Статья "Формирование элементарных математических представлений через технологию "Досочки Эдуарда Сегена" с детьми 2 - 3 лет"
статья по математике

Тыван Наталья Витальевна

Формирование элементарных математических представлений через технологию «Досочки Эдуарда Сегена» с детьми 2-3 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл -statya_tyvan_n.v._2.docx73.67 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование элементарных математических представлений через технологию «Досочки Эдуарда Сегена» с детьми 2-3 лет

                          C:\Users\User\Pictures\IMG_20170423_0001.jpg

ФИО автора: Тыван Наталья Витальевна

Должность, наименование образовательного учреждения: 

воспитатель, Муниципальное бюджетного дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад № 8 «Буратино» г. Охи

Педагогический стаж: 7 лет

Квалификационная категория: Первая категория

Образование: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сахалинский государственный университет» г. Южно-Сахалинск присвоена квалификация социальный педагог с дополнительной подготовкой «Воспитатель» (2013)

Сотовый телефон: 89140830313

E- mail: tyvaniha@mail.ru

Содержательная часть:

Дошкольное образование - первая ступень в образовании. Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребёнка, это точка отсчёта для применения инновационных технологий развития, воспитания и обучения дошкольников. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие.  Математика  обладает уникальным развивающим эффектом. Её изучение способствует развитию памяти, воображения, внимание, логики; формирует терпение, настойчивость.

Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. Играя, дети не подозревают, что усваивают какие-то знания, овладевают навыками действия с предметами.

У детей в возрасте  2-3 лет не сформированы элементарные математические представления - это сенсорные понятия: цвет, форма, величина и количество.  Это выясняется в ходе наблюдения за детьми. Поэтому в образовательной деятельности решили применить игровую технологию «Досочки Э. Сегена» для познавательного развития детей.

Эдуард Сеген (годы жизни 1812-1880 гг.) – французский врач, психолог, педагог был руководителем детского отделения, где проводил свои нововведения и улучшил форму воспитания и обучения. Он и является основоположником новой для тех лет системы развития ребёнка. [1].  

 «Доска Э. Сегена» – это игровое, обучающее детей пособие, которое бывает: всевозможных размеров: на различную тематику: транспорт, животные, еда,  фрукты и овощи, времена года и календари; для разной возрастной категории детей.  [2].  

Эдуард Сеген в своей технологии предложил использовать геометрические фигуры различных форм и цветов, вырезанные либо выточенные из некой панели, главной формы, доски, рамки.

Основные цели, которые преследовал  Эдуард Сеген, разрабатывая и внедряя свою методику:

  • возможность исследовать, оценивать и развивать наглядно-действенное мышление ребёнка;
  • исследование способности ребёнка к осмысленным действиям и степени его обучаемости;
  • развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, логического и пространственного мышления, тактильных функций;
  • знакомство с понятиями цвета и формы;
  • стимулирование речевых функций. [2]

Технология Э.Сегена подходит для игры с детьми самого разного возраста – от года и вплоть до семи лет. Единственное что меняется – это сложность досок и их содержание – от элементарных фигурок можно переходить к изучению цветов, цифр, букв, фигурок. [2]

 «Досочки Э. Сегена» имеют все характеристики увлекательной развивающей игры, выполненные из качественного материала, безопасные и яркие, они привлекают внимание детей с раннего возраста.

Целью педагогической деятельности с детьми раннего возраста мы определили формирование и развитие математических способностей через игровую технологию Эдуарда Сегена.

Задачи при работе с данной технологией планируются в соответствии с содержанием образовательной деятельности на каждом возрастном этапе. С помощью «Досочек Э. Сегена» можно решить такие задачи по формированию элементарных математических представлений у детей:

  1. привлекать детей к формированию групп однородных предметов;
  2. учить различать количество предметов (один – много);
  3. формировать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению речи (большой – круг, маленький квадрат);
  4. учить различать предметы по форме и называть их (квадрат, круг, треугольник, овал);
  5. обогащать знания детей способом обследования предметов;
  6. взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей;
  7. расширять представления о познавательном развитии;
  8. развивать мелкую моторику, внимание, логическое мышление, умение подбирать нужные фигуры разными методами.

Игры с применением игровой технологии «Досочки Э. Сегена» могут быть разными, например:

«Ящик Сегена»  - деревянный сортер, содержит геометрические фигуры и формы-вкладыши. Эта игра отлично подходит для детей трёх лет, ведь она одновременно работает и как доски Сегена. Основная задача, как и любого сортера – уложить фигуры и вкладыши в соответствующие по форме отверстия в крышке ящика. Сначала ребёнок пользуется методом подбора, но с каждым днём всё легче будет находить нужное отверстие глазами и класть фигуры безошибочно с первого раза.

Игра «Тактильный мешочек» развивает у детей тактильное восприятие,  обогащает активный словарь детей новыми словами, развивает память,  внимание,  воображение,  образное мышление, мелкую моторику.  Игру можно использовать во всех возрастных группах, усложняя, задачи в зависимости от возраста. В прозрачный мешочек, пакет или коробке находятся геометрические формы с «Досочек Э. Сегена».  Предлагается ребёнку выбрать внутри мешочка одну деталь и на ощупь определить предмет и назвать его. Усложнить задание можно насыпав в «Ящик Сегена» любую крупу и предложить детям закрытыми глазами достать геометрическую фигуру и назвать её.

Игра «Обведи по трафарету (внутреннему и внешнему)». Так же детали «Досочек Э. Сегена» можно использовать в качестве трафаретов. Ребёнку предлагается обвести на листе бумаги трафарет по внутренней или внешней части рамки простыми или цветными карандашами. Так же можно предложить закрасить фигуру или заштриховать предмет. Игра полезна тем, что подготавливает детей к письму.

Игра «Что изменилось?» «Путаница». Предлагается выложить ребенку на столе в ряд несколько предметов из набора «Досочки Сегена» и за одну минуту запомнить порядок и (или) изображения. Затем отвернуться или закрыть глаза, в это время взрослый меняет один предмет, или докладывает новый, а также можно поменять порядок их расположения. Задача ребёнка определить, что изменилось.

Последовательность организации деятельности с детьми по игровой технологии «Досочки Э. Сегена»:

  • В самом начале рекомендуется показать ребёнку новую игру и красочные вставки. Полезно, чтобы дети руками ощупали контуры доски  и деталей, все очертания, углы. Этот приём концентрирует внимание ребёнка на предмете, поможет ему отметить его особенности.
  • После демонстрации необходимо перевернуть доску, чтобы все фигурки выпали на стол или ковёр, где вы играете. Взрослый должен показать рёбёнку, как нужно вставлять вкладыш в окошко.
  • Затем ребёнок самостоятельно пробует вставить вкладыши.

 Эти игры научат ребёнка самостоятельно анализировать и принимать решения.

Можно использовать «Доски Э. Сегена» в усложненном варианте. Рекомендуется для начала продемонстрировать ребёнку пособие, разные детали, фигуры, но не основных цветов, а с рисунками.  Ребенку предлагается понаблюдать, как взрослый соберёт красивые картины на столе, а затем в прорезях.  Можно пофантазировать и из различных геометрических  фигур составить картинку домика, поезда, или, например, рыбки.  Далее  ребёнку предлагается самостоятельно справиться с заданием.

Обязательно нужно похвалить ребёнка, обсудить картинку, которую благодаря его стараниям удалось собрать. Например, придумать сказочную историю о смешных животных, оказавшихся  в окошках яркого домика, поезда уезжающего в волшебную страну.

Игровая технология «Досочки Э. Сегена»  полезна для  развития мелкой моторики рук. Она развивает логическое и пространственное мышление. В процессе тренируется зрительная концентрация, память и тактильное восприятие. Ребёнок знакомится с формами, цветами, величиной, счётом.

Преимущества данной технологии в следующем:

  • ребёнку не нужно ничего объяснять, заставлять, заучивать и смотреть какие-то карточки, достаточно продемонстрировать необходимое действие визуально и попросить повторить;
  • заниматься можно с самыми разными детьми, в том числе и с теми,  чьи речевые функции затруднёны  или вовсе отсутствуют. [3]

Технология «Доски Сегена» используется для исследования сформированности наглядно-действенных форм мышления, специфики конструктивной деятельности у детей. Позволяет анализировать сформированность представлений о форме, особенности зрительно-пространственной ориентировки. Дает возможность оценить доступность простых целенаправленных действий, а также конструктивные возможности, обучаемость. [1].

Единственное на чём настаивает автор – это регулярность использования.

Несмотря на то, что технология Э. Сегена была ориентирована на довольно узкий круг детей, сегодня её используют многие педагоги.

   Таким образом, игры с «Досками Э. Сегена» несут в себе огромную пользу для ребёнка: знакомят с понятиями формы, цвета, размера; развивают мелкую моторику; стимулируют речевое и умственное развитие, мышление и логику, фантазию, координацию и навыки пространственного мышления; воспитывают целеустремлённость и стремление к совершенствованию и победе. И если вы ищите проверенную, эффективную, многофункциональную развивающую игру для детей, досочки Сегена  - прекрасный вариант.  

Список использованной литературы:

  1. Деревянная развивающая игрушка. Досточки Сегена. Методические рекомендации по использованию [Электронный ресурс]. - https://woodlandtoys.ru/uploaded/files/instruktions/%20досточкам%20сегена.pdf 
  2. Занимаемся дома по методике Сегена [Электронный ресурс]. -  https://womensec.ru/articles/kids/development/doski-segena-metodika.html 
  3. Методика доски Сегена: развивающие игры и игрушки [Электронный ресурс]. - https://polonskaya-dlog.ru/metodika-eduarda-segena/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений через экологию для детей 4-5 лет на тему «В зимнем лесу».

Цель: Развитие математических способностей детей через экологию.Задачи: Воспитывать заботливое отношение к объектам живой и неживой природы, к месту, в котором живёшь, отзывчивость, коммуникативность...

Познавательный интерес у детей 6-7 лет на занятиях по формированию элементарных математических представлений, через развитие исследовательской деятельности

Познавательный интерес является основой учебной деятельности: так как интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний, развивает и повышает качество мыслительной деятельности, создает боле...

Учение детей элементарным математическим представлениям через дидактическую игру

      Для обучения через игру созданы и создаются разнообразные дидактические игры и пособия, позволяющие детям играя осваивать знания о предметах способах действий с ними, позна...