Математический фольклер
картотека по математике

Забродская Наталья Геннадьевна

считалки , скороговорки,сказки

Скачать:


Предварительный просмотр:

математический фольклор:

загадки, считалки, скороговорки

http://ess-sad8.ru/media/k2/items/cache/e4c07973dbc8eb2f7380bdedc4201087_XL.jpg


http://www.gurbuki05.ru/zeon/ar127444730538476.jpg       ЗАГАДКА – малый жанр фольклора, представляющий собой "зашифрованное" образное описание предмета, явления или ситуации.

http://mihailovoschool.ucoz.ru/Image/Zifry/1.jpg

  1. Зимой и летом ОДНИМ цветом.   (Ель) 
  2. Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб)
  3. Наш лиловый господин

Среди овощей ОДИН.

Он французский граф Де Жан

А по-русски - ...       (Баклажан)

  1. На ноге стоит одной, крутит-вертит головой.
    Нам показывает страны, реки, горы, океаны
    (Глобус).
  2. У кого одна нога, да и та без башмака? (Гриб).
  3. Много рук, нога -  одна (Дерево).
  4. Стоят в один ряд острые пальчики - цап - царапки: подбирай охапки! (Грабли).
  5. На одной ноге кружится, беззаботна, весела.

В пестрой юбке танцовщица, музыкальная … (Юла).

  1. На длинной ножке, застыв до поры, отдыхает палочка после игры (Единица). 

http://mihailovoschool.ucoz.ru/Image/Zifry/2.jpg

  1. ДВА конца, ДВА кольца, а посредине гвоздик. (Ножницы.)
  2. ДВА братца пошли в реку купаться (Вёдра).
  3. ДВА домика – теплушки подарены Танюшке (Варежки).
  4. Есть у каждого лица ДВА красивых озерца. (Глаза)
  5. Между ними есть гора. Назови их, детвора. (Глаза).
  6. Между ДВУХ светил, посередине - один (Нос).
  7. Два глядят, да двое слушают (Глаза и уши).
  8. ДВА близнеца, ДВА братца на нас верхом садятся (Очки и нос).
  9. ДВА соболя лежат хвостами друг к другу (Брови). 
  10. ДВЕ сестрицы друг за другом пробегают круг за кругом:

          коротышка только раз, та, что выше - каждый час! (Стрелки часов).

  1. Бежит-гудит, в ДВА глаза глядит, а станет - ярко-красный глазок    

           глянет! (Автомобиль).

  1. У него ДВА колеса и седло на раме, ДВЕ педали есть внизу, крутят их  

           ногами (Велосипед).

  1. ДВА коня у меня, ДВА коня.

          По воде они возят меня, а вода тверда, словно каменная! (Коньки).

  1. ДВЕ полоски на снегу оставляю на бегу.

          Я лечу от них стрелой, а они опять за мной (Лыжи).http://mihailovoschool.ucoz.ru/Image/Zifry/3.jpg

  1. ДВА братца через мать, друг на друга глядят (Берега).
  2. Не мотылек, не птичка, а держит ДВЕ косички (Бант).
  3. ДВОЕ в небе ходят кругом, но не видятся друг с другом (Солнце и  

                                                                                                                          луна).

  1.  Сговорились ДВЕ ноги делать дуги и круги (Циркуль).
  2.  Шея длинная такая, хвост крючком…

           И не секрет: любит всех она лентяев, а её лентяи - нет! (Двойка).

http://mihailovoschool.ucoz.ru/Image/Zifry/3.jpg

  1. Я стою на ТРЕХ ногах, ноги в черных сапогах. Зубы белые, педаль.

          Как зовут меня? (Рояль).

  1. Входишь в одну дверь, а выходишь из ТРЕХ. Думаешь, что вышел, а на  http://mihailovoschool.ucoz.ru/Image/Zifry/4.jpg

          самом деле – вошел (Рубашка).

  1. ТРЕУГОЛЬНАЯ доска, а на ней три волоска.

          Волосок - тонкий, голосок - звонкий (Балалайка).

  1. Возле леса на опушке ТРОЕ их живет в избушке.
             Там
    ТРИ стула и ТРИ кружки, ТРИ кровати, ТРИ подушки.
             Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?
    (Машенька и три      

                                                                                                              медведя).

  1. ТРОЕ одним лугом пашут (Пальцы пишут).
  2. У него глаза цветные, не глаза, а ТРИ огня, он по очереди ими сверху  

          смотрит на меня (Светофор).

http://mihailovoschool.ucoz.ru/Image/Zifry/4.jpg

  1. ЧЕТЫРЕ ноги, а ходить не может. (Стол.)
  2. ЧЕТЫРЕ братца под одной крышей стоят (Стол).
  3. Хоть у нас ЧЕТЫРЕ ножки,
             Мы не мышки и не кошки.
             Хоть мы все имеем спинки,
             Мы не овцы и не свинки.
             Мы не кони, хоть на нас
             Вы садились сотни раз
    (Стулья).
  4. На ЧЕТЫРЕХ ногах стою,
             Ходить я вовсе не могу.
             Когда устанешь ты гулять,
             Ты можешь сесть и отдыхать
    (Стул).
  5. На ЧЕТЫРЕ ноги надевали сапоги.
             Перед тем как надевать, стали обувь надувать
    (Шины).
  6. Шевелились у цветка все ЧЕТЫРЕ лепестка.
             Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел
    (Бабочка).
  7. ЧЕТЫРЕ крыла, а не птица; крыльями машет, а не с места (Мельница).
  8. ЧЕТЫРЕ грязных копытца залезли прямо в корытце (Поросенок).
  9. Живет между камнями голова с ЧЕТЫРЬМЯ ногами (Черепаха).
  10.  Кто в году ЧЕТЫРЕ раза переодевается? (Земля)
  11.  В году у дедушки ЧЕТЫРЕ имени (Зима, весна, лето, осень).
  12.  Ежегодно приходят к нам в гости: один седой, другой молодой, третий  

           скачет, а ЧЕТВЕРТЫЙ плачет (Времена года).

  1.  Говорит она беззвучно, но понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с  

           ней - станешь ВЧЕТВЕРО умней (Книга).

  1.  ЧЕТЫРЕ ноги, да не зверь. Есть перья, да не птица (Кровать с  

                                                                                                               подушкой).

  1. Два брюшка, ЧЕТЫРЕ рожка (Подушка).
  2. Вспушит она свои бока, свои ЧЕТЫРЕ уголка.
             И тебя, как ночь настанет, все равно к себе притянет
    (Подушка).
  3. ЧЕТЫРЕ уха, а перьев не сосчитать (Подушка).

http://mihailovoschool.ucoz.ru/Image/Zifry/5.jpg

  1. У двух матерей по ПЯТИ сыновей, одно имя всем (Пальцы).
  2. ПЯТЕРКА братьев неразлучна, им вместе никогда не скучно.
             Они работают пером, пилою, ложкой, топором
    (Пальцы). 
  3. ПЯТЬ братцев в одном домике живут. (Варежка.)http://mihailovoschool.ucoz.ru/Image/Zifry/6.jpg
  4. ПЯТЬ мешочков шерстяных - греются братишки в них (Перчатки).
  5. Чтоб не мерзнуть, ПЯТЬ ребят в печке вязаной сидят (Пальцы в  

                                                                                                                   варежке).

  1. ПЯТЬ мальчиков, ПЯТЬ чуланчиков,

          Разошлись мальчики в темные чуланчики. (Пальцы в перчатке.)

  1. ПЯТЬ ступенек - лесенка, на ступеньках - песенка (Ноты).
  2. Есть, друзья, такая птица: если сядет на страницу,
             Очень рад бываю я, а со мною вся семья
    (Пятёрка)

http://mihailovoschool.ucoz.ru/Image/Zifry/Mnogo.jpeg

  1. 12 братьев друг за другом ходят, друг друга не находят. (Месяцы.)

***

  1. 12 братьев равно называются и разными делами занимаются (Месяцы  

                                                                                                                         года).

***

  1. На странице букваря 33 богатыря.
             Мудрецов богатырей
             Знает каждый грамотей (
    Буквы).

***

  1. Сели на страничке 33 сестрички.
             Сели рядом - не молчат,    

          Нам загадки говорят (Буквы).

***

  1. Рассыпался горох на семьдесят дорог: никто его не подберет (Град).

***

  1. В два ряда дома стоят - 10, 20, 100 подряд.
             И квадратными глазами
             Друг на друга глядят
    (Улица).

***

  1. Сто одёжек, а все без застёжек (Капуста).

***

  1. Лето целое старалась -
             Одевалась, одевалась…
             А как осень подошла, нам одёжки отдала.

          Сотню одежонок сложили мы в бочонок (Капуста).

***

  1. Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает.  

                                                                                                                        (Лук.)

***                                                                                                                          

  1. В красном домике сто братьев живут, все друг на друга похожи.  

***                                                                                                                 (Арбуз.)

  1. Сто березовых солдат, взявшись за руки стоят. (Забор)

***

  1. Один пастух 1000 овец пасет (месяц и звезды).

***

  1.  Золотое решето черных домиков полно.
              Сколько чёрненьких домиков,
              Столько беленьких жильцов
    (Подсолнух).

***

  1. Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать. (Часы.)

https://i.pinimg.com/originals/87/f0/65/87f065bf049fc46d3fc903518cdf523b.png

  1. Что за мягкие КВАДРАТЫ
             Дарят сказки всем ребятам?
             На кровати, как подружки,
             Пухлощёкие…
    (Подушки.)

  1. ОВАЛЬНАЯ лягушка,
              Но вовсе не зверушка,
              А овощ-молодец –
              Зелёный …
    (Огурец.)

  1. В огороде он растёт –
             Плод ОКРУГЛЫЙ, плоский плод,
             Что сородич с кабачком:
             Он с хвостом и с пятачком.
             Носит белый сюртучок,
             Но волнист его бочок –
             У него другой фасон.
          – Что за овощ?…
    (Патиссон.)

                        *****

           Ушки – ТРЕУГОЛЬНИКИ,
          С пушистой бахромою.
         Я – лесная киска,
         Опасна я, не скрою:
         Не рискуй дружить со мной –
         Обходи-ка стороной!
         Не спеши мне крикнуть: «Брысь!»,
         Я не киска, я же…
(Рысь.)

                       *****

         Небо, будто синий дом,
        Есть одно оконце в нём:
        Словно КРУГЛОЕ оконце
        В небесах сверкает …
(Солнце.)

СЧИТАЛОЧКА – ритмично произносимый стишок, в результате которого определяются места участников в детских играх. 


http://gomonova.ucoz.ru/German.gif

Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять —
Можно все пересчитать,
Сосчитать, измерить, взвесить...
Сколько в комнате углов,
Сколько ног у воробьев,
Сколько пальцев на ногах,
Сколько в садике скамеек,
Сколько в пятачке копеек!

***

Жили-были сто ребят.
Все ходили в детский сад,
Все садились за обед,
Все съедали сто котлет,
А потом ложились спать —
Начинай считать опять.

***

Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре —
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон —
Убежали мышки вон.

Раз, два, три, четыре,
Жили мошки на квартире.
К ним повадился сам-друг,
Крестовик — большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь,
Паука давай попросим:
«Ты, обжора, не ходи».
Ну-ка, Машенька, води!

***

Жил в реке один налим,
Два ерша дружили с ним,
Прилетали к ним три утки
По четыре раза в сутки
И учили их считать —
Раз, два, три, четыре, пять.

***

Вот грибочки на лужочке
В красных шапочках стоят.
Два грибочка, три грибочка,
Сколько вместе будет? —
Пять.

***

Подогрела чайка чайник.
Пригласила восемь чаек:
«Прилетайте все на чай!»
Сколько чаек, отвечай!

***

Чайки жили у причала,
Их река волной качала.
Раз, два, три, четыре, пять —
Помоги их сосчитать!         

***

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Это долька – для ежа,

Это долька – для стрижа,

Это долька – для утят,

Это долька – для котят,

Это долька – для бобра,

А для волка – кожура…

Он сердит на нас – беда!!!

Разбегайтесь, кто куда!

***

Раз-два, раз-два, раз-два-три!
Вслед за мною говори:
В понедельник, вторник, среду
В гости к бабушке поеду,
А в четверг и в пятницу
Санки к дому катятся.
За субботой – воскресенье,
В этот день пекут печенье.
Раз-два, раз-два, раз-два-три!
Всю считалку повтори!

***

Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть , семь, восемь, девять, десять,
Выплывает белый месяц,
А за месяцем луна,
Мальчик девочке слуга.
Ты, слуга, подай карету,
А я сяду и поеду,
Я поеду в Ленинград,
Покупать себе наряд.

***

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Начинается считалка:

«На березу села галка,

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей.

Завтра с неба прилетит

Синий-синий-синий кит.

Если веришь – стой и жди,

А не веришь – выходи!»

***

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Я для вас, друзья-подружки,

Затеваю печь ватрушки,

Быстро нужно их испечь.

Ты пойдешь, истопишь печь!

***

Раз, два – шли утята,

Три, четыре – шли домой.

Вслед за ними плелся пятый,

Впереди бежал шестой,

А седьмой от всех отстал,

Испугался, запищал:

- Где вы? Где вы?

- Не пищи!

Мы тут рядом…поищи.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем в прятки мы играть.

Небо, звезды, луг, цветы - 

Ты поди - ка поводи!

***

Раз, два, три, четыре, пять,

Надо солнышку вставать.

Шесть, семь, восемь, девять, десять,

Солнце спит, на небе месяц.

Разбегайся кто куда,

Завтра новая игра.

В.Левин

Кошкина считалка

Раз, два, три, четыре, пять.
Кошка учится считать.
Потихоньку, понемножку
Прибавляет к мышке кошку.
Получается ответ:
Кошка есть, а мышки нет.

Мышкина считалка

Раз, два,

Три, четыре.
Посчитаем дыры в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит вкусным будет сыр.
Если в нем одна дыра,
Значит, вкусным был вчера!


СКОРОГОВОРКА –шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов.

http://www1.ccs.k12.in.us/uploads/0004/1274/talking.jpg

***

Я бродил один у горки, собирал скороговорки.

***

В один клин, Клим, колоти.

***

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке. 

***

Три сороки – три трещотки

Потеряли по три щетки:

Три – сегодня,

Три – вчера,

Три – ещё позавчера.

***

На дворе трава, на траве – дрова: раз – дрова, два дрова, три дрова.

Три миллиона лимонов для миллиона хамелеонов.

***

Три свиристели еле - еле свистели на ели. 

Три сороки, три трещотки потеряли по три щетки: три - сегодня, три - вчера, три - еще позавчера. 

***

Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.

Во дворе четыре Сашки на траве играли в шашки.

***

У четырех черепашек по четыре черепашонка.

***

Полчетверта четверика гороху, без червоточинки.

***

Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

***

Шесть мышат в камыше шуршат.  

***

Саша шустро сушит сушки,
Саша высушил штук шесть.
И спешат к нему старушки сушек
Сашиных поесть.

***

На семеро саней по семеро в сани уселись сами



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Способы и методы ознакомления с русским фольклером"

Способы и методы ознакомления с русским фольклером"...

Консультация для педагогов ДОУ "Ознакомление детей дошкольного возраста с творчеством художников- иллюстраторов по произведениям устного фольклера"

Консультация для педагогов детский садов и преподавателей по изобразительной деятельности " Ознакомление детей дошкольного возраста с творчеством художников- иллюстраторов по произведениям устног...

совместное мероприятие родители и дети по теме нравственное воспитание детей на основе фольклера

приобщение детей к народным традициям необходимо начинатьть  сдетсва, чтоб не быть иванами непомнящим  родства...

Преобщение детей к фольклеру

Содержание:1. О фольклоре2. Фольклор для малышей3. Малые формы устного-народного творчества (пословицы, поговорки, загадки, считалочки)4. Заключение Цель:помочь маленькому ребенку обрести л...

Методическая разработка. Формирование КГН при знакомстве с фольклером

Культурно-гигиенические навыки – это навыки, которые позволяют человеку обслужить самого себя. Культурно-гигиенические навыки – важное средство физического воспитания; являются составной ч...

Консультация для родителей "Особенности русского народного фольклера в театральной деятельности младших дошкольников"

Возраст детей трех-четырех лет – богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети с поразительной б...

Развлечение в старшей группе “ Русский фольклер”

Цель: Воспитание любви к русской национальной культуре.Задачи:- Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;- Развивать интерес к крестьянскому быту, русскому народному фол...