Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников
методическая разработка по математике

Как увлечь дошкольников занимательной математикой и при этом не превратить занятия с ними в школьный урок? Наполните группу материалами математического содержания и используйте традиционные и нетрадиционные формы работы с воспитанниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический час.

Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников

Познавательный интерес - основа учебной деятельности. Он способствует накоплению глубоких знаний, мотивирует умственную активность, создает благоприятный эмоциональный фон для развития психических процессов (мышления, памяти, речи, внимания и т. д.). Они в свою очередь являются предпосылками к учебной деятельности, а следовательно, и дальнейшему успешному обучению ребенка в школе.

Познавательный интерес к математике проявляется в умственной и эмоциональной активности детей, желании получать больше знаний, использовать их в самостоятельной деятельности и быту.

Педагоги должны быть внимательными к каждому ребенку, уметь подмечать степень его заинтересованности умственной деятельностью, создавать условия для того, чтобы превратить познавательный интерес к математике в тягу к знаниям.

Создать предметно-пространственную среду для математического развития детей

Для формирования у детей познавательного интереса в детском саду должны быть созданы условия, при которых они могли бы проявить самостоятельность в выборе игры и игрового материала, исходя из развивающихся у них потребностей.

Основное направление деятельности — развитие познавательного интереса старших дошкольников к математике. В каждой возрастной группе ДОО есть развивающие игры и игровые материалы математического содержания разной степени сложности. В такой среде педагог может одновременно включать в активную деятельность всех детей группы.

Математические игры — эффективное средство развития познавательного интереса дошкольников к математике. Игровые материалы занимательны по содержанию, направлены на развитие внимания, памяти, воображения, стимулируют проявление детьми познавательного интереса и умственной активности.

Игровой материал подобран в соответствии с возрастными особенностями и уровнем развития детей каждой группы. Это настольно-печатные игры, логические таблицы, лабиринты, игры для развития логического мышления (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, различные головоломки, ребусы), игры на составление целого из частей, домино и др.

В специальные папки и альбомы педагоги собирают материалы из детских журналов, популярных сборников, книг по занимательной математике. Большие возможности для творчества содержат игры «Танграм», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Пифагор», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг». Дети могут придумывать новые, более сложные силуэты из двух-трех наборов к игре и составлять один и тот же силуэт из разных наборов.

Дошкольники любят заниматься со счетными палочками. Они используют их для счетных операций (количественного и порядкового счета, составления чисел из двух меньших и др.), делают из них разные геометрические фигуры и предметы. Такие занятия служат началом углубленной работы по развитию у дошкольников творческих способностей и подводят их к самостоятельному придумыванию задач-головоломок.

Чтобы стимулировать дошкольников к коллективным играм, творческой деятельности, педагоги используют фланелеграфы, учебные и магнитные доски, атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Магазин», «Ателье», «Бизнесмены», «Кондитерская фабрика», «Школа» и др. В течение года педагоги меняют игры по мере их освоения, добавляют новые, более сложные; расширяют занимательный игровой материал. Развивающие игры и упражнения они проводят как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей.

Важно, чтобы математика вошла в жизнь дошкольников как способ знакомства с интересными явлениями окружающего мира. Для этого педагоги используют наряду с традиционными нетрадиционные формы работы. Они побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности. К ним относятся:

  • игровые проблемные ситуации;
  • математические сказки;
  • проектная деятельность;
  • элементарные опыты;
  • моделирование и др.

Процесс формирования элементарных математических представлений у детей становится более эффективным и интересным, если педагог использует игровые методы и приемы. Умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели в образовательной деятельности и повседневной жизни.

ЧТО СДЕЛАЕТ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ ЭФФЕКТИВНЫМИ?

  • Нетрадиционная форма.
  • Учет индивидуальных, возрастных и психологических особенностей детей.
  • Задания развивающего, проблемно-поискового характера.
  • Игровая мотивация.
  • Благоприятная психологическая атмосфера и эмоциональный настрой.
  • Интеграция разных видов деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, изобразительной, конструктивной и др.) на основе математического содержания.
  • Чередование видов деятельности.

Важную роль в развитии познавательного интереса дошкольников к математике играет специально организованная педагогами деятельность. Большой интерес вызывают занятия в нетрадиционной форме по мотивам сказок, в форме игр-путешествий, расследований, экспериментов, экскурсий, викторин, сюжетно-ролевых игр, КВН, «Поля чудес», занятия с использованием ИКТ и др.

Чтобы обмениваться опытом, воспитатели проводят открытые занятия по ФЭМП в нетрадиционной форме, среди них:

  • математическая игра по мотивам сказки «В гостях у Белоснежки и гномов»;
  • игра-путешествие «В гостях у сказки»;
  • сюжетно-ролевые игры «Супермаркет», «Путешествие к загадочным математическим планетам»;
  • игры-путешествия «Волшебная страна» (с использованием блоков Дьенеша), «Путешествие в страну Оригами».

Занятия строятся на современных подходах: деятельностном, развивающем, личностно-ориентированном. В ходе них педагоги применяют игровые, проблемно-поисковые, практические методы, проблемно-практические игровые ситуации. Необычная игровая ситуация с элементами проблемы, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает познавательный интерес у детей.

КАКИЕ ЗАДАЧИ ПОМОЖЕТ РЕШИТЬ УГОЛОК ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ?

  • Сформировать у детей интерес к элементарной математической деятельности.
  • Развить качества и свойства личности, необходимые для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность.
  • Воспитать потребность заниматься в свободное время интересными и полезными играми.
  • Развить речь, воображение, мышление, расширить кругозор.

Взаимодействовать с семьями воспитанников

Работу по формированию у детей познавательного интереса к математике следует вести в тесном контакте с семьями воспитанников, рекомендовать родителям использовать занимательный математический материал во время занятий с детьми дома. Это будет способствовать всестороннему развитию дошкольников.

Необходимо использовать коллективные и индивидуальные формы: родительские собрания, консультации, семинары-практикумы, деловые игры, анкетирование и др. Применять наглядно-информационные средства: родительские уголки, папки-передвижки, фотовыставки и фотостенды, памятки-рекомендации, материалы по математическому развитию дошкольников на сайте ДОО.

Особый интерес у детей и родителей вызывает конкурс поделок из природного и бросового материала «Математическая сказка».

Вместе с мамами и папами дети дома с удовольствием мастерят поделки-сказки: «Три медведя», «Белоснежка и семь гномов», «Теремок», «Репка» и др. Затем в группе с воспитателями дошкольники обыгрывают их: показывая высокие и низкие деревья, большого Михаила Ивановича и маленького Мишутку, пересчитывают количество реек на мостике, ступенек на крылечке домика, грибов и цветов в лесу и т. д.

В результате такой работы создается благоприятная эмоциональная атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между всеми участниками образовательной деятельности.

Наличие устойчивого познавательного интереса положительно сказывается на школьном обучении и общем интеллектуальном развитии, в т. ч. на формировании познавательных процессов личности.

Правильно организованная самостоятельная познавательная деятельность развивает у детей умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитывает интерес, волевые черты, формирует желание учиться, привычку к умственному напряжению и труду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников

Консультация для педагогов«Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников»...

Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников.

Познавательный интерес - основа учебной деятельности...

Консультация для воспитателей «Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников»

Формирование элементарных математических представлений у детей — один из разделов образовательной программы ДОО. Как увлечь дошкольников занимательной математикой и при этом ...

Педагогический совет №3. Консультация для воспитателей «Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников»

   Формирование элементарных математических представлений у детей — один из разделов образовательной программы ДОО. Как увлечь дошкольников занимательной математи...

Консультация для воспитателей Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников

Формирование элементарных математических представлений у детей — один из разделов образовательной программы ДОО. Как увлечь дошкольников занимательной математикой и при этом ...