Консультация для педагогов по теме: «Развитие речи»
консультация по математике

Консультация для педагогов по теме: «Развитие речи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_po_teme._razvitie_rechi.docx16.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад   №61 «Соловушка»

Консультация для педагогов по теме: «Развитие речи»

Воспитатели:

                                                                                      Саидова С.А

г. Нижневартовск

Консультация для педагогов по теме: «Развитие речи»

Дошкольный возраст – это период активного усвоения разговорной речи, формирования и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше начать изучение родного языка, тем свободнее ребенок будет пользоваться им в дальнейшем.

Основные задачи развития речи:

1. Воспитание звуковой культуры речи.

2. Обогащение и активизация словаря.

3. Формирование грамматического строя.

4. Обучение связной речи.

Поэтому игра как основная деятельность дошкольников является важнейшим и весьма действенным средством развития речи. Игра невозможна без речевого общения. Основные потребности ребенка находят выражение в игре. Следует отметить, что воспитатели дошкольных учреждений часто не уделяют достаточного внимания разговорным играм.

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития речи детей посредством игр и недостаточной теоретико-методической разработанностью этого вопроса в практике дошкольного образования.

Дошкольный возраст является своеобразным и решающим периодом в развитии ребенка, когда зарождаются основы личности, развиваются воля и произвольное поведение, активно развиваются воображение, творчество и инициатива. Все эти важные качества формируются в основной и главной деятельности дошкольника – в игре.

Через игру ребенок получает ценный опыт. Он часто соприкасается с предметами, представленными в игре, и держит их в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждое действие имеет свой глагол.

Толковое, подробное, многократное разъяснение детям правил игры, совместное обсуждение с ними условий их проведения — это уже путь развития речи.

Взрослый человек играет большую роль в использовании слова для знакомства ребенка с миром. Он является медиатором и способствует последовательному выделению отдельных объектов из окружающей сложной среды.

Следовательно,  можно сделать вывод, что в игре ребенок учится полноценно общаться со сверстниками, соблюдать правила игры. В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства, идет сильное развитие речи, возникают новые мотивы и потребности.

Условно игры можно разделить на две основные группы: ролевые (творческие) игры и игры с правилами.

Ролевые – это игры на бытовую тематику, производственные игры, строительные игры, игры с природными материалами, театральные игры, развлекательные игры.

К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с игрушками, словесные дидактические, музыкально-дидактические игры) и подвижные игры (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта).

Помогая формированию детских игр, воспитатель должен обратить внимание на активизацию творческих проявлений детей, самостоятельную игру, развитие педагогического творчества. В играх с правилами следует обратить внимание на сочетание увлекательной задачи и активной деятельности, основанной на умственных усилиях; она мобилизует интеллектуальный потенциал ребенка.

Сюжетно – ролевые игры для развития коммуникативных способностей.

«Дочки, матери»

Цель: побуждать детей к творческому воспроизведению семейной жизни в играх. Совершенствовать умение самостоятельно создавать игровое окружение по задуманному сюжету.

Игровые действия: Мама заботливо кормит, одевает, раздевает, укладывает дочку спать, стирает белье, убирает комнату, гладит одежду. Мама ходит с дочерью в парикмахерскую, красиво причесывается, наряжает дома елку, покупает продукты в магазине, готовит вкусный ужин. Папа приходит с работы, садятся ужинать.

 «Поликлиника»

Цель: вызвать у детей интерес к профессии врача. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Игровые действия: Больной идет в регистратуру, берет талон к врачу, идет на прием. Врач принимает пациентов, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, осматривает горло, записывает на прием. Медсестра выписывает рецепт, врач его подписывает. Пациент идет в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, перевязывает раны, смазывает мазью и т. д. Санитарка убирает кабинет, меняет полотенце.

Музыкально-дидактические, словесные игры.

«Весёлый поезд»

Цель: закреплять умение различать изменение темпа музыки.

Игровые действия: Педагог исполняет музыкальное произведение, в котором передан образ движущегося поезда: сначала он движется медленно, затем все быстрее и быстрее, а в конце произведения поезд постепенно замедляет ход и останавливается. При повторном исполнении пьесы педагог предлагает желающим передвигать игрушечный поезд, внимательно слушая музыку, чтобы точно передать изменение темпа.

«Угадай инструмент»

Цель: развитие тембрового слуха в сочетании с концентрацией внимания.

Игровые действия: Дети, сидя полукругом перед столом, на котором находятся картинки с изображениями различных инструментов. Педагог предлагает им прослушать различные инструментальные произведения и определить, какой инструмент или инструменты участвовали в исполнении каждого музыкального произведения и выбрать карточки с их изображением.

Подвижные игры.

«Бездомный заяц»

Цель: быстро бегать; ориентироваться в пространстве.

Игровые действия: выбирается «охотник» и «бездомный заяц». Остальные «зайцы» стоят в обручах – «домиках». «Бездомный заяц» убегает, а «охотник» догоняет. «Заяц» может встать в домик, тогда «заяц», стоявший там, должен убегать. Когда «охотник» поймал «зайца», он сам становится им, а «заяц» - «охотником».

«Не попадись!»

Цель: учить правильно прыгать на двух ногах; развивать ловкость.

Игровые действия: кладется шнур в виде круга. Все играющие стоят за ним на расстоянии полушага. Выбирается водящий. Он становится внутри круга. Остальные дети прыгают в круг и обратно. Водящий бегает по кругу, стараясь коснуться играющих в то время, когда они находятся внутри. Через 30-40сек. Воспитатель прекращает игру.

Задача воспитателя вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, при которых дети могли бы активно обогащать свой словарный запас. Дидактическая игра является распространенным методом работы со словарным запасом детей дошкольного возраста.

Таким образом, особенностью дидактической игры по развитию речи и ее завершающим этапом является результат, который определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами, которые воспитатель предвидит, используя ту или иную игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему "Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности"

В данной консультации предложен опыт работы воспитателя по теме "Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности"....

Консультация для педагогов на тему: «Развитие речи дошкольников через сюжетно-ролевую игру»

Формирование игровой деятельности в дошкольном возрасте предполагает ее организацию педагогом. Причем, чем меньше дети, тем больше в их играх должно быть непосредственного участия со стороны взрослых....

Консультация для педагогов на тему "Развитие мелкой маторики как один изфакторов развития речи у детей "

Консультация для педагогов на тему «Развитие мелкой моторики как один из факторов развития речи у детей»...

Консультация для педагогов на тему «Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность»

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления творческих способност...