«Развитие познавательной активности детей на занятиях по математике в ДОУ в условиях ФГОС ДО»
статья по математике

Лебедева Марина Николаевна

С 1 января 2014 года в России принят и введен в действие Федеральный государственный стандарт дошкольного образования – ФГОС ДО. 

Дошкольное обучение является начальной ступенькой всеобщего среднего образования. Поэтому к нему предъявляется так много требований.

В системе дошкольного воспитания задачи познавательного развития занимают центральное место.

Под познавательной активностью подразумевается самостоятельная, инициативная деятельность ребёнка, направленная на познание окружающей действительности  и определяющая необходимость решать задания, которые ставят перед ним в конкретных жизненных ситуациях.

Познавательная активность не является врождённой, а значит, для ее формирования и развития требуются специальные психолого-педагогические условия. Педагогу важно так  организовать  познавательную деятельность  детей, чтобы он не был  пассивным слушателем, а сам активно участвовал в изучении объектов и явлений, интересовался, задавал вопросы…

Целью работы развитие познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей через логико-математические игры.

Задачи  развивать наряду с математическими представлениями и творческие способности детей, направленные на умственное развитие в целом. Для выработки определённых математических умений и навыков необходимо было развивать логическое мышление дошкольников, внимание, повышать способность к усвоению математических связей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc221 КБ

Предварительный просмотр:

        

С 1 января 2014 года в России принят и введен в действие Федеральный государственный стандарт дошкольного образования – ФГОС ДО. 

Дошкольное обучение является начальной ступенькой всеобщего среднего образования. Поэтому к нему предъявляется так много требований.

В системе дошкольного воспитания задачи познавательного развития занимают центральное место.

Под познавательной активностью подразумевается самостоятельная, инициативная деятельность ребёнка, направленная на познание окружающей действительности  и определяющая необходимость решать задания, которые ставят перед ним в конкретных жизненных ситуациях.

Познавательная активность не является врождённой, а значит, для ее формирования и развития требуются специальные психолого-педагогические условия. Педагогу важно так  организовать  познавательную деятельность  детей, чтобы он не был  пассивным слушателем, а сам активно участвовал в изучении объектов и явлений, интересовался, задавал вопросы…

Целью работы развитие познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей через логико-математические игры.

Задачи  развивать наряду с математическими представлениями и творческие способности детей, направленные на умственное развитие в целом. Для выработки определённых математических умений и навыков необходимо было развивать логическое мышление дошкольников, внимание, повышать способность к усвоению математических связей

Ведущим видом деятельности для дошкольников является игра. Именно поэтому необходимо серьезно относится к вопросу обновления предметно-развивающей среды ДОУ.

1.Развитие  познавательной активности  у   дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и  любознательности

В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький  исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание.

На сегодня задача формирования развития познавательной деятельности, в том числе и математической, дошкольника рассматривается в дошкольной педагогике как некое дополнение к основной задаче - развитию игровой деятельности. Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, интеллектуально-творческих умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое.

Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство. Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к математике.

Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС  дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько

качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Что подразумевается под понятием ФЭМП у дошкольников - это распознавание величины предметов и сравнение этих величин; овладение счетом; развитие представлений о пространственных отношениях; знакомство с геометрическими фигурами; развитие представлений о времени; измерение и некоторые меры; доли;

сравнение предметов. 

Совместная познавательная деятельность взрослых и детей может быть организована в различных формах: сюжетно-ролевые игры,  игры с правилами, беседа, конструирование, экскурсии. 

Современные требования математической подготовки детей дошкольного возраста в  соответствии с ФГОС.

• обеспечение системности в процессе формирования математических знаний у дошкольников;

• повышение качества усвоения математических представлений и понятий детьми (осознанность, прочность, умение их использовать при решении практических Задач);

• формирование не только математических представлений, но и базовых

математических понятий;

• ориентация на развитие умственных способностей ребенка (формирование

умений воспринимать, запоминать, рассуждать, анализировать, абстрагировать,  схематизировать, обобщать, делать выводы, умозаключения и т.п.);

• создание благоприятных условий для развития математических способностей ребенка;

• развитие познавательных процессов и способностей в процессе формирования математических представлений;

• усвоение детьми математической терминологии;

• повышение уровня познавательной активности на занятиях по математике;

• достижение высокого уровня готовности к изучению математики в школе;

• овладение приемами учебной деятельности на занятиях по математике;

• организация обучения детей с учетом индивидуальных способностей и др.

Содержание математических познаний

• распознавание детьми величины предметов и сравнение этих величин;

• овладение счетом;

• развитие представлений о пространственных отношениях;

• знакомство с геометрическими фигурами;

• развитие представлений о времени;

• измерение и некоторые меры;

• доли;

• сравнивание предметов.        

Методы

практические методы

наглядные методы

словесные методы

вопросы, задаваемые детям:

• репродуктивно-мнемические (что это такое? какого цвета

флажки?)

• репродуктивно-познавательные (сколько будет на полке

кубиков, если я поставлю еще один?)

• продуктивно-познавательные (что надо сделать, чтобы

кружков стало поровну?) вопросы активизируют восприятие, мышление, речь детей

В процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

Образовательная деятельность по математическому развитию осуществляется через различные формы:

-непосредственно-образовательная деятельность (занятие)

-индивидуальная работа с детьми, испытывающие затруднения в усвоении материала;

-совместная деятельность детей с воспитателем по математическому образованию;

-использование в образовательном процессе интеллектуальных игр, шашки,

шахматы;

-математическое развитие, интегрированное в другие виды деятельности при

организации режимных моментов, прогулка, подготовки к прогулке, работа в календаре  природы, физкультурные минутки, дежурство детей, восприятие художественной литературы, и т.д.);

-самостоятельная деятельность детей в математических центрах групп;

-использование материала других центров активности для развития математических представлений (например, центр экспериментирования, конструирования, творчества);

-работа узких специалистов, направленная на решение задач математического развития: музыкальный руководитель и учитель-логопед (ориентировка в пространстве, темпоритмические навыки, количественный счет на слух); инструктор по физической культуре (ориентировка в пространстве, временные показатели, форма и количество);

-досуговая   деятельность;

-для выявления интеллектуальных способностей старших дошкольников:

-турниры внутри ДОУ среди воспитанников старшего дошкольного возраста по шахматам, шашкам, игре ЖИПТО;

-тематических викторин и занимательных игр, так же с использованием ИКТ;

интеллектуальных игр- конкурсов «Умники и умницы» (подготовительные группы);

-фестиваль «Интеллектуальные игры»

-проведение «Недели математики», «Недели интеллектуальных игр»

В группах   оборудованы центр  математики, содержание которых направлено на реализацию математических задач согласно возрасту детей и обеспечивающие возможности для самостоятельной деятельности детей в центрах, поддержку интереса детей к логико-математическим играм.

Содержание центров математики:

-Игры на развитие пространственных и временных представлений

-Игры на составление целого из частей

-Игры на сравнение предметов

-Игры на развитие логического мышления

-Интеллектуальные игры: шашки, шахматы (настольные, демонстрационные), игры ГО, ЖИПТО

-Игры из серии «Учись, играя» (Цвет. Часть и Целое. Фигуры. Формы).

-развивающие игры: игры Никитина и Воскобовича: «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех», «Сложи квадрат»; блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, магнитные Пифагорики и др.

-игры-головоломки: «Колумбово яйцо», «Танграм», «Пентамино» и т.д.

Дидактический материал по математическому развитию:

-Счетный материал (счетные палочки, игрушки, мелкие предметы, природный материал,

предметные картинки).

-Плоскостные геометрические фигуры, тела

-Комплекты цифр для магнитной доски и фланелеграфа

-Наборы геометрических фигур для магнитной доски и фланелеграфа

-«Дерево времени» (времена года, части суток)

-Схемы и планы (групповая комната, кукольная комната), различные схемы к блокам Дьенеша, палочкам Кьюзинера, к игре «Геоконт» и др.

Задачи поможет решить уголок занимательной математики

  • Сформировать у детей интерес к элементарной математической деятельности.
  • Развить качества и свойства личности, необходимые для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность.
  • Воспитать потребность заниматься в свободное время интересными и полезными играми.

Образовательная область «Познание» по математике - это система увлекательных игр и упражнений (с числами, цифрами, знаками, геометрическими фигурами), позволяющих усвоить программу,
помогает подготовить детей к школе, способствуя:
• Формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой дальнейшего обучения;
• Овладению мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация);
• Формированию умения понять учебную задачу и выполнить ее самостоятельно;
• Формированию умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;
• Развитию способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;
• Развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Задания группируются по разделам программы:
1. Количество и счет.
2. Величина.
3. Геометрические фигуры.
4. Ориентировка во времени.
5. Ориентировка в пространстве.
6. Логические задачи.


Формирование элементарных математических представлений

Совместная деятельность :

 -интегрированная деятельность;

- упражнения;

- игры (дидактические, подвижные);

- рассматривание;

- наблюдение;

- чтение;

- досуг;

- проблемно-поисковые ситуации;

- КВН;

- решения изобретательских задач (ТРИЗ);

- поисково-исследовательская деятельность;

- проектная деятельность;

- экскурсии;

- праздники, развлечения;

- познавательно-тематические вечера.

Режимные моменты:

- игровые упражнения;

- напоминание;

- объяснение;

- рассматривание;

- наблюдение.

Самостоятельная  деятельность:

-игры (дидактические, развивающие, подвижные);

-самостоятельная деятельность в сенсорном уголке;

- наблюдение;

- рассматривание;

- работа в тетрадях

-работа с медиаторами, трафаретами.

Познание через игру  - в детском саду, будь то группа или участок, все создано так, чтобы развитие познавательной активности проходило естественно и непринужденно.

Особая роль отводится дидактическим играм. С их помощью уточняются и закрепляются представления детей о числах, геометрических фигурах, временные и пространственные отношения. Игры способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Они могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания. Использование наглядного материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать её привлекательной для детей. Дидактические игры по формированию математических представлений: • игры с цифрами и числами;

• игры на ориентировки в пространстве; • игры с геометрическими фигурами;

• игры на развитие логического мышления.

Выполнение некоторых заданий или решение проблемных ситуаций требует коллективного обсуждения, поэтому детей целесообразно объединять в подгруппы. Совместное выполнение заданий позволяет дошкольникам конкретизировать свои знания и использовать умения, контролировать способы выполнения и анализировать результаты не только своей деятельности, но и деятельности партнёров, осуществляя тем самым взаимообучение и взаимоконтроль.

Возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку, умение работать в одной команде, выполняющей общее дело, признание собственных успехов придают значимость тому, чем дети овладели на занятиях, с чем познакомились в математических играх и беседах.

Сомнение - главный аргумент ребенок, чтобы он в будущем был самодостаточным, имел свое мнение, должен научиться сомневаться. А сомнения в итоге приводят к собственному выводу.

Главное - научить малыша сомневаться в собственно знаниях, в их способах получения.

Ведь можно просто сказать, что дерево не тонет, а камень сразу пойдет ко дну - и ребенок, конечно же, поверит. Но вот если малыш проведет опыт, он сможет лично в этом убедиться и, скорее всего, попробует другие материалы на плавучесть и сделает собственные выводы. Так появляется первое рассуждение.

Развитие познавательной деятельности невозможно без сомнения. По-современному ФГОС в ДОУ сейчас перестали просто давать знания "на блюдечке". Ведь если ребенку что-то сказать, ему остается это только запомнить.Но по рассуждать, поразмышлять и прийти к собственному выводу гораздо важнее. Ведь сомнение – это дорога к творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и самодостаточности.

 Большая роль в развитии познавательной активности отводится экспериментированию. Использование детского экспериментирования позволяет организовать с дошкольниками процесс активного познания. Дети с огромным удовольствием участвуют в постановке опытов, проводят элементарные исследования.  В качестве объектов исследования выбираются привычные предметы и явления.  Задача педагога – поддержать их познавательный интерес и стремление к самостоятельным наблюдениям.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность не только удовлетворить присущую ему любознательность и найти ответ на множество интересующих вопросов: «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Что будет, если?», но и находиться в ситуации, в которой рождаются такие вопросы.  Дети любят экспериментировать.

Интеграция познавательно – математической деятельности в условиях внедрения ФГОС ставит следующие задачи:

• Формировать активное отношение к собственной познавательной деятельности в области математики, умение выделять в ней цель и способы достижения, рассуждать о них, объективно оценивать свои результаты.

• Развивать умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения; объяснять ход решения творческой или проблемной задачи.

• Способствовать активному использованию математических понятий в познавательной деятельности, в повседневной жизни. Совершенствовать представления о них.

• Развивать потребность в интеллектуальном общении, поддерживать разговор на интерисующую ребёнка тему, помогать в разрешении проблемно – поисковых ситуаций, поощрять детское экспериментирование.

Процесс формирования элементарных математических представлений у детей становится более эффективным и интересным, если педагог использует игровые методы и приемы.

Что сделает занятия по математике эффективными

  • Нетрадиционная форма.
  • Учет индивидуальных, возрастных и психологических особенностей детей.
  • Задания развивающего, проблемно-поискового характера.
  • Игровая мотивация.
  • Благоприятная психологическая атмосфера и эмоциональный настрой.
  • Интеграция разных видов деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, изобразительной, конструктивной и др.) на основе математического содержания.
  • Чередование видов деятельности

Важно, чтобы математика вошла в жизнь дошкольников как способ знакомства с интересными явлениями окружающего мира. Для этого используют наряду с традиционными нетрадиционные формы работы. Они побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности. К ним относятся:

  • игровые проблемные ситуации;
  • математические сказки;
  • проектная деятельность;
  • элементарные опыты;
  • моделирование и др.

Большой интерес вызывают занятия в нетрадиционной форме: по мотивам сказок, в форме игр-путешествий, расследований, экспериментов, экскурсий, викторин, сюжетно-ролевых игр, КВН, «Поля чудес», занятия с использованием ИКТ и др.

Занятия по ФЭМП в нетрадиционной форме:

  • математическая игра по мотивам сказки «В гостях у Белоснежки и гномов»;
  • игра-путешествие «В гостях у сказки»;
  • сюжетно-ролевые игры «Супермаркет», «Путешествие к загадочным математическим планетам»;
  • игры-путешествия «Волшебная страна» (с использованием блоков Дьенеша), «Путешествие в страну Оригами».

Нетрадиционные методы по математическому развитию, т. к. они способствуют развитию познавательного интереса. Например, один из методов - элементарные опыты.

1. Измеряя длину предметов пользоваться не только сантиметром, линейкой, но и использовать разные предметы (карандаш, тапочек, шарфик, ладонь, палец, т. е развивать интерес за счет знакомства с мерами длины в древности.

Предлагаю детям переливать воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить: объем воды.

«Размотай ленту». Дети одновременно начинают медленно разматывать ленты, но оказывается, что одни сделали это быстрее, чем другие. Выясняется причина: ленты разной длины.

Математические сказки

• Жили-были 2 ежика. Они увидели, что на полянке выросло 9 грибов. Как вы думаете можно разделить 5 грибов на 2 ежиков? Как? 1+4, 2+3, 3+2, 4+1.

Эти методы побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности; мотивируют активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки.

Практикую проведение нетрадиционных занятий, так как они играют немаловажную роль в развитии познавательного интереса:

1. Занятия-сомнения (поиска истины) Два одинаковых пакета, в одном кукуруза, в другом – вата.

Нужно определить сначала на вид, затем взять в обе руки, взвесить на чашечных весах.

2. Занятия типа «Следствие ведут знатоки».

Детям предлагается самостоятельно выполнить опыт по схеме, по заданию на рабочем листе. Задания типа: «Сколько ложек песка в стакане?» /кукольных, чайных, десертных, больших/

«Измерение времени делам» /Сколько за 1 минуту можно сделать приседаний, нарисовать кружков, букв/

Математика встречается в образовательная область «Физическое развитие»,  «Художественно-эстетическое развитие», «Изобразительная» и «Конструирование из разнообразного материала»

2. Развитие познавательной  активности  на занятии математики в средней группе

Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.

Познавательное развитие в средней группе проходит более насыщенно, чем в младшей. С четырехлетками начинают проводить разнообразные опыты и эксперименты.

Способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через логико-математические игры.

Воспитатель продумывает размещение детей в процессе занятия. Расстановка столов будет зависеть от содержания и характера работы.   Подготовка наглядного материала и атрибутов происходит заблаговременно. Плоскостной демонстрационный материал (карточки, картинки) размещают на доске. Объёмный материал располагают на специальном столе или стеллаже. Сюрпризные атрибуты укрывают шторкой или салфеткой.

Раздаточный материал представлен двумя наборами.

1 – общий набор 2 – персональный набор, с которым ребёнок самостоятельно работает на занятии.

Занятие – игра, как правило, построена на знакомых детям и новых играх, которые вводятся с помощью сказочно – игрового сюжета и становится своеобразной демонстрацией достигнутого уровня математических знаний и представлений.

В обучении математике важное место отводится поисковой деятельности, проблемно – практическим ситуациям. Необходимо создать специальную обстановку, чтобы ребёнок мог посредством практических действий изучать свойства предметов, экспериментировать, подтверждать свои предположения.

Знания, которые дети должны знать в средней группе  детского сада.

Счёт: дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, (не прибегая к счету). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кругов , одни — красного цвета, а другие — синего; красных кругов больше, чем синих, а синих меньше, чем красных» или «красных и синих кругов поровну».

          Учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три — всего три круга». Сравнивать две группы предметов, именуемые числами, Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».

Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3»,учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет («К 2 зайчикам добавили 1 зайчика, стало 3 зайчика и елочек тоже 3. Елочек и зайчиков поровну — 3 и 3» или: «Елочек больше (3), а зайчиков меньше (2), отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5 (отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика).

 

Величина  - совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте), сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные (длиннее — короче, шире — уже, выше — ниже, толще — тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине).

Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего). Устанавливать размерные отношения между 3–5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины. Вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов (эта (красная) башенка — самая высокая, эта (оранжевая) — пониже, эта (розовая) — еще ниже, а эта (желтая) — самая низкая» и т. д.).

Форма- - развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе. Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.). Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником. Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны.

Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой — маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — прямоугольник и др.

Ориентировка в пространстве  - развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки).

Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко (дом стоит близко, а березка растет далеко). Ориентировка во времени. Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро — день — вечер — ночь). Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра»

Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Детям кажется что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.

Подбираем темы, помогающие зрительно и осязательно помочь ребенку более детально запомнить и прочувствовать математические понятия. «Пластилиновые цифры», «Разноцветная мозаика», «Большие и маленькие дома на нашей улице» и т.п.

На занятиях математики в группе воспитатель использует  разнообразные формы и приёмы для развития  познавательной  активности детей, такие

Методы и приёмы:

 Наглядный: демонстрация объектов и  иллюстраций, наблюдение, показ , рассматривание таблиц, моделей.

Так,  например показ на фланелеграфе геометрических фигур, схематических изображений животных; рассматривание муляжей овощей.
Словесный: беседа, рассказ, объяснение, пояснения, словесные игры,

вопросы к детям, проговаривание слов пальчиковой гимнастики, отгадывание загадок, исполнение роли – словесное описание геометрических фигур.
Практический:   предполагаются   организация упражнений в  форме задания: помочь   разложить раздаточный  материал  и самостоятельная работа с  ним, пальчиковая гимнастика, прыжки, дидактические игры по формированию  математических представлений: «Найди пару», «На что похоже», «Составь фигуру животного из геометрических форм, с помощью блоков Дьенеша.».

Новое здание не даются детям в готовом виде,  оно  постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Таким образом, математика входит в жизнь детей как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира. Поэтому занятия по сути являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение - они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками LEGO... Вся система организации занятий  восприниматься ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.

Форма образовательного мероприятия - интегрированное занятие, игра-путешествие, мини-проект, викторина и т. д. должна быть прописана (Приложение).

 На занятии цель  ставится – конкретная, реалистичная, достижимая.

Задачи должны носить триединый характер, т. е. должны включать обучающую, развивающую, воспитательную направленность.
По степени активности познавательной деятельности воспитанников:

объяснительный; иллюстративный; проблемный;

частично поисковый; исследовательский; творческий.

По логичности подхода:

- аналитический (от общего к частному);

- синтетический (от частного к общему);

Способы обучения:

-индивидуальная работа (работа по карточкам, по вариантам);

- индивидуально – групповой;

-групповой (работа в группах, парная работа);

-фронтальный (объяснение, контроль, закрепление)

Методы обучения:

-проблемные;

-поисковые;

-исследовательские;

Приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т. д.).

Методы развития воспитанников:

1. Методы повышенной познавательной активности

метод повторений, сравнение. метод моделирования и конструирования. метод вопросов решение логических задач. экспериментирование и опыты. элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).

2. Методы повышения эмоциональной активности.

игровые и воображаемые ситуации. игры-драматизации. придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.

сюрпризные моменты. элементы творчества и новизны. юмор и шутка.

Структура   занятия

Вводная часть 

-    организация детей;

- переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя,

- точные и чёткие установки на предстоящую деятельность

-в доступной для детей форме, подведение к цели (например, кому-то помочь, что-то найти или узнать, отыскать, и т. п.);

Игровая мотивация. Цель: вызвать у детей интерес к занятию, реализация потребности ребенка в своей значимости и компетентности через решение практических и интеллектуальных проблем, возникших у игровых персонажей. Побуждение к деятельности.

Мотивация определяет «программу» игровых действий. При этом учитываем следующие условия:

1. Организация, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера.

2. Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной.

3. Следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой работы.

4. Содержание занятий или творческих заданий должно быть трудным, но посильным.

5. Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребёнка, тем он интересен для него.

Эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию занятия или задания, стимулировать познавательную активность детей.

Игровые методы, упражнения, используемые в работе педагогами, позволяют решить сразу несколько задач:

Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.

Повысить познавательную активность и работоспособность детей.

Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.

Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.

Увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами:

показом, пояснениями, указаниями, вопросами.

Новизна (незнакомый предмет всегда привлекает внимание, в детях просыпаются маленькие исследователи).

Включение физминуток для соблюдения режима двигательной активности,  если в ходе занятия  наблюдается постоянная смена видов деятельности! В таком случае можно использовать упражнения на развитие мелкой моторики, фонематического слуха, чувства ритма, развитие межполушарного взаимодействия и т. п.

Грамотная постановка вопроса педагогом, повышает результативность и эффективность мероприятия. Не нужно  торопить детей с ответами! Держим паузу. Попробуйте переформулировать свой вопрос, потому что отсутствие детского ответа может быть из – за неправильно заданного вопроса, а не от незнания.

Заключительный этап

- закрепление и обобщение изученного материала;

- подведение итогов деятельности, оценка результатов детской деятельности;

- поощрение детей, справившихся с заданиями повышенной сложности.

При окончании занятия необходимо помнить, что

в младшей группе педагог хвалит за усердие, активизирует положительные эмоции;

в средней группе – дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей;

Важно отметить успешных детей, подчеркнув, за счет чего удалось добиться положительного результата, поддержать стеснительных, застенчивых, охватить вниманием тех детей, у которых уже что-то получается лучше, в сравнении с предыдущими их результатами.

Нельзя  хвалить каждый раз всех детей словами «Вы все молодцы!». Отмечать  нужно конкретные заслуги каждого ребенка.  

3. Работа с родителями

Математическое развитие ребенка только в дошкольном учреждении не имело бы смысла без сотрудничества с родителями. Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Формы работы с родителями в этом направлении:

– консультации о математических возможностях ребенка на каждом возрастном этапе,

консультации с узкой предметной направленностью, приемах и способах формирования

различных математических представлений;

– размещение наглядной информации математической направленности в группах;

– родительские собрания в начале и конце учебного года, где родителям представляется

информация о задачах на учебный год и итогах учебного года;

– тематическое родительское собрание «Интеллектуальное развитие дошкольников»

– проведены фестиваль, совместный досуг.

Включить в работу активные формы работы с родителями, направленные на повышение их педагогической компетентности: семинары, практикумы, мастер-классы, математические викторины, досуги, КВН и т.д.

Что могут родители.

• Способствовать активному использованию математических понятий в познавательной и игровой деятельности, в повседневной жизни.

• Активизировать в играх представления ребёнка о цифровой символике, привлекать внимание к использованию цифр в быту и окружающей жизни (номер дома, квартиры, автобуса и т. д.) . Создать условия для знакомства с денежными купюрами и монетами.

• Способствовать совершенствованию навыков счёта. Предлагать ребёнку пересчитать, отсчитать.

• Привлекать детей к сравнению на глаз.

• Предоставлять ребёнку возможность объяснять, рассказывать, обосновывать.

• Одобрять любознательность, поддерживать инициативу ребёнка в попытках найти объяснение возникшему вопросу или замеченному противоречию.

Заключение

«Ведь от того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребёнка в этой области знаний.»

Л. А. Венгер

До введения ФГОС ДО подготовки детей к школе сводилась к элементарной «муштре» - обучению счету, письму, чтению.

Наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Простое и порой скучное обучение счетным операциям не обеспечивает ребенку его всестороннего развития.

ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным. Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребёнок, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Программ позволяет педагогам проявлять творчество, смело использовать инновации, а детям получать уважение и признание самоценности дошкольного периода жизни. По каким бы программам педагоги не работали, стартовые возможности для последующего обучения в начальной школе должны быть равные.

Чтобы дети получили качественное познавательное развитие по математике  в условиях  ФГОС в ДОУ, педагоги применяют различные методы и приемы в повседневной жизни группы и на занятиях.  От группы к группе усложняются задачи и расширяются используемые приемы. В любом возрасте нужно поддерживать исследовательский интерес и познавательную активность ребенка. 

Повышение качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Список литературы

1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. -3-е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 368 с. (методкабинет ДОУ)

3. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 64 с.

4. Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала: Средняя группа.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 80 с.

5. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 80с.  

6. Крашенинников Е.Е, Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 80 с.

7. Рабочие тетради к программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «Математика для малышей» (средняя группа)

8.Программа "Школа-2000"Л.Г.Петерсон,Е.Е.Кочемасова, М.:Ювента 2010г.,
9.Методическое пособие "Игралочка"для детей4-5 лет,М.:.Ювента 2010г.,

Приложение 1

Конспект занятия по ФЭМП в образовательной области «Познание» (средняя группа)  В гостях у сказки.

Цель: закрепить название геометрических фигур
Программное содержание: 
• Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг квадрат, треугольник; закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета;
• Закреплять умение детей соотносить цифру с количеством;
• Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление;
• Формировать умение понимать и выполнять учебную задачу. 
• Формировать умение ориентироваться в пространстве;
Материал:
• игрушки (Колобок, Медведь, Волк, Лиса);
• картинки с изображением разных предметов;
• геометрические фигуры (разные по цвету и размеру);
• изображение дома.
Ход: Ребята, сегодня мы с вами вместе поможем Колобку вернуться к бабушке и дедушке. И для этого нам надо совершить путешествие по лесу, по пути нам могут встречаться препятствия. Но мы очень дружные ребята  и все преодолеем!
Воспитатель: - Ну, что Колобок пойдем!
- Идем мы с Колобком, а на встречу  нам Волк.
Волк: - Колобок , Колобок, я тебя съем !
Воспитатель: - Волк не ешь Колобка, он хочет домой, к бабушке и дедушке!
Волк: - Ну если он отгадает мое задание, то отпущу.
Воспитатель: Ребята, мы обязательно должны помочь Колобку. Ответы детей (поможем).
Найди и назови
Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Волк просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.
Волк:- Ребята, вы такие молодцы, очень быстро справились с заданием. Я отпускаю Колобка, идите дальше.
Физкультминутка:
Вправо, влево головою
Руки вверх, перед собою,
Топни правою ногой,
Топни Левою ногой,
Раз, два на месте стой.
Встретили Лису. – Колобок, Колобок, я тебя съем.
Воспитатель: - Лиса не ешь Колобка, он хочет домой, к бабушке и дедушке!
Лиса :- ну если он отгадает мое задание, то отпущу.
Игра «Кто первый назовет?

Лиса детям показывает картинку, на которой в ряд (слева на право ) изображены разнородные предметы. Лиса договаривается с детьми, откуда начинать пересчет предметов: слева, справа. Ударяет молоточком несколько раз. Дети должны подсчитать количество ударов  и найти игрушку, которая стоит на указанном месте. Кто первый назовет игрушку, становится победителем.
Лиса :- Ребята, вы такие молодцы, хорошо считаете . Я отпускаю Колобка, идите дальше.
- Идем мы с Колобком, а на встречу  нам  Медведь.
-Медведь -Колобок , Колобок, я тебя съем !
Воспитатель: - Медведь  не ешь Колобка, он хочет домой, к бабушке и дедушке!
Медведь - ну если он отгадает мое задание, то отпущу.
Игра « Путешествие по комнате»   
Медведь  с помощью воспитателя дает детям  задания: « Дойти до окна, сделай три шага вправо». «Подойди к своему стульчику и топни левой ногой», «Попрыгай на левой ноге 2 раза» и т.д. Ребенок выполняет задание. Если дети еще недостаточно уверенно могут изменять направление движения , количество направлений должно быть не больше двух. 
Медведь :- Ребята, вы такие молодцы, такие ловкие, внимательные и очень добрые. . Я отпускаю Колобка, идите дальше.
Воспитатель: вот мы и пришли к дому, где живут бабушка и дедушка. До свидания Колобок! Не убегай больше!
Чем запомнилось вам наше путешествие?  Кого мы встретили в лесу? Да, все  это герои какой сказки? Чьи испытания вам больше всего понравились?

Приложение 2

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «В гостях у                 геометрических фигур»
Цель: Познакомить детей с геометрической фигурой- овалом.
Программное содержание:
Продолжать учить видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов.
Закреплять представления о круге, квадрате, треугольнике.
Закрепление классификации по двум признакам, обобщения.
Развивать зрительное и слуховое восприятие, образное мышление.
Формировать коммуникативные навыки.
Продолжать учить оценивать качество выполнения заданий партнёров по игре.
Раздаточный материал:
Раздаточный: билеты - парные карточки с изображением геометрических фигур для обозначения мест в кинотеатре; наборы Блоков Дьенеша на 2 детей.
Демонстрационный: плакат с изображением овощей, схематическое изображение животных (зайца, медведя, лисы), геометрические фигуры для фланелеграфа.
Словарная работа: Овал, круглый, круглые, квадратный, квадратные, треугольное

Предварительная работа:
- Беседа о правилах поведения в кинотеатре;
- Сюжетно-ролевая игра «Кинотеатр»;
- Дидактические игры «Цвет и форма», «Подбери предмет по форме», выкладывание разных предметов с помощью блоков Дьенеша (по схеме и по замыслу);
- Разучивание пальчиковой гимнастики;,
- Подвижная игра «Если да - похлопаем, если нет - потопаем!»;
- Сбор и рассматривание овощей на огороде, определение их формы;
- Лепка «Овощи» (кабачок, огурец, баклажан);
- Рисование «Овощи на тарелке»;
- Аппликация «Заготовим на зиму огурцы и кабачки»;
- Разучивание музыкально-ритмической композиции «Огородная-хороводная», «Ай дили!».
Методы и приёмы:
Наглядный: показ на фланелеграфе геометрических фигур, схематических изображений животных; рассматривание муляжей овощей.
Словесный: беседа, вопросы к детям, проговаривание слов пальчиковой гимнастики, отгадывание загадок, исполнение роли – словесное описание геометрических фигур.
Практический: пальчиковая гимнастика, прыжки, дидактические игры: «Найди пару», «На что похоже», «Составь фигуру животного из геометрических форм, с помощью блоков Дьенеша.».
Описание непосредственно образовательной деятельности.
Организационный момент
Дети вместе с воспитателем входят в музыкальный зал, встают в круг.
Воспитатель: Добрый день, дети! Я очень рада вас видеть.
Дети: Добрый день! Мы тоже рады вас видеть.
Затем проводится пальчиковая гимнастика.
Воспитатель: А теперь дети, поздоровайтесь друг с другом. (дети встают парами).
Дети: Добрый день! (пожимают руку, используя все пальцы.)
Рад тебя видеть! (здороваются всеми пальцами, кроме большого)
Наконец-то встретились! (здороваются только большими пальцами).
Если что-нибудь случится, обращайся, помогу! (переставляют указательный и средний пальцы правой руки по левой руке партнёра, «доходят до шеи, слегка похлопывают друг друга ладонью по плечу.)
Воспитатель: Вы любите сказки? (ответы детей). Сегодня я хочу пригласить вас в кинотеатр, где вы сможете увидеть сказку «Весёлые друзья». Чтобы попасть на представление, сначала надо приобрести билет в билетной кассе. Давайте решим, как нам туда идти.
Дети: Парами, дружно, спокойно.
Воспитатель: Так не интересно, скучно. Может быть поскачем на правой ножке? (дети соглашаются и перемещаются к столу, на котором разложены карточки с изображением геометрических фигур).
Основная часть.
Воспитатель. Кто же работает в кассе?

Дети. Кассир.
Воспитатель. Кассиром у нас будет Таня, а вы, дети вставайте в очередь и получив билет занимайте свои места в зрительном зале. (дети берут по одному билету и ищут стул, на котором лежит карточка).
Воспитатель: Если вы не можете найти нужное место, попросите помощи у товарищей.
Перед началом сеанса контролёр (один из детей) проверяет выполнение задания. Если место ребёнком выбрано правильно, он аплодисментами выражает своё одобрение, если нет - топает и помогает ребёнку, допустившему ошибку, найти своё место.
Воспитатель.Жили-были весёлые друзья. А кто они, вы узнаете, если отгадаете загадки.
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я.
На медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Вы подумайте, друзья,
И скажите, кто же я? (Круг)
***
Три мои стороны
Могут разной быть длины.
Где стороны встречаются -
Угол получается.
Что же вышло? Посмотри!
Ведь углов – то тоже три.
На меня вы посмотрите,
Моё имя назовите. (Треугольник)
***

В ворота его не закатишь как мяч.

И он за тобою не пустится вскачь.

Четыре угла и четыре сторонки,

Похожие, точно родные сестрёнки,

Фигура знакома для многих ребят.

Его вы узнали? Ведь это…(Квадрат)

Дети отгадывают загадки и показывают геометрические фигуры (блоки Дьенеша).

Воспитатель. Друзья жили в уютном доме (выставляет изображение дома). Какой формы были стены этого дома, его крыша, окно? (ответы детей)

 Друзья часто сидели на стульях с удобными…(квадратными) сидениями. Стол у них был…(круглый). Накрывая на стол, друзья ставили…(круглые) тарелки. В чай они клали…(квадратные) кусочки сахара. Очень любили друзья… (треугольное) печенье. Однажды кто-то постучал в дверь их дома. Вышли друзья на порог и видят: стоит перед ними удивительная фигура, немного похожая на круг. (Выставляет на фланелеграф овал). Стали знакомиться.

Воспитатель предлагает желающим детям исполнить роли геометрических фигур.

1-й ребёнок (берёт треугольник и говорит от его имени): Здравствуй, друг! Я - треугольник. У меня три стороны и три угла. Я похож на …(перечисляет предметы).

2-й ребёнок (берёт квадрат): А я – Квадрат, у меня четыре стороны и четыре угла. Я похож на…

3-й ребёнок (берёт круг): А я- Круг, у меня нет ни одного угла, я могу катиться. Я похож на…

Дети (хором). А ты кто?

Овал (за него говорит воспитатель): Здравствуйте друзья! Меня зовут Овал, я по форме похож на круг, вот посмотрите. (воспитатель ставит овал рядом с кругом, накладывает круг на овал, дети выделяют сходства и различия фигур).

Воспитатель. Дети, назовите предметы, которые по форме похожи на овал (ответы детей).

Овал. Пустите меня к себе жить.

Воспитатель. Согласились фигуры и стали они жить вместе. Каждое утро они выходили на улицу и делали зарядку. А как они её делали, я вам сейчас покажу.

Дети встают со стульчиков и делают упражнения физкультминутки.

Раз - согнуться, разогнуться,

Два - прогнуться, потянуться,

Три в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять и шесть - тихо сесть.

Воспитатель. Вот однажды решили круг, квадрат и треугольник и овал отправиться на прогулку. Проказник овал убежал от приятелей и спрятался на огороде (воспитатель ставит перед детьми плакат «огород» на котором находятся

изображения овощей). Друзья огляделись вокруг, нет овала, стали его искать. Ищут, ищут - никак найти не могут. Дети, помогите фигурам найти овал. Для этого выберите овощи, которые по форме напоминают овал (дети выбирают огурец, баклажан, кабачок…) Среди овощей нашли друзья овал. Пошли они дальше. Через некоторое время на их пути встал дремучий лес. Из-за деревьев навстречу вышли звери. Угадайте какие?

Дети называют их и перечисляют геометрические фигуры, из которых составлены изображения.(карточки-задания, где надо выкладывать животных с помощью блоков Дьенеша)

Воспитатель (обращается к детям): Серёжа, какие геометрические фигуры ты видишь в изображении лисы?…медведя?…зайца?

Воспитатель. Познакомились Круг, Овал, Квадрат Треугольник с лесными обитателями и решили на память сделать их портреты.

Дети садятся за столы, и используя схемы-образцы и блоки Дьенеша, выкладывают изображения животных.

Воспитатель. Попрощались круг, квадрат, треугольник и овал с лесными обитателями и пошли гулять по лесу (дети идут по муз. залу под тихую музыку). Долго - ли, коротко - ли они гуляли, но вот пришло время возвращаться домой (дети садятся на стулья, воспитатель ставит геом. фигуры на прежнее место около домика).

Рефлексивный момент.

Воспитатель. Ну вот ребята, наша сказка закончилась. Пришло время и нам возвращаться в детский сад. Понравилось ли вам в кинотеатре? Что вы сегодня нового узнали, с чем (кем) познакомились? Вы мне тоже сегодня понравились: Дима Саша- внимательно слушали и быстро отвечали на вопросы; Лена и Аня быстрее всех выложили фигуры зверей...(обобщить положительные достижения детей).

Рекомендации родителям:

1.Поиграйте с детьми в дидактические игры «Найди предмет овальной формы» (предложите детям в окружающем  найти предметы овальной формы); «На что похоже» (покажите детям овал и предложите детям подумать и назвать, на что он похож, например, на туловище животного, на воздушный шарик…).

Приложение3

Конспект занятия по математике в средней группе «Помощь Незнайки»
Цель: упражнять детей в счете предметов, учить раскладывать геометрические фигуры в ряд, различать цвета геометрических фигур, закрепить умение различать геометрические фигуры, закрепить счет до 5.
Методические приемы: показ, демонстрация, игровые приемы, рассказ.
Демонстрационный материал: волшебный мешочек, а в нем пять геометрических фигур (2 квадрата, 1 круг, 2 треугольника). Геометрические фигуры разноцветные.
Ход занятия:
Организационный момент.
Дети встают в круг.
Воспитатель: «Ребята, сегодня я шла в садик и встретила почтальона, он мне дал письмо» - читает его.
«У Незнайки случилась проблема, он предлагает нам помочь, выполнить несколько заданий. Вы готовы ему помочь?»
Дети: «Да»
Воспитатель: «Тогда давайте приступим к заданиям, а потом я позвоню Незнайке»
1. Воспитатель вызывает несколько детей по одному человеку и предлагает на ощупь сосчитать предметы, которые лежат в волшебном мешочке. После этого показывает всем детям предметы, которые там лежали. Все вместе проверяют «не ошибся ли ребенок который вышел?» И так воспитатель вызывает несколько детей, задание аналогично.
2. Воспитатель делит детей на подгруппы и предлагает одной подгруппе разложить геометрические фигуры по цвету, а другой по форме. Дети выполняют задания и подгруппы меняются, которые раскладывали по цвету, раскладывают по форме, а которые раскладывали по форме, уже раскладывают по цвету.
3. Воспитатель предлагает индивидуально сосчитать геометрические фигуры. Дети считают сначала круги, потом квадраты, потом треугольники, а потом предлагает нескольким детям сосчитать все геометрические фигуры.

Итог: Воспитатель хвалит всех детей и говорит: «Молодцы, с заданиями все справились. Понравилось?»
Дети: «Да»
Воспитатель: «Что больше всего понравилось? Что было легко, а что трудно? Что не понравилось»
Дети отвечают на вопросы воспитателя. Далее воспитатель звонит Незнайке и говорит, что дети молодцы и справились со всеми заданиями.

Приложение 4

Итоговое занятие по ФЭМП за первое полугодие в средней группе "В гости к Лисе"

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование элементарных математических представлений, познавательно-исследовательская деятельность), «Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цели: упражнять в счете до 5, упражнять в порядковом счете, продолжать сравнивать предметы по длине и ширине, развивать двигательные умения, ловкость, внимание.

Материалы и оборудование: рисунки двух домов и одинаковые дорожки к ним, силуэтные рисунки с изображением шарфов разной длины, картинки с изображениями предметов в количестве от 1 до 5, «камушки» с цифрами от 1 до 5, 5 кубиков разного цвета.

Содержание организованной деятельности детей:

1.Организационный момент. Воспитатель: ребята, сегодня мы с вами будем учиться сравнивать предметы по длине и ширине, пересчитывать их, вспомним геометрические фигуры, а потом поиграем

2. Сравнение предметов по ширине. Воспитатель показывает два домика, возле них дорожки.

3. Геометрические фигуры. На какую геометрическую фигуру похож домик Лисы? А эти предметы на какие геометрические фигуры похожи?

3. Геометрические фигуры. На какую геометрическую фигуру похож домик Лисы? А эти предметы на какие геометрические фигуры похожи?

4. . Сравнение предметов по длине. Поиграли Лиса с Волком, решил Волк домой идти. Спрашивает он у Лисы, какой его шарф? Лиса говорит: короткий зеленый шарф – твой, а длинный красный - мой. Задание: раскрасить самый короткий шарф зеленым цветом, а самый длинный – красным. 

5. Счет до 5. Пошел Волк домой, а идти ему надо через ручеек. Чтобы не замочить ножки, пойдет он по камушкам. Воспитатель показывает цифры, дети их называют, затем раскладывают карточки с цифрами по порядку от 1 до 5. На полу разложены «кочки» (круги) – 5 штук на некотором расстоянии друг от друга. На кругах написаны цифры от 1 до 5. Детям надо перебраться с одного берега на другой по кочкам, называя цифры. Молодцы, цифры вы знаете, а теперь посмотрите на картинки. Назовите сколько предметов изображено на картинках.

6. Порядковый счет до 5. Пришел Волк домой, а его игрушки кто-то разбросал. Давайте соберем кубики, красиво расставим на полочке. Воспитатель ставит пять кубиков разного цвета. Дети считают кубики по порядку: первый, второй, третий, четвертый, пятый. Вопросы: - это какой по счету кубик? - второй кубик какого цвета? - какой по счету третий кубик? - пятый кубик какого цвета?

 7. Рефлексия Чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось больше всего


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»

    В законе «Об образовании в Российской Федерации» в числе основных форм организации образовательного процесса является познавательно-исследовательская деятельность, которая входит ...

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в условиях реализации ФГОС ДОО

В федерaльном гоcудaрcтвенном обрaзовaтельном cтaндaрте дошкольного обрaзовaния определены зaдaчи познaвaтельного рaзвития:— рaзвитие интереcов детей, любознaтельноcти и познaвaтельной мотивaции;— рaз...

Выступление на МО "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

ФГОС ДО направляют содержание образовательной области «Познание» на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач....

Тезисы «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

В статье представлены тезисы, раскрывающие понятие познавательного развития по ФГОС ДО. Показана обоснованность выбора проектной деятельности как средства развития познавательной активности. Дано опре...