Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП с детьми подготовительной логопедической группы на тему: «Число 10».
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП с детьми подготовительной логопедической  группы на тему: «Число 10».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_matematika.docx179.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №7 «Ивушка»

г. Минеральные Воды

Конспект

интегрированной непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП с детьми подготовительной логопедической  группы «В» на тему: «Число 10».

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Воспитатель: Шаманова Е.Д.

2021-2022 учебный год

Тема: «Число 10»

Цель:

Сформировать представления о числе 10; его образовании, составе.

Задачи:

Познакомить с числом 10, образованием, графическим изображением.

Продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10, используя схему.

Развивать мышление, слуховое восприятие, внимательность.

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, самостоятельность, умение сосредотачиваться на поставленных задачах.

Форма организации: групповая, индивидуальная.

Методы и приемы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная инструкция.

Материалы к занятию:

Демонстрационный: картинки с изображением птиц и зверей (лев, лиса, морж, слон, носорог, кенгуру, медведь, крокодил, журавль, воробей, дикобраз, сова, росомаха, черепаха, волк, попугай, лось и лосенок, бегемот); числовой отрезок; карточки с записью чисел 1-10.

Раздаточный: записью чисел 1-10.

Активизация словаря: числовой отрезок, решение задач, часть, целое.

Этапы проведения: организационно - мотивационный, деятельностный, заключительный (контрольно-рефлексивный).

Структура проведения и ход деятельности:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1 этап – организационно-мотивационный

Ребята давайте с вами поиграем в игру «Разбегалочки».  Назови соседей числа.

Выполняют по инструкции, дети ходят вокруг колец с числами,  по команде становятся в кольцо и называют соседей числа, которое изображено нам карточке.

- Ребята вы любите путешествовать?

- А на чем  можно путешествовать? Сегодня у нас новое путешествие - в зоопарк. А поможет нам туда попасть...

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает,

По полям кочует —

Коноплю ворует.

- Кто знает, как называют этого воришку?

Присаживайтесь на стульчики перед доской.

- Часто так и говорили: «Bopa бей!» Вот однажды воробей полетел на обед в зоопарк. Послушайте и постарайтесь запомнить, у кого обедал воробей.

Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Где обедал воробей?» с паузами при перечислении животных.

Где обедал, воробей?

В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва

За решёткой у льва.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

 Ел морковку у слона,

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

 Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде.

 У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

-Каких животных в зоопарке посетил воробей?

-Сколько их было? Давайте отметим маршрут воробья на числовом отрезке.

- Сколько всего животных? (9 животных.)

- А самого воробья вы посчитали? Каким по счету стал воробей? (десятым)

- Как получили число десять? (9 + 1)

- Где расположить на числовом отрезке число десять? (На один шаг справа от числа 9)

- А как записать число 10?

- До сих пор для обозначения чисел мы пользовались одним значком. Но все значки закончились, можно использовать только те, что уже были. Десять обозначается двумя значками: 1 и 0. От 1 до 9 – это ЧИСЛА и ЦИФРЫ, а от 10  и далее только ЧИСЛА!

- Как вы думаете, с каким числом мы сегодня познакомимся? Правильно число 10.

Ответы детей

Ответы детей.  (Воробей)

Внизу под цифрами числового отрезка воспитатель располагает картинки.

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей. Возможно, кто-либо из них уже знает запись числа 10.

Ответы детей.

2 этап - деятельностный

- Пройдите на ковер, присядьте. У вас в руках у каждого есть проволока, попробуйте из нее сделать число 10. Получается? Нет? Почему?

- Правильно, ведь для того чтоб сделать число 10 нужно 2 цифры  1 и 0.

Цифра вроде буквы О — Это ноль, иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький, Но не значит ничегошеньки!

Если ж слева рядом с ним Единицу примостим,

Он побольше станет весить, Потому что это — десять.    (С. Маршак)

- Попробуйте сделать теперь в паре. Получилось?

- Ребята проходите за столы. Что у вас на столах лежит? Правильно числовой отрезок.

- Как вы думаете, что с ним можно  делать?

- Правильно составлять и решать задачи.

- У вас у каждого лечит карточка с задачей. Составьте, пожалуйста, задачу при помощи числовой линейки и запишите решение на листике.

Проверьте правильность решения у своего соседа.

Ответы детей.

Составляют и решают задачи.

 1 или 2 можно вызвать к доске, и записать решение своей задачи.

3 этап – заключительный

- Ребята скажите, пожалуйста, где мы с вами сегодня побывали? Кто нам помогал путешествовать? Правильно, воробей.

- С  каким числом мы сегодня познакомились?

- Что было сложного?

- Что понравилось больше всего?

 - И в знак благодарности воробей предлагает вам отправиться на рыбалку. И половить рыбу. А рыбу не простую, что б в сумме улов составило число 10.

Ответы детей

Ответы детей

Дети «ловят» рыбу, чтоб в сумме составило число 10. Закрепление состава числа 10.

Ход занятия:

І. Знакомство с числом 10.

1)        Образование числа 10.

— Ребята скажите, на чем можно путешествовать? (ответы детей)

Сегодня у нас новое путешествие — в зоопарк. А поможет нам туда попасть...

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает,

По полям кочует —

Коноплю ворует.

—        Кто знает, как называют этого воришку? (Воробей)

—        Часто так и говорили: «Bopa бей!» Вот однажды воробей полетел на обед в зоопарк. Послушайте и постарайтесь запомнить, у кого обедал воробей. Посчитайте этих зверей, а чтобы не сбиться со счета, каждый раз кладите на стол по одному кружочку.

Воспитатель читает стихотворение С. Я. Маршака «Где обедал воробей?» с паузами при перечислении животных. Дети выкладывают на столах кружки красного и синего цвета.

 

Где обедал, воробей?

В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва

За решёткой у льва.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

 Ел морковку у слона,

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

 Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде.

 У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил

-Каких животных в зоопарке посетил воробей?

-Сколько их было? Давайте отметим маршрут воробья на числовом отрезке.

Внизу под цифрами числового отрезка воспитатель располагает картинки.

- Сколько всего животных? 9 животных.)

- А самого воробья вы посчитали? Каким по счету стал воробей? (десятым)

0        1        2        3        4        5        6        7        8        9

—        Как получили число десять? (9 + 1)

—        Где расположить на числовом отрезке число десять? (На один шаг

справа от числа 9)

1)        Запись число 10.

—        А как записать число 10?

Дети высказываются. Возможно, кто-либо из них уже знает запись числа 10. В противном случае воспитатель поясняет сам:

—        До сих пор для обозначения чисел мы пользовались одним значком. Но все значки закончились, можно использовать только те, что уже были. Десять обозначается двумя значками: 1 и 0.

 

Цифра вроде буквы О — Это ноль, иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький, Но не значит ничегошеньки!

3) № 1, cmp. 52.

 

Если ж слева рядом с ним Единицу примостим,

Он побольше станет весить, Потому что это — десять.

(С. Маршак)

 

—        Найдите число, которое в ряду чисел следует за числом 9. Назовите его.

—        Найдите число 10 на числовом отрезке. Какое число стоит перед

ним? (9)

—        Как можно получить число 10? (9 + 1 —10.)

— Сравните числа 9 и 10. (9 < 10; 10 > 9.)

—        Какой десятый месяц года?

—        Кто из вас родился в октябре? Какое это время года? Чем оно интересно?

—        Сколько пальцев на обеих руках у девочек? (5 + 5 — 10.)

—        Сосчитайте цветы на полянке. На какие две части можно разбить все эти цветы? (3 + 7 — 10.)

Физкультминутка-пантомима  «Загадки».

Дети отгадывают загадки и имитируют движения зверей.

Живет спокойно, не спешит,        Ходит длинный, пасть с клыками, На всякий случай носит щит.         Ноги кажутся столбами,

Под ним, не зная страха,        Как гора, огромен он,

Гуляет... (Черепаха)        Ты узнал, кто это?.. (Слон)

Формирование представлений о составе числа 10.

1) Знакомство с составом числа 10.

а) На столах у детей выложены по 10 кружков красного и синего цвета. Кружки нужно подобрать так, чтобы число красных и синих кружков было у всех разное. Воспитатель просит детей сосчитать кружки. Дети выставляют свои варианты на демонстрационной доске.

                      В завершение подводится итог:

— Каше пары чисел составляют число 10? (1 и 9; 2 и 8; 3 и 7; 4 и 6; 5 и 5.)

6) — А теперь составьте число 10 из игральных фишек и домино:

в) — В ряду чисел соедините пары чисел «волшебной ниточкой», что- бы получить число 10:

9

2)  • 2, cтp. 52.

В задании закрепляются представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей. Оно выполняется с использованием демонстрационного материала. На доске из выставленных вариантов разбиения 10 кружков воспитатель оставляет вариант 7 + 3 и просит детей составить по этой картинке 4 равенства.

Дети выполняют задание в рабочей тетради с комментированием: а) 7 + 3 = 10. 7 и 3 — части, 10 — целое.

6) При перестановке частей результат не изменяется, поэтому 3 + 7 = 10.

 в) Если из целого вычесть часть 7, то останется вторая часть — 3. По-

этому 10 — 7 = 3.

г) Если из целого вычесть часть 3, то останется другая часть — 7. Поэтому

 10 — 3 = 7.

Аналогично выполняются второе и третье задания.

N. Физкультминутка «Зарядка».

Дети сначала маршируют на месте, потом выполняют те движения, о которых идет речь в стихотворении: поднимают вверх руки, приседают, встают, прыгают.

Каждый день по утрам делаем зарядку.

Очень нравится нам делать по порядку:

V. Повторение.

И.• 4, cтp. 53.


Весело шагать, Руки поднимать,

Приседать и вставать, Прыгать и скакать.

В задании закрепляются представления о треугольнике и четырехугольнике, развивается мелкая моторика руки.

- Как надо раскрасить треугольнике и четырехугольник?

- Что получилось? (Дом)

- Кому он больше подойдет: черепашке ши медведю? Почему?

- А сколько домов потребуется зверям, о которых идет речь в стихотворении:

 

Все, что вижу во дворе я, Все, что вижу на пути,

Я умею, я умею сосчитать до десяти. Еду с мамой в зоосад  и  считаю всех подряд. Пробегает дикобраз, Это — раз.

Чистит перышки сова, Это — два.

Третьей стала росомаха.

А четвертой — черепаха.

Серый волк улегся спать, Это — пять.

Попугай в листве густой, Он — шестой.

Вот лосенок рядом с лосем, Это будет семь и восемь.

Девять — это бегемот,

Рот, как бабушкин комод.

В клетке ходит лев косматый, Он последний, он десятый.

Дальше мне не сосчитать — Надо снова начинать.

Итог занятия.

Какое новое число узнали?        (10)

Каше пары чисел составляют в сумме число 10? (11 и 9; 2 и 8 ; 3 и 7 ; 4 и 6; 5 и 5.) Молодцы!

Дома нарисуйте картинку про число 10. В задании N. 3, cmp. 53 до-пишите подходящие цифры в пустых клетках. Как их найти?

В клетках дорисуйте узоры. Что интересного в расположении фигур?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП во второй младшей группе на тему: «Число и цифра 3».

Конспект Нод по ФЭМП на тему "Число и цифра 3" дл второй младшей группы. Материал предлагается в игровой форме, с применением блоков Дьенеша, наглядности разного рода....

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП с детьми подготовительной логопедической группы на тему: «Число 20».

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП с детьми подготовительной логопедической группы на тему: «Число 20»....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП с детьми подготовительной группы «Путешествие в космос»

Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие»«Социально-коммуникативное развитие»«Физическое развитие»«Речевое развитие» Виды деяте...