Методическая разработка "Сказки оживших чисел"
методическая разработка по математике (средняя группа)

Удовенко Елена Леонидовна

Методическая разработка «Сказки оживших чисел» способствует развитию математических действий у детей, является увлекательной интересной формой работы с детьми.  Отправляясь в мир сказки с помощью персонажей, ребята знакомятся с числами, выполняют разные задания, ассоциируют числа с окружающим нас миром, рассуждают, предполагают, делают новые для себя открытия. Играя в сказку, дети раскрывают творческие способности, а самое главное – познают и развиваются. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skazki_ozhivshih_chisel1.docx232.74 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 28 Приморского района Санкт-Петербурга

Проект «Сказки оживших чисел»

(средняя группа)

Авторы проекта:

 Воспитатели Удовенко Елена Леонидовна,

Санкт- Петербург

2022

Паспорт проекта

Тема проекта: «Сказки оживших чисел»

Вид проекта: познавательно-творческий.

Время реализации: долгосрочный проект (учебный год).

Участники проекта: дети-педагоги-родители.

Возраст детей: средняя группа, 4-5 лет.

Проблема

Известно, что в основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь темы проектов в основном рождаются именно из интересов детей. Проект «Сказки оживших чисел» не стал исключением.

Эффективной технологией развития ассоциативного мышления и речевого развития является театрализованная деятельность. Проект «Сказки оживших чисел» способствует развитию математических действий у детей, является увлекательной интересной формой работы с детьми.  Отправляясь в мир сказки с помощью персонажей, ребята знакомятся с числами, выполняют разные задания, ассоциируют числа с окружающим нас миром, рассуждают, предполагают, делают новые для себя открытия. Играя в сказку, дети раскрывают творческие способности, а самое главное – познают и развиваются.

Цель проекта

Развитие речевых, умственных, познавательных способностей средствами эстетического воспитания. Формирование представлений о числах первого десятка как существенных признаках явлений окружающего мира.

Задачи проекта

Используя театрализованную постановку закрепить элементарные математические представления о числах, геометрических фигурах, через тесную связь восприятия и познания окружающего мира.

Изучить потребности и желания детей в выборе темы (сказки) для театрализованной постановки.

Вызвать интерес, желание принимать активное участие в творческих театрализованных постановках.

Развить творческие способности: выразительность речи, движений, изобразительные навыки.

Привлечь всех участников образовательного процесса к реализации проекта.

Сформировать и закрепить представления о числах первого десятка как о существенных признаках явлений окружающего мира.

Использовать специфику театрализованной постановки как образовательной технологии (Спектакль интерактивный: дети-актеры, дети-зрители, активные участники)

Воспитать бережное, внимательное отношение к окружающим людям, бережное отношение к миру вещей, миру природы.

Ожидаемые результаты у детей:

  • у детей выработан интерес к самому процессу познания, ассоциативному мышлению.
  • повышение уровня математических представлений, а так же знаний об окружающем мире у детей среднего дошкольного возраста
  • дети закрепили навык рассказывания, правильного построения предложений при ответе на вопросы. закрепили умение отвечать на вопрос полным ответом.
  • дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач, стремятся к достижению поставленной цели, преодолевают трудности, умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.

Ожидаемые результаты у родителей:

  • активизация интереса родителей к сочинению и использованию театральных постановок, математических сказок.
  • осознание родителями важности формирования ассоциативного мышления и элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале.
  • участие родителей в создании числовых фризов.

Подготовка и проведение проекта объединяет многие виды детской деятельности.

Познавательно-речевая деятельность.

На занятиях по формированию элементарных математических представлений в течение года дети познакомились с числами, цифрами в разных шрифтах, получили представление о тесной связи чисел с окружающим миром, проявлениях чисел в жизни природы и окружающем мире.

В течение года закреплялись понятия о геометрических фигурах, величинах, цветах.

Создали план-схему подготовки к театральной постановке, схему участников работы над спектаклем, изучили различную, в том числе и познавательную литературу, связанную с числами: сказки о животных, людях.

Провели опыты и эксперименты исходя из задач по знакомству с числами.

Написали сценарий к итоговому досугу – математическому балу «В некотором царстве, в тридевятом государстве».

Продуктивная деятельность.

В начале учебного года был изготовлен «Математический театр» - куклы-образы чисел от 1 до 9. Разработаны эскизы декораций, и созданы декорации для оформления сцены к спектаклю. Разработаны и созданы эскизы костюмов для героев сказки, с учетом цветовой гаммы, особенностей оформления костюмов.

В течение года на занятиях по формированию элементарных математических представлений, а также в свободной деятельности создавался «Числовой фриз» – тематический коллаж, включающий геометрические фигуры, цифры в различных шрифтах из различных материалов, иллюстрации, детские рисунки.

Была подобрана иллюстрированная литература для знакомства детей с числами, со стилями оформления, вариантами написания чисел.

Изготовлен объёмный макет из подручных материалов: сказочные герои - числа были нарисованы и вылеплены, изображены с помощью аппликации.

Каждое число было сконструировано с помощью деталей конструктора «Лего»

Театрализованная деятельность.

Подобраны и разыграны театральные этюды, игры и упражнения для развития выразительности движений, речи;

Подобраны и разучены творческие номера – песен, танцев к спектаклю с привлечением детей других групп, родителей;

К реализации проекта были привлечены дети и родители группы. Проектная деятельность способствовала развитию коммуникабельности, во время работы происходила не только взаимопомощь и поддержка друг друга делом и словом, но взаимообучение. Дети учились интересным приемам и мастерству, а взрослые у детей – открытости, непосредственности, искренности.

Организационный этап проекта.

Деятельность педагога:

  1. Организация предметно-развивающей среды по теме проекта. Изготовление персонажей для математического театра (куклы-цифры), атрибутов и декораций к ним.
  2. Составление плана работы над проектом (паутинки проекта). Чтобы найти ответы на вопросы, интересующие детей:
  • определили цель и задачи проекта,
  • разработали план работы,
  • изучили познавательную, художественную и методическую литературу,
  • сделали подборку игр для детей среднего дошкольного возраста.

                3. Подбор методического материала, необходимого для реализации проекта.

4. Чтение методической литературы по теме проекта, изучение методики Е.В. Соловьевой (программа «Радуга»).

5. Изготовление дидактических игр и пособий

6. Написание сценария для проведения бала «В некотором царстве в тридевятом государстве»

Деятельность детей:

  1. Изготовление числовых макетов – числа нарисованы и вылеплены, изображены с помощью аппликации, собраны из конструктора «Лего», счетных палочек.
  2. Изготовление числового фриза для каждого числа от 1 до 9, а в последующем создание из них «Большой математической книги» с комментариями детей.
  3. Участие в театральных играх и постановках как в качестве зрителей, так и в качестве актеров.

Деятельность родителей:

  1. Помощь в подборе материалов для числовых фризов по каждого числа.
  2. Разучивание с детьми ролей, песен, стихов.
  3. Изготовление атрибутов к спектаклям.
  4. Участие в итоговом бале «В некотором царстве, тридевятом государстве»

Деятельностный этап проекта.

Социально-коммуникативное развитие

Беседы «Числа (1-9) в окружающем нас мире»

Сюжетно-ролевая игра

Познавательное развитие

Беседы: «В каких сказках встречаются числа», «Пословицы и поговорки, содержащие число»

НОД «Четыре желания с использованием мнемотехники»»

Рассматривание: «Насекомые», «Пауки», «Железо», «Золото», «Свет».

Экспериментирование: «Тонет - не тонет», «Что притягивает магнит», «Три состояния воды».

Дидактические игры: квадраты Никитина, палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша, волшебные круги Луллия, настольные игры «Сложи узор», «Составь картинку», «Дорисуй», «Считай дальше», «Веселый счет».

Речевое развитие

Загадывание загадок по теме: «Цифры, числа».

Чтение художественной литературы:

народные сказки «Колобок», «Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Семь Симеонов, семь работников».

авторские сказки: Л. Толстой «Три медведя», С. Михалков «Три поросенка», В. Катаев «Цветик-семицветик», бр. Гримм «Бременские музыканты»;

стихи С. Михалков «Два барана», «Котята», С. Маршак «Веселый счет», Генрих Сапгир «Про единицу», Сергей Погореловский «Счёт до пяти»;

рассказы К. Ушинский «Четыре желания», Н. Носов «Ступеньки».

Пословицы и поговорки о числах.

Заучивание стихов наизусть «Веселый счет» С.Я. Маршак

Дыхательная гимнастика «Легкое перышко»

Художественно-эстетическое развитие

Театральные игры и танцы:

«Колобок» (кукольный деревянный театр на столе)

«Два веселых гуся» (вокально-танцевальная постановка)

«Три поросенка» (кукольный театр би-ба-бо)

Театр теней «Пальчиковые звери» 

«Тараканище» (режиссерская)

Танец «Матрешки»

Раскраски «Цифры»,

Конструирование из «Лего»

Конструирование из бумаги

Слушание записи: песенка- потешка «Два веселых гуся» Вивальди «Времена года».

Рассматривание картины «Три богатыря»

Оформление математического фриза для каждого числа из принесенных из дома картинок, а затем создание из них «Большой математической книги»

Оформление личного математического фриза по каждому числу.

Физическое развитие

Пальчиковая гимнастика

Подвижные игры

Физкультминутки

Заключительный этап.

Продукт проекта -  досуг (совместно с родителями) Математический бал «В Некотором царстве, в тридевятом государстве»

Приложение 1

ЧИСЛО ОДИН.

Здравствуйте, дорогие ребята! Как я рад вас видеть! Я — число Один, Единица, и я — царь чудесной страны, которая называется Математика. Вы так выросли за лето, что мне показалось, что нам пора познакомиться с вами. Через этот театр я и другие числа сможем приходить к вам и рассказывать о нашей стране - Математике. Каждый покажите мне один пальчик... Вы знаете, что мы с вами хорошо знакомы. Ведь Полина Зуева только одна, и Ульяна Палагина только одна, и Ваня Токарев только один. У каждого из вас одна голова и в груди бьется одно любящее сердце. А что (или кто) для каждого из вас одно-единственное на свете? Правильно – мама и папа.

Мы живем на одной планете Земля. Вот она какая красивая, если смотреть на нее из космоса. Большой голубой шар. Вот такое его изображение называется глобус. А такое плоское — карта. На плоскости шар можно изобразить как круг.

Всех нас греет одно Солнце. Солнце — самая близкая к нам звезда. Оно очень горячее и очень большое. Солнце тоже имеет форму шара. А когда вы рисуете солнце, вы также рисуете круг. Ребята, а что значит солнце в вашей жизни? Зависит ли от него тепло и холод? Цветение растений и созревание плодов? ваше настроение? Какие животные любят греться на солнце?

Вы знаете, есть цветы, которые поворачивают свои головки вслед за солнцем, раскрываются только тогда, когда солнце взойдет, а в пасмурный день совсем не показывают свои личики. И они сами золотые, как маленькие солнышки! Вы их узнали? (Показ рисунков подсолнуха и одуванчика.) Кстати, сравните рисунки солнышка и одуванчика. От круга отходят лучи. Каждый луч начинается в круге и продолжается по прямой бесконечно. Лучи идут от одного центра во все стороны. Они идут по прямой. А лепестки одуванчика? Они тоже начинаются в центре и расходятся во все стороны по прямой — они как лучи! Он сам как солнышко. Тоже золотой и круглый, и, как от солнышка, идут во все стороны лучи - так от центра цветка идут лепестки. Когда мы рисуем солнышко, мы рисуем круг. Но на самом деле солнце — это огромный огненный шар. Круг плоский, как лист бумаги, шар объемный, как яблоко или мяч.

Раньше солнышко называли «золотое колесо». Что значит «золотое»? Видели ли вы золото? У меня и у некоторых девочек есть украшение из золота. Золото ярко блестит, оно кажется горячим, солнечным. Это металл. Его добывают из руды или из золотого песка, потом очищают, нагревают. Нагретое золото становится мягким, и из него можно делать кольца, цепочки. Из золота делают очень красивые. Я — царь, у меня вся одежда золотая и корона тоже. И я сияю, словно солнце, правда? Я не хвалюсь — мне просто очень нравится нести свет и тепло всем, с кем я встречаюсь. Вы, наверное, слышали выражение «золотые руки». Как вы думаете, что оно означает? Имеются ли в виду руки, сделанные из золота?

Я царь в стране математике, а в природе есть тоже царь. Кто это? Правильно - лев. Лев - «царь» зверей. Смотрите, его шкура золотая, сияет, как солнце. Он силен, и умен, и очень красив. Изображение льва можно увидеть на многих гербах, щитах и доспехах древних воинов (показ слайдов или иллюстраций). Перед дверями особняков сажали каменных львов — считалось, что лев будет защищать этот дом от врагов, видимых и невидимых.

Есть и дерево, похожее на льва по силе и царственности‚— это красавец дуб. Я принес вам его листья и желуди. Они тоже становятся осенью как будто золотыми. Дуб часто растет один в чистом поле — гордый и могучий.

А вот вам и домашнее задание – принести картинку с изображением того, что бывает только одним- единственным (Солнце, голова, Земля, мама, нос, город Санкт- Петербург, сердце….) и цифру- мой портрет.

На столе вас ждут карточки с моим изображением. С одной стороны вам нужно раскрасить мой портрет и нарисовать солнышко с лучиками, а с другой стороны - вылепить меня из пластилина.

Приложение 2

ЧИСЛО ДВА.

Здравствуйте, дорогие ребята! Как я рада вас видеть! Я — царица – число ДВА. И захотел царь, чтобы была жизнь, и он повелел, и выпустил из своего рукава серебряную птицу — царицу Два. Она два крыла раскинула и заслонила свет солнца, и принесла она с собою прохладу и покой синевы. Наступила ночь.

И выпустила царица Два волшебный шар — Луну на темный и холодный небосклон. Сама она не светится, она холодная. Но она отражает свет Солнца. Луна вращается вокруг планеты, на которой мы с вами живем, вокруг Земли. K Земле она ближе всего. На Луну запускали много космических станций. Там даже побывали люди. Вот как выглядит ее поверхность. Эти круглые углубления называются кратеры.

На Луне все весит гораздо меньше, чем на Земле. Поэтому даже космонавты там почти летают.

Если единицу символизирует солнце, то у двойки символ вода. Вода это и реки, озера, моря; дождь и со снегом, снежинки разной формы, айсберг, ледовый каток, на котором катаются дети, снежная гора, с которой дети катаются на лыжах; графин с соком, чайник. Вода не всегда бывает жидкой, она может быть твердой – это лед, и газообразной – это пар. А давайте сейчас превратимся в молекулы. Я вам постараюсь объяснить почему лед твердый, а вода жидкая, а пар невидимый (теория маленьких человечков)

Ребята, а что значит вода в жизни человека и растения? Нужна ли вода животным? Как мы с вами используем воду? Суп и компот не сваришь без воды. А какое удовольствие искупаться B жаркий день! Где вы любите купаться?

Кстати, зимой вода меняет облик — она становится твердой, превращается на холоде B лед или в красивые снежинки (показ). А на севере плавают огромные горы из льда — айсберги (показ). Летом идут дожди, а по утрам на траве появляются капельки воды —роса.

Два это «пара» - две руки, два ботинка, две перчатки. Назовите мне что у человека по два? (глаза, уши, брови, ноги, руки и тд. На прогулку или на занятие мы годим парами – по 2 человека. У нас есть двойняшки Полина и Эвелина. Жениха и невесту тоже называют парой.

Два. Моя цифра два тоже похожа на птицу-лебедь. Вы можете попробовать вылепить ее.

Приложение 3

Число три

Царь Единица и царица Два вместе. В противоположном углу — царевич Три. Это образ богатыря в доспехах, с копьем и щитом из железа, B шлеме и кольчуге. Он молод, одежда его переливается красным цветом. Волосы темные.

Один и Два. Здравствуйте, ребята! Сегодня с нами к вам в гости пришел наш старший сын, бесстрашный воин-богатырь, хранитель ключей от трех царств и трех кладов, побеждающий трехглавых драконов и змеев. Вы его узнали? Какое это число?

Три. Мне очень нравятся былины про трех богатырей земли Русской — Илью Муромца, Алешу Поповича и Добрыню Никитича. А вы их читали?

Шлем, боевое копье, щит. Какая форма угадывается во всех этих предметах? Эта форма называется треугольник. Самые древние щиты имели круглую форму, позже появились треугольные двухскатные щиты. Делали их чаще всего из дерева, но были щиты и из железа, плетенные из камыша, из кожи (показ картинок). Явное предпочтение при окраске щита отдавалось красному цвету.

Воспитатель. А какой подарок ты принес для нас сегодня?

Три. Я принес много треугольников, чтобы вы составили из них красивую картину (дает сундучок с треугольниками из бумаги разного цвета для составления картинок.

Ребята, мой металл – железо, назовите, какие предметы из железа вы знаете? (ответы детей). Из железа строят разные машины, корабли и паровозы, делают рельсы для железной дороги, велосипеды, двери, скрепки, кнопки, гвозди, проволока. Магнит. Железо легко намагничивается в отличии от золота. Показать, что магнит притягивает железо, а золото нет.

Три. А догадаетесь ли вы, из чего сделано было наше оружие шлемы, кольчуги, мечи? Это тоже металл, он называется железо.

Голову воина защищали шлемы— они были куполообразной формы. Кольчуга— защитная рубашка тоже сделана из металлических колец. А знаете ли вы, кто работал с металлом и делал оружие? Это были мастера-кузнецы. Для того чтобы железу придать нужную форму, его приходится нагревать.

На воздухе и в воде железо разрушается —ржавеет (показ ржавого гвоздя). В воде железо тонет. А вот ни золото, ни серебро не ржавеет. Но в воде они тоже тонут (показ).

Три. А еще ребята, я  хочу рассказать вам о планете Марс. В древности верили, что воины находятся под особым покровительством планеты Марс. У древних римлян так звали бога войны. Марс — самая ближайшая к Земле планета. Это небольшая планета, ее цвет кажется нам красным. Ее исследовали специальные космические станции (показ слайдов, фотографий или видеофильма).

Слова «красный» и «красивый» имеют один корень, одну основу. Вспомните выражение «красна девица». Ведь имеется в виду, что она красивая, правда?

Наша кровь красного цвета. Считалось, что красный — это цвет жизни. Кому нравится этот цвет?

Единица. Солнышко тоже называли ласково «красно солнышко». На праздник Пасхи яички расписывали разными цветами, но самым нарядным считалось красное.

Три. Мне всегда кажется, что красный — горячий цвет, как огонь. Огонь бывает очень разным. Кто из вас где видел огонь? Какие чувства он у вас вызывает?

Один плюс два — получится три!

Три. Вот и я. Знаете, из одной сказки не успеваю перебираться в другую. Ребята, а в каких сказках встречается число три?

Подробно поговорите с детьми о том, что во многих сказках героям предлагается исполнить три желания. Кто и какие желания загадывал? Как проявлялись при этом ум и глупость, доброта и жадность каждого героя?

Три. Вам в подарок я принес сценарии спектаклей по двум хорошо знакомым сказкам — «Три поросенка» и «Три медведя». Может быть, вы захотите поиграть в эти сказки?

Начинаем готовиться к постановке сказок «Три поросенка» и «Три медведя».

Три. Я принес вам растение, которое вы, наверное, хорошо знаете: это листик клевера, или трилистник. У его листка — три части

Давайте вспомним о том где в окружающем нас мире встречается число три.

«Три богатыря», «Три медведя», «Три поросенка», трехглавый дракон, треугольник, три призовых места, тройка лошадей, три месяца в каждом времени года, трилистник клевера, три цвета у светофора, планета Марс, стихия огонь, металл железо – железные предметы.

Приложение 4

Число четыре

Времена года, стороны света, части суток

Звучит музыка А. Вивальди. На занавесе — изображения разных времен года, компаса, разных частей суток. Цифра четыре в разных шрифтах. Рядом с театром поместите глобус. На сцене принцесса Четыре.

Bocпитатель. Ребята, сегодня к нам пришла новая гостья это ─ принцесса Четыре.

Четыре. Здравствуйте, друзья! Сейчас играла прекрасная музыка А.Вивальди, а чтобы узнать как она называется, давайте отгадаем загадки.

Укрыла землю пуховым одеялом,

Сковала реки крепким льдом,

Узоры на окне нарисовала

Искристым белым серебром. (Зима)

        Тает снег, звенят ручьи,

        Всё сильней потоки.

        И летят уже грачи

        К нам из стран далёких. (Весна)

Можно купаться и рыбу ловить,

Можно по лесу с корзиной бродить,

Бегать по лужам под дождиком тёплым

И не бояться до нитки промокнуть. (Лето)

        Вот и стали дни короче,

        И длиннее стали ночи,

        Птицы тянутся на юг,

        Пожелтели лес и луг. (Осень)

Как можно назвать зиму, весну, лето и осень? – правильно - времена года. Сколько их? – четыре. А что вы любите делать зимой? весной? летом? осенью? (воспитатель показывает картинки с изображением времен года, дети рассказывают)

А знаете ли вы четыре части суток? Что мы делаем утром? днем? вечером? ночью? (Показ презентации «Части суток для малышей»)

На траву роса ложится,

Ну а нам пора вставать.

На зарядку становиться,

Чтобы лучше день начать (Утро)

        Солнце в небе высоко,

        И до ночи далеко,

        Коротка деревьев тень.

        Что за время суток? (День)

День прошел. Садится солнце.

Сумрак медленно крадется.

Зажигайте лампы, свечи —

Наступает темный... (вечер)

        Солнце село. Свет погас.

        Спать пора всем. Поздний час.

        Улетел уж вечер прочь,

        А за ним крадется... (ночь)

А еще в природе существует четыре стороны горизонта – север- юг, запад-восток, и стороны горизонта нам показывает один прибор, который называется – компас.

Как вы думаете, какая геометрическая фигура принадлежит четверке? – правильно, четырехугольник (воспитатель показывает разные виды четырехугольников – прямоугольник, квадрат, ромб, трапецию). У четырехугольника четыре угла, и четыре стороны.

Воспитатель. Вместе с принцессой к вам в гости пришли... четвероногие звери. Узнали ли вы их? Назовите диких и домашних животных на пракате. У всех этих животных четыре лапы – две передние и две задние.

Опишите животное по картинке с опорой на схему.https://for-teacher.ru/edu/data/img/pic-023kwimh84-001.jpg

Четыре Мое любимое время года – весна, потому что расцветают мои любимые кусты сирени. Я люблю сирень, потому что каждый ее маленький цветочек имеет ровно по 4 лепестка!

Давайте вспомним где мы встречаем четверку в окружающем нас мире: времена года, части суток, стороны горизонта, четырехугольники (стены дома, окна, телефон, книга, телевизор, шкаф, ноутбук…) четыре ножки у стула, у стола, четыре колеса у машины, четыре лапы у животных, четыре крыла у стрекозы, у бабочки, цветок сирени – четыре лепестка, крестик, плюс.

Чтение рассказа К. Ушинского «Четыре желания»

Дети лепят цифру четыре и изготавливают страницу числового фриза.

Приложение 5

Число пять

Материалы.

Демонстрационный материал: ширма, куклы из фоармина (автор Удовенко Елена Леонидовна): царь Единица, Звездочет (достаточно молодой человек с вьющимися светлыми волосами, его голубой плащ расшит звездами), синий сундучок, 5 звезд из картона белого цвета, 2 листа бумаги формата А3, фломастеры на водной основе, затонированный лист формата А3 с наклеенными желтыми кругами, картинки: морские звезды, незабудка, цветок земляники. Засушенная морская звезда. Демонстрационная доска.

Раздаточный материал: билеты с обозначением ряда (бумажный прямоугольник ≈5х10см с геометрической фигурой определенного цвета: желтый круг, красный треугольник, зеленый квадрат); круги из двусторонней синей бумаги – 25 штук (≈5см);  свисток, трещетка, чеснок, кофе, апельсин, соль, сахар, подушечка, кубик, теплый стакан, холодный стакан.

Предварительная работа: образовательная деятельность по знакомству детей с цифрами и числами 1, 2, 3, 4 из цикла «Математический театр». Просмотр журналов с морскими обитателями.

Примерный ход образовательной деятельности.

Воспитатель сообщает детям, что сегодня они станут зрителями очередного представления в «Математическом театре». Звенит первый звонок. Детям предлагают взять (случайным образом) билеты с геометрической фигурой (желтый круг, красный треугольник, зеленый квадрат), обозначающей место, на котором им предстоит сидеть (на спинки стульчиков приклеены аналогичные фигуры). Звенит второй звонок. Зрители рассаживаются. Третий звонок.

На «сцене» появляется царь Единица, предлагает детям вспомнить, кто он. Затем царь обращает внимание на то, как дети выбирали себе место. Фигуры на билете и стульчике должны были совпасть. Нужно догадаться, почему именно такие фигуры и именно такого цвета послужили выбором места и какой герой не оставил свою форму. (Это геометрические формы и цвета знакомых жителей Математического царства. Царевна Два не оставила голубую спираль).

Звучи музыка, открывается занавес, появляется Звездочет (его голубой плащ расшит звездами, это достаточно молодой человек с вьющимися светлыми волосами). Он смотрит на небо и как бы считает звезды. Дотрагивается до одной и она остается на его посохе.

Звездочет приветствует гостей и представляется. Просит догадаться, почему его так зовут.  Предлагает заняться его любимым делом и посчитать лучи у звезды. Их ПЯТЬ. Его число ПЯТЬ. Звездочет предлагает отгадать, какой его любимый цвет? Выясняют, что это синий цвет и вспоминают, что бывает синим. (Небо, море, глаза, рыбы, попугай и т.д.). Что-то есть в сундучке Звездочета, а чем-то пополнят его сокровищницу дети.

У братьев и сестер Звездочета есть свои фигуры. Какая же его? ПЯТИУГОЛЬНИК. (второй посох с пятиугольником)

Звездочет предлагает показать руки и определить, что общего между ними? Да, на каждой по 5 пальчиков — и у детей, и у взрослых. И на ногах тоже по 5 пальцев.
           Детям предлагается приложить на большой лист бумаги свою ручку и обвести ее фломастером и потом раскрасить, как захочется.

Инструкция: на столах лежат листы бумаги и фломастеры. Те, у кого были круги на билетах, подойдите к ближнему столу, треугольники и квадраты - к дальнему. Встаньте вокруг, возьмите фломастеры, приложите руку с растопыренными пальчиками к листу и обведите ее. Позже раскрасите свои отпечатки карандашами любого цвета.

Дети занимают свои места. Звездочет сообщает, что звезды есть не только на небе. А где еще? В море. На ширму вывешиваются картинки морских звезд, среди которых есть обладатели СИНЕГО цвета. Считают руки (лучи) морских звезд. Убеждаются, что их ПЯТЬ. Изображают морскую звезду (руки – в стороны, ноги – врозь).

С помощью чего мы видим звезды и все, что вокруг? С помощью чего ощущаем аромат цветов, запах еды? Как мы распознаем слова, музыку, звуки? С помощью чего можем определить кислое и сладкое? Твердое и мягкое? Рот, нос, глаза, уши, кожа – органы чувств. Их ПЯТЬ!

Экспериментальная деятельность.

1. С закрытыми глазами определим, что звучит (свисток, трещотка, хлопки ладоней).

2. С закрытыми глазами по запаху определим продукт (чеснок, кофе, апельсин).

3. С закрытыми глазами определим соленое и сладкое (соль, сахар)

4. С закрытыми глазами на ощупь, прикладыванием к щеке определим твердое-мягкое, теплое-холодное).

5. Не открывая глаз, не трогая просим определить форму (круг) и цвет (синий). Это не возможно. Открываем глаза. Зрение помогает увидеть синий круг. Каждый получает круг синего цвета

С помощью глаз мы любуемся природой, цветами. Есть цветы, у которых только ПЯТЬ лепестков: земляника, незабудка (картинки). Сделаем из кружочков синего цвета букет незабудок.

Инструкция: на листе бумаги выложены круги желтого цвета – это серединки незабудок. Вокруг каждой серединки положите свои круги синего цвета. Будьте внимательны: лепестков синего цвета должно быть ровно ПЯТЬ. Запасные лепестки лежат на столе.

Подводится итог, картинки с какими изображениями ценны для Звездочета. Он благодарит всех за старание и находчивость и под аплодисменты присоединяется к свите Царя.

Приложение 6

Число шесть

Цель: развитие ассоциативного и абстрактного мышления.

Задачи:

1. Создавать условия для овладения ребенком основными культурными способами познавательно-исследовательской деятельности.

2. Содействовать формированию представлений о цифре и числе шесть как существенном признаке явлений окружающего мира: цвет – розовый, форма – шестиугольник, материал – розовый кварц и пр. Развивать умение классифицировать объекты по признаку: у всех насекомых шесть ног. Учить соотносить наглядный образ числа (числовую фигуру) с цифрой.

3. Создавать условия для речевой активности детей: рассуждать, делать выводы. Формировать словарь: шестиугольник, насекомые, шестиногие, соты, улей, розовый кварц и пр.

4. Вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии сказочных персонажей.

Материалы.

Демонстрационный материал: ширма, куклы из фоармина: царь Единица, царевна Шесть (молодая, игривая девушка в розово-сиреневом воздушном платье, с длинными вьющимися розово-золотыми волосами), розовый сундучок царевны Шесть, деревянные или картонные шестиугольники, картинки: улей, соты, бабочка, стрекоза, жук и другие насекомые, снежинки, роза, лилия, поросенок, рассвет, закат, лак, помада, румянец на щеках, фламинго, розовый кварц, пение, танец, розовый цвет и др.  Предметы, выполненные из розового кварца. Демонстрационная доска.

Раздаточный материал: билеты с обозначением ряда (бумажный прямоугольник ≈5х10см с цифрой от 1 до 4); коллекция насекомых; шестиугольники (≈8х8см) с точками, обозначающими числовые фигуры 3, 4 и 5 (по 10 шт. с каждым числом) и три таких же шестиугольника с цифрами 3, 4 и 5.

Предварительная работа: образовательная деятельность по знакомству детей с цифрами и числами 1, 2, 3, 4, 5 из цикла «Математический театр». Просмотр мультфильма «Пчела» из серии «Фиксики», рассматривание книг о пчелах.

Примерный ход образовательной деятельности.

Воспитатель сообщает детям, что сегодня им предстоит в очередной раз стать зрителями в «Математическом театре». Детям предлагают взять (случайным образом) билеты  с числом, обозначающим ряд, на котором им предстоит сидеть. Звенит звонок. Зрители рассаживаются.

На «сцене» появляется царь Единица, предлагает детям вспомнить, что они знают о нем и его друзьях – цифрах Два, Три, Четыре и Пять, представляет еще одного жителя математического царства – царевну Шесть.

Под музыку появляется царевна Шесть. Царевна Шесть сообщает, что она очень добрая, веселая, она любит петь и танцевать (рассказ сопровождается показом картинок).

Царевна Шесть предлагает отгадать, какой ее любимый цвет? Выясняют, что это розовый цвет. Детей просят вспомнить, что бывает розового цвета? Ответы детей (розы, лилии, поросенок, рассвет, закат, лак, помада, румянец на щеках, фламинго и пр.) по возможности сопровождаются показом картинок, которые достают из розового сундучка. В случае, если картинки с названным предметом в сундучке нет, договариваются его пополнить.

Царевна Шесть рассказывает что, у нее есть любимый драгоценный камень - розовый кварц. Из сундучка достают предметы, выполненные из розового кварца, демонстрируют их детям.

Царевна Шесть сообщает, что у не есть друзья кузнечик, стрекоза, бабочка (картинки выкладывают на демонстрационную доску). Детям предлагают назвать этих животных одним словом.

Детям раздают по одному насекомому из коллекции и предлагают их рассмотреть. Вопрос детям: «Догадайтесь, почему насекомые нравятся царевне Шесть больше других животных?». Выясняют, что у всех насекомых 6 ног. Обнаруживают, что у одного животного 8 ног. Оказывается, это не насекомое, а паук. Делают вывод: у всех насекомых шесть ног.

Царевна Шесть загадывает загадку:

Ранним утром ей не спится

Очень хочется трудиться

Вот и меду принесла

Работящая (пчела)

Вспоминают: дом пчел называется улей, в улье есть соты. Детям демонстрируют фигуру, похожую на соты. Вопрос детям: «Сколько углов у этой фигуры?». Выясняют, что их шесть. Детей просят догадаться, как называется фигура, к которой шесть углов. Выясняют, что эта фигура – шестиугольник. Царевна Шесть сообщает, что шестиугольник – ее любимая фигура.

Воспитатель предлагает детям сложить соты из шестиугольников, обращает внимание детей, что на полу лежат три шестиугольника с цифрами 3, 4 и 5, а на столе – шестиугольники с разным количеством точек – тремя, четырьмя и пятью. Инструкция: «Возьмите один шестиугольник с точками, посчитайте их количество и положите вплотную к шестиугольнику с подходящей цифрой».

После выполнения задания воспитатель предлагает детям проверить, правильно ли оно выполнено, при необходимости исправить ошибки.

Царевна Шесть просит детей найти в группе предметы шестиугольной формы.

Царевна Шесть обращается к детям с просьбой пополнить ее сундучок с сокровищами, найти дома и принести подходящие картинки и предметы.

Воспитатель предлагает детям поблагодарить царевну Шесть аплодисментами, она занимает свое место рядом с остальными жителями Математического царства.

Последующая работа.

Пополнение сокровищницы царевны Шесть. Игры «Что из какого сундучка» на развитие ассоциативного мышления (цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6). Образовательная деятельность с использованием «Математического театра».

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня мы с вами посетим Математический театр. Возьмите билеты. На каждом есть число. Это ряд, на котором вы будете сидеть.

Звенит звонок. Зрители занимают места.

ЦАРЬ: Здравствуйте ребята. Узнали меня? (Да, это царь)

- Что вы помните обо мне? (цифра – 1, металл – золото, форма – круг, цвет – желтый)

- В моем математическом царстве много жителей. С какими вы уже знакомы? (Царица, Богатырь, Принцесса времен года, Звездочет)

- Молодцы! Каждому вы принесли в сокровищницу подарки. Спасибо! Но вы знакомы еще не со всеми. Знакомьтесь, еще один житель нашего математического царства!

Под музыку появляется царевна Шесть. Это молодая, игривая девушка в розово-сиреневом платье, воздушном, с длинными вьющимися розово-золотыми волосами.

ЦАРЕВНА ШЕСТЬ: Здравствуйте, ребята. Я царевна ШЕСТЬ. Вот моя цифра (показывает). Давайте нарисуем в воздухе цифру 6. (пальчиками рисуют).

- На что похожа цифра 6?

- Царевна Шесть очень добрая, веселая, она любит петь и танцевать (картинки). Отгадайте, какой ее любимый цвет? А что бывает розовое, давайте вспомним? Розы, лилии, поросенок, рассвет, закат, лак, помада, румянец на щеках, фламинго (картинки). Любимый материал у нее розовый кварц (показываем)  

- А вот мои друзья. Узнали их? (Бабочка, кузнечик, стрекоза, жук). Вывешивается на ширму

- Как назвать их одним словом? (Насекомые)

- Как вы думаете, почему меня окружают насекомые? (У них 6 ног)

- Правильно. Мои друзья ШЕСТИНОГИЕ!!!! (Дети повторяют)

- Посмотрите на некоторых представителей насекомых, у всех ли 6 ног? Коллекция насекомых на одной из поверхностей

Дети рассматривают насекомых, считают ноги, у одного оказывается паук (8 ног).

 Одно насекомое мне особенно дорого. Отгадайте, кто это?

Ранним утром ей не спится
Очень хочется трудиться
Вот и меду принесла
Работящая...            (Пчела)

- Как называется дом пчелы? (Улей)

- В улье есть специальные камеры, где хранится мед. Это соты. Соты состоят из ШЕСТИУГОЛЬНИКОВ, которые соединены сторонами. Какая моя любимая форма? (Шестиугольник)

Показ ШЕСТИУГОЛЬНИКА

- Давайте сложим соты из шестиугольников. Перед вами три соты с цифрами. Какие это цифры? (3, 4, 5)

- Возьмите по одной соте с точками и положите вплотную  к нужной соте с цифрой.

На одной из поверхностей лежат деревянные шестиугольники с точками, на полу лежат три соты с цифрами 3, 4, 5. Дети берут по одной и выкладывают соты так, чтобы количество точек соответствовло цифре. Проверяем.При необходимости исправляем

- Посмотрите вокруг, может вы заметили, что у нас в группе имеет форму шестиугольника? (Столы)

- Я люблю ЛИЛИИ (показ)  Как вы думаете, почему? (У нее 6 лепестков)

- посмотрите в окно. Повсюду снег. Из чего он состоит? (Из снежинок)

- У нас в группе есть нетающие снежинки. Посчитайте, сколько у них кончиков, лучиков? (6). 

- У любой снежинки, с любым узором всегда только 6 лучей!

Воспитатель: Вот вы и познакомились с царевной ШЕСТЬ. Знаете, какие сокровища ей нужны. Поможете собрать? (Да)

- Покажите свои улыбки. Покажите свои ручки. Под ваши аплодисменты царевна Шесть займет свое место рядом с остальными жителями Математического царства.

Приложение 7

Число семь

Семь дней недели, семь нот, семь цветов радуги

Дети заходят в группу, где звучит музыка Моцарта. На занавесе изображения радуги, нотного стана и семи нот, цветика-семицветика, семиструнной гитары, семиструнной лиры. На сцене принц Семь. У него длинные вьющиеся золотые кудри, в руках — цветик-семицветик, на костюме — полосы цвета радуги.

Воспитатель. Ребята, вы слышите музыку? Наверное, у нас новый гость из страны Чисел. Давайте откроем окошко нашего волшебного театра и посмотрим, кто сегодня пришел к нам. (Медленно открывает занавес.)

Это — число Семь. У него на нежно голубом костюме видны цвета радуги. Ведь в радуге тоже семь цветов (перечисляет). Принц принес для нас и новую книжку про все цвета радуги — смотрите, какая она красивая. На картинке мы видим цифру семь и изображение радуги. Ребята, а когда можно увидеть радугу в природе? Да, когда идет дождик и одновременно светит солнышко.

Смотрите, Принц еще принес с собой музыкальный инструмент. А знаете почему? Потому что в музыке есть семь основных нот — до, ре, ми, фа, соль, ля, си (не спеша играет на металлофоне).

Семь - удивительное, счастливое число, и принц Семь соответствующий - он покровитель искусств. Семь нот и семь цветов радуги  позволяют ему отлично разбираться в музыке и живописи.
Ну что ж, друзья, нам предстоит собрать 7 лепестков цветика-семицветика, которые мы получим за правильно выполненные задания. Итак, в путь!


Первый лепесток нашего цветика- семицветика –
красный. Давайте смоделируем из гибких палочек цифру семь, оказывается это просто( выдать детям гибкие палочки) На что похожа цифра семь? (на кочергу). Предложить детям взять домой гибкие палочки и дома сделать те цифры которые уже знаем.

 Второй лепесток – оранжевый. Он нам расскажет о днях недели. Их тоже семь. Кто может перечислить их? Как называются суббота и воскресенье? (выходные). А дни недели с понедельника по пятницу – будни. Закрепляем их очередность. Чтобы было нагляднее - выбрать 7 чел – семь дней недели и предложить им построиться в правильной последовательности.

Третий лепесток- желтый. Он подарил нам семь нот. Предлагаю послушать веселую песенку про семь нот, а после послушаем как они звучат на металлофоне. Затем предложить 2 детям  сложить семиструнную гитару и лиру (разрезные картинки). Ребята, подумайте, почему мы сложили именно эти картинки? (потому что у гитары и лиры 7 струн)

Четвертый лепесток – зеленый. Пришла пора размяться. Давайте поиграем. Хороводная игра "Бабушка Маланья".

Пятый лепесток –
голубой. Это литературный лепесток. Сейчас нам нужно вспомнить  книги и сказки  в которых встречается число семь (Волк и семеро козлят, Белоснежка и семь гномов, Сказка о мертвой царевне и семи богатырях, Семь семионов, Дочь-семилетка, Цветик-семицветик, Семь подземных королей и многие другие). В течение этой недели мы познакомимся с некоторыми из них, а некоторые мы уже читали.

Есть много пословиц и поговорок с числом семь. «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Семеро с ложкой – один с сошкой», «Семеро одного не ждут», «У семи нянек дитя без глаза», «Лиса семерых волков проведёт», «Лук семь недугов лечит».

     Поучителен смысл крылатых выражений: «Быть на седьмом небе», обозначающее высшую степень блаженства; «За семью морями» - значит далеко; «Семи пядей во лбу»  - очень умный, мудрый выдающийся, талантливый человек; «Седьмая вода на киселе» - очень далёкий родственник; «Семь пятниц на неделе» - образное обозначение человеческого непостоянства; «Семимильными ( гигантскими)  шагами» - очень быстро; «До седьмого пота» – работать, трудиться, до крайнего утомления, полного изнеможения; «За семью печатями» - секретно.

 Шестой лепесток – синий. Чтобы его получить – назовите все цвета радуги и сложите ее.

 Заключительный этап и седьмой лепесток фиолетовый. Для его получения нужно смоделировать план с помощью геометрических фигур. Я вам выдаю геометричекие фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, шестиугольник). В центре листа расположите круг, в правом верхнем углу – квадрат, в левом нижнем – овал, в правом нижнем – треугольник, в левом верхнем углу – шестиугольник.

И как обычно задание на дом – найти картинки, связанные с числом семь – а какие вы сегодня узнали, а может быть принесете то, о чем мы сегодня не говорили, но оно же связано с числом семь. Подумайте дома с родителями.

Приложение 8

Число восемь и число девять

Звучит музыка. На занавесе — восьмиконечные рождественские звезды, восьмиугольники, цифры восемь, выполненные в разных шрифтах. На сцене — принцесса. Она в длинном платье вишневого цвета, волосы темные, принцесса очень спокойная и уравновешенная. С ней вместе — царица Два, принцессы Четыре и Шесть.

Восемь. Мы с вами встречаемся каждое Рождество, ведь рождественская звезда восьмиконечная. Найдите среди восьмиугольников правильную фигуру. Давайте поместим ее к остальным правильным фигурам.

Я принесла вам мои цифры — восьмерки. Давайте попробуем нарисовать их. Это несложно. Можно просто нарисовать два круга, которые касаются друг друга. А можно попробовать нарисовать цифру, не отрывая фломастера от бумаги,— вот так. Теперь вылепим цифру из пластилина, воска или теста. Сделаем страницу числового фриза.

Работу можно распределить между детьми по желанию.

Воспитатель. Ребята, сегодня к вам пришли царица Два и три ее дочери — принцессы Четыре, Шесть и Восемь. Кому какая больше нравится? Я думаю, что числа не будут возражать, если мы с вами поиграем в арифметический бал. Мы ведь играем в разные сказки — почему бы нам не поиграть в числа? Хотите? Девочки, посмотрите на наших гостей и выберите для себя, кем бы вы хотели стать на нашем балу, а потом в конце занятия скажете мне на ушко, кого вы выбрали. А мальчики сделают свой выбор в следующий раз.

Когда дети выйдут на улицу, нарисуйте для них на асфальте большую восьмерку, предложите каждому взять в правую руку платочек и пройти по контуру цифры. Обратите внимание детей, что при прохождении одной половины платочки смотрят внутрь цифры, а при прохождении второй части — наружу.

Звучит таинственная и немного тревожная музыка. На занавесе — цифра девять в разных шрифтах. На сцене — все нечетные числа и принц Девять. Он в красивой шляпе с пером, в высоких сапогах, на нем темный дорожный плащ, лицо скрывает маска (см. рис. 11).

Воспитатель. Вот и пришел к нам последний гость из страны чисел — таинственный принц Девять. Его лицо скрывает маска — не случайно в сказках встречаются слова «Негде, в тридевятом царстве...». Моряки говорят, что самый высокий и самый страшный бывает девятый вал. Русский художник И. Айвазовский даже назвал так свою картину.

Перед вами собрались царь Единица и его сыновья — воин Три, принц Пять, музыкант Семь и странник Девять. Все они здесь. Выберите, кто в кого из них хочет поиграть на нашем арифметическом балу и потом скажете мне по секрету на ушко в конце занятия. Только о себе надо будет рассказать другим детям.

Давайте вылепим цифру девять, нарисуем ее и составим нашу страницу числового фриза.

Закрепление темы в пособии «Знакомимся с числами». 

https://sun9-15.userapi.com/impg/eIOP6JJA54SP2AxJLcmjcHVha6dXrcFrSyKftQ/0mYRlvu1nqI.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=2d7b46e04346db0d52647d6c5018a1cd&type=album


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий осеннего праздника для детей 5-7 лет "Ожившие памятники Петербурга"

Очень красивое и познавательное мероприятие для детей старшего дошкольного возраста. Проводится на улице в период золотой осени....

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП тема: «Место числа среди других чисел, состав числа 4, 5 из двух меньших чисел. Решение логических задач». (подготовительная группа)

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП тема: «Место числа среди других чисел, состав числа 4, 5 из двух меньших чисел. Решение логических задач».   (по...

Собственная методическая разработка "Состав чисел первого десятка. Закрепление изученного материала"

Конспект неросредственно образовательной деятельности по математике  с детьми подготовительной группы....

Методическая разработка "Ожившие тряпочки"

Методическая разработка "Ожившие тряпочки"...

Конспект ООД в старшей группе по Математическому развитию Представление о порядковом значении чисел. Программное содержание. Закреплять представление о порядковом значении чисел первого десятка и составе числа из единиц в пределах 10 (И.А.Помораева стр5

Конспект ООД в старшей   группепо Математическому развитиюПредставление о порядковом значении чисел.Программное содержание. Закреплять представление о порядковом значении чисел первого десят...

Методическая разработка непрерывной основной образовательной деятельности по ФЭМП с детьми старшей группы на тему «Геометрические фигуры. Треугольник» Порядковое значение чисел 8 и 9. Сравнение предметов по величине.

Познакомить детей с геометрической фигурой "треугольник"-ввести понятие треугольника, его элементов, обозначение;-развивать пространственное воображение, геометрическое м...