Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Путешествие в сказку» (образовательная область «Познавательное развитие»)
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Грачева Наталья Васильевна

создать условия для формирования элементарных математических представлений у детей 4-5 лет через дидактические игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp.docx25.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Путешествие в сказку» (образовательная область «Познавательное развитие»)

 

Цель:  создать условия для формирования элементарных математических представлений у детей 4-5 лет через дидактические игры.

Задачи:

– способствовать формированию порядкового счёта в пределах 5, умения соотносить цифру и количество предметов;

– совершенствовать опыт сравнения предметов по величине, цвету, форме;

– способствовать формированию у детей представлений о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник

– способствовать конструктивному взаимодействию между детьми в процессе игровой  деятельности. 

– Совершенствовать математические понятия: самый высокий, ниже, самый низкий, выше, высокая; широкий, узкий; больше, меньше, поровну.

 

Интеграция образовательных областей:  «Социально-коммуникативное развитие» 

Виды детской деятельности: Познавательная, коммуникативная, практическая, игровая.

  Предшествующая деятельность:

 Дидактические игры и упражнения: «Отсчитай столько же», «Найди пару», Д/и «Разложи по форме», «Подбери по цвету», «Подбери фигуру , «Разложи по порядку», «Высокий-низкий», «Сколько раз прозвенел бубен?», «Транспорт».

 

Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический. 

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный материал: игрушка  Гномик, карточки с изображением геометрических фигур от 1 до 5;  материал для реки; мост-пазл, разрезанный в форме геометрических фигур по числу детей; бабочки-5 шт.; цветы – 5шт; грибочки,    деревянные бруски для  дома Гномика.  Аудиозапись: фонограмма  «В гостях у сказки», «Паровозик», «Плеск воды»,  ноутбук

Раздаточный материал: карточки – «билеты»  с изображением геометрических фигур от 1 до 5;  елочки разной высоты по 5 на каждого ребенка.

Планируемый результат:

Дети:

– считают в пределах 5, соотносят цифру и количество предметов;

– сравнивают предметы по величине, цвету и форме; 

– имеют  представления о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;

– конструктивно взаимодействуют между собой ; 

– применяют понятия:  самый высокий, ниже, самый низкий, выше, высокая; широкий, узкий; больше, меньше, поровну.

 Содержание непосредственно образовательной деятельности. 

  1. Вводная часть – психологический настрой,  мотивационно-побудительный этап.

Организационный момент:

Дети заходят в  зал под музыку фонограммы № 1«В гостях у сказки»,  встают в круг.

Воспитатель: Ребята, давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу «Доброе утро».

Доброе утро, солнце улыбается,

В городах и селах люди просыпаются.

Ждет впереди удачный день,

Заниматься нам не лень!

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? (да)  А хотите мы сегодня отправимся в одну из них

Дети: Да

Воспитатель: И так начнем.  «Жил на свете грустный Гномик. Почему грустный? 

Дети: плохое настроение, не выспался… 

Воспитатель: Да потому, что у него не было дома. И вот однажды, сидя на пенечке, Гномик  решил построить себе домик» 

 Раздаётся плач.

Воспитатель:  Ребята, слышите, кто-то плачет? 

Дети: Да это же Гномик. 

Воспитатель: Гномик, почему ты плачешь, что случилось?

Гномик: Я  сидел на пенечке, думал, как построить себе дом и вдруг налетел сильный ветер, и унес меня далеко от этого места. Теперь я не могу туда добраться,  я боюсь идти один. Ребята, вы поможете мне добраться назад, туда, где я живу и помочь построить домик?

Воспитатель:  Поможем Гномику? (ответы детей).

Дети: Да. 

  1. Основная часть – расширение и уточнение имеющихся представлений у детей.

 Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в весёлое путешествие, где нас ожидает много интересного. И мы обязательно поможем нашему другу! Но сначала вспомним, на чем можно путешествовать? Какие виды транспорта вы знаете?

Дети: На самолете, поезде, автомобиле, корабле, велосипеде и т.д.

Воспитатель: Молодцы, ребята, если вы отгадаете мою загадку, то узнаете, на каком транспорте будем путешествовать мы. Слушайте:

Железные избушки

Прицеплены друг к дружке.

Одна из них с трубой,

            Везет всех за собой. (ПОЕЗД)

– Правильно, мы будем путешествовать на поезде.

( Из стульев, один за другим, составлен поезд.  Места обозначены определенным номером ).

– Ребята, а как вы думаете, что нам нужно для того, чтобы занять место в поезде?

Воспитатель раздает детям «билеты». У детей «билеты» с таким же количеством геометрических фигур, соответственно номерам.

– Нужно сесть на место в поезде, номер указан в «билете»

Дети занимают места в поезде, согласно билету

Звучит фонограмма №2(«Паровозик»)

Звучит фонограмма № 3 («Плеск воды»)

Дидактическая игра «Собери мостик из геометрических фигур». 

Воспитатель: Ребята, наш поезд почему- то остановился. Давайте выйдем из поезда и узнаем, в чем причина? (предполагаемые ответы детей).

Посмотрите, путь поезду преградила речка, речка! Речка, какая – широкая или узкая?

Дети: Широкая

Гномик: Что же нам делать, как я попаду домой?  Ветер разрушил мостик!

Воспитатель: Ребята, подумайте, как нам переправиться через речку? (Дети предлагают варианты)

Правильно, нужно построить мост. Да вот рядом и детали разрушенного моста. Давайте возьмем по одной детали и сложим мост заново.

(Рядом лежат разные геометрические фигуры.  Дети выполняют поставленную задачу).

Воспитатель: Какую фигуру взяли?  

После того как постройка моста будет завершена, дети «перебираются» через речку.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, мы пришли к лесу. Но чтобы нам войти в лес нужно отгадать загадку и выполнить задание

Загадка:

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год  (ель)  

Игра «Посадим елочки в ряд» (дети садятся за столы)

У каждого ребенка по 5 елочек

– Одинаковые ли елочки по высоте?

Воспитатель предлагает расставить елочки в ряд,  начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой,  применяя понятия: самый высокий, ниже, самый низкий, выше, высокая.

Воспитатель  проверяет расположение елочек у детей.

– Расскажите о  том, как  расположили елочки? ( Самая высокая, повыше, высокая, низкая, самая низкая)

Воспитатель: Ой, ребята, а посмотрите какая полянка с цветами!

 Дидактическая игра «Бабочки».

Воспитатель: Ребята, мы с вами пришли  на цветочную полянку.

Распустились здесь цветы

Небывалой красоты.

 Ребята, посмотрите, а цветы одинаковые по цвету? Сколько цветов на полянке?(цветы разные по цвету, всего 5)

Гномик: Посмотрите, ветер занёс бабочек в паутину! 

Воспитатель: Нам нужно им помочь освободиться! Сколько бабочек запуталось в паутине? (3) Давайте их освободим! 

Дети освобождают из сети бабочек.

Воспитатель: Молодцы, ребята, освободили бабочек. На что больше всего любят садиться бабочки?

Дети: На цветы!

Воспитатель: Посмотрите, на полянке растут красивые цветы разных цветов. Какого цвета бабочки? На какой цветок сядет бабочка?

(Дети сажают бабочек на цветы, выбирая для каждой цветок такого же цвета).

Воспитатель: Поровну ли бабочек и цветов? (Нет) Чего больше? (Цветов) Чего меньше? (Бабочек) Почему вы думаете, что цветков больше? (Потому что цветов 5, а бабочек 3) Как сделать так, чтобы цветов и бабочек стало поровну? (Дети предлагают варианты)

Воспитатель: Ой, к нам ещё прилетели бабочки.   Ну, вот теперь, что можно сказать о бабочках и цветах? Сколько их? (Поровну)

 Физминутка «Бабочка и цветок» 

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

 Воспитатель: Ребята, а что ещё вы видите на полянке? (грибы)

Правильно, грибы.

 

Дидактическая игра «Собери грибы».

(Воспитатель хлопает 3 раза, дети собирают каждый по 3 гриба).

Воспитатель: сколько раз я хлопнула в ладоши? (3)Покажите мне, сколько грибов вы собрали? (3)

Воспитатель: Ребята, а куда мы с вами идём? (Помогаем гномику вернуться домой, и построим ему домик) А для того чтобы построить дом мы разомнём пальчики.

 Пальчиковая гимнастика «Дом»

Целый день тук да тук – раздается звонкий стук.

(руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам)

Молоточки стучат,

(стучать кулаком о кулак)

Гному строить дом хотят.

(пальцы соединить, показать «крышу»)

Вот какой хороший дом,

(сжимать-разжимать пальцы)

Как мы славно заживем.

(вращать кисти рук)

 Дидактическая игра «Построим дом Гномику».

 Воспитатель: Нам с вами осталось выполнить то, что мы обещали Гному.

(Дети собирают домики из деревянных брусков)

Гномик: Ну, вот ребята, вы помогли мне вернуться домой, и построили для меня новый домик. Большое спасибо!  

 Воспитатель: Ребята, а сейчас нам пора возвращаться в наш детский сад.  Попрощайтесь с Гномиком. (Дети прощаются). Давайте пройдем через речку по мостику, сядем в поезд. Счастливого пути!

 Звучит фонограмма № 1 «Паровозик» .  Дети отправляются в путь

 III. Заключительная часть – этап обобщения полученного детьми опыта и формирование элементарных навыков самооценки.

Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие, и мы снова в детском саду. Что вам больше всего понравилось? Какие добрые дела совершили? Кому вы сегодня помогли?

Вы меня очень порадовали, все молодцы!

Разработчик: Смирнова Виктория Александровна, воспитатель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе "Путешествие в сказку"

Задачи: Показать детям способ сравнения предметов по ширине и длине, назвать геометрические фигуры, считать в пределах 5. Закреплять умение работать с ножницами. Развивать внимание, умение мысли...

Конспект познавательного занятия в средней группе «Помоги птицам зимой». Образовательная область: «Познавательное развитие»

Конспект познавательного занятия в средней группе  «Помоги птицам зимой».Образовательная область: «Познавательное развитие»Составила и провела Земцова Татьяна Васильевна, воспитатель МКДОУ №3....

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе "Путешествие по сказке колобок"

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе "Путешествие по сказке колобок"...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе "Путешествие в сказку Теремок"

Формирование элементарных математических представлений очень важный и сложный раздел в образовании дошкольника. Наглядного материала должно быть достаточн, он должен быть понятен, ярок, разнообразен. ...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе на тему «Путешествие в сказку» (Образовательная область «Познавательное развитие»)

На занятии обобщаются знания детей о количественных ( сравнение неравных групп предметов) и пространственных представлениях (справа, слева, вверху, внизу), о геометрических фигурах (квадрат, прямоугол...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Путешествие по сказкам»

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Путешествие по сказкам» Тема: «Путешествие по сказкам»Форма проведения: занятие – путешествие.Цель: Формирование ЭМП детей...

конспект занятия по ФЭМП в средней группе "Путешествие в сказки"

Образовательная область: Познавательное развитие.Раздел: ФЭМПЦель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Задачи: Закрепит...