игры
материал по математике (старшая группа)

Брякотнина Елена Викторовна

Дидактическая игра по математике «Подбери по форме»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx178.18 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра по математике «Подбери по форме»

Игра формирует знания о сенсорных эталонах (форма, цвет, развивает произвольное внимание, мышление, совершенствует мелкую моторику.

Комплектность игры:

1. Коробок - 5 шт.

2. Карточки с геометрическими фигурами, разного цвета - 125 шт.

3. Карты схемы – 20 шт.

4. Повязка на глаза – 2 шт.

5. Правила

Правила игры

1. Вариант

Предложить детям внимательно рассмотреть коробки и фигуры, соотнести и правильно разложить фигуры по коробкам.

Методические рекомендации:

Во время игры задавайте ребенку вопросы:

- Какая у тебя фигура?

- Cколько углов у треугольника?

- Сколько сторон у квадрата?

- Какого цвета фигуры?

Наводящими вопросами уточняйте признаки геометрических фигур.

Выигрывает тот, кто правильно разложит фигуры по коробкам.

Усложнение игры:

Соберите только синие треугольники, только желтые квадраты.

Собери, чередуя геометрические фигуры – зеленая, красная, желтая.

1. Вариант

Играют 2 ребенка. Предложить детям по две коробки. Завязать глаза,

играющие на ощупь, определяют и кладут фигуры в соответствующую

коробку. Выигрывает тот, кто быстрее и правильно заполнит свои коробки.

2. Вариант

Ребенку предлагается составить ряд из геометрических фигур опираясь на заданную схему.

Дидактическая игра по математике «Подбери по форме»

 

Игра «Покажи столько же»

Цель: Закрепить умение детей соотносить количество с цифрой

Задачи:

  1. Упражнять в счете предметов в прямом и обратном порядке
  2. Развивать внимание, память, логическое мышление.
  3. Развивать речь, зрительное восприятие, наблюдательность, внимание.
  4. Воспитывать усидчивость и работу в коллективе.

Прогнозируемый результат:

  1. Дети соотносят количество предметов с цифрой.
  2. Дети наблюдательны, внимательны.
  3. Дошкольники более усидчивы.

Игровой материал: карточки с кружками, цифры, игрушки.

Игровые правила: Воспитатель предлагает детям разложить цифры по порядку, а под ними положить карточку с кружками. Пока дети выполняют задание, воспитатель выставляет определенное количество игрушек. Дети, пересчитав их, показывают соответствующую цифру и объясняют, почему именно эту цифру они показали.

Игра повторяется со сменой игрушек.

Игровые действия:

  1. Цифры раскладываются на столе по порядку, под ними положить карточку с кружочками.
  2. Воспитатель выставляет определенное количество игрушек.
  3. Воспитатель предлагает каждому ребёнку пересчитать игрушки и показать соответствующую цифру.

Содержание игры

Образовательная область «познавательное развитие» Количество игроков 3 – 5.

Методика использования материалов

Все игроки сидят за столом. Ведущий раскладывает карточки и цифры на столе перед игроками. Воспитатель предлагает каждому ребёнку пересчитать игрушки и показать соответствующую цифру. В игре считается победителем тот, ребёнок который первым показал соответствующую цифру(правильную) и объясняет, почему именно эту цифру он показал.

Игрок-победитель получает жетон и можно играть следующую партию.

В данной игре ребенок сможет визуально соотносить количество предметов, у него появится потребность точно обозначить различия в количестве, значит ребенок готов к следующему этапу - изучению счета.

Например:

  • найти все карточки с животными и птицами; животными и насекомыми.
  • рассортировать карточки с животными в одну стопку, с птицами в другую. Догадается ли ребенок, куда класть карточки с птицами?

И еще один плюс игры: взрослый не соревнуется с ребенком. Игроки соревнуются между собой.

Игра повторяется со сменой игрушек

Варианты игры:

Игрушки выставляет ребенок;

Вместо цифр дети показывают карточку с кружками;

Воспитатель предлагает показать число на один больше или меньше.

Можно играть с картинками, маленькими игрушками, детальками конструктора или вообще без них.

Игра формирует базовые принципы соотнесения: соотнесение по одному признаку. Когда дети освоят это, можно приступить к играм, в которых соотнесение происходит по нескольким признакам.

Игра «Послушай и посчитай»

Задача: закрепление умения счета на слух.

Оборудование: барабан, карточки с цифрами

Игровое правило: внимательно слушать, одновременно считать звуки и по окончанию, когда воспитатель отстучит некоторое количество раз, поднять карточку с числом, которое укажет, сколько раз постучал по барабану воспитатель, не мешать товарищам.

Воспитатель объясняет правила игры: «Внимательно слушайте, сколько раз я ударю в барабан, после этого поднимаете карточку с цифрой».

Дидактическая игра «Каких фигур недостает?»

Цель. Упражнять детей в последовательном анализе каждой группы фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам каждой из групп, сопоставлении их, обосновании найденного решения.

Игровой материал. Большие геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат) и малые (круг, треугольник, квадрат) трех цветов.

https://xn-----6kcac1awclcdpjihjeti82a.xn--p1ai/wp-content/uploads/image066.jpg

Правила игры. Играют двое. Распределив между собой таблички, каждый игрок должен проанализировать фигуру первого ряда. Внимание обращается на то, что в рядах имеются большие белые фигуры, внутри которых расположены малые фигуры трех цветов. Сравнивая второй ряд с первым, легко увидеть, что в нем недостает большого квадрата с красным кругом. Аналогично заполняется пустая клетка третьего ряда. В этом ряду не хватает большого треугольника с красным квадратом.

Второй игрок, рассуждая подобным же образом, во второй ряд должен поместить большой круг с малым желтым квадратом, а в третий ряд – большой круг с малым красным кругом. Выигрывает тот, кто быстро и правильно справится с заданием. Затем играющие, обмениваются табличками. Игру можно повторить, по-иному расположив в таблице фигуры и знаки вопроса.

 

«Куда спряталась мышка»

Дидактические задачи: закреплять умение находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами: вверху, внизу, на, слева, справа.

Оборудование: мышка – игрушка.

Ход игры.

Воспитатель начинает игру с загадки:

Под полом таится,

Кошки боится.

Кто это? (Мышка)

«К нам в гости прибежала мышка, она хочет с вами поиграть. Закройте глазки, а мышка в это время от вас спрячется». Ставит ее под стол, на шкаф… Дети, открыв глаза, ищут мышку. Найдя ее, ребята говорят, где она находится. Используя слова: наверху, внизу, на, слева, справа.

«Куда пойдешь»

Дидактические задачи: упражнять в умении двигаться в заданном направлении и определении местонахождения предмета при помощи слов: впереди, слева, справа, сзади.

Оборудование: игрушки.

Ход игры.

В комнате спрятаны игрушки. Воспитатель дает задание детям:

«Иди вперед. Остановись. Направо пойдешь – машинку найдешь, налево пойдешь – зайчика найдешь. Куда пойдешь?»

Ребенок показывает и называет направление. Идет в этом направлении и берет игрушку.

«Угадай, что загадали»

Дидактические задачи: упражнять в умении двигаться в заданном направлении и определении местонахождения предмета при помощи слов: впереди, слева, справа, сзади.

Оборудование: игрушки.

Ход игры.

Первый вариант. Игрушки необходимо расположить вокруг (впереди, слева, справа, сзади) вызванного ребенка.

Воспитатель говорит, что он загадал одну из них и надо отгадать — какую. Для этого педагог предлагает определение: «Она перед тобой (за тобой, сбоку от тебя)».

Ребенок называет игрушку, находящуюся в указанном направлении.

При повторном проведении игры надо поменять местами игрушки или заменить их другими.

Второй вариант. Расположить игрушки вокруг воспитателя. Загадывать игрушку будет ребенок.

Если дети не испытывают трудностей, следует попробовать дополнительные понятия: слева, справа.

«Веселая гусеница»

Дидактические задачи: упражнять в нахождении места цифр в числовом ряду, последующего и предыдущего числа.

 Ход игры. 

Из картона изготавливается карточка  на ней изображение гусеницы.  На теле гусеницы расположены цифры, некоторые цифры отсутствуют. Вырезаются из картона кружочки с цифрами соответствующего размера.

  Гусеницы очень любят веселиться. Они играли и  потеряли цифры. Помогите  гусеницам. Дети выбирают и выкладывают  пропущенные цифры.

«Два бассейна»

Дидактические задачи:  закреплять умение сравнивать  предметы по ширине.

Оборудование: веревки, «билеты» (узкие и широкие).

Ход игры.

На полу из строительного материала (или при помощи веревок) построены два бассейна: широкий и узкий, с выходами с одной стороны. Рядом с бассейнами — касса. Дети по очереди «покупают» в кассе билеты. Одни билеты — узкие, другие — широкие. По сигналу воспитателя они заходят с узкими билетами — в узкий бассейн, с широкими — в широкий.

Ребята имитируют движения пловцов. Затем по сигналу они выходят из бассейна и опускают билеты в коробки (с соответствующей меткой узкого или широкого бассейна).

Воспитатель должен обращать внимание на то, чтобы дети входили в бассейн только по билетам и по сигналу. «Плавая», ребята не должны наталкиваться друг на друга, надо стараться быть вежливыми, уступать место своим друзьям.

«Рыбак и рыбки»

Дидактические задачи: сравнение двух групп предметов, закрепление образа цифр.

Оборудование: удочка, медальки с цифрами, цифры.

Ход игры.

Стулья стоят по кругу, их столько же, сколько детей. Стулья — это «камешки» на дне реки, за которыми будут прятаться «рыбки», ребенку даются медальки с цифрами до 10. Один ребенок — «рыбак». Он приходит на берег с удочкой. «Рыбки» свободно плавают. По сигналу: «Идет рыбак!» — «рыбки» уплывают и прячутся за «камешки». Ребенок  должен найти свой дом.

Воспитатель говорит: «За этим камешком спряталась рыбка, и за этим камешком спряталась рыбка... Чего больше, чего меньше: рыбок или камешков?»

После ответов детей игра повторяется. Меняется количество «камешков».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...