КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
картотека по математике (младшая группа)

Рыбакова Елена Владимировна
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗДЕЛАМ: «КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ, ВЕЛИЧИНА, ФОРМА, ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ, ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ» С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗДЕЛАМ:

 «КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ, ВЕЛИЧИНА, ФОРМА, ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ, ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ»

С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

«Много — мало».

Цель: развивать умения сравнивать без пересчета количества одинаковых объектов.

Оборудование и материалы: Две игрушечные грузовые машинки разного размера, несколько кубиков.

Содержание: Данная математическая игра происходит следующим образом – вместе с малышом погрузите в маленькую машинку 3 кубика, а в большую машинку 5 кубиков. Покажите ребенку, что в одной мало кубиков, а в другой — много. Скажите: «Давай отвезем кубики мишке!» Отвезите кубики мишке. Выгрузите из большой машины: «Вот тебе, мишка, много кубиков!» Затем выгрузите из маленькой: «А тут мало!»

В следующий раз погрузите в маленькую машину много кубиков (4-5), а в большую поменьше (2-3). Покажите ребенку, что теперь в большой машине мало кубиков, а в маленькой много.

Можно предложить ребенку сделать так, чтобы в обеих машинах кубиков было поровну. Скажите: «Одинаково! Поровну!» В одну из машин (любую) положите еще два кубика. Покажите: «Теперь здесь больше!» Добавляя разное количество кубиков в машинки, можно несколько раз смотреть с малышом, где больше, а где меньше.

Варианты: Если вы играете на улице, в машину можно грузить камешки. Можно предложить малышу перевозить морковку, картошку, репчатый лук.

«В лес за грибами»

Цель игры: формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много».

Ход игры: приглашаем детей в лес за грибами, уточняем, сколько грибов на поляне (много). Предлагаем сорвать по одному. Спрашиваем у каждого ребенка, сколько у него грибов. «Давайте сложим все грибы в корзинку. Сколько ты положил, Саша? Сколько ты положил, Миша? Сколько стало грибов в корзинке? (много) По сколько грибов осталось у вас? (ни одного).

«Яблоки созрели».

Цель: Учить детей счету.

Оборудование и материалы: плотный цветной картон, ножницы, нитки, пуговицы.

Содержание: Вырежьте из картона дерево и несколько яблок. На ветки пришейте небольшие пуговицы, а к плодам — петли соответствующего размера. Предложите малышу пристегнуть яблоки к веткам.

Во время сбора урожая ребенок «отстегивает» яблоки.

Из нескольких яблонь можно сделать сад, добавив к ним другие деревья, например, грушевые, вишневые, сливовые или абрикосовые.

Если проявить немного терпения и добавить к яблокам цветы, то этот материал можно использовать в качестве иллюстрации процесса созревания плодов. При этом необходимо рассказать малышу, что деревья сначала цветут, а потом плодоносят.

«Ягодки на ладошке».

Цель: учить сложению, вычитанию; прямому и обратному счету; выделению единичного объекта из множества.

Материалы и оборудование: листа бумаги, 2-3 разноцветных фломастера, цветной картон, ножницы, мисочка или ведерко.

Содержание: Вырежьте с ребенком 5-6 картонных ягод (круги диаметром 2-3 см) красного или синего цвета. Разложите их на полу и предложите малышу походить по «лесу» и собрать ягоды. Возьмите с собой «кузовочек». Им может стать ведерко, мисочка или корзинка.

Спойте песенку «По малинку в сад пойдем...» или любую другую песню про ягодки. Ищите ягодки и, поднимая по одной, складывайте в свой «кузовок». «Вот сколько ягодок нашли!».

Детям очень нравится эта математическая игра, поэтому вы можете предложить своему малышу снова разложить ягодки и снова собрать их. После игры соберите ягодки в «кузовок»  и уберите до следующего раза.

Когда вы решите снова поиграть в эту игру, скажите малышу: «Давай собирать ягодки прямо в ладошки». Разложите ягодки и, собирая, кладите прямо себе в руку: «Одна, еще одна! Две! У мамы две ягодки!» А теперь кладите ягодки в ладошку малышу: «Одна, еще одна, еще одна! Вот сколько! Три! А у Дани три ягодки!» Уберите со своей ладони одну ягодку: «А теперь, сколько у мамы ягодок? Одна!» Уберите еще одну и спросите: «А теперь сколько?» И покажите малышу пустую ладошку: «Нет ягодок! Ноль!» Затем можно посчитать ягодки малыша.

Варианты игры: Сядьте за стол и положите перед собой чистый лист бумаги. Посадите ребенка к себе на колени. Положите на лист бумаги свою ладонь, чуть разведите пальцы и обведите руку ярким фломастером. Уберите руку с листа и удивитесь: «Ой, получилась мамина ладошка!» Если малыш не сопротивляется, обведите и его ладошку. На одном листе бумаги получилось две ладошки — большая и маленькая! Теперь повторите игру с ягодками, накладывая ягодки на нарисованные ладошки. Можно раскладывать ягоды не одного, а двух цветов — красные и синие.

С бумажными ладошками очень легко поиграть в сложение и вычитание. Положите на ладошку одну ягодку (любого цвета). Скажите: «Вот одна ягодка. Давай положим еще одну. Сколько стало? Правильно: две!» Можно показать на пустую ладошку рядом и сказать: «А тут нет ягод. Давай положим одну? Клади одну ягодку! Теперь сосчитаем, сколько получилось: на маминой ладошке две ягодки, а на Ваниной — одна! Сколько всего? Одна, две, три ягодки!»

Таким образом, в данной математической игре для детей, вы можете пересчитывать, складывать, вычитать ягоды одного или двух цветов на одной и двух ладошках одновременно. Не стоит брать большое количество ягод. Для освоения операций сложения, вычитания, сравнения и пересчета вполне достаточно пяти ягод.

«Матрёшка».

Цель: Развивать мелкую моторику рук, навыки сравнения предметов по величине.

Материалы и оборудование: набор матрешек.

Содержание: Почти все дети любят матрешки.

Покажите ребенку большую матрешку. Потрясите ее. Откройте вместе с ребенком и достаньте матрешку меньшего размера. Поставьте их рядом и сравните.

Пусть ребенок вкладывает маленькую матрешку в большую и достает ее.

Постепенно покажите ему всех матрешек.

«Кто быстрее».

Цель:  Помочь закрепить понятия «длинное» - «короткое».

Материалы и оборудование: две машинки, веревочки.

Содержание: Привяжите к двум машинкам веревочки — короткую и длинную. Отдайте малышу машину с короткой веревочкой. Предложите посмотреть, чья машина «доберется» до хозяина первой, если каждый будет наматывать свою веревку на карандаш.

Положив веревочки рядом, наглядно покажите, что такое длинное и короткое.

«Домики для медвежат»

Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».

Ход игры. Воспитатель говорит: «Ребята, я вам сейчас расскажу интересную историю. Жили – были два медвежонка, и вот однажды они решили построить себе домики. Взяли стены и крыши для домиков, но только не поймут, что делать дальше. Давайте мы им поможем сделать домики. Посмотрите, какие у нас по величине медвежата? Какой этот медвежонок по величине, большой или меленький? Какой мы ему будем делать домик? Какую ты возьмешь стену, большую или меленькую? Какую надо взять крышу? А этот медвежонок какой по величине? Какой ему надо сделать домик? Какую ты возьмешь крышу? Какого она цвета? Давайте возле домиков посадим елочки. Елочки одинаковые по величине или разные? Где мы посадим высокую елочку? Где посадим низкую елочку? Медвежата очень рады, что вы им помогли. Они хотят с вами поиграть».

«Найди предмет»

Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Содержание.

Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном - геометрические формы, на втором - предметы. Воспитатель рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, воспитатель показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети. Хлопают в ладоши. Затем воспитатель катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не подойдут, подобраны к образцам.

«Подбери фигуру»

Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

Материал. Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанный из картона.

Раздаточный материал: карточки с контурами 5 геометрических лото.

Содержание.

Воспитатель показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносиках. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») ее на начерченную фигуру.

«Какие бывают фигуры»

Цель: познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником давая их в паре  уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.

Материал. Кукла. Демонстрационный: крупные картонные фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг. Раздаточный материал: по 2 фигуры каждой формы меньшего размера.

Содержание.

Кукла приносит фигуры. Воспитатель показывает детям квадрат и треугольник, спрашивает, как называется первая фигура. Получив ответ, говорит, что в другой руке треугольник. Проводится обследование путем обведения контура пальцем. Фиксирует внимание на том, что у треугольника только три угла. Предлагает детям подобрать треугольники и сложить их вместе. Аналогично: квадрат с прямоугольником, овал с кругом.

«Замри»

Дидактическая задача. Учить детей воспринимать своё положение в пространстве, вызвать интерес к пространственному положению предметов, людей по отношению к собственному телу.

Игровое правило. Останавливаться строго по сигналу.

Ход игры. «Дети сегодня мы с вами будем играть в игру «замри». Под музыку вы будете, свободно двигаются по группе. По сигналу (выключение музыки) вы останавливаетесь – «замираете». Я назначу детей, которые должны сказать: «Справа от меня…, слева …». Затем я предлагаю детям, не сходя с места, повернуться и ответить на те же вопросы.

« Мяч по кругу»

Дидактическая задача. Учить понимать словесные задания на изменение направления движения предмета в пространстве. Закрепление значения слов обозначающих пространственные признаки: направо, налево, над, под, за, перед.

Игровое правило. Не уронить мяч, следовать команде.

Ход игры. «Дети сегодня мы с вами будем играть в игру «Мяч по кругу». Вы будете передавать мяч друг другу по кругу, по команде ведущего». Первую игру роль ведущего я возьму на себя (последующие игры роль ведущего может выполнять назначенный ребёнок). Дети передают мяч по команде вправо по кругу, влево по кругу, над головой, под коленом, перед собой, за спиной.

« Аист»

Дидактическая задача. Учить понимать словесные указания в определении правой и левой стороны на собственном теле.

Игровое правило. Аист отвечает после того как дети «спросят у него дорогу». Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Ход игры. Дети хором обращаются к ведущему – «аисту»:

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Ведущий – «аист» отвечает и показывает движения, а все остальные дети их повторяют:

Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова - правою ногой,

Снова – левою ногой.

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придёшь домой.

« В лесу»

Дидактическая задача. Формирование пространственных представлений о положении предметов и объектов на фланелеграфе. Уточнение значений слов, обозначающих пространственное положение предметов по отношению друг к другу.

Игровое правило. Выкладывать картинки в соответствии с содержанием рассказа.

Материал. Фланелеграф, изображение берёзы с зелёными листьями, гриб, солнце, облако, заяц, птица, ёжик, медвежонок, домик, ёлочка.

Ход игры. «Дети я вас приглашаю на прогулку в лес». Затем ставлю на фланелеграф изображение берёзы с зелёными листьями.

- Как вы думаете, о каком времени года мы сейчас будем говорить?

- Почему вы так думаете?

- Каковы признаки лета?

В углу фланелеграфа выставляю гриб, солнце, облако, зайца, птицу. ёжика, медвежонка, домик, ёлочку.

- Как вы думаете, что может находиться над деревом?

Выбираю ребёнка. Он выкладывает на фланелеграфе солнце, птицу, облако. Если он затрудняется то помогаю ему.

- Что вам это облако напоминает?

- А что может находиться под деревом?

Другой ребёнок выкладывает гриб и зайца. Выставляю ёжика, медвежонка, домик, ёлочку.

- Покажите правую руку, левую.

- Расположите справа от дерева ёжика, а слева - медвежонка.

- С какой стороны от дерева находится гриб, заяц?

- Поставьте слева от дерева домик, а справа – ёлочку.

- Назовите предметы, расположенные правее гриба, левее ёжика.

«Назови пропущенное слово»

Цель: активизация словаря детей за счёт слов-названий частей суток.

Ход игры: Дети образуют полукруг. Воспитатель катит кому-нибудь из детей мяч. Начинает предложение, пропуская названия частей суток:

- Мы завтракаем утром, а обедаем …….. (дети называют пропущенное слово)

- Утром ты приходишь в детский сад, а уходишь домой ………

- Днём ты обедаешь, а ужинаешь ……..

«Когда это бывает»

Цель: учить называть временные отрезки: утро, день, вечер, ночь.

Ход игры: С детьми рассматривают картинки, фотографии, изображающие деятельность детей и взрослых в разные отрезки времени. Иллюстрации должны быть такими, чтобы на них были явно видны признаки, характерные для данного отрезка времени. Воспитатель выясняет, что делают дети (взрослые), нарисованные на картинке, когда они это делают. Предлагает вопросы: «А ты что делал утром? Днем?» Или: «А ты когда играешь? Гуляешь? Спишь?» Затем дети подбирают картинки, на которых нарисовано то, что делают дети или взрослые, например, утром, днем или вечером.

«Что ты сейчас делаешь?»

Цель: активизация словаря детей за счёт слов-названий частей суток.

Ход игры: Педагог называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день. Скоро будем обедать». Ребенка спрашивают, например: «Сейчас утро. Что ты делаешь утром? Когда ты встаешь?» И т. п.

Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи.

ГБПОУ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №2»

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПОАМ:

 «КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ, ВЕЛИЧИНА, ФОРМА, ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ, ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ»

С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

Студентка 6 курса, группы 605

 Рыбакова Елена Владимировна

Челябинск, 2017

«Накорми белочек и зайчиков»

Цель: Учить сравнивать две группы предметов, определяя их равенство или не равенство приемом приложения.

Развивать речь, память, внимание. Воспитывать интерес к игре.

Словарная работа: Активизировать в речи слова «поровну».

Оборудование: плоскостные изображения зайчиков и белочек, две корзинки, в одной 5 шишек в другой 4 морковки, фланелеграф, наборное полотно

Приемы руководства игрой

Создание игровой мотивации: Вы хотите узнать, как белочкам и зайчикам живется в лесу зимой? Они могут рассказать. Белочка делает запасы, зайчики нет. В лесу холодно и мало еды. Чем мы можем им помочь? Дети решают накормить животных.

На фланелеграф выставляются плоскостные изображения зайчиков и белочек.

Вопросы: Что любят белки? (Шишки). Что любят зайцы? (Морковку). Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько белочек? Сколько зайчиков? (посчитать)

Предлагаю детям посчитать белочек и зайчиков.

Зайчиков 5 и белочек 5. Что можно сказать про зайчиков и про белочек? (их поровну)

Провожу словарную работу

Предлагаю посмотреть, что лежит в корзинках.

У каждого ребенка в корзинке 5 шишек, 4 морковки.

Вопросы: Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько шишек? Сколько морковок? (посчитать)

Предлагаю сосчитать шишки, а затем морковки.

Указание: Положите на верхнюю полоску (наборного полотна) морковки, а на нижнюю шишки.

Вопросы: Что на верхней полоске? (морковки) Сколько морковок? (4) Что на нижней полоске? (шишки) Сколько шишек? (5) Чего меньше морковок или шишек? (Морковок меньше, чем шишек). Чего больше шишек или морковок? (Шишек больше, чем морковок).

Проблемная ситуация: Хватит угощения зверушкам? Дети выясняют, что шишек хватит, а морковок — нет.

Вопросы: Что надо сделать? Надо добавить еще одну морковку. Добавляют, проверяют пересчётом и угощают белочек и зайчиков.

Подвожу итог игры: Белочки и зайчикам очень понравилось угощения и они благодарят детей.

«Самолёты»

Цель: Закрепить понятия «один», «много».

Закрепить знания названий цветов: красный, жёлтый, синий, зелёный. Развивать мышление, речь. Воспитывать интерес к игре.

Словарная работа: Активизировать в речи слова «много», «мало»

Оборудование: стульчики, ободки самолеты разных цветов: красные, жёлтые, синие, зелёные.

Приемы руководства игрой

Создание игровой ситуации: На стульчиках лежат ободки самолетики.

Вопросы: Что вы видите на стульчиках? (самолетики) Вы сейчас все будете летчиками. Лена — летчица, Ко ля — летчик, Ира — летчица. Сколько у нас летчиков? (много)

Провожу словарную работу

Объяснение: Это аэродром. Там стоят самолеты.

Вопросы: Сколько самолетов на аэродроме? (Много)

Каждый из вас возьмет самолет. Сколь ко самолетов взял Женя? (один) Сколько самолетов взяла Ира? (один) Полете ли красные самолеты. Теперь полетели желтые самолеты. Полете ли все самолеты. Сколько самолетов? (Много самолетов)

На посадку заходят красные самолеты. (Дети с красными самолетами садятся на стульчики.)

Вопрос: Какого цвета самолеты ещё летают? (желтые, синие, зелёные)  Сколько самолетов в руках у Коли, Иры, Жени? (по одному)Сколько самолетов летает? (мало)

Провожу словарную работу

Теперь совершают посадку остальные желтые самолеты.

Вопрос: Какие самолеты стоят на аэродроме? (красные и желтые) Сколько приземлилось? (мало)

Примечание:  Игра может,  повторяется 3-4 раза.

Подвожу итог игры: Поощрение всех детей. Вы были хорошими летчиками, хорошо летали.

«Найди ленточку такой же длины»

Цель: Учить детей сравнивать ленточки разной длины, используя прием наложения. Закрепить знания названий цветов: красный, синий, зеленый, желтый, белый. Развивать мышление, память. Воспитывать интерес к математическим играм.

Словарная работа: Активизировать в речи «короткая», «длинная»

Оборудование: игрушки два медвежонка, ленты разной длины, разного цвета, две корзинки разной величины большая и маленькая.

Приемы руководства игрой

Создание игровой мотивации:  Пришли два медвежонка. Они собрались на день рождение кукле, хотели подарить ленточки, но ленточки у медвежат  перепутались, их нужно разобрать короткие ленточки в одну корзинку, длинные в другую.

Рассматривание игрового материала

Предлагаю достать ленточки из коробочки.

 Вопросы: Одинаковые ленточки? (нет) Чем отличаются ленточки? (цветом, длиной)

Какого цвета ленточки у Кати? (Красного, синего, зеленого)

Объяснение правил игры.

Нужно определить какие ленточки короткие, а какие длинные. Короткие ленточки положить в маленькую  корзину, а в большую длинные ленточки.

Предлагаю двум детям взять по ленточки и наложить их одну на другую, так чтобы в верхние края ленточек совпали, а концы свисали.

 Вопросы: Оля какого цвета у тебя ленточка? (красного) А у тебя Катя, какого цвета ленточка? (зеленого). Что нужно сделать, чтобы узнать какая ленточка длинная, а какая короткая? (наложить)

Действия детей. Дети взяли по ленточки и наложили их одну на другую, так чтобы в верхние края ленточек совпали, а концы свисали. Вопросы: Какая ленточка длинная? (красная) Какая ленточка короткая? (зеленая)

Предлагаю детям положить длинную в большую  корзину, короткую в маленькую корзинку.

Предлагаю другим двум детям взять по ленточки и наложить их одну на другую, так чтобы в верхние края ленточек совпали, а концы свисали.

Вопросы: Света, какого цвета у тебя ленточка? (синего) А у тебя Саша, какого цвета ленточка? (белого). Что нужно сделать, чтобы узнать какая ленточка длинная, а какая короткая? (наложить)

Действия детей.

Вопросы: Света, синяя ленточка какая? (длинная)

Провожу словарную работу

Саша у тебя какая ленточка? (короткая)

Провожу словарную работу

Аналогичным образом разбираем оставшиеся ленточки.

Подвожу итог игры: поощрение детей от имени медвежат.

 

«Подбери шнурки»

Цель игры: Продолжать учить сопоставлять большое количество предметов по длине (самый длинный, покороче, еще короче, короткий самый короткий). Закреплять умение пользоваться приемами приложения и наложения во время измерения. Развивать глазомер. Воспитывать интерес к измерительной деятельности.

Оборудование: плоскостные картинки обуви: сапоги, ботинки, кроссовки. Шнурки разной длины.

Словарная работа: Активизировать в речи слова «длинный», «самый длинный», «короткий», « самый короткий»

Приемы руководства игрой

Создание игровой мотивации: Мой знакомый мальчик Сережа утром чистил обувь. Вытащил шнурки, чтобы не испачкать их, да и забыл какие шнурки от какой обуви. Давайте поможем Сереже?

Предлагаю детям рассмотреть, какую обувь чистил Сережа – сапоги, ботинки, кроссовки.

Вопросы:   На столе лежат шнурки, посмотрите, чем они отличаются? (шнурки разной длины).

Что нужно сделать, чтобы легче было подбирать шнурки? (нужно разложить их по длине).

Дети раскладывают на столе шнурки от самых коротких до самых длинных.

Вопрос: Как вы разложили шнурки? (от самых коротких до самых длинных).

Указание: Теперь подберите шнурки к каждой паре обуви.

Вопросы: Лиза, какие шнурки ты подобрала к кроссовкам?  Почему? (потому что остальные шнурки очень длинные).

 Василиса, а для сапог какие шнурки подойдут? (длинные) Выйди, подбери шнурки для сапог.

А почему не подойдут другие шнурки? (они короткие, их не хватит, чтобы зашнуровать весь  сапог).

Гриша, какие шнурки подойдут ботинкам? Подойди, подбери шнурки. Теперь расскажи о том, что ты сделал.

Словесное поощрение: Верно, Гриша, для ботинок нужны средние по длине шнурки, они не самые длинные и не самые короткие по длине.

Подвожу итог игры:  Молодцы ребята, вы правильно подобрали шнурки, вы хорошие помощники – помогли Сереже подобрать к каждой паре обуви нужные шнурки.

«Сделай узор»

Цель: Развивать представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Учить выделять особые признаки фигур (наличие и отсутствие углов).

Словарная работа: Активизировать в речи слово «прямоугольник»

Оборудование: кукла, салфетки-образцы с изображением узора из геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) разного цвета, одной величины, на каждого ребенка, наборы геометрических фигур, чистые салфетки

Приемы руководства игрой

Создание игровой ситуации: пришла кукла Маша, просит ребят помочь украсить салфетки, которые она хочет подарить на день рождения своей подружке.

Рассматривание образцов салфеток.

Вопросы: Какие фигуры вы узнали?( треугольники, квадраты, круги)Какая фигура находится в центре? (большой, красный круг) Какие фигуры расположены вверху и внизу? (треугольники и маленькие круги)Как расположены квадраты? (по уголкам)

Как называется фигура, расположена между треугольниками? (прямоугольник)

Провожу словарную работу

Рассматривание модели геометрических фигур.

Почему эта фигура называется треугольником? (потому, что у неё три угла)Действия детей: обведение контура.

Вопросы: Почему пальчик останавливается? (потому, что угол)

Почему квадрат не может катиться? (потому, что у него есть углы)

Объяснение правил игры:

Вам нужно внимательно рассмотреть образцы салфеток и выложить такой же узор  из геометрических фигур.

Вопросы: Что нужно сделать, чтобы салфетки стали красивыми? (составить узор такой же, как на образце)                      

В ходе игры слежу за последовательностью и правильностью выкладывания геометрических фигур на салфетки.

Вопросы: С чего начнёшь, куда поместишь круг? (С большого круга, положу его в центр салфетки)Какую фигуру положишь в верхний правый угол? (маленький треугольник)Какие фигуры будут находиться внизу салфетки? (маленькие квадраты)

Указания: Будьте внимательны, нужно составить точно такой же узор как на образце

Итог игры: Поощряю детей: Молодцы, правильно разместили фигуры, красивые получились салфетки.     Любование салфетками.

 

«Дорисуй, дострой»

 Цель:  Продолжить различать и правильно называть геометрические   фигуры: круг, квадрат, треугольник, их свойства. Развивать воображение.

Воспитывать  интерес к математическим играм.

Словарная работа: Активизировать в речи слова «треугольная», «прямоугольник», «квадрат»

Оборудование: Несколько картинок: на одних  изображен  квадрат, на других нарисован квадрат вместе с прямоугольником и ещё картинки с двумя кругами: один большой совмещен с маленьким кругом и треугольником, карандаши или фломастеры (Приложение рис. 7)

Приёмы руководства игрой

Создание игровой ситуации: пришло письмо от Лунтика. В письме Лунтик просит, Ребят помочь ему. Лунтик хотел нарисовать своему другу Кузи рисунок или наклеить аппликацию, но у него ни чего не получилось.

Рассматривание рисунки от Лунтика.

Вопросы: Что на этой картинке нарисовано? (квадрат) Как вы думаете, что хотел нарисовать Лунтик? (домик) Что нужно дорисовать чтобы получился домик? (крышу) Какой формы крыша? (треугольная)

Провожу словарную работу

Предлагаю ребенку дорисовать треугольник, чтобы получился домик. Что изображено на этой картинке? (квадрат, прямоугольник)

Провожу словарную работу

Как вы думаете, что хотел нарисовать Лунтик? (машину) Что нужно дорисовать, чтобы машина поехала? (колеса) Какой формы колеса у машины? (круглые)

Предлагаю ребенку дорисовать колеса, чтобы получилась машина.

Что нарисовано на этой картинке? (два круга, один большой, один маленький круг и треугольник) Что хотел нарисовать Лунтик? (птичку) Что он не дорисовать птичке? (клювик) Какой формы клювик у птички? (треугольный)

Предлагаю ребенку дорисовать треугольник, чтобы птичка была с клювиком.

Подведение итога игры: Любование картинками. Молодцы, помогли Лунтику. Запечатываю в конверт рисунки для Лунтика.

«Мы художники»

Цель: Учить детей обозначать в речи положение того или иного предмета по отношению к другому предмету.

Развивать воображение, память, речь.

Воспитывать интерес к математическим играм.

Словарная работа: Активизировать в речи слова «слева», «справа»

Оборудование: фланелеграф, плоскостные изображения березки, ёлочка, грибок, зайчик, птичка

Приемы руководства игрой

Создание игровой ситуации: Сейчас мы с вами превратимся в художников, и все вместе создадим картину. Вместо красок у нас есть готовые картинки, а вместо альбомного листа  фланелеграф.

Указание: Чтобы получилась красивая картина, надо точно выполнить команды.

Предлагаю ребенку подойти к фланелеграфу, поставь березку  на центр фланелеграфа.

Скажи,  куда ты поставила березку? (в центр)

Следующего ребенка, вызываю к фланелеграфу и прошу поставить слева от березки ёлочку.

Вопросы: Куда ты поставила ёлочку? (слева)

Провожу словарную работу

Предлагаю следующему ребенку подойти к фланелеграфу, и поставь справа от березки зайчика, скажи куда ты поставил зайчика? (справа от березки)

Провожу словарную работу

Другому ребенку предлагаю поставить грибок под ёлочку.

Ребята куда, поставил он (она) грибок? (под ёлочкой)

спрашиваю двух-трёх детей.

Предлагаю другому ребенку поставить птичку над березкой.

Вопросы: Куда ты поставила птичку? (над березкой)

Где стоит березка? (в центре) Где находится ёлочка? (слева от березки) Где находится зайчик? (справа от березки) Где находится грибок? (под ёлочкой)

Подвожу итог игры: Молодцы, Ребята, посмотрите,  какая у нас с вами получилась замечательная картина.

Куда пойдешь и что найдешь?

Материал игры: любые игрушки.

Содержание игры. Воспитатель раскладывает игрушки в разных местах комнаты: справа от ребенка воспитатель ставит плющевого мишку, слева – матрешку, перед ребенком – машины, позади ребенка – паровоз и говорит:

«Вперед пойдешь – машину найдешь,

Вправо пойдешь – мишку найдешь,

Влево пойдешь – матрешку найдешь,

Назад пойдешь – паровоз найдешь.

Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти?»

Игры может быть усложнена: игрушки прячутся под ковер или накрываются бумагой.

Воспитатель говорит:

«Вперед пойдешь – куклу найдешь,

Вправо пойдешь – зайца найдешь,

Влево пойдешь – мяч найдешь,

Назад пойдешь – юлу найдешь.

Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти?».

«Когда это бывает?»

Цель: Учить детей ориентироваться в частях суток: утро, день, вечер, ночь. Развивать память, мышление, речь

Воспитывать дружелюбие.

Словарная работа: Активизировать в речи слова «день», «ночь»

Оборудование: игрушка - заяц, картинки с изобра жением зайца в разное время суток:  утро, день, вечер, ночь (его действия и явления природы). (Приложение рис. 8)

Приемы руководства игрой

Создание игровой ситуации: Зайчик принес свои фотографии и хочет, чтобы мы дога дались, когда он сфотографирован на каждой из них: ут ром, днем, вечером или ночью. Но сначала послушайте его историю:  «Зайчик проснулся рано утром, когда вставало солнышко, он сделал зарядку, умылся, почистил зубы и позавтракал. Потом пошел гулять».

Выставляю  картинки  на фланелеграф.

 «Пока заяц гулял, солнышко поднялось высоко, наступил день. Зайчик проголодался и пообедал морковкой.

Выставляю  картинку  на фланелеграф.

Далеко от дома забрел заяц, долго ему пришлось возвращаться. Солнце стало садиться, наступил вечер.

Выставляю  картинку  на фланелеграф.

Зайчик пришел домой и включил телевизор, а там передача «Спокойной ночи, малыши». Посмотрел заяц телевизор, поужинал, почитал книжку.

Выставляю  картинки  на фланелеграф.

 Совсем стемнело на улице, взошла луна, засияли звезды, наступила ночь. Устал наш зайчик и лег спать».

Выставляю  картинку  на фланелеграф.

Вопрос: что делает зайчик утром? (сделал зарядку, умылся, почистил зубы и позавтракал) Когда зайчик сделал зарядку? (Утром) Когда зайчик умывался? (Утром) Что делал зайчик днем? (Гулял, пообедал морковкой) Когда зайчик обедал морковкой (днем)

Провожу словарную работу

Что делал зайчик вечером? (Посмотрел заяц телевизор, поужинал, почитал книжку.) Когда ужинал зайчик? (вечером)

Когда зайчик лег спать? (ночью)

Провожу словарную работу

Подвожу итог игры: Понравились вам фотографии зайчика?

Следующий раз зайчик принесет вам другие фотографии.

«Живая неделя»

Цель: учить ориентироваться во времени, уметь правильно определять последовательность дней недели.

Материал: Карточки с цифрами от 1 до 7.

Ход игры

1-й вариант: Карточки с цифрами от 1 до 7 перемешивают и раскладывают на столе изображениями вниз. Каждый ребенок берет одну карточку. Дети выстраиваются в шеренгу по порядку в соответствии с цифрами на карточках. Они – дни недели. Первый ребенок делает шаг вперед и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий?» Второй ребенок делает шаг вперед и говорит: «Я вторник. Какой день следующий?» И так далее.

Дети, не участвующие в игре, могут давать задания «дням недели»:

–Вторник, назови выходные дни.

–Среда, в какие дни недели мы не ходим в детский сад? И так далее.

2-й вариант: Дети распределяются на команды по семь человек. У каждой команды свой стол, на котором лежат карточки определенного цвета с цифрами от 1 до 7 изображением вниз. Дети бегают по комнате. По сигналу педагога подбегают к своему столу, берут по одной карточке и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой и цветом карточки. Дети, которые остались без карточек, дают задания «дням недели»:

–Назови день недели, который идет перед пятницей (после вторника; между средой и воскресеньем и т.д.).

Усложнение: «Недели» выстраиваются от любого дня недели.

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗДЕЛАМ:

 «КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ, ВЕЛИЧИНА, ФОРМА, ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ, ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ»

С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

«Прятки»

Назвать цепочку чисел, пропуская  несколько из них. Задача детей назвать пропущенные  числа. (Усвоение числового ряда, развитие внимания).

«Покажи столько же»

Цель: упражнять детей в счете.

Материал: карточки с изображением предметов от 1 до 10.

Ход игры.

 Показать карточку, на которой  нарисовано  столько же предметов, сколько показал воспитатель.

«Кто быстрее найдёт»

Цель: упражнять детей в счёте на расстоянии.

Предложить детям найти  группы игрушек, мебели, вещей. (По 8,10 и т. д.). Можно заранее поставить группами игрушки, геометрические фигуры.

«Сделай столько же»

Воспитатель показывает цифру и просит детей сделать столько же раз какое - либо движение (приседание, поднять руки вверх и т . д.). Затем дети должны объяснить  сколько раз они приседали и почему.

«Что изменилось»

Цель: Упражнять детей в счете, развивать память и внимание.

Предложить детям пересчитать игрушки, а затем отвернуться. Воспитатель меняет местами предметы или игрушки, дети поворачиваются и  должны объяснить, что изменилось.

«У кого столько же кружков» или «покажи цифру»

Цель: упражнять в счете звуков с закрытыми глазами; закрепить умение устанавливать соответствие между количеством наглядно воспринимаемых предметов и звуков.

Материал: 2 палочки; числовые фигуры  или цифры по 4 карточки на каждого с разным количеством кружков или цифр (4, 5,6,8).

Воспитатель предлагает достать фигуры (цифры) из конверта и положить их в ряд перед собой, затем объясняет задание: «Я буду стучать палочкой о палочку, а вы будите считать звуки с закрытыми глазами. Те, у кого есть карточки, на которых столько же кружков (цифр), сколько раз я постучала, поднимут их.

Сначала сосчитайте и запомните, сколько кружков на карточках или какая цифра. А теперь закройте глаза и слушайте.

« Посчитай яблоки»

Схематично изобразите несколько тарелок, в каждой из которых - разное количество конфет или яблок. Попросите ребёнка обозначить цифрами количество яблок в тарелках. В какой тарелке больше яблок? Почему? Значит, цифра, обозначающая количество яблок в этой тарелке, больше остальных чисел. Таким образом, сравнивая количество яблок в каждой тарелке, рассмотрите каждую цифру.

 «Сломанная лестница»

Цель: закреплять умение замечать нарушения в равномерности нарастания величин, развивать глазомер.

Материал. 10 прямоугольников, величина большого 10x15, меньшего 1x15. Каждый последующий ниже предыдущего на 1 см; фланелеграф.

Содержание. На фланелеграфе строится лестница. Затем все дети, кроме одного ведущего, отворачиваются. Ведущий вынимает одну ступеньку и сдвигает остальные. Кто раньше других укажет, где лестница «сломана», становится ведущим. Если при первом проведении игры дети допускают ошибки, то можно использовать мерку. Ею измеряют каждую ступеньку и находят сломанную. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно вынуть две ступеньки в разных местах.

«Сложи дощечки»

Цель: закреплять умение устанавливать размерные отношения между 10 предметами разной ширины, упорядочивать ряд в 2-х направлениях: по убыванию и возрастанию.

Материал. 10 дощечек разной ширины от 1 до 10 см. Можно использовать картонки.

Содержание. Участвующие делятся на 2 группы. Каждая подгруппа получает набор дощечек. Один набор находится на одном столе, другой набор на втором столе. Дети двух подгрупп сидят на стульях с одной стороны стола (за разными столами). Обе подгруппы детей должны выстроить дощечки в ряд (одна - по убывающей ширине, другая - по возрастающей). По очереди один ребенок подходит к набору с дощечками и ставит в ряд 1 дощечку. При выполнении задания исключаются пробы и перемещения. Затем дети сравнивают. Определяют, какая подгруппа справилась с заданием правильно.

«Палочки в ряд»

Цель: закреплять умение находить предметы длиннее, строить последовательный ряд по величине, развивать глазомер.

Материал: палочки разной длины. Можно вырезать тонкие полоски из картона разной длины.

Содержание. Воспитатель раздает детям материал и объясняет задание: «Нужно палочки построить в ряд так, чтобы они уменьшались по длине». Предупреждает детей, что задание нужно выполнять на глаз (примеривать и перестраивать палочки нельзя). «Чтобы выполнить задание, верно, нужно каждый раз брать самую длинную палочку из всех, которые не уложены в ряд» - поясняет Воспитатель.

«Геометрические фигуры»

Цель: ознакомление детей с основными геометрическими фигурами.

Материал: карточки с изображением домика, елочки, солнышка и т. Д. из геометрических фигур.

Ход игры. После беседы по картинкам попросите ребенка показать квадрат (треугольник, круг, прямоугольник), затем обвести карандашом фигуры, изображенные пунктирными линиями, после чего раскрасить картинку. В процессе работы чаще повторяйте с ребёнком слова: "Шарик круглый, окно квадратное..."

«Найди и назови фигуру»

Цель: упражнять детей в знании геометрических фигур.

Материал: карточки с изображением геометрических фигур.

Ход игры. Предложите ребенку сначала раскрасить фигуру в рамочке, а затем такую же, выделив ее из двух других. Попросите назвать те фигуры, которые он знает, и цвет, который он выбрал для раскрашивания.

«Флажки и гирлянды»

Цель игры: развивать логическое мышление детей, упражнять в знании цветов и геометрических фигур.

Материал: карточки с изображением гирлянды из флажков и других геометрических фигур.

Ход игры. Предложите детям закрасить, каждую первую фигуру гирлянд и флажков, затем карандашом обвести фигуры, изображенные пунктиром, и раскрасить их в любой цвет. После чего попросите ребенка показать и назвать фигуры, а также сказать в какой цвет он их раскрасил.

«Что в левой, что в правой руке».

Цель: закреплять ориентировку по направлениям, на листе бумаги, зрительное внимание, зрит. память.

Ход игры: Педагог показывает детям две картинки, одинаковые по сюжету, но разные по расположению предметов. Дети должны назвать расположение предметов на обеих картинках. Например: на картинке справа солнце находится в левом верхнем углу, а на картинке слева- оно в правом верхнем углу. Картинки можно сделать по любой теме. Чем старше дети, тем больше предметов может быть на картинках и больше отличий.

«Раз, два, три-как ты шел- назови».

Цель: развитие ориентировки в микропространстве, по направлениям (право, лево, верх, низ).

Ход игры: Детям показывают лабиринт. Нужно помочь зайке пройти к зайчихе. Чтобы помочь, надо провести пальчиком по лабиринту и сказать слова: « С лабиринтом я играю, по дорожке пробегаю. Пальчик мой идет, идет, но куда он приведет? Раз, два, три- как ты шел-назови». Ребенок рассказывает, как сначала пальчик шел вправо, потом вверх, потом налево и т. д.

Усложнение: лабиринт перекрещивается лабиринтом другого цвета. Можно усложнить направления.

«Двенадцать месяцев».

Цель: развивать ориентировку во времени (названиях месяцев), временах года, слуховое внимание.

Ход игры: педагог раскладывает на столе карточки с цифрами от 1 до 12 и перемешивает их. Играющие берут карточки и выстраивают по порядку в соответствии с цифрой, указанной на карточке. Они превратились в 12 месяцев. Педагог задает вопросы: «Первый месяц - как тебя зовут?». «Двенадцатый месяц - как тебя зовут?» «Шестой месяц-а тебя как зовут?» и т. д. Можно сделать подсказку - на обратной стороне написать первую букву месяца.

«Круглый год»

Цель: уточнить знания детей о временах года, закреплять представления о месяцах каждого времени года.

Материал: Карточки.

Ход игры

Дети встают в полукруг.

Ведущий бросает одному из играющих мяч и спрашивает: «Январь – какой месяц по счету в году?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает на вопрос. Если ответ верный, то он становится ведущим и задает свой вопрос играющим. (Взрослый помогает в выборе и формулировке разнообразных вопросов.)

Вопросы:

–Каким месяцем заканчивается год?

–Назови осенние месяцы. Назови зимние месяцы.

–Какой месяц после октября?

–Назови месяц между маем и июлем.

–Назови самые длинные месяцы года.

–В каком месяце твой день рождения? День рождения твоей мамы?

–В каком месяце твой любимый праздник?–Сколько месяцев в году? Какой праздник бывает в январе?

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗДЕЛАМ:

 «КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ, ВЕЛИЧИНА, ФОРМА, ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ, ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ»

С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

«Забавный счёт»

Цель: развитие внимания, навыков счёта закрепление знания цифр и чисел.

Оборудование: для игры понадобятся две таблицы, с 20. В каждом кружочке написано число от 1 до 20 в произвольном порядке.

Содержание. В игре принимают участие два игрока. По сигналу они начинают считать от 1 до 20, указывая на соответствующие цифры. Выигрывает тот, кто быстрее и без ошибок справится с заданием.

«Угадайка»

Цель: упражнять детей в счёте.

Оборудование: коробочки из-под йогурта или пластмассовые чашечки. На каждой чашечке напишите или наклейте цифры. Подберите какую-нибудь игрушку, которая поместится в чашку.

Содержание. В эту игру играют вдвоем. Поставьте чашки вверх дном. Один игрок отворачивается, а второй в это время прячет игрушку в одну из чашек. Первый игрок должен угадать под какой чашкой спрятана игрушка, а второй должен давать ему подсказки. Например: игрушка спрятана под чашкой с цифрой 5. Игрок спрашивает: "Под второй?". - "Нет, больше".

 «Домики»

Цель: учить детей пользоваться меркой для определения высоты.

Оборудование: 5 наборов: в каждом наборе 5 домиков высотой 5, 10, 15, 20, 25 см.

Содержание. Я вам раздам мерки, и вы будете подбирать домики нужной высоты. Кто найдет такой домик, подойдет ко мне и покажет, как измерял свой домик. Мерить надо, поставив мерку рядом с домиком, чтобы низ и верх у них совпадал, если у вас совпало, значит вы нашли нужный домик (показывает прием измерения)

«Кто больше, а кто меньше?»

Цель: закрепить счет и порядковые числительные; развивать представления: «высокая», «низкая», «толстая», «худая», «самая толстая»; «самая худая», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Научить ребенка рассуждать.

Содержание. Игра делится на две части. Вначале дети должны узнать, как зовут девочек, а затем ответить на вопросы.

«Как зовут девочек?» В одном городе жили-были неразлучные подруги: Аня, Оля, Маша, Зина, Катя и Валя. Посмотри внимательно на картинку, возьми палочку (указку) и покажи, кого, как зовут, если: Валя — самая высокая, Маша, Зина и Катя одного роста, но Катя — самая толстая из них, а Зина — самая худая; Аня— самая низкая. Ты сам можешь узнать, кого зовут Олей. Теперь покажи по порядку девочек: Аня, Оля, Маша, Катя, Зина, Валя. А теперь покажи девочек в таком же порядке: Валя, Катя, Маша, Зина, Оля, Аня. Сколько всего девочек? Далее ребята отвечают на вопросы «Кто где стоит?»

«Мастерим геометрические фигуры»

Цель: Развивать умение конструировать геометрические фигуры по словесному описанию и перечислению характерных свойств.

Материалы: наборы счетных палочек, веревочки (шнурки)

Ход: Воспитатель читает стихи, а дети делают геометрические фигуры из веревочек и счетных палочек.

Жили-были два брата:

Треугольник с квадратом.

Старший – квадратный,

Добродушный, приятный.

Младший – треугольный,

Вечно недовольный.

 

Тот кричит ему:

- Смотри,

Ты полней меня и шире,

У меня углов лишь три,

У тебя же их четыре.

Дети из счетных палочек моделируют квадраты и треугольники, затем называют фигуры.

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на углы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы.

Уходя, сказал:

- Приятных

Я желаю тебе снов!

Спать ложился ты квадратом,

А проснешься без углов!

 

Воспитатель уточняет у детей, какая фигура получится, если у квадрата срезать углы. (Круг). Дети делают круги из веревочек.

Но наутро младший брат

Страшной мести был не рад.

Поглядел – нет квадрата.

Онемел… Стоит без слов..

Вот так месть. Теперь у брата

Восемь новеньких углов!

Дети составляют восьмиугольник. Затем называют все сделанные геометрические фигуры.

 

«Нарисуй квадрат»

Цель: Продолжать развивать представления о геометрических фигурах и умение зарисовывать их на листе бумаги в клетку.

Материалы: тетрадные листы в клетку, простые и цветные карандаши.

Ход: Воспитатель загадывает детям загадку:

Четыре есть у нас угла,

Четыре стороны.

Все стороны равны у нас

И все углы равны.     (квадрат)

Воспитатель предлагает детям нарисовать квадраты разных цветов и показывает последовательность рисования: «От точки вправо нужно провести прямую линию, равную двум клеткам, вниз провести еще одну прямую линию, равную двум клеткам, затем влево еще одну такую же линию и вверх до исходной точки. От верхнего правого угла квадрата вправо надо отсчитать три клетки и нарисовать еще один такой же квадрат»

Дети в тетрадях от предыдущего задания отчитывают вниз четыре клетки, ставят точку и рисуют квадраты простым карандашом до конца строки.

Затем воспитатель показывает на доске прием штриховки квадрата сверху вниз, не отрывая руки.

Дети заштриховывают квадраты разными цветами

«Путешествие»

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

Содержание. Воспитатель обозначает направление на полу групповой комнаты стрелка; разного цвета, а ребенку говорит: «Сначала иди туда, куда указывает красная стрелка, потом поверни туда, куда указывает синяя, затем пройди три шага и там ищи». Задания могут быть любые как одному ребенку, так и всей группе детей.

«Поможем Элли вернуться домой»

Задачи: Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение

Материалы: Альбомный лист с изображением плана, конверты с заданиями.

Ход: Воспитатель напоминает детям отрывок из сказки, в котором девочка Элли с другом Тотошкой после урагана попала в другую страну. Воспитатель предлагает детям помочь ей вернуться домой. Вместе с детьми он рассматривает план возращения домой:

 

3                 4

         5

1                 2

 

Взрослый обращает внимание детей на то, что путь Элли обозначен на плане цифрами, а в группе – конвертами с заданиями. Дети находят на плане цифру 1, а в группе – конверт с цифрой 1(В котором размещен текст с заданием на счет).

Затем предлагает найти на плане цифру 2 и определить, в каком направлении надо нарисовать стрелку (слева направо из нижнего левого угла в нижний правый угол). Дети находят в группе конверт с цифрой 2 (с заданием).

Аналогично дети находят конверты с цифрами 3, 4 и 5 рисуют стрелки и выполняют задания последовательно.

«Составь неделю»

Цель: Закреплять умение последовательно называть дни недели.

Материалы: Два набора с карточками от 1 до 7, музыкальное сопровождение.

Ход: Дети делятся на две команды по набору карточек с цифрами от 1 до 7. Воспитатель предлагает детям построиться в шеренгу, образуя неделю: первым встает ребенок, у которого на карточке написана цифра 1 (понедельник), вторым, у которого на карточке – цифра 2 и тд. Затем дети называют дни недели по порядку и показывают соответствующие карточки с цифрами.

Дети под музыку по заданию воспитателя выполняют различные движения, а по ее окончанию строяется в шеренгу, образуя неделю начиная со вторника. Затем дети составляют неделю, начиная с четверга и тд.

Игра повторяется 2-3 раза.

После выполнения каждого задания дети по порядку называют дни недели начиная с заданного дня. За правильно выполненное задание команда получает звездочку.

В конце игры подсчитывается количество звездочек и определяется победитель.

«Тик-так»

Цель: Продолжать учить определять форму предметов и их частей на примере макета часов.

Познакомить с часами, учить устанавливать время на макете часов

Воспитывать интерес к играм.

Материалы: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.

Ход: На столе у воспитателя под салфеткой разные виды часов: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.

Воспитатель читает стихотворение:

Петушок

Кукареку-кукареку

Звонко петушок поет.

Озарило солнцем реку, в небе облако плывет.

Просыпайтесь, звери, птицы!

Принимайтесь за дела.

 

На траве роса искрится,

Ночь июльская прошла.

Как будильник настоящий,

Разбудил вас петушок.

Распушил он хвост блестящий

И расправил гребешок.

Воспитатель выясняет у детей, какие приборы придумал человек для измерения времени. (Часы). Затем снимает салфетку с разных видов часов и загадывает загадки. Дети показывают отгадки.

 

Ежедневно в семь утра

Я трещу

- Вставать пора! (будильник)

 

Живет в резной избушке

Веселая кукушка.

Она кукует каждый час

И ранним утром будит нас.  (настенные часы с кукушкой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...