Цикл занятий по ФЭМП "Пифагорики"
методическая разработка по математике (старшая группа)

Матвеева Надежда Владимировна

Цель: создание при помощи ИКТ условий для углубления знаний детей по математическому развитию, развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.

Задачи работы:

  1. Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решении простых задач на сложение и вычитание, выполнять несложные задания, закреплять понимание отношений между числами.
  2.  Закреплять представления о геометрических фигурах, величинах и их свойствах.
  3. Обучать ориентировки во времени, пространстве, на плоскости.
  4.  Развитие логического мышления и основных мыслительных операций.
  5. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать делать выводы.
  6. Развитие самостоятельности, инициативы, самоконтроля и активности личности в деятельности в целом.
  7.  Воспитывать познавательную активность.
  8. Воспитание потребности к математическим занятиям, чувство товарищества, коллективизма

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_zanyatiy_po_femp_pifagoriki1.docx41.63 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г.ИРКУТСКА

ДЕТСКИЙ САД  177

                                     

Цикл занятий по ФЭМП «ПИФАГОРИКИ»

(СТАРШАЯ ГРУППА)

Срок реализации 2022-2023уч.гг.

Разработала воспитатель:

Матвеева Н. В.

2022 год

Пояснительная записка

Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении и развитии детей дошкольного возраста является на сегодняшний день одним из приоритетных и изучаемых направлений.

ИКТ могут использоваться в разных областях познания детей дошкольного возраста. Одной из них является формирование математических представлений. Обучение детей дошкольного возраста математике является обязательным компонентом программы дошкольного обучения и воспитания. ИКТ обладает огромными возможностями, позволяя эффективно организовать работу по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста.

Цель: создание при помощи ИКТ условий для углубления знаний детей по математическому развитию, развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.

Задачи работы:

  1. Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решении простых задач на сложение и вычитание, выполнять несложные задания, закреплять понимание отношений между числами.
  2.  Закреплять представления о геометрических фигурах, величинах и их свойствах.
  3. Обучать ориентировки во времени, пространстве, на плоскости.
  4.  Развитие логического мышления и основных мыслительных операций.
  5. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать делать выводы.
  6. Развитие самостоятельности, инициативы, самоконтроля и активности личности в деятельности в целом.
  7.  Воспитывать познавательную активность.
  8. Воспитание потребности к математическим занятиям, чувство товарищества, коллективизма

Методической основой для цикла занятий «Пифагорики» стала следующая литература:

  1. Баракина, Т.В. Использование сенсорной интерактивной доски в процессе формирования математических представлений у дошкольников [Текст] / Т.В. Баракина // Детский сад: Теория и практика. – 2011. – № 3. – с. 28.
  2. Белошистая, А.В. Учебные средства и их использование на занятии по математике в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / А.В. Белошистая // Детский сад: Теория и практика. – 2011. – № 3. – С. 14.
  3. Бузмакова, С.В., Криволапова, Г.А. Использование ИКТ для организации деятельности педагога ДОУ: опыт, проблемы, перспективы [Электронный ресурс] / С.В. Бузмакова и др. // http://festival.1september.ru/articles/649942/.
  4. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» - М. Мозаика-Синтез, 2014
  5.  Веракса Н.Е., Галимов. О. Р. «Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет)» - М. Мозаика-синтез,2013
  6. Горячев, А.В. Информатика для дошкольников: новое как хорошо систематизированное старое [Текст] / А.В. Горячев // Начальная школа: плюс и минус. – 2000. – №2. – С.36-41.
  7. Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. «Развитие познавательных способностей дошкольников (5-7 лет)» - М.Мозаика-синтез,2014
  8. Никишина, Т.А. Компьютерные занятия в детском саду [Текст] / Т.А. Никишина // Информатика и образование. – 2003.– №4.  – С. 89-95; №5. – С. 83-89.
  9. Подливаева, Н.А. Варианты использования ИКТ в дошкольном обучении при интеграции развития речи и изобразительной деятельности [Текст] / Н.А. Подливаева // Использование информационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях: Методическое пособие / Сост. М.Н. Солоневичева. – СПб: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий» 2008. – С. 67.
  10. Помораева И. А., Позина В.А.  «Формирование элементарных математических представлений (6-7 лет)» - М. Мозаика-синтез,2013
  11. Интернет-ресурсы

Ожидаемые результаты

В результате занятий дети получают следующие навыки и умения:

- ребёнок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия.

- умеет составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

- успешно решает логические задачи;

-умеет соотносить схематическое изображение с реальными предметами;

- называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток; называет текущий день недели.

- активно включается в игры на классификацию и сериацию; предлагает варианты; участвует в преобразовательной деятельности.

Занятия по математике помогут детям сформировать определенный запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции, а именно:

  • Считать (отсчитывать) в пределах 10.
  •  Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?».
  • Уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).
  • Сравнивать предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверять точность определений путем наложения или приложения.
  •  Проявлять поисковую активность;
  • Размещать предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.
  •  Выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам.
  • Знать некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон). Называть утро, день, вечер, ночь; иметь представление о смене частей суток. Называть текущий день недели.

Режим занятий периодичность и продолжительность занятий

Год обучения

Количество занятий

Продолжительность одного занятия

Недельная

нагрузка

Количество часов за год

1 год

4 раза в месяц

20-25 мин

1 раз в неделю во второй половине дня

36 ч.

Тематическое планирование по месяцам

Тема

Задачи

ИКТ

Сентябрь

Количество и счёт

 Учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет предметов.

Вспомнить цифры от 1 до 5. Порядок счета предметов от 1 до 5. Упражнение в счете и отсчете предметов и порядковом счете в пределах от 1 до 5.

Интерактивная игра «Незнайка в гостях»

Презентация «Счет до 5»

Геометрические фигуры

Закреплять знания о геометрических фигурах: квадрат, прямоугольник

Интерактивная игра: «Сломанная машина»

Математическая сказка: «Приключения Вани и Маши»

Величина

Закреплять умение раскладывать предметы по возрастанию; способствовать развитию глазомера

Интерактивная игра: «Подбери коробки»

Ориентировка в пространстве и времени

Закреплять временные представления, развивать ориентировку в пространстве

Интерактивная игра: «12 месяцев»

«Художники»

Октябрь

Количество и счёт

Закреплять умение считать в пределах 7, образование числа 7. 

Презентация «Счет до 7»

Геометрические фигуры

Упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами

Закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах

Интерактивная игра: «Подбери фигуру»

Математическая сказка «Как круг и квадрат отправились в поход»

Величина

Закреплять умение сравнивать до 6 предметов по высоте.

Интерактивная игра «Сравни 6 полосок»

Ориентировка в пространстве и времени

Совершенствовать умение определять пространственное направление на бумаге: вверх, вниз, вправо, влево

Интерактивная игра «Рисуем узор»

Ноябрь

Количество и счёт

 Закреплять умение считать в пределах 8.

Упражнять в счете отсчете предметов в пределах 7 по образцу.

Презентация «Состав числа 8»

Интерактивная игра «Матрешки»

Геометрические фигуры

Закреплять представление о геометрических фигурах (Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Интерактивная игра «Посчитай углы»

Величина

Упражнять в сравнении предметов по величине (до 7 предметов). Упражнять в умении находить отличия в изображении предметов.

Интерактивная игра «Достань мяч»

Ориентировка в пространстве и времени

Закрепить названия осенних месяцев, частей суток.

Интерактивная игра «Когда это бывает?»

Декабрь

Количество и счёт

Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух в пределах 10.

Интерактивная игра «Пингвины»

Геометрические фигуры

Закрепить умение составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по образцу

Интерактивная игра «Дорисуй фигуру»

Величина

Закреплять умение сравнивать 8 предметов по высоте.

Интерактивная игра «Кто какого роста?»

Ориентировка в пространстве

Закрепить понятия: «слева-справа, сверху-снизу».

Интерактивная игра «Лабиринт»

Ориентировка во времени

Закрепить названия дней недели.

Презентация «Дни недели»

Январь

Количество и счёт

Продолжать учить понимать отношение между рядом стоящими числами 9 и 10.

Интерактивная игра «Поставь на свое место»

Геометрические фигуры

Закрепить умение классифицировать фигуры по 2 свойствам.

Интерактивная игра «Разложи фигуры»

Математическая сказка «Яблоко»

Величина

Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины.

Интерактивная игра «Что шире, что уже»

Февраль

Количество и счёт

Закреплять представление о составе числа 5 из единиц. Формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части.

Интерактивная игра

«Живые цифры»

Геометрические фигуры

Совершенствовать представление о треугольниках и четырехугольниках.

Интерактивная игра «Кто быстрей найдет предмет»

Величина

Закрепить умение сравнивать  

два предмета по длине с помощью условной меры.

Презентация «Виды мерок»

Ориентировка в пространстве и времени

Закрепить представления о зимних месяцах. Закрепление названий дней недели и частей суток.

Интерактивная игра «Парные картинки»

Март

Количество и счёт

Закрепить представление о порядковом значении чисел первого десятка и составе числа из единиц в пределах 5.

Интерактивная игра «Аэродром»

Геометрические фигуры

Закрепить умение делить квадрат на 2 равные части.

Интерактивная игра «Кто больше увидит?»

Величина

Закрепить знания о том, что число предметов не зависит от их размеров

Интерактивная игра «Сосчитай, не ошибись»

Ориентировка в пространстве

Закреплять умение ориентироваться в пространстве.

Интерактивная игра «Куда бросим мяч?»

Ориентировка во времени

Закреплять умение последовательно называть дни недели.

Интерактивная игра «Паровозик»

Апрель

Количество и счёт

Совершенствовать навыки счета в пределах 10. 

Математическая сказка «Теремок»

Геометрические фигуры

Закрепить умение различать и правильно называть геометрические фигуры, выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу.

Интерактивная игра «Найди свою фигуру»

Величина

Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению.

Интерактивная игра

«Домики»

Ориентировка в пространстве и времени

Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.

Интерактивная игра «Графический диктант»

Май

Количество и счёт

Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 10

Интерактивная игра «Каких кружков больше?»

Геометрические фигуры

Закреплять пройденный материал.

Интерактивная игра «Заплатка»

Величина

Закреплять умение делить круг и квадрат на 2 и 4 равные части.

Интерактивная игра «Торт»

Ориентировка в пространстве и времени

Совершенствование умения ориентироваться на листе бумаги.

Интерактивная игра «Графический диктант»

 

Список детей

п/п

Ф.И. ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Система оценки результатов освоения знаний и умений

Диагностическая карта развития знаний и умений детей

2022 – 2023 учебный год

Дата:

п/п

Имя, фамилия

ребенка

Количество и счет

Величина

Геометрические фигуры

Ориентировка во времени и пространстве

Показатели развития

Знания

Умения

Знания

Умения

Знания

Умения

Знания

Умения

Кол-во баллов

Уровень развития

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Начало (конец) года: высокий уровень _______ детей ______ %; средний уровень _______ детей ______ %; низкий уровень _______ детей ______ %.  

Вывод: _____________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Диагностические задания

1. Количество и счет.

Методика обследования.

1. Счет до 10 (прямой), Обратный счет от 10 до 1.

2. Сравнение двух групп предметов, разной величины расположенных в ряд, по кругу; в ответах использовать слова больше, меньше, поровну. Уметь отсчитывать количество на одну единицу больше, меньше.

3. Д/ упр. «Назови пропущенное число». В некотором промежутке чисел, который я называю, пропускается число, которое ребенок должен назвать.

Материал для обследования: дидактический материал в картинках.

Порядковый счет.

Методика обследования.

1. Упражнения на порядковый счет в пределах 20, счет с разным основанием.

2. Д/упр. «Кто первый? Кто пятый? На каком месте стоит Буратино?»

3. Д/упр. «Какое число стоит на третьем… месте в числовом ряду?..

Материал для обследования: карточка к заданию «Буратино».

Знание цифрового материала.

Методика обследования.

1. Разложить числовой ряд от 1 до 10, показать числа, например: 9, 7. Какими цифрами записаны числа 10, 8.

2. Уметь соотносить количество предметов с числом.

3. Игра «Веселый счет»

Материал для обследования: карточки с числами, карточки с предметами, «Веселый счет».

  1. Величина.

Методика обследования.

1. Выявить умение сравнивать предметы по длине. Пять полосок разной длины (разница между полосками - 0,5 см) лежат произвольно. Ответить на вопрос: одинаковы ли полоски по длине? Разложить полоски от самой короткой до самой длинной. Назвать, какие полоски по длине.

2. Выявить умение сравнивать полоски по ширине. Разложить полоски от самой широкой до самой узкой.

3. Выявить умение сравнивать предметы по высоте. Расставить домики по высоте.

Материал для обследования: 5 полосок разной длины; 5 полосок разной ширины; 5 домиков разной высоты.

3. Геометрические фигуры.

Методика обследования.

1. Д/упр. «Какие ты знаешь геометрические фигуры?» Ответить на вопросы: Сколько треугольников? Сколько квадратов? Все ли круги одинаковы? Назови зеленые фигуры и т. д.

2.  Назови признаки сходства и различия квадрата и прямоугольника; круга и овала.

3. Работа со счетными палочками: выложи треугольник, выложи большой треугольник – ответь на вопрос, где понадобилось больше палочек; можно ли из палочек построить круг, овал.

Материал для обследования: набор геометрических фигур разного цвета; счетные палочки.

Формы.

Методика обследования.

1. Д/упр. «Найди крышку для каждой коробки». Почему ты так думаешь?

2. Д/упр. «Покажи предметы, которые имеют форму цилиндра»

3. Д/упр. «Покажи предметы, которые имеют форму конуса»

Материал для обследования: карточки к заданиям.

7. Ориентировка во времени и пространстве.

Методика обследования.

1. Беседа «Какое время года сейчас?» Какой по счету идет месяц? Сколько всего месяцев в каждом времени года? Назови все месяцы по порядку.

2. Д/упр. «Что сначала, что потом?» Умение называть части суток, разложить картинки в нужной очередности.

3. Д/упр. «Неделька». Умение последовательно называть дни недели, соответствие данной цифры и дня недели.

Материал для обследования: карточки по частям суток; набор цифр от 0 до 9.

Методика обследования.

1. Умение выражать словами местонахождение предмета (вверху, внизу, справа, слева, посередине). Д/упр. «Что находится справа (слева) от тебя?»

2. Выполни задание: пройди 3 шага вперед, 3 шага налево, 3 шага назад, 3 шага направо. Что ты нашел?

3. Д/упр. «Кто идет справа, а кто идет слева от Буратино? Кто стоит справа от Крокодила Гены, а кто – слева?»

Материал для обследования: карточки к заданию.

Ориентировка на листе бумаги.

Методика проведения.

1. Д/упр. «Геометрический диктант». Под диктовку дети рисуют нужную геометрическую фигуру или записывают цифру на листе бумаги в середине, слева, справа, в верхнем левом, в верхнем правом, в нижнем левом, в нижнем правом углах, вверху, внизу. (Можно с группой).

Материал для обследования: чистые листы бумаги, простые карандаши.

Критерии:

Высокий (3 балла) - Ребёнок самостоятельно считает, уменьшает и увеличивает число на единицу, сравнивает группы предметов. Имеет представления о порядковом и количественном назначении числа. Устанавливает связи между числом, цифрой, количеством. Решает простые задачи на уменьшение и увеличение.

Имеет чёткие представления о геометрических фигурах. Оперирует свойствами предметов (длина, ширина, высота предметов, их вес, глубина).

Самостоятельно осуществляет классификацию по 2-3 свойствам, обнаруживает логические связи и отражает их в речи.

Легко и свободно ориентируется в пространстве и времени.

Зрительно воспринимает и понимает предлагаемую последовательность действий и результат, а также самостоятельно осуществляет действия в соответствии с воспринятой последовательностью, объясняет её и последовательность выполнения.

Проявляет инициативу и творчество, интерес к решению задач на логику, преобразование, комбинаторику, оказывает помощь сверстникам.

Средний (2 балла) - Ребёнок правильно определяет совокупность предметов на основе счёта, сравнивает числа, уменьшает и увеличивает число на единицу, считает в прямом и обратном порядке, соотносит количество предметов с цифрой, решает задачи, но допускает ошибки, которые в состоянии сам исправить.

Осуществляет классификацию фигур по 1-2 свойствам, самостоятельно выделяет признак (основание), по которому можно классифицировать, но затрудняется в высказываниях, пояснениях; прибегает к помощи взрослого для выражения в речи логических связей.

Имеет представления о временных и пространственных отношениях.

Затрудняется в понимании и объяснении последовательности действий.

Не проявляет инициативы и творчества, интереса к решению задач на логику, комбинаторику, преобразование.

Низкий (1 балл) - Ребёнок выделяет количественные отношения на основе сравнения предметов, чисел.

Классифицирует геометрические фигуры, величины по 1-2 свойствам, определяет форму предметов, ориентируясь на эталон. Логические связи не устанавливает. Затрудняется в речевых формулировках, касающихся определения свойств.

Путается в определении временных и пространственных отношений.

Выполняет действия в заданной последовательности.

Самостоятельности и творчества не проявляет, к задачам на логику, комбинаторику, преобразование интереса не проявляет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 1 "Страна волшебная - здоровье"

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАЗанятие 1 "Страна волшебная - здоровье"...

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 2 "С утра до вечера"

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 2 "С утра до вечера"...

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 3 "Красота тела и души"

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 3 "Красота тела и души"...

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 4 Будем стройные и красивые

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 4 " Будем стройные и красивые"...

Цикл занятий, посвященный творчеству П.И.Чайковского "Детский альбом". Занятие третье " Игра в лошадки"

Новый взгляд на “Детский альбом” П.И.Чайковского с точки зрения синтеза различных видов искусств, а именно: музыки П.И.Чайковского и иллюстраций, выполненных профессиональными художниками ...

Коррекционно-музыкальное занятие "Подготовка корабля" из цикла занятий "Путешествие на остров Чувств"

Открытый показ коррекционно-музыкального зантия "Подготовка корабля"  из цикла  занятий "Путешествие на остров Чувств". В занятие входят разработки авторских музыкльно-дидактических игр на р...

Конспект 1 физкультурного занятия "В гости к Мишке" из цикла занятий "Ребята и зверята"

Конспект занятия на тренировку ориентировки детей в пространстве и координации их движений, разных видов ходьбы, бега, ползания через туннель, прыжки из обруча в обруч....