Методическая разработка. Формирование КГН при знакомстве с фольклером
методическая разработка (младшая группа)

Людмила Александровна Михеева

Культурно-гигиенические навыки – это навыки, которые позволяют человеку обслужить самого себя. Культурно-гигиенические навыки – важное средство физического воспитания; являются составной частью культуры поведения, с другой стороны они связаны с трудовым воспитанием.

С первых дней жизни ребенка при формировании культурно-гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания ребенка, «вхождения» его в мир взрослых. Одной из важнейших задач трудового воспитания является формирование у детей культурно-гигиенических навыков, необходимых им для обретения бытовой независимости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

1.        Понятие о культурно-гигиенических навыках        3

2.        Характеристика особенностей формирования культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет        7

3.        Фольклор как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет        10

4.        Выявление уровня развития культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы        12

5.        Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет средствами фольклора        17

Список использованных источников         21

Приложения……………………………………………………..……….………22


  1. Понятие о культурно-гигиенических навыках

Культурно-гигиенические навыки – это навыки, которые позволяют человеку обслужить самого себя. Культурно-гигиенические навыки – важное средство физического воспитания; являются составной частью культуры поведения, с другой стороны они связаны с трудовым воспитанием.

С первых дней жизни ребенка при формировании культурно-гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания ребенка, «вхождения» его в мир взрослых. Одной из важнейших задач трудового воспитания является формирование у детей культурно-гигиенических навыков, необходимых им для обретения бытовой независимости.

Виды культурно-гигиенических навыков

  • навыки культурной еды
  • навыки самообслуживания
  • навыки поддержания порядка в окружающей обстановке
  • навыки культурных взаимоотношений
  • навыки поддержания чистоты тела [3].

Наличие культурно-гигиенических навыков – важное условие для поддержания здоровья, так как соблюдение правил личной гигиены предохраняет от инфекционных заболеваний.

Ежедневно повторяя одни и те же действия, ребенок совершенствует движения: они становятся более точными, ловкими, координированными.

Ребенок шире познает окружающий мир, так как, пользуясь разными предметами (ложка, салфетка и т.д.), знакомясь с их свойствами (мокрые, сухие, чистые), осмысливает простые связи между явлениями (не наклонился над тарелкой – рубашка грязная).

Культурно-гигиенические навыки способствуют развитию речи: воспитатель наряду с показом и непосредственной помощью пользуется словом (поясняет действие, указывает на основные признаки).

Благодаря культурно-гигиеническим навыкам развиваются, приобретают силу и устойчивость такие психические функции, как внимание и воля (это связано с тем, что детям раннего возраста требуется постоянное воспитательное воздействие).

Овладение культурно- гигиеническими навыками приводит к удовлетворению стремления к самостоятельности (что формирует положительное отношение к процессам воспитания).

Воспитатель должен знать ценность культурно-гигиенических навыков, а также то, какие из них доступны ребенку того или иного возраста, и уметь обеспечить их своевременное развитие.

Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения и имеет следующие задачи:

  • приучить детей правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу;
  • уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой;
  • учить тому, что, чем и как едят (хлеб, котлета, салат, суп, каша, бутерброд, запеканка);
  • познакомить с разновидностями посуды (чайная, столовая);
  • учить сервировать стол к чаю;
  • привлекать внимание к заданному образцу правильного общения во время приема пищи (разговаривать вполголоса, доброжелательным тоном, не говорить с набитым ртом, уважительно относиться к просьбам и желаниям детей) [5].

Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки: мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: "Застегните", "Завяжите", "Оденьте". 
Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия [10]. 

Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность,  дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность. 

Проблемами воспитания культурно-гигиенических навыков детей занимались такие отечественные авторы, как Выготский Л.С., Забрамная С.Д., Малер А.Р., Шипицина Л.М. Среди зарубежных авторов можно выделить Кристен У., Нюканен Л., Рюкле Х.

Для того, чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в дошкольном образовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу.Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. В детском саду должны быть созданы условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.

Также для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет внешний вид окружающих их взрослых. Нужно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания, - единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает культурно-гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

Воспитывая ребенка раннего возраста, педагогам и родителям надо помнить, что они первые, кто должен умело, очень тонко и осторожно придать ребенку те черты и особенности, которые расцветут и окрепнут у него в дошкольном возрасте. Именно в раннем возрасте должно быть положено начало этой воспитательной работе, так как чем позже она будет начата, тем труднее будет ее осуществить.

  1. Характеристика особенностей формирования культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет

Детям свойственны живой интерес к окружающему, активность, эмоциональность, стремление к самостоятельности – все это создает благоприятные условия для воспитания культурно-гигиенических навыков, имеющих очень большое значение для развития детей.

При освоении образовательной области «Здоровье» в разделе «Воспитание культурно-гигиенических навыков», у ребёнка 3-4лет должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки согласно его возрасту:

– ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры и в детском саду и дома;

– самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;

– имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;

– умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;

– ребёнок с желанием и интересом принимает участие в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков [4].

Задачи воспитателя в работе по формированию культурно-гигиенических навыков в средней группе:

  • способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены;
  • познакомить с алгоритмом выполнения культурно-гигиенических навыков;
  • приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком;
  • формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
  • создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;
  • формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома.

Программа «Чистюля» основана на «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.) и рассчитана на 2года: первая младшая группа (от 2 до 3 лет), вторая младшая группа (от 3 до 4 лет). Задачи и содержание работы по формированию культурно-гигиенических навыков во второй младшей группы:

1.Продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать одежду).

2.Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

3.Продолжать учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком.

4. Учить правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой [1].

К концу года дети 3-4 лет могут:

1.Самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.

2.Складывать, вешать предметы одежды.

3. Мыть руки, лицо, уши аккуратно.

4. Насухо вытираться.

5. Вешать полотенце на место.

6.Пользоваться носовым платком (расческой).

7.Пользоваться правильно столовой и чайной ложками, салфеткой.

Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:

  • прямое обучение;
  • показ;
  • упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;
  • систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.

Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы.

В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений.

Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.

Все сведения по гигиене прививаются детям в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

  1. Фольклор как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет

Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых – родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи. Главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы.

Проблему формировании культурно-гигиенических навыков  помогает детский фольклор – сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, загадки, поговорки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.

Малый фольклорный жанр – это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая её образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника [6].

Песенки – потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнить задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают.

Детей завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете или настоящие «небывальщины и несказальщины». Под потешки дети с удовольствие умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развивается память, внимание и речь, а если он выполняет определенные движение, то дополнительно развивает координацию и ловкость.

Фольклор может решить многие педагогические задачи, обогатить социально – игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.

Именно поэтому в повседневной жизни, общаясь с малышом,  необходимо использовать стишки и прибаутки, которые помогут заинтересовать и привлечь ребёнка к обучению культурно-гигиеническим навыкам.


  1. Выявление уровня развития культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы

Место проведения исследования – исследовательская работа проводилась на базе МБДОУ № 7 «Зёрнышко» г. Рязани.

Сроки проведения исследования – март 2017 года.

Характеристика выборки – 10 детей (5 мальчиков и 5 девочек) в возрасте 3-4 лет, посещающих вторую младшую группу (список детей см. Приложение 1).

Для выявления уровня развития культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет использовалась методика наблюдения за детьми Е.И.Березовой [1].

Наблюдение за детьми осуществлялось в течение нескольких дней, результаты наблюдений заносились в индивидуальные протоколы наблюдений (см. Приложение 3).

Критерии (показатели) сформированности культурно-гигиенических навыков во второй младшей группе

Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:

  1. Мыть лицо, уши, руки;
  2. Закатать рукава;
  3. Смочить руки;
  4. Взять мыло, намыливать до появления пены;
  5. Смыть мыло;
  6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;
  7. Пользоваться расческой.

Навыки опрятной еды включают умение:

  1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
  2. Не крошить хлеб;
  3. Пережевывать пищу с закрытым ртом;
  4. Не разговаривать с полным ртом;
  5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
  6. Благодарить;
  7. Пользоваться только своим прибором.

Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:

  1. Расстегнуть пуговицы;
  2. Снять платье (брюки);
  3. Аккуратно повесить;
  4. Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки;
  5. Снять обувь;
  6. Снять колготки, повесить на рубашку (платье);
  7. Надеть в обратной последовательности.

Критерии оценки:

3 балла – правильно выполненное действие;

2 балла – действие выполненное с небольшими неточностями;

1 балл – неумение выполнять действие.

Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков

Высокий уровень (52-63 балла) – все навыки сформированы прочно;

Средний уровень (35-51 баллов) – один и более навыков, находятся в стадии становления;

Низкий уровень (21-34 баллов) – один и более навыков не сформированы.

Характеристика уровней сформированности культурно-гигиенических навыков

Высокий уровень (I) – дети могут самостоятельно мыть лицо, уши, руки. Перед мытьем рук они закатывают рукава. Они могут аккуратно смочить руки, взять мыло, намыливать до появления пены, а затем смыть мыло. После сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку. Они могут пользоваться расческой. Навыки опрятной еды сформированы – они правильно используют столовую и чайную ложки, вилку, салфетку. Когда едят, не крошат хлеб, пережевывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают с полным ртом. Тихо выходят по окончании еды из-за стола, благодарят взрослых. Во время еды пользуются только своим прибором. Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке сформированы – они могут самостоятельно расстегнуть пуговицы, снять платье (брюки), затем аккуратно их повесить, снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки, снять обувь, снять колготки, повесить на рубашку (платье), надеть в обратной  последовательности.

Средний уровень (II) –  Навыки мытья рук и личной гигиены – один и более навыков мытья рук и личной гигиены находятся в стадии становления. Навыки опрятной еды сформированы –  один и более навыков, находятся в стадии становления. Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке сформированы – один и более навыков, находятся в стадии становления.

Низкий уровень (III) – Навыки мытья рук и личной гигиены – один и более навыков не сформированы. Навыки опрятной еды сформированы –  один и более навыков не сформированы. Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке сформированы – один и более навыков не сформированы.


Анализ проведенной работы

Таблица 1.

Распределение количества детей второй младшей группы с высоким, средним и низким уровнем развития культурно-гигиенических навыков

Уровень развития культурно-гигиенических навыков

Количество детей,  

чел/ %

I уровень/

 высокий

3 / 30%

II уровень/

средний

5 / 50%

III уровень/

низкий

2 / 20%

С высоким уровнем развития культурно-гигиенических навыков выявлено 30% детей (Аня Ч., Даша Р., Катя М.). Эти дети могут самостоятельно мыть лицо, уши, руки. Перед мытьем рук они закатывают рукава. Они могут аккуратно смочить руки, взять мыло, намыливать до появления пены, а затем смыть мыло. После сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку. Они могут пользоваться расческой. Навыки опрятной еды сформированы – они правильно используют столовую и чайную ложки, вилку, салфетку. Когда едят, не крошат хлеб, пережевывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают с полным ртом. Тихо выходят по окончании еды из-за стола, благодарят взрослых. Во время еды пользуются только своим прибором. Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке сформированы – они могут самостоятельно расстегнуть пуговицы, снять платье (брюки), затем аккуратно их повесить, снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки, снять обувь, снять колготки, повесить на рубашку (платье), надеть в обратной  последовательности.

Со средним уровнем развития культурно-гигиенических навыков выявлено 50% детей (Даниил О., Никита Д., Егор А., Оля С., Диана Р.). эти дети могут самостоятельно мыть лицо, уши, руки, но перед мытьем рук они забывают закатывать рукава. Они могут смочить руки, взять мыло, намыливать до появления пены, а затем смыть мыло. После они сухо вытирают руки, но не могут аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку. Оля С. и Диана Р. могут пользоваться расческой. Дети правильно используют столовую и чайную ложки, вилку, но не пользуются салфеткой. Когда едят, не крошат хлеб, пережевывают пищу с закрытым ртом, могут разговаривать с полным ртом. Тихо выходят по окончании еды из-за стола, благодарят взрослых. Во время еды пользуются только своим прибором. Они не могут самостоятельно расстегнуть пуговицы. Но могут самостоятельно  снять платье (брюки), не всегда аккуратно их повесить, снять рубашку и не всегда аккуратно её повесить на брюки, снять обувь, снять колготки, повесить на рубашку (платье), надеть в обратной  последовательности.

С низким уровнем развития культурно-гигиенических навыков выявлено 20% детей (Коля М., Денис Р.). Эти дети могут самостоятельно мыть лицо, руки, но не уши, перед мытьем рук они забывают закатывать рукава. Они могут смочить руки, взять мыло, намыливать до появления пены, а затем смыть мыло. После они сухо вытирают руки, но не могут аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку. Не могут пользоваться расческой. Дети не всегда правильно используют столовую и чайную ложки, вилку, не пользуются салфеткой. Когда едят, крошат хлеб, пережевывают пищу с закрытым ртом, могут разговаривать с полным ртом. Выходят по окончании еды из-за стола с шумом, не благодарят взрослых. Во время еды пользуются только своим прибором. Они не могут самостоятельно расстегнуть пуговицы. Но могут самостоятельно  снять платье (брюки), не всегда аккуратно их повесить, снять рубашку и не всегда аккуратно её повесить на брюки, снять обувь, снять колготки, повесить на рубашку (платье), не могут надеть в обратной  последовательности.

Таким образом, проведенное исследование уровня развития культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы показало, что в данной группе есть дети, которые нуждаются в целенаправленной педагогической работе по формированию культурно-гигиенических навыков средствами фольклора.

  1. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет средствами фольклора

На основании проведенной работы можно предложить некоторые методические рекомендации по использованию фольклора в процессе формирования культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы. Необходимо использовать фольклор в своем общении с детьми во время всех режимных моментах. Например:

во время умывания можно прочитать детям:

«Водичка-водичка,
Умой Настино личико,

Настя кушала кашку,

Испачкала мордашку.

Чтобы девочка была

Самой чистенькой всегда,

Помоги, водичка,

Умыть Настино личико»

Для пробуждения:

«Солнце светит:

Где тут дети?

На подушке, на простынке.

Нежат розовые спинки?

Ясный день пришел давно

И стучится к нам в окно!»

Одевая детей, можно прочитать:

«Застегнём застёжки

На твоей одёжке:

Пуговки и кнопочки,

Разные заклёпочки»

Для чтения перед завтраком:

«У пушистой белочки

Орехи на тарелочке.

У котёнка и щенка

Два стакана молока,

У мышонка вкусный сыр,

У лисы густой кефир.

У зайчат печенье,

У пчелы варенье.

А в тарелку нашу

Мы положим кашу!»

Во время приёма пищи:

«Это - ложка,

Это - чашка.

В чашке - гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала –

Кашки гречневой не стало!»

«Руки мы помоем дружно.

Это важно, это нужно.

Только с чистыми руками

Мы за стол садимся сами.

Ложкой-вилкой не грохочем,

Не играем, не хохочем,

Мы на стульчике сидим,

Молча, весело едим.

Мы ногами не болтаем,

И ворон мы не считаем,

Не глядим по сторонам,

Ведь обедать надо нам!»

Перед сном:

«Баю-баю-байки
Прилетели чайки.

Стали крыльями махать

Наших деток усыплять.»

Для знакомства с телом подойдут такие потешки:

«Ротик мой умеет кушать,

Нос дышать, а ушки слушать,

Глазоньки моргать- моргать,

Ручки - все хватать-хватать.»

«Паучок, паучок,

Аню хвать за бочок.

Лягушка, лягушка,

Аню хвать за ушко.

Олени, олени,

Аню хвать за колени.

Песик, песик,

Аню хвать за носик.

Бегемот, бегемот,

Аню хвать за живот.

Оса, оса,

Аню хвать за волоса.

Кузнечики, кузнечики,

Аню хвать за плечики» [6].

Таким образом, системе формирования культурно-гигиенических навыков у детей  второй младшей группы народный фольклор является могучим средством.

Также необходимо осуществить подборку потешек, связанных с культурно-гигиеническим мероприятиями, и разместить их список на информационном стенде для того, чтобы родители могли прочитать детям в семье. Донести до сознания родителей тот факт, что когда родитель их часто к месту употребляет, они впечатываются в подсознание и способствуют правильному формированию культурно-гигиенических навыков у  детей.


Список использованных источников

  1. Березова Е.И. Рабочая программа «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» (3–4 года)// Электронный ресурс Фестиваль педагогических идей 1 сентября http://festival.1september.ru/articles/617615/ (дата обращения 19.02.2017).
  2. Виноградова С.Б Теоретические основания использования русского фольклора// Научный и общественный просветительский журнал «Инициативы ХХШ века». – 2012. - №1.
  3. Конина,Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. – М.: Айрис-пресс, 2007. –12 с.
  4. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  5. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2006. –141с.
  6. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия. Сост. Ю. Г. Круглов. — СПб.: «Просвещение», 1993.
  7. Смирнова,Т.А. Собираем куклу на прогулку// Дошкольное образование. -2008. – №10. – С. 53-59.
  8. Теплюк С. Об опрятности и аккуратности// Дошкольное воспитание. –1988. – №9. – С. 13-17.
  9. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М.: Просвещение, 1997.
  10. Яковенко Т., Ходонецких З. О воспитании культурно-гигиенических навыков// Дошкольное воспитание. – 1979. – № 8. – С.15-20.


Приложение 1.

Список детей второй младшей группы

№ п/п

Дети

Возраст

Пол

1.

Аня Ч.

3г 3 мес

ж

2.

Даша Р.

3г 4 мес

ж

3.

Катя М.

3г 5 мес

ж

4.

Даниил О.

3г 5 мес

м

5.

Никита Д.

3г 4 мес

м

6.

Егор А.

3г 6 мес

м

7.

Оля С.

3г 5 мес

ж

8.

Диана Р.

3г 5 мес

ж

9.

Коля М.

3г 6 мес

м

10.

Денис Т.

3г 3 мес

м


Приложение 2.

Сводная таблица

Ребенок

Сформированность навыка мытья рук (в баллах)

Сформированность навыка опрятной еды
(в баллах)

Сформированность навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке

(в баллах)

Сумма баллов

Уровень

1

Аня Ч.

21

21

21

63

I

2

Даша Р.

21

19

21

61

I

3

Катя М.

21

20

21

62

I

4

Даниил О.

17

17

18

52

II

5

Никита Д.

18

16

18

52

II

6

Егор А.

15

14

15

44

II

7

Оля С.

17

17

18

52

II

8

Диана Р.

18

16

18

52

II

9

Коля М.

11

10

8

29

III

10

Денис Т.

8

9

8

25

III


Протокол №1

Ребенок: Аня Ч., 3,3 г.

Дата: 11.03.2013-15.05.2013

Навыки мытья рук и личной гигиены:

1. Мыть лицо, уши, руки – 3б

2. Закатать рукава – 3б

3. Смочить руки – 3б

4. Взять мыло, намыливать до появления пены – 3б

5. Смыть мыло – 3б

6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку – 3б

7. Пользоваться расческой. – 3б

Итого: 21 б

Навыки опрятной еды:

  1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой – 3б
  2. Не крошить хлеб– 3б
  3. Пережевывать пищу с закрытым ртом – 3б
  4. Не разговаривать с полным ртом – 3б
  5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола – 3б
  6. Благодарить – 3б
  7. Пользоваться только своим прибором – 3б

Итого: 21 б

Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке:

  1. Расстегнуть пуговицы – 3б
  2. Снять платье (брюки) – 3б
  3. Аккуратно повесить – 3б
  4. Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки – 3б
  5. Снять обувь – 3б
  6. Снять колготки, повесить на рубашку (платье) – 3б
  7. Надеть в обратной последовательности – 3б

Итого: 21 б

Общий балл: 63 б

Уровень: высокий


Протокол №2

Ребенок: Даша Р., 3,4 г.

Дата: 11.03.2013-15.05.2013

Навыки мытья рук и личной гигиены:

1. Мыть лицо, уши, руки – 3б

2. Закатать рукава – 3б

3. Смочить руки – 3б

4. Взять мыло, намыливать до появления пены – 3б

5. Смыть мыло – 3б

6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку – 3б

7. Пользоваться расческой. – 3б

Итого: 21 б

Навыки опрятной еды:

  1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой – 3б
  2. Не крошить хлеб– 3б
  3. Пережевывать пищу с закрытым ртом – 3б
  4. Не разговаривать с полным ртом – 2б
  5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола – 2б
  6. Благодарить – 3б
  7. Пользоваться только своим прибором – 3б

Итого: 19 б

Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке:

  1. Расстегнуть пуговицы – 3б
  2. Снять платье (брюки) – 3б
  3. Аккуратно повесить – 3б
  4. Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки – 3б
  5. Снять обувь – 3б
  6. Снять колготки, повесить на рубашку (платье) – 3б
  7. Надеть в обратной последовательности – 3б

Итого: 21 б

Общий балл: 61 б

Уровень: высокий


Протокол №3

Ребенок: Катя Н., 3,5 г.

Дата: 11.03.2013-15.05.2013

Навыки мытья рук и личной гигиены:

1. Мыть лицо, уши, руки – 3б

2. Закатать рукава – 3б

3. Смочить руки – 3б

4. Взять мыло, намыливать до появления пены – 3б

5. Смыть мыло – 3б

6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку – 3б

7. Пользоваться расческой. – 3б

Итого: 21 б

Навыки опрятной еды:

  1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой – 3б
  2. Не крошить хлеб– 3б
  3. Пережевывать пищу с закрытым ртом – 3б
  4. Не разговаривать с полным ртом – 3б
  5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола – 2б
  6. Благодарить – 3б
  7. Пользоваться только своим прибором – 3б

Итого: 20 б

Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке:

  1. Расстегнуть пуговицы – 3б
  2. Снять платье (брюки) – 3б
  3. Аккуратно повесить – 3б
  4. Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки – 3б
  5. Снять обувь – 3б
  6. Снять колготки, повесить на рубашку (платье) – 3б
  7. Надеть в обратной последовательности – 3б

Итого: 21 б

Общий балл: 62 б

Уровень: высокий


Протокол №4

Ребенок: Даниил О., 3,5 г.

Дата: 11.03.2013-15.05.2013

Навыки мытья рук и личной гигиены:

1. Мыть лицо, уши, руки – 3б

2. Закатать рукава – 2б

3. Смочить руки – 2б

4. Взять мыло, намыливать до появления пены – 3б

5. Смыть мыло – 3б

6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку – 2б

7. Пользоваться расческой. – 2б

Итого: 17 б

Навыки опрятной еды:

  1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой – 2б
  2. Не крошить хлеб– 3б
  3. Пережевывать пищу с закрытым ртом – 2б
  4. Не разговаривать с полным ртом – 2б
  5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола – 2б
  6. Благодарить – 3б
  7. Пользоваться только своим прибором – 3б

Итого: 17 б

Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке:

  1. Расстегнуть пуговицы – 2б
  2. Снять платье (брюки) – 3б
  3. Аккуратно повесить – 2б
  4. Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки – 2б
  5. Снять обувь – 3б
  6. Снять колготки, повесить на рубашку (платье) – 3б
  7. Надеть в обратной последовательности – 3б

Итого: 18 б

Общий балл: 52 б

Уровень: средний


Протокол №5

Ребенок: Никита Д., 3,4 г.

Дата: 11.03.2013-15.05.2013

Навыки мытья рук и личной гигиены:

1. Мыть лицо, уши, руки – 3б

2. Закатать рукава – 2б

3. Смочить руки – 2б

4. Взять мыло, намыливать до появления пены – 3б

5. Смыть мыло – 3б

6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку – 3б

7. Пользоваться расческой. – 2б

Итого: 18 б

Навыки опрятной еды:

  1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой – 2б
  2. Не крошить хлеб– 3б
  3. Пережевывать пищу с закрытым ртом – 2б
  4. Не разговаривать с полным ртом – 2б
  5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола – 2б
  6. Благодарить – 2б
  7. Пользоваться только своим прибором – 3б

Итого: 16 б

Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке:

  1. Расстегнуть пуговицы – 2б
  2. Снять платье (брюки) – 3б
  3. Аккуратно повесить – 2б
  4. Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки – 2б
  5. Снять обувь – 3б
  6. Снять колготки, повесить на рубашку (платье) – 3б
  7. Надеть в обратной последовательности – 3б

Итого: 18 б

Общий балл: 52 б

Уровень: средний


Протокол №6

Ребенок: Егор А., 3,6 г.

Дата: 11.03.2013-15.05.2013

Навыки мытья рук и личной гигиены:

1. Мыть лицо, уши, руки – 3б

2. Закатать рукава – 1б

3. Смочить руки – 2б

4. Взять мыло, намыливать до появления пены – 3б

5. Смыть мыло – 2б

6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку – 2б

7. Пользоваться расческой. – 2б

Итого: 15 б

Навыки опрятной еды:

  1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой – 2б
  2. Не крошить хлеб– 1б
  3. Пережевывать пищу с закрытым ртом – 1б
  4. Не разговаривать с полным ртом – 2б
  5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола – 2б
  6. Благодарить – 2б
  7. Пользоваться только своим прибором – 3б

Итого: 14 б

Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке:

  1. Расстегнуть пуговицы – 2б
  2. Снять платье (брюки) – 2б
  3. Аккуратно повесить – 2б
  4. Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки – 2б
  5. Снять обувь – 2б
  6. Снять колготки, повесить на рубашку (платье) – 2б
  7. Надеть в обратной последовательности – 3б

Итого: 15 б

Общий балл: 44 б

Уровень: средний


Протокол №7

Ребенок: Оля С., 3,5 г.

Дата: 11.03.2013-15.05.2013

Навыки мытья рук и личной гигиены:

1. Мыть лицо, уши, руки – 3б

2. Закатать рукава – 2б

3. Смочить руки – 2б

4. Взять мыло, намыливать до появления пены – 3б

5. Смыть мыло – 3б

6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку – 2б

7. Пользоваться расческой. – 2б

Итого: 17 б

Навыки опрятной еды:

  1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой – 2б
  2. Не крошить хлеб– 3б
  3. Пережевывать пищу с закрытым ртом – 2б
  4. Не разговаривать с полным ртом – 2б
  5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола – 2б
  6. Благодарить – 3б
  7. Пользоваться только своим прибором – 3б

Итого: 17 б

Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке:

  1. Расстегнуть пуговицы – 2б
  2. Снять платье (брюки) – 3б
  3. Аккуратно повесить – 2б
  4. Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки – 2б
  5. Снять обувь – 3б
  6. Снять колготки, повесить на рубашку (платье) – 3б
  7. Надеть в обратной последовательности – 3б

Итого: 18 б

Общий балл: 52 б

Уровень: средний


Протокол №8

Ребенок: Диана Р., 3,5 г.

Дата: 11.03.2013-15.05.2013

Навыки мытья рук и личной гигиены:

1. Мыть лицо, уши, руки – 3б

2. Закатать рукава – 2б

3. Смочить руки – 2б

4. Взять мыло, намыливать до появления пены – 3б

5. Смыть мыло – 3б

6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку – 3б

7. Пользоваться расческой. – 3б

Итого: 18 б

Навыки опрятной еды:

  1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой – 2б
  2. Не крошить хлеб– 3б
  3. Пережевывать пищу с закрытым ртом – 2б
  4. Не разговаривать с полным ртом – 2б
  5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола – 2б
  6. Благодарить – 2б
  7. Пользоваться только своим прибором – 3б

Итого: 16 б

Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке:

  1. Расстегнуть пуговицы – 2б
  2. Снять платье (брюки) – 3б
  3. Аккуратно повесить – 2б
  4. Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки – 2б
  5. Снять обувь – 3б
  6. Снять колготки, повесить на рубашку (платье) – 3б
  7. Надеть в обратной последовательности – 3б

Итого: 18 б

Общий балл: 52 б

Уровень: средний


Протокол №9

Ребенок: Коля М., 3,6 г.

Дата: 11.03.2013-15.05.2013

Навыки мытья рук и личной гигиены:

1. Мыть лицо, уши, руки – 2б

2. Закатать рукава – 1б

3. Смочить руки – 2б

4. Взять мыло, намыливать до появления пены – 1б

5. Смыть мыло – 2б

6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку – 1б

7. Пользоваться расческой. – 1б

Итого: 11 б

Навыки опрятной еды:

  1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой – 1б
  2. Не крошить хлеб– 1б
  3. Пережевывать пищу с закрытым ртом – 1б
  4. Не разговаривать с полным ртом – 2б
  5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола – 1б
  6. Благодарить – 1б
  7. Пользоваться только своим прибором – 2б

Итого: 10 б

Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке:

  1. Расстегнуть пуговицы – 1б
  2. Снять платье (брюки) – 2б
  3. Аккуратно повесить – 1б
  4. Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки – 1б
  5. Снять обувь – 1б
  6. Снять колготки, повесить на рубашку (платье) – 1б
  7. Надеть в обратной последовательности – 1б

Итого: 8 б

Общий балл: 29 б

Уровень: низкий


Протокол №10

Ребенок: Денис Т., 3,6 г.

Дата: 11.03.2013-15.05.2013

Навыки мытья рук и личной гигиены:

1. Мыть лицо, уши, руки – 1б

2. Закатать рукава – 1б

3. Смочить руки – 1б

4. Взять мыло, намыливать до появления пены – 1б

5. Смыть мыло – 2б

6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку – 1б

7. Пользоваться расческой. – 1б

Итого: 8 б

Навыки опрятной еды:

  1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой – 1б
  2. Не крошить хлеб– 1б
  3. Пережевывать пищу с закрытым ртом – 1б
  4. Не разговаривать с полным ртом – 2б
  5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола – 1б
  6. Благодарить – 1б
  7. Пользоваться только своим прибором – 2б

Итого: 10 б

Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке:

  1. Расстегнуть пуговицы – 1б
  2. Снять платье (брюки) – 2б
  3. Аккуратно повесить – 1б
  4. Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки – 1б
  5. Снять обувь – 1б
  6. Снять колготки, повесить на рубашку (платье) – 1б
  7. Надеть в обратной последовательности – 1б

Итого: 8 б

Общий балл: 25 б

Уровень: низкий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта по экспериментированию "Знакомство с водой и ее свойствами"

Дети очень любознательны, кроме того любят играть с водой. Вот и решили мы поближе познакомиться со свойствами воды....

Методическая разработка для подготовительной группы "Знакомство детей с Санкт-Петербургом"

Данный материал поможет педагогам в формировании представлений об истории города Санкт-Петербурга; воспитывать ценностное отношение к окружающему миру, родному городу; развивать познавательные интерес...

Методическая разработка непосредственно образовательная деятельность "Знакомство с родным городом", конспект "Путешествие по летнему саду"

Дети-экскурсоводы рассказывают о летнем саде, испльзуя мнемотаблицы, а остальные дети задают экскурсоводам вопросы по Летнему саду...

Методическая разработка по развитию речи "Знакомство с песенкой-потешкой "Как по снегу по метели трое саночек летели..." для детей младшего дошкольного возраста.

Знакомство с песенкой-потешкой "Как по снегу по метели трое саночек летели..." . Методическая разработка для детей младшего дошкольного возраста. Задачи:- познакомить детей с одной из малых форм ...

Методическая разработка мероприятия по теме: "Знакомство с родным городом. Начало пути".

Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю....

Методическая разработка "Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: знакомство с игрушечной лошадкой (в помощь воспитателю)"

Методическая разработка поможет сформировать у дошкольников представление о животном, побуждать детей узнавать и называть животных, живущих рядом с человеком, произносить звукоподражания, развить вним...

Методическая разработка: Формирование основ мировидения для формирования экологического воспитания!

                     Дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и представляет широкие возможности для экологиче...