Развитие математических представлений у дошкольников на примере парциальной программы «Математические ступеньки» Е.В. Колесниковой.
презентация по математике

Бассан Виолетта Александровна

Презентация и текст к ней по теме: Развитие математических представлений у дошкольников на примере парциальной программы «Математические ступеньки» Е.В. Колесниковой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация.80.43 КБ
Файл Текст.15.7 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие математических представлений у дошкольников на примере парциальной программы «Математические ступеньки» Е.В. Колесниковой

Слайд 2

Младший возраст (математика для детей 3-4 лет) «Я начинаю считать» 1. Введение в образовательную ситуацию Плюсы: предлагаются игры, загадки Минусы: нет персонажей, сюжета 2 . Создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности Плюсы: рекомендуются игры и игровые упражнения Минусы: придумывать и додумывать ситуации приходится самим педагогам 3 . Проектирование решения проблемной ситуации Плюсы: - Минусы: педагог предлагает выход из сложившейся ситуации, т.к. дети в силу своего возраста не всегда могут предложить свой план действий 4 . Выполнение действий Плюсы: на усмотрение педагога Минусы: работа в тетрадях была трудной для детей, особенно в 1-ом полугодии 4.1 . Недостающий (по мнению педагога) дидактический, демонстрационный и счетный материал. Что можно сделать своими руками и с помощью привлечения родителей? Плюсы: имеется демонстрационный и счётный материал Минусы: не всегда достаточно материала для проведения ОД 4.2 . Применение в процессе образовательной деятельности дополнительных современных педагогических технологий Плюсы: педагог может использовать дополнительно к программе Е.В. Колесниковой то, что считает нужным Минусы:- 4.3 . Использование дополнительных разнообразных форм организации детей в процессе практической деятельности (работа малыми группами, в паре, индивидуальная и коллективная работа) Плюс: педагог организует детей по своему усмотрению Минусы:- 5. Рефлексия Плюсы: дети выражают свое отношение к образовательной деятельности Минусы: в младшем возрасте дети еще не могут провести анализ и самоанализ своей деятельности

Слайд 3

Средний возраст (математика для детей 4-5 лет) «Я считаю до пяти» 1 . Введение в образовательную деятельность(организация детей): и спользуем игровой сюрприз (волшебный домик с гномиками, шкатулка, волшебный мешочек, стихотворение, загадывание загадок, путешествие в страну «Сказок» к героям сказочного персонажа). 2 . Создание проблемной ситуации, постановки цели, мотивирование к деятельности: в зависимости от цели образовательной деятельности… « Дети», а давайте поможем нашем сказочному герою? - ответ : «Да». Дети самостоятельно находят выход из ситуации. Используем приемы: игровой, наглядный, словесный, практический для обеспечения интереса и эмоциональной отзывчивости детей. 3 . Проектирование решения проблемной ситуации: стимулированию активности и самостоятельности детей в поиске выхода из проблемной ситуации. Обсуждаем с детьми план совместной деятельности, последовательности действий. Что будем делать в начале, а что потом? 4 . Выполнение действий: педагог на личном примере показывает детям на доске последовательность действий или метод решений. Используем дидактический материал, карточки, палочки и др., счётный материал на каждого ребенка. Дидактического материала достаточно. на каждую образовательную деятельность. Применяем современные педагогические технологии в процессе образовательной деятельности. При организации детей в процессе практической деятельности работаем малыми группами, в паре или индивидуально с каждым ребенком после прихода детей после болезни, учитываем смену деятельности детей, используем физкультурные минутки. 5. Рефлексия : итог образовательной деятельности. Что сегодня было интересного для вас ? Что больше всего запомнилось? Что было трудным при выполнении задания? Проводим самоанализ с детьми, что получилось, что не получилось. Прощание с героями. Хорошее эмоциональное воздействие оказывает на детей поощрение, поддержка словом, показ достижений, положительная оценка, что позволяет детям почувствовать удовлетворенность от своих достижений. У детей развивается познавательный интерес, логическое мышление, внимание, память. Таким образом программа Колесниковой Е.В. «Математические ступеньки» интересная, доступная детям, детям нравится работать в тетрадях, т.к. они по заданному вопросу педагога находят предметы и выполняют задания самостоятельно.

Слайд 4

Старший возраст (математика для детей 5-6 лет) «Я считаю до десяти» 1. Введение в образовательную ситуацию Минусы: мало сюрпризных моментов, игровых ситуаций организующих детей. Плюсы: много стихов с цифрами, загадок, пословиц. 2. Создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности Минусы: проблемные ситуации однообразны, не всегда соответствуют возрасту детей, охвачены не все программные задачи. Плюсы : дети научились составлять, записывать и решать примеры, писать цифры. 3.Проектирование решения проблемной ситуации Минусы: задача решается за счет творчества воспитателя, работа проходит преимущественно только в рабочих тетрадях. Плюсы: возможность поддержать активность и самостоятельность детей. 4.Выполнение действий Минусы: недостаточно дидактического, счетного и демонстрационного материала. Плюсы: интеграция разработок Е.В Колесниковой и других авторов, возможность использования инновационных технологий, работы в паре, малыми группами, привлечение родителей к созданию недостающего раздаточного материала. 5. Рефлексия Минусы: не отмечаются Плюсы: дети учатся оценивать как свои успехи, находить и исправлять ошибки, так и видеть успехи и ошибки своих товарищей .

Слайд 5

Подготовительный возраст (математика для детей 6-7 лет) «Я считаю до двадцати» 1 . Введение в образовательную ситуацию (организация детей) Плюсы: творческое использование игровых ситуаций , согласно теме занятия , времени года , загадки , приметы , игровые персонажи. Минусы: названий игр в пособии нет, педагог находится в творческом поиске, согласно тематике. 2/3.Создание проблемной ситуации, постановка цели. Мотивирование к деятельности. Решение проблемы. Плюсы: четко поставлены вопросы в задании, из которых педагог создает проблемную ситуацию , используя игру, потешку или временное явление (из 1-го пункта карты ) и на основе – решения - мотивации. Создание условий не только для получения знаний, умений и навыков, но и развивать математические способности. Стимулирование активности и самостоятельности детей в поиске выхода из проблемной ситуации. Минусы: названий тем в занятиях нет, надо исходить из заданий в практической части ( т.е в рабочей тетради). 4 . Выполнение действий Плюсы: использование дидактического материала из УМК в пособии. Демонстрационный материал (наглядный материал), виды геометрических фигур, материал для измерения величины, для развития глазомера. Применение в процессе образовательной деятельности современных педагогических технологий. ИКТ. Использование разнообразных форм организации детей в процессе практической деятельности (работа малыми группами, в паре, индивидуальная и коллективная работа). Минусы: в УМК и в самом пособии нет материала о понятии «ОБЪЁМНЫЕ ФОРМЫ». Примерное комплексно – тематическое планирование включает 32 занятия. В подготовительной группе в неделю - 2 занятия (1 занятие - делим на 2). При составлении рабочей программы – творческие инновации педагогов расширяют апробацию парциальной программы Е.В . Колесниковой . 5 . Рефлексия. Побуждение детей к выражению своего отношения к образовательной деятельности на основе системно- деятельностного подхода педагога , согласно требованиям ФГОС ДО. Используем 2 вида: самоконтроль и самооценка выполненной работы. По образцу и по словесной инструкции (« Светофорик »). Дети друг у друга анализируют выполненное задания в тетради. Минусов - не выявлено.

Слайд 6

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. ФГОС НОО. п. 12. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей , включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать : 12.2. Математика и информатика: 1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений; 2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов; 3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; 4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные; 5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.



Предварительный просмотр:

Текст к презентации по сенсорному и математическому развитию дошкольников

В результате многолетней и планомерной работы педагогического коллектива МАДОУ «Детский сад № 21 «Алёнка» по развитию математических представлений у дошкольников, был сделан выбор в пользу парциальной программы «Математические ступеньки» Е.В. Колесниковой, которая помогает детям дошкольного возраста в математическом и сенсорном развитии. Кроме того, МАДОУ «Детский сад № 21 «Алёнка» является окружным ресурсным центром логико-математической направленности «Навигатор» поэтому математическому и сенсорному развитию детей в ДОО уделяется особое внимание.

Цель: приобщение к математическим знаниям, накопленным человечеством, с учётом возрастных особенностей детей 3-7 лет в соответствии с требованиями Стандарта.

Задачи: 

- раскрывать основные направления математического развития детей 3-7 лет;

- создавать благоприятные условия для формирования математических представлений, теоретического мышления. Развития математических способностей;

- вводить ребёнка в мир математики через решение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим миром, игровую деятельность, художественное слово, экспериментирование, с помощью проектного метода;

- формировать основы математической культуры (систематический и целенаправленный процесс освоения ребёнком математической культуры, необходимой ему для успешной социальной адаптации);

- формировать предпосылки к учебной деятельности, которые позволят успешно освоить школьную программу;

- способствовать умственному развитию ребёнка, развивать психические процессы (внимание, память, мышление), потребность активно мыслить деятельности (игре, общение и др.);

- развивать логические формы мышления, приёмы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение. Обобщение, классификацию, моделирование);

- учить применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и др.);

- формировать графические и конструктивные умения и навыки (плоскостное моделирование);

- воспитывать инициативность, самостоятельность;

- обеспечивать возможность непрерывного обучение в условиях образовательной организации; вариативность и разнообразие содержания программы и форм её усвоения;

- повышать компетентность педагогов, родителей в вопросах математического развития ребёнка.

Краткая аннотация: 

Парциальная образовательная программа «Математические ступеньки» (далее – Программа) и учебно-методический комплект составлены в соответствии с ФГОС ДО.

Содержание Программы ориентировано на развитие математических способностей детей 3-7 лет, которое осуществляется в двух направлениях:

- систематизация и учёт математических знаний, полученных из разных источников (игра, общение и т.д.);

- организация работы с детьми по освоению содержания Программы.

В ходе реализации Программы предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий (познавательно-исследовательской деятельности), игры, общения, самостоятельной деятельности, которые организует взрослый, сопровождает и поддерживает.

Содержание Программы отражает одно из направлений образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» и включает не только работу по формированию первичных представлений о количестве, числе, форме, размере, пространстве и времени, но и предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование предпосылок к учебной деятельности.

Методика реализации Программы с помощью учебно-методического комплекта (УМК) способствует формированию у детей основных математических понятий, зависимостей, отношений и действий, овладению математической терминологией.

Использование УМК в работе с детьми обеспечивает коммуникативную и учебную включенность детей в образовательный процесс. Методика ориентирована на индивидуальный подход и использование специфических для дошкольников видов деятельности.

Освоение Программы поможет ребёнку достичь необходимого уровня в понимании и использовании математических представлений для успешного получения общего начального образования.

При разработке Программы автор использовала собственный богатый опыт работы с детьми, традиции отечественного дошкольного воспитания, а также опиралась на:

 - исследование отечественной науки о закономерностях математического развития ребёнка в дошкольном возрасте (А.М. Леушина, Г.А. Репина, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Щербакова, Л.П. Стойлова, Н.И. Фрейлах и др.);

 - положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, А.Н. Леонтьевым, о деятельностном подходе в обучении;

 - современную концепцию математического развития дошкольников, ориентированную на введение детей в мир математической логики, развитие самостоятельности мышления, создание предпосылок для формирования теоретического мышления, необходимого для обучения в начальной школе, сочетание практической и игровой деятельности;

 - психолого-педагогические исследования Н.Н. Поддьякова, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Л.А. Венгера, научно обосновавших и доказавших, что умственные возможности детей в процессе обучения математике значительно больше, чем считалось ранее.

Содержание Программы реализуется в различных видах деятельности: игре, общении, занятиях – как основных механизмах развития ребёнка (ФГОС ДО).

Организационные формы совместной деятельности могут быть различны:

 - занятия по формированию математических представлений, для проведения которых имеется УМК;

 - режимные моменты (дежурство, прогулка, игра, наблюдения за предметами окружающего мира и т.д.), на которых закрепляются и активно используются математические знания;

 - самостоятельная деятельность детей, для которой взрослые создают необходимые условия, сопровождают ее, поддерживают и направляют.

Методический комплект включает: программу, методические пособия, демонстрационный, счётный материал и рабочие тетради к программе для всех возрастов.

Взаимосвязь парциальной программы с ООП. В основе программы лежит комплексный подход, направленный на решение в ходе одной образовательной деятельности задач интегрированного характера, что соответствует ФГОС ДО.

Возраст детей: программа реализуется в группах детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию на тему: "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в рамках освоения программы Л.Г. Петерсон "Мир открытий"

Отчёт по самообразованию на тему: "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в рамках освоения программы Л.Г. Петерсон "Мир открытий"...

Реализация системно – деятельностного подхода на примере образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у дошкольников «Путешествие в мир математики».

laquo;Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя открытие»Галилео Галилей.Технология «Ситуация» – новый педагогический инструмент, который позво...

Развитие интеллектуальных способностей посредствам применения блоков Дьенеша для формирования математических представлений у дошкольников.

На каждом возрастном этапе - свой уровень «вхождения» в математику. И прелесть блоков венгерского математика именно в том, что с помощью них можно придумывать игры и занятия для каждого из...

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА«ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ»...

Парциальная программа «Математические ступеньки» Е.В. Колесникова

Программа «Математические ступеньки» Е.В. Колесникова...

Парциальная программа"Математические ступеньки" Е.В.Колесникова

Математика для детей дошкольного возраста...

Статья "Развитие пространственного мышления младших дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений" .

В статье "Развитие пространственного мышления младших дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений" показывается взаимосвязь процессов формирования мыслител...