сашки на траве играли в шашки.

Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

Шесть мышат в камыше шуршат.  

На семеро саней по семеро в сани уселись сами.

Шестнадцать шли мышей,
нашли по сорок грошей,
две мыши поплоше
нашли по две гроши.

Съел молодец 33 пирога с пирогом, да все с творогом.

Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

Картотека математических задач в стихах

Сколько солнышек за тучкой,
Сколько стержней в авторучке,
Сколько у слона носов,
Сколько на руке часов?
Сколько ног у мухомора
И попыток у сапера,
Знает и собой гордится,
Цифра-столбик… 
(единица)

Сколько ушек на макушке,
Сколько ног у пол-лягушки,
Сколько у сома усов 
У планеты полюсов,
Сколько в целом половинок,
В паре — новеньких ботинок,
И передних лап у льва
Знает только цифра…
(два)

На крыльце сидит щенок, 

Греет свой пушистый бок. Прибежал еще один 

И уселся рядом с ним. 

(Сколько  стало щенят?) 

1+1=2

Сколько месяцев в зиме,
В лете, в осени, в весне,
Сколько глаз у светофора,
Баз на поле для бейсбола,
Граней у спортивной шпаги
И полос на нашем флаге,
Что нам кто ни говори,
Знает правду цифра…
(три)

На плетень взлетел петух.

Повстречал еще там двух.

Сколько стало петухов?

У кого ответ готов? (3)

1+2=3

Сколько лапок у мангуста,
Лепестков в цветке капусты,
Пальцев на куриной ножке
И на задней лапе кошки,
Рук у Тани вместе с Петей
И всего сторон на свете
Да и океанов в мире,
Знает циферка… 
(четыре)

День рожденья у меня,

Подарили мне коня,

Два мяча, одну вертушку.

Сколько у меня игрушек?

1+2+1=4

Сколько пальцев на руке
И копеек в пятачке,
У морской звезды лучей, 
Клювов у пяти грачей,
Лопастей у листьев клена
И углов у бастиона,
Про все это рассказать 
Нам поможет цифра…
(пять)

Три ромашки-желтоглазки,

Два веселых василька

Подарили  маме дети.

Сколько же  цветов в букете?

3+2=5

Картотека математических сказок

Математика в Лесу

Однажды Цифра Один увидела в лесу зайчонка и сказала ему:
- Из всех лесных зверей только у тебя длинные ушки... Значит ты один такой длинноухий!
- Я не один, - возразил зайчонок, - у меня много братьев.

Пошла Цифра Один дальше, увидела белочку и похвалила ее:
- Во всем лесу только у тебя одной такой пушистый хвостик, значит ты одна такая красивая!
- Я не одна, - не согласилась белочка, - у меня много друзей бельчат. 

Тут на поляну вышел медвежонок и запел: «Всех сильнее медведь в лесу».
– Ты один такой сильный зверь в лесу, – восхитилась цифра 1.
– Да, я один сынок у мамы, и я сильнее всех, – важно ответил медвежонок. Завтра у меня день рождения, и мне исполняется один год.
– Поздравляю! – воскликнула цифра 1, – надеюсь, ты будешь праздновать день рождения один и все угощение съешь сам?
– Одному плохо, – заревел медвежонок. – С кем я буду в прятки играть и песни петь. Это плохой праздник, если ты один.

- Почему никто не хочет быть один? - грустно спросила сама себя Цифра Один.

- А как вы думаете, ребята, почему?

На кого похожа цифра 2?

Шла цифра 2 по дорожке и услышала чей-то плач под кустом.

– Я-я-я, потерялся.
Заглянула Двойка под куст и увидела там большого серого птенца.
– Кто твоя мама? – спросила цифра 2 у птенца.
– Моя мама красивая и большая птица. Она похожа на тебя, – запищал птенец.

Не плачь, мы ее найдем, – сказала цифра 2.

Она посадила птенца на свой хвостик, и они пошли искать маму.

Вскоре Двойка увидела над лугом красивую плоскую птицу с длинным хвостом.

– Это не твой птенец, красивая птица? – спросила Двойка.
– Я не птица, а воздушный змей. У меня даже нет крыльев.
– Пи-пи, это не мама, моя мама похожа на тебя, – сообщил птенец.

Побежала Двойка дальше и увидела, как на большое поле садится огромная лебедь. 

С кем дружит цифра 3?

 Жил-был веселый Светофор. Он стоял на перекрестке и мигал тремя огоньками: зеленым, желтым и красным. Но однажды все три огонька потухли.

Что тут началось! Машины не могли проехать, потому что ехали все сразу. Пешеходы не могли перейти улицу, потому что боялись попасть под машины.

К счастью, в толпе пешеходов была маленькая девочка. Она знала, что светофор дружит с цифрой 3, и скорее ей позвонила:
– Алло, ваш друг светофор заболел, и ему срочно нужна помощь!

Цифра 3 тут же прибежала и принесла ему три вкусных треугольных печенья. Она угостила светофор печеньем, и он сразу загорелся.

Оказывается, светофор очень проголодался, и поэтому не мог больше работать.

С тех пор цифра 3 каждый день приходит в гости к светофору. Когда светофор показывает машинам своим красным глазком, и движение останавливается, цифра 3 кормит его тремя треугольными печеньями.

Четыре желания цифры 4

«Если это зверь с четырьмя глазами, четырьмя крыльями и четырьмя хвостами, значит, я с ним подружусь», – подумала цифра 4.

Зашла она в лесную чащу и услышала страшный рев:
– Кто пришел ко мне?
– Это я – цифра 4, – сказала цифра.
– Что ты принесла? – снова зарычал зверь.
– Четыре сладких печенья, – ответила цифра 4.

– Скорее, давай их сюда, – завопил страшный зверь.

Цифра 4 бросила зверю четыре печенья, и он мигом проглотил их.
– Я умирал от голода, а ты накормила меня, – вдруг замурлыкал зверь. – За это я исполню четыре твоих желания.
Хочу, чтобы в мире было больше ... 

Пять органов чувств

Рано утром веселое пение птиц разбудило девочку. Она открыла глазки и зажмурилась от солнышка. С кухни вкусно пахло блинами. 
Девочка вспомнила, что у нее под подушкой лежит леденец, и достала его. Леденец наполнил рот сладким малиновым вкусом. Мягкое одеяло обняло девочку, и она снова задремала.

Вдруг ушки девочки заговорили сердито:
– Мы услышали пение птиц и разбудили девочку, а вы, глазки, зажмурились от солнышка и не захотели просыпаться.

– Я позвал девочку завтракать вкусным запахом блинов, а ты, язычок, решил вместо завтрака скушать малиновый леденец, – упрекнул носик язычок.

– А вы, ручки, зачем спрятались под мягкое одеяло? – спросили хором нос и ушки.

Обиделись глазки, что их ругают, и рассердились:
– Раз так, мы больше не будем смотреть.

– Я тоже отказываюсь чувствовать вкус, – добавил язычок.

– А мы не хотим ощущать мягкое и твердое, холодное и горячее, – сказали ручки.

Услышала этот разговор цифра 5 и рассердилась:

- Что за безобразие! Вы, пять органов чувств, и всегда должны работать вместе.

– Доброе утро, доченька, – вдруг услышали ушки.

Глазки тут же открылись и увидели маму. Ручки крепко обняли маму. Носик вдохнул нежный запах маминых духов. Ротик проголодался и сказал: «Как вкусно пахнут блины!»

«Хорошо, что все мои пять органов чувств помирились», – обрадовалась девочка.

Сказочная математика - Девочка и Цифра 6

Одна девочка никак не могла запомнить, как пишется цифра 6. Иногда она писала овал внизу, а хвостик вверху, а иногда, наоборот.
– Почему ты опять вместо цифры 6 цифру 9 написала? – сердилась мама.
– У цифры 9 большая умная голова. Цифра 6
решила стать такой же умной и перевернулась, –
засмеялась девочка.
– 
Значит, твоя цифра 6 – цирковая акробатка, –удивилась мама.

Ночью девочке приснился цирк. Вместо зверей там выступали цифры. Они кувыркались, показывали фокусы и жонглировали.
Вдруг директор цирка объявил: «Выступают акробаты: девочка и цифра 6!»
Девочка вышла на арену, и цифра 6 ловко  поставила ее на голову.
– Теперь ты должна посчитать всех зрителей в зале, – сказала цифра 6.
– Как я могу считать, стоя на голове? – сердито спросила девочка.
– А как я могу считать до шести, если ты превращаешь меня в цифру 9? – заплакала цифра 6.
– Извини, я больше не буду тебя переворачивать. Я привяжу тебе на хвостик шесть красивых бантика.

Цифра 7 и Семь цветов радуги

После дождика появилась в небе красавица радуга. Увидели два мальчика радугу и заспорили:

– Самый красивый у радуги красный цвет, потому что у меня есть новый красный велосипед. Хорошо бы вся радуга была красная, – сказал один мальчик.

– Нет, пусть вся радуга будет зеленая. У меня есть любимая зеленая машинка, – сказал второй мальчик.

Долго они спорили, и каждый свой цвет считал самым лучшим. Расстроилась радуга, услышав этот спор. Она всегда думала, что людям нравятся все ее семь цветов. От расстройства радуга растаяла навсегда, и люди разучились радоваться.

– Что делать? Это я радугу обидел, – грустно сказал один мальчик.
– Не горюй. Давай попросим цифру 7 вернуть все семь цветов радуги, – предложил второй мальчик.
Цифра 7, выслушав мальчиков, пошла к художнику и рассказала ему о том, что радуга пропала.
– Я нарисую радугу, если мальчики помирятся.

Художник рисовал картину целых семь дней недели. Когда картина была готова, на небе снова появилась радуга. 

Кто помог Цифре 8?

– Ой-ей-ей! – плакала цифра 8, – я упала, ушибла бок и опаздываю на урок. Сегодня дети должны учить цифру 8. Если я не приду, они меня не выучат.

– Давай мы поплывем на урок вместо тебя. Из двух овальных облаков дети могут сделать цифру 8, – сказали два облака.
– Нет, вы слишком большие и не поместитесь в классе, – грустно
возразила цифра 8. 

– Может, я полечу на паутинке в школу вместо тебя? Я похож на маленькую Восьмерку, и у меня восемь ножек, – пропищал паучок.

– Нет, ты слишком маленький, и ветер может отнести твою паутинку совсем в другую сторону, – печально ответила цифра 8.
По дороге ехал мальчик на велосипеде. Он взял цифру 8 и отвез в школу.

Счастливая цифра 9

– У Пятерки есть пять пальчиков, у Семерки – семь ноток, а у меня ничего нет, – загрустила цифра 9.
– Ты можешь посчитать сразу девять предметов, – стали утешать цифру 9 другие цифры.
– Но мне нечего считать, – чуть не заплакала Девятка.

Солнышко пожалело цифру 9 и подарило ей девять солнечных лучей.

Обрадовалась цифра 9 и весь день считала свои девять лучиков. Когда наступил вечер, цифра 9 спрятала лучи в янтарные камушки, чтобы они не растаяли в темноте.
На другой день цифра 9 увидела на улице плачущую девочку. Девочке исполнилось девять лет, но ее мама с папой поссорились, и поэтому она плакала. «Нельзя оставаться без подарка в день рождения», – решила цифра 9 и подарила девочке янтарные камушки с солнечными лучиками.

Появление Ноля

– Я собою так хорош, я на солнышко похож, и на бублик, и на шарик, – громко распевал Нолик, шагая по дороге.
Все цифры тут же окружили его.
– Ой, ты овальный, как блин! Как тебя зовут? – спросила цифра 2.
– Меня зовут Ноль, и я известная личность. Куда не посмотрите, всюду меня найдете, в любом колесе, – гордо сказал Нолик. 
– А что ты можешь посчитать? – поинтересовалась цифра 9.
– Все, что угодно, могу посчитать, – важно ответил Нолик и принялся считать. Но сколько он ни считал, выходил всегда ноль.
– Зачем ты нужен, если с твоей помощью нельзя посчитать даже один предмет, – засмеялись цифры.
– Неужели я совсем никому ...

Как появилось число 10

Цифра 1 привела Нолик к себе домой, усадила гостя за стол и говорит:
– Извини, Нолик, я не смогу тебя хорошо угостить. У меня в домике все по одному: одна чашка чая и один пирожок.

– А я сам с пустыми руками пришел в гости, – расстроился Нолик.
Цифра 1 поставила перед Ноликом тарелку с одним пирожком, одну чашку чая и села рядом с ним.
На столе вдруг появились десять пирожков и десять чашек чая.
– Нолик – это чудо! Вместе с тобой мы образуем, число 10! – радостно закричала цифра 1.
Она скорее побежала к другим цифрам и пригласила их к себе в гости на чай.
– Спасибо за приглашение, но у тебя в домике всего один пирожок и одна чашка чая, а нас много, – отказались цифры.
– Это раньше так было, но Нолик все изменил и чудесным образом увеличил все в десять раз.

Стихотворения о цифрах.


Вот
один иль единица,
Очень тонкая, как спица.

А вот это цифра
два.
Полюбуйтесь, какова:
Выгибает
двойка шею,
Волочится хвост за нею.

А за
двойкой – посмотри-
Выступает цифра
три.
Тройка — третий из значков-
Состоит из
двух крючков.

За
тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.

А потом пошла плясать
По бумаге цифра
 пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.

Цифра
шесть — дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.

Вот
семерка – кочерга.
У нее одна нога.

У
 восьмерки два кольца
Без начала и конца.

Цифра
 девять иль девятка,
Цирковая акробатка:
Если на голову встанет,
Цифрой
шесть девятка станет.

Цифра вроде буквы О-
Это
 ноль, иль ничего.
Круглый
 ноль, такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки.

Если ж слева, рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это —
десять.

С. Я. Маршак.


Методический  прием по формированию элементарных математических представлений  в  закреплении правильного  написания цифр.

Дети часто пишут цифры в зеркальном виде. И, кажется все понятно, но нет, снова и снова сталкиваешься, цифра развернута в другую сторону.
Наглядный материал – плакат для прочного запоминания написания цифр. А к этому плакату, должна бить и инструкция, то есть сказка - «Царство цифр». Сказка должна помочь ребенку запомнить зрительно, закрепить правильное написание той или иной цифры. А совместное переживание, способствует устойчивой памяти.

                               Сказка «Царство цифр».
        Жили – были цифры в своем царстве. И все было прекрасно. Но однажды случилась  в царстве цифр беда. У них произошло землетрясение. И все цифры вдруг стали не похожи на себя. Одна цифра на боку, другая вдруг встала на голову, а третья просто развернулась в другую сторону. И что началось в царстве – беспорядок.
      И так продолжалось некоторое время. Все устали, и не знали, как навести порядок. Тогда веселый «нолик» рассмеялся и сказал.
- А, я не изменился. Я похож на себя всегда, как меня не поставь. А больше всего я люблю смотреться в зеркало. Вот посмотрите.
И все посмотрели на «нолика», он был написан правильно.
  Посовещавшись, цифры решили все посмотреться в зеркало. Но так как зеркало было одно, и стояло оно с левой стороны, им пришлось потрудиться и встать в правильное положение. Надо запомнить, что все пишут слева на право, и поэтому зеркало стоит слева.
      Первой подскочила цифра «1», и внимательно на себя посмотрела. И вспомнила, что носик у цифры всегда смотрит в левую сторону. И теперь никто не сможет про это забыть, что цифра «1» всегда смотрится в зеркало, которое стоит с левой стороны.

     Цифра «2», поспешила за единицей. И долго рассматривала себя в зеркале. Теперь и эта цифра всегда будет смотреться в зеркало.
     Следующей поспешила «3», и увидела, как она красива, напоминает извилистую змейку и букву «З». И эта цифра встала правильно.
    Поспешила посмотреть на себя цифра «4», острый локоть оттопыря. И решила эта цифра, что только так, правильно, она должна писаться.

      А озорная пятерка, в танце к зерколу подошла, и танцевальной позе замерла. Удивилась, развеселилась и у зеркала поселилась. С этого дня решила она, танцевать только у зеркала. И никогда от него не отворачиваться.
    Но вот цифра «6», одна все грустила и рыдала, рядом встать не как не получалось. Если цифра развернется, то не понятно в кого она превратится. А если на ноги  встанет, то девяткой сразу станет. Так и плачет цифра «6», в зерколо она себя не видит. А все цифры ее утешают, говорят, что она и так красивая и очень необычная.

       За шестеркой поспешила цифра «7». И она себя расмотрела, и удивилась, какая она красивая , да стройная. Поясочком подвязалась, улыбнулась, подтянулась и у зеркала осталась.  

   Ну а цифра «8» удивила, и в зеркало смотреться и не стала. Она была и так уверена, что она самая красивая, и талия у нее меньше всех. Да и формы у ее отличные от всех, не перепутать.
    Удивилать цифра «9», а она сможет себя в зеркале увидеть? Спокойно приселась ,да внимательно присмотрелась. Ей очень понравилось свое отражение. И она решила, что всегда у зеркала будет сидеть и в сторону зеркала смотреть.
    Все в царстве встало на свои места. И веселый «нолик» предложил всем дружить. Да и цифры ему были очень благодарны за помощь. С тех пор , если цифра руку  «нолику» протянет, то на много большей цифрой станет. Но про зеркало , никогда не забывает.

Вот ребята, и вы не забывайте, в какую сторону пишутся цифры. Про зеркало не забывайте.

Математические физминутки.

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладошки три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за столик сесть опять.

Раз, два, три, четыре –

Топаем ногами.

Раз, два, три, четыре –

Хлопаем руками.

Руки вытянуть пошире –

Раз, два, три, четыре.

Наклониться – три, четыре,

И на место поскакать.

На носок, на пятку,

Все мы делаем зарядку.

Раз, два – стоит ракета.

Три, четыре – самолет.

Раз, два - хлопок в ладоши,

А потом – на каждый счет:

Раз, два, три, четыре –

Руки выше, плечи шире.

Раз, два, три, четыре –

И на месте походили.

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их разведем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей!

Раз – подняться, потянуться,          

Два – согнуться, разогнуться,        

Три – в ладоши 3 хлопка,        

Головою три кивка.

На 4 – ноги шире,    

Пять – руками помахать,        

Шесть – на стульчик сесть опять.

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем танцевать.        

- Хлопни справа,

- Хлопни слева,

- Щелкни справа, щелкни слева.

- Руки вверх подними

- Хлопни громко  раз, два, три!

А теперь приседай

От друзей не отставай,

От друзей не отставай

И сначала начинай!    

Здравствуй,  правая рука!

Здравствуй, левая рука!

Здравствуй, правая  нога!

Здравствуй, левая нога!

Здравствуй, правый мой бочок!

Здравствуй, левый мой бочок!

Топни правый каблучок,

Топни  левый каблучок!

Топни, хлопни не ленись.

Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать

Шесть - за стол тихонько сесть.

Лабиринты для детей 5-6 лет

Лабиринты - это такие картинки с запутанными дорожками или ниточками, ведя по которым глазами или пальчиком, ребенок найдет выход или конец веревочки, дорожки. Детки играют в лабиринты очень охотно, но это не только развлечение, но и обучающая дидактическая игра. Игра развивает внимание, терпение, запутанные лабиринты учат держать события в памяти - нужно запомнить все дорожки, по которым ребенок уже сворачивал и пришел в тупик.

http://grow-clever.com/wp-content/uploads/2015/12/mazes04.jpg

«Картотека пальчиковых игр с математическим содержанием»

Девочки и мальчики! Посчитаем пальчики!

Первый, толстенький, – большой,

Указательный – второй.

Третий пальчик – просто средний, у него по два соседних.

А четвертый – безымянный: так его назвали странно.

Пятый мальчик очень мал – и мизинчиком он стал.

Каждый пальчик посчитали и по имени назвали!

Предложите детям сжать пальцы в кулак и начните читать стихотворение (по ходу чтения дети повторяют движения).

Поочередно разогните пальцы, начиная с большого.

Пошевелите пальцами.

Поочередно сожмите пальцы в кулак, начиная с мизинца.

 

Повторите игру с пальцами другой руки.

«Вышли пальчики гулять».

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять

В домик спрятались опять.

Предложите детям сжать пальцы в кулак и начните читать стихотворение (по ходу чтения дети повторяют движения).

Поочередно разогните пальцы, начиная с большого. Пошевелите пальцами.

Поочередно сожмите пальцы в кулак, начиная с мизинца. Повторите игру с пальцами другой руки.

«Пальчики в лесу».

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять:

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот резал, этот ел,

Ну а этот лишь глядел.

Сначала эту игру проводят индивидуально, загибая пальцы по ходу чтения стихотворения.

Предложите ребенку растопырить пальцы и пошевелить ими.

Загните мизинец.

Загните безымянный палец.

 Загните средний и указательный пальцы. Загните большой палец.

«Детки»

Раз-два-три-четыре-пять!

Будем пальчики считать.

Крепкие, дружные,

Все такие нужные. (З. Александрова)

Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.

«Мы считаем»

Можно пальчики считать:

Раз-два-три-четыре-пять.

На другой руке – опять:

Раз-два-три-четыре-пять.

Поочередно разгибать пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого.

«Утята»

Раз-два – шли утята.

Три-четыре – за водой.

А за ними плелся пятый,

Позади бежал шестой.

А седьмой от них отстал.

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал.

А десятый испугался –

Громко-громко запищал:

– Пи-пи-пи – не пищи!

– Мы тут рядом, поищи!

Поочередно сгибать все пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого,

 а со звуков «Пи-пи-пи...» – ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

«Как мы маме помогали»

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду маме мыли: чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду маме мыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Носик чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Вот как маме помогали!

Ребенок сжимает и разжимает кулачки. Потереть одной ладошкой о другую.

Ребенок загибает пальчики, начиная с большого.

Потереть одной ладошкой о другую.

Ребенок загибает пальчики, начиная с мизинца.

Ребенок сжимает и разжимает кулачки.

«Осень»

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать,

Листья березы, листья рябины,

Листья у тополя

И у осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет соберем.

Ребенок по очереди загибает пальчики, начиная с большого.

Ребенок сжимает и разжимает кулачки. Ребенок загибает пальчики, начиная с мизинца.

«Мышка и часы»

Мышь полезла как-то раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: «Бом!»

Мышь скатилась кувырком,

Мышь полезла второй раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: «Бом, бом!»

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!»

Мышь скатилась кувырком.

сидит на полу на коленях и пальчиками «Бежит» от пола по телу до макушки.

Ребенок хлопает в ладоши над головой.

Ребенок «скатывает» руки на пол.

Ребенок хлопает в ладоши над головой два раза.

Ребенок «скатывает» руки на пол.

Ребенок «скатывает» руки на пол.

«Белки-непоседы»

Раз, два, три, четыре, пять,

Пришли к нам белки поиграть.

Одна куда-то ускакала,

Четыре белочки осталось,

А теперь скорей смотри:

Их уже осталось три.

Ну и ну, какая жалость,

Только две у нас осталось.

Эта новость так грустна,

Осталась белочка одна,

А пока мы их считали,

Белочки от нас сбежали.

Ребенок показывает пять пальчиков.

 Ребенок прячет руку за спину.

Ребенок показывает четыре пальчика.

 Ребенок прячет руку за спину.

Ребенок показывает три пальчика.

Ребенок прячет руку за спину.

Ребенок показывает два пальчика.

Ребенок прячет руку за спину.

Ребенок показывает один палец.

«Пять грибов»

Топ-топ – пять шагов,

В туесочке пять грибов.

Мухомор – он красный,

Но этот гриб опасный,

А второй – лисичка – рыжая косичка,

Третий гриб – волнушка – розовое ушко,

А четвертый гриб – сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый,

Кушай его смело.

Ребенок «шагает» пальчиками по столу. Ребенок переплетает пальчики обеих рук – это туесок, большие пальчики ребенок соединяет вместе – ручка.

На каждую строчку стихотворения ребенок загибает по одному пальчику, начиная с мизинца.

«Считалка»

Сколько пальчиков у нас? Посчитаем?

– Это – раз! Загибаем? - Это – два!

Продолжаем? – Три, четыре…

Где же пятый? – Вот, смотрите!

Продолжаем на другой: Вот шестой, седьмой, восьмой…

Пиф-паф-ой-ой-ой!

Да, девятый он такой!

Сколько пальчиков всего? – Ровно десять! О-го-го!!!

Ребенок сгибает руки в локтях, растопыривает пальчики и крутит кистями рук в разные стороны. Ребенок загибает левой рукой пальчики на правой руке.

На пятый пальчик большой палей поднимает вверх. Ребенок продолжает загибать пальчики на другой руке, начиная с мизинца. Когда ребенок загнет восьмой палец, у него получится «пистолет», из которого он стреляет. Ребенок сгибает руки в локтях, растопыривает пальчики и крутит      кистями рук в разные стороны.

    «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем листья собирать

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.  (Н. Нищева)

Загибают пальчики, начиная с большого.

Сжимают и разжимают кулачки

«Шагают» пальчиками

 «Вышел дождик погулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел дождик погулять.

Шел неспешно по привычке, а куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько: «Ох!»

И ушел.

Газон засох.

Удары по коленям пальцами обеих рук

Левая – начиная с мизинца, правая с – большого пальца

«шагают» средним и указательным пальцами

Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками

Часто и ритмично бьют в ладоши

Ритмичные хлопки по коленям.

 

                                                                                                     

     

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по математике с элементами аппликации в старшей группе «Путешествие в математику» в старшей группе (5-6 лет)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №82 «Подсолнушек»Республика Татарстан, город Набережные челны...

Краткосрочный проект в старшей группе "Непоседы" на тему :" Занимательная математика в детском саду".

Проект направлен на решение вопросов развития интереса к игре и к математике у детей старшего дошкольного возраста....

Образовательный проект в старшей группе на тему: Где встречаются числа в математике?

Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной работы должно, в том числе обеспечивать развитие первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме...

Краткосрочный проект в старшей группы «В мире Математики».

Проект направлен на формирование умения применять математические знания в нестандартных практических задачах....

Проект для старшей группы "Занимательная математика"

Проект направлен на повышение интереса у воспитанников старшей группы к математике....

Приложение к проекту в старшей группе «Светлячки» «Веселая математика»

Приложение к проекту в старшей группе «Светлячки»  «Веселая математика»...