Мастер-класс по ФЭМП
консультация по математике (подготовительная группа)

Зуева Эльмира Мухаметовна

Игры и приемы по ФЭМП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_po_femp.docx27.03 КБ

Предварительный просмотр:

Для начала сделаем массаж пальчиков.

«Игра – разминка».

1,2,3,4,5 – научились мы считать.

1,2.3,4,5 – надо нам умнее стать!

Молодцы! А сейчас послушайте: «Соберем яблоки»

Круглое, румяное, оно растет на ветке.

Любят его взрослые и маленькие детки! Что это? (яблоко).

Ну, конечно же, яблоко!

Оно соку сладкого полно.

Руку протяните, яблоко сорвите.

- Нужно сорвать яблоко с дерева, с обратной стороны пересчитать семечки и встать в обруч, где находится соответствующая цифра.

- Молодцы! Все справились с заданием. Правильно нашли соответствующую цифру в обруче. А сейчас поиграем в загадки – отгадки. Но не простые, а геометрические. Отгадки вы будете не говорить, а рисовать пальчиком на песке.

Загадки – отгадки

У этой геометрической фигуры совсем нет углов, она похожа на солнышко, тарелку, колесо.

Эта фигура похожа на книгу, дверь, крышку стола. У нее 4 угла, 4 стороны, 2 стороны длиннее, а 2 короче.

У этой геометрической фигуры есть 4 угла, 4 стороны и все стороны равны. Фигура похожа на платочек, сиденье стула.

Следующая игра, ее можно проводить, разделив игроков на 2 команды.

Игра «Живые числа»

-Каждый игрок берет по одной карточке с цифрой. Под музыку все игроки танцуют. По сигналу «Встаньте по порядку» - команда должна построиться в последовательности от 1 до 5 или от1-10. Молодцы обе команды правильно выстроились.

Сделайте из палочек 2 треугольника. Сложи их так, чтобы получился квадрат.

Выложите квадрат и прямоугольник. Какая фигура больше? Сколько палочек понадобилось?

Выложи треугольник внутри квадрата. Сколько получилось треугольников?

Положите желтую палочку между красной и синей. Над синей положите 5 зеленых, под желтой – 4 красных и т.д. Вариантов в игре множество.

На занятиях по математике детям очень нравится тренажер «Цветные ладошки».

Он развивает цветовосприятие, ориентировку в пространстве, обучает счету и развивает умение пользоваться схемами.

Сколько ладошек ( красного, зеленого, синего, желтого) цвета?

Сколько квадратов (красного, зеленого, синего, желтого) цвета?

Сколько ладошек в первом ряду смотрит вверх?

Сколько ладошек в третьем ряду смотрит вниз?

Сколько ладошек в третьем ряду слева смотрит вправо?

Сколько ладошек во втором ряду слева смотрит влево?

На нас смотрит ладошка зеленого цвета в красном квадрате, если сделать 3 шага вправо и 2 вниз, где мы окажемся?

Загадай маршрут товарищу.

- Молодцы! Хорошо поработали!

-Не хочется оставлять без внимания такую игру, как «Божьи коровки». Детям на занятии она очень нравится. Эта игра учит находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно, развивает мыслительные операции, вниманию, умение ориентироваться на плоскости, сравнивать числа и т.д.

- Их можно раскладывать в прямом и обратном порядке. Вставлять пропущенных насекомых. Каждая божья коровка должна найти свою ромашку. Взять одну ромашку с насекомым и подобрать ей соседей, то есть предшествующее и последующее число. Можно сравнивать числа и цифры и поставить между двумя объектами знаки «больше», «меньше» или равно, ну и что еще подскажет фантазия!

Кроме этого еще существует математическое пособие «Тренажер «Божьи коровки». Он учит ориентироваться на игровом поле с клеточками, передвигать божью коровку в указанном направлении:, формировать умение определять пространственное расположение предметов: «вверху». «внизу», «справа-направо», «Слева-налево», «по центру», и т.д. Развивает зрительную память, внимание, умение использовать предлоги и слова для обозначения расположения предметов в пространстве.

Есть 6 таблиц (поле из 9, 16, 25, 36, 49, 64 клеточек). Божья коровка должна двигаться по команде. Она может двигаться вверх. вниз, направо, налево. На начальных этапах игры, когда поле из 9, 16 и 25 клеточек ребенок может двигать жука по полю. А на последних этапах игры, когда поле из 36, 49 и 64 клеточек ребенок уже должен научиться мысленно передвигать жука по полю в нужных направлениях и называть его местоположение.

1.(жук в центре. Таблица из 9 клеток) - верхний правый угол, нижний левый угол, верхний левый угол, нижний правый угол, в центре.

2 (таблица из 16 клеточек) – (жук в нижнем левом углу) : 1клеточка вверх, 1 клеточка направо, 1 клеточка вверх, 1 клеточка направо и т. д .Куда приполз жучок?

3этап (таблица из 25 клеточек): (жук в центре): 1 клеточка направо, 2 клеточки вниз, 1 клеточка налево, 1 клеточка вверх и т.д. Где находится божья коровка.

4этап (таблица из 36 клеточек): (жучок в правом верхнем углу): 2клеточки налево, 1 клеточка вниз, 2 клеточки налево, 1 клеточка вниз, 1 клеточка направо и т.д. Куда приполз жучок?.

5этап ( таблица на 49 клеточек): ( жучок в правом нижнем углу): 2 клеточки наискосок налево вверх, 3 клеточки налево, 1 клеточка вверх, 2 клеточки направо, 1 клеточка вверх и т.д. Где находится жучок?

6этап (таблица на 64 клетки): (жучок в левом верхнем углу): 3 клеточки наискосок вниз направо, 1 клеточка вверх, 4 клеточки направо, 3 клеточки вниз и т.д. Где находится жучок?

- Молодцы! Все справились с заданиями. Надеюсь, что это пособие вы будете применять при работе с детьми, так как оно захватывает детей..

С этими таблицами вариантов путешествия жучка великое множество. В старших группах дети сами уже придумывают и диктуют по очереди ходы жука. Эта игра служит отличным тренажером для закрепления пространственного расположения предметов.

По ознакомлению детей с неделей, я использую игру «Рассели гномиков по дням недели»

В этой игре закрепляются названия и последовательность дней недели.

- А сейчас немного отдохнем и продолжим.

Пальчиковая игра

Жил-был маленький гном (присели, встали)

С большим колпаком (вытянули руки вверх, соединили ладони),

Он был путешественник — гном. (руки на пояс, шаги на месте)

На лягушке он скакал: (прыгаем)

Прыг-скок, ква-ква!

И на стрекозе летал: (машем руками)

Ух, высоко! (встали на носочки)

По ручью плыл в чайной чашке: (плывем любым стилем)

Буль-буль-буль!

Ездил он на черепашке: (руки на пояс, потопать на месте)

Топ-топ-топ!

И, протопав все тропинки,

Он качался в паутинке, (качаемся из стороны в сторону)

Баю-бай! Баю-бай!

Утро придет, (руки вверх, в стороны, вниз)

Гном опять в поход пойдет! (шаги на месте)

( Выставляю на доску 7 домиков для гномов) Здесь живет неделя. А в неделе сколько дней? (7).Тут живут разноцветные гномики. Гномы каждый день сменяют друг друга по очереди.

- Какой гном первый приходит в дом недели? (понедельник).

В понедельник первый гном в красный цвет раскрасил дом

Ели гномы помидор и болтали разный вздор.

А во вторник стало вдруг все оранжевым вокруг,

Ели гномы на обед семь оранжевых конфет.

Гном вторник любил все оранжевое. Он и оделся в оранжевый наряд.

Третий день? (среда). Этот гном любит все желтое и нарядился он во все желтое и домик у него тоже желтый..

- Четвертый приходит Четверг. Этот гном любит все зеленое. Цвет зеленый, цвет природы оживления.

- Пятый приходит Пятница. Этот гном любит все голубое. Он сверкает голубым, словно речка изо льдин.

Шестым приходит Суббота. Этот гном нарядился в синий наряд. Он любит все синее. Синие, синие васильки необыкновенной красоты.

- Седьмой приходит Воскресенье. Воскресенье седьмой гном в фиолетовый цвет раскрасил дом.

Игра «»Обозначь последовательность дней недели цифрами»

- Предлагаю найти домики гномиков и обозначить цифрой в соответствии с днем недели.

- Скажите, пожалуйста, какой день приходит раньше среды?

- Молодцы! Хорошо справились со всеми заданиями. И напоследок, давайте с вами закрепим то, что вы сегодня увидели и узнали. Я предлагаю вашему вниманию «Старую» сказку на новый лад.

(участникам раздаются маски)

Воспитатель: Купил дед компьютер. Установил его, а как включить не знает. Ходит вокруг него. Думает, что за аппарат, на что похож. Напоминает какую-то фигуру.

Воспитатель: А компьютер включится в том случае, если правильно ответите на вопросы.

- А на какую геометрическую фигуру похож монитор компьютера?

Дед: - А похож он на прямоугольник.

Воспитатель: - А какие еще вы знаете предметы похожие на прямоугольник? (ответы)

- А какие еще геометрические фигуры вы знаете? (ответы)

Но компьютер все равно не включается. Позвал дед бабку. Пришла бабка, охает, ахает, ходит вокруг него. То с одной стороны зайдет, то с другой.

- А скажите где стоит бабка? (ответы: слева, справа, за, перед….)

Но компьютер не включается. Позвала бабка внучку. Пришла внучка и говорит:

Внучка: - Компьютер уже не модно, я в планшетах и смартфонах лучше разбираюсь.

Воспитатель: - А давайте сравним компьютер, планшет и смартфон (ответы)

Но все-таки компьютер нам включить не удалось. Позвала внучка Жучку. А жучка в это время за двором бегала.(на ковре 2 ленты: длинная и короткая)

- А скажите, пожалуйста, по какой дороге Жучка быстрее добежит до дома (предлагаем на выбор 2дорожки, разные по длине).

- Это дорожка какая? (короткая)

- А эта? (длинная)

- Почему выбрали эту дорожку? (ответы). (Бежит жучка по короткой дорожке)

Воспитатель: - Жучка полаяла на компьютер, а он не включается. Позвала Жучка кошку. Легла кошка на теплый системник и уснула.

Воспитатель: - А скажите, пожалуйста, когда мы спим? (ночью)

- А когда в детский сад идем? (утром)

- Обедаем когда? (днем)

- Когда возвращаемся домой? (вечером)

- Сейчас какое время суток? (день)

- Мы с вами что делаем? (играем)

- Давайте и кошку разбудим.

Кошка проснулась, позвала мышку. Мышка прибежала, хвостиком махнула, кнопочку зацепила компьютер и включился.

Воспитатель: - Теперь нужно ввести пароль. Для этого вспомним.

- Который по счету был дед? (1-й) Найди карточку с цифрой 1.

- Которая по счету была бабка? (2-я) Найди карточку с цифрой 2.

- Которая по счету была внучка? (3-я) Найди карточку с цифрой 3.

- Которая по счету была Жучка? (4-я) Найди карточку с цифрой 4.

- Которая по счету была кошка? (5-я) Найди карточку с цифрой 5.

- Которая по счету была мышка? (6-я) Найди карточку с цифрой 6.

Воспитатель: И для того чтобы компьютер открылся нужно выстроиться по порядку. (1, 2, 3, 4, 5, 6)

И компьютер включился!

- Ну, теперь, уважаемые коллеги, просмотрев сказку «Репка», я думаю, вы ответите мне на вопрос.

- С помощью чего, в дошкольном возрасте, можно сделать математику яркой и увлекательной игрой? (с помощью сказки и игры)

- И какие математические понятия мы закрепили данной сказкой? (порядковый счет, геометрические фигуры, понятия «длинный - короткий», «больше – меньше», части суток, пространственная ориентация)

Здесь мы увидели, как ребенок из пассивного наблюдателя превращается в активного участника.

Рефлексия:

- Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения взрослых является опыт, похлопайте в ладоши.

- Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая информация, чем теоретическая, потопайте ногами.

- Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей и интересов, то помашите рукой.

- Если вам нравится обучаться и быть обучающимися и обучать других, то улыбнитесь!

Спасибо всем, кто принимал участие в нашей встрече. И мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память.

Упражнение «Дружественная ладошка».

Пусть это будет дружеская ладошка. Для этого выполним упражнение, которое так и называется (раздаю ладошки).

Предлагаю: написать на ней свое имя. Затем оставить свои пожелания на ладони (предлагаю эти ладони поместить на доску к солнышку)

- Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а может быть, и помогают в какой-то сложный момент

Настоящее воспитание это не только счастливый ребенок, но и счастливый педагог. Предлагаю вам универсальный рецепт счастья, который приумножит количество прекрасных мгновений вашей жизни.

Итак, возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви,

Добавьте 2 горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры, все это хорошенько перемешайте. Щедро намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте своим воспитанникам, каждому, кто встретится вам на Пути.

Я еще раз благодарю вас за терпение, активность и желаю здоровья, успехов и профессионального оптимизма! Пусть исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания! Пусть листы календаря сменяются, оставляя в памяти яркие события года! Всего вам большого и светлого. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс. Конспект НОД по ФЭМП с использованием ТРИЗ технологии в подготовительной группе по теме «Наш друг - домовенок»

Методика (НОД), которая использована на данном занятии, легко поможет детям усвоить материал, т.к. все задания представлены в виде игровых упражнений. Дети свободно общаются и перемещаются во время де...

мастер класс по ФЭМП на тему: "Обучению решению арифметических задач".

В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста....

Мастер-класс "Дидактические игры в ФЭМП у дошкольников"

Данный мастер-класс проводился для курсов повышения квалификации воспитателей ДОУ. Игры можно использовать начиная с младшей группы....

Мастер- класс для воспитателей по ФЭМП в старшей группе. Знакомимся с числом восемь. Порядковый счет до восьми.

Мастер- класс для воспитателей по ФЭМП в старшей группе.Знакомимся с числом восемь. Порядковый счет до восьми....

Мастер – класс по ФЭМП в подготовительной к школе группе

ООД формирует у детей начальные элементарные представления из области математики....

Мастер – класс по ФЭМП теме: Квест –игра по ФЭМП «Путешествие с колобком»

Цель: Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по формированию элементарных математических  представлений . Повысить уровень професси...