Конспект занятия по математике на тему «Звездочёт» в старшей группе (с использованием блоков Дьенеша).
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Вазанкова Светлана Валерьевна

Представлен конспект по математике для детей старшей группы (с использованием блоков Дьенеша).

Цель: формирование умение классифицировать геометрические фигуры по 4 признакам: цвет, форма, размер, толщина; закрепление и повторение пройденного материала.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №  25 Калининского района

г. Санкт - Петербурга

Конспект занятия по математике

на тему «Звездочёт» в старшей группе

(с использованием блоков Дьенеша).

               Воспитатель:

                                                Вазанкова Светлана Валерьевна

2022

Конспект занятия по математике

на тему «Звездочёт» в старшей группе

(с использованием блоков Дьенеша).

Цель: формирование умение классифицировать геометрические фигуры по 4 признакам: цвет, форма, размер, толщина; закрепление и повторение пройденного материала.

Задачи:

Образовательные: продолжать знакомить детей с образованием числа 9, на основе сравнения двух групп предметов; закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); продолжать совершенствовать умения находить направления на плоскости (слева, справа, вверху, внизу, сзади, перед собой); продолжать совершенствовать умения сравнивать предметы по длине.

Развивающие: способствовать развитию у детей умений располагать части, составляющие фигуру – силуэт, ориентируясь на образец; содействовать развитию способностей классифицировать предметы и выделять из данной совокупности предмет, отличающийся какими – либо признаками (длина, цвет);

Воспитательные: воспитывать отзывчивость; воспитывать умение работать в команде, чувство сотрудничества.

Демонстрационные материалы:

• изображение созвездий;

• образец – схема для построения ракеты.

Раздаточный материал:

• жёлтые и красные круги (по 9штук на каждого ребёнка);

• набор цветных счётных палочек Кьюизнера (по 9штук на каждого ребёнка).

• набор блоков Дьенеша (на каждого ребёнка);

• наборное полотно, с нижней и верхней строкой (на каждого ребёнка).

Ход:

- Ребята, сегодня к нам пришел необычный гость. Дети, посмотрите кто это? (ответы детей).

- Правильно, это звездочёт. Он очень любит рассматривать, изучать и считать звёзды на небе. А смотрит он через большой телескоп. Давайте и мы посмотрим в телескоп.

- Посмотрите, ребята, как много красивых звёзд на небе. Давайте мы посчитаем звёзды с помощью кругов.

Игровая ситуация «Считаем звёзды».

- Дети, какого цвета звёзды? (красные и жёлтые звёзды).

- Дети, как нам узнать, сколько красных звёзд на небе? (посчитать).

- Ребята, про себя посчитайте красные звёзды. Поднимите руку, кто посчитал.

- Оля, сколько ты посчитала красных звёзд? Коля сколько ты посчитал красных звёзд?

- Давайте проверим, посчитаем вместе (считаем) 8 красных звёзд.

- Дети, у вас лежит наборное полотно с верхней строчкой и нижней, положите его перед собой. На подносах лежат круги. Положите на верхнюю строку столько красных кругов, сколько красных звёзд.

- Теперь, про себя посчитайте жёлтые звёзды (считаем). И поднимите руку, кто посчитал.

- Оля сколько ты посчитала жёлтых звёзд? Коля сколько ты посчитал жёлтых звёзд?

- Давайте проверим, посчитаем вместе (считаем) 8 жёлтых звёзд.

- Положите на нижнюю строку столько жёлтых кругов, сколько жёлтых звёзд.

- Дети, что мы можем сказать о количестве жёлтых и красных кругов?  (количество кругов поровну).

- Дети их поровну, по 8. Давайте повторим, поровну по 8. Ребята посмотрите, на небе зажглась ещё одна жёлтая звезда? Сколько жёлтых кругов надо добавить на нижнюю строчку? (1 жёлтый круг).

- Сколько теперь у нас жёлтых кругов? (9 жёлтых кругов).

- Дети, как получилось 9 жёлтых кругов, если у нас было 8 жёлтых кругов?

(к 8 прибавили 1 жёлтый круг).

- Правильно, мы 8 жёлтым кругам добавили 1 жёлтый круг, у нас получилось 9 жёлтых кругов.

- Дети, скажите, а каких кругов больше? (Жёлтых кругов больше чем красных).

- Как сделать, так что бы жёлтых и красных кругов стало поровну, по 9 (к красным кругам добавить 1круг).

- Что теперь можно сказать о количестве жёлтых и красных кругов?

- Правильно их поровну - по 9, давайте повторим поровну по 9.

Уберите круги на поднос, а наборное полотно на край стола.

Дидактическая игра «Найди геометрическую фигуру».

- Молодцы, звездочёту нравиться, как вы считаете звёзды, и он нам решил показать, созвездия. Дети, созвездия это много звёзд на небе, которые образуют разные фигуры. Давайте рассмотрим их. Посмотрите, здесь много созвездий: Большая и малая медведица, Скорпион, Северная Корона, Пегас, Жираф.

- Посмотрите внимательно, какие геометрические фигуры спрятались в созвездиях? Кто нашёл геометрическую фигуру, поднимает руку.

- Выходи. Встань справа от доски, чтобы всем было видно, возьми указку обведи ей геометрическую фигуру и назови нам её

Вопросы:

• Сколько углов у квадрата? Сколько сторон?

• Сколько углов у прямоугольника? Чем отличается квадрат от прямоугольника? Его стороны равны? (у прямоугольника равны по 2 противоположные стороны)

• Сколько углов у треугольника? Сколько сторон у треугольника?

- Молодцы, нашли все геометрические фигуры, которые спрятались в созвездиях, и звездочёт нам предлагает отдохнуть. Ребята встаём, тихо задвигаем стулья. Встаём сзади стула.

Физкультминутка «Созвездия».

Над Землёю ночью поздней,

Только руку протяни,

Ты ухватишься за звёзды:

Рядом кажутся они.

Можно взять перо Павлина,

Тронуть стрелки на Часах,

Покататься на Дельфине,

Покачаться на Весах.

Над Землёю ночью поздней,

Если бросить в небо взгляд,

Ты увидишь, словно гроздья,

Там созвездия висят.

Тихо садимся за столы.

Конструирование из палочек Кьюизенера и блоков Дьенеша, по задуманному сюжету, соблюдая ориентировку в пространстве и композиционное расположение предметов.

- Дети, давняя мечта звездочёта полететь в космос, что бы изучать звёзды. Как вы думаете, на чём можно путешествовать по космосу.

- Дети, но ракета большая, как вы думаете, что поможет звездочёту подняться на борт ракеты? (ответы детей).

- Я предлагаю построить взлётную лестницу. В таком не легком деле нам помогут цветные счётные палочки, которые лежат у вас на подносах. Дети они все разные по длине и по цвету. Поднимите все левую руку, положите ладонь левой руки на нижнюю часть стола, здесь мы будем строить взлётную лестницу.

- Посмотрите внимательно, возьмите самую короткую палочку. Кого она цвета? Белая.  Положите ее в нижнюю часть стола слева от себя.

 Дети как нам узнать какая палочка будет длиннее белой палочки? Сравнить, приложить. Найдите палочку длиннее белой палочки. Какого она цвета? Дети как нам сравнить две палочки по длине?

- Правильно, прикладываем розовую палочку с право от белой палочки. Что мы можем сказать о длине розовой палочек? (розовая палочка длиннее, чем белая).

- Правильно,  розовая палочка длиннее белой.

- Теперь вы самостоятельно должны продолжить ряд, с помощью метода прикладывания сравнивая палочки по длине, от короткой до самой длинной. Дети строим с лева на право (построение).

- Давайте проверим. Посмотрите на изображение, вот такая лесенка у вас должна получиться. Кто ошибся, исправьте ошибку. Давайте посчитаем, сколько ступенек у нас получилось. Ставим палец на белую ступеньку и говорим 1. Считаем дальше, 2,3, 4, 5,6,7,8,9.

- Дети сколько ступенек лестницы у нас получилось? (получилось 9 ступенек).

- Нам понадобилось 9 цветных счётных палочек, что бы построить взлётную лестницу. Дети, теперь построим ракету, будем строить из геометрических блоков, которые лежат у вас на столе. Дети, звездочёт нам дал схему ракеты. Посмотрите, из каких геометрических фигур состоит ракета? (перечисление). Посмотрите внимательно, какая геометрическая фигура у нас есть в верхней части ракеты и в нижней? (треугольник).

- Правильно, (показываю) в верхней и нижней части ракеты распложены треугольники.

- Дети посчитайте, про себя, сколько геометрических фигур понадобится для построения ракеты. Кто посчитает, поднимет руку.

- Давайте проверим. Считаем все вместе. 8

- Ребята, а вот такой геометрической фигуры (показываю жёлтый круг) нет на схеме. Как называется эта геометрическая фигура? Какого цвета круг? (жёлтый).

- Как вы думаете, какой частью ракеты может быть жёлтый круг? (окошком, иллюминатором).

- Правильно, иллюминатором расположу его на синим квадрате. Сколько теперь геометрических фигур стало? (9 геометрических фигур).

- Дети ракеты будем строить рядом со взлётной лестницей справа от неё. Кто построит, положите свои руки друг на друга возле себя. Приступаем. Дети строят ракету по образцу.

- Молодцы построили ракету вместе, и звездочёт отправился в путешествие по космосу. Он будет изучать, и считать звёзды.

- Дети, скажите, какое для вас задание было самым сложным?

Хоть было и сложно, но вы молодцы вы все справились заданиями.

Мы сегодня вместе со звездочётом считали звёзды с помощью кругов. Как получилось 9 кругов, если их было 8?

-Мы рассматривали созвездия, какие геометрические фигуры мы нашли?

- И мы ребята осуществили мечту звездочета, построили взлетную лестницу и ракету. Лестницу мы строили из цветных счётных палочек.

- А сколько ступенек у нас получилось? (9). А сколько геометрических фигур нам понадобилось, чтобы построить ракету?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по формированию элементарных математических представлений в младшей и старшей группах с использованием блоков Дьенеша.

Ребенку исполнилось 5 или 6 лет,и мы задумываемся,как лучше развивать его способности.Родители уверены, что важно научить ребенка читать, считать, писать и никаких проблем с учебой не будет.Наша задач...

Конспект занятия по математике на тему: «Круг, шар». Старшая группа

Цель:·         Знакомство с понятием шар и его свойствами;·         Закрепление представлений о круге;·...

Конспект занятия по математике «Мамин день» в младшем дошкольном возрасте (с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера)

Программное содержание. Способствовать закреплению свойств блоков (цвет, форма, размер), представлений о величине (короткий- длинный, короче- длиннее). Способствовать развитию логического мышления, ис...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. С использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера « Путешествие в спортивную Математику»

1 слайд- Ребята вы любите путешествовать ? А заниматься спортом?Мы с вами отправимся  в страну   «Спортивной  математики» хотите?- А  какой сегодня день недел...

Конспект ОД по ФЭМП в старшей группе с использованием блоков Дьенеша "В гостях у Феи Математики"

Конспект разработан в игровой форме для детей старшей группы с использованием логических блоков Дьенеша...

Конспект НОД по математике в старшей группе с использованием блоков Дьенеша «Путешествие на Разноцветную планету»

Цель: Закрепление умения детей работать с логическими блоками Дьенеша, различать их по форме, цвету, размеру и толщинеИнтеграция образовательных областей: «Познавательно-исследовательс...