STEM технологии как вариант развития творческих, математических и интеллектуальных способностей детей с ТНР
методическая разработка по математике

Туршатова Ольга Николаевна

Математические способности у детей относят к категории врождённых талантов. А можно ли развить математические способности у ребёнка?

Как и любой другой природный дар, математические способности откроются только в результате правильного, системного развития. А значит, в обучении детей не то, что можно, очень важно с раннего дошкольного возраста уделять внимание развитию этих задатков. Первые шаги к изучению математики малыши делают ещё в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_dlya_vystupleniya_madou_no2_monchegorsk.docx26.3 КБ
Файл prezentatsiya_steam.pptx2.35 МБ

Предварительный просмотр:

STEM технологии как вариант развития

творческих, математических и интеллектуальных

способностей детей с ТНР.

Туршатова Ольга Николаевна, воспитатель

Чашникова Юлия Владимировна, учитель-логопед

2. Слайд

Математические способности оказывают прямое влияние на умственное развитие дошкольника. Ребенку в большей степени приходится смотреть на окружающий мир «математическим взглядом».За короткий период детскому мозгу необходимо разобраться с формами и размерами, геометрическими фигурами и пространственной ориентацией, уяснить их характеристики и отношения.

Математические способности у детей относят к категории врождённых талантов. А можно ли развить математические способности у ребёнка?

Как и любой другой природный дар, математические способности откроются только в результате правильного, системного развития. А значит, в обучении детей не то, что можно, очень важно с раннего дошкольного возраста уделять внимание развитию этих задатков. Первые шаги к изучению математики малыши делают ещё в дошкольном возрасте.

3 Слайд: образовательный модуль STEM технологии - «Математическое развитие»в математическом модуле STEM образования выделяют 5 направлений: 

1 направление - Знакомство с геометрическими понятиями;

2 направление - Знакомство с величинами;

3 направление - Знакомство  с числами в пределах от 1 до 20;

4 направление - Знакомство со сложением и вычитанием.

5 направление- Ориентировка в пространстве и на плоскости.

Одним из образовательных модулей STEM технологии является «Математическое развитие». Это комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет.   Содержание каждой задачи имеет свою специфику и требует продуманного подбора, наиболее подходящих методов и приемов её реализации и компонентов развивающей предметно пространственной среды. Содержание модуля характеризуется комплексностью, в нем объединены игры и пособия для арифметической, геометрической, логической направленности. Таким образом, реализация модуля многоуровневое, поэтапное, шаг за шагом.Все направления тесно связаны между собой и являются развивающими играми. Сегодня я представлю вашему вниманию игры, которые можно использовать:

  • педагогом в организованной деятельности в STEAM- лаборатории
  • в самостоятельной деятельности детей
  • на занятиях по математике.

Освоение математической действительности наиболее эффективно, если оно происходит в контексте практической и игровой деятельности. 

4 Слайд. Набор из 58 предметов с достаточным количеством палочек, изгибов и соединительных деталей, чтобы помочь детям построить треугольник, ромб, трапецию или какие-нибудь другие формы, которые они могут придумать.

1.Первая игра «Геомейкер»  

Данный набор направлен на формирование качественногопонятия ребенком разницы между геометрическими формами 2Dи пространственными телами 3D. Данная игра помогает детям изучить раннюю геометрию, улучшить критическое мышление и мелкую моторику при построении фигур по частям. Задачи усложняются и переходят от простых задач, таких как построение фигур, к более сложным задачам, таким как проектирование и строительство мостов, чтобы помочь друзьям перейти с одной стороны на другую.

5 Слайд. Ползающие и жужжащие в саду букашки помогут познакомить      ребенка с геометрией. Все элементы полупрозрачные, что позволяет

 «раскрасить» каждую картинку по- своему.

2. «Фигуры умеют жужжать»  

Используя карточки набора, ребенок научится: описывать объекты и их позиции, различать формы, правильно их называть; анализировать и сравнивать, моделировать геометрические фигуры, составлять из нескольких фигур одну: треугольник, многоугольник, круг, квадрат, составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств.

6 Слайд. Набор «Мудрые совы» предназначен для обучения детей счету, развивает логическое и математическое мышление, тактильные навыки и мелкую моторику.

3.« Мудрые совы»

Ребенок с удовольствием постигает азы арифметики с совами.

Набор предлагает множество игр разного уровня сложности, которые подойдут как для знакомства с навыками счета, так и для их совершенствования.Счетные упражнения с забавными цветными совами в игровой форме научат счету от 1 до 10 и познакомят с простейшими математическими действиями: сложением и вычитанием. А ещё научат верно соотносить цифры с реальным количеством предметов. Познакомят с составом числа в пределах 10, научат раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее в пределах 10.

6 Слайд. Игра «Делить дроби легко как пирог»

В набор входит игровая доска, 50 карточек головоломок разного уровня, 65 частей для круговых диаграмм.

Изучать дроби - легко! Игра  наглядно показывает, как дробные части составляют целое, а также объяснить понятие равнозначности. Слово «дробь» будто говорит само за себя - оно означает дробление, деление. В школьной программе к изучению дробей приступают только в  5 классе, освоив все действия с целыми частями. Но знакомство с ними целесообразно начинать заранее, еще в старшем дошкольном возрасте. Это формирует пространственные представления у детей и тренирует логическое мышление. Для начала нужно объяснить ребенку понятие долей. Это очень легко сделать на наглядных повседневных примерах. Самый простой и доступный – это еда. Один кусочек пирога и будет называться долей из всех возможных. Поделив пирог на четыре части, один кусочек  называется одной четвертой частью. Таким образом, можно делить что угодно: яблоко, апельсин, шоколад и т. д. Если ребенок увидит практическое применение дробей и востребованность их в реальной жизни, ему будет проще понять их и осознать возможность получения математических знаний и навыков.

Что нужно знать о дробях?

  1. Дробь – число нецелое, оно обозначает количество долей целого.
  2.  Дробь меньше целого.
  3. Чем на большее число долей поделено целое, тем эти доли меньше и наоборот - чем долей меньше, тем они, соответственно больше.

7 Слайд. Игра «Обгони меня» Дети в игровой форме учатся: различать цвета, устанавливать соотношение, считать в пределах 20.

4.«Обгони меня»

Гоночная трасса для совершенствования навыков счета и сортировки. Две части трека пронумерованы  от 1 до 10 и от 11 и до 20 . Могут использоваться как по отдельности, так и соединяться вмести, в зависимости от уровня сложности игры  и количества игроков (1 или 2). Бросайте кубики цвета и количества, чтобы узнать, какая машинка поедет вперед следующей.

8 Слайд.Счётный материал «Медведи». В игровой комплект входит 96 пластмассовых мишек трех  размеров и четырех  цветов (красного, синего, жёлтого и зелёного цветов), которые складываются в пластмассовое ведро с крышкой. Самый маленький мишка имеет массу- 4 г, средний-8 г, большой -12 г.

5. Счётный материал «МЕДВЕДИ».

 Комплект предназначен для:

- знакомства с понятиями величины и массы предметов;

- формирования умений сравнивать предметы по величине, цвету, массе (при взвешивании на простейших весах);

-  формирования представлений о равенстве и неравенстве множеств;

- формирования навыков счётной деятельности и сравнения групп предметов по количеству;

- формирования пространственных представлений;

9 Слайд: игра «Математический коврик» состоит из игрового поля: с одной стороны, расположены цифры, с другой геометрические фигуры; 2 кубика с цифрами, 1 кубик математическими символами, линейка 13 см, 11карточек двухсторонних с цифрами от 1 до 20.

6. «Математический коврик»

Данная игра помогает понять и изучить основные математические навыки, включая сложение и вычитание, последовательность чисел. С помощью мыши Колби дети учатся навыкам программирования и кодирования.

10 Слайд.«Мыше-мания» Эта игра состоит из игрового поля, разноцветных фигурок мышей, кубика, заборчиков, кусочков сыра, карточек для кодирования, карточек супермыши, карточек телепортации.

Следующая игра «Мыше–мания». Эта увлекательная настольная игра сочетает в себе практическую игру со стратегиями, основанными на фундаментальных концепциях кодирования. Два или четыре игрока играют роли конкурирующих мышей в охоте на блоки вкусного сыра, разбросанные по игровой доске. Игрок, который соберет большее количество сырных клиньев в конце игры – побеждает!

В заключении хочется отметить, что внедрение STEM- технологий в коррекционно-образовательный процесс помогает детям с тяжёлыми нарушениями речи быстро учиться ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике.

 У детей развивается воображение, фантазийное творчество. Они приобретают способность к практическому и интеллектуальному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей, речевому планированию и речевому комментированию процесса врезультате практической деятельности. У детей с речевой патологией складывается опыт обобщения и классификации предметов и явлений. Практически закрепляется свободное владение родным языком. Формирует эмоциональную сферу детей с нарушением речи, учит думать, анализировать, делать выводы,мощным средством коммуникации. Работая в команде, дети не только обсуждают и сравнивают индивидуально созданные модели, но и совместно их усовершенствуют и преобразовывают для последующей игры или в соответствии с заданными условиями. Для этого они учатся договариваться, учитывая мнение партнёров по игре, совместно прогнозировать варианты, продумывать сюжет, использовать дополнительные средства для его воплощения.

10 Слайд.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование влогопедической и педагогической практике с детьми ОВЗ STEM-технологий

способствует решению многих задач, обозначенных ФГОС ДО.

Повышая мотивацию и индивидуализируя обучение детей с ОВЗ, развивая их творческие способности и создавая благоприятный эмоциональный фон, совершенствуя психические процессы, необходимые для интеллектуальной и речевой деятельности, педагоги и родители создают условия для развития личности,готовой к жизни в современных реалиях.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

STEАM технологии как вариант развития творческих, математических и интеллектуальных способностей детей. Туршатова Ольга Николаевна, воспитатель Чашникова Юлия Владимировна, учитель-логопед МАДОУ № 2, г. Мончегорск, Россия Третья Московская Международная научно-практическая конференция «Компетенции воспитателя - условие развития навыков будущего у дошкольника » 27 сентября 2022 года

Слайд 2

Математические способности оказывают прямое влияние на умственное развитие дошкольника. Ребенку в большей степени приходится смотреть на окружающий мир « математическим взглядом ». За короткий период детскому мозгу необходимо разобраться с формами и размерами, геометрическими фигурами и пространственной ориентацией, уяснить их характеристики и отношения. 2

Слайд 3

3 Образовательный модуль STEАM технологии - « Математическое развитие » В математическом модуле STEM образования выделяют 5 направлений: 1 направление - Знакомство с геометрическими понятиями; 2 направление - Знакомство с величинами; 3 направление - Знакомство с числами в пределах от 1 до 20; 4 направление - Знакомство со сложением и вычитанием. 5 направление- Ориентировка в пространстве и на плоскости.

Слайд 4

Заголовок 4 Текст Игра « Геомейкер » Набор состоит из 58 предметов с достаточным количеством палочек, изгибов и соединительных деталей , чтобы помочь детям построить треугольник, ромб, трапецию или другие формы, которые они могут придумать.

Слайд 5

Заголовок раздела Описание раздела 5 Игра «Фигуры умеют жужжать» Ползающие и жужжащие в саду букашки помогут познакомить ребенка с геометрией . Все элементы полупрозрачные , что позволяет «раскрасить» каждую картинку по-своему.

Слайд 6

6 Набор «Мудрые совы» Игра предназначена для обучения детей счету, развивает логическое и математическое мышление, тактильные навыки и мелкую моторику. Игра «Делить дроби легко как пирог» В набор входит игровая доска, 50 карточек-головоломок разного уровня, 65 частей для круговых диаграмм.

Слайд 7

7 Игра «Обгони меня» Дети в игровой форме учатся: различать цвета, устанавливать соотношение чисел, считать в пределах 20.

Слайд 8

8 Счётный материал «Медведи» В игровой комплект входит 96 пластмассовых мишек трех размеров и четырех цветов (красного, синего, жёлтого и зелёного цветов), которые складываются в пластмассовое ведро с крышкой. Самый маленький мишка имеет массу- 4 г, средний-8 г, большой -12 г.

Слайд 9

9 Игра «Математический коврик» Состоит из игрового поля: с одной стороны расположены цифры, с другой- геометрические фигуры; 2 кубика с цифрами, 1 кубик математическими символами, линейка 13 см, 11 двухсторонних карточек с цифрами от 1 до 20.

Слайд 10

10 Использование в логопедической и педагогической практике с детьми ОВЗ STEАM-технологий способствует решению многих задач, обозначенных во ФГОС ДО. Повышая мотивацию и индивидуализируя обучение детей с ОВЗ, развивая их творческие способности и создавая благоприятный эмоциональный фон, совершенствуя психические процессы, необходимые для интеллектуальной и речевой деятельности, педагоги и родители создают условия для развития личности, готовой к жизни в современных реалиях. Игра « Мыше-мания » Эта игра состоит из игрового поля, разноцветных фигурок мышей, кубика, заборчиков, кусочков сыра, карточек для кодирования, карточек супермыши , карточек телепортации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования развития интеллектуальных способностей детей 5 – 7 лет «Математическая мозаика»

Программа кружка «Математический ка» способствует всестороннему развитию  ребёнка: развитию его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности....

ПРОГРАММА «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития способностей (СИРС)»

Программа «Развитие интеллектуальных способностей  детей старшего дошкольного возраста» на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития  способностей (СИРС...

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через познавательно-математическую деятельность с применением социо-игровой технологии

Образование призвано помогать, ребенку устанавливать свои отношения с обществом  человечества, в которых он станет субъектом собственного развития. В основе ценностных оснований личности лежат зн...

STEM технологии как вариант развития творческих математических способностей

STEM технологии как вариант развития творческих математических способностей Математические способности оказывают прямое влияние на умственное развитие дошкольника. Ребенку гораздо в большей степе...

Презентация "Использование STEM- технологии для развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"

Целью данного образовательного модуля является комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей....

Консультация для родителей «STEM-технологии как вариант развития творческих математических способностей»

Математические способности оказывают прямое влияние на умственное развитие дошкольника. Ребенку гораздо в большей степени приходится смотреть на окружающий мир «математическим взг...