Части суток.
план-конспект занятия по математике (старшая, подготовительная группа)

Сулима Ольга Олеговна

Цель: Формирование математических представлений временного понятия части суток.

Задачи:

- уточнить представление о частях суток, об их характерных особенностях, связывая их с тем, что делают дети утром, днем, вечером, ночью;

- воспитывать  у ребенка заинтересованность и стремление к познанию нового;

- познакомить детей с объемной моделью времени «части суток».

Методы и приемы:

- проблемные ситуации;

- ситуативная беседа;

- вопросы на ответное общение;

- использование макета;

- наглядный метод: метод иллюстрации и метод демонстрации;

- метод самоконтроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx28.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение   «Детский сад № 7 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей»  города Ишима.  

Воспитатель, Сулима Ольга Олеговна

Тема образовательной деятельности: Части суток.

Образовательная область: Познавательное развитие.

Возраст детей: 5-6 лет.

Цель: Формирование математических представлений временного понятия части суток.

Задачи:

- уточнить представление о частях суток, об их характерных особенностях, связывая их с тем, что делают дети утром, днем, вечером, ночью;

- воспитывать  у ребенка заинтересованность и стремление к познанию нового;

- познакомить детей с объемной моделью времени «части суток».

Методы и приемы:

- проблемные ситуации;

- ситуативная беседа;

- вопросы на ответное общение;

- использование макета;

- наглядный метод: метод иллюстрации и метод демонстрации;

- метод самоконтроля.

Оборудование: энциклопедия, флексагон, карточки с частями суток (утро, день, вечер, ночь), экран.

Словарная работа.  

- Активный словарь: утро, день, вечер, ночь, энциклопедия.

- Пассивный словарь: сутки, во внутрь, головоломка, флексагон, космодром.

Образовательные задачи занятия

Содержание этапов занятия

Методы и приемы

  1. Организационный этап

Психологическая подготовка детей к игре.

Создать психологическую атмосферу для общения с детьми.

Круг приветствия (дети сидят на ковре в круге)

- Здравствуйте ребята!

- Меня зовут…

 Возьмёмся за руки, друзья!

Друг другу улыбнёмся.

и пожелаем всем добра и обнимемся друзья. Все, все вместе. Какие вы веселые, теплые, замечательные, хорошие, красивые..

 

 Ритуал приветствия

  1. Этап подготовки детей к работе на основном этапе

Обеспечить игровую мотивацию.

Продолжать воспитывать доброжелательность, отзывчивость

Звонок.

Здравствуйте девочки и мальчики. Пишут вам жители планеты Шелезяка. Учёные института времени пригласили нас  выступить на творческом конкурсе «Части суток на земле». Помогите нам подготовить интересное и необычное выступление.  

В: Как нам быть? Что делать? Как мы будем помогать?

Д: помочь. А с чего мы начнем?

 Приём игровая мотивация

  1. Этап усвоения новых способов действий и первичной проверки понимания изученного

Развивать умения у детей пользоваться наглядным пособием, Способствовать развитию речи детей.

Воспитывать стремления достигать результатов деятельности.

В:  А вы знаете, что такое сутки?

 А как мы проверим правильные ли  ваши ответы. Варианты ответов детей.     

А я вспомнила!   Еще есть такая книга, из которой можно узнать обо всем. Я такую книгу всегда ношу с собой. Это энциклопедия. Когда я чего- то не знаю, я всегда заглядываю в нее. И узнаю что то новое (показ энциклопедии).

- Вы хотите, заглянуть в неё?

-Так, так, так…. Где то тут  я читала интересную историю о частях суток.  

- А, вот она!

 

История:

На лесной поляне жил маленький Кузнечик.

Однажды он отправился на прогулку. И встретил, кого вы думаете? Своего друга муравья.

- Здорово дружище! – приветствовал его муравей. - Чем занимаешься?

- Ни чем – ответил кузнечик – просто прыгаю.

- А ты чем занят?

- У меня много дел. За целые сутки мне нужно многое успеть.

- А что такое сутки? – спросил Кузя.

- Сутки состоят из четырех частей: утро, день, вечер, ночь.

С утра, когда встало солнышко, я успел умыться, сделать зарядку. А сейчас, когда солнце поднялось высоко в небе, и наступил день, я помогаю своим братьям муравьям принести как можно больше веток к муравейнику. Ведь вечером, когда солнце будет садиться, станет прохладно, и ветки пригодятся чтобы закрыть вход в муравейник. А ночью, когда выйдет луна, и все будут спать, нам будет тепло и спокойно.

- Теперь я понял, что такое сутки. А чем же мне заняться? – задумался Кузя и, попрощавшись с муравьем, поскакал дальше.

 -Ну как, подтвердила энциклопедия наши знания?   Сутки это?...

   (Сутки состоят из 4 частей: утро, день, вечер, ночь, утром что мы делаем утром, а днём, вечером, ночью.)

 В: А как же нам помочь жителям планеты Шелезяка интересно представить на конкурс то, что мы узнали о сутках?    (варианты детей: …нарисовать книгу, Замечательная идея, написать письмо, интересный вариант  сфотографировать, Здорово).

В: А какой из вариантов самый интересный? А что из предложенных ответов вам кажется самым необычным?

В: А я же еще свою идею не сказала. Перелистывает страницу.    Вот это сюрприз. А вы знаете, что это такое?   (смотрят фото).  

Д: Варианты ответов детей.

В: А я знаю что это. Это головоломка времени. Я как раз о ней и хотела сказать. Я   захватила её с собой. (показ головоломки) Давайте мы ее рассмотрим и посчитаем, сколько у нее сторон? 4 стороны – 4 части суток, одна часть суток например утро переходит  в другие части суток день не останавливаясь и головоломку можно поворачивать не останавливаясь, головоломку нужно поворачивать внутрь на один оборот.   А что если попробовать использовать головоломку для выступления про части суток? Как вы думаете? Может получиться?  А как мы это сделаем? Ответы детей. (подобрать и наклеить картинки на которых изброжено что мы делаем в разные части суток)

  

Игровой (деятельность с головоломкой - флексагон)  

Наглядный (энциклопедия, флексагон с дидактическим материалом)

Словесный (вопросы развивающего характера)

Практический (создание презентации)

  1. Этап применения новых знаний, способов действий

Помочь детям правильно применить полученные знания в изготовлении объемной модели с использованием дидактического материала

В: Друзья, до выступления осталось совсем немного времени. Чтобы успеть предлагаю разделиться на пары. В этом вам могут помочь кулоны разных цветов.  Выберите части суток, которую вы будете оформлять на головоломке.   Команда желтых, какую часть суток вы будете оформлять на головоломке? Выбирайте картинки..

Дети проверяют правильность выполнения задания и приклеивают картинки на головоломку.  

В: Молодцы, вот головоломка для выступления готова! Я предлагаю её рассмотреть. А как мы сообщим жителям планеты Шелезяка что нужно говорить на выступлении. Ответы детей. (записать видео письмо).

 Кто хочет начать рассказ «Части суток на земле»? Маша, я буду снимать, а ты поворачивай головоломку.  И так, я начинаю: Сутки на земле состоят из 4 частей….

 Слушают запись.   Ну что отправляем?

В: Как нам доставить головоломку на планету Шелезяка?

Д: Варианты ответов детей.

В: А как почтальон доставит посылку на другую планету? На ракете.

космодром, (упаковываете посылку, отдаёте).

Наглядный (головоломка флексагон с дидактическим материалом)

  1. Подведение итогов и рефлексия

Помочь детям самостоятельно сделать анализ своей деятельности

В: Что нам помогло придумать интересное необычное выступление?

(Д: энциклопедия, головоломка, мои знания….)

В: А что нового ты узнал с помощью головоломки?

(Д: сутки идут друг за другом, за ночью всегда идёт утро,  для каждой части суток  есть свои дела.)

В: Петя, с какими трудностями ты столкнулся? Как ты их преодолел? Что помогло тебе с ними справиться?

В: Саша, с каким настроением ты сегодня играл?

Звонок. Эл письмо.  «Дорогие ребята. Спасибо вам за интересную и необычную презентацию «Части суток на земле». Ваша презентация помогла нам не только выступить на конкурсе, но и составить мультфильм. Его мы вам дарим в подарок. До свидания!»

  Просмотр мультфильма. https://www.youtube.com/watch?v=gxG8aA_7soY&feature=emb_rel_pause

Словесный (ответы на вопросы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие "Части суток"

формировать представление о частях суток, умений различать части суток...

Открытое занятие "Части суток"

·        Уточнить представление о частях суток, связывая их с тем, что делают дети утром, днем, вечером, ночью;·        Разв...

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЧАСТЯМИ СУТОК

Для измерения времени приняты регулярно повторяющиеся явления: смена дня и ночи, смена лунных фаз, смена времен года, обусловленные суточным вращением земного шара вокруг своей оси, движением Лу...

Обучающая презентация "Части суток "

Время суток для детей, для взрослых и для всей растительной и живой природы состоит из четырех отрезков времени : утро, день ,вечер, ночь....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ЗАНЯТИЮ ПО ФЭМП ДЛЯ 2 мл. гр. "ЧАСТИ СУТОК"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ЗАНЯТИЮ ПО ФЭМП ДЛЯ 2 мл. гр. "ЧАСТИ СУТОК"...

Комплексное занятие:"Части суток"

Развивать зрительное восприятие и зрительную память,мышление,а также уточнить представления о частях суток поможет данное занятие воспитатею....