развитие математических представлений у дошкольников
проект по математике (старшая группа)

Вишневская Галина Владимировна

Эффективные практики развития математических представлений у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vishnevskaya.docx35.88 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Тема: Эффективные технологии формирования математических представлений у воспитанников дошкольной образовательной организации

ВЫПОЛНИЛА:

Вишневская Галина Владимировна,

воспитатель МБДОУ № 95 г. Мурманска

содержание:

Введение                                                                                                стр. 3

1.        организация образовательной деятельности с воспитанниками по формированию математических представлений у воспитанников дошкольной образовательной организации                                                               стр. 5

2.        взаимодействие с родителями по формированию математических представлений у воспитанников ДОО                                                  стр.10

Заключение                                                                                              стр.13

Список литературы                                                                                  стр.14

Приложение 1.                                                                                          стр.15

введение

Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего бурным развитием науки, связанной с математикой и проникновением её в различные области знаний.

Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства, моделирования на электронно - вычислительных машинах и многое другое предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому обучение в детском саду направленно прежде всего на воспитание у детей полноценной логической аргументации окружающего.

Актуальность проекта обусловлена тем, что современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе интеллектуального развития дошкольников. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует развитие элементарных математических представлений. Для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой. В связи с этим систематически перестраивается содержание обучения математики в школе и детском саду.

Естественно, что основой познания является сенсорное развитие, приобретаемое посредством опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления – образы предметов, их свойств, отношений. На основе практических действий у детей формируются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Важной задачей является развитие мышления и речи (овладение математической терминологией). Следует значительно больше внимания уделять раскрытию начальных умений индуктивного и дедуктивного мышления, формированию у детей познавательных интересов и способностей. Необходимо отметить, что общие методы познания составляют основу любого научного мышления, в том числе и математического.

Цель проекта: Формирование математического мышления детей дошкольного возраста.

Задачи:

- Формировать у детей умений абстрагировать, выделять главное.

- Развивать высокую познавательную мотивацию;

- Воспитывать умение отстаивать свою точку зрения и уважать чужое мнение;

- Формировать готовность детей к жизни и учебе в следующей “социальной ступени развития” -   школе;

- Развивать у детей высокий уровень подготовки к школе;

- Формировать широкую любознательность;

- Воспитывать умение строить догадки, рассуждать, обдумывать и искать различные способы решения ситуаций, экспериментировать, радоваться и удивляться собственным “открытиям”;

- Развивать умения “добывать” знания из разных источников.

Для достижения поставленных задач нужна такая форма организации педагогического процесса, как дидактические игры в центре математики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве


  1. организация образовательной деятельности с воспитанниками по формированию математических представлений у воспитанников дошкольной образовательной организации

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.

Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности. Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями.

Игры дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий на ступени раннего детства. Психологами и педагогами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными.

Занимательность может быть задана необычайной формой обучения. Надо только найти золотую середину: не усложнять - дети не поймут и не упрощать, облегчая учение, - дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться. Получая пищу для своего ума, ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им.

С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях.

Проект был реализован в три этапа. В ходе подготовительного этапа был оформлен интеллектуально – игрового центр «Фиолетовый лес»; оснащен развивающими играми, героями – персонажами. Изучена педагогическая литература по данной теме, проведено анкетирование родителей; составление перспективного плана мероприятий с детьми и родителями.

В ходе основного этапа детьми были ознакомлены с математические играми: «Цифроцирк»,«Буквоцирк»,Коврограф, «Двухцветный квадрат Воскобовича»,«Чудо-крестики2»,«Четырёхцветный квадрат Воскобовича», «Шнур Малыш», «Прозрачный квадрат»,«Геоконт»,«Лабиринты цифр».

Для закрепления полученных знаний проведены итоговые занятия:

- Логико – математическая игра «Как проходят занятия в школе волшебства»

Цель: развитие творческих способностей, операций логического мышления и самостоятельности; умений рисовать геометрические фигуры по заданным точкам, разделять изображение на части; составлять по силуэтной схеме фигурки из частей;

- Математическая игра «Как Малыш Гео шёл в гости к девочке Дольке»

Цель: развитие умений сравнивать геометрические фигуры по форме и размеру, группировать их по признакам; делить целое на части, сравнивать их между собой; воспринимать количество независимо от расположения и цвета; составлять целое из частей, делать фигуры по точкам координатной сетки; понимать пространственные отношения.

Логико – математическая игра «Как Малыш Гео гостил у девочки Дольки»

Цель: развитие умений ориентироваться на листе бумаги, рисовать изображения с помощью графического диктанта; решать логические задачи; делать силуэты из геометрических фигур по схеме; составлять слова; классифицировать предметы по видовому признаку.

Логико – математическая игра «Как Лопушок и Фифа украшали новогоднюю ёлку»

Цель: развивать умения сравнивать геометрические фигуры по форме и величине; определять смену направления движения, на ощупь находить путь в лабиринте; решать проблемные задачи, формулировать вопросы; составлять по замыслу предметные силуэты из частей.

Логико – математическая игра«Как Галчонок Каррчик помогал пчёлке Жуже»

Цель: развитие умений определять количественное и порядковое значение числа, складывать равные числа; понимать пространственные отношения; составлять целое из частей. Сравнивать результат своей деятельности с образцом, анализировать схему фигуры и находить ошибки при её конструировании; решать головоломки; смешивать краски.

Интегрированное игровое занятие «Как мы были на цирковом представлении»

Цель: развитие творческих способностей; умений ориентироваться в ряду цифр, понимать пространственные отношения; проводить буквенный анализ слов, составлять буквы из частей, а из букв – слова; договариваться между собой; следовать общей цели и решать общую задачу.

Логико – математическая игра «Как шуты развлекали короля»

Цель: развитие умений трансформировать геометрические фигуры; понимать количественное значение числа, состав числа шесть из единиц и меньших чисел; отражать пространственные отношения в речи; придумывать сюжетные картинки.

Интегрированное игровое занятие «Как Эник и Бэник читали письмо»

Цель: развитие умений составлять буквы и слова, читать слоги и слова, понимать пространственные отношения, вышивать буквы с помощью графического диктанта, договариваться друг с другом.

Отчётным мероприятием стала детская мультимедийная презентация : «В Фиолетовом лесу сказка не кончается, пока с нами Воскобович – игры продолжаются».


  1. взаимодействие с родителями по формированию математических представлений у воспитанников ДОО

С началом использования развивающих игр Воскобовича в нашей работе возникла необходимость во взаимодействии с родителями по вопросам образования ребёнка, а также непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность. Для организации совместной деятельности был составлен перспективный план.

В сентябре была подготовлена консультация для родителей «Сюрпризы лабиринта». Цель: знакомство родителей с игровой технологией, особенностями развивающих игр. Воспитатели

В октябре воспитателями группы был организован семинар – практикум для детей и родителей «Квадратные истории». Цель: упражнять в практическом применении «Квадрата Воскобовича 4-х. цветного».

В ноябре проведён совместный с родителями игровой досуг «Приключения Волшебного квадрата». Цель: активизировать игровое взаимодействии детей и родителей.

Организована игротека для детей и родителей «Чудо – головоломки». Цель: расширить представление родителей об использовании плоскостных конструкторов.

В декабре подготовлена консультация для родителей в форме презентации «Через игру – к математике». Цель: показать родителям значимость развивающих игр Воскобовича в решении образовательных задач по развитию ЭМП. А также оформление выставки игр, способствующих развитию ЭМП: «Математические корзинки 5,10», «Счетовозик», «Волшебная 8», «Кораблик Брызг – Брызг», «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Логоформочки 5». Цель: показать родителям многообразие и многофункциональность развивающих игр Воскобовича. Оформлена папка – передвижка (консультация). «Счетовозик». Цель: представить родителям игру, помогающую детям легко освоить решение арифметических задач.

В январе проведена неделя игры «Путешествие по сказочным областям в Фиолетовом лесу». Цель: знакомство с областями и их персонажами; развитие игровых действий с использованием сказочного сюжета.

Конкурс «Умники и умницы», в котором в роли жюри выступали родители. Цель: выявить уровень освоения игр детьми.

В феврале проведён мастер – класс с участием детей и родителей «Играя – развиваем речь» с использованием игр: «Шнур – затейник», «Конструктор букв», «Снеговик», «Яблонька», «Игровизор», «Верёвочкины сказки». Цель: показать родителям, как процесс изучения букв из сложного обучения чтению детей превращается в занимательную игру.

Индивидуальные задания и упражнения в освоении игр дома. Цель: помочь родителям закрепить у детей игровые умения и навыки в составлении букв, слов; обратить внимание на развитие мелкой моторики руки. Учитель – логопед, воспитатели

В марте воспитатели группы оформили фотогазету «Умные игры», в которой осветили создание коллективной аппликации по сказке «Царевна–лягушка» с использованием чудо–конструкторов «Чудо – соты 1», «Чудо – крестики 2,3». Цель: развитие и поощрение совместного творчества педагогов, детей и родителей

В апреле провели родительское собрание «Умные игры». Цель: показать значимость развивающих игр для развития интеллектуальных способностей детей, развитие педагогической компетенции в использовании технологии у родителей воспитанников.

Для родителей составлена картотека  развивающих игр для родителей «Играем дома» Цель: оказание помощи в выборе нужной, на их взгляд, игры для занятий с ребёнком дома.


Заключение

Реализация данного проекта позволила выделить следующие результаты: дети стали проявлять познавательную активность, творческую инициативу, стараются преодолевать трудности в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности.

В результате проекта повысилась педагогическая грамотность и заинтересованность родителей в ФЭМП у детей. Кроме того, улучшилось взаимодействие родителей и сотрудников ДОУ.

Улучшилась предметно-развивающая среда. В ходе реализации проекта совместными усилиями педагогов и родителей оформили уголок занимательной математики. Расширился список математических игр. Были изготовлены дидактических игры по математике: «Найди нужный предмет», «Составь предмет из счетных палочек».

Детская мультимедийная презентация позволила родителям оценить полученные детьми знания.


список используемой литературы:

  1. Баженова, Т. А. Путешествие к звездам непосредственно - образовательная деятельность с элементами игровой технологии интеллектуально-творческого развития подготовительной группе / Т. А. Баженова // Детский сад. Все длявоспитателя! - 2015 - № 3 - С. 20-22.
  2. Гулевская Е. А. Конспект игры-занятия по математическому развитию в подготовительной к школе группе компенсирующего вида для детей с ТНР / Е. А. Гулевская // Дошкольная педагогика. – 2015. - № 3. - С. 57-58
  3. Логика и математика для дошкольников. Носова Е.А., Непомнящих Р.Л. СПб.:2015 – 124 с.

  1.  Панова Е.Н. «Дидактические игры-занятия в ДОУ» Воронеж: ТЦ «Учитель», 2016 -237с.
  2. Развивающие игры Воскобовича : сб. метод. материалов / [под ред. В.В. Воскобовича, Л. С. Вакуленко]. - Москва : ТЦ Сфера, 2015 - 127 с. : ил.,табл. - (Библиотека воспитателя).

  1. Харько Т.Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса» (для детей 4 – 5 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2016. – 304 с.
  2. Харько Т.Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса» (для детей 5 – 7 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2016. – 304

Приложение 1

Перспективный план работы с воспитанниками по формированию математических представлений.

Месяц

Используемые игры

Программное содержание

Итоговое занятие

Сентябрь

«Цифроцирк»

«Буквоцирк»

Коврограф

«Двухцветный квадрат Воскобовича»

«Чудо-крестики2»

«Четырёхцветный квадрат Воскобовича»

«Шнур Малыш»

«Прозрачный квадрат»

«Геоконт»

«Лабиринты цифр»

Знакомство детей с цифрами и числами натурального ряда, порядковым и количественным значением числа. Усвоение счёта и отсчёта в пределах десяти.

Развитие внимания, произвольной памяти, операций логического мышления, воображения, речи.

Знакомство с гласными буквами, звуковым анализом слова.

Развитие сенсорных способностей (цвет и форма), элементарных математических представлений.

Развитие конструктивных способностей детей, воображения, мелкой моторики рук.

Развитие воображения, творческих и сенсорных способностей.

Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве, различать геометрические фигуры.

Логико – математическая игра «Как проходят занятия в школе волшебства»

Цель: развитие творческих способностей, операций логического мышления и самостоятельности; умений рисовать геометрические фигуры по заданным точкам, разделять изображение на части; составлять по силуэтной схеме фигурки из частей.

Октябрь

«Цифроцирк»

«Буквоцирк»

Коврограф

«Двухцветный квадрат Воскобовича»

«Чудо-крестики2»

«Четырёхцветный квадрат Воскобовича»

«Шнур Малыш»

«Прозрачный квадрат»

«Геоконт»

«Лабиринты цифр»

«Математические корзинки»

Знакомство детей с цифрами и числами натурального ряда, порядковым и количественным значением числа. Усвоение счёта и отсчёта в пределах десяти.

Развитие внимания, произвольной памяти, операций логического мышления, воображения, речи.

Знакомство с гласными буквами, звуковым анализом слова.

Развитие сенсорных способностей (цвет и форма), элементарных математических представлений.

Развитие конструктивных способностей детей, воображения, мелкой моторики рук.

Развитие воображения, творческих и сенсорных способностей.

Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве, различать геометрические фигуры

Освоение геометрических представлений, пространственных отношений.

математическая игра «Как Малыш Гео шёл в гости к девочке Дольке»

Цель: развитие умений сравнивать геометрические фигуры по форме и размеру, группировать их по признакам; делить целое на части, сравнивать их между собой; воспринимать количество независимо от расположения и цвета; составлять целое из частей, делать фигуры по точкам координатной сетки; понимать пространственные отношения.

Ноябрь

«Цифроцирк»

«Буквоцирк»

Коврограф

«Двухцветный квадрат Воскобовича»

«Чудо-крестики2»

«Четырёхцветный квадрат Воскобовича»

«Шнур Малыш»

«Прозрачный квадрат»

«Геоконт»

«Математические корзинки»

«Лепестки»

«Чудо – Цветик»

Знакомство детей с цифрами и числами натурального ряда, порядковым и количественным значением числа. Усвоение счёта и отсчёта в пределах десяти.

Развитие внимания, произвольной памяти, операций логического мышления, воображения, речи.

Знакомство с гласными буквами, звуковым анализом слова.

Развитие сенсорных способностей (цвет и форма), элементарных математических представлений.

Развитие конструктивных способностей детей, воображения, мелкой моторики рук.

Развитие воображения, творческих и сенсорных способностей.

Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве, различать геометрические фигуры

Освоение геометрических представлений, пространственных отношений.

Логико – математическая игра.

«Как Малыш Гео гостил у девочки Дольки»

Цель: развитие умений ориентироваться на листе бумаги, рисовать изображения с помощью графического диктанта; решать логические задачи; делать силуэты из геометрических фигур по схеме; составлять слова; классифицировать предметы по видовому признаку.

Декабрь

«Цифроцирк»

Коврограф

«Двухцветный квадрат Воскобовича»

«Чудо-крестики2»

«Четырёхцветный квадрат Воскобовича»

«Шнур Малыш»

«Прозрачный квадрат»

«Геоконт»

«Лабиринты цифр»

«Математические корзинки»

«Лепестки»

«Чудо – Цветик»

Знакомство детей с цифрами и числами натурального ряда, порядковым и количественным значением числа. Усвоение счёта и отсчёта в пределах десяти.

Развитие внимания, произвольной памяти, операций логического мышления, воображения, речи.

Знакомство с гласными буквами, звуковым анализом слова.

Развитие сенсорных способностей (цвет и форма), элементарных математических представлений.

Развитие конструктивных способностей детей, воображения, мелкой моторики рук.

Развитие воображения, творческих и сенсорных способностей.

Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве, различать геометрические фигуры

Освоение геометрических представлений, пространственных отношений.

Логико – математическая игра«Как Лопушок и Фифа украшали новогоднюю ёлку»

Цель: развивать умения сравнивать геометрические фигуры по форме и величине; определять смену направления движения, на ощупь находить путь в лабиринте; решать проблемные задачи, формулировать вопросы; составлять по замыслу предметные силуэты из частей.

Январь

«Цифроцирк»

«Буквоцирк»

Коврограф

«Двухцветный квадрат Воскобовича»

«Чудо-крестики3»

«Четырёхцветный квадрат Воскобовича»

«Шнур Малыш»

«Прозрачный квадрат»

«Геоконт»

«Лабиринты цифр»

«Лепестки»

«Чудо – Цветик»

«Кораблик БРЫЗГ – БРЫЗГ»

«Теремки»

Знакомство детей с цифрами и числами натурального ряда, порядковым и количественным значением числа. Усвоение счёта и отсчёта в пределах десяти.

Развитие внимания, произвольной памяти, операций логического мышления, воображения, речи.

Знакомство с гласными буквами, звуковым анализом слова.

Развитие сенсорных способностей (цвет и форма), элементарных математических представлений.

Развитие конструктивных способностей детей, воображения, мелкой моторики рук.

Развитие воображения, творческих и сенсорных способностей.

Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве, различать геометрические фигуры

Освоение геометрических представлений, пространственных отношений.

Логико – математическая игра«Как Галчонок Каррчик помогал пчёлке Жуже»

Цель: развитие умений определять количественное и порядковое значение числа, складывать равные числа; понимать пространственные отношения; составлять целое из частей. Сравнивать результат своей деятельности с образцом, анализировать схему фигуры и находить ошибки при её конструировании; решать головоломки; смешивать краски.

Февраль

Коврогаф

Двухцветный квадрат Воскобовича

Четырёхцветный квадрат Воскобовича

«Прозрачный квадрат»

«Чудо-крестики 3»

«Геоконт»

«Лепестки»

«Фонарики»

«Математические корзинки»

«Чудо – Цветик»

«Кораблик БРЫЗГ – БРЫЗГ»

«Теремки»

«Логоформочки»

Знакомить детей с цифрами и числами натурального ряда в пределах 5.

Развитие конструктивных способностей детей.

Формирование знаний о геометрических фигурах.

Освоение количественного счёта.

Совершенствование интеллекта.

Развитие воображения и творческих способностей.

Тренировка мелкой моторики руки, тактильно – осязательных анализаторов.

Закрепление умения определять цвета.

Развитие пространственного расположения.

Интегрированное игровое занятие

«Как мы были на цирковом представлении»

Цель: развитие творческих способностей; умений ориентироваться в ряду цифр, понимать пространственные отношения; проводить буквенный анализ слов, составлять буквы из частей, а из букв – слова; договариваться между собой; следовать общей цели и решать общую задачу.

Март

Коврограф

Двухцветный квадрат Воскобовича

Четырёхцветный квадрат Воскобовича

«Прозрачный квадрат»

«Чудо-крестики 3»

«Геоконт»

«Лепестки»

«Математические корзинки»

«Теремки»

«Кораблик БРЫЗГ – БРЫЗГ»

«Теремки»

«Логоформочки»

«Чудо – Цветик»

«Счетовозик»

Развитие конструктивных способностей детей.

Формирование знаний о геометрических фигурах.

Освоение количественного счёта.

Совершенствование интеллекта.

Развитие воображения и творческих способностей.

Тренировка мелкой моторики руки, тактильно – осязательных анализаторов.

Знакомство детей с гласными звуками и буквами.

Логико – математическая игра «Как шуты развлекали короля»

Цель: развитие умений трансформировать геометрические фигуры; понимать количественное значение числа, состав числа шесть из единиц и меньших чисел; отражать пространственные отношения в речи; придумывать сюжетные картинки.

Апрель

Коврограф

Двухцветный квадрат Воскобовича

Четырёхцветный квадрат Воскобовича

«Прозрачный квадрат»

«Чудо-крестики 3»

«Геоконт»

«Лепестки»

«Математические корзинки»

«Теремки»

«Кораблик БРЫЗГ – БРЫЗГ»

«Теремки»

«Логоформочки»

«Чудо – Цветик»

«Счетовозик»

Развитие конструктивных способностей детей.

Формирование знаний о геометрических фигурах.

Освоение количественного счёта.

Совершенствование интеллекта.

Развитие воображения и творческих способностей.

Тренировка мелкой моторики руки, тактильно – осязательных анализаторов.

Продолжить знакомство детей с гласными звуками и буквами.

Решение логико-математических задач.

Интегрированное игровое занятие «Как Эник и Бэник читали письмо»

Цель: развитие умений составлять буквы и слова, читать слоги и слова, понимать пространственные отношения, вышивать буквы с помощью графического диктанта, договариваться друг с другом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие математических представлений младших дошкольников

Данная статья поможет педагогам групп раннего возраста понять "природу" формирования математических представлений в прцессе конструирования.Определить этапы построения работы при формировании элемента...

«Развитие математических представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи»

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙРАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППОВОМ ПОМЕЩЕНИИ. ЦЕНТР МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.ПЛАН-ПР...

Развитие математических представлений у дошкольников на основе новых технологий – моделирование

Развитие математических представлений у дошкольников на основе новых технологий - моделирования...

Развитие математических представлений у дошкольников посредством игр и игровых упражнений

АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТААктуальность темы обусловлена тем, что Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд дос...

Консультация для воспитателей "Игра как средство развития математических представлений у дошкольников"

Автором представлены игры для  дошкольников, направленные на развитие их элементарных математических представлений....

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников с ОВЗ (с задержкой психического развития)

Доктор биологических наук Б. М. Медников высказал интересную мысль: «Что бы ни говорили, математика – одна из самых простых наук. Сложен в математике лишь её язык. Но овладев им, каждый может уверенно...

Перспективное планирование по образовательной области познавательное развитие: Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР 4-5 лет (Н.В Нищева)

Перспективное планирование  по образовательной области познавательное развитие:  Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР 4-5 лет (Н.В Нищева)...