Измерение объема сыпучих тел.
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Учить детей определять обьем сыпучих тел с помощью условной мерки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmerenie_obema_sypuchih_tel.odt21.3 КБ

Предварительный просмотр:

 «Измерение объема сыпучих тел»

Занятие по математике в подготовительной группе.

Тема: Измерение объема сыпучих тел.

Цель: обучение измерению с помощью условной мерки.

Задачи:

1. Учить детей определять объём сыпучих тел с помощью условной мерки, закреплять знания о последовательности дней недели, упражнять детей в составлении числа 6 из двух меньших

2. Развивать логику, воображение, умение делать выводы, способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои ответы.

3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к друг при работе в подгруппах, умение слушать и слышать друг друга.

аккуратность при выполнении задании, воспитывать нравственные качества: доброжелательность, умение прийти на помощь, объективно оценивать свою работу, действовать по инструкции педагога.

Интеграция ОО: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Материалы и оборудование : два прозрачных сосуда – стеклянные миски достаточного объёма необязательно одинаковые, в одной из низ них насыпано 6 стаканов риса, прозрачный стакан с нарисованным или штампованным ободком, салфетка, фишки – 10 штук, 6 фишек, столовая ложка, пять видов круп.

Словарная работа : условная мерка.

Ход занятия.

1 Эмоциональный настрой.

Ребята! Посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и поиграем в игру «Передай свою улыбку», показываем мимикой своё настроение. Вот такое настроение с улыбкой пусть будет у вас на протяжении всего дня.

2. Работа с условной меркой.

Ребята, на днях мы с вами прочитали рассказ Н. Носова «Мишкина каша».

- Что произошло с героями этого рассказа? (они остались одни дома и решили сварить кашу)

–Получилась у них каша? (нет)

-А почему? (Они взяли много крупы)

Давайте мы с вами разберёмся, что они сделали неправильно.

При приготовлении любого блюда нужно следовать рецепту, там чётко прописано, что нужно взять и сколько.

Я спросила поваров, сколько крупы необходимо для приготовления каши для детей нашей группы. Вот из такого количества крупы повара могут сварить кашу для вас (выставляю на стол ёмкость с рисом).

Повара крупу взвесили.

Как мы можем узнать, сколько здесь крупы? (дети высказывают свои предложения)

- А мы сможем её измерить, используя мерку.

- Вы хотите научиться, как нужно работать меркой, сколько крупы нужно взять для приготовления каши, чтобы её хватило на всех, но и лишнего не осталось, как в рассказе «Мишкина каша». Я вас сегодня научу этому.

Мерка может быть разной. Меркой может быть ложка, стакан.

- Как вы думаете в нашем случае, что нам послужит меркой?

- Стакан – это наша мерка. Сейчас я вам покажу, как правильно работать с меркой. Беру мерку, наполняю до верха, лишнее убираю. Мерка должна быть полной, по ободочек, но не с горкой. Чтобы не сбиться со счёта за каждый отмеренный стакан с крупой откладываем фишку. Фишку кладём тогда, когда стакан с крупой пересыпан.

Показ измерения объёма крупы. (После того как вся крупа пересыпана) спрашиваю:

-Как узнать, сколько мерок вместилось в емкость? (пересчитать фишки) – пересчитали.

-Сколько стаканов крупы было в нашей ёмкости? (Шесть стаканов крупы- 6 мерок

-А сколько крупы стало в ёмкости? (Шесть стаканов крупы- 6 мерок)

- Что мы с вами делали? (Мы пересыпали рис стаканом из одной миски в другую с помощью мерки)

Мы измеряли крупу меркой, а в рассказе Носова Мишка и его друг насыпали крупу на глаз, без мерки. Вот и результат.

А сейчас вы попробуете  поработать с меркой. Выберите себе геометрическую фигуру. Одинаковые геометрические фигуры это ваша пара. Вам необходимо измерить объём крупы меркой. Один измеряет, а другой считает, чтобы не сбиться со счёту и выполнить правильно. Не мешайте друг другу, выполняйте задание правильно. Как выполните задание рядом с миской положите, ту цифру, сколько крупы в ваших мисочках. Дети работают в парах.

-Давайте посмотрим, какой объём круп был на ваших столах.

Какую вы крупу измеряли?

Сколько мерок в вашей кастрюле? (дети называют и показывают цифру).

Вывод: вы поработали с меркой, сейчас вы сможете сами измерить то количество крупы для приготовления каши, которое прописано в рецепте. И с вами не произойдёт то, что произошло с героем рассказа Носова.

3. Физкультминутка.

Жил-был маленький гном (приседают, встают)

У гнома был маленький дом (изображают руками «крышу» над головой)

Гномик кашу варил («помешивают» кашу)

И всем – всем - всем говорил (показывают друг на друга)

«Все мы, и ты, и я – друзья! (кладут руку на плечо соседа)

В гости ко мне прибегайте (бег на месте)

Ноги вытирайте! («вытирают» ноги)

Садитесь за стол (приседают)

Кашей угощайтесь! (имитируют действия с ложкой)

И друг другу – улыбайтесь! (улыбаются)

Давайте посчитаем, сколько видов круп мы измерили? Повара нашего детского сада готовят каждый день на завтрак разные каши, то насколько бы дней нам хватило измеренной крупы. (На 6)

4. Работа с календарём

На доске висит цветной календарь.

Давайте посчитаем, до какого дня хватит крупы.

Какой сегодня день недели? (четверг). Мы посчитали, крупы хватит на 6 дней. Значит, до какого дня (до среды)

_ я с вами не соглашусь?

-Сколько дней в неделе? (7)

- А все ли семь дней работает детский сад? (нет)

- А как называются те дни, когда детский сад не работает? (выходные дни)

-Назовите выходные дни? (суббота, воскресенье)

-Давайте пересчитаем, до какого дня хватит крупы? (до пятницы)

Состав числа 6

Ребята, а вы знаете, что повара в детском саду часто готовят вкусную кашу «Дружба». А вы знаете, что это за каша? Что необходимо для её приготовления? (её варят из двух видов круп)

- Мы постараемся сейчас приготовить такую кашу. Мы знаем, что для приготовления каши необходимо 6 стаканов крупы. Кашу «Дружба» мы будем готовить из риса и пшена. Сколько стаканов, какой крупы нам необходимо взять, что сварить кашу «Дружба», пример, я беру 1 стакан риса и 5 стаканом пшена. У меня в итоге получилось 6 стаканов.

Дети называют состав числа, выходят к доске и ставят соответствующую цифру. Повторяем ёще раз состав числа 6.

Молодцы!

-Чему вы сегодня научились?

- С помощью чего мы измеряли крупу? (Крупу мы измеряли с помощью мерки)

Сейчас вы знаете, как правильно работать с меркой и сможете сами измерить или помочь маме.

-Что было трудным?

-Что понравилось делать больше всего?

- Где вам это может пригодиться?

Я знаю много мерок, но вы о них узнаете позднее.

Спасибо, все занимались хорошо, мне с вами было очень интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект, ориентированный на детей 6-7 лет, "Измерение объема сыпучих и жидких тел".

Данный проект был разработан для того, чтобы в доступной и интересной форме объяснить детям понятия, связанные с измерением объема. К проекту прилагается презентация, представляющая собой отчет о прод...

Измерение объема жидких и сыпучих тел условной меркой

формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно...

Знакомство детей с измерением объема сыпучих веществ с помощью условной мерки

Продолжать учить детей измерять сыпучие вещества, следить за полнотой меры.Продолжать учить уменьшать числа на 1 в пределах 10.Учить измерять объем сыпучих веществ с помощью условной мерки; формироват...

КОНСПЕКТ по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Измерение объема жидких и сыпучих тел условной меркой»

МБДОУ ДСОВ - детский сад №30 «Веселинка» КОНСПЕКТ по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Измерение объема жидких и сыпучих тел у...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе Тема: «Измерение объема жидких и сыпучих тел условной меркой»

              Цель: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, развитие умения определять возможные методы решения про...

Конспект занятия в подготовительной группе «Измерение объема жидких и сыпучих тел условной меркой»

Цель: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.Задачи:ОБ...

Измерение объема сыпучих и жидких веществ

Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики....