Методическая разработка (конспекты мастер - классов для педагогов) на тему: «Игровые технологии по ознакомлению с окружающим» (из опыта работы)
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

 Савчак Олеся Анатольевна

Уважаемые коллеги,  девиз моих представленных работ  звучит так: «Не лишайте ребенка радости играть, помните, что вы сами были детьми»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов «Мои права»

Цель: Познакомить воспитателей с методикой организации и проведения группового сбора.

Задачи: 

  • показать значение группового сбора при  проведении занятий с дошкольниками;
  • использовать приёмы проведения группового сбора в работе с детьми;
  • осуществлять полноценное развитие ребенка при условии соблюдения его прав.

Оборудование: колокольчик, столы, стулья,  цветные и простые карандаши, фантики, чистые листы бумаги, строительные детали, книги со сказками, задания на листочках, мольберт, лист бумаги А3, листы с числами.

План проведения мастер-класса:

Теоретическая часть (Презентация «Технология группового сбора»)

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам познакомиться с групповым сбором, чтобы в дальнейшем использовать полученные знания, умения и навыки в работе с детьми.

Значение группового сбора состоит:          

  • в развитии способностей выбирать, планировать собственную деятельность, то есть в целом, в развитии у детей ключевых компетентностей;
  • в создании общности детей и взрослых;
  • в воспитании уважения и интереса к личности каждого, к его индивидуальным особенностям;
  • в создании эмоционального настроя;
  • в совершенствовании навыков и культуры общения;
  • в развитии речи и коммуникативных умений;
  • в умении определять и корректировать эмоциональное состояние свое и других людей.

        Принципы группового сбора: открытость, диалогичность и рефлексивность. 

        Открытость обозначает:

  • право свободного высказывания и отношения к высказываниям других;
  • право участия в выборе предложенных идей (тема, варианты действий и пр.), в инициировании и осуществлении собственных планов;
  • право участия  неучастия ребёнка в групповом сборе.

Принцип диалогичности заложен в самой форме группового сбора, построенного на свободном ведении диалога со сверстниками и взрослыми.  

Реализация принципа рефлексивности заключается:

  • в предоставлении каждому ребёнку возможностей для проговаривания, а значит, и для осмысления своих чувств (мыслей, идей, гипотез и пр.), для восприятия и понимания других людей.
  • работа по совместному планированию проектов, текущих событий, своих собственных поступков каждым участником, а по завершении дела, дня, всего проекта — анализ результатов и достижений.

Структура группового сбора:

  • Приветствие: приветствие на языке коренных жителей; использование в приветствии стихотворений о севере; приветствие от героев легенд и сказок; приветствие с действиями.
  • Игра: игра-путешествие «Просторы тундры», игра-театрализация «Рождение ребенка», игра-реконструкция «В гостях у сказителя легенд», сюжетно-ролевые игры «Ненецкая семья в чуме», слушание (песни народов севера)
  • Обмен новостями.                                                                                                                
  • Планирование дня (выбор темы проекта, планирование содержания, форм и видов деятельности на весь проект).

         В групповом сборе также есть планирование работы, которое имеет вид проекта, и вся образовательная работа определяется как «Тематический проект», который  представляет собой совокупность:

  • целей, значимых для всех участников (желание узнать, сделать);
  • содержания (конкретные знания, умения, навыки);
  • активности (видов и форм деятельности, отражающих знания или способы их получения), инициированной как детьми, так и взрослыми (воспитателями, специалистами, членами семей воспитанников);
  • результатов, значимых для всех участников проекта и каждого в отдельности.

Практическая часть

(звучит колокольчик)

Внимание, сегодняшний день я объявляю - День Фантиков! Почему скажете вы. У каждого из нас есть права, как вы думаете, есть ли права у фантиков? Какие? (ответы педагогов)

Я считаю, что у  фантиков есть право на жизнь, это право даем им мы. Либо мы их выкинем и забудем о них, либо сегодня мы посвятим фантикам день и дадим им это право. Поэтому прикрепите их к себе в виде брошки или заколки.

А какие права есть у ребенка? (ответы педагогов)

Тема нашего проекта сегодня  это «Мои права». Обычно мы учим детей правилам поведения на уровне тренировки, бесконечно повторяя в разных ситуациях, как можно и как нельзя себя вести. Чаще всего эта работа строится на запретах и ограничениях: «нельзя обижать», «нельзя драться», «нельзя ябедничать» и т.д.

Что из этого может получиться? Когда нас нет рядом (нет «ограничителя»), дети могут вести себя иначе, забывая о запретах. Или, например, зная, что драться нехорошо, ребенок не научиться защищать себя; зная, что кричать и плакать неприлично, девочки, попадая в экстремальную ситуацию, побояться говорить, о том, что произошло «чтобы, не быть ябедами», «чтобы не показаться плохими».

Я думаю, что эта тема необходима для того, чтобы дети учились осмысленно относиться к себе и другим.

Для того чтобы вам было понятно, чем мы сегодня будем заниматься, я предлагаю вашему вниманию модель трех вопросов:

Что мы знаем

Что мы хотим узнать

Что нужно сделать, чтобы узнать

Давайте, обсудим проблемную ситуацию: почему воспитатель отсутствовал в группе? (ответы педагогов)

Как вы думаете, что такое право?

Какие у людей есть права?

По мере ваших ответов я буду заполнять первую графу в таблице «Что мы знаем» и вписывать ваши имена. Подумайте и ответьте, что мы хотим узнать? А я заполню с вашими ответами и именами второй столбец.

Варианты ответов второго столбца:

  •  Какие права есть у ребенка?
  •  Какие права есть у животных?
  • Кто следит за соблюдением прав?
  • Какие игры есть с правилами?
  • Какие правила надо соблюдать в группе?

Итак, последний столбец, что нужно сделать, чтобы узнать:

  1. Посмотреть в своем договоре, в интернете
  2. Прочитать Конвенцию о правах ребенка и Конституцию РФ
  3. Спросить у руководителя, юриста

Я приготовила для вас разные Центры Активности. Как вы думаете, что можно сделать в Центре искусства? В Центре математики? В Центре строительства? В Центре движения? В Центре игры?

Подумайте и решите, кто в какой Центр пойдет работать. Обратите внимание, что на столах вы видите листок с числом  - это означает количество человек нужный для этого Центра, кроме того вы видите листок с заданием, у каждого есть свое задание.

Центр искусства (5):

  1. нарисовать картинку «Мои права»
  2. нарисовать дома (право на жилище)
  3. нарисовать людей на море (право на отдых)
  4. нарисовать людей разных профессий (право на труд)
  5. нарисовать любимые игрушки (право на имущество)

Центр математики (3):

  • назвать, записать и сосчитать какие права и обязанности есть у детей

Центр игры (3):

изобразить пантомимой хранителей порядка:

  • инспектора ГИБДД
  • полицейского
  • судью

Центр строительства (3):

  1. построить перекресток
  2. назвать все правила дорожного движения

Центр книги (6):

  • найти в сказках такие события, где нарушаются чьи-то права:
  •  «Заюшкина избушка» (право на жилище)
  • «Волк и семеро козлят» (право на жизнь)
  • «Золушка» (право на отдых)
  • «Три поросенка» (право на неприкосновенность жилища)
  • сформулировать и записать правила группы

Центр движения (3):

  • назвать игры с правилами

Уважаемые коллеги, а теперь я вас приглашаю на итоговый сбор. Принесите всё, что вы сделали. Давайте сейчас мы обсудим все ваши задания и проделанную работу в подгруппах. Расскажите, пожалуйста, о ней.

Все молодцы! Спасибо за внимание!

 



Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов «Игровые технологии по ознакомлению с окружающим»

Уважаемые коллеги, я предлагаю, чтобы наша сегодняшняя встреча прошла под девизом: «Не лишайте ребенка радости играть, помните, что вы сами были детьми». А для того чтобы это вспомнить предлагаю вам сегодня поиграть вместе со мной.

1. "Шаги (Кто быстрее доберется до колокольчика)"

         С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем. Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Вежливые слова". Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и "Старт!" 
Другие темы: "Все круглое", "все горячее", "все мокрое". "Ласковые слова для мамы". "Слова утешения" и т.д. 

Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.

1. Летчик выпрыгнул из самолета без парашюта. Как он смог остаться невредимым после приземления на твердый грунт? (Самолет стоял на взлетной полосе.)

2. Что такое глобус? (Это чучело земли)

3. Что это: "две головы, две руки и шесть ног"? (всадник на коне)

4. Кто получит бесплатный сыр в мышеловке? (вторая мышка)

5. Как вы думаете, что это такое: черно-белое на 16 колесах. (Это зебра на роликовых коньках)

6. На каком рабочем месте нельзя открывать форточку, иначе умрешь? (на подводной лодке)

7. Почему птицы летят на юг? (потому что пешком идти долго)

8. Почему загадки, задачи и головоломки опасны для жизни? (потому что люди над ними ломают головы)

9. Какую ленту нельзя вплести в косичку?  (Пулеметную или липкую)

10. Какие грибы растут под березой? - Подберезовики. Какие грибы растут под осиной? - Подосиновики. А какие грибы растут под соснами?  (Маслята, а не подсосники)

11. Почему Вовочка постоянно опаздывает в школу?  (Потому что учиться никогда не поздно)

12. Вышла Василиса Прекрасная за Ивана Дурака, и кем она стала?  (Василиса Дурак )

13. Что надо сделать, что бы коровы меньше ели и больше давали молока?  (Надо их меньше кормить и больше доить.)


2. Продолжи предложения:

Сегодня утром… Когда я проснулся… Я увидел… Меня поразило… Время показывало… И вдруг… Я понял, что… Мне стало весело от того… Неожиданно… Но всему есть… Кажется, что никогда… Но я знаю… Я верю… И может, я совершу…

3. "Настроение"

 Сумеет ли ваш ребенок сказать одну и ту же фразу с разной интонацией? Скорее всего, Вам понадобится показать ему пример. (Фразу: "Где же моя бабушка?" можно сказать недовольно, радостно, испугано, сердито).

4.  Счастливый путь.

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши 1 раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в боки). Если ведущий хлопнет 2 раза - позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу, 3 раза – поза ласточки). На 4 хлопка играющие возобновляют ходьбу, кто запутался выходит.

5. «Аукцион»

Не сидите, не скучайте,

Все о фруктах вспоминайте!

- На аукционе апельсины, яблоки, лимоны и т. д. Купить их можно в обмен на знания, касающиеся данного фрукта. Все новые и новые знания повышают цену на товар. Итак: апельсин (мандарин, яблоко, груша, персик, ананас, и т. д.),начальная цена – фрукт…Ваши предложения.

6. «Фотоохотник»

Для следующей игры мне понадобятся пары участников, один из вас будет изображать животное, картинку с изображением которого я покажу, другой «фотоохотник» будет фотографировать, но сделать снимок он сможет в том случае, если угадает какое животное перед ним (медведь, заяц, кенгуру, слон, обезьяна и т. д.).

        И закончить свое выступление мне хотелось бы словами Вудро Вильсона «Мы должны сами верить и помнить то, чему учим наших детей».


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников»

Практические методы организации детского опыта культуры общения и ценностных ориентаций средствами игровой технологии....

Методическая разработка мастер-класса для педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста «Обыкновенное чудо»

Цель: осмысление необходимости и возможности применения игровых технологий личностно-ориентированной направленности в контексте ФГОС ДО....

Мастер-класс для педагогов на тему «Игровая технология «Кубики Б. П. Никитина» как условие познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: познакомить участников мастер-класса с практикой использования развивающих игр Б. П. Никитина в работе с детьми дошкольного возраста....

Конспект мастер-класса с педагогами на тему: ««Виммельбух» - технология, как средство развития речи у детей дошкольного возраста».

Конспект мастер-класса с педагогамина тему:««Виммельбух» - технология, как средство развития речи у детей дошкольного возраста».Январь, 2021 г.Цель: овладение участниками...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда»

Формирование элементарных представлений о здоровьесберегающих технологиях и возможностях их применения....