Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы проведения образовательных событий по ФЭМП с детьми»
консультация по математике

Скидан Наталья Михайловна

Консультация предназначена для педогогов дошкольных учреждений. Цель консультации помочь педагогам при выборе новых фом работы с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Нетрадиционные формы проведения образовательных событий по ФЭМП с детьми»

Процесс формирования элементарных математических представлений у дошкольников занимает центральное место в подготовке ребенка к школе. По своему содержанию эта подготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычислению, что входит в содержание программы дошкольной подготовки детей.

Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и логично рассуждать, продуктивно мыслить. В процессе решения проблемных задач ребенок открывает для себя те законы, правила, принципы, которые он будет использовать в дальнейшей жизни. Он не получает их в готовом виде, и приобщается к творческому процессу путем открытия нового. Поэтому образование должно устремлять ребенка в перспективу саморазвития, расширения его сознание на основе творческой деятельности.

Исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений, навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому главной целью дошкольного образования должно стать всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационно - волевой сферы интеллектуальных и творческих способностей.

Дошкольник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы поддерживать в процессе образовательной деятельности внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И в этом помогут нетрадиционные занятия.

Взгляды педагогов на нестандартные занятия расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении развития ДОУ, а другие наоборот, считают такие занятия опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором незаинтересованных, не желающих и не умеющих серьезно трудиться дошкольников.

Но независимо от споров педагогов нетрадиционные занятия в дошкольном учреждении начинают  занимать  значительное место. Это связано с возрастными особенностями старших дошкольников, игровой основой данных занятий, оригинальностью их проведения.

При проведении открытых занятий данная форма является всегда выигрышной, т. к. в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость воспитанников , но и в проведении самих занятий через различные формы коллективной и групповой работы. Задания, которые получают дети на нетрадиционных занятиях, помогают им жить в атмосфере творческого поиска.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных занятий.

  1. Занятия-путешествия.
  2. Занятия – соревнования (Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д.)
  3. Занятия типа КВН. (Предполагает разделение детей на 2 подгруппы и проводится как математическая или литературная викторина).
  4. Театрализованные занятия (Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию)
  5. Занятия – конкурсы
  6. Занятия – обобщения
  7. Занятия - диалоги. (Проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).
  8. Занятия «Следствие ведут знатоки». (Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией).
  9. Интегрированные занятия
  10. Занятия - экскурсии
  11. Занятия – игры «Поле чудес». (Проводится как игра «Поле чудес» для читающих детей).
  12. Сюжетно-ролевые занятия. (Педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и решая, таким образом, задачи обучения).
  13. Занятия консультации. (Когда ребёнок обучается, консультируясь у другого ребёнка)
  14. Занятия сказки.
  15. Занятия викторины. (Проводятся викторины с ответами на вопросы: Что? Где? Когда?)

Все эти формы проведения занятий являются нетрадиционными. Но они уже давно вошли в сферу нашей деятельности и используются большинством наших педагогов.

Поговорим о более новых формах работы с детьми.

Нестандартное занятие – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру.

Видеоурок.

Видеоурок может быть двух типов:

  1. Когда дети смотрят обучающее видео от 5 до 15 мин, где сначала им рассказывается теория (правило, новый материал, возможно, вводится новая лексика по теме и др.), а затем приводятся примеры. В данном видеоролике можно привести элементарные задания, направленные на контроль усвоения увиденного и услышанного материала.
  2. Когда во время занятия дети смотрят небольшие видеоролики (фрагменты из мультфильмов, художественных и документальных фильмов, сериалов и научно-познавательных программ), которые носят познавательный характер (новый материал по теме, расширение материала, закрепление, повторение). После просмотра видео дети выполняют чаще всего ряд коммуникативных заданий.

Давайте остановимся на каждом типе видеоурока в отдельности. Если мы говорим о первом типе видеоурока, то данный метод предполагает самостоятельную работу педагога на всех этапах подготовки. Педагогу необходимо иметь специальную программу для записи видео и уметь ей пользоваться, уметь грамотно составлять презентации в Power Point или другой программе, которые лягут в основу видеоролика, озвучить материал подготовленной презентации таким образом, чтобы теоретическая часть была доступна и понятна учащимся. Безусловно, в настоящее время в интернете можно найти уже готовые видеоуроки по тем или иным темам, но не всегда они соответствуют конкретной теме занятия. Материал видео ролика может быть дан полнее, чем нужно на определенном этапе обучения или наоборот, дается лишь его малая часть. В данной ситуации педагогу приходится подстраиваться под готовую версию видео или создавать новый учебный материал (видео). Поэтому, зная особенности успеваемости своей группы, того материла, который вы проходите, лучше всего не искать видео в интернете, а разрабатывать свои видео файлы. Несмотря на трудоемкость и время, потраченное на подготовку материалов, данный вид работы на занятии оправдывает себя. Интересная подача материала способствует росту усвоения материала. Просматривая видеоролики, дети активнее вовлекаются в процесс обучения, а если в них еще есть интерактивные задания, тогда процесс восприятия новой информации возрастает не только у заинтересованных в предмете детей, но и у слабоуспевающих. Еще одной отличительной чертой данного метода можно назвать возможность отработки данного материала детьми самостоятельно, в случае их отсутствия на занятии. Во время самоизоляции это форма работы стала основной для педагогов.

При использовании на уроке второго типа, педагогу нужно лишь подобрать фрагменты видео, подходящие по смысловому содержанию занятия и изучаемого материала, т. е. создавать видео самому не нужно. Затем педагог подбирает или разрабатывает сами упражнения и задания, которые выполняются детьми до, вовремя и после просмотра видео фрагмента. Упражнения могут быть индивидуальными, с разной степенью сложности, что обеспечивает индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении, групповыми, что помогает развитию навыков социализации среди сверстников и направленными на работу со всей группой, когда соревновательный момент подталкивает детей к более активному участию на занятии. Таким образом, несмотря на то, что видеоурок — это всего лишь фрагмент занятия, во время которого ребенок получает ту или иную информацию посредством цифрового носителя, учится ее воспринимать и адекватно применять на практике, видеоурок — это метод, который повышает интерес к изучаемому предмету, и дает возможность качественно улучшить свои результаты.
К видеоурокам можно отнести и
создание мультфильмов. В наше время этот метод считается одним из самых современных.  Занятия с использованием мультимедийного оборудования не только оживляют процесс познания (что особенно важно, если учитывать психологические особенности старшего дошкольного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию учения.

Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Занятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал детей.

Процесс создания мультфильма – это интересная и увлекательная деятельность для любого ребенка, так как он становится не только главным художником и скульптором этого произведения, но и сам озвучивает его, навсегда сохраняя для себя полученный результат в форме законченного видеопродукта.

Первый этап -  подготовительный.

  На данном этапе мы говорим с детьми о мультфильмах, беседуем о тайнах мультипликации, выясняем, что мультипликационные герои – неживые существа и оживляют их люди. Знакомимся с названием профессий этих людей: продюсер, сценарист, режиссер-мультипликатор (аниматор), художник, оператор, актер, композитор.

Узнаем различные техники создания мультипликации:

  1. Техника-перекладка (передвижение рисованных или аппликационных персонажей по фону)
  2. Пластилиновая анимация ;
  3. Предметная анимация, где используются готовые игрушки.

Техники могут быть смешанными.

А также знакомимся со сложностью создания.

  1. Самые простые мультфильмы, например, раскрутка и вертушка, создают зрительную иллюзию движения неподвижных предметов.
  2. Затем мультфильмы продолжительностью несколько секунд без звукового сопровождения.
  3. И сложные озвученные фильмы.

Этот этап работы проводится до занятия в совместной деятельности с детьми.

Этап разработки сюжета, персонажей и декораций. На данном, этапе, дети с помощью педагога продумывают сюжет, обговаривают место, где происходят все события, кто является главными героями и что нужно для того, чтобы обыграть сказку или придумать игру. На занятиях по ФЭМП лучше использовать пластилиновую анимацию. Это более экономичный по времени метод. Вы можете слепить цифры и поставить их в цифровой ряд. Можете придумать сказку про геометрические фигуры. Создавать примеры и решать их. Придумывать любые дидактические игры. Все, что только можете себе нафантазировать.

Этап съемки и озвучивания мультфильма.

Из технического оснащения нам понадобится только фотоаппарат, штатив и ноутбук с программой видеоредактора.

Так, создав всех персонажей, зафиксировав декорации – у вас получится передвижная мультипликационная студия. И начинается работа с малыми подгруппами детей, при этом используется достаточно простая и доступная техника перекладки. При всей простоте этой техники, детям необходимо постоянно контролировать свои действия: переставлять фигурки на минимальное расстояние, убирать руки из кадра.

При озвучивании мультфильма, дети вживаются в образ и стараются максимально выразительно произнести слова. Если у вас недостаточно время на занятия, вы можете использовать просто музыкальное сопровождение

Монтаж. Все части мультфильма монтируются с использованием специальной программы. Данный этап провится без участия детей, однако они наблюдают загрузку сделанных ими фотографий в специальную программу.

Результаты работ просматриваются на совместном «киносеансе» с  воспитанниками. И родителями воспитанников на родительском собрании или в соцсетях.

Кроме того результатами такой деятельности станут основательные знания детей по темам мультипликации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Организации и проведения НОД в образовательной области «Познание» (ФЭМП) с детьми 5-6 лет "Гном решил построить дом"

Конспект НОД  с указанием программных задач, интеграции образовательных областей...

Консультация для педагогов "Нетрадиционные формы проведения родительских собраний"

29 октября провела консультацию для педагогов.Проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. В последнее время стали популярны нетрадиционные родительские собр...

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы работы с детьми в организации НОД, направленные на реализацию ФГОС ДО»

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы работы с детьми в организации НОД, направленные на реализацию ФГОС ДО»...

Консультация для педагогов. Нетрадиционные формы работы в ДОУ с детьми с ОВЗ.

В настоящее время педагоги ДОУ всё чаще стали внедрять в образовательный процесс разнообразные нетрадиционные формы работы с детьми или по-другому здоровьесберегающие технологии. Эти формы работы прин...

Консультация для педагогов. «Нетрадиционные формы проведения родительских собраний»

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие это актуальный воп...

Консультация для педагогов: «Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушения речи»

Проблема использования нетрадиционных методов в коррекционной педагогике на сегодняшний момент представляет особую актуальную значимость, так как наблюдается тенденция недостаточной эффективности трад...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Нетрадиционные формы образовательной деятельности в ДОУ»

Консультация содержит рекомендации по проведению занятий в ДОУ в нетрадиционной форме...