статья Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр
статья по математике

Хасдан Василиса Игоревна

В процессе игры дети лучше усваивают программный материал, более точно и правильно выполняют сложные задания. Главное достоинство игр по ФЭМП - дети войдут в мир математики через увлекательные игры, и знания не покажутся им трудными и скучными

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

В процессе игры дети лучше усваивают программный материал, более точно и правильно выполняют сложные задания. Главное достоинство игр по ФЭМП - дети войдут в мир математики через увлекательные игры, и знания не покажутся им трудными и скучными.

Ключевые слова: игра – важнейший вид деятельности детей; развитие логического мышления; умение рассуждать; делать умозаключения; радость от игр; радость учения; увлекательные математические игры.

В условиях современного мира одной из основных задач интеллектуального и личностного развития ребенка становится развитие элементарных математических представлений. Согласно ФГОС ДОО, образовательная программа дошкольного образования должна обеспечивать формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях). И большая часть в реализации этого требования отводится игре, как важнейшему виду деятельности детей.

«Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива» - так писала выдающийся советский педагог Н.К. Крупская.

В игре ребенка привлекают возможности активно себя проявить, выполнить или даже придумать самому игровые действия, добиться результата. Очень часто пассивные в повседневной жизни дети в процессе игры примеряют на себя роль лидера. Играя, ребенок развивается, даже не замечая этого. В некоторых случаях математические игры несут основную учебную нагрузку. Именно поэтому, я широко использую дидактические игры и игровые упражнения в своей работе по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.

Дидактические игры включаются в содержание НОД в качестве одного из средств реализации программных задач: развитие у детей памяти, внимания, мышления, воображения, так как без этих качеств невозможно полноценное развитие ребенка. Дидактическая игра может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, которое направлено на выполнение поставленных задач по ФЭМП. В средней группе дидактические игры уместны как в начале, так и в конце НОД с целью воспроизведения и закрепления ранее изученного материала.

В результате освоения практических действий, дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, многообразие геометрических форм и пространственно-временные отношения.

Дидактические игры по ФЭМП подразделяются на несколько групп:

- игры с цифрами и числами

- игры-путешествия во времени

- игры с геометрическими фигурами

- игры на ориентировку в пространстве

- игры на развитие логического мышления

- игры на плоскостное моделирование

Главной задачей всех этих игр должно быть развитие логического мышления, а именно умения устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру (например, игра «Найди фигуру, пропущенную в ряду»)

Для того чтобы процесс получения знаний был более продуктивным, необходим хороший эмоциональный настрой у детей.

С цифрами мы знакомимся с помощью таких игр, как «Пластилиновые цифры», «На что похожа цифра?», «Цифры вокруг нас». Дети отгадывают математические загадки, учат стихи про цифры, знакомятся с математическими сказками.

На закрепление пройденного материала можно выучить пословицы, поговорки с заданной цифрой, обьявить конкурсы рисунков «Необычная цифра». Часто в качестве динамической паузы  поиграть в   игру «Изобрази цифру», где дети показывают цифры пальцами, руками, используют свое тело, работают в парах.

Прямому и обратному счету мы учимся с помощью игр «Веселый счет», «Смешная зарядка».

Геометрические фигуры мы изучаем в таких играх как: «Геометрия вокруг нас», «Назови на какую фигуру похоже»; игры со счетными палочками «Составь геометрическую фигуру». Сначала выкладываем по образцу, затем усложняем  задание :составить 2 ровных квадрата из 7 палочек или составить квадрат из 2 палочек (с использованием угла стола).

Дни недели изучаем с помощью дидактической игры «Семь гномов», из которой мы узнаем, что каждый день недели имеет свое название. В роли дней недели выступают гномики, каждый из них имеет свой цвет. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, на каждый из них мы учим стишок. игра на закрепление – «Живая неделька», где дети выстраиваются в правильной последовательности с гномиками в руках. Игру можно усложнить, поставив детей в неправильном порядке.

Представления детей о пространстве постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети свободно и с удовольствием выполняют задания типа: «Встань так, чтобы слева от тебя был стол, а справа стул» или «Сядь слева от Вовы». С помощью игр «Мы - архитекторы», «Веселый художник» дети определяют положение одного предмета по отношению к другому.

Также на ориентировку в пространстве используем «Математические квесты» с появлением сказочных персонажей и поиском сокровищ. Чем чаще мы «путешествуем», тем лучше дети справляются со всеми заданиями, употребляют слова для обозначения положения предметов.

В дошкольном возрасте у детей формируется логическое мышление, т.е. умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления.

Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, птиц и животных из фигур. В своей практике недавно я стала использовать некоторые из них: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра».

С помощью развивающего обучения дети войдут в мир математики через увлекательные игры, и знания не покажутся им трудными и скучными.

Список использованных источников

1. Габийе, Анник Большая книга математических упражнений для дошкольников / Анник Габийе. - М.: Эксмо, 2016. - 499 c.

2. Гонина, О.О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / О.О. Гонина. - М.: Юрайт, 2015. - 465с.

3. Дидактические игры-занятия в ДОУ (средний возраст). Выпуск 1:

Практическое пособие воспитателей и методистов ДОУ/Авт.-сост. Е.А.Панова.- Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. – 79 с.

4. Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников / Е.В. Колесникова. - М.: Сфера, 2015. - 112 c.

5. Нищева, Н.В. Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах / Н.В.Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 364 c.

6. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементов математических представлений в средней группе детского сада / И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 670 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы: " Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр "

" Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр "...

ОПЫТ РАБОТЫ «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»

Вашему вниманию хочу предоставить презентацию из опыта работы на тему:...

"Формирование элементарно-математических представлений посредством дидактических игр".

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.  В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учрежде...

Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр

Статья содержит материал по формированию элементарных математических представлений посредством игр с болками Дьенеша, а также дидактические игры на формирование временных представлений....