ФЭМП (средняя группа)
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Цыренова Галина Борисовна

26 группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_dlya_sredney_gruppy.docx35.13 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ 2. 

Продолжение темы 1. Закреплять знание о взаиморасположении тел в пространстве: активизировать в речи понятия «перед», «после», «между». 2. Формировать понятие числа: учить сравнивать количество путём приведения к одной форме (на примере пластилина). 3. Формировать умение выполнять действия по заданной схеме (работа по карточкам). 4. Развивать пространственное воображение: учить распознавать силуэты и контурные рисунки с наложением, учить проходить лабиринты. 5. Развивать моторику рук, координацию движений, внимание. 6. Закреплять знание основных цветов. 7. Закреплять знание частей суток.

1. Игра «Бруски» (см. Приложение 1). 2. Игра «Зарядка по карточкам» (см. дидактические игры для детей 3—4 лет). 3. Колобок, пирожок и кренделёк из пластилина (для демонстрации и у каждого ребёнка). Пластилин следует подбирать мягкий, чтобы детям легко было с ним работать. Рис. 1 58 4. Игра «Собираем чемоданы» (см. дидактические игры для детей 4—5 лет). 5. Верёвка (4—5 метров). 1. Игра «Бруски» (см. занятие 1) 2. Игра «Зарядка по карточкам» (см. занятие 1) 3. Задание в РТ (с. 7) Перед детьми на столах лежат колобок, пирожок и кренделёк из пластилина. Педагог спрашивает: «Как вы думаете, какой кусок самый большой? Как это проверить?» (Скатать в шарики.) Дети делают шары и сравнивают их. 4. Задания в РТ (с. 9) Дети определяют по картинкам части суток, объясняют, почему они так считают. При необходимости педагог помогает. 5. Стихотворение с движениями «Наш день» Педагог читает детям стихотворение и показывает движения (рис.  2). Затем дети вместе с педагогом выполняют их и произносят слова. Утром солнышко встаёт, Днём по небу катится, Вечером вниз упадёт, Ночью вовсе спрячется. Рис. 2 59 6. Игра «Собираем чемоданы» (см. занятие 1) 7. Упражнение «Мышка ходит в норке» (см. занятие 1) ЗАНЯТИЕ 3. Продолжение темы 1. Развивать предпосылки логического мышления: учить составлять логическую последовательность. 2. Формировать понятие числа: учить сравнивать количество путём приведения к одной форме (на примере пластилина). 3. Формировать умение выполнять действия по заданной схеме (работа по карточкам). 4. Развивать пространственное воображение: учить распознавать контурные рисунки с наложением, учить проходить лабиринты. 5. Развивать моторику рук, координацию движений, внимание. 6. Закреплять знание частей суток.

1. Рисунок поезда и магниты — белые (4 шт.) и чёрные (4 шт.) — для демонстрации. 2. Игра «Зарядка по карточкам» (см. дидактические игры для детей 3—4 лет). 3. «Сосиски» из пластилина разной формы: короткая и толстая, тонкая и длинная (для демонстрации и у каждого ребёнка). 4. Игра «Собираем чемоданы» (см. дидактические игры для детей 4—5 лет). 5. Верёвка (4—5 метров).

1. Игра «Продолжи ряд» На доске нарисован поезд. Колёса (чёрные и белые магниты) есть только у головного вагона. Педагог спрашивает: — Чего не хватает у вагончиков? (Дети отвечают.) Давайте дополним их колёсами. (Первый вагон дополняет педагог, рис. 3.) 60 — Сначала я беру чёрное колесо, потом белое. Далее дети выкладывают магниты-колёса самостоятельно. Педагог задаёт наводящий вопрос: — Какое колесо мы берём сначала — белое или чёрное? 2. Игра «Зарядка по карточкам» (см. занятие 1) 3. Задания в РТ (с. 11). (Работа с пластилином.) Перед детьми на столах лежат заготовленные из пластилина «сосиски». Педагог рассказывает: «У бабушки жили кот Васька и пёс Барбос. Однажды бабушка принесла своим любимцам по сосиске. Только сосиски были разные. Одна сосиска короткая и толстая…» — Покажите эту «сосиску». (Дети поднимают короткую и толстую «сосиску» из пластилина.) «…А другая — тонкая и длинная…» (Дети показывают тонкую и длинную «сосиску».) «— …Мяу, — сказал кот Васька, — мне самую большую сосиску. — Гав, — сказал пёс Барбос, — мне самую большую сосиску». — Ребята, как вы думаете, какая «сосиска» самая большая? Как можно проверить? (Скатать в шары.) Дети убеждаются, что «сосиски» одинаковые. 4. Стихотворение с движениями «Наш день» (см. занятие 1) 5. Игра «Собираем чемоданы» (см. занятие 1) Рис. 3 61 6. Упражнение «Мышка ходит в норке» Дети проходят по верёвке, сложенной в виде петли (рис. 4). Важно проследить, чтобы ребёнок проходил петлю правильно, последовательно по всей верёвке. Если ребёнок сбивается, то педагог приподнимает часть верёвки, чтобы ребёнок увидел, куда она ведёт.

 ЗАНЯТИЕ 4. Продолжение темы 1. Развивать предпосылки логического мышления: учить составлять логическую последовательность. 2. Формировать понятие числа: учить сравнивать количество путём приведения к одной форме (на примере пластилина). 3. Формировать умение выполнять действия по заданной схеме (работа по карточкам). 4. Развивать пространственное воображение: учить распознавать контурные рисунки с наложением, учить проходить лабиринты. 5. Развивать моторику рук, координацию движений, внимание. 6. Закреплять знание частей суток. Рис. 4 62 1. Рисунок гусеницы и магниты трёх цветов (по 3—4 шт. каждого цвета — для демонстрации). 2. Игра «Зарядка по карточкам» (см. дидактические игры для детей 3—4 лет). 3. Две «баранки» из пластилина (для демонстрации и у каждого ребёнка). 4. Игра «Собираем чемоданы» (см. дидактические игры для детей 4—5 лет). 5. Верёвка (4—5 метров).

Игра «Продолжи ряд». На доске нарисована гусеница, «украшенная» цветными магнитами разных цветов: синим, жёлтым, красным (рис. 5). Узор не закончен. Дети должны его продолжить с помощью магнитов, соблюдая заданную последовательность. Методику проведения см. в занятии 3. 2. Игра «Зарядка по карточкам» (см. занятие 1) 3. Задания в РТ (с. 13). (Работа с пластилином.) Перед каждым ребёнком лежат две «баранки» из пластилина. Они слеплены из большого и маленького кусков, одинаковые по диаметру, но разные по толщине. Дети объясняют, Рис. 5 63 что нужно сделать, чтобы узнать, какая «баранка» большая, а какая маленькая. Затем сравнивают. 4. Стихотворение с движениями «Наш день» (см. занятие 1) 5. Игра «Собираем чемоданы» (см. занятие 1) 6. Упражнение «Мышка ходит в норке» (см. занятие 3, рис. 6)

ЗАНЯТИЕ 5. Сравнение количества приведением к одной форме (на примере крупы) 1. Развивать предпосылки логического мышления: учить составлять логическую последовательность. 2. Формировать понятие числа: учить сравнивать количество путём приведения к одной форме (на примере крупы). 3. Формировать умение выполнять действия по заданной схеме (работа по карточкам). 4. Развивать пространственное воображение: учить соотносить вырезанный фрагмент с формой и узором рисунка, учить проходить лабиринты. 5. Развивать координацию движений, внимание. 6. Закреплять знание частей суток. Рис. 6 64 1. Рисунок самолёта и магниты трёх цветов (по 3—4 шт. каждого цвета — для демонстрации). 2. Игра «Зарядка по карточкам» (см. дидактические игры для детей 3—4 лет). 3. Две баночки, одна узкая и высокая, другая низкая и широкая (можно использовать пластиковые бутылки разной ширины), и два одинаковых стакана, крупа, поднос — для демонстрации. 4. Игра «Спрячь лягушат от цапли» (см. дидактические игры для детей 4—5 лет). 5. Верёвка (4—5 метров).

1. Игра «Продолжи ряд» На доске нарисован самолёт с иллюминаторами-магнитами (рис.  7). Педагог просит детей внимательно рассмотреть расположение окон и продолжить ряд с помощью цветных магнитов. Методику проведения см. в занятии 3. 2. Игра «Зарядка по карточкам» (см. занятие 1) 3. Задания в РТ (с. 15). (Эксперимент с крупой.) Дети рассматривают картинки в рабочей тетради. Педагог рассказывает про цыплёнка Ко-ко и пересыпает крупу из баночки в баночку несколько раз, чтобы дети заметили, что уровень крупы становится то больше, то меньше. Затем задаёт наводящий вопрос: «Может, крупинки то увеличиваются, то уменьшаются?» Обращает внимание детей на рисунок в рабочей те

Рис. 7 65 тради. Затем педагог берёт два одинаковых стаканчика, заполненных крупой. Ставит перед детьми пустые баночки разной формы, пересыпает в них крупу (дети видят, что уровень крупы разный). Затем из баночек высыпает снова в стаканы (дети видят, что крупы в стаканах одинаковое количество). 4. Стихотворение с движениями «Наш день» (см. занятие 1) 5. Игра «Спрячь лягушат от цапли» Педагог делит группу пополам: одной части отдаёт карточки с изображением лягушат, второй — карточки с изображением геометрических фигур («заплатки»). Дети должны подобрать фигуру-«заплатку» (спрятать лягушат от цапли) так, чтобы она подходила по форме и узору к карточкам, на которых изображены лягушки. 6. Упражнение «Мышка ходит в норке» Педагог делает из верёвки более сложную петлю (рис. 8). Дети выполняют упражнение. Рис. 8

ЗАНЯТИЕ 6. Сравнение количества приведением к одной форме (на примере воды) 1. Развивать предпосылки логического мышления: учить составлять логическую последовательность. 66 2. Формировать понятие числа: учить сравнивать количество путём приведения к одной форме (на примере воды). 3. Формировать умение выполнять действия по заданной схеме (работа по карточкам). 4. Развивать пространственное воображение: учить соотносить вырезанный фрагмент с формой и узором рисунка, учить проходить лабиринты. 5. Развивать координацию движений, внимание. 6. Закреплять знание частей суток. 1. Рисунок узора на доске и магниты двух цветов (по 3—4 шт. каждого цвета — для демонстрации). 2. Игра «Зарядка по карточкам» (см. дидактические игры для детей 3—4 лет). 3. Две баночки, одна узкая и высокая, другая низкая и широкая (можно использовать пластиковые бутылки различной ширины), и два одинаковых стакана, вода, поднос — для демонстрации. 4. Игра «Спрячь лягушат от цапли» (см. дидактические игры для детей 4—5 лет). 5. Верёвка (4—5 метров).

Игра «Продолжи ряд» На доске нарисован узор (рис. 9). Педагог просит детей с помощью цветных магнитов продолжить узор. Методику проведения игры см. в занятии 3. 2. Игра «Зарядка по карточкам» (см. занятие 1) Рис. 9 67 3. Задания в РТ (с. 17). (Эксперимент с водой.) Дети рассматривают картинки, педагог рассказывает про цыплёнка Ко-ко и переливает воду из баночек разной формы в одинаковые стаканчики. 4. Стихотворение с движениями «Наш день» (см. занятие 1) 5. Игра «Спрячь лягушат от цапли» (см. занятие 5) 6. Упражнение «Мышка ходит в норке» Педагог делает из верёвки новый рисунок петли. Дети выполняют упражнение.

ЗАНЯТИЕ 7. Порядковый счёт до 5 1. Развивать предпосылки логического мышления: учить составлять логическую последовательность событий и распознавать нелепицы. 2. Формировать умение выполнять действия по заданной схеме (работа по карточкам). 3. Формировать понятие числа: учить сравнивать по количеству независимо от величины на примере колёс разной величины. 4. Формировать навык порядкового счёта до 5. 5. Развивать пространственное воображение: учить соотносить вырезанный фрагмент с формой и узором рисунка, учить проходить лабиринты. 6. Развивать координацию движений, внимание.

 1. Игра «Что перепутал художник?» (см. дидактические игры для детей 4—5 лет). 2. Игра «Распредели по порядку» (см. дидактические игры для детей 4—5 лет). 3. Игра «Зарядка по карточкам» (см. дидактические игры для детей 3—4 лет). 68 4. Игра «Спрячь лягушат от цапли» (см. дидактические игры для детей 4—5 лет). 5. Верёвка (4—5 метров). 1. Игра «Что перепутал художник?» Дети рассматривают картинку, определяют, что на ней нарисовано неправильно. 2. Игра «Распредели по порядку»

 Педагог прикрепляет к доске серию сюжетных картинок, нарушая логическую последовательность. Дети помогают расположить карточки по порядку. Под музыку с помощью жестов дети вместе с педагогом последовательно передают события, изображённые на карточках. При этом педагог добивается, чтобы дети по карточкам определяли и «подсказывали» педагогу каждое последующее действие. 3. Игра «Зарядка по карточкам» (см. занятие 1) 4. Задания в РТ (с. 19) Дети разглядывают картинку, педагог рассказывает историю. «В сарае у бабушки стоял старый велосипед. (Сколько колёс у велосипеда? Какие они? Сколько больших колёс и сколько маленьких?) Большое колесо подумало: „Я большое, поэтому я важнее, зачем мне нужны маленькие колёса“ и ночью потихоньку открутило болтики у маленьких колёс. Утром внук Миша взял велосипед, чтобы покататься, сел на него и немного проехал. Открученные болтики отлетели от маленьких колёс. Посмотри: что случилось с Мишей? (Он упал.) Мальчику было очень больно и обидно. Он потёр ушибленную коленку и совсем расстроился, ведь велосипед теперь был с одним колесом…» — Ребята, можно кататься на таком велосипеде? (Нет.) 69 «…А большому колесу стало стыдно, и оно созналось, что поступило так потому, что решило обойтись без маленьких колёс. Пришлось велосипед отнести в ремонт. Мастер прикрутил маленькие колёса и сказал: „Неважно, что одно колесо у велосипеда большое, а другие маленькие, главное, что их три, а на одном колесе кататься нельзя“». — Ребята, а какие ещё бывают велосипеды? (Двухколёсные.) 5. Стихотворение с движениями «Счёт до 5» Шёл один я по дорожке, (Дети маршируют, показывая один палец.) Шли со мной мои две ножки, (Маршируют, показывая два пальца.) Вдруг навстречу три мышонка: (Останавливаются, показывают три пальца.) — Ой, мы видели котёнка, (Обхватывают ладонями щёки и качают головой.) У него четыре лапки, (Показывают четыре пальца.) В лапках острые царапки, (Показывают, как котёнок царапается.) Один, два, три, четыре, пять, (По очереди загибают пальцы второй рукой.) Надо быстро убегать. (Бегут на месте.) 6. Игра «Спрячь лягушат от цапли» (см. занятие 5) 7. Упражнение «Мышка ходит в норке» Задание выполняется с новым рисунком петли (см. занятие 3).

 ЗАНЯТИЕ 8. Сравнение по количеству независимо от величины (на примере кругов разной величины) 1. Развивать предпосылки логического мышления: учить составлять логическую последовательность событий и распознавать нелепицы. 2. Формировать умение выполнять действия по заданной схеме (работа по карточкам). 70 3. Формировать понятие числа: учить сравнивать по количеству независимо от величины на примере кругов разной величины. 4. Учить замещать реальные предметы фигурами (животных — кругами). 5. Формировать навык порядкового счёта до 5. 6. Развивать пространственное воображение: учить соотносить вырезанный фрагмент с формой и узором рисунка, учить проходить лабиринты. 7. Развивать моторику рук, координацию движений, внимание. 1. Игра «Что перепутал художник?» (см. дидактические игры для детей 4—5 лет). 2. Игра «Распредели по порядку» (см. дидактические игры для детей 4—5 лет). 3. Игра «Зарядка по карточкам» (см. дидактические игры для детей 3—4 лет). 4. Игра «Спрячь лягушат от цапли» (см. дидактические игры для детей 4—5 лет). 5. Верёвка (4—5 метров). 1. Игра «Что перепутал художник?» (см. занятие 7) 2. Игра «Распредели по порядку» (см. занятие 7) 3. Игра «Зарядка по карточкам» (см. занятие 1) 4. Задания в РТ (с. 21—23) Дети выполняют задание на с. 21, затем слушают сказку и выполняют задания на с. 22—23. 5. Стихотворение с движениями «Счёт до 5» (см. занятие 7) 71 6. Игра «Спрячь лягушат от цапли» (см. занятие 5) 7. Упражнение «Мышка ходит в норке» Задание выполняется с новым рисунком петли.

ЗАНЯТИЕ 9. Закрепление темы 1. Развивать предпосылки логического мышления: учить составлять логическую последовательность событий и распознавать нелепицы. 2. Формировать умение выполнять действия по заданной схеме (работа по карточкам). 3. Формировать понятие числа: учить сравнивать по количеству независимо от величины на примере кругов разной величины. 4. Учить замещать реальные предметы фигурами (животных — кругами). 5. Формировать навык порядкового счёта до 5. 6. Развивать пространственное воображение: учить соотносить вырезанный фрагмент с формой и узором рисунка, учить проходить лабиринты. 7. Развивать моторику рук, координацию движений, внимание.

  1. Игра «Что перепутал художник?» (см. дидактические игры для детей 4—5 лет). 2. Игра «Распредели по порядку» (см. дидактические игры для детей 4—5 лет). 3. Игра «Зарядка по карточкам» (см. дидактические игры для детей 3—4 лет). 4. Два больших серых круга, четыре маленьких круга (два коричневых и два жёлтых), две нарисованные на доске «клетки для зверей», шесть магнитов. 5. Игра «Спрячь лягушат от цапли» (см. дидактические игры для детей 4—5 лет). 6. Верёвка (4—5 метров). 72 1. Игра «Что перепутал художник?» (см. занятие 7) 2. Игра «Распредели по порядку» (см. занятие 7) 3. Игра «Зарядка по карточкам» (см. занятие 1) 4. Задания в РТ (с. 25) Дети выполняют задание, затем слушают сказку. На доске схематично изображены две клетки (рис. 10). Обезьяны обозначены жёлтыми и коричневыми кругами. — В одной клетке находятся коричневые обезьяны. Сколько их? (Две.) В другой — жёлтые. Сколько их? (Две.) Каких обезьян больше — коричневых или жёлтых? (Их поровну.) Но вот в зоопарк привезли слонов, а лишних клеток нет. Тогда директор зоопарка придумал вот что. В одну клетку он посадил всех обезьян, а в другую  — двух слонов (рис. 11). (Педагог все маленькие круги перемещает в одну клетку и добавляет в пустую клетку два больших серых круга.) Сколько стало обезьян? Кого больше  — обезьян или слонов? (Дети отвечают.) Давайте проверим. Как можно назвать одним словом тех, кто живёт в зоопарке? (Звери.) Давайте каждому зверю мы дадим по мячу. (Педагог прикрепляет по магниту рядом с каждым зверем.) Вот мячи обезьян. Почему их больше? Вот мячи слонов. Почему их меньше? (Дети отвечаРис. 10 73 ют.) По величине обезьяны меньше слонов, но по количеству обезьян больше! 5. Стихотворение с движениями «Счёт до 5» (см. занятие 7) 6. Игра «Спрячь лягушат от цапли» (см. занятие 5) 7. Упражнение «Мышка ходит в норке» Задание выполняется с новым рисунком петли.

ЗАНЯТИЕ 10. Введение понятия числа. Зависимость от мерки 1. Развивать предпосылки логического мышления: учить составлять логическую последовательность событий и распознавать нелепицы. 2. Формировать умение выполнять действия по заданной схеме (работа по карточкам). 3. Формировать понятие числа. Дать представление о зависимости числа от мерки, его абстрактности («волшебности»). 4. Формировать навык порядкового счёта до 5. 5. Развивать пространственное воображение: учить соотносить вырезанный фрагмент с формой и узором рисунка, учить проходить лабиринты. 6. Развивать координацию движений, внимание. Рис. 11 74 1. Игра «Что перепутал художник?» (см. дидактические игры для детей 4—5 лет). 2. Игра «Распредели по порядку» (см. дидактические игры для детей 4—5 лет). 3. Игра «Зарядка по карточкам» (см. дидактические игры для детей 3—4 лет). 4. Поднос, банка для воды, стаканы различной величины (три стакана по 100 г, два стакана по 150 г, шесть стаканов по 50 г), бутылочка с крышкой, воду для наглядности подкрасить и разлить заранее в три стакана по 100 г. Приготовить 6 «единиц» из игры «Число». 5. Игра «Спрячь лягушат от цапли» (см. дидактические игры для детей 4—5 лет). 6. Верёвка (4—5 метров). 1. Игра «Что перепутал художник?» (см. занятие 7) 2. Игра «Распредели по порядку» (см. занятие 7) 3. Игра «Зарядка по карточкам» (см. занятие 1) 4. Задания в РТ (с. 27—29) Педагог рассказывает сказку о волшебнике Путалке и одновременно демонстрирует все превращения с водой, как показано в тетради. 5. Стихотворение с движениями «Счёт до 5» (см. занятие 7) 6. Игра «Спрячь лягушат от цапли» (см. занятие 5) 7. Упражнение «Мышка ходит в норке» Задание выполняется с новым рисунком петли. 75

ЗАНЯТИЕ 11. Практическая работа (измерение воды меркой) 1. Развивать логическое мышление: учить составлять логическую последовательность событий и распознавать нелепицы. 2. Формировать умение выполнять действия по заданной схеме (работа по карточкам). 3. Развивать пространственное воображение: учить проходить лабиринты, соотносить предметы по одинаковой расцветке. 4. Формировать понятие числа: учить пользоваться меркой и находить результат измерения. 5. Развивать моторику рук, внимание. 1. Игра «Что перепутал художник?» (см. дидактические игры для детей 4—5 лет). 2. Игра «Распредели по порядку» (см. дидактические игры для детей 4—5 лет). 3. Игра «Зарядка по карточкам» (см. дидактические игры для детей 3—4 лет). 4. Игра «Телефоны» (см. дидактические игры для детей 4—5 лет). 5. «Единицы» из пособия «Число»; поднос, мерные ложечки, небольшое ведро для переливания воды, стакан с водой. Воды в стакан следует налить столько, чтобы при измерении получилось число 3. 1. Игра «Что перепутал художник?» (см. занятие 7) 2. Игра «Распредели по порядку» (см. занятие 7) 3. Игра «Зарядка по карточкам» (см. занятие 1) 4. Задания в РТ (с. 31) Дети выполняют задания в тетради. Педагог при необходимости помогает. 76 5. Игра «Телефоны» Педагог раздаёт карточки с изображением телефонов. Дети подбирают к своему телефону пару, совпадающую с ним по расцветке. 6. Практическая работа Педагог учит детей правильно пользоваться меркой. Дети должны найти число, которое «спряталось» в стакане с водой, с помощью мерки. Можно организовать работу в парах: один ребёнок мерным стаканчиком переливает воду, а второй откладывает «единицы». Затем дети меняются ролями.

ЗАНЯТИЕ 12. Закрепление пройденного 1. Развивать логическое мышление: учить составлять логическую последовательность событий и распознавать нелепицы. 2. Формировать умение выполнять действия по заданной схеме (работа по карточкам). 3. Развивать пространственное воображение: учить проходить лабиринты, соотносить предметы по форме. 4. Формировать понятие числа: учить пользоваться меркой и находить результат измерения. 5. Развивать моторику рук, внимание. 1. Игра «Что перепутал художник?» (см. дидактические игры для детей 4—5 лет). 2. Игра «Распредели по порядку» (см. дидактические игры для детей 4—5 лет). 3. Игра «Зарядка по карточкам» (см. дидактические игры для детей 3—4 лет). 4. Игра «Телефоны» (см. дидактические игры для детей 4—5 лет). 5. «Единицы» из пособия «Число»; поднос, мерные ложечки, небольшое ведро для переливания воды, ста- 77 кан с водой. Воды в стакан следует налить столько, чтобы при измерении получилось число 4. 1. Игра «Что перепутал художник?» (см. занятие 7) 2. Игра «Распредели по порядку» (см. занятие 7) 3. Игра «Зарядка по карточкам» (см. занятие 1) 4. Задания в РТ (с. 33) Дети выполняют задания в тетради. Педагог при необходимости помогает. 5. Игра «Телефоны» Педагог раздаёт карточки с изображением телефонов. Дети подбирают к своему телефону пару, совпадающую с ним по форме. 6. Практическая работа (см. занятие 11)

II ПОЛУГОДИЕ ЗАНЯТИЕ 13. Знакомство с лабиринтами 1. Формировать понятия «перед», «после», «между». Закреплять умение выделять противоположные признаки предметов: большой — маленький, высокий — низкий, широкий — узкий, толстый — тонкий. 2. Закреплять навык соотнесения моделей чисел 1, 2, 3 с пальцами рук. 3. Закреплять умение выполнять действия по заданной схеме (работа по карточкам). 78 4. Развивать предпосылки логического мышления: учить выделять один из признаков (цвет). 5. Развивать пространственное воображение: учить проходить лабиринты, соотносить последовательности фигур. 6. Знакомить с временами года. 7. Развивать моторику рук, внимание. 1. Игра «Улица» (количество карточек по усмотрению педагога (см. дидактические игры для детей 4—5 лет). 2. Игра «Число». 3. Игра «Зарядка по карточкам» (см. дидактические игры для детей 3—4 лет). 4. Домино «Рыбки» (см. дидактические игры для детей 4—5 лет). 5. Игра «Телефоны» (см. дидактические игры для детей 4—5 лет). 6. Карандаши. 1. Игра «Улица» Педагог прикрепляет в ряд 4—6 картинок и просит запомнить расположение элементов улицы. Дети закрывают глаза. Взрослый меняет расположение элементов: убирает один или два элемента или переставляет, добавляет, заменяет. Педагог просит детей отвечать с места, стимулируя детей к речевой активности. Следует наглядно демонстрировать даже неверные ответы детей, чтобы научить их соотносить свои высказывания с наглядным образом и подвести к самостоятельному исправлению ошибок. 2. Игра «Число» Педагог предлагает детям выполнить следующие задания: — найди и покажи число 1, назови цвет, надень на палец, убери на место; — найди и покажи число 2, назови цвет, надень на два пальца, убери на место; — найди и покажи число 3, назови цвет, надень на три пальца, убери на место. 79 3. Игра «Зарядка по карточкам» (см. занятие 1) 4. Домино «Рыбки» Педагог раздаёт детям по одной карточке. Дети должны выложить на ковре цепочку домино, учитывая только цвет рыб (присоединять карточку можно в том случае, если рыбы одного цвета, форма и настроение рыб не учитываются). 5. Стихотворение с движениями «Времена года» Педагог беседует с детьми о признаках/приметах каждого времени года. Затем читает стихотворение и показывает движения. Дети вместе с педагогом выполняют их, произносят стишок. Мы зимой в снежки играем, (Дети «бросают снежки».) Семена весной сажаем, («Сеют».) Жарким летом отдыхаем, (Обмахиваются руками.) Осенью плоды срываем. («Срывают с дерева плоды».) 6. Задания в РТ (с. 35) Дети выполняют задание в тетради. Педагог при необходимости помогает. 7. Игра «Телефоны» Педагог раздаёт карточки с изображением телефонов. Дети должны подобрать своему телефону пару, совпадающую с ним по «номеру» (цвет и порядок фигур должны совпасть). ЗАНЯТИЕ 14. Знакомство с кривыми и прямыми линиями 1. Формировать понятия «перед», «после», «между». Закреплять умение выделять противоположные признаки предметов: большой — маленький, высокий — низкий, широкий — узкий, толстый — тонкий. 80 2. Закреплять навык соотнесения моделей чисел 1, 2, 3 с пальцами рук. Формировать навыки присчитывания до 5, счёта объектов с обобщающим жестом. 3. Закреплять умение выполнять действия по заданной схеме (работа по карточкам). 4. Знакомить с кривыми и прямыми линиями. 5. Развивать предпосылки логического мышления: учить выделять один из признаков (форма). 6. Знакомить с временами года. 7. Развивать моторику рук, внимание. 1. Игра «Улица» (количество карточек по усмотрению педагога, см. дидактические игры для детей 4—5 лет). 2. Игра «Число». 3. Игра «Зарядка по карточкам» (см. дидактические игры для детей 3—4 лет). 4. Домино «Рыбки» (см. дидактические игры для детей 4—5 лет). 5. Игра «Ходят ножки по дорожке» (см. Приложение 1 в РТ для детей 4—5 лет). 1. Игра «Улица» (см. занятие 13) 2. Игра «Число» Педагог просит детей выполнить следующие задания: — найди и покажи число 1, назови цвет, надень на палец, убери на место; — найди и покажи число 2, назови цвет, надень на два пальца, убери на место; — найди и покажи число 3, назови цвет, надень на три пальца, убери на место; — надень на шнур столько «единиц», сколько раз я хлопну (дети при каждом хлопке нанизывают по «единице», педагог проверяет, добиваясь, чтобы при каждом хлопке было нанизано нужное количество «единиц»); — пересчитай «единицы» слева направо; — обведи все «единицы» пальцем, назови получившееся число; — подними шнур с «единицами» вверх и назови число; — убери материал на место. 81 3. Игра «Зарядка по карточкам» (см. занятие 1) 4. Задания в РТ (с. 37—39) Дети слушают сказку и рассматривают иллюстрации. Затем выполняют задание на с. 39. Педагог предлагает детям игру «Ходят ножки по дорожке». С помощью пальцев рук дети изображают человечков (одновременно двумя руками: указательный и средний пальцы  — ножки, остальные пальцы собраны), которые идут по дорожкам. Затем переворачивают листок вверх ногами и снова проходят по дорожкам. (На обратной стороне листа — второй вариант игры.) 5. Стихотворение с движениями «Времена года» (см. занятие 13) 6. Домино «Рыбки» Педагог раздаёт детям по одной карточке. Дети должны выложить на ковре цепочку домино, учитывая только форму рыб. ЗАНЯТИЕ 15. Исследование свойств фигур при изменении их величины 1. Формировать понятия «перед», «после», «между». Закреплять умение выделять противоположные признаки предметов: большой — маленький, высокий — низкий, широкий — узкий, толстый — тонкий. 2. Закреплять навык соотнесения моделей чисел 1, 2, 3 с пальцами рук. Формировать навыки присчитывания до 5, счёта объектов с обобщающим жестом. 3. Закреплять умение выполнять действия по заданной схеме (работа по карточкам). 4. Знакомить со свойствами основных геометрических фигур (форма круга и квадрата не меняется, у треугольников форма бывает разной). 82 5. Развивать предпосылки логического мышления: учить выделять один из признаков («настроение»). 6. Знакомить с временами года. 7. Развивать моторику рук, внимание. 1. Игра «Улица» (см. дидактические игры для детей 4—5 лет, количество карточек по усмотрению педагога). 2. Игра «Число». 3. Игра «Зарядка по карточкам» (см. дидактические игры для детей 3—4 лет). 4. Домино «Рыбки» (см. дидактические игры для детей 4—5 лет). 5. Игра «Ходят ножки по дорожке» (см. Приложение 1 в РТ), карандаши. 1. Игра «Улица» (см. занятие 13) 2. Игра «Число» (см. занятие 14) 3. Игра «Зарядка по карточкам» (см. занятие 1) 4. Задания в РТ (с. 41—43) Дети слушают сказку, затем сравнивают фигуры методом наложения и делают вывод о форме фигур. Выполняют задание на с. 43 простыми карандашами вместе с педагогом. 5. Игра «Ходят ножки по дорожке» (см. занятие 14) 6. Стихотворение с движениями «Времена года» (см. занятие 13) 7. Домино «Рыбки» Педагог раздаёт детям по одной карточке. Дети должны выложить на ковре цепочку домино, учитывая только настроение рыб. 83 ЗАНЯТИЕ 16. Исследование свойств фигур при их растяжении 1. Формировать понятия «перед», «после», «между». Закреплять умение выделять противоположные признаки предметов: большой — маленький, высокий — низкий, широкий — узкий, толстый — тонкий. 2. Закреплять навык соотнесения моделей чисел 1, 2, 3 с пальцами рук. Формировать навыки присчитывания до 5, счёта объектов с обобщающим жестом. 3. Закреплять умение выполнять действия по заданной схеме (работа по карточкам). 4. Знакомить со свойствами основных геометрических фигур (при растяжении квадрат становится прямоугольником, круг  — овалом, треугольник остаётся треугольником). 5. Развивать предпосылки логического мышления: учить выделять два признака одновременно. 6. Знакомить с временами года. 7. Развивать моторику рук, внимание. 1. Игра «Улица» (см. дидактические игры для детей 4— 5 лет, количество карточек по усмотрению педагога). 2. Игра «Число». 3. Игра «Зарядка по карточкам» (см. дидактические игры для детей 3—4 лет). 4. Домино «Рыбки» (см. дидактические игры для детей 4—5 лет). 5. Игра «Ходят ножки по дорожке» (см. Приложение 1 в РТ). 6. Фигуры для демонстрации (см. образец в рабочей тетради на с. 45). 1. Игра «Улица» (см. занятие 13) 2. Игра «Число» (см. занятие 14) 3. Игра «Ходят ножки по дорожке» Дети кладут перед собой шнурок из игры «Число». Затем указательным и средним пальцами рук («ножками») «идут» 84 двумя руками навстречу друг другу от концов шнурка к середине, «встретившись», поворачивают обратно, к концам шнурка, проговаривая: «Идут наши ножки по ровненькой дорожке». Кладут шнурок неровно, выполняют то же упражнение по неровной верёвочке, проговаривая: «Идут наши ножки по кривой дорожке». 4. Игра «Зарядка по карточкам» (см. занятие 1) 5. Задания в РТ (с. 45) Дети слушают сказку, педагог иллюстрирует её с помощью геометрических фигур, как показано в тетради. Педагог обращает внимание детей, что квадрат и круг при растяжении поменяли форму и стали другими фигурами, а треугольник остался треугольником. В конце обязательно нужно спросить, что нужно было сказать Путалке, чтобы его пропустили. 6. Стихотворение с движениями «Времена года» (см. занятие 13) 7. Домино «Рыбки» Педагог раздаёт детям по одной карточке. Дети должны выложить на ковре цепочку домино, учитывая одновременно цвет и эмоции. ЗАНЯТИЕ 17. Нахождение целой фигуры по её части 1. Формировать понятия «перед», «после», «между». Закреплять умение выделять противоположные признаки предметов: большой — маленький, высокий — низкий, широкий — узкий, толстый — тонкий. 2. Закреплять навык соотнесения моделей чисел 1, 2, 3 с пальцами рук. Формировать навыки присчитывания до 5, счёта объектов с обобщающим жестом. 3. Закреплять умение выполнять действия по заданной схеме (работа по карточкам). 85 4. Развивать пространственное воображение, учить по сложенной фигуре определять целую фигуру. 5. Развивать предпосылки логического мышления: учить выделять два признака одновременно. 6. Знакомить с временами года. 7. Развивать моторику рук, внимание. 1. Игра «Улица» (см. дидактические игры для детей 4—5 лет, количество карточек по усмотрению педагога). 2. Игра «Число». 3. Игра «Зарядка по карточкам» (см. дидактические игры для детей 3—4 лет). 4. Домино «Рыбки» (см. дидактические игры для детей 4—5 лет). 5. Вырезание фигуры к игре «Прятки» (см. Приложение 4 в РТ). 6. Игра «Ходят ножки по дорожке». 1. Игра «Улица» (см. занятие 13) 2. Игра «Число» (см. занятие 14) 3. Игра «Ходят ножки по дорожке» (см. занятие 16) 4. Игра «Зарядка по карточкам» (см. занятие 1) 5. Задания в РТ (с. 47) Сначала дети высказывают свои предположения. Педагог задаёт наводящие вопросы: «Из какой фигуры получился полукруг? Какую фигуру сложили и получился квадрат?» и т. д. Затем педагог предлагает сложить вырезанные фигуры (Приложение 4) и практически проверить решение. 6. Стихотворение с движениями «Времена года» (см. занятие 13) 86 7. Домино «Рыбки» Педагог раздаёт детям по одной карточке. Дети выкладывают на ковре цепочку домино, учитывая одновременно форму рыб и эмоции. ЗАНЯТИЕ 18. Знакомство с плоскими и объёмными фигурами 1. Формировать понятие числа: учить считать с разным основанием в счёте. 2. Закреплять умение выполнять действия по заданной схеме (работа по карточкам). 3. Развивать воображение: умение видеть целое раньше частей. 4. Формировать навык порядкового прямого и обратного счёта до 10. 5. Знакомить со свойствами геометрических фигур: учить различать плоские и объёмные фигуры, находить отличия между шаром и кубом. 6. Развивать пространственное воображение: закреплять умение соотносить вырезанный фрагмент с формой и узором рисунка. 7. Развивать внимание. 1. Игра «Прятки» (см. дидактические игры для детей 4—5 лет). 2. Игра «Часть и целое» (см. дидактические игры для детей 4—5 лет). 3. Игра «Спаси лягушат от цапли» (см. дидактические игры для детей 4—5 лет). 4. Игра «Зарядка по карточкам» (см. дидактические игры для детей 3—4 лет). 5. Куб, шар — для демонстрации; вырезанные из картона квадрат и круг, забор с отверстиями и щелью (см. РТ, с. 49). 6. Куб, шар (для каждого ребёнка). 87 1. Игра «Прятки» Дети закрывают глаза. Педагог прячет за забором трёх зайцев так, чтобы торчали только ушки и расстояние между ними было одинаковым (чтобы не было понятно, сколько зайчиков). Дети открывают глаза. Педагог спрашивает детей: «Сколько зайчиков спряталось за забором?» После ответов детей педагог вынимает зайцев, располагая их перед забором. Игра проводится аналогично с другим количеством зайцев. (На следующих занятиях педагог прячет за забором другие изображения.) 2. Игра «Зарядка по карточкам» (см. занятие 1) 3. Игра «Часть и целое» Педагог делит группу пополам: одной команде отдает карточки с изображением целого, другой — карточки с изображением части. Дети должны соединиться в пары с карточками «целое» и «его часть». 4. Стихотворение с движениями «Зайцы и волк» Один, два, три, четыре, пять — (Дети загибают пальцы на правой руке с помощью левой.) Вышли зайцы погулять. (Показывают руками уши и двигают ими.) Волк навстречу — шесть, семь, (Прямыми руками изображают пасть волка.) Говорит: «Я вас съем». (Прямыми руками изображают пасть волка.) Восемь, девять — это ясно, (Грозят пальцем.) Что в лесу гулять опасно. (Грозят пальцем.) Десять — это всем понятно — (Пожимают плечами, поворачиваясь друг к другу.) Будем убегать обратно! (Пожимают плечами, поворачиваясь друг к другу.) Десять, девять, восемь, семь — (Бегут на месте.) Надо спрятаться совсем. (Садятся на корточки и закрываются руками.) 88 Шесть, пять, четыре, три — (Произносят тихим голосом, указательный палец к губам.) Ну-ка, волк, теперь смотри! (Приставляют ко лбу ладонь козырьком.) Два — и твой обед уплыл, (Показывают два пальца.) Ты остался, волк, один! (Произносят громко, выпрыгивают и показывают один палец.) 4. Задания в РТ (с. 49) Педагог читает сказку и демонстрирует с помощью забора с отверстием и щелью, какие фигуры куда пролезают. Затем кладёт фигуры на поднос и показывает, какие из фигур плоские (полностью ложатся на поднос), а какие — выпуклые, объёмные. 5. Практическая работа Дети сравнивают куб и шар (шар гладкий, у него нет углов, он катится, у куба углы, он стоит твёрдо). 7. Игра «Спаси лягушат от цапли» (см. занятие 5) ЗАНЯТИЕ 19. Знакомство с планом. Счёт с разным основанием. Порядковый счёт до 10 1. Формировать понятие числа: учить считать с разным основанием в счёте. 2. Закреплять умение выполнять действия по заданной схеме (работа по карточкам). 3. Развивать воображение: умение видеть целое раньше частей. 4. Формировать навык порядкового прямого и обратного счёта до 10. 5. Развивать пространственное воображение: учить распознавать план помещения, закреплять умение проходить лабиринты. 6. Развивать моторику рук, внимание. 89 1. Игра «Прятки» (см. дидактические игры для детей 4—5 лет). 2. Игра «Часть и целое» (см. дидактические игры для детей 4—5 лет). 3. Игра «Зарядка по карточкам» (см. дидактические игры для детей 3—4 лет). 4. Карандаш, мел, доска, монетка. 1. Игра «Прятки» (см. занятие 18) 2. Игра «Зарядка по карточкам» (см. занятие 1) 3. Игра «Часть и целое» (см. занятие 18) 4. Стихотворение с движениями «Зайцы и волк» (см. занятие 18) 5. Задания в РТ (с. 51) Дети выполняют задание, педагог при необходимости помогает. В конце проводится проверка. 6. Игра «Мы рисуем план» Педагог вместе с детьми рисует на доске план помещения, в котором проходит занятие. Для этого он задаёт наводящие вопросы: «Сколько окон? С какой стороны на плане мы их будем рисовать — сверху, снизу, справа, слева?» (Дети отвечают, педагог рисует.) Аналогично определяется местонахождение дверей, шкафов, доски, столов и т. д. После того как план нарисован, дети закрывают глаза. Педагог прячет монету, отмечая это место на плане крестиком. Дети открывают глаза и, не вставая со своих мест, пользуясь лишь планом, должны найти, где спрятана монета. Того, кто первый ответил верно, педагог просит принести монету. Игру можно повторить ещё раз. 90 ЗАНЯТИЕ 20. Продолжение темы 1. Формировать понятие числа: учить считать с разным основанием в счёте. 2. Закреплять умение выполнять действия по заданной схеме (работа по карточкам). 3. Развивать воображение: умение видеть целое раньше частей. 4. Формировать навык порядкового прямого и обратного счёта до 10. 5. Развивать пространственное воображение: учить распознавать план помещения, закреплять умение проходить лабиринты. 6. Развивать моторику рук, внимание. 1. Игра «Прятки» (см. дидактические игры для детей 4—5 лет). 2. Игра «Часть и целое» (см. дидактические игры для детей 4—5 лет). 3. Игра «Зарядка по карточкам» (см. дидактические игры для детей 3—4 лет). 4. Карандаш, мел, доска, монетка. 1. Игра «Прятки» (см. занятие 18) 2. Игра «Зарядка по карточкам» (см. занятие 1) 3. Игра «Часть и целое» (см. занятие 18) 4. Стихотворение с движениями «Зайцы и волк» (см. занятие 18) 5. Задания в РТ (с. 53) Дети выполняют задание, педагог при необходимости помогает. 6. Игра «Мы рисуем план» (см. занятие 19) 91 ЗАНЯТИЕ 21. Закрепление темы 1. Формировать понятие числа: учить считать с разным основанием в счёте. 2. Закреплять умение выполнять действия по заданной схеме (работа по карточкам). 3. Развивать воображение: учить видеть целое раньше частей. 4. Формировать навык порядкового прямого и обратного счёта до 10. 5. Развивать пространственное воображение: учить распознавать план помещения, закреплять умение проходить лабиринты. 6. Развивать моторику рук, внимание. 1. Игра «Прятки» (см. дидактические игры для детей 4—5 лет). 2. Игра «Часть и целое» (см. дидактические игры для детей 4—5 лет). 3. Игра «Зарядка по карточкам» (см. дидактические игры для детей 3—4 лет). 4. Карандаш, мел, доска, монетка. 1. Игра «Прятки» (см. занятие 18) 2. Игра «Зарядка по карточкам» (см. занятие 1) 3. Игра «Часть и целое» (см. занятие 18) 4. Стихотворение с движениями «Зайцы и волк» (см. занятие 18) 5. Задания в РТ (с. 55) Дети выполняют задания, педагог при необходимости помогает. 6. Игра «Мы рисуем план» (см. занятие 19) 92 ЗАНЯТИЕ 22. Закрепление темы 1. Формировать понятие числа: учить считать с разным основанием в счёте. 2. Закреплять умение выполнять действия по заданной схеме (работа по карточкам). 3. Развивать воображение: учить видеть целое раньше частей. 4. Формировать навык порядкового прямого и обратного счёта до 10. 5. Развивать пространственное воображение: учить распознавать план помещения, закреплять умение проходить лабиринты. 6. Развивать моторику рук, внимание. 1. Игра «Прятки» (см. дидактические игры для детей 4—5 лет). 2. Игра «Часть и целое» (см. дидактические игры для детей 4—5 лет). 3. Игра «Зарядка по карточкам» (см. дидактические игры для детей 3—4 лет). 4. Карандаш, мел, доска, монетка. 1. Игра «Прятки» (см. занятие 18) 2. Игра «Зарядка по карточкам» (см. занятие 1) 3. Игра «Часть и целое» (см. занятие 18) 4. Стихотворение с движениями «Зайцы и волк» (см. занятие 18) 5. Задания в РТ (с. 57) Дети выполняют задания, педагог при необходимости помогает. 6. Игра «Мы рисуем план» (см. занятие 19) 93 ЗАНЯТИЕ 23. Взаимно-однозначное соответствие, на еди ницу больше 1. Формировать понятие числа: учить составлять взаимно-однозначное соответствие и на единицу больше, закреплять навык присчитывания, учить измерять длину меркой. 2. Закреплять умение выполнять действия по заданной схеме (работа по карточкам). 3. Развивать воображение: учить видеть целое раньше частей. 4. Формировать навык порядкового прямого и обратного счёта до 10. 5. Развивать моторику рук, внимание. 6. Развивать предпосылки логического мышления: учить составлять логическую последовательность. 1. Три тонкие полоски из плотной бумаги коричневого или чёрного цвета — «веточки»: одна полоска равна трём счётным палочкам, вторая полоска — двум палочкам, третья — четырём (для каждого ребёнка). 2. Игра «Секрет» (см. дидактические игры для детей 4—5 лет). 3. Игра «Число». 4. Игра «Зарядка по карточкам» (см. дидактические игры для детей 3—4 лет). 5. Фигуры к игре «Геометрический сундучок» (см. Приложение 5 в РТ). 6. Счётные палочки (по три для каждого ребёнка). 1. Игра «Секрет» Педагог медленно крутит круг с вырезанным сектором, постепенно открывая фрагменты картинки. Дети отгадывают, что на ней нарисовано. Игру повторить с другой картинкой. 2. Игра «Число» Педагог предлагает детям выполнить следующие задания: 94 — выложить в ряд четыре «единицы» из игры «Число»; — выложить столько бабочек, сколько «единиц» (каждая бабочка располагается под «единицей»); — пересчитать «единицы» с обобщающим жестом; — добавить «единицу», пересчитать результат и сказать, чего больше — бабочек или «единиц». 3. Игра «Зарядка по карточкам» (см. занятие 1) 4. Задания в РТ (с. 59). (Практическая работа с меркой.) Педагог рассказывает сказку. «Однажды белка решила сделать в дупле ремонт. Стала она веточки подбирать, то большую принесёт, то маленькую. Как же подобрать подходящие веточки? И вот что она придумала: нашла три маленькие палочки и положила их одну за другой. Её друзья решили ей помочь. Каждый делал это по-своему». Далее педагог предлагает посмотреть иллюстрацию в тетради на с. 59. Дети должны сказать, правильно ли звери измеряют веточки или нет. Педагог раздаёт «веточки» (полоски) трёх размеров и просит детей определить, какая из трёх «веточек» подойдёт белочке (в какую полоску уложатся три палочки). Дети измеряют и выбирают нужную «веточку». Затем педагог просит собрать палочки для белочки в указанном месте. Дети убеждаются, что все палочки, которые они принесли для белочки, одного размера. 5. Стихотворение с движениями «Зайцы и волк» (см. заня тие 18) 6. Игра «Геометрический сундучок» Педагог рисует на доске последовательность («змейку») геометрических фигур, например круг, квадрат, треугольник, круг, квадрат, треугольник. Дети должны продолжить ряд («змейку») у себя на столах с помощью фигур, вырезанных из Приложения 5 в РТ. 95 ЗАНЯТИЕ 24. Закрепление темы 1. Формировать понятие числа: учить составлять взаимно-однозначное соответствие и на единицу больше, закреплять навык присчитывания, учить измерять длину меркой. 2. Закреплять умение выполнять действия по заданной схеме (работа по карточкам). 3. Развивать воображение: учить видеть целое раньше частей. 4. Формировать навык порядкового прямого и обратного счёта до 10. 5. Развивать моторику рук, внимание. 6. Развивать предпосылки логического мышления: учить составлять логическую последовательность. 1. Три тонкие полоски из плотной бумаги коричневого или чёрного цвета — «веточки»: одна полоска равна трём счётным палочкам, вторая полоска — двум палочкам, третья — четырём (у каждого ребёнка). 2. Игра «Секрет» (см. дидактические игры для детей 4—5 лет). 3. Игра «Число». 4. Игра «Зарядка по карточкам» (см. дидактические игры для детей 3—4 лет). 5. Игра «Геометрический сундучок» (фигуры, вырезанные из Приложения 5 в РТ). 6. Карандаш, одна счётная палочка для каждого ребёнка. 1. Игра «Секрет» (см. занятие 23) 2. Игра «Число» (см. занятие 23) 3. Игра «Зарядка по карточкам» (см. занятие 1) 4. Задания в РТ (с. 61). (Практическая работа с меркой.) 96 Дети вспоминают историю про белочку. Затем выполняют задание в тетради. — Белочке ещё нужны для ремонта веточки, но она потеряла две палочки, и у неё осталась только одна. (Воспитатель показывает одну счётную палочку.) Как вы думаете, можно ли измерить веточки одной палочкой? (После ответов детей воспитатель показывает способ измерения одной палочкой.) Педагог раздаёт «веточки» (полоски) трёх размеров и просит детей определить, какая из трёх «веточек» подойдёт белочке. (Измерения теперь производятся одной палочкой.) Дети измеряют «веточки» и отбирают нужную. Затем педагог просит собрать палочки для белочки в указанном месте. Дети убеждаются, что все палочки, которые они принесли для белочки, одного размера. 5. Стихотворение с движениями «Зайцы и волк» (см. занятие 18) 6. Игра «Геометрический сундучок» (см. занятие 23) ЗАНЯТИЕ 25. Взаимно-однозначное соответствие, на еди ницу меньше 1. Формировать понятие числа: учить составлять взаимно-однозначное соответствие и на единицу меньше, закреплять навык присчитывания, учить измерять длину меркой. 2. Закреплять умение выполнять действия по заданной схеме (работа по карточкам). 3. Развивать предпосылки логического мышления: учить составлять логическую последовательность. 4. Развивать воображение: учить составлять картинки из цветных палочек разной длины. 5. Формировать навык порядкового прямого и обратного счёта до 10. 6. Развивать моторику рук, внимание, знакомить с неосновными цветами. 97 1. Игра «Число». 2. Игра «Зарядка по карточкам» (см. дидактические игры для детей 3—4 лет). 3. Игра «Геометрический сундучок» (см. Приложение 5 в РТ), карандаш для каждого ребёнка. 4. Палочки Кюизенера (одна четвёртая набора на одного ребёнка). 1. Игра «Число» Педагог предлагает детям выполнить следующие задания: — выложить в ряд пять «единиц» из игры «Число»; — выложить столько бабочек, сколько «единиц» (каждая бабочка располагается под «единицей»); — пересчитать «единицы» с обобщающим жестом; — убрать «единицу», пересчитать результат и сказать, чего больше — бабочек или «единиц». Что нужно сделать, чтобы бабочек и «единиц» стало поровну? (Убрать одну бабочку или добавить одну «единицу».) 2. Игра «Зарядка по карточкам» (см. занятие 1) 3. Игра «Геометрический сундучок» (см. занятие 23) 4. Стихотворение с движениями «Зайцы и волк» (см. занятие 18) 5. Задания в РТ (с. 63) 6. Игра «Едем в гости» — Ребята, сегодня мы отправляемся в гости к бабушке в деревню. Найдите синюю палочку — «вагончик». «Пассажирами» у нас будут палочки голубого цвета. Сколько «пассажиров» — палочек голубого цвета в него можно «усадить»? (Дети выполняют задание.) 98 — А теперь мы выложим из палочек дом бабушки. Дети работают с палочками Кюизенера. В конце проходят между столами «по деревне» и смотрят, какие разные домики получились. ЗАНЯТИЕ 26. Закрепление пройденного 1. Формировать понятие числа: учить составлять взаимно-однозначное соответствие и на единицу больше (меньше), закреплять навык присчитывания, учить измерять длину меркой. 2. Закреплять умение выполнять действия по заданной схеме (работа по карточкам). 3. Развивать предпосылки логического мышления: учить составлять логическую последовательность. 4. Развивать воображение: учить составлять картинки из цветных палочек разной длины. 5. Формировать навык порядкового прямого и обратного счёта до 10. 6. Развивать моторику рук, внимание, знакомить с неосновными цветами. 1. Игра «Число» (см. Приложение 2.) 2. Игра «Зарядка по карточкам» (см. дидактические игры для детей 3—4 лет). 3. Игра «Геометрический сундучок» (см. Приложение 5 в РТ), карандаш для каждого ребёнка. 4. Палочки Кюизенера (одна четвёртая набора на одного ребёнка). 1. Игра «Число» (см. занятия 24 и 25) 2. Игра «Зарядка по карточкам» (см. занятие 1) 3. Игра «Геометрический сундучок» (см. занятие 23) 99 4. Стихотворение с движениями «Зайцы и волк» (см. занятие 18) 5. Задания в РТ (с. 65) 6. Игра «Едем в гости» — Ребята, сегодня мы отправляемся в гости к весёлому щенку Шарику. Найдите бордовую палочку  — это «вагончик». «Пассажирами» у нас будут палочки розового цвета. Сколько «пассажиров»  — палочек розового цвета в него можно «усадить»? (Дети выполняют задание и отвечают.) — Шарику очень скучно, он приглашает к себе друзей, чтобы с ними играть. Давайте каждый выложит из палочек собаку — друга для Шарика. Дети работают с палочками Кюизенера. В конце проходят между столами и смотрят, как много разных друзей теперь у Шарика. ЗАНЯТИЕ 27. Итоговое занятие 1. Формировать понятие числа: учить составлять взаимно-однозначное соответствие и на единицу больше (меньше), закреплять навык присчитывания, учить измерять длину меркой. 2. Закреплять умение выполнять действия по заданной схеме (работа по карточкам). 3. Развивать предпосылки логического мышления: учить составлять логическую последовательность. 4. Развивать воображение: учить составлять картинки из цветных палочек разной длины. 5. Формировать навык порядкового прямого и обратного счёта до 10. 6. Развивать моторику рук, внимание, знакомить с неосновными цветами. 1. Игра «Число». 2. Игра «Зарядка по карточкам» (см. дидактические игры для детей 3—4 лет). 3. Игра «Геометрический сундучок» (см. Приложение 5 в РТ), карандаш для каждого ребёнка. 4. Палочки Кюизенера (одна четвёртая набора для одного ребёнка). 1. Игра «Число» (см. занятия 24 и 25) 2. Игра «Зарядка по карточкам» (см. занятие 1) 3. Игра «Геометрический сундучок» (см. занятие 23) 4. Стихотворение с движениями «Зайцы и волк» (см. занятие 18) 5. Задания в РТ (с. 67) 6. Игра «Едем в гости» — Ребята, сегодня мы отправляемся в гости в лес к зайцам. Найдите оранжевую палочку — это «вагончик». «Пассажирами» у нас будут палочки розового цвета. Сколько «пассажиров» — палочек розового цвета в него можно «усадить»? (Дети выполняют задание.) — А теперь мы выложим из палочек зайчат. Дети работают с палочками Кюизенера. В конце проходят между столами «по полянке» и смотрят, какие разные зайчики получились. 101 Методически


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Поможем Маше вернуться домой" занятие по ФЭМП средняя группа

Занятие по математике проходит в игровой форме, со знакомыми всем детям героями русских народных сказок. Основой занятия является сказка "Маша и медведь"....

конспект НОД ФЭМП средняя группа

конспект НОД Познание ФЭМП "Путешествие в математическую страну" средняя группа...

Инструментарий к диагностике по ФЭМП (средняя группа)

В маиериале представлен инструментарий к дианостике по формироваеию элементарных математических представлений  у детей 4-5 лет....

«В гостях у бабы Даши» Познание ФЭМП (средняя группа) + Художественное творчество (лепка)

Познание ФЭМП + Художественное творчество (Лепка) "В гостях у бабы Даши" средняя группа...

Конспект НОД. ФЭМП средняя группа.

Конспект НОДФЭМП «Путешествие в страну знаний» средняя группа Программное содержание:- Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоуго...

КОНСПЕКТ НОД познание ФЭМП ( средняя группа).

"Поездка в простоквашино"1..Число 4 Цель: Закрепить счетные умения в пределах трех,умение  выделять и сравнивать группы  предметов по количеству используя счет и составление пар.Закрепи...

Конспект занятия по ФЭМП (средняя группа).

Образовательная область: «Познание»Программное содержание:• Учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3, отвечать на вопрос «Сколько?».• Упражнять в ...