Методическая разработка. Конспект мастер-класса " Блоки Дьенеша"
план-конспект занятия (младшая группа)

Мастер-класс создан для ознакомлегия родителей с интересным дидактическим материалом, блоками Дьенеша. Игры и упражнения с блоками позволяют развивать у детей психические познавательные процессы, математические представления, коммуникативные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_bloki_denesha-1.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №34 комбинированного вида

Красносельского района Санкт-Петербурга

                                                    Методическая разработка

Конспект

Мастер – класс для родителей

«Игры  с логическими блоками Дьенеша».

Подготовили:

 Деянова Д.Н.

Шайхавова Р.А.

Санкт _ Петербург 2020 г.

Цель:  Ознакомить родителей с логическими блоками «Дьенеша»

             и вариантами игр с их использованием.

Задачи:

- Способствовать повышению педагогической компетентности родителей,

   заинтересовать играми, побуждать их к созданию новых вариантов игр.

- Предложить вниманию родителей различные способы и приемы

   использования дидактического материала блоков Дьенеша в играх

   с детьми. Дать понимание с какой целью и как с ними играть, чтобы

   развивать у детей ППП — внимание ,память, речь, мышление,  

   воображение, целостное восприятие, мелкую моторику, тактильные

   ощущения, связную речь.

- Развивать креативность родителей и детей их коммуникативные умения.

-Воспитывать эмоционально-положительные, партнерские взаимоотношения между всеми участниками образовательного процесса.

Актуальность: Игры с блоками Дьенеша наглядно и доступно знакомят

                            детей с формой, цветом и размером объектов, с математи-

                            ческими представлениями, развивают мышление, творческие

                            способности, такие психические процессы как восприятие,

                            память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша

                            ребенок выполняет разнообразные предметные действия-

                            выкладывает ряды по образцу ,группирует по заданному

                            признаку, классифицирует, создает узоры и плоскостные

                            изображения, выполняет любые постройки по замыслу.

Ход мастер – класса.

         Здравствуйте, уважаемые родители и ребята! Мы рады приветствовать Вас на нашем мастер-классе. Сегодня мы будем играть!

Опыт российских и зарубежных педагогов показал эффективность

использования логических блоков как игрового материала в работе с

дошкольниками и младшими школьниками для :

- ознакомления детей с геометрическими фигурами, формой, цветом

   размером, толщиной объектов.

- развития мыслительных операций -анализ, синтез, сравнение,

  обобщение, классификация ,абстрагирование, умение кодировать и

  декодировать информацию.

- развития познавательных процессов и творческих способностей.

 Слайд 2 Играя с блоками у детей развивается воображение, ребенок

 становится самостоятельным и активным участником игры, сам

 моделирует ее, развивается интеллектуально. Развиваются не только

 математические представления, но и речь , и общение , и игровые

 умения и уверенность в себе. Все эти навыки будут необходимы

 будущему школьнику для успешного обучения в школе.                                                                                                                                                          

Слайд 3 Золтан Пал Дьенеш

венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербургского

университета. Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого

заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр.

Слайд 4 Логические блоки Дьенеша представляют собой набор

из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);

б) трёх цветов (красный, синий, желтый);

в) двух размеров (большой, маленький);

г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками:

формой, цветом, размером, толщиной, для того чтобы зашифровать и расшифровать (самостоятельно найти информацию) по каждому блоку. Чтобы дети могли подумать. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

Слайд 5 картинка набора блоков Дьенеша.

Слайд 6 Игры с логическими блоками Дьенеша позволяют:

Развивать пространственные представления.

Развивать логическое мышление, представление о множестве,

Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

Воспитывать самостоятельность, инициативу,

Развивать творческие способности, воображение, фантазию,

Успешно овладеть основами математики и информатики.

Также Во многих играх с логическими фигурами используются

Карточки с символами свойств.

Слайд 7 Цвет обозначается пятном;

форма - контур фигур (круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный);

величина - силуэт домика (большой, маленький);

толщина – условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).

Давайте посмотрим на блоки. Мы можем каждый блок охарактеризовать по форме, цвету, размеру и толщине. Имеются и карточки с отрицанием

свойств ( например - не красный, не круглый, не маленький))

Слайд 8

-Давайте поиграем! Самое главное правило — это превратить любое

 

 задание в игровую ситуацию, а фигуру в образ. Пусть блоки будут не

 просто объемными фигурками, а печеньем, жильцами домов, пассажирами

 паровоза и т. п.

Слайд 9. « Занимательные игры с блоками Дьенеша» 

Игра « Что изменилось?»

Задачи:- Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах ,их

               цвете, величине, толщине.

             - Развивать мышление.

Ход игры: Перед ребенком на стол выкладывается несколько фигур,

                    которые нужно запомнить. Потом одна из фигур исчезает,

                    или заменяется на новую , или две фигуры меняются местами

                   

                    Ребенок должен запомнить изменения.

Игра « Цветные огоньки»

Задачи: - Формировать умение классифицировать, соотносить признаки

                  фигур с заданной инструкцией на слух.

             

               - Развивать внимание, быстроту реакции, двигательную активность,

                  слуховое восприятие.

Ход игры: Дети с геометрическими фигурами в руках выполняют физичес

                    кие упражнения под музыку и текст. ( взмахи руками, повороты,

                    приседания и т. п. ) По сигналу « Загорелись огоньки» определен

                    ного цвета , формы, толщины, размера -дети фигуры которых

                    соответствует названным признакам поднимают фигуры вверх,

                    а все остальные приседают и прячут фигуру за спиной.

                    Игру можно повторить с увеличением темпа.

Слайд 10. Игра на развитие координации движений и внимания.

Игра « Найди свой домик»

Задачи: -Формировать умение анализировать, классифицировать.

         

               -Развивать наглядно-действенное мышление .

               -Развивать двигательную координацию, внимание.

Ход игры:

Дети и родители под музыку врассыпную двигаются по групповой комнате.

На ковре в обручах лежат геометрические фигуры. На сигнал « Займи свой домик»

( по цвету ,форме, размеру — изображение на карточках со свойствами)

дети объединяются в кружок в соответствии с заданием.

Родителям можно предложить более усложненный вариант, найти домик

ориентируясь на карточку-противопоставление свойств.

Слайд 11. « Игра на развитие творческих способностей»

Игра « Художники»

Задачи: - Развитие умения анализировать форму предметов.

              - Развитие умение сравнивать фигуры по свойствам.

              - Развитие художественных способностей ( выбор цвета, фона,

 расположения композиции)

Ход игры: Детям  и родителям предлагается «Написать картины»

                    по эскизам. Одну картину могут « писать» сразу несколько

                    человек. Дети и родители выбирают « эскиз» картины, бумагу

                    для фона , детали к будущей картине, необходимые блоки.

                    Если на эскизе деталь не окрашена то выбирается тонкий блок,

                    если окрашена- толстый блок. В конце работы художники

                    придумывают названия к своим картинам. Рассказывают,

                    что изображено на картине.

Все игры , в которые мы с вами поиграли развивают у детей умение

ориентироваться в пространстве, различать геометрические фигуры

по цвету, форме ,размеру, толщине.

Слайд 12.

Игра « Сколько?» направлена на развитие представлений детей о

количестве предметов и на развитие умения выделять свойства фигур.

Ход игры: Дети и родители делятся на две команды . Воспитатель

раскладывает логические фигуры в любом порядке и предлагает детям

придумать вопросы. Вопрос начинается со слова « Сколько?» За каждый

правильный вопрос - фишка. Выигрывает команда, набравшая большее

количество фишек. Например : « Сколько больших фигур?»,  « Сколько

красных фигур в первом ряду?» и т.п.

Слайд 13. Игры на развитие математических представлений,

                   внимания, связной речи.

Игра « Чудесный мешочек»

Задачи : Развивать сенсорные представления, тактильные ощущения,

               связную речь.

Все фигурки складываются в мешок. Ребенку предлагается на ощупь

достать все круглые блоки ( все большие или все толстые). Также можно

все фигурки охарактеризовать по одному или нескольким признакам. Либо

называет форму, размер или толщину не вынимая из мешка.

Игра « Найди лишнюю фигуру»

Задачи: Развивать внимание, мышление, умение сравнивать и выделять

              отличительные признаки предмета.

Перед ребенком выкладываются три фигуры . Ему нужно догадаться,

какая из них лишняя и по какому признаку. ( размер,цвет,форма,толщина).

Игра « Выложи цепочку»

Задачи: Развивать умение чередовать фигуры одинаковые по размеру,

              но разные по форме.

Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и

размера , но разной формы ( одинакового размера, но разного цвета).

 

Для игр с блоками Дьенеша созданы альбомы заданий. Родителям

предлагается рассмотреть альбомы на столах. Альбомы подходят для

первого знакомства с фигурами и играми, и очень увлекают ребят. В

альбомах предлагается собрать картинки по схемам. Существуют и

альбомы для детей более старшего возраста ( от 4 до 8 лет) В них задания

уже более разнообразны и оригинальны.

Слайд 14.

Еще для игр с блоками Дьенеша используются логические карточки.

Т.е. если до сих пор мы задавали условия для сортировки словами,

то теперь малыш будет учиться устанавливать взаимосвязь между

свойством блока и его графическим изображением.

Логические карточки вводятся в игру постепенно , с объяснением, что

означают символы. Например:

Игра « Раздели на две группы»

Блоки- пассажиры, которых нужно рассадить в две разные машины. Для

каждой группы нужно поставить одну или две логических карточки.

Например- рядом с одной группой красная карточка и треугольник. (

нужно подобрать все красные, треугольные фигуры), рядом с другой -

карточки с кругом и маленьким домиком . ( маленькие, круглые фигуры).

При желании вы вместе с детьми можете придумать и новые варианты

игр.

Рефлексия с родителями :- Какие у вас впечатления от игр с блоками?

                                                - Захотелось ли что-то изменить? Придумать?

                                                - Что вы сегодня узнали нового?

                                                - Какие у вас появились вопросы?

                                           

                 

Слайд 15.

Методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более  сложных  логических  задач.   А чтобы совместные занятия с детьми приносили радость, играйте и творите вместе – это интереснее, это поможет вам поделиться с ребенком своим опытом и мастерством и многому

научиться у своего малыша.

  • Всегда проявляйте интерес и внимание к ребенку, помогайте и

           проявляйте творчество вместе с ним. Желаем новых успехов и новых

           достижений!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка (конспекты мастер - классов для педагогов) на тему: «Игровые технологии по ознакомлению с окружающим» (из опыта работы)

Уважаемые коллеги,  девиз моих представленных работ  звучит так: «Не лишайте ребенка радости играть, помните, что вы сами были детьми»....

Методическая разработка дидактической игры с блоками Дьенеша «Паровозик грузы возит»

дидактическая игра направлена на развитие математических способностей детей разных возрастов....

Конспект родительского собрания в форме мастер-класса «Использование блоков Дьенеша в работе педагога ДОУ».

Конспект родительского собрания в форме мастер-класса «Использование блоков Дьенеша в работе педагога ДОУ». ...

Методическая разработка. Конспект мастер-класса "Вот такая игрушка. совушка"

Мастер-класс по изготовлению игрушки из природного материала....

Методическая разработка "Конспект мастер-класса для родителей "Формирование правильной осанки - залог здоровья"

Упражнения для самостоятельных занятий родителей с детьми по формированию правильной осанки...

Методическая разработка. Конспект Мастер-класса «Сочинять лимерики-легко и весело!» с участием детей и родителей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Детская поэзия – это свой, особый, свойственный только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове. Рифмованный текст помогает выразить не только мысли, но и чувства, переживания человека.Одной ...

Методическая разработка Конспект Мастер-класс для родителей "Современные технологии для развития связной речи"

Цель: знакомство родителей с технологией скрайбинга, сторителлинга и технологией составления загадок....