Мастер - класс "Логические блоки Дьенеша"
методическая разработка по математике

Ус Валентина Александровна

Логические блоки Дьенеша — эффективное пособие для разностороннего развития дошкольника. Этот, казалось бы, обычный набор геометрических фигур помогает совершенствовать умственные и творческие способности ребёнка. На основе этих фигур можно предлагать ребятам множество вариантов игр (дидактических, сюжетно-ролевых, спортивных) с увлекательным сюжетом и различными задачами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Логические блоки Дьенеша -универсальный дидактический материал формирования мыслительных операций у детей дошкольного возраста»

План проведения мастер-класса:

1.Знакомство с блоками Дьенеша.

2.Практические игры и упражнения с блоками.

3.Рефлексия.

Оборудование: ноутбук, проектор, блоки Дьенеша, карточки, альбомы серии «Блоки Дьенеша».

Слайд 1

Добрый день уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию мастер класс на тему: «Логические блоки Дьенеша -универсальный дидактический материал формирования мыслительных операций у детей дошкольного возраста»

Слайд 2

Ознакомление воспитателей с  дидактическим материалом - логические блоки Дьенеша и формами работы.

Слайд 3

Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, и главной задачей педагогов стало научить ребенка творчески мыслить, развить умственные способности, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности. Интеллектуальный труд очень нелегок, поэтому главной формой организации детской деятельности является игра. С детьми нужно и важно играть.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых технологий, поэтому, необходимо, чтобы они приобрели способность самостоятельно и творчески мыслить. Но научить ребенка творчески мыслить можно лишь в ситуации, требующей осмысления. В наше время невозможно разрешить трудности привычным путем и мы должны пробудить в ребенке способность к активному поиску средств и способов решения задач.

В связи с этим особое внимание необходимо уделить проблеме развития интеллектуально-творческого потенциала личности  ребенка. Поэтому перед нами педагогами стоит задача поиска альтернативных форм и методов работы с детьми. Обучение должно предполагать индивидуальный подход, а именно применение дифференцированных заданий и упражнений разной сложности.

Слайд 4

Золтан Дьенеш - всемирно-известный венгерский профессор, математик, специалист по психологии. Его считают создателем прогрессивной авторской методики обучения детей - «новая математика».

Слайд 5

Одним из направлений работы с  детьми в нашем образовательном учреждении являются развивающие игры - логические блоки Дьенеша.

Какие задачи,  используя логические блоки в работе с детьми решаются?  Задачи представлены на слайде.

Слайд 6

Методы и приёмы работы которые мы используем в своей работе (на слайде)

Слайд 7

Работу с логическими блоками можно проводить во всех сферах деятельности:

а) блоки можно использовать и в непрерывной образовательной деятельности, обеспечивая наглядность, системность, доступность. Например, на интегрированных занятиях их можно использовать в работе по конструктивной деятельности.

б) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов).

б) настольно-печатных играх. Например, игра «Расставь блоки по местам». Для этого нужно изготовить игровое поле и дети должны расставить по нему блоки.

в) в сюжетно-ролевых играх: «Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками). Например, дети приходят в магазин. На товаре (кукле) висит ценник (форма – треугольник, цвет красный, маленький домик, тонкий человечек). Ребенок должен в качестве денег выбрать маленький, тонкий красный треугольник. Блоки Деньеша являются прекрасными заместителями предметов. Так маленький красный треугольный блок может легко превратиться в маленькую красную треугольную рыбку, а синий круг прекрасным пирожным в сюжетно-ролевой игре «День рождение». Тем самым вместе с детьми можно придумать много разных игр.

Слайд 8

Что же представляют из себя блоки Дьенеша?

Логический набор состоит из 48 геометрических фигур.

а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);

б) трех цветов (красный, синий, желтый);

в) двух размеров (большой, маленький);

г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. В играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: не красный.

Слайд 9

Карточки с символами

Начала я работу с того, что предоставила детям возможность самостоятельно с ними познакомиться. В процессе манипуляций с блоками дети установили, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки и т. д. поскольку блоки представляют собой эталоны форм, цвета они помогли в запоминании программного материала по соотношению цвета, формы, в установлении сходства и различия между предметами. Сегодня я познакомлю вас с некоторыми формами организации работы с логическими блоками.

Слайд 10

Для детей младшего дошкольного возраста предлагаются самые простые задания:

  1. Покажи блок такого же цвета как этот.
  2.  Найди блок такой же формы.
  3. Найди такой же блок по цвету и форме.
  4.  Найди не такой блок по цвету.
  5.  Найди такой же блок как этот по цвету и форме, но другого размера.
  6. Помоги животным разделить блоки.
  7. Работа по простым схемам.

Слайд 11

Предлагаю вам сейчас поработать с простыми схемами.

Слайд 12

Даля детей средней группы задания уже усложняются. Они знакомятся с символами и схемами.

Слайд 13

Игра: Цепочка (пример) - от произвольно выбранной фигуры построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения разнообразны:

- чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера,толщины)

- чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру. Но разные по форме и т. д.

Слайд 14

С детьми 6-7 лет используются более усложнённые варианты. Еще одним интересным видом деятельности для детей является освоение декодирования. Здесь нужно по знакам-символам выбирать нужные блоки. Хорошо развиваются внимание, мышление и т.д.

Слайд 15

И сейчас мы поиграем в дидактическую игру  «Выкладываем дорожки».

Ход игры:  Перед детьми таблица № 1. Ребенку нужно помочь каждой фигуре попасть в свой домик, ориентируясь на знаки-указатели.

Коллеги, что то мы с вами засиделись, предлагаю выйти на небольшую физкультминутку

«Кошки - мышки»

Ход игры: Дети (4-9 человек) выбирают жетоны для мышей и надевают их через голову, встают в хоровод. Посередине кот «Васька» (его можно выбрать, используя считалки). Рядом с ним жетоны для кота.
Хоровод движется со словами:
-Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите, Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот
И разгонит хоровод.
На последнем слове кот быстро надевает один из жетонов и поворачивается к «мышам». Чтобы они увидели его. Жетон – информация для мышей, каких именно «мышей» кот будет довить. Остальные мышам кот не страшен, они могут веселиться, дразнить Ваську. Пойманная мышь становится «котом» и игра продолжается.

Ну, что все готовы!
Уровни сложности: начинать игру следует с самого простого свойства цвета, затем усложнять, изменяя свойства и комбинируя их. Например: кот ловит красных и круглых мышей. 
Высокий уровень сложности - наличие логического отрицания.

Спасибо, присаживайтесь на стульчики

Слайд 16

Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения, выстраивать причинно-следственные связи. Умение детей последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, мыслить логически – просто необходимо для успешного освоения школьной программы.

Слайд 17

Рефлексия: 

Вот и посмотрели мы с вами несколько вариантов работы с логическими блоками Дьенеша. Скажите мне пожалуйста, где мы можем использовать эти блоки, в каких играх?

1) В подвижных играх. 

2) Настольно-печатных играх.

3) В сюжетно-ролевых игах.

Итогом нашего мастер-класса будет ваш ответ на сколько полезным и интересным для вас показался мастер-класс. Для этого проведем игру. На слайде показаны схемы блоков и объяснения к ним. Если вы считаете, что на мастер-классе ничего нового не узнали, значит поднимает блок, соответствующий первой схеме. Если чуть-чуть дополнили свои знания по данной теме, то поднимаете блок, соответствующий второй схеме и т. д.

Очень много  заданий можно найти в специальных альбомах серии «Блоки Деньеша», которые являются составной частью игрового методического комплекса.

Вы можете сегодня взять этот материал на свои флешки. (Предложить ознакомиться).

Спасибо за внимание!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер – класс на тему: «Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал формирования мыслительных операций у детей дошкольного возраста» Воспитатель: «Детский сад № 32» Ус В.А.

Слайд 2

Цель: Ознакомление воспитателей с дидактическим материалом - логические блоки Дьенеша и формами работы.

Слайд 3

Актуальность Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых технологий, поэтому, необходимо, чтобы они приобрели способность самостоятельно и творчески мыслить. Но научить ребенка творчески мыслить можно лишь в ситуации, требующей осмысления. В наше время невозможно разрешить трудности привычным путем и мы должны пробудить в ребенке способность к активному поиску средств и способов решения задач. В связи с этим особое внимание необходимо уделить проблеме развития интеллектуально - творческого потенциала ребёнка. Поэтому перед нами педагогами стоит задача поиска альтернативных форм и методов работы с детьми.

Слайд 4

Золтан Пал Дьенеш Венгерский математик, психолог и педагог. Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр.

Слайд 5

Задачи Развиваем логическое мышление. Формируем представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование, декодирование информации, кодирование со знаком отрицания). Развиваем умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать. Знакомим с формой, цветом, размером, толщиной объектов. Развиваем пространственные представления. Развиваем умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач. Воспитываем самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. Развиваем познавательные процессы, мыслительные операции. Развиваем творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Слайд 6

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур: а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); б) трёх цветов (красный, синий, желтый); в) двух размеров (большой, маленький); г) двух видов толщины (толстый, тонкий). Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

Слайд 7

- форма - размер - цвет - толщина Знакомятся с карточками символами свойств

Слайд 9

Методы и приёмы работы

Слайд 10

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ ДЬЕНЕША Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность , системность и доступность, смену деятельности. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры). В подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков , дорожек, лабиринтов); В сюжетно-ролевых играх: “Магазин” - деньги обозначаются блоками. “Почта” - адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично, “Поезд” - билеты, места. В предметно-развивающей среде (ИЗО - деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры ).

Слайд 11

Логические блоки Дьенеша Начала я работу с того, что предоставила детям возможность самостоятельно с ними познакомиться. В процессе манипуляций с блоками дети установили, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть : выстраивать дорожки, башенки и т. д. поскольку блоки представляют собой эталоны форм, цвета они помогли в запоминании программного материала по соотношению цвета, формы, в установлении сходства и различия между предметами. Сегодня я познакомлю вас с некоторыми формами организации работы с логическими блоками.

Слайд 12

Для детей младшего дошкольного возраста предлагаются самые простые игры Покажи блок такого же цвета как этот. Найди блок такой же формы. Найди такой же блок по цвету и форме. Найди не такой блок по цвету. Найди такой же блок как этот по цвету и форме, но другого размера. Помоги животным разделить блоки. Работа по простым схемам .

Слайд 13

Для детей среднего возраста задания идут на усложнени е. Они знакомятся с символами и схемами. Игра "Цепочка " От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки: а) чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины); б) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и т.д.); в) чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.; г) чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

Слайд 14

Игра "Домино " В этой игре одновременно может участвовать не более четырех детей, фигуры делятся поровну между участниками. Каждый игрок поочередно делает свой ход. Ходить можно по-разному. Например: а) фигурами другого цвета (формы, размера); б) фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, ко другой формы; в) фигурами другого цвета и формы (цвета и размера, размера и толщины); г) такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера (такими же по размеру и форме, но другими по цвету); д ) ход фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.

Слайд 15

С детьми старшего дошкольного возраста используются более усложнённые варианты. Еще одним интересным видом деятельности для детей является освоение декодирования. Здесь нужно по знакам-символам выбирать нужные блоки. Хорошо развиваются внимание, мышление и т.д. Например игра «Выкладываем дорожки».

Слайд 16

Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения, выстраивать причинно-следственные связи. Умение детей последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, мыслить логически – просто необходимо для успешного освоения школьной программы.

Слайд 17

- Ничего нового не узнали Рефлексия Немного дополнили свои знания - Узнали много нового

Слайд 18

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Блоки Дьенеша"

Тема: «В стране блоков и обручей»Цель: развитие логического мышления у детей дошкольного возрастаЗадачи: - Учить сопоставлять задания, проверять выполнение, отгадывать задачи по перемещению.- Учи...

МАСТЕР-КЛАСС "БЛОКИ ДЬЕНЕША"

Для работы педагогов и родителей...

Мастер-класс «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей дошкольного возраста»

В данном материале представлена система работы с дошкольниками по использованию блоков Дьенеша....

Мастер – класс «Блоки Дьенеша для развития логического мышления».

Знакомство родителей с развивающей игрой  «Логические блоки Дьенеша» для развития логического мышления....

Методическая разработка. Конспект мастер-класса " Блоки Дьенеша"

Мастер-класс создан для ознакомлегия родителей с интересным дидактическим материалом, блоками Дьенеша. Игры и упражнения с блоками позволяют развивать у детей психические познавательные процессы, мате...

Мастер класс "Блоки Дьенеша"

Цель: Максимально способствовать эмоциональному положительному взаимодействию родителя с ребенком, интеллектуальному, личностному развитию детей, их социальной адаптации....