«Знакомство с прямоугольником»
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Опрышко Алина Константиновна

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП)

на тему «Знакомство с прямоугольником»

для детей средней группы комбинированной

направленности для детей с ТНР

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pryamougolnik.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Знакомство с прямоугольником».

1. Цель занятия: познакомить детей с прямоугольником.

2. Задачи:

1. Способствовать формированию представлений о прямоугольнике и его свойствах;

2. Развивать умение детей самостоятельно добывать знания и пополнять их объем (самостоятельно определить сходства и отличия квадрата и прямоугольника);

3. Упражнять в умении правильно называть геометрические фигуры и слова, обозначающие их свойства: прямоугольник, квадрат, длина, ширина, шире, короче, равные по длине, ширине;

3. Развивать пространственные навыки, мышление, внимание, память, творческие способности;

4. Воспитывать сдержанность, внимательность, чувство сотрудничества, аккуратность;

5. Развивать положительные эмоции, способствовать двигательной активности детей на занятии.

3. Тип занятия: формирование новых знаний.

4. Форма занятия: фронтальная, групповая, подгрупповая, индивидуальная.

5. Продолжительность: 20 минут.

6. Участники: дети средней группы.

7. Возраст обучающихся: 4-5 лет.

8. Оборудование и материалы:

Раздаточный материал: геометрические фигуры из цветного картона (1 квадрат, 1 прямоугольник на каждого ребенка), лист бумаги белого цвета с изображением контура прямоугольника на каждого ребенка, цветные карандаши.

9. Предварительная работа: на прогулке, в групповом помещении с детьми рассмотреть окружающие их предметы, найти те, которые по форме напоминают геометрические фигуры уже знакомые детям (круг, треугольник, квадрат); подготовить демонстрационный и раздаточный материал.

10. Методы и приемы работы с детьми: словесные, игровые, практические методы и приемы (подвижная игра, сюрпризный момент, создание проблемной ситуации, игровые приемы, элементарный анализ, сравнение, рассказывание сказки с разыгрыванием сюжета на фланелеграфе).

11. Ход занятия:

1. Организационный момент.

В: Ребята, сегодня не простое занятие! Для того, чтобы войти в группу я дам вам билетики, а вы должны назвать какую форму имеет ваш билетик.

Дети берут билетик и называют геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник) показываю прямоугольник, дети затрудняются с ответом.

2. Организационно-ориентировочный этап.

В: Давайте рассмотрим эту фигуру. Это прямоугольник.

В: Давайте все вместе повторим – прямоугольник.

(Дети громко и четко проговаривают название – прямоугольник. Можно выборочно попросить проговорить отдельных детей.)

Поисковый этап.

В: А на какую геометрическую фигуру похож прямоугольник?

Д: на квадрат.

В: всё правильно

В: посмотрите на квадрат, обведите его пальчиком, скажите, у него есть стороны?

Д: да, есть.

В: Сколько их? Давайте посчитаем

Дети считают

В: А у квадрата есть углы?

Дети: да, есть.

В: Сколько их? Посчитаем

В: А теперь посмотрите на прямоугольник и обведите его пальчиком. Скажите, у него есть стороны? Посчитайте сколько их?

Д: четыре.

В: А у прямоугольника есть углы? Посчитайте сколько их?

Д: да, четыре.

В: посмотрите внимательно и скажите, чем отличается прямоугольник от квадрата?

Д: (ответы детей).

В: ребята, я вам расскажу сейчас одну историю

(Презентация)

Одна девочка гуляла в лесу и заблудилась. Она не знала, в какую сторону ей идти, где её дом. И вдруг она встретила Квадрат и Прямоугольник. Поскольку у Квадрата был очень важный вид, девочка обратилась к нему: «Можно я заберусь на вас и посмотрю, где мой дом?» Она забралась сначала на одну его сторону, но ничего не увидела из-за деревьев, потом попросила Квадрата перевернуться, но и на этот раз ничего не увидела, поскольку все стороны квадрата равны. «Может быть, я смогу помочь тебе?» - спросил скромный Прямоугольник. Он встал во весь рост, девочка забралась на него и оказалась выше деревьев. Она увидела свой дом и узнала куда идти. «Давай, мы тебя проводим», - предложил Квадрат. Вдруг на их пути оказалась речка. «Господин Квадрат, помогите мне через речку перебраться!» - попросила девочка. Квадрат подошел к речке и хотел дотянуться до другого берега, но - плюх и упал в воду. Добрый Прямоугольник помог своему товарищу вылезти из воды. А затем лег на бок и стал мостом. Девочка перебежала по Прямоугольнику и оказалась дома. «Спасибо, - сказала девочка геометрическим фигурам, - вы не оставили меня в лесу и помогли найти дорогу домой. Теперь я знаю, - обратилась девочка к Прямоугольнику, - что вы очень полезная фигура». «Ну что ты, - скромно ответил Прямоугольник, - просто мои стороны разной длины: две длинные, а две короткие».

В: Ребята, понравилась вам сказка? Какие стороны у прямоугольника?

Д: две длинные, а две короткие.

В: (Обобщая ответы детей) Можем сделать вывод, что верхняя и нижняя стороны у прямоугольника длиннее, чем у квадрата, а левая и правая одинаковые по длине.

Динамическая пауза.

В: А теперь давайте немного поиграем! Игра называется «Найди свой домик». На полу два обруча. Внутри одного квадрат, а в другом - прямоугольник.

Дети делятся на две группы: у одних квадраты, у других прямоугольники.

Звучит музыка. Все разбегаются, музыка останавливается, каждый из детей должен найти свой домик: те, у кого квадрат - бежит к обручу, где лежит квадрат, а те, у кого прямоугольник - к обручу с прямоугольником.

Практический этап.

 В: каждому я дала по одному листу. Какой он формы? (прямоугольной).

Посмотрите внимательно. Эта сторона находится сверху и называется – верхняя. Эта сторона находится внизу и называется – нижняя. Поднимите правую руку (воспитатель поправляет при необходимости) и положите ее на правую сторону листа. Сторона так и называется – правая. А теперь положите левую руку на левую сторону листа. Посередине находится центр листа. А теперь посмотрите: кроме сторон у листа есть углы. Сколько их?

Посмотрите в центре листа – домик, в котором живут геометрические фигуры. Пошли фигуры погулять. Слушайте внимательно задание. (дети раскладывают фигуры, каждый на своем листе). На нижней левом углу листа находится треугольник, а в верхнем левом круг. В нижнем правом углу квадрат, а в верхнем правом- прямоугольник.

(Дети выполняют задание.)

Рефлексивно-оценочный этап.

В: Ребята, давайте скажем еще раз, как называется эта геометрическая фигура.

Д: Прямоугольник.

В: чем отличается прямоугольник от квадрата?

Д: у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника две длинные, а две короткие.

 Мне очень понравилось, как вы поработали сегодня. Молодцы! Все старались!

12. Литература:

 Новикова В.П. Математика в детском саду. Младший дошкольный возраст.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 104 с.: илл.

Программа воспитания и обучения в детском саду/Отв. ред. М. А. Васильева. М., 2005.

 Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. – М.: Академия, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ФЭМП «Знакомство с прямоугольником»

Конспект по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР "Знакомство с прямоугольником"...

"Знакомство с прямоугольником"

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию детей в группе среднего возраста ...

ФЭМП "Знакомство с прямоугольником" средняя группа

Задачи: 1)Образовательные - Познакомить детей с прямоугольником и учить их различать прямоугольник и квадрат; - Формировать умение определять величину предметов в группе (большой &ndash...

Конспект занятия по математике - знакомство с прямоугольником (средняя группа)

Цель: Познакомить с геометрической фигурой «Прямоугольник».Задачи:Познавательное развитие:Познакомить с геометрической фигурой «прямоугольник»Упражнять различать прямоугольник,...

«Знакомство с прямоугольником.Счёт в пределах 5, соотношение цифры с количеством. Определение признаков различия и сходства предметов. Сравнение предметов по длине и ширине. »

Познакомить с прямоугольником и его свойствами, закреплять умение распознать геометрические фигуры; счет в пределах 5, умение соотносить цифру с количеством. Развивать логическое мышление, творческие ...

"Счёт в пределах 3.Знакомство с порядковым значением числа. Знакомство с прямоугольником"

     Тема. "Счёт в пределах 3.Знакомство с порядковым значением числа. Знакомство с прямоугольником"Задачи. Закреплять умение считать в пределах 3, познакомить с порядк...